Восход (космический корабль). Время первых

"Неожиданно СП (Королев) буквально вылетел из приемной, за ним следовал Феоктистов. Увидев меня, СП сказал:
- Вот хорошо, идем с нами!
Задавать вопросы на ходу было бесполезно. Мы прошли по переходу в новый 67-й корпус.
...
Королев подошел к спускаемому аппарату Терешковой и через открытый люк стал молча внимательно разглядывать внутреннюю компоновку. Потом быстро повернулся ко мне и Феоктистову и сказал:
- Вот вам задание. Вместо одного здесь надо разместить троих.
Эта команда была началом переделки «Востока» в «Восход». Решения следовало принимать поистине революционные. Разместить троих в скафандрах невозможно. Без скафандров с грехом пополам, в тесноте да не в обиде, стараниями Феоктистова, удавалось." Б. Е. Черток "Ракеты и люди".

Картина А. А. Леонова.

Имевшиеся у советской разведки данные о разработке американцами и подготовке к выходу человека в открытый космос заставили серьезно поспешить с созданием аппарата, который позволил бы опередить Америку как в полете первого многоместного космического корабля, так и в первой внекорабельной деятельности. Так родился космический корабль Восход.

Борис Евсеевич Черток в своих мемуарах "Ракеты и люди" недаром упоминает именно переделку Востока в Восход. Новый корабль на самом деле мало, чем отличался от своего предшественника: тот же сферический спускаемый аппарат, та же компоновка (герметичный СА + негерметичный приборно-агрегатный отсек), те же размеры. Основное отличие было внутри спускаемого аппарата: засунуть трех человек в шарик, изначально рассчитанный на одного - это надо было постараться. Советские инженеры хотели опередить американцев не только по срокам, но и по технологии: американские Джемини разрабатываются двухместными, значит наш корабль будет трехместным, Джемини предусматривают полную разгерметизацию для ВКД, значит у нас будет шлюз.

Установка корабля Восход на ракету-носитель:

С размещением троих космонавтов кое-как справились, правда для этого пришлось убрать катапультируемое кресло и поставить вместо него три обычных, причем, развернуть их на 90 градусов, что делало невозможным управлять кораблем вручную из кресла. Когда на Восходе-2 автоматика отказала, Беляеву пришлось вылезать из кресла, чтобы проводить ориентацию вручную. Леонов в это время держал его за ноги. После ориентирования перед включением ТДУ пришлось упустить несколько секунд, пока Беляев возращался в кресло, в результате чего вместо жаркой солнечной казахской степи СА Восхода-2 плюхнулся в сугроб в суровой сибирской тайге, где космонавтам пришлось провести несколько мучительных дней, пока их не обнаружила поисково-спасательная группа.

Спускаемые аппараты Восходов сейчас хранятся в музее РКК Энергия, куда так просто не попасть, поэтому за неимением своих фотографий, я воспользуюсь найденными в интернете.
Вот интеръер Восхода-1:


Фото И. Маринина.

Видны три кресла (среднее сдвинуто вниз из-за парашютного контейнера), а также ориентатор "Взор" и приборная панель, идентичные таковым на Востоках.

Вот, взятая из интернета схема, на которой отмечены основные узлы корабля и отличие размещения кресел от Востока.

Бросается в глаза солидных размеров цилиндр, прикрепленный к спускаемому аппарату спереди. Это резервная твердотопливная ТДУ. Дело в том, что Восходы выводились на более высокую орбиту, чем Востоки: 177,5 км * 408 км против востоковских 180,7 км * 234,6 км, поэтому в случае отказа основной ТДУ они не могли подобно Востокам сойти с орбиты естественным торможением о верхние слои атмосферы за приемлемое время.

Еще одним отличием нового корабля была система мягкой посадки (из-за отсутствия катапультных кресел экипаж приземлялся внутри СА): на центральном стропе парашютной системы установили блок твердотопливных двигателей, которые срабатывали в момент касания поверхности земли выдвинутым вниз щупом.

