Создание и деятельность первых профсоюзов в англии. II

профсоюзный движение англия промышленный

В конце XVII века в Англии начинается переход от товарного капитала к промышленному. В ходе начавшейся промышленной революции на крупных предприятиях начинают использоваться первые машины - прядильные и паровая.

Развитее машинного производства приводило к распаду цехового и мануфактурного производства. В промышленности всё более начинает развиваться фабричное производство с различными техническими усовершенствованиями.

Бурное развитее промышленности влекло за собой быстрый рост городов.

Монопольное положение Англии на мировом рынке способствовало быстрым темпам её экономического развития.

В период первоначального накопления промышленный капитализм доводит до максимума эксплуатацию рабочей силы, усиленно применяя женский и детский труд, удлиняя рабочий день и уменьшая реальную заработную плату. Этому способствовало невмешательство государства в регламентацию условий труда.

По мере зарождения и развития капиталистического производства появляются первые объединения наёмных работников.

Первые объединения наёмных работников носили очень примитивный характер, строясь по цеховому принципу. Представляя собой бесформенные организации, данные клубы объединяли в своих рядах только квалифицированных рабочих, которые стремились защитить свои узкопрофессиональные социально-экономические интересы. Они объединяли в себе функции общества взаимопомощи, страховой кассы, клуба для отдыха и политической партии. Однако главным в их деятельности была борьба за улучшение условий труда. Так, рабочие - шляпочники, организовавшиеся в 1667 году, имела в 1771 году свою федерацию, а в 1775 году добились повышения зарплаты и введения в жизнь правила о найме на работу исключительно членов своей организацию. В дальнейшем они стали выдвигать требования о «правах внутреннего распорядка» на предприятиях своей отрасли.

Первая реакция работодателей на появление рабочих объединений была отрицательной. Уже в середине XVIII в. парламент заваливается жалобами предпринимателей на существование союзов рабочих, имеющих цель борьбу с ними. Используя своё влияние в парламенте, они добились запрета союзов в 1720 году. Спустя некоторое время, в 1799 году, парламент подтвердил запрет на создание профсоюзов, мотивируя данное решение угрозой безопасности и спокойствию государства со стороны рабочих организаций.

Несмотря на антипрофсоюзное законодательство, союзы продолжали развиваться, перейдя на нелегальное состояние. Одновременно с существованием своих тайных объединений, рабочие начали борьбу за право на коалиции.

Они нашли поддержку среди молодой буржуазной интеллигенции, которая, образовав партию радикалов - т.е. партию коренных реформ, решила вступить в союз с рабочими. Представители радикальной партии считали, что если у рабочих будет легальное право на создание союзов, то экономическая борьба рабочих с хозяевами станет более организованной и менее разрушительной.

Также нашлись сторонники у рабочих и среди крупных землевладельцев в палате лордов.

Представители правящих кругов предприняли ряд мер в пользу поддержки свободы объединений наёмных работников.

Под влиянием этой борьбы английский парламент был вынужден принять закон, разрешающий полную свободу рабочих коалиций. Это произошло в 1824 году.

Однако уже в 1825 году промышленники добились урезки данного закона актом Пиля.

Рост профсоюзного движения к середине 50-х годов XIX века, привёл к новым запрещениям профсоюзов.

В 1871 году парламент признал Закон о профсоюзах.

Но, всё же, постоянное стремление парламента ограничить права профсоюзов привело к политизации профсоюзного движения. Добиваясь всеобщего избирательного права, рабочие Англии в 1874 году добились самостоятельного парламентского представительства. Энергично содействуя замене либерального правительства Гладстона консервативным кабинетом Дизраэли, который шёл на уступки рабочим.

Закон 1875 года отменил уголовные репрессии против общих действий рабочих, борющихся за свои профессиональные интересы, чем были узаконены коллективные сделки.

Опыт организации и работы английских профсоюзов

Впервые профсоюзы признаны законодательно в Англии в 1824г

«…Англия - естественная точка отсчета изучения теории и практики профсоюзного движения. Именно здесь капитализм приобрел форму классического, именно здесь впервые появились профсоюзы. Именно здесь в результате упорной и подчас трагической борьбы профсоюзы впервые были признаны законодательно. Это произошло в 1824 году. И рабочие многих стран учились на опыте английских собратьев»

В профсоюзах Англии насчитывается 9,5 млн. человек

«В профсоюзах Англии сегодня насчитывается 9,5 млн. человек, что составляет примерно половину всех работающих по найму»

Английские профсоюзы объединены в один национальный профцентр.

