Генезис феодализма в Западной Европе. Европейский феодализм – результат трех вариантов (типов) генезиса феодализма

Период феодализма - это большая и важная веха в истории человеческого общества. Переход к феодализму произошел не сразу. Прошло несколько столетий, прежде чем новый, феодальный способ производства доказал свое преимущество перед старым рабовладельческим производством. В Западной Европе феодализм возник на почве распада римского рабовладельческого общества, с одной стороны, и разложения родового строя у племен завоевателей - с другой; он сложился в результате взаимодействия (синтеза) этих двух процессов.
Феодальное общество в своем развитии прошло три основных этапа, в соответствии с которыми история средневековья делится на такие периоды:
1. Раннее средневековье (V-X вв.) - эпоха установления феодального способа производства, т. е. создания феодального землевладения и постепенного закрепления феодалами свободного общинного производства.

Характерными чертами этого периода являются низкий уровень развития производственных сил, полное господство натурального хозяйства, слабое развитие общественного разделения труда и, как следствие, отсутствие городов.
2. Развитой феодализм (XI-XV вв.) - характеризуется общим ростом производительных сил, приведшим к отделению ремесла от земледелия. Следствием этого явилось образование феодальных городов, развитие внутреннего рынка, значительное обострение классовой борьбы, вызвавшие усиление феодальных государств.
3. Позднее средневековье (конец XV-середина XVII вв.) - эпоха разложения феодального общества, в недрах которого начинает складываться новый капиталистический способ производства. Феодальные производственные отношения характеризуются частной феодальной собственностью на землю и эксплуатацией феодалами зависимых от них крестьян. Цель феодального производства - получить прибавочный продукт в форме феодальной ренты путем эксплуатации крестьянства.
Основные особенности феодальных производственных отношений:
1. Господство натурального хозяйства. Товарные отношения были очень слабыми и стали играть более или менее заметную роль в период расцвета и разложения феодализма.
2. Непосредственный производитель (крестьянин) был наделен землей и имел в своем распоряжении некоторые орудия труда. Благодаря этому достигалась известная заинтересованность крестьянина в результатах своего труда и совершенствовании орудий и методов сельскохозяйственного производства.
3. Для феодального строя характерны та или иная степень и форма внеэкономического принуждения.
4. Низкое, рутинное состояние техники.
Феодалы и зависимые от них крестьяне являлись основными классами феодального общества. Ремесленники, купцы и все городское население были также в той или иной мере зависимы от феодалов.
Экономическое господство феодалов основывалось на их фактической собственности на землю, хотя эта земля давалась им за военную службу и номинально принадлежала государству в лице короля или иного верховного правителя. Крупная земельная собственность феодалов создавалась в период раннего феодализма путем не только пожалований короля своим вассалам, но и путем прямых захватов земель крестьян. По мере усиления феодального строя отдельные феодалы становились иногда экономически могущественнее своих королей. Условный характер их земельной собственности сходил таким образом на нет.
Находившиеся на земле крестьяне превращались в крепостных или зависимых в той или иной форме и обязаны были платить своему хозяину отработочную (барщину), натуральную (оброк) или денежную ренту.
Феодальные производственные отношения создавали относительно больший, чем рабовладельческие, простор развитию производительных сил, ибо крепостной крестьянин, имевший свое хозяйство, отдавал феодалу лишь часть своего продукта труда и, следовательно, был заинтересован в расширении производства и улучшении орудий труда. Поэтому уже в ранний период развития феодального общества после некоторого регресса, связанного с полосой разорительных варварских войн, производительные силы стали развиваться интенсивнее, чем в рабовладельческом обществе в период его наибольшего расцвета. Гораздо шире, чем в период Римской империи, стал применяться тяжелый плуг, были усовершенствованы водяная мельница, пресс для выжимания виноградного сока, шире стала использоваться тягловая сила рабочего скота.
Феодальный строй возник в разных странах различными путями. В странах Южной Европы и Франции он являлся прямым результатом синтеза колоната и разложения родового строя завоевателей варваров. В Германии, Англии, славянских государствах он возник в ходе разложения первобытнообщинного строя: эти страны не прошли стадии рабовладельческого общества, ибо в период формирования у них классов и государства рабство уже исторически себя изжило.

