Ориентирование по Солнцу.

18.08.2015 14:29

Практические работы по географии 6 класс

Практическая работа №1.

Цели работы: 1. Научиться определять по картам географичес-кое положение океана, его относительные размеры, преобладаю-щие и максимальные глубины, прогнозировать возможности его использования человеком.

1. Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океа-на, указанного учителем, по предложенному плану.

План характеристики океана

1. Название океана.

2. Его относительные размеры.

3. В каких полушариях находится.

4. Какие материки омывает.

5. Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова

6. Самые большие острова в его границах

7. Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф - широкий или узкий.

8. Течения (указать холодные и теплые)

9. Виды хозяйственной деятельности

2. На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые им, элементы береговой линии (моря, заливы, проли-вы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

Практическая работа № 2.

Тема: «Описание реки по плану»

Цели работы: 1. Научить характеризовать реку по карте.

Последовательность выполнения работы

1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по пред-ложенному плану.

План описания реки:

1. Название реки;

4. Общее направление течения;

5. Длина реки;

7. Характер течения реки;

8. Куда впадает река;

Вариант 1. Амазонка.

Вариант 2. Нил.

Вариант 3. Миссисипи.

Вариант 4. Волга.

Вариант 5. Дунай.

Вариант 6. Янцзы.

Практическая работа № 3 .

Тема «Озера».

Цели:

Последовательность выполнения работы

1.Что называется озером?

2.Что такое котловина озера?

1 Байкал, А Австралия

2 Балхаш, Б Африка

3 Каспийское, В Евразия

4 Эйр. Г Северная Америка

5 Чад, Д Южная Америка.

6 Верхнее,

7 Титикака,

8 Ладожское,

9 Виктория.

  1. водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
  2. каналы: Панамский, Суэцкий.

Практическая работа № 4

Тема: «

Цели работы: 1. Установить особенности суточного хода темпе-ратуры воздуха.

Последовательность выполнения работы

Время (часы)

Температура (o C)

  1. 5. Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2010 года.

Практическая работа № 5.

Тема: Роза ветров.

Цели:

Последовательность выполнения работы

С Ю CВ З СЗ В ЮВ ЮЗ

740 мм. РТ. Ст 750 мм РТ. Ст

730 мм РТ. Ст 757 мм РТ. Ст.

754мм РТ. Ст 752 мм РТ. Ст

Практическая работа № 6.

Тема: Характеристика погоды.

Цели: Установить особенности суточного хода темпе-ратуры воздуха.

2. Научиться строить графики температуры по материалам ка-лендаря погоды.

Последовательность выполнения работы

1

Температура

2

3 . Куда дует ветер и почему?

4

5 . Заполнить таблицу:

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии 6 класс»

Практическая работа №1.

Тема: «Состав мирового океана».

Цели работы: 1. Научиться определять по картам географичес­кое положение океана, его относительные размеры, преобладаю­щие и максимальные глубины, прогнозировать возможности его использования человеком.

2. Результаты работы уметь показать на контурной карте.

Последовательность выполнения работы

    Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океа­на, указанного учителем, по предложенному плану.

План характеристики океана

    Название океана.

    Его относительные размеры.

    В каких полушариях находится.

    Какие материки омывает.

    1. Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова

      Самые большие острова в его границах

      Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф – широкий или узкий.

      Течения (указать холодные и теплые)

      Виды хозяйственной деятельности

      1. На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые им, элементы береговой линии (моря, заливы, проли­вы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

Практическая работа № 2.

Тема: «Описание реки по плану »

Цели работы: 1. Научить характеризовать реку по карте.

2. Установить зависимость между рельефом, направлением и характером течения.

Последовательность выполнения работы

1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по пред­ложенному плану.

