Консультация для родителей "психологическая готовность детей к школе". Консультация для родителей в детском саду: «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе Консультации по подготовке детей к школе

Консультация для родителей

"Готовность ребёнка к школе"

В наше время еще до того, как ребенок начнет учиться в школе, он уже должен знать буквы, уметь читать и знать элементарные математические операции. И родители, желая видеть своего ребенка успешным, днями напролет вместе с ним решают примеры, читают книжки и посещают кружки для дошкольников. Но готовя ребенка интеллектуально, нельзя забывать и о психологической подготовке.

В каком возрасте нужно отдавать ребенка в школу?

В среднем принято отдавать ребенка в школу с 7 лет. Как правило, к этому возрасту психическое развитие ребенка позволяет ему вынести школьную нагрузку. Но! 7 лет – это только в среднем. Кто-то может созреть раньше, а кто-то и позже. Поэтому если вы отдаете ребенка в школу с 8-летнего возраста – это ни в коем случае не означает, что он имеет какие-то отклонения в интеллектуальном развитии. Но не стоит насильственно отдавать ребенка раньше срока. В 6-летнем возрасте большинство детей не готовы учиться в школе. Даже если интеллектуальное развитие ребенка говорит об обратном, не забывайте и о психологической мотивации.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Во-первых, нужно просто поговорить с ребенком. Спросите его, как относится к тому, что скоро станет первоклассником, как он представляет себе школьный день, какую цель видит в походе в школу. Второе, что нужно сделать – это отследить, насколько хорошо сформировалась у ребенка произвольность действий. Т.е. готов ли он спокойно просидеть 40 минут, может ли долгое время концентрировать внимание, целенаправленно что-либо запоминать. Все это – залог успешной учебы в будущем. Также важно понять, способен ли ребенок контролировать свое поведение и общаться со сверстниками и учителями.

9 признаков, свидетельствующих, что ребенок готов к школе (должно выполняться как минимум 6 из 9):

1. Ребенок проявляет желание учиться и с удовольствием говорит о школе (причем не только о школьной атрибутике – портфеле, пенале и фломастерах, но и об уроках, желании учиться).

2. Ребенок с легкостью вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, не боится их. Он охотно помогает окружающим, умеет сопереживать. Неконфликтен.

3. Может высказать свое мнение, пытается его отстаивать. Главное, чтобы при этом не было чрезмерной агрессии. Умеет делиться с другими детьми игрушками и учебными материалами.

4. Уважает взрослых. Откликается на их просьбы и с удовольствием их выполняет. Умеет следовать общим правилам поведения, может терпеливо дождаться своей очереди, если этого требуют условия.

5. Ребенок может ясно выражать свои мысли, говорит связно, дает развернутые ответы. В состоянии подробно описать предмет или событие. Для этого можете предложить ребенку придумать историю по картинке.

6. Может выполнить поручение без напоминаний. Не отвлекается на посторонние шумы во время занятий, умеет сосредотачиваться.

7. Понимает смысл задания и может его выполнить в заданные сроки. Может выполнять 2 действия сразу: например, рисовать и слушать рассказ.

8. У ребенка хорошо развита мелкая моторика (может лепить, чертить ровные линии, аккуратно вырезать фигурки из бумаги).

9. Ребенок инициативен. Охотно вступает в контакт с людьми, задает вопросы, рассказывает свои идеи.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе.

1. Хорошая память.

2. Внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению.

3. Сообразительность

4. Любознательность

5. Развитое воображение

6. Начальные навыки чтения, счета, письма

7. Физическая ловкость

8. Организованность

9. Аккуратность

Что должны делать родители, чтобы психологически подготовить ребенка к школе?

Кроме чтения, решения примеров и посещения дошкольных центров, родителям важно дать ребенку достоверную информацию о школе, рассказать о принятых там правилах. Важно, чтобы то, что вы говорите, в итоге совпало с действительностью. Поэтому не стоит приукрашивать и уж тем более запугивать ребенка школой.

    Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.

    Помните, ребенок 6 лет не может работать долго, 15-20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься.

    Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, как он узнал, что ему понравилось.

    Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

    Развивайте образные представления ребенка (изо-деятельность, слушание, пересказ, сочинение сказок).

    Будьте терпеливы, не спешите

    Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса

    Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

    Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками.

    Самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, что значат слова «готов ли ребёнок к школе? »

Сегодня мы поговорим о некоторых готовностях к школе.