По понятным причинам не существует фотографий Восхода-1 в космосе снаружи, зато сохранилась кинозапись изнутри:

На Восходе-2 без скафандров было никак не обойтись, ведь в ходе полета планировалась ВКД. Поэтому экипаж второго Восхода состоял из двух человек. Больше проблем доставил шлюз. Никаким образом встроить его в шарик спускаемого аппарата было невозможно, а размещенный снаружи отдельным отсеком он не влезал под головной обтекатель. Решение было найдено. Тем, кто недавно восхищался преподнесенной, как ноу-хау, технологией надувных модулей и тестовым образцом такого модуля на МКС, не стоит забывать, что опыт применения подобной конструкции был в советской космонавтике. Надувная шлюзовая камера Восхода-2 в сложенном виде кое-как помещалась под обтекателем, а при разворачивании превращалась в полноценный отсек, хоть, конечно, и тесный.

Увы, но из-за неисправности спускового устройства фотоаппарата, установленного на скафандре Леонова, сфотографировать Восход-2 в космосе снаружи не удалось. Зато есть фото самого Леонова в шлюзе:

А в Московском музее космонавтики выставлен технологический дубликат шлюза, который я сфотографировал:

Подлинник спускаемого аппарата Восхода-2 хранится в музее РКК Энергия. Для наглядности к нему приделали еще один дубликат шлюза, да еще и с манекеном космонавта в скафандре:


Фото И. Маринина.

Интерьер СА Восхода-2:


Фото И. Маринина.

Как проходила первая в мире внекорабельная деятельность, можно увидеть на ролике, снятом кинокамерой, установленной на шлюзе снаружи:

Любопытно, что из-за высокого уровня секретности американцы понятия не имели, как выглядит корабль Восход и его ракета-носитель. Поэтому когда снимали фильм "Живешь только дважды", в эпизоде с запуском советского корабля Восход-16 показали видеозапись пуска ракеты Титан-2 с кораблем Джемини, а сам Восход-16 в фильме совсем на реальные Восходы не похож:

Да и не было на самом деле никакого Восхода-16. По программе были запланированы еще три полета, в ходе которых планировались интересные эксперименты: хирургическая операция на животном в условиях космического полета, ВКД с испытанием ранцевой системы перемещения космонавта и создание искуственной гравитации путем вращения связки корабля Восход-5 и третьей ступени ракеты-носителя тросом (реализовано американцами в ходе программы Джемини).
Но эти три полета были отменены, а программа Восход закрыта. Основной причиной этому послужила ужасная ненадежность корабля. Отсутствие системы аварийного спасения и отсутствие скафандров в трехместном варианте Восхода грозила гибелью экипажа при любой аварии ракеты-носителя или при разгерметизации спускаемого аппарата. Также нужно было перебросить все силы на разработку космического корабля Союз для лунной программы.

На истину я не претендую, но возможно, что отвлечение внимания на Восходы послужило одной из причин проигрыша СССР в лунной гонке. Американская программа Джемини все-таки осуществлялась как необходимая подготовительная ступень для лунной программы, а наш Восход был полностью самостоятельным проектом, главной целью которого было обогнать американцев в полете многоместных кораблей и в первой ВКД. Да, в этом мы получили первенство, но заплатили за это полетом на Луну.

Этой весной выйдет художественный фильм, посвященный полету Восхода-2. С нетерпением жду его, надеюсь, киношники не подведут, и фильм будет правдивым, интересным и захватывающим.

Средний диаметр 2,30 м Максимальный диаметр 2,43 м Длина 4,4 м Масса до 5 тонн Полётные данные Космодром Байконур ,СК 17П32-5 РН типа Р-7. Пл. № 1. ПУ № 5 Ракета-носитель Восход (ракета-носитель) Статистика Первый запуск 6 октября 1964 Последний запуск 22 февраля 1966 Успешных запусков 5 Неудачных запусков 1 Всего запусков 6
Внешние изображения
Многоместный космический корабль «Восток»

По программе «Восход» решались задачи отработки взаимодействия членов экипажа во время полёта, изучалась возможность работы человека в открытом космосе , проводились научные и медико-биологические исследования, технические эксперименты. Основные достижения полученные по программе «Восход» - первый в мире многоместный экипаж (полёт 3 космонавтов на борту), первый в мире полёт космонавтов без использования скафандров, первый в мире выход в открытый космос .

Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» (изначальный технический код разработки был «Восток-3КВ», затем 11а57) и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека (массой 2,27 , длиной 2,25 м и шириной 2,43 м) в котором находились топливные баки и двигательная установка . Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла , применяемого на «Востоках», когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте . Кроме того, в корабле «Восход-1 » космонавты для экономии места располагались без скафандров. Несмотря на то, что этот полёт был намного опаснее предыдущих, желающих полететь в первом в мире экипаже было более, чем достаточно. Сергею Павловичу Королёву стоило больших трудов утвердить в экипаж конструктора спускаемых аппаратов Константина Феоктистова . По кандидатурам командиров и врачей также было немало разногласий.