«Английские профсоюзы предпочитают сохранять организационное единство, то есть входить в один национальный профцентр - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), образованный еще в 1868 г., объединяющий в своих рядах 90 % всех членов профсоюзов>

«…рабочий класс, а с ним и профсоюзы Англии отличаются в известной мере политической однородностью. Ведь сегодня профсоюзы в странах с несколькими профцентрами разобщены главным образом по политическим мотивам. Не то в Англии. Профсоюзы, своими руками и для достижения собственных целей создав в 1900 г. политическую организацию (с 1906 г. - Лейбористская партия), в общем и целом остаются на позициях лейборизма»

Британский конгресс тред-юнионов не управляет, а координирует

«Многое обусловлено и тем, каким принципом руководствуется БКТ в своей деятельности. Этот принцип определяется понятием «координация»: координация усилий, действий, подходов отдельных профсоюзов. То есть, поставив перед БКТ в момент ее создания задачу объединить усилия посредством выработки совместной политики, профсоюзы - члены БКТ сформулировали такой принцип деятельности их детища, который бы не подрывал автономии каждого отдельного профсоюза, чтобы БКТ не превратился из координационного органа в орган управления. Этот принцип проявляется во всем и пронизывает БКТ он начала до конца. Например, решения Генсовета БКТ, его конгрессов не имеют обязательной силы, члены БКТ выполняют их добровольно. Да и решения, которым можно было, в принципе, придать обязательный характер, принимаются редко, так как задача БКТ не контролировать или управлять деятельностью своих членов, а вырабатывать согласованную политику, и не более того »

««Во время крупнейшей забастовки печатников в 1983-1984 гг. профсоюз обратился с просьбой к Генсовету БКТ принять резолюцию, призывающую членов БКТ поддержать печатников действиями солидарности, иначе говоря, призвать к всеобщей забастовке. Большинством голосов Генсовет тогда проголосовал против. Как видно, компетенция БКТ такова, что она не требует наделения его властными полномочиями. Правда, это не значит, что БКТ вообще бессильный орган. Нет, он обладает очень важным инструментом - это исключение из членов»»

Съезд БКТ проводится ежегодно в одно и то же время

««Высшим органов БКТ является съезд… съезд проводится ежегодно, а значит, ежегодно осуществляется корректировка политики профсоюзов, и БКТ не может опоздать за ходом событий»»

««… съезд проводится всегда в одно и то же время - с понедельника по пятницу в первую полную неделю сентября. А это значит, что все профсоюзные организации точно знают, когда будет съезд, и никакие манипуляции со сроками проведения выборов и, естественно, делегатов со стороны аппарата или руководства БКТ невозможны. Это с одной стороны. С другой ежегодное проведение съездов предопределяет его рабочий и «естественный» характер проведения. Никакого парадного камуфляжа, задаривания или «одурачивания» делегатов, никаких заранее подготовленных и написанных аппаратом речей быть не может. В Англии съезд БКТ - обыденное и исключительно рабочее событие»»

««… голосование на съезде представительное, т. е. делегаты обладают не одним голосом, а ровно столькими голосами, сколько членов профсоюза они представляют. Это также исключает изначально навязываемые аппаратом избирательные игры, равно как и избрание человека со стороны или от малозначительной организации, непропорциональный учет мнения разных по численности профсоюзов» »

Английские профсоюзы предпочитают сохранять организационное единство, т.е. входить в один национальный профцентр - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), образованный еще в 1868 г., объединяющий в своих рядах 90 % всех членов профсоюзов.

Многое в деятельности английских профсоюзов обусловлено и тем, каким принципом руководствуется БКТ в своей деятельности. Этот принцип определяется понятием «координация»: координация усилий, действий, подходов отдельных профсоюзов, не нарушая их автономии, чтобы БКТ не превратился из координационного органа в орган управления. Этот принцип проявляется во всем и пронизывает БКТ он начала до конца. Например, решения Генсовета БКТ, его конгрессов не имеют обязательной силы, члены БКТ выполняют их добровольно. Да и решения, которым можно было, в принципе, придать обязательный характер, принимаются редко, так как задача БКТ не контролировать или управлять деятельностью своих членов, а вырабатывать согласованную политику, и не более того.

Высшим органом БКТ является съезд который проводится ежегодно. Съезд проводится всегда в одно и то же время: в первую полную неделю сентября. А это значит, что все профсоюзные организации точно знают, когда будет съезд. В Англии съезд БКТ - обыденное и исключительно рабочее событие.

Съезд БКТ выполняет три функции:

  • заслушивает и обсуждает ежегодный доклад Генсовета о состоянии дел и проделанной работе;
  • обсуждает и голосует за резолюции, которые были внесены еще до съезда профсоюзными организациями;
  • избирает членов Генсовета.

Предложенные профсоюзами резолюции проходят, если их поддерживает большинство профсоюзов БКТ. Высшим органом управления БКТ является генеральный совет (Генсовет). Кроме того в БКТ формируются следующие комитеты:

  1. по финансам и общим вопросам;
  2. по международным делам;
  3. по вопросам образования;
  4. по социальному обеспечению и безопасности на производстве;
  5. по вопросам политики в области занятости и организационным;
  6. по экономическим вопросам;
  7. по вопросам равноправия (женщин и мужчин на производстве).

В рамках БКТ действуют также 18 комитетов по отраслям или группам отраслей и профессий, представители БКТ участвуют в работе совместных комитетов, которые время от времени заменяются на другие.