План описания реки:

1. Название реки;

2. Положение реки на материке;

3. Местоположение и географические координаты истока;

4. Общее направление течения;

5. Длина реки;

6. Крупнейшие левые и правые притоки;

7. Характер течения реки;

8. Куда впадает река;

9. Вид устья и его географические координаты;

10. Использование реки человеком.

Вариант 1. Амазонка.

Вариант 2. Нил.

Вариант 3. Миссисипи.

Вариант 4. Волга.

Вариант 5. Дунай.

Вариант 6. Янцзы.

Практическая работа № 3 .

Тема «Озера».

Цели:

Последовательность выполнения работы

1.Используя параграф 35 на странице 115 ответить на вопросы:

1.Что называется озером?

2.Что такое котловина озера?

3. Какие условия необходимы для образования озер?

Подбери пару: Озеро - материк.

1 Байкал, А Австралия

2 Балхаш, Б Африка

3 Каспийское, В Евразия

4 Эйр. Г Северная Америка

5 Чад, Д Южная Америка.

6 Верхнее,

7 Титикака,

8 Ладожское,

9 Виктория.

Составить описание озера Байкал, Титикака по плану (стр 118)

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:

    все материки (чёрным цветом) и все океаны (синим цветом);

    реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;

    водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

    озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;

    каналы: Панамский, Суэцкий.

Практическая работа № 4

Тема: « Изменение температуры воздуха».

Цели работы: 1. Установить особенности суточного хода темпе­ратуры воздуха.

Последовательность выполнения работы

1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта 2010 года в городе Нижнем Новгороде:

Время (часы)

Температура (o C)

    2. Какая температура была в 11 часов?

    3. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?

    4. Определите суточную амплитуду температур.

    6. Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью?

    7. Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха

Практическая работа № 5.

Тема: Роза ветров.

Цели: формирование представления о понятии «ветер», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра.

Последовательность выполнения работы

Задание 1. Укажите стрелкой направление ветра

С Ю CВ З СЗ В ЮВ ЮЗ

Задание 2. Определить в каком направлении будет дуть ветер?

В каком случае он будет сильнее?

740 мм. РТ. Ст 750 мм РТ. Ст

730 мм РТ. Ст 757 мм РТ. Ст.

754мм РТ. Ст 752 мм РТ. Ст

Задание 3. Построить розу ветров по данным

Направление ветра

Без ветра

Количество дней с ветром определенного направления

Практическая работа № 6.

Тема: Характеристика погоды.

Цели: Установить особенности суточного хода темпе­ратуры воздуха.

2. Научиться строить графики температуры по материалам ка­лендаря погоды.

Последовательность выполнения работы

1 . На основе следующих данных суточного хода температуры воздуха ответьте на вопросы

Температура

1. Какая температура была в 11 часов?

2. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?

3. Определите суточную амплитуду температур.

2 .Решите задачу. Какова температура на Памире, если в июле у подножия она составляет +36 градусов? Высота Памира 6 км.

3 . Куда дует ветер и почему?

760 мм. РТ. Ст. 740 мм. РТ. Ст. 773 мм. РТ. Ст.

4 . При температуре +20 градусов в нем содержится 12 грамм водяного пара. Определить относительную влажность воздуха.

5 . Заполнить таблицу:

Элементы погоды

В чем измеряются

Каким прибором

Темы практических работ:

  • Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)
  • Практическая работа №3. Форматирование таблицы
  • Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек
  • Практическая работа №5. Встроенные функции
  • Практическая работа №6. Логические функции
  • Практическая работа №7. Связывание рабочих листов
  • Практическая работа №8. Обработка данных с помощью ЭТ
  • Практическая работа №9. Решение задач с помощью ЭТ
  • Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование

Практическая работа №1. Ввод данных в ячейки, редактирование данных, изменение ширины столбца, вставка строки (столбца)

Редактирование данных:

1) выбрать нужную ячейку;
2) щелкнуть мышью в строке формул или дважды щелкнуть левой кнопкой мыши внутри ячейки;
3) отредактировать содержимое ячейки;
4) нажать Enter или щелкнуть мышью в другой ячейке.