На освободившееся от катапультного кресла место устанавливались два или три обычных кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, то для обеспечения мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли от сигнала механического высотомера.

Резервный твердотопливный тормозной двигатель для схода с орбиты был установлен в верхней части спускаемого аппарата. Корабли «Восток» имели только один жидкостный тормозной двигатель, однако запасов кислорода хватало для десятидневного полёта, что позволило бы кораблю сойти с орбиты и приземлиться, тормозя трением об атмосферу .

Система носителя и корабля «Восход» не имела средств спасения при аварии в первые минуты после запуска, в отличие от предшествующих кораблей «Восток», имевших систему катапультирования, и последующих кораблей «Союз », оснащённых системой аварийного спасения (САС) . Ввиду такого высокого риска и концентрации ресурсов на программах «Союз» и лунной , программа «Восход» была свёрнута после двух полётов.

По программе были совершены следующие полёты:

Название Дата запуска UTC Дата завершения UTC Время миссии Экипаж Описание
«Космос-47 » 6 октября
07:12
7 октября 1964
07:30
1 сут 00 18 мин - Беспилотный испытательный полёт для отработки и тестирования корабля.
«Восход-1 » 12 октября
07:26
13 октября 1964
07:47
1 сут 00 ч 21 мин космонавт-пилот Комаров ,
конструктор Феоктистов ,
врач Егоров
Первый космический полёт более чем с одним человеком на борту, впервые полёт осуществлялся без скафандров.
«Космос-57 » 22 февраля
07:41
22 февраля 1965
0 сут 03 ч - Беспилотный испытательный полёт для отработки корабля для выхода в космос, завершился неудачей (подорван системой самоуничтожения через 3 часа после старта из-за ошибки командной системы) .
«Космос-59 » 7 марта
9:07
15 марта 1965
12:09
8 сут 03 ч 02 мин - Беспилотный испытательный полёт аппарата другой серии («Зенит-4 ») с установленным шлюзом корабля «Восход» для выхода в космос .
«Восход-2 » 18 марта
07:00
19 марта 1965
09:02
1 сут 02 ч 02 мин космонавт-пилот Беляев ,
космонавт-испытатель Леонов .
Первый выход в открытый космос.
«Космос-110 » 22 февраля
20:09
16 марта 1966
14:09
21 сут 18 ч 00 мин собаки - Ветерок и Уголёк Испытательный полёт для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте.

Детально планировались, но были отменены вместе с программой весной-летом 1966 года ещё 5 пилотируемых полётов:

  • «Восход-3» (Б. Волынов - Г. Катыс → Шонин) - рекордный 18-дневный полёт для научных и военных исследований (выполнен беспилотным как «Космос-110 »).
  • «Восход-4» (изначально П. Попович - В. Пономарёва ; затем В. Пономарёва - И. Соловьёва) - 10-15-дневный полёт изначально с первым смешанным женско-мужским экипажем; затем - с чисто женским экипажем и первым выходом в космос женщины.
  • «Восход-5(-6)» (Е. Хрунов - А. Воронов) - 3-5-дневный полёт с 2-3 выходами в космос и удалением на 50-100 метров с использованием автономного средства передвижения космонавта .
  • «Восход-6(-5)» (

Космические корабли «Восход»

«Восход» — наименование серии советских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите. Длина 5 м, поперечный размер 2,43 м. Космонавты приземлялись в спускаемом аппарате, который имел 2 парашюта. Первый из этой серии «Восход» — трехместный космический корабль; выведен на орбиту 12.10.1964; масса 5,32 т, масса спускаемого аппарата 2,9 т. Экипаж состоял из командира корабля В.М.Комарова, научного сотрудника К.П.Феоктистова и врача Б.Б.Егорова. Длительность полета 1 сутки 17 мин 3 с. 13.10.1964 «Восход» совершил посадку в 312 км к северо-востоку от г.Кустаная. По конструкции и оборудованию космический корабль «Восход» отличался от кораблей серии «Восток» — снабжен системой мягкой посадки, имел резервную твердотопливную тормозную двигательную установку (масса 145 кг), новое приборное оборудование (дополнительную систему ориентации с ионными датчиками, усовершенствованную ТВ и радиотехническую аппаратуру и другое). Задачи полета: испытание космического корабля, исследование работоспособности и взаимодействия в полете группы космонавтов, специалистов в различных областях науки и техники, проведение физико- технических и медико- биологических исследований.