Вся работа вышеперечисленных комитетов сводится почти исключительно к лоббированию правительства и правительственных организаций, с целью принятия последними решений в интересах БКТ.

Вся структура обслуживается весьма небольшим числом штатных работников. К их числу относятся:

  1. генеральный секретарь БКТ, его заместитель и два помощника, руководители отделов (финансовый отдел, международный отдел, отдел организационной работы и трудовых отношений, отдел прессы и информации, отдел социального обеспечения и безопасности на производстве, отдел по медицинским вопросам);
  2. небольшое количество сотрудников перечисленных отделов.

В целом финансовая база БКТ не очень сильная, отчисления профсоюзов в БКТ составляют 1-2% от суммы членских взносов.

В региональных советах имеется лишь по одному освобожденному ответственному работнику. Задача секретаря регионального совета - координация связи и контактов региональных структур профсоюзов, а функция региональных советов БКТ - организовать проведение совместных встреч профсоюзных лидеров с целью выработки общей региональной политики.

Среди инструментов достижения своих целей большинство (около 70 %) профсоюзов, входящих в БКТ, предусматривает в уставах и политические инструменты, а именно создание политических фондов для финансирования политических партий, компаний и соответствующих депутатов.

Как минимум во всех уставах предусматривается поддержка депутатов разных уровней, которые выступают и действуют в интересах профсоюзов. Так что о партийно-политической изоляции английских профсоюзов не может быть и речи. Вместе с тем политических целей профсоюзы не имеют, а потому роль политической организации им не свойственна.

Большинство официальных лиц профсоюза избирается тайным голосованием, исключение касается только первичного уровня Голосование проходит по почте, при этом, естественно, голосующий расходов не несет, так как он получает бюллетень для тайного голосования с оплаченным конвертом.

Степень участия членов профсоюза определяется и тем, как и когда проводятся национальные конференции (конгрессы) профсоюза. Конференции (конгрессы) национального профсоюза проводятся ежегодно, как и съезды БКТ, со всеми вытекающими из этого обстоятельства, о которых сказано выше. Важно также, что для подготовки такой конференции в соответствии с уставом образуется специальный комитет, в состав которого не могут входить должностные лица или члены исполнительного совета национального уровня.

Главная задача этого комитета - сформировать повестку конференции, а точнее - обеспечить включение в нее всех проектов резолюций, направленных снизу, а также проконтролировать, чтобы генеральный секретарь обеспечил полным списком представленных резолюций все местные организации профсоюза заблаговременно. А это значит, что делегаты смогут заранее ознакомиться с содержанием предлагаемых резолюций, а их достаточно много, обсудить их с рядовыми членами, определить собственную позицию и затем уже приехать на конференцию, со знанием дела принять участие в обсуждении и голосовании. Трудно не отдать должное тому, кто впервые разработал такой механизм принятия главнейших решений, который учитывает мнение всех. Дело в том, что на конференциях вырабатывается общая политика профсоюза, включающая в себя много направлений и аспектов. Вырабатывается она посредством определения позиций профсоюза по тому или иному вопросу, а это. в свою очередь, осуществляется посредством формулирования и голосования того или иного проекта резолюции по тому или другому вопросу. Отсюда на ежегодных конференциях обсуждаются и принимаются по несколько десятков таких резолюций.

На конференции используется принцип представительного голосования, как и на конгрессах БКТ, что обеспечивает высокую репрезентативность принимаемых решений и резолюций. В ряде случаев национальный исполнительный совет назначает независимых лиц для проведения тайного голосования, что обеспечивает в необходимых случаях особую точность.

Демократичность функционирования профсоюза обеспечивается и значительным объемом прав членов профсоюза, закрепленных в уставе. В частности, в Объединенном профсоюзе машиностроителей члены профсоюза имеют право доступа для ознакомления к любым документам профсоюза, в том числе финансовым. Для реализации этого права не требуется ничье согласие, достаточно только желание члена профсоюза. К тому же руководство местного отделения профсоюза должно определить дни, когда они осуществляют «плановое» ознакомление со своими документами, независимо от того, заявил об этом кто-нибудь или нет.

Действенность и способность к организованному сопротивлению профсоюзов обеспечивается в первую очередь тем, что вся полнота власти принадлежит конференции национального профсоюза, а в период между ними - его национальному исполнительному совету. Решение этих органов, равно как и всех аналогичных на региональном и первичном уровне, является обязательным для всех членов профсоюза, находящихся в юрисдикции того или иного органа, а также для нижестоящих органов.

Главные вопросы в жизни профсоюза, от которых и зависит их действенность, решаются конференцией и национальным исполнительным советом. Речь идет об объявлении забастовки или других коллективных действиях, определении порядка создания профсоюзных финансовых фондов и правил их расходования, определении структуры профсоюза номенклатуры должностей и их функций, определении общей политики профсоюза.