Истории известны два варианта (типа) генезиса феодализма. Первый тип появился непосредственно из первобытнообщинного строя, минуя стадию рабовладения (Англия, Скандинавия, Северо-Западная Германия, Русь, Польша, Венгрия, Чехия). Второй тип складывался на основе синтеза элементов феодализма, вызревающих в рабовладельческом обществе, с феодальными отношениями, формирующимися в условиях разложения первобытного общества. Причем, в одних случаях оба элемента в равной степени были основой средневекового общества (Северная Галлия, ряд южнославянских народов), а в других наблюдалось явное преобладание античных начал (Византия, Южная Галлия, Испания, Италия).

Выявляя типичные для феодальной экономики черты, необходимо помнить о сходстве феодализма и первобытного общества, особенностях феодализма в различных странах, об эволюции феодальных черт на различных этапах его развития, о зарождении в недрах феодализма элементов капиталистической экономики. Тем не менее, можно утверждать, что для экономики феодализма были характерны следующие черты:

Монополия феодалов на земельную собственность и в определенной юридической форме на непосредственного производителя – крестьянина. Владение землей являлось привилегией людей, несущих военную (иногда иную государственную) службу, причем владение землей было обусловлено выполнением определенных обязанностей, что позволяет говорить об условном характере феодальной земельной собственности;

Наличие у крестьянина индивидуального хозяйства, которое ведется на земле, принадлежащей феодалу и переданной крестьянину во временное или наследственное пользование; таким образом, феодализм основывался на сочетании крупной земельной собственности феодалов и мелкого индивидуального хозяйства крестьян;

Внеэкономическое принуждение крестьян, которое являлось формой зависимости непосредственного производителя от феодала;

Наличие рентных отношений; крестьянин платил феодалу ренту за пользование землей, что было способом реализации феодалом своего права собственности на землю; рента взималась в натуральной (барщина или продовольственный оброк) или денежной форме;

Землевладельцы-феодалы образовывали не только привилегированное, но и иерархически организованное сословие, для которого был характерен порядок многоступенчатого подчинения менее сильных феодалов более могущественным: рыцари зависели от баронов, бароны – от графов или герцогов и т.д. Следовательно, феодальная собственность носила сословный, условный и иерархический характер и при этом эволюционировала на протяжении веков;

Господство мелкого производства в городе и деревне и натурального хозяйства, при котором продукты труда производились непосредственно для удовлетворения потребностей самих производителей и феодалов, и почти не было необходимости в рынке;


Ведущая роль в экономике принадлежала аграрному сектору, с которым было связано подавляющее большинство населения;

Примитивное состояние техники, применяемой в производстве.

Экономический строй в конечном итоге определял специфику социальных и политических отношений в феодальном обществе, которые характеризовались сословной структурой и, в частности, сословным неполноправием крестьян, находившихся в личной, поземельной и (или) судебной зависимости; иерархической организацией феодального класса; корпоративным устройством общества (рыцарские и монашеские ордена, купеческие гильдии и компании, цехи, гильдии врачей, юристов, землячества, братства); монархической (как правило) формой правления; политической раздробленностью на определенном этапе развития; господством религиозного типа сознания.

Феодальная экономика Западной Европы прошла в своем развитии три этапа. Первый (V–IX века) – эпоха генезиса и развития феодализма, постепенного образования крупной феодальной земельной собственности и утраты крестьянами-общинниками личной свободы, установления вассально-ленных отношений. Этот период характеризовался раздробленностью и междоусобными войнами.

Второй этап (X–XV века) – расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом, возрождением городов и превращением их центры ремесла и торговли, развитием товарного производства и товарно-денежных отношений, техническим прогрессом, формированием централизованных государств.

Третий этап (конец XV–XVII вв.) – разложение феодальной экономики, расширение товарно-денежных отношений, уничтожение личной зависимости крестьян, начало процесса первоначального накопления капитала и зарождения мануфактурного производства, формирование колониальной системы, обострение социальных противоречий, перераставших в буржуазные революции.