«Восход-2» — двухместный космический корабль (масса 5,682 т, масса спускаемого аппарата без шлюзовой камеры 3,1 т); по компоновочной схеме, составу бортовых систем соответствует кораблю «Восход». Основные отличия: наличие у «Восход-2» шлюзовой камеры, системы шлюзования, элементов систем обеспечения и контроля выхода человека в космос. Шлюзовая камера крепится к внешней поверхности спускаемого аппарата (на верхней полусфере); на участке выведения шлюзовая камера находится в сложенном состоянии, после выведения — наддувается и устанавливается в рабочее положение. Она цилиндрической формы имеет 2 люка: один для сообщения со спускаемым аппаратом, другой для выхода в открытый космос. Наличие шлюзовой камеры в составе космического корабля позволяло сохранить герметичность спускаемого аппарата при выходе космонавта и возвращения его в корабль. «Восход-2» с экипажем в составе П.И.Беляева (командир корабля) и А.А.Леонова (второй пилот) выведен на орбиту 18.3.1965. В полете впервые в истории Леонов (в скафандре с автономной системой жизнеобеспечения) вышел из космического корабля в открытое космическое пространство; находился вне кабины в течение 20 мин, вне шлюза в открытом космосе — 12 мин 9 с, максимальное удаление от шлюзовой камеры 5 м. Леонов имел связь с кораблем с помощью фала. Основные этапы выхода передавались по телевидению и фотографировались кинокамерой. Общая продолжительность полета составила 1 сутки 2 ч 2 мин 17 с, посадка была произведена с использованием ручного контура системы ориентации, космический корабль приземлился в районе г.Перми. Запуски кораблей «Восход» осуществлялись одной из модификаций ракеты Р-7А.


Воспоминания участника обеспечения посадки спускаемого аппарата космического корабля «Восход-2»

Владимир НАУМКИН



Прошло 45 лет с тех пор как экипаж космического корабля «Восход-2», выполнив поставленную задачу, возвратился на землю. Это были подполковник П. И. Беляев и майор А. А. Леонов. В том космическом эксперименте космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, удалился от корабля на расстояние до 5 метров и провел вне шлюзовой камеры двенадцать минут. К сожалению, посадка была выполнена не в расчетной точке под г. Кустанаем, где были сосредоточены поисковые силы и средства, а примерно в 200 км севернее Перми в глухой тайге, где космонавтов никто не ждал и не встречал.

Мне, в то время находившемуся в должности правого летчика - помощника командира вертолета Ми-6, пришлось стать непосредственным участником и свидетелем тех событий, о чем бы и хотел рассказать…

Работа по обеспечению посадки корабля «Восход-2» планировалась на следующий день после запуска, т.е. 19 марта 1965 года.

Погода в расчетной точке спуска, а она находилась в семнадцати километрах юго-западнее г. Кустанай, была летной. Десятибалльная облачность, нижний край 200 м, видимость два километра, небольшая дымка. Взлетев и набрав высоту 150 м, мы взяли курс на юго-запад. Через двадцать минут полета вышли в район посадки и встали в круг. Подстилающая поверхность - ровная степь. Заняли также свои районы вдоль трассы снижения четыре вертолета Ми-4. Выше за облаками на высотах

1200 - 2400 м кружили экипажи самолетов Ил-14. Еще выше на высоте 5400 м - самолет-ретранслятор Ан-12, обеспечивавший непрерывную связь с места предполагаемой посадки на командный пункт поисково-спасательной службы в Москве.

В расчетное время, получив команду с КП Кустаная «Всем быть на приеме», воцарился режим радиомолчания. Все ждали появления в наушниках характерных сигналов, подаваемых с борта спускаемого аппарата.

Здесь необходимо сделать маленькое отступление…

Режим снижения и входа в плотные слои атмосферы сопровождается сильным нагревом корпуса спускаемого аппарата, температура которого достигает 1200° - 1500°. Передать что-либо с борта корабля в этот момент невозможно и сигналы появляются только тогда, когда скорость уменьшается и происходит отстрел крышки парашютного отсека и раскрытие парашюта.