Изменение ширины столбца (высоты строки):

1) подвести курсор мыши к границе столбца (строки), курсор примет вид двойной стрелки;
2) передвигать границу до нужного размера, не отпуская левой кнопки мыши;
3) отпустить левую кнопку мыши.

Вставка строки (столбца)

1) выделить строку (столбец), перед (слева) которой нужно вставить новую строку (столбец);
2) выбрать Вставка, Строки (Столбцы)

Задание.

1) Введите данные следующей таблицы:

Подберите ширину столбцов так, чтобы были видны все записи.

2) Вставьте новый столбец перед столбцом А. В ячейку А1 введите № п/п , пронумеруйте ячейки А2:А7 , используя автозаполнение, для этого в ячейку А2 введите 1, в ячейку А3 введите 2, выделите эти ячейки, потяните за маркер Автозаполнения вниз до строки 7.

3) Вставьте строку для названия таблицы. В ячейку А1 введите название таблицы Индивидуальные вклады коммерческого банка.

4) Сохраните таблицу в своей папке под именем банк.xls

Практическая работа №2. Ввод формул

Запись формулы начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом.

Задание.

1) Откройте файл банк.xls «Лист 2» таблицу с «Лист 1».

2) В ячейку С9 введите формулу для нахождения общей суммы =С3+С4+С5+С6+С7+С8, затем нажмите Enter .

3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, =С3/C9*100 , затем нажмите Enter .

4) Аналогично находим долю от общего вклада для ячеек D4, D5, D6, D7, D8

5) Для группы ячеек С3:С9 установите Разделитель тысяч и разрядность Две цифры после запятой , используя следующие кнопки , , .
6) Для группы ячеек D3:D8 установите разрядность Целое число , используя кнопку
7) Добавьте две строки после названия таблицы. Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 – сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3 текст Время, в ячейку В3 – текущее время (например, 10:08). Выберите формат даты и времени в соответствующих ячейках по своему желанию.
8) В результате выполнения задания получим таблицу

Практическая работа №3. Форматирование таблицы

1) Для изменения формата ячеек необходимо:

  • выделить ячейку (группу ячеек);
  • выбрать Формат, Ячейки ;
  • в появившемся диалоговом окне выбрать нужную вкладку (Число, Выравнивание, Шрифт, Граница );
  • выбрать нужную категорию;
  • нажать ОК.

2) Для объединения ячеек можно воспользоваться кнопкой Объединить и поместить в центре на панели инструментов

Задание . 1) Откройте файл банк.xls , созданный на прошлом уроке.

2) Объедините ячейки A1:D1 .

3) Для ячеек В5:Е5 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Переносить по словам , предварительно уменьшив размеры полей, для ячейки В4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, Ориентация - 450 , для ячейки С4 установите Формат, Ячейки, Выравнивание, по горизонтали и по вертикали – по центру

4) С помощью команды Формат, Ячейки, Граница установить необходимые границы
5) Выполните форматирование таблицы по образцу в конце задания.

9) Сохраните документ под тем же именем.

Практическая работа №4. Абсолютная и относительная адресация ячеек

1) Формула должна начинаться со знака «=».
2) Каждая ячейка имеет свой адрес, состоящий из имени столбца и номера строки, например: В3, $A$10, F$7.
3) Адреса бывают относительные (А3, Н7, В9), абсолютные ($A$8, $F$12 – фиксируются и столбец и строка) и смешанные ($A7 – фиксируется только столбец, С$12 – фиксируется только строка). F4 – клавиша для установки в строке формул абсолютного или смешанного адреса.
4) Относительный адрес ячейки изменяется при копировании формулы, абсолютный адрес не изменяется при копировании формулы
5) Для нахождения суммы можно воспользоваться кнопкой Автосуммирование , которая находится на панели инструментов

Задание.