Другим важным моментом является то, что не менее 50 % поступлений от взносов сосредотачивается в центральном фонде, а первичная организация - наименее «богатая» в финансовом отношении структура профсоюза. Разработка же колдоговорной политики, осуществляемой при обязательном участии экспертов, проведение забастовок требуют весьма значительных средств, что обусловливает неэффективность их сосредоточения на уровне первичной организации.

Нарушение устава, в первую очередь в части, касающейся финансов и проведения забастовок, может повлечь за собой исключение из членов профсоюза или отказ в денежной помощи бастующим, если забастовка несанкционированная.

Все выборные лица, а также назначаемые получают доплаты за свою работу в интересах профсоюза. Штатные работники получают заработную плату.

Вместе с тем в определенных случаях уставы профсоюзов предусматривают штрафные, правда небольшие, санкции за отсутствие, например, на заседают выборного органа.

В уставах профсоюзов проводится также строгое разграничение между официальными лицами профсоюза, которые всегда избираемы и состоят в выборных органах, но, как правило, не являются штатными работниками (кроме президента национального уровня) и должностными лицами профсоюза, например, генеральный секретарь, председатель профсоюзного фонда, которые могут назначаться, но не входить в состав выборных органов и чаще являются штатными работниками.

Точный перечень всех официальных и должностных лиц профсоюза, их функциональные обязанности и пределы компетенции, равно как и выборных органов или органов, состоящих их делегатов, всегда содержится в уставе профсоюза. Любой член профсоюза, имея в руках устав, знает точное число ответственных работников, более того, он знает и размер их заработной платы.

Немаловажное значение для рассматриваемого вопроса имеет тот факт, что в уставе профсоюза подробно и точно установлены льготы для членов профсоюза а также различные выплаты. Размер этих выплат не может быть изменен иначе как посредством внесения изменений в устав, а значит, национальной конференцией, съездом профсоюза.

Выплаты, как правило, предусматриваются участникам забастовок, в случае утраты трудоспособности, помощь семье в случае смерти члена профсоюза и др.

Особенно интересным является тот факт, что члены профсоюзов Англии не имеют равных прав и не несут равных обязанностей. Права и обязанности членов профсоюза зависят от выбранного ими условия членства. Наибольшее распространение получили следующие виды членства:

Первый вид - к нему относятся те, кто уплачивает полный размер профсоюзного взноса; они обладают всеми правами, закрепленными в уставе;

Второй вид - к нему относятся частично занятые рабочие, т.е. работающие менее 21 часа в неделю, которые уплачивают сокращенный взнос; они сохраняют всю полноту прав, за исключением льгот: они имеют право на получение 50 % от обычного размера профсоюзных льгот.

Третий вид - к нему относятся те, кто не имеет работы и зарегистрирован как безработный; они уплачивают профвзнос в размере 10 пенсов в неделю и не могут быть избранными в органы управления профсоюза, хотя могут возглавлять специальный комитет по делам безработных;

Четвертый вид - к нему относятся пенсионеры с 10-летним стажем членства в профсоюзе; они уплачивают лишь 5 пенсов в неделю, но имеют право только на пособие в случае смерти и не имеют право занимать никаких должностей в профсоюзе;

Пятый вид - к нему относятся молодые члены профсоюза; это лица до 18 лет, они уплачивают неполный взнос и имеют право на половинный размер профсоюзных льгот.

Шестой вид - к нему относятся студенты - члены профсоюза, они занимают такое же положение, как молодые члены профсоюза;

Седьмой вид - к нему относятся члены профсоюза, имеющие профсоюзный стаж свыше 30 лет, в случае ухода на пенсию они сохраняют за собой право не уплачивать взносов на профсоюзные льготы в полном объеме;

Восьмой вид - почетные члены профсоюза; это лица, оказавшие значительные услуги профсоюзу; они не могут баллотироваться. голосовать и не имеют никаких профсоюзных льгот.

Полноправное членство начинается только после своевременной уплаты членских взносов. В случае образования 13-недельной задолженности члены профсоюза теряют все права, но еще остаются членами профсоюза. Если задолженность станет выше 6 месяцев, то член профсоюза автоматически выбывает из него.

Английские профсоюзы политических целей не имеют, но поддерживают депутатов разных уровней, которые выступают и действуют в их интересах.

Сегодня большинство профсоюзов в развитых капиталистических странах, не говоря о развивающихся (в них политическая сторона гипертрофирована), так или иначе связаны с политическими партиями. Но только английские профсоюзы создали свою собственную политическую партию - лейбористскую (в переводе - партия труда), которая существует с 1906 г. Хотя первое название этой политической организации - Комитет рабочего представительства, созданной профсоюзами в 1900 г., куда более красноречиво отражало цель и смысл ее появления. Речь шла о представительстве в парламенте страны, т.е. создании парламентской фракции, защищающей интересы профсоюзов. Это, естественно, возможно только посредством выборов, а значит, необходимо было организоваться, собрать средства для проведения предвыборной кампании и т.д.