Таким образом, феодализм в Европе являлся господствующей системой на протяжении более тысячи лет. В период феодализма в Европе коренным образом изменилось сельскохозяйственное производство, появилось множество городов, наблюдался прогресс в развитии ремесла и торговли, создавались предпосылки для развития рыночного хозяйства. Следовательно, феодализм по сравнению с рабовладением и первобытностью создал более благоприятные условия для развития производства. Наличие у крестьянина собственного хозяйства, определенная экономическая самостоятельность создавали некоторый простор для повышения производительности труда, материальную заинтересованность в результатах труда, что способствовало развитию производительных сил.

Становление феодальной экономики в Западной Европе традиционно рассматривается на примере Королевства Франков, возникшего в Северной Галлии в 486 г. Основные сведения о хозяйстве франков в эпоху раннего феодализма содержатся в судебнике "Саллическая правда". Из этого документа следует, что франки были земледельцами и сеяли зерновые культуры (просо, ячмень, бобовые), разводили сады и виноградники, сеяли лен. При обработке земли использовали плуг с железным лемехом, а в качестве тягловой силы – быков, лошадей и ослов. Получил распространение двухпольный севооборот. Франки разводили свиней, домашнюю птицу, занимались охотой, рыболовством, пчеловодством.

Право распоряжения землей принадлежало общине – марке, которая была основной хозяйственной единицей общества. Каждой семье выдавался участок пахотной земли. Общинные угодья находились в нераздельном пользовании крестьян, существовала система открытых полей. В частном владении общинников были дома, приусадебные участки, скот, орудия труда. Хозяйство франков носило натуральный характер.

На рубеже V–VI веков начинается процесс имущественного и социального расслоения общины. Важной предпосылкой развития феодальных отношений был дуализм общины (сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством). Постепенно земельные наделы стали переходить в частную собственность. Такие наделы получили название аллода. Владельцы аллодов увеличивали их за счет присоединения наделов обедневших крестьян, королевских пожалований, захвата общинных земель. Нередко эти же наделы возвращались крестьянам в форме прекария (право пользования землей, предоставляемой земельным собственником при условии выполнения различных повинностей). Таким образом свободные общинники становились феодально-зависимыми крестьянами.

Появление аллода углубляло имущественное неравенство, что способствовало формированию крупной феодальной собственности. Процесс феодализации заметно усилился в середине VIII века, особенно при Карле Великом. Короли раздавали земли в форме бенефиция. Бенефиций – это форма земельного владения феодала, обусловленная обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). При раздаче бенефициев подданными феодалов становились и ранее зависимые, и свободные люди, населявшие эти земли, которые из подданных короля превращались в зависимых от частных лиц крестьян. Король, жалуя бенефиций и требуя за него несение военной службы, передавал бенефициарию доходы жителей территории, что при натуральном хозяйстве было единственным способом вознаграждения за службу.

В IX веке бенефиции превратились в лены (феоды), которые представляли собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Главным условием владения феодом была военная служба. С превращением бенефиция в феод зависимость крестьян становилась постоянной. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен найти себе сеньора ("Мерсенский капитулярий" 847 г.). Различались три вида зависимости крестьянина от сеньора – личная, поземельная и судебная. Человек, зависевший от одного и того же сеньора в трех отношениях, считался крепостным.

В IX в. большинство крестьян в каролингском поместье были колонами, еще не полностью зависевшими от феодала. Они не могли свободно уйти в другое поместье. Крестьяне, не имевшие наделов, назывались провендариями и находились на положении дворовых людей. Близкими к ним по положению были рабы – сервы. Они полностью зависели от феодала, их можно было купить и продать. В поместьях имелись также литы, занимавшие промежуточное положение между колонами и сервами. Однако постепенно различия между разными категориями крестьян сглаживались, и все они становились полностью зависимыми от феодалов.

Ленная система – развитая форма феодального землевладения, на основе которой складывается вассалитет, феодальная иерархия в господствующем классе. Каждый крупный землевладелец считался вассалом короля, и каждый феодал мог иметь вассалов путем уступки тому или иному лицу части своей земли с ее населением в качестве феода. Каждый феодал становился сеньором для нижестоящего феодала, если тот получал у него земли на правах держания, и вассалом вышестоящего феодала, держателем земель которого выступал он сам. Такая же иерархия сложилась среди духовных феодалов. Передача феода от сеньора к вассалу носила название инвеституры. Феодальная иерархия обеспечивала относительную стабильность в обществе.