1) Откройте файл банк.xls , созданный на прошлом уроке. Скопируйте на «Лист 3» таблицу с «Лист 1».
2) В ячейку С9 введите формулу для нахождения общей суммы, для этого выделите ячейку С9 , нажмите кнопку Автосуммирование , выделите группу ячеек С3:С8 , затем нажмите Enter .

3) В ячейку D3 введите формулу для нахождения доли от общего вклада, используя абсолютную ссылку на ячейку С9: =С3/$C$9*100 .

4) Скопируйте данную формулу для группы ячеек D4:D8 любым способом.
5) Добавьте две строки после названия таблицы. Введите в ячейку А2 текст Дата, в ячейку В2 – сегодняшнюю дату (например, 10.09.2008), в ячейку А3 текст Время, в ячейку В3 – текущее время (например, 10:08). Выберите формат даты и времени в соответствующих ячейках по своему желанию.
6) Сравните полученную таблицу с таблицей, созданной на прошлом уроке.
7) Добавьте строку после третьей строки. Введите в ячейку В4 текст Курс доллара , в ячейку С4 – число 23,20 , в ячейку Е5 введите текст Сумма вклада, руб.
8) Используя абсолютную ссылку, в ячейках Е6:Е11 найдите значения суммы вклада в рублях.

9) Сохраните документ под тем же именем.

Практическая работа №5. Встроенные функции

Excel содержит более 400 встроенных функций для выполнения стандартных функций для выполнения стандартных вычислений.
Ввод функции начинается со знака = (равно). После имени функции в круглых скобках указывается список аргументов, разделенных точкой с запятой.
Для вставки функции необходимо выделить ячейку, в которой будет вводиться формула, ввести с клавиатуры знак =, нажать кнопку Мастера функций на строке формул. В появившемся диалоговом окне

выбрать необходимую категорию (математические, статистические, текстовые и т.д.), в этой категории выбрать необходимую функцию. Функции СУММ , СУММЕСЛИ находятся в категории Математические , функции СЧЕТ , СЧЕТЕСЛИ , МАКС , МИН находятся в категории Статистические .
Задание . Дана последовательность чисел: 25, –61, 0, –82, 18, –11, 0, 30, 15, –31, 0, –58, 22. В ячейку А1 введите текущую дату. Числа вводите в ячейки третьей строки. Заполните ячейки К5:К14 соответствующими формулами.

Отформатируйте таблицу по образцу:

Лист 1 переименуйте в Числа , остальные листы удалите. Результат сохраните в своей папке под именем Числа.xls .

Практическая работа №6. Связывание рабочих листов

В формулах можно ссылаться не только на данные в пределах одного листа, но и на данные, расположенные в ячейках других листов данной рабочей книги и даже в другой рабочей книге. Ссылка на ячейку другого листа состоит из имени листа и имени ячейки (между именами ставится восклицательный знак!).
Задание . На первом листе создать таблицу «Заработная плата за январь»

На втором листе создать таблицу «Заработная плата за февраль»

Переименуйте листы рабочей книги: вместо Лист 1 введите Зарплата за январь , вместо Лист 2 введите Зарплата за февраль , вместо Лист 3 введите Всего начислено . Заполните лист Всего начислено исходными данными.

Заполните пустые ячейки, для этого введите в ячейку С9 формулу , в ячейку D9 введите формулу , в остальные ячейки введите соответствующие формулы.

Сохраните документ под именем зарплата .

Практическая работа №7. Логические функции

Логические функции предназначены для проверки выполнения условия или для проверки нескольких условий.
Функция ЕСЛИ позволяет определить, выполняется ли указанное условие. Если условие истинно, то значением ячейки будет выражение 1 , в противном случае – выражение 2.
=ЕСЛИ (условие; выражение 1; выражение 2)
Например, =ЕСЛИ (В2>20; «тепло»; «холодно»)
Если значение в ячейке В2>20, то выводится сообщение тепло , в противном случае – холодно .