Создав свою партию, профсоюзы стали ее коллективными членами. Иначе говоря между профсоюзами и ЛПВ (Лейбористская партия Великобритании) существует организационная связь. Профсоюзы участвуют в работе конференций ЛПВ от местного до национального уровня, участвуют в выработке политики ЛПВ, в избрании ее руководящих органов. Поскольку профсоюзы являются коллективными членами, то они обладают правом представительного голоса, а если учесть, что коллективное членство составляет почти 90 % членов ЛПВ, то становится ясно, что профсоюзы - важнейший фактор, определяющий характер политики ЛПВ.

Профсоюзы финансируют ЛПВ, обеспечивая примерно 80 % всех ее средств. Финансирование осуществляется из так называемых политических фондов, источником которых являются политические взносы членов профсоюзов, желающих уплачивать такой взнос наряду с профсоюзными взносами. В среднем в профсоюзах - членах ЛПВ взнос уплачивают около 80 % членов

Цели, на которые могут расходоваться средства из политических фондов, регламентируются в уставе. В их числе: финансирование ЛПВ, выборной кампании, дотации депутатам, печатание политических материалов, имеющих целью побудить избирателя голосовать за кандидата от ЛПВ, и другие.

Как создается политический фонд? Политический фонд создается по решению большинства членов профсоюза посредством проведения тайного голосования среди всех членов профсоюза. Это голосование должно обязательно проводиться независимой счетной комиссией. Решение о создании политического фонда не лишает члена профсоюза в любое время отказаться от уплаты политического взноса. Средства профсоюзов из других фондов не могут расходоваться на политические цели. Все члены профсоюза в соответствии с законом 1988 г. имеют право в любое время проверить правильность использования профсоюзных средств на политические цели, и если будут обнаружены нарушения, член профсоюза может обратиться в суд, причем государство гарантирует оплату всех издержек, связанных с судебным процессом. Нельзя не добавить, что БКТ не имеет права создавать политический фонд, равно как и забастовочный, что соответствует целям и задачам, поставленным профсоюзами перед БКТ.

В Великобритании продолжает существовать судебная практика на основе которой профессиональные союзы несут материальную ответственность за «незаконное» исключение из своих рядов штрейкбрехеров. В этих действиях профсоюзов усматривается «заговор) против личности.

На первом этапе развития профсоюзного движения Англии его деятельность носила чисто экономический характер.

Участники первых рабочих «клубов» XVIII века, ещё не утратили надежду стать хозяевами. В связи с чем, «типичный» «профессиональный клуб» городских ремесленников, представлял собой изолированный кружок высококвалифицированных рабочих, отделившихся от основной массы работников. Рабочие общества были лишены твердых целей и чёткой организационной структуры.

С начала XIX века в профсоюзном движении Англии становятся популярными идеи Р. Оуэна. В составленном им уставе «Великого союза» было записано:

«Хотя целью союза является, в первую голову, повышение заработной платы рабочим или предупреждение возможности дальнейшего её понижения, либо сокращение продолжительности рабочего дня, - великой конечной целью его должно быть утверждение верховных прав трудолюбия и человеколюбия, путём проведения таких мер, которые дееспособно оградят нас от недостойного контроля и распоряжения плодами наших трудов, что производится с помощью порочной денежной системы невежественными, бездельными и бесполезными членами общества».

Р.Оуэн одним из первых высказал синдикалистский лозунг о необходимости того, чтобы «союз сельскохозяйственных рабочих взял бы на себя владение землёй, союз горнорабочих – копями, текстильные союзы – фабриками и т.п.

Установление монопольного господства Британии в мировом хозяйстве, промышленный подъём и как следствие рост заработной платы более чем в 12 раз – привело к зарождению реформистской идеологии в профсоюзном движении Англии.

В профсоюзах всё более укоренялось представление о том, что суть профсоюзного движения состоит не в классовой борьбе, а в тщательно выработанной системе взаимопомощи, накоплении мощных фондов и их умелом использовании, грамотном применении третейских судов и примирительных камер.

Так, Ливерпульские каменщики прямо заявляли в своём циркуляре от 1845г.: «Наше общество уже не признаёт стачек, либо как средства для улучшения собственного нашего положения, либо как метода, который нужно применить для борьбы против нарушения наших прав».

Профсоюзы исходили из представления, что равенство в политических правах и предоставления всем классам общества возможности широкого образования неизбежно повлечёт за собой установление экономического равенства. Необходимо отметить, что данная точка зрения превалировала среди «аристократической» квалифицированной части рабочих. Они не противопоставляли весь рабочий класс капиталистам, а противопоставляли рабочих определённой профессии единичным капиталистам в целях соглашения.

Такая позиция профсоюзов объяснялась утверждением в Англии буржуазной демократии. Рабочие получили возможность влиять на государственную власть. В 1867 году были предоставлены избирательные права для высококвалифицированных рабочих крупных городов, а с 1885 года избирательные права получили и остальные рабочие.