Все экипажи смотрят на часы. Расчетное время вышло, а в наушниках по-прежнему лишь небольшой звуковой фон и потрескивание. Сигналов мы не слышали. От экипажей самолетов, которые могли бы увидеть спускаемый аппарат визуально, никакой информации тоже нет.

Тишину «вспорол» возглас руководителя зоны поиска: «Всем экипажам на своих высотах следовать на аэродром Кустанай, срочно дозаправиться и ждать дальнейших указаний». Возвратившись и дозаправившись, мы получили команду срочно лететь на Свердловск и, если хватит светлого времени, далее идти на Пермь.

День уже клонился к вечеру, светлого времени оставалось мало. Топлива, залитого в Кустанае, для продолжения полета к Перми явно не хватало. Необходима была дозаправка, что и было оперативно сделано на аэродроме Кольцово (г. Свердловск). Запросив разрешение на вылет, получили отказ. Мы были готовы выполнить перелет и ночью на заданном эшелоне, но в то время отношение к летчикам-вертолетчикам, да и к вертолету, как летательному аппарату, было предвзятое, а все перелеты осуществлялись только в светлое время суток при визуальной видимости земных ориентиров.

Мы вынуждены были остаться на ночевку. Лишь двум экипажам на вертолетах Ми-4, которые были на аэродроме Кустанай резервными и не вылетали в зоны поиска, удалось с дозаправкой в Кольцово благополучно долететь до места и в сумерках произвести посадку в г. Перми (аэродром Большое Савино).

Переночевав в авиационной комендатуре, на следующий день рано утром мы вылетели в Пермь. Время перелета составило два часа десять минут. К нашему прилету на аэродром Большое Савино приземлился самолет Ан-12, доставивший с космодрома «Байконур» группу эвакуации. Погрузив их имущество, стали ждать доклада экипажа вертолета Ми-4, который взлетел с рассветом и должен был найти площадку вблизи спускаемого аппарата, а также определить возможность посадки вертолета Ми-6. Получив через самолет-ретранслятор, который «висел» над местом приземления, доклад о готовности к приему на площадке, мы взлетели и, набрав высоту 200 м, взяли курс на север. Погода была прекрасная. На небе ни облачка, видимость более десяти километров, температура за бортом минус 5° С. Яркое весеннее солнце придавало уверенности что все закончится благополучно и к вечеру космонавтов доставят на «большую землю». Напомню, что одну ночь они уже провели в тайге.

Через один час тридцать две минуты мы подлетели к месту нештатной посадки спускаемого аппарата космического корабля «Восход-2». Кругом, насколько хватает горизонта, простиралась тайга. Экипаж самолета-ретранслятора, увидев нас, дал команду подвернуть вправо. Вскоре мы увидели прямо перед собой яркий бело-оранжевый парашют (площадь 1000 м2), который распластался на верхушках высоких елей. Сделав вираж и осмотревшись, увидели в пяти километрах небольшую поляну и находившийся на ней вертолет Ми-4, экипаж которого по радио сообщил о готовности принять нас на этой площадке, предупредив, что она ограниченного размера и что на ней глубокий снежный покров, характерный для предгорий Урала. Пройдя над площадкой, убедились, что посадка будет не простой. Зайдя по крутой глиссаде, снизились, произвели зависание выше верхушек окружающего леса. Снег был настолько пушистым, что, поднятый потоком от несущего винта, порой закрывал видимое пространство. Повисев некоторое время и убедившись, что все вокруг хорошо просматривается, начали вертикальное снижение. Снег на площадке достигал двухметровой глубины. Когда была произведена посадка, то фюзеляж полностью лег на снег. Передний блистер штурмана наполовину был закрыт снегом, колеса основных стоек и передней стойки полностью утонули в снегу. Вертолет фактически лежал на «брюхе». Круглый блистер под антенну радиокомпаса, который располагался под фюзеляжем, как потом выяснилось, был раздавлен. Первые нетерпеливые пассажиры из оперативной группы пытались выйти из вертолета, но, оказавшись по пояс в снегу, были вынуждены возвратиться обратно на борт и одеть лыжи.

Выключив двигатели и осмотревшись, мы убедились, что в таких условиях работать будет нелегко. Мир сразу сузился до размеров поляны, окаймленной высокими деревьями. Кругом тайга, деревья высотой в 30-40 м, в лесу бурелом и снег, перемещаться по которому можно только на лыжах. На краю площадки стояли два бревенчатых дома, под крышей которых когда-то жили люди, возможно староверы. Теперь же при отсутствии окон и дверей они выглядели одинокими сиротами.