Крупный феодал, передавая феод вассалу, передавал ему и феодальную ренту с населения феода, которое таким образом становилось в зависимость от нового сеньора и сохраняло зависимость от вышестоящего. Установление вассалитета приобретало характер распределения феодальной ренты между различными слоями феодалов и ставило крестьян в зависимость от многих сеньоров, причем зависимость от каждого из них требовала выполнения определенных повинностей. Размер и характер повинностей, выполнявшихся иногда на протяжении столетий, становились обычаями и воспринимались крестьянами и феодалами как законные. Любопытно следующее характерное для феодализма явление. Определенные отношения между людьми, в данном случае между феодалом и держателем земли, превращались в юридическое качество самого держания. За наделом крепостного закреплялись повинности, которые сохранялись даже в том случае, если земля переходила к лично свободному человеку. Наоборот, крепостной мог иметь свободное держание.

Постепенно в руках крупных феодалов сосредотачивались судебные, административные, фискальные и военные функции, которые получали юридическое оформление в виде иммунитета. Иммунитет – это право на самостоятельную и бесконтрольную деятельность в пределах своих владений, привилегия, защищающая сеньора и его земли (феод) от вмешательства короля и его представителей.

Что представляло собой хозяйство франков в период завершения феодализации? Городов как центров ремесла и торговли еще не существовало. Торговля только зарождалась. Существовала фактически лишь одна отрасль – сельское хозяйство, а также различные промыслы (охота, рыболовство и т.п.). Хозяйство было натуральным. Феод экономически не нуждался в остальном мире, поэтому экономические связи с территориями за его пределами осуществлялись редко. Внутри феода работали и ремесленники, однако ремесло не было отделено от земледелия и не производило изделий для продажи за пределами феода: ремесленный труд был подчинен труду земледельческому. Хозяйство королевства состояло из одинаковых по характеру и структуре, экономически не связанных между собой феодальных владений. Быт крестьян и феодалов различался немногим.

Сказанное дает основания утверждать, что в течение веков, которые прошли после падения Рима, наблюдался регресс в экономике и культуре: исчезли города, а вместе с ними и развитое ремесло, наука и искусство; товарное производство сменилось натуральным. Вместе с тем, новые феодальные отношения объективно создавали возможности для экономического прогресса в будущем, поскольку крестьянин был значительно более раба заинтересован в развитии производства.

В 843 г. Каролингская империя распалась на три королевства. Распад огромного и могущественного государства свидетельствовал о завершении процесса феодализации франкского общества. Раздавая земли и устанавливая иммунитеты, короли франков по существу превращали свое государство в систему вотчин, каждая из которых была экономически самодостаточной и по сути "суверенной". Натуральный характер хозяйства предопределил наступление этапа феодальной раздробленности.

Становление феодализма - долгий и многосложный процесс, подготовленный развитием более древних обществ - рабовладельческого и первобытнообщинного. И в позднеантичном, и в варварском обществе возникли предпосылки для формирования феодальных отношений. Исторически сложилось так, что в Западной Европе дальнейшее становление феодализма происходило в условиях столкновения и взаимодействия этих обществ. Речь идет не о механическом соединении протофеодальных элементов обоих обществ, а именно о взаимодействии, синтезе этих элементов и двух общественных систем в целом, в результате которого родились качественно новые отношения. Даже такой удаленный от рубежей античной цивилизации регион, как Скандинавия, не избежал ее воздействия, правда, косвенного через торговлю и политические контакты с другими частями континента, через христианскую церковь, чья религиозная доктрина, а также право выросли на античной почве, через технологические и идеологические заимствования. То же можно сказать о районах, которые практически не испытали непосредственного воздействия варварского мира, например о побережье Южной Италии, Провансе, островах Западного Средиземноморья, где классически античные общественные отношения были все же заметно деформированы вследствие подвластности этих районов варварским правителям, нарушения прежних экономических связей, изменения социокультурного климата и т. д. Полное отсутствие синтеза можно констатировать в тех случаях, когда в соприкосновение с античной цивилизацией вступали народы, находившиеся на слишком низком уровне общественного развития, такие, как гунны или берберы.