Тред-юнионы попеременно поддерживали то либералов, то консерваторов, в зависимости от уступок, делаемых этими партиями союзам в области рабочего законодательства. Так, путём соглашения с либералами тред-юнионам удалось в 1871 году провести закон, гарантирующий свободу союзов и стачек. Спустя некоторое время, уже через соглашение с консерваторами профсоюзы добились в 1874-1876 годах издания парламентом законов об уравнении рабочих и предпринимателей в правах перед судом, о законодательном ограничении рабочего времени бумагопрядильщиков, о дальнейшем расширении прав тред-юнионов.

Вожди тред-юнионов считали, что в рабочей партии нет необходимости, так как профсоюзы не должны систематически заниматься политической деятельностью. Именно в этот период в среде профсоюзов преобладало влияние либерального экономического учения «манчестерской» школы. В его основе лежало утверждение, что государство существует само по себе, независимо от хозяйственной жизни; и что чем меньше правительство вмешивается в область экономики, тем лучше.

Только в 1874 году тред-юнионы впервые самостоятельно выступили на выборах в парламент, выставив 14 своих кандидатов, и проведя двух представителей в палату общин. Первыми рабочими депутатами в парламенте стали Александр Макдональд и Томас Барт. К 1885 году количество рабочих депутатов в парламенте достигло 11 человек. Однако, следует отметить, что депутаты от рабочих не имели своей политической программы и не образовали в парламенте своей рабочей фракции. Их законодательные инициативы отражали интересы отдельных групп рабочих. В области законодательной охраны труда представители тред-юнионов в парламенте ограничились только защитой специфических интересов отдельных групп рабочих. Например, портные требовали распространения фабричного законодательства на надомников, а лондонские извозчики требовали защиты от клиентов, а не от хозяев.

На рубеже XIX-XX веков в ряды профсоюзов начинается приток широких масс рабочих, не входивших ранее в профсоюзное движение. Начинается эра «нового тред-юнионизма». Постепенно в профсоюзах начинается осознание необходимости своего участия в политической борьбе.

Первые симптомы нарастающего перелома в сознании рабочих обнаружились в 80-х годах XIX века. В 1881 году была создана «Демократическая фракция», объединившая социалистов и представителей радикальной буржуазии. В 1884 году она была переименована в «Социал-демократическую федерацию».

Почти одновременно с этим событием, группа английских социалистов интеллигентов основала «Фабианское общество». Во главе его встали известный драматург Бернард Шоу, Сидней Вебб, автор классических трудов о тред-юнионизме и другие. Программа общества предусматривала уничтожение частной собственности на «землю и промышленный капитал». Для достижения этой цели рекомендовалось «возможно более широкое распространение знаний об отношениях между обществом и индивидуумом с экономической, этической и политической точек зрения». Переход к социализму должен был произойти через длинный ряд социальных реформ. Именно поэтому основатели Общества присвоили ему имя римского полководца Фабия Кунктатора, который уничтожал врага с помощью стратегии основанной на осторожности и медлительности. Несмотря на малочисленность Общества, оно приобрело огромное идеологическое влияние на рабочих.

В 1892 году ряд профсоюзных активистов создали «Независимую рабочую партию». Идеология партии была близка к идеологии фабианцев. Однако в отличие от интеллигентов, составлявших основу «Фабианского общества», лидеры новой партии сумели завоевать доверие среди профсоюзных руководителей. Во многом это объяснялось тем, что их политические лозунги были просты и понятны для профсоюзного актива.

Социалистическая агитация привела к тому, что часть наиболее политически грамотных рабочих стала выступать за необходимость создания своей независимой рабочей партии. Всё большее число профсоюзных активистов увязывало выполнение своих экономических требований с политической борьбой.

Конгресс тред-юнионов 1890года высказался за законодательное введение 8-часового рабочего дня. Норвичский конгресс 1894 года принял резолюцию о национализации земли, а также орудий производства.

Переломным моментом, приведшим к открытому выступлению тред-юнионов за необходимость создания крупной самостоятельной рабочей партии, послужило «дело в долине Тафф», которое разыгралось в 1899-192 годах. Суть данного дела состояла в следующем. В долине Тафф произошла забастовка железнодорожников. Во время стачки железнодорожники проводили пикеты, отговаривая штрейкбрехеров выходить на работу место бастующих рабочих. Забастовка потерпела поражение, но хозяева железной дороги не удовлетворились своей победой. На основании старинного закона, формально не отменённого, железнодорожная кампания потребовала от профсоюза в судебном порядке возмещения понесённых ею убытков. Несмотря на победу в двух судебных инстанциях, третья и последняя, палата лордов – решила дело в пользу владельцев железной дороги. В результате профсоюз железнодорожников вынужден был уплатить штраф в размере 270.000 рублей золотом.

Данное событие поставило английские профсоюзы перед угрозой полного уничтожения. Понимая невозможность изменения судебного решения, профсоюзы вынуждены были встать на путь политической борьбы.