  1. Мотивационная готовность.

Это значит, что у ребёнка, прежде всего должно быть желание пойти в школу и желание учиться. Ребенку побыстрее хочется пойти в школу, потому что ему купят портфель, пенал, да потому что и сверстники идут в школу. Всё это привлекает ребёнка.

Но, главное что он должен осознать, что ему нужно будет обязательно учить уроки, их нужно учить, хочет он этого или нет, иногда будет жертвовать игрой, прогулкой или каким-то другим его любимым делом.

Задача родителей: Помочь сформировать именно это стремление ребёнка стать школьником: выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности. Как?

Ответ: довести до сознания ребёнка понятие, что в школе – хорошо, он там многому научиться, тогда ребёнок пойдёт в школу с уверенностью, ему там будет комфортно.

Никогда не говорите при ребёнке плохо о школе, д/саде, об учителе, воспитателе.

Вывод: значит, мотивационная готовность ребёнка развивается постепенно, а у нас ещё есть время для её развития.

  1. Интеллектуальная готовность.

При подготовке детей к школе, огромную роль играет мыслительная деятельность ребёнка. Поэтому, на всех занятиях, которые предусмотрены в блоках деятельности, составленные соответственно возрасту детей, предусмотренные в режимном процессе 6-7 летнего возраста детей — учим детей мыслить с помощью технологий ТРИЗ, РТВ: с применением символов, знаков, графических изображений, закрепляя все знания игрой.

Например, «Расскажи о фрукте (любом предмете) по схеме», «Составь рассказ по картинке по плану, предложенному воспитателем», «Изобрази героев сказки», «Что лишнее? » и т. д.

Например, в нашем ДОУ детям нравится играть в игру «Я знаю! » на все пройденные темы по классификации предметов, выполняя пальчиковую гимнастику, с речевой деятельностью, закрепляя прямой счёт в пределах 5 — 10, что занимает важное место в развитии интеллектуальной деятельности ребёнка дошкольника в период подготовки к школе а также происходит развитие мелкой моторики пальцев рук, что влияет на успешное развитие речи детей.

В подготовительной к школе группе дети вместе с родителями участвуют в конкурсе «Моделирование цифр» для лучшего запоминания цифр, превращая цифры в какие-либо предметы: например: цифру «2» в лебедя, «4» в перевёрнутый стул, «7» в косу, «8» в очки, при этом, про каждую цифру учат стихотворения. Выполняя такое задание, у детей развивается образное мышление, фантазия, творчество. Аналогичную работу можно провести моделированием букв. С помощью определённых символов, дети учатся читать.

После таких заданий у детей появляется интерес к ребусам, буквариусам…

Вывод: у детей проходит развитие мыслительной деятельности, тем самым и развитие логического мышления, что очень важно для поступления в школу.

  1. Волевая готовность.

Умеет ли ребёнок слушать?

Эта готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Суть волевой готовности заключается в том, чтобы ребёнок мог слушать взрослого и вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы, уважаемые родители, можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники, прямоугольники, по образцу (что мы и делаем, а затем под диктовку (что можно поупражняться дома). Можно также попросить ребёнка подчеркнуть или вычеркнуть определённую букву или цифру, или геометрическую фигуру.

Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, часто отвлекается, забывает последовательность фигур, что-то чертит в тетради с заданием, вы можете облегчить его задачу, сказав, что ему осталось нарисовать одну или две строчки. В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том случае, если ребёнок так и не может сосредоточиться, волевая готовность вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, нужно учить ребёнка слушать ваши слова. Если ваш ребёнок справился с этим заданием, значит у него волевая готовность в норме.

Но ещё нам надо проверить сенсорную и двигательную готовность наших детей.

  1. Сенсорная и двигательная готовность.

Слышит ли рука, глаз?

Двигательное развитие часто рассматривается, как одна из составляющих физической готовности ребёнка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме. Но очень важно в этом возрасте обратить внимание не на отдельные движения рук и глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно- двигательную координацию.

Ребёнку в процессе учёбы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как-бы слышали ту информацию, которую им даёт глаз.

Как же научить этому своего ребёнка?

Прежде всего, нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно- двигательной координации важно дать ребёнку образец, который он должен копировать.

Становится ясным и то, что задания эти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребёнка теперь они не представят сложности.

Педагог-психолог: О.Н. Торхова

«Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться»

(Венгер Л.А.) .

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Ребенок должен уметь вступать в общение

и с учителем и со сверстниками.

Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе

1 Саморегуляция (самоконтроль) – основа готовности к школе

Примерно к семи годам у ребенка формируется новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке! Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры (сделай по образцу, повторять слова за мамой)

2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

3. Личностно- Социальная готовность к школе

Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами) . Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.

Что необходимо в первую очередь для подготовки к школе?

  1. Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей семьи и приучайте к его выполнению.
  2. Обратите внимание на навыки самообслуживания, привлекайте ребенка к участию в домашних делах.

Ваш ребенок должен знать:1. Свое имя, фамилию, возраст, где он живет (город, улица, дом) , имена, отчества родителей, где они работают.

2. Мир который его окружает: времена года, животных, насекомых, деревья.

3. Ребенок должен не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопросы: «Почему ты так думаешь?» , важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять.

4. У него должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, т.е. у него должно быть желание учиться, серьезное отношение к школе, учению, учителю.

5. Ребенок должен владеть навыками, традиционно относящимся к школьным: - письмо, счет (в пределах 10 в прямом и обратном порядке) , решением арифметических задач.

6. Владение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, объяснить то или иное правило.

7. Умение входить в детское общество, действовать совместно с другими.

8. Ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве и времени.

9. У ребенка должен быть сформирован достаточный уровень волевого развития (т. е. умение подчиняться и выполнять систему требований, предъявляемых школой и учителем) .

10. У ребенка должно быть сформировано цветоразличение, должен знать формы предметов, их величину.

Портрет будущего первоклассника

  • Физически развитый ребенок, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • Любознательный, активный.
  • Эмоционально отзывчивый.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Способный ребенок управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Способный ребенок решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) , адекватные возрасту.
  • Ребенок, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит) .

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Избегайте чрезмерных требований.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Если дети живут в атмосфере критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы - они учатся драться.

Если дети живут среди насмешек - они становятся нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины.

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха - поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

Обратная связь.

Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня. Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

Спасибо за внимание!

Успехов и терпения Вам!

Педагог – психолог

Снежана Емельянова
Консультация для родителей «Что такое готовность ребенка к школе?»

Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через четыре месяца ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе? На эти вопросы я попытаюсь ответить в этой статье.

Существует несколько подходов к пониманию психологической готовности детей к школе: медицинский, педагогический и психологический.

Медицинская готовность ребенка к шко ле.

В начале школьного обучения цена его успешности для здоровья ребенка зависит от степени сформированности у него школьно необходимых функций (центральных нервных процессов, речи, двигательной координации). Установлено, что дети, не достигшие школьной зрелости либо совсем не справляются с требованиями школьной программы, либо достигают успешности ценой снижения уровня здоровья.

Медицинские критерии не готовности детей к школьному обучению:

Уровень биологического развития (рост ниже 1 метра, прибавка в росте менее 4см., полное отсутствие постоянных зубов, возраст менее 6лет 6месяцев на начало обучения, отставание в развитии школьно необходимых функций – речь, моторика)

Состояние здоровья (логоневроз, гипертрофия миндалин, патологическая осанка, сосудистые дистонии, хронические заболевания любой формы)

Заболеваемость за предыдущий год (ребенок болел чаще 4х раз, продолжительность болезни до 25 дней)

Педагогическая готовно сть

Это сформированность у ребенка умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Подход опирается на идею о том, что дети 5-6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физически и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса (математика, грамота, что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению

Психологическая готовно сть .

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребёнка (6-7 лет, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе складывается из следующих компонентов:

Личностная

Интеллектуальная

Эмоционально-волевая

Личностная готовность включает в себя:

Мотивационную готовность т. е. Ребенок уже обладает учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения и мотивов достижения. К познавательным мотивам относятся познавательные интересы и потребность в интеллектуальной активности, овладению новыми навыками, знаниями. К социальным мотивам – потребности ребенка в общении с другими людьми, их одобрении, оценке, вступлению в мир взрослых. Т. е. У ребенка сформирована «внутренняя позиция школьника».

Сформированность самооценки и Я-концепции т. е. осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;

Коммуникативную готовность т. е. готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности. Ребенок способен слышать, понимать и выполнять инструкции учителя. Умеет сознательно подчинять свои действия правилам.

Эмоциональная зрелость - освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств - эстетических (чувство прекрасного, интеллектуальных (радость познания, нравственных.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает соответствующее познавательное и речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Познавательная готовность - развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Память также должна быть произвольной для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу. Ребенок в этом возрасте запоминает 6-8 слов или картинок.

Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

Познавательную готовность ребенка можно оценить через освоение им программы дошкольного образования. Наш детский сад работает по программе А. Н. Веракса «От рождения до школы». На этапе завершения обучения по программе ребенок должен знать и уметь:

В области познавательного развития:

Знает имена, отчества родителей, бабушек, дедушек. Свое имя, отчество, фамилию

Понимает родственные связи (бабушка- это мамина мама, дядя- это папин брат)

Ориентируется в знакомом микрорайоне, узнает улицу, маршрут.

Знает название времени суток, месяцев, дней недели, времен года, праздники зимы, весны.

Помнит названия книг, которые ему читали, может рассказать куда ездил летом.

Может угадать предмет по признакам (красный, круглый, сочный овощ)

Сравнивает пары слов выделяя различия и сходства (ромашка-одуванчик: цветы, растения, имеют лепестки и ствол, различаются цветом, формой лепестка и листьев)

Понимает сложные речевые конструкции (Саша пошел гулять после того как пообедал. Что Саша сделал раньше – пошел гулять или пообедал?

Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. (Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела Маша)

Может подбирать слова на определенный звук и определенное количество слогов

Умеет решать косвенные задачи (На ветке сидели птицы, к ним прилетело еще 2 птицы и всего стало 5. Сколько птиц было на ветке сначала)

В области речевого развития:

У ребенка сформированы лексическая, фонематическая, грамматическая, синтаксической и семантическая стороны речи

Развита обобщающая, планирующая и регулирующая функции речи

Ребенок может пересказать содержание просмотренного мультфильма, сказки, прочитанной книжки. Может рассказать о прошедшем дне в детском саду.

Составить рассказ по картинке или серии картинок

Рассказать знакомую сказку, придумать конец рассказа начатого взрослым

В области физического развития:

Прыгает через скакалку

Попадает мячом в двигающийся объект

Соединяет прямой линией точки находящиеся на расстоянии 8 см.

Аккуратно раскрашивает, штрихует, произвольно может изменять силу нажима на карандаш.

Рисует по заданию палочки разной высоты, копирует образец, соблюдая размер.

Может продолжить орнамент.

В области социально-коммуникативного развития:

Соблюдает правила

Легко включается в игру, берет на себя роль и удерживает ее на протяжении всей игры.

Играет в настольные игры, в т. ч. шашки, домино

Может договориться с партнером о совместных действиях

Отвечает на вопросы

Выполняет инструкции

Эмоционально- волевая готовность

Волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Произвольность поведения проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. Этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.

К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность (завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае (если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка (капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу).

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляем мы - взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе. Помня, что ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, поиграйте с ребенком в школу. Пусть он возьмет на себя роль ученика, а вы - учителя. Затем поменяйтесь ролями. Не забывайте устраивать веселые перемены. Открыто отвечайте на интересующие ребенка вопросы, помогите усвоить некоторые школьные правила. Поиграйте в игру: «что ты сделаешь если.». Эта подготовка поможет сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Другими словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

Литература:

Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте.» Спб. :Питер., 2008

Гордиец А. В., Груздева О. В. «Медико-психологическая готовность детей к школе: проблемы и пути решения». Монография. Красноярск 2011г.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. СПб. : Питер, 2004.

Нравственная готовность:

Психологическая готовность:

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе"»

Консультация для родителей на тему:

«Подготовка детей к школе».

Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выравнять" их знания и умения. Между тем это не основная проблема, на которую жалуются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.

Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему,

в стремлении узнавать новое.

Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

    физический

    нравственный

    психологический

    мыслительный

Физическая готовность:

    Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

    Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

    Умение строить отношения с взрослым человеком.

    Умение общаться со сверстниками.

    Вежливость, сдержанность, послушание.

    Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

    Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

    Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

    Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

    Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

    Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

    Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

    Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

    Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

    Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок при записи в первый класс должен:

    Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи.

    Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.

    Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

    Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.

    Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).

    Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

    Уметь находить в группе предметов «лишний», (н-р, из группы «одежда» убрать цветок).

    Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

    Иметь пространственные представления: право-лево; верх-низ; прямо, кругом, под-над; из-за; из-под чего-либо.

    Уметь доброжелательно общаться с другими детьми

    Слушать взрослых и уметь выполнять их распоряжения.

    Уметь обслуживать себя.

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.