Прошла первая ночь космонавтов в лесу. Сброшенная с гражданского вертолета Пермского авиаотряда накануне теплая одежда, цели не достигла. Без лыж космонавты до нее попросту не могли добраться. Встала задача, как теперь нам добраться до спускаемого аппарата, как эвакуировать космонавтов из глухой тайги.

Для усиления поисковой группы был придан вертолет Ми-1, который, выполнив доразведку местности, обнаружил площадку, если так ее можно условно назвать. На самом деле, это редколесье, высота деревьев которого была не выше 4-х метров, и которое находилось на удалении двух километров от спускаемого аппарата.

На эту площадку с висения и была высажена группа из трех человек, прибывших из Байконура, которая на лыжах двинулась в сторону объекта. Одновременно, другая оперативно-техническая группа двинулась со стороны большой площадки, находившейся, как я уже говорил, на удалении пяти километров от места приземления и на которой был развернут штаб руководства спасательной операцией. Свое перемещение по тайге спасатели периодически обозначали пуском сигнальных ракет, а направление их движения корректировалось с вертолета.

Сегодня, оценивая ту ситуацию по прошествии уже нескольких десятилетий, я бы поступил следующим образом: экипажу вертолета Ми-4, находящемуся на большой площадке, нужно было взять на борт лесоруба, который уже был доставлен на площадку с бензопилой «Дружба» и высадить его с висения у спускаемого аппарата с помощью лебедки.

Лесорубу-профессионалу вполне хватило бы 1-1,5 часа работы, чтобы, повалив несколько деревьев, подготовить небольшую площадку для посадки этого или другого вертолета и эвакуации космонавтов.

Но тогда руководство всей этой операцией взяла на себя Москва, которая запретила все работы с висения на месте приземления.

Эвакуация пошла иначе и космонавты вынуждены были еще одну ночь провести в тайге.

После нештатного приземления все областное руководство было поднято на ноги. Была организована доставка питания как самим космонавтам (методом сбрасывания с вертолета), так и на большую площадку, где находились экипажи вертолетов и располагался штаб руководства. Присутствовал на площадке и первый секретарь Пермского обкома КПСС товарищ Коноплев, который в меру своих сил и возможностей оказывал помощь. Я был свидетелем его крайнего возмущения, когда кто-то из участников этой операции выразил недовольство тем, что их кормят одной только копченой колбасой. Коноплев ответил: «Жители моей области месяцами не видят ее на прилавках магазинов, а вы тут заелись, подавай им ресторанное меню». И он был прав. За копченой колбасой тогда многие ездили в Москву.

Но работа шла своим чередом. Группы продолжали двигаться к спускаемому аппарату. С воздуха космонавтам сбросили теплое обмундирование, палатки, питьевую воду, продукты питания. Из окрестных леспромхозов доставили лесорубов с бензопилами, которые начали готовить малую площадку к приходу космонавтов. Группы поиска, с интервалом в несколько часов, наконец вышли к месту приземления космонавтов, но об эвакуации в тот день, а она предполагала выход космонавтов на малую площадку, не могло быть и речи, т.к. светлого времени оставалось в обрез, а идти ночью по лесу на лыжах было рискованно. В том, что определенный риск был, я убедился сам, решив пройтись на лыжах по периметру нашей площадки. В одном из ее уголков увидел следы медведя, размеры лап которого на снегу составляли полторы ступни человека. Разбуженный, потревоженный и голодный хищник представлял определенную опасность для человека. Мало того, в лесу водились и рыси.

К концу дня 20 марта поступила команда нашему экипажу возвращаться обратно в Пермь, а экипажам вертолетов Ми-4 (их было уже три) ночевать на площадке. Усталые (мы в тот день в воздухе в общей сложности находились 5 часов 19 минут) и не удовлетворенные результатом, устроились в аэродромной гостинице на ночлег с тем, чтобы рано утром опять лететь на площадку.





Для космонавтов это была вторая ночевка в тайге, а для родных и близких, а также для журналистов и фотокорреспондентов, которые прибыли в Пермь, это очередное оттягивание встречи на неопределенный срок.