На конгрессе тред-юнионов в Плимуте, по предложению союза железнодорожников, было принято решение о созыве специальной конференции для выработки мер по проведению на ближайших выборах большего количества рабочих депутатов в парламент. Такая конференция состоялась 27 февраля 1900 года в Лондоне. На ней присутствовали представители профсоюзов, «Независимой рабочей партии», «Фабианского общества» и «Социал-демократической Федерации». Конференция избрала особый «Комитет Рабочего Представительства» из 12 членов. Средства Комитета должны были составляться из взносов входящих в него организаций, 10 шиллингов с каждой тысячи членов в год. Объединение было построено на федеративных началах и не имело чёткой политической линии.

С 1906 года Комитет принял название - Лейбористская партия Великобритании («Рабочая партия»).

На первом этапе своего существования «Рабочая партия» стремилась не к прямой политической деятельности, а к «пропитыванию» буржуазного общества идеями социального реформизма. Один из лидеров лейбористов, заявлял, что партии достаточно иметь группу в 900 человек, которая производила бы лабораторную работу по подготовке реформ: разрабатывала бы проекты социального страхования, минимума заработной платы, охраны женщин и детей и т.п. Все же эти проекты, складывающиеся в «стройную социалистическую систему», первоначально должны были проводиться в жизнь буржуазными партиями. Однако практика показала, что рабочая партия должна проводить самостоятельную политику, не полагаясь на либералов и консерваторов.

Тред-юнионы поставили перед собой задачу создания в парламенте собственного представительства. Активное участие в политической жизни общества вело к усилению влияния лейбористкой партии.

Первым крупным успехом «Рабочей партии» стали выборы 1906 года. Партия сумела провести в парламент 29 депутатов, образовавших в ней рабочую фракцию. Уже в этом году рабочие депутаты, совместно с либеральным правительством, добились отмены решения палаты лордов по «делу в долине Тафф», а также введения государственного страхования.

К 1910 году число членов партии достигло 2 миллионов, и она имела в парламенте 42 депутата.

После окончания Первой мировой войны, в 1918 году, лейбористская партия разработала свою политическую платформу, которая послужила в дальнейшем основой для её партийной программы.

В Программе особо подчёркивалась тесная связь партии с Генеральным Советом конгресса тред-юнионов. Лейбористы стремились содействовать политическому, социальному и экономическому освобождению народа, в первую очередь трудящихся масс. Партия заявляла о своем стремлении обеспечить работникам «полный продукт их труда и наиболее равномерное его распределение на базисе общественной собственности на орудия производства, а также создать наиболее совершенную систему народного управления и контроля в каждой отрасли промышленности и общественной службы».

К началу 1920-х годов лейбористская партия стала влиятельной силой, разрушив основы традиционного британского парламентаризма, основывающегося на существовании двух партий – консерваторов и либералов. В конституционной жизни Англии наступила новая эпоха.

Таким образом, к началу XX века профсоюзы Англии создали свою политическую партию, оказывая существенное влияние на социально-экономическую и политическую жизнь английского общества.

В конце XVII века в Англии начинается переход от товарного капитала к промышленному. В ходе начавшейся промышленной революции на крупных предприятиях начинают использоваться первые машины - прядильные и паровая.

Развитее машинного производства приводило к распаду цехового и мануфактурного производства. В промышленности всё более начинает развиваться фабричное производство с различными техническими усовершенствованиями.

Бурное развитее промышленности влекло за собой быстрый рост городов.

Монопольное положение Англии на мировом рынке способствовало быстрым темпам её экономического развития.

В период первоначального накопления промышленный капитализм доводит до максимума эксплуатацию рабочей силы, усиленно применяя женский и детский труд, удлиняя рабочий день и уменьшая реальную заработную плату. Этому способствовало невмешательство государства в регламентацию условий труда.

По мере зарождения и развития капиталистического производства появляются первые объединения наёмных работников.

Первые объединения наёмных работников носили очень примитивный характер, строясь по цеховому принципу. Представляя собой бесформенные организации, данные клубы объединяли в своих рядах только квалифицированных рабочих, которые стремились защитить свои узкопрофессиональные социально-экономические интересы. Они объединяли в себе функции общества взаимопомощи, страховой кассы, клуба для отдыха и политической партии. Однако главным в их деятельности была борьба за улучшение условий труда. Так, рабочие - шляпочники, организовавшиеся в 1667 году, имела в 1771 году свою федерацию, а в 1775 году добились повышения зарплаты и введения в жизнь правила о найме на работу исключительно членов своей организацию. В дальнейшем они стали выдвигать требования о «правах внутреннего распорядка» на предприятиях своей отрасли.

Первая реакция работодателей на появление рабочих объединений была отрицательной. Уже в середине XVIII в. парламент заваливается жалобами предпринимателей на существование союзов рабочих, имеющих цель борьбу с ними. Используя своё влияние в парламенте, они добились запрета союзов в 1720 году. Спустя некоторое время, в 1799 году, парламент подтвердил запрет на создание профсоюзов, мотивируя данное решение угрозой безопасности и спокойствию государства со стороны рабочих организаций.