Задание 1.

1) Заполните таблицу и отформатируйте ее по образцу:

2) Заполните формулами пустые ячейки. Абитуриент зачислен в институт, если оценка по математике 4 или 5, в противном случае – нет.
3) Сохраните документ под именем студент .
Совместно с функцией ЕСЛИ используются логические функции И, ИЛИ, НЕ .
Например, =ЕСЛИ(И(Е4<3; Н8>=3); «выиграет»; «проиграет»). Если значение в ячейке Е4<3 и Н8>=3, то выводится сообщение выиграет, в противном случае – проиграет.

Задание 2.

1) Откройте файл «Студент».
2) Скопируйте таблицу на Лист 2 .
3) После названия таблицы добавьте пустую строку. Введите в ячейку В2 Проходной балл, в ячейку С2 число 13. Изменим условие зачисления абитуриента: абитуриент зачислен в институт, если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка по математике 4 или 5, в противном случае – нет.

4) Сохраните полученный документ.

Практическая работа № 8. Обработка данных с помощью ЭТ

1. Заполните таблицы.
2. Заполните формулами пустые ячейки. Засушливым считается месяц, в котором количество выпавших осадков меньше 15 мм (воспользуйтесь формулой СЧЕТЕСЛИ).
3. Заполните столбец Прогноз :

  • засуха, если количество осадков < 15 мм;
  • дождливо, если количество осадков >70 мм;
  • нормально (в остальных случаях).

4. Представьте данные таблицы Количество осадков (мм) графически, расположив диаграмму на Листе 2 . Выберите тип диаграммы и элементы оформления по своему усмотрению.
5. Переименуйте Лист 1 в Метео , Лист 2 в Диаграмма . Удалите лишние листы рабочей книги.

6) Установите ориентацию листа – альбомная, укажите в верхнем колонтитуле (Вид, Колонтитулы ) свою фамилию, а в нижнем – дату выполнения работы.
7) Сохраните таблицу под именем метео .

Практическая работа № 9. Решение задач с помощью ЭТ

Задача 1. Представьте себя одним из членов жюри игры «Формула удачи». Вам поручено отслеживать количество очков, набранных каждым игроком, и вычислять суммарный выигрыш в рублях в соответствии с текущим курсом валюты, а также по результатам игры объявлять победителя. Каждое набранное в игре очко соответствует 1 доллару.
1. Заготовьте таблицу по образцу:

2. В ячейки Е7:Е9 введите формулы для расчета Суммарного выигрыша за игру (руб.) каждого участника,в ячейки В10:D10 введите формулы для подсчета общего количества очков за раунд.
3. В ячейку В12 введите логическую функцию для определения победителя игры (победителем игры считается тот участник игры, у которого суммарный выигрыш за игру наибольший)
4. Проверьте, что при изменении курса валюты и количества очков участников изменяется содержимое ячеек, в которых заданы формулы.
5. Сохраните документ под именем Формула удачи .

Дополнительное задание.

Выполните одну из предлагаемых ниже задач.

1. Для обменного пункта валюты создайте таблицу, в которой оператор, вводя число (количество обмениваемых долларов) немедленно получал бы ответ в виде суммы в рублях.
Текущий курс доллара отразите в отдельной ячейке. Переименуйте Лист 1 в Обменный пункт . Сохраните документ под именем Обменный пункт .

2. В парке высадили молодые деревья: 68 берез, 70 осин и 57 тополей. Подсчитайте общее количество высаженных деревьев, их процентное соотношение. Постройте объемный вариант круговой диаграммы.
Сохраните документ под именем Парк .

Практическая работа №10. Формализация и компьютерное моделирование

При решении конкретной задачи необходимо формализовать изложенную в ней информацию, а затем на основе формализации построить математическую модель задачи, а при решении задачи на компьютере необходимо построить компьютерную модель задачи.