С рассветом мы снова летим на площадку. Один час двадцать минут лета, и мы снова в районе приземления. В это время началось движение П.И. Беляева, А.А. Леонова и сопровождающих их лиц на лыжах в сторону малой площадки. К их приходу на площадке уже находился вертолет Ми-4. Рукопожатие с экипажем, и космонавтов перебазируют на большую площадку. Пересадка их на наш борт, и мы летим в Пермь. Мои первые впечатления о космонавтах: уставшие, но счастливые за благополучный исход. Более энергичен был Леонов. На протяжении всего полета Алексей Архипович сидел на месте бортрадиста и, облокотившись на выдвинутый столик, заполнял открытки, ставя в конце автографы. Когда мы прилетели в Пермь на ночевку, не преминул взять газету «Известия» с большими по размеру портретами двух космонавтов на первых полосах. Эта газета с автографами хранится у меня до сих пор, как память о тех событиях сорокапятилетней давности.

Произведя посадку на полосу, заруливаем на перрон. Видим толпы встречающих людей. Выключаем двигатели.

Люди подошли к вертолету, но почему-то не с той стороны борта, где главный выход. В то время вертолет Ми-6 для многих людей был экзотичен, видели его впервые. Но как только бортовой механик открыл дверь грузовой кабины и установил трап, как все бросились туда, сбивая друг друга, забыв об элементарной этике. С другой стороны, можно понять фотокорреспондента какой-нибудь газеты, а тем более центральной, который всеми правдами и неправдами добирался до Перми, жил где-то на птичьих правах, ждал этого долгожданного момента и вдруг рисковал оказаться без вожделенной фотографии двух улыбающихся космонавтов, уже спускающихся по трапу.

Первые объятия, поцелуи, интервью. А для нас работа не закончилась. В тайге остался спускаемый аппарат, который предстояло вызволить и доставить на аэродром.

22 марта с рассветом мы опять взяли курс на площадку. Накануне, после убытия космонавтов, на месте посадки высадили десяток лесорубов, и они начали готовить площадку для эвакуации объекта. Предстояло подготовить просеку размером 70 х 200 м, что и было сделано к нашему прибытию.

Для руководства операцией по подцепке СА мне было поручено взять с собой командную радиостанцию, сесть в выделенный для меня вертолет Ми-1, перелететь и высадиться непосредственно у объекта, что и было сделано без каких либо затруднений. Трудности начались потом, когда мне с радиостанцией необходимо было отойти в сторону хотя бы метров на пятьдесят для удобства руководства. Но легко сказать отойти… кто бы знал, как трудно это сделать в реальной обстановке. Представьте себе мое положение: снег глубиной до двух метров, поваленные в хаотическом порядке кроны многовековых деревьев, а за спиной на лямках радиостанция, весом в 1 5 кг. На это перемещение у меня ушло около полутора часов. Чего мне это стоило, известно только мне.

«Оборудовав» свой временный командный пункт, включил радиостанцию и через самолет-ретранслятор передал о готовности к приему вертолета Ми-6. Подход, гашение скорости, зависание и подцепка СА тросом длиной 25 м затруднений не вызвали. После двух-трех корректирующих команд экипаж благополучно подцепил объект и доставил его в Пермь.

Винить кого-то из них за задержку с эвакуацией космонавтов не правомерно. Они делали свое дело в соответствии с указаниями вышестоящего руководства и в строгом соответствии с инструкцией летчика и инструкции по безопасности полетов.

Конечно, две ночевки Беляева и Леонова в лесу - это большой провал для службы поиска. Трудно объяснить всему миру, почему после такого блестящего эксперимента двое суток продержали космонавтов в лесу.

Перестраховка в верхах, а также огрехи в организации проведения спасательной работы наложили определенный негативный отпечаток на всю поисково-спасательную службу.

Данная работа показала, что для согласованных и быстрых действий по организации поиска и эвакуации людей, потерпевших бедствие на земле и на воде, необходимы объединенные усилия всех ведомств, имеющих в наличии воздушные суда и наземные средства поиска.

Пришли к этому несколько позднее, когда была организована Единая Государственная авиационная поисково-спасательная служба (ЕГА ПСС).

В настоящее время Наумкин Владимир Александрович работает заместителем директора Центрального дома Авиации и Космонавтики.

18 марта 1965 года, около 12:00 по московскому времени, у советского летчика-космонавта получилось выйти за пределы космического корабля «Восход-2» в открытый космос. Алексей Леонов был первым в мире, кому это удалось. Грандиозное событие дважды обернулось для космонавта смертельным риском..