Несмотря на антипрофсоюзное законодательство, союзы продолжали развиваться, перейдя на нелегальное состояние. Одновременно с существованием своих тайных объединений, рабочие начали борьбу за право на коалиции.

Они нашли поддержку среди молодой буржуазной интеллигенции, которая, образовав партию радикалов - т.е. партию коренных реформ, решила вступить в союз с рабочими. Представители радикальной партии считали, что если у рабочих будет легальное право на создание союзов, то экономическая борьба рабочих с хозяевами станет более организованной и менее разрушительной.

Также нашлись сторонники у рабочих и среди крупных землевладельцев в палате лордов.

Представители правящих кругов предприняли ряд мер в пользу поддержки свободы объединений наёмных работников.

Под влиянием этой борьбы английский парламент был вынужден принять закон, разрешающий полную свободу рабочих коалиций. Это произошло в 1824 году.

Однако уже в 1825 году промышленники добились урезки данного закона актом Пиля.

Рост профсоюзного движения к середине 50-х годов XIX века, привёл к новым запрещениям профсоюзов.

В 1871 году парламент признал Закон о профсоюзах.

Но всё же постоянное стремление парламента ограничить права профсоюзов привело к политизации профсоюзного движения. Добиваясь всеобщего избирательного права, рабочие Англии в 1874 году добились самостоятельного парламентского представительства. Энергично содействуя замене либерального правительства Гладстона консервативным кабинетом Дизраэли, который шёл на уступки рабочим.

Закон 1875 года отменил уголовные репрессии против общих действий рабочих, борющихся за свои профессиональные интересы, чем были узаконены коллективные сделки.

Создание и деятельность профсоюзов в Англии (XIX- начало XX вв.)

В конце XVII века в Англии начинается переход от торгового капитала к промышленному. Происходит распад цехового и мануфактурного производства и развитие фабричного производства. Происходит бурное развитие промышленности и городов. Появляются первые объединения наемных работников(строились по цеховому принципу, объединяли функции общества взаимопомощи, страховой кассы, клуба для отдыха и политической партии).Реакция работодателей на появление объединений отрицательная. Союзы продолжали развиваться, перейдя на нелегальное положение. Нашли поддержку среди молодой буржуазной интеллигенции, образовав партию радикалов (коренных реформ). Считали, что если будет легальное право на создание союзов, экономическая борьба с хозяевами станет более организованной и менее разрушительной. Были сторонники и среди крупных землевладельцев в палате лордов (Лорд Байрон, лорд Эшли). В 1824 г. англ. парламент вынужден был принять закон, разрешающий полную свободу рабочих коалиций. Но в 1825 г. Парламентом закон был урезан актом Пиля, который предусматривал суровые меры к рабочим. действия могли быть, по мнению работодателей, направлены во вред производству.

Рост профсоюзного движения к середине 1850-х годов привел к новым запрещениям профсоюзов. Данные запреты вели к тому, что профсоюзы оказывались вне закона и не могли воспользоваться его защитой в случае необходимости. Так, в 1867 году суд отказался принять иск от союза котельщиков к растратившему их средства казначею, ссылаясь на то, что он, союз, стоит вне закона. Стремле­ние сохранить свои фонды как гарантию боеспособности в случае стачечной борьбы привело к очередному давлению профсоюзов на власть с целью легализации своей деятельности.

Результатом данной борьбы стало признание парламентом Зако­на о профсоюзах от 1871 года. В соответствии с ним профсоюзы получили право на легальное существование. Закон обеспечивал полную защиту фондам союзов, совершенно не затрагивая их внут­реннего строения.

В то же время этот закон был дополнен «биллем о поправках к уголовному законодательству», сохранявшему сущность «закона о запугивании», позволяющему защищать штрейкбрехеров. Самое мирное объявление забастовки рассматривалось биллем как угро­за предпринимателю, а всякое давление на штрейкбрехеров, пи­кетирование предприятия было уголовно наказуемым деянием. Так, в 1871 году в Южном Уэльсе семь женщин оказались в тюрьме только за то, что они сказали: «Ба!» при встрече с одним штрейк­брехером.

Постоянное стремление парламента ограничить права проф­союзов привело к политизации профсоюзного движения. Добиваясь всеобщего избирательного права, рабочие Англии в 1874 году доби­лись самостоятельного парламентского представительства, энергич­но содействуя замене либерального правительства Гладстона консер­вативным кабинетом Дизраэли, который шел на уступки рабочим. Результатом этого стала отмена в 1875 году уголовного билля 1871 го­да, в том числе «закона о запугивании» и «закона о господах и слу­гах», по которому рабочий, нарушивший трудовой договор, подвер­гался уголовному преследованию, а предприниматель лишь приговаривался к уплате штрафа. Закон 1875 года отменил уголов­ные репрессии против общих действий рабочих, борющихся за свои профессиональные интересы, чем были узаконены коллективные сделки.