Пример 1. Каждый день по радио передают температуру воздуха, влажность и атмосферное давление. Определите, в какие дни недели атмосферное давление было нормальным, повышенным или пониженным – эта информация очень важна для метеочувствительных людей.

Формализация задачи – атмосферное давление считается:

  • нормальным, если находится в пределах от 755 до 765 мм рт.ст.;
  • пониженным – в пределах 720-754 мм рт.ст.;
  • повышенным – до 780 мм рт.ст.

Для моделирования конкретной ситуации воспользуемся логическими функциями MS Excel.

2. В ячейку С3 введите логическую функцию для определения, каким (нормальное, повышенное или пониженное) было давление в каждый из дней недели.
3. Проверьте, как изменяется значение ячейки, содержащей формулу при изменении числового значения атмосферного давления.
4. Сохраните документ под именем Атмосферное давление .

Дополнительное задание.

В 1228 г. итальянский математик Фибоначчи сформулировал задачу: «Некто поместил пару кроликов в некоем месте, огороженном со всех сторон стеной. Сколько пар кроликов родится при этом в течение года, если природа кроликов такова, что каждый месяц, начиная с третьего месяца после своего рождения, пара кроликов производит на свет другую пару?»

Формализация задачи:

Эта задача сводится к последовательности чисел, в дальнейшем получившей название «Последовательность Фибоначчи»: 1, 1, 2, 3, 5, 8, …,
Где два первых члена последовательности равны 1, а каждый следующий член последовательности равен сумме двух предыдущих.
Выполните компьютерное моделирование задачи Фибоначчи.

Тема урока:

Простейшие математические модели.

Практическая работа 6 Создаем графические и словесные модели.

Цели:

    систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

    расширить представления учащихся о знаковых информационных моделях;

    дополнить и обобщить представления учащихся о математических моделях.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях;

    систематизация полученных знаний.

Развивающие:

    развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

    воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ),наглядно-иллюстративный, практический.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

1) Что такое модель?
2) Зачем нужна модель?
3) Когда применяют модель?

3. Изучение нового материала. Формирование понятия математическая модель, моделирование

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.

Рассмотрим текст небольшой заметки из школьной стенгазеты:

После капитального ремонта бассейн «Дельфин» буквально преобразился: просторные раздевалки и душевые сверкают новеньким кафелем, захватывает дух от вида замысловатой горки и пятиметровой вышки, манит голубая гладь водных дорожек.

Но самое главное, строители переделали систему водоснабжения бассейна. Раньше бассейн наполнялся водой из одной трубы. На это уходило 30 часов. Теперь строители подвели еще одну трубу, которая наполняет бассейн за 20 часов. Как мало времени теперь потребуется для наполнения бассейна, если включить обе эти трубы!

Этот текст можно рассматривать как словесную модель бассейна. Попробуем решить содержащуюся в заметке задачу: узнаем, за сколько часов бассейн наполнится через обе трубы.

Если отбросить информацию, несущественную с точки зрения поставленной задачи, то условие задачи можно сформулировать так:

Через первую трубу бассейн наполняется за 30 часов, через вторую трубу - за 20 часов. За сколько часов бассейн наполнится через обе трубы?

Попробуем решить задачу в общем виде, обозначив время заполнения бассейна через первую и вторую трубы A и B соответственно. Примем за 1 весь объём бассейна, искомое время обозначим через t.

Так как через первую трубу бассейн наполняется за A часов, то 1A часть бассейна, наполняемая первой трубой за 1 час; 1B - часть бассейна, наполняемая второй трубой за 1 час.

Следовательно, скорость наполнения бассейна первой и второй трубами вместе составит: 1A+1B.

Можем записать: (1A+1B)⋅t=1.

Мы получили математическую модель, описывающую процесс наполнения бассейна из двух труб.