МАММ/МДФ/russfoto

Старт «Восхода-2»

МАММ/МДФ/russfoto

Старт ракеты-носителя состоялся 18 марта в 10:00 по московскому времени, с космодрома Байконур, сообщает Роскосмос. Проблемы на корабле «Восход - 2» начались почти сразу после старта. Корабль, командиром которого был Павел Беляев, занял орбиту в 500 км вместо положенных 300 км. Миссию решили продолжить. Сразу после выхода на орбиту началась подготовка ко встрече с открытым космосом.

Подготовка к космической миссии

Скафандр «Беркут»

Лобанов Андрей/wikipedia.org

В шлюзе ракеты разместили две камеры чтобы запечатлеть то, как космонавт покидает корабль и возвращается обратно. Еще одну камеру разместили снаружи. За бортом, на случай непредвиденной ситуации, космонавта ждали баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.

Леонову для выхода в открытый космос разработали специальный скафандр «Беркут». С помощью многослойной герметичной оболочки в скафандре поддерживалось оптимальное давление. Для того чтобы защитить космонавта от теплового воздействия солнца, скафандр выкрасили в белый цвет. Капитан корабля также имел с собой новенький скафандр - на случай, если придется помогать коллеге за бортом.

Первый человек в открытом космосе

В 11 часов 28 минут 13 секунд экипаж разгерметизировал шлюзовую камеру корабля. Уже через шесть минут Леонов вышел из шлюза в открытое космическое пространство. С кораблем его связывал только пятиметровый трос с оборудованием и проводами.

Когда я, с трудом оторвавшись, шагнул в эту бездну, внутри что-то подкатилось, что-то подперло. Звезды были и слева, и справа, и вверху, и внизу. Я находился среди звезд. Постепенно все успокоилось, и я понял, что я сам частица этого гигантского мира, где живет человек, как песчинка.

Космонавт выполнил ряд запланированных экспериментов и должен был вернуться на корабль. Но Леонов не смог: из-за разности давления скафандр раздуло. Управлять своим телом в «надутом» костюме становилось практически невозможно.

Нарушение инструкций

Кислорода Леонову должно было хватить только на 20 минут. Космонавт понимал, что докладывать начальству было опасно для его жизни: каждое критическое решение на Земле принималось на общем собрании. Времени было чрезвычайно мало.

Леонов принял решение - самостоятельно сбросить давление в скафандре до аварийного. Это помогло «сдуть» скафандр.

Принимаю решение сбросить давление, хотя попадаю в зону закипания азота. Я знал, видел, как это происходит, когда руки вдруг раздуваются, как резиновые перчатки, лицо становится в 2 раза больше, глаза проваливаются. Это смерть. Но выбора нет. <…> И я сбрасываю давление.

Шлюзовая камера корабля соединялась с кабиной корабля при помощи люка. Он открывался во внутрь камеры автоматически или вручную. По инструкции, входить в него необходимо было ногами вперед. Тогда легче было бы закрывать верхнюю крышку и переместиться в кабину. Первый люк - в шлюз - Леонов вынужден был преодолеть нарушив инструкцию, вперед головой. Это затрудняло его дальнейшие передвижения по камере. Для того, чтобы войти в кабину, Леонову пришлось развернуться в узком пространстве.

Спустя 12 минут 9 секунд космонавт вернулся из открытого космоса в корабль.

Возвращение на Землю

Путь домой тоже дался команде тяжело. Посадку должны были осуществить на 17-м витке. Автоматика подвела и космонавтам пришлось и садиться «в ручную».

Экипаж приземлился 19 марта, в глухой пермской тайге, далеко от предполагаемого места посадки. Искать космонавтов начали спустя несколько часов, но вызволить из тайги их удалось далеко не сразу - вертолет не смог приземлиться среди деревьев. Космонавтам предстояло провести целую ночь в лесу.

На следующий день, для расчистки вертолетной площадки, спустился десант спасателей на лыжах. Они соорудили место для ночлега космонавтов и начали расчистку территории. Только 21 марта площадка была готова.

Отдых в Перми

МАММ/МДФ/russfoto

На борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда их доставили в Москву. Только тогда советские космонавты смогли официально доложить о своей миссии.

По телевидению передали, что два дня отсутствия с момента падения Леонов и Беляев провели на отдыхе в Перми.

Дополнительные источники: ф ильм «Первого канала» - «Леонов. Первый в космосе»