Преобразуем выражение в скобках: 1A+1B=A+BA⋅B.

Получаем, A+BA⋅B⋅t=1.

Теперь искомое время может быть вычислено по формуле: t=A⋅BA+B.

На шоссе расположены пункты A и B, удалённые друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта B в направлении, противоположном A, со скоростью 50 км/ч.

Составим математическую модель, описывающую положение мотоциклиста относительно пункта Aчерез t часов.

За t часов мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от A на расстоянии 50t+20 км. Если обозначить буквой s расстояние (в километрах) мотоциклиста до пункта A, то зависимость этого расстояния от времени движения можно выразить формулой: s=50t+20,t≥0.

Графические информационные модели являются простейшим видом моделей, которые передают внешние признаки объекта – размеры, форму, цвет.

Их достоинством является высокая информативность.

4. Практическая работа.

Лист практической работы выдаётся на стол каждому ученику. При работе с более сложным ПО предусмотрены задания разной степени сложности

Задание 1. Создайте представленные геометрические композиции из готовых мозаичных форм.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Записи в тетради. Создайте геометрическую композицию мебели из кубиков.

Тема урока:

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы.

Цель: Сформировать знания учащихся о геометрических моделях в жизни человека. Познакомить с разновидностями мозаичных композиций. Сформировать навыки построения геометрических моделей в графическом редакторе, на примере создания мозаичных композиций.

Задачи: Образовательные

    формирование навыков работы с программным обеспечением;

    выбор определённого программного средства для реализации, поставленной задачи;

    выработка умений и навыков решения практических задач в соответствующих программах.

Развивающие

    развитие внимания, способности к анализу;

    развитие логического мышления;

    развитие способностей к определённым видам деятельности (дизайн, инженерная графика, программирование и т.д.)

Воспитательные

    формирование самостоятельности мышления, чёткости и организованности в работе, умения контролировать свою деятельность;

    работать эффективно в соответствии с располагаемым временем.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока : Закрепление изученного материала с применением современных компьютерных технологий.

Раздаточный материал: Задания к практической работе.

Ход урока

1. Орг. момент

Приветствие. Проверка присутствующих.

Постановка цели урока:

Попробуем себя в роли дизайнера паркетов.

Попробуем себя в роли конструктора.

Знакомство с планом урока.

2. Актуализация.

Что такое модель?

С какой целью создаются модели?

Какой процесс называется моделированием, формализацией и визуализацией?

Назовите этапы моделирования.

Назовите виды моделей по способу представления?

3. Изучение нового материала.

Структура и правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолетов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Правильно оформленная таблица имеет структуру:

Табличный номер

Общий заголовок таблицы

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк или граф.
4. Практическая работа

Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? - данные неизвестны;
х - данные невозможны;
↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
1) выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
2) уточнить структуру таблицы;
3) «заселить» таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями.

Например:

Столица Франции - Париж.

Глубина озера - З м.

Имя девочки - Маша.

Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица», «глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем называть одиночными.

5. Итог урока.

Оценка результатов работы. Особое внимание обратить на качество выполненных графических моделей.

По химии за 9 класс (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 1999 год),
задача №0
к главе «Лабораторные и практические работы ».

А) Различить вещества: CaCl 2 , NaOH, K 2 CO 3 , BaCl 2

1) Действия : Добавляем раствор кислоты

Наблюдения Уравнения реакции:


Выводы: Проведенная реакция является качественной на карбонат-ион, следовательно в данной пробирке находится карбонат калия. 2) Действия : Добавляем фенолфталеин. Наблюдения : В одной из пробирок р-р окрасился в розовый цвет.

Выводы: В данной пробирке - гидроксид натрия, т.к. розовеет фенолфталеин в щелочной среде. 3) Действия : Добавляем раствор сульфата натрия. Наблюдения : В одном случае образуется белый осадок, а в другом происходит только помутнение раствора. Уравнения реакции:



Выводы: Сульфат кальция - малорастворимым, сульфат бария является нерастворимым соединением, Значит, там, где помутнение раствор - хлорид кальция, где образовался белый осадок, был хлорид бария.

Б) Различить вещества: CaCO 3 , Ba(NO 3) 2 , Na 2 SO 4

1) Действия : Добавляем соляную кислоту. Наблюдения : В одной из пробирок выделяется газ. Уравнения реакции:


Выводы: Эта реакция является качественной на карбонат-ион, поэтому в данной пробирке находится карбонат кальция. 2) Действия : Оставшиеся вещества разбавляем водой и добавляем раствор сульфата натрия. Наблюдения : В одной из пробирок образовался белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: В данной пробирке содержится нитрат бария, т.к. данная реакция является качественной на ион

3) Действия : К оставшимся растворам добавляем раствор нитрата бария. Наблюдения : В одной из пробирок выпадает белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция является качественной на сульфат-ион, поэтому в данной пробирке находится сульфат натрия. 4) Действия : К оставшемуся раствору добавляем раствор нитрата серебра (I). Наблюдения : Образовался белый осадок. Уравнения реакции:


Выводы: Реакция является качественной на хлорид-ион, поэтому в данной пробирке находится хлорид калия.

В) Осуществить превращение: CaCL 2 → Ca(OH) 2 → CaCO 3 → Ca(HCO 3) 2 → CaCO 3 → CaCl 2

1) Действия : К концентрированному раствору хлорида кальция добавляем концентрированный раствор щелочи. Что происходит:

2) Действия : Через получившуюся взвесь пропускаем

Что происходит:


3) Действия : Нагреваем получившийся раствор. Что происходит:

4) Действия : Добавляем соляную кислоту. Что происходит:

Г) Осуществить превращение: MgCO 3 → MgCl 2 → Mg(OH) 2 → MgSO 4

1) Действия :

добавляем соляную кислоту. Что происходит:


2) Действия : Добавляем раствор щелочи. Что происходит:


3) Действия : Добавляем раствор серной кислоты. Что происходит:

По химии за 9 класс (О.С.Габриелян, 2011 год),
задача №6
к главе «Практические работы ».

Вариант 1.

Получение, собирание и распознавание водорода

Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1-2 гранулы цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.

3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.

4. Опишите, как можно распознать водород.

Ответы:

Собрали прибор для получения газов и проверили его на герметичность. В пробирку положили 1-2 гранулы цинка и прилили в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и надели на кончик трубки еще одну пробирку, подождали некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Сняли пробирку с водородом и не переворачивая ее поднесли к горящей спиртовке. Чистый водород взрывается с глухим хлопком.

Получение, собирание и распознавание аммиака

Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.

В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2-3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.

Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.

2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.

3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.

Ответы:

Собрали прибор для получения аммиака и проверили его на герметичность. В фарфоровую чашку насыпали хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по 1 ложечке для окисления веществ. Смесь перемешали стеклянной палочкой и высыпали в сухую пробирку. Закрыли ее пробкой и укрепили на лапке штатива. На газоотводную трубку надели сухую пробирку для собирания аммиака. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция нагрели.


Вариант 2.

Получение, собирание и распознавание кислорода


Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO 4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.

Вопросы и задания

1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.

2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.

3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.

4. Опишите, как вы распознавали кислород.

Ответы:

Собрали прибор для получения кислорода и проверили его на герметичность. В пробирку насыпали примерно на 1/4 ее объема перманганата калия у отверстия пробирки положили рыхлый комочек ваты.

Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепили пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород.



Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)

В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды.

Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.

2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.

3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.

4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).

Ответы:

В пробирку поместили несколько кусочков мела и прилили 1 мл разбавленной соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Наблюдаем как через известковую воду проходят пузырьки газа.


Эта реакция является качественной на углекислый газ.