Каково сравнительное значение античного и варварского компонентов феодального синтеза? Ответить на этот вопрос позволяет сопоставление различных вариантов генезиса феодализма, представленных историей отдельных регионов Западной Европы.

Наиболее активно феодальный синтез протекал там, где античное и варварское начала были достаточно уравновешены. Классическим примером такого варианта развития является Северо-Восточная Галлия, где феодализм утвердился рано, уже в VIII-IX вв. и был относительно слабо отягощен дофеодальными пережитками в виде различных модификаций первобытнообщинного и рабовладельческого укладов и их надстроечных проявлений. Напротив, в тех случаях, когда один из компонентов явно и безусловно преобладал, процесс становления феодализма замедлялся, осложняясь при этом многоукладностью и другими привходящими обстоятельствами и принимая подчас причудливые формы. Первоначально варварское общество обнаруживало меньше феодальных потенций, чем античное; объясняется это, вероятно, тем, что оно в меньшей степени исчерпало свои исторические возможности, а также трудностями преодоления порога, отделяющего классовое общество от доклассового. Однако впоследствии в числе наиболее отстающих по темпам развития оказались как раз те области, где античный элемент синтеза решительно превалировал над варварским. Показательно, что именно эти области служат примером особенно очевидных отклонений от северофранцузской модели феодализма, условно принимаемой за эталон. Иными словами, по сравнению с позднеантичным римским обществом разлагавшийся первобытнообщинный строй древних германцев нес в себе более сильный феодальный заряд.

Степень активности феодального синтеза в том или другом регионе зависела от многих факторов. На первое место среди них следует поставить численное соотношение варваров и римлян (включая романизированных галлов, иберов и т.п.), оказавшихся на одной территории. В большинстве провинций бывшей Римской империи германцы составляли всего лишь 2-3 % населения; правда, за счет неравномерности расселения в некоторых местах (например, в районах Бургоса и Толедо в Испании, Тулузы и Нарбон-ны в Южной Галлии, Павии и Вероны в Италии) доля их была заметно выше. В Британии и Токсандрии, а также на Рейне и Верхнем Дунае германцы преобладали, в Северо-Восточной Галлии уступали галло-римлянам приблизительно в соотношении 1 к 10. То обстоятельство, что наиболее успешно феодализм развивался именно в этой части континента, доказывает, что влияние германцев как господствующего этноса, к тому же принесших с собой совершенно новые порядки, было намного больше их доли в населении. По всей видимости, требовалось достаточно определенное количественное сочетание носителей двух культур, чтобы имевшиеся в них протофеодальные элементы вступили в энергичное взаимодействие.

Второй важный фактор - это сам характер расселения варваров на территории империи. Чаще всего германцы занимали земли фиска, если же их не хватало в данной местности, - производили раздел земли и другого имущества тамошних посессоров, оставляя им обычно треть пахотных земель и половину угодий. Так поступали вестготы, бургунды, герулы и остготы. Некоторые племена, стремясь селиться компактно, захватывали приглянувшуюся им местность целиком, изгоняя оттуда всех прежних собственников. Особенно яркий пример такой политики дает история освоения Италии лангобардами. Случалось, что римские посессоры вместе с челядью сами покидали свои пенаты и варварам доставались фактически безлюдные земли. Такой ход событий характерен, в частности, для Британии и Норика. Естественно, что в тех случаях, когда германцы создавали новые, отдельные поселения, как бы отгораживаясь от римлян, хозяйственные, правовые и прочие контакты между ними оказывались довольно слабыми, и это сказывалось отрицательно на темпах феодализации. Поэтому, например, развитие феодальных отношений у лангобардов происходило медленнее, чем у бургундов и вестготов, чьи владения, хотя и достаточно обособленные, все же соприкасались с владениями римлян, способствуя тем самым хозяйственным заимствованиям и появлению общих дел и интересов.

Третий фактор - сравнительный культурный уровень пришлого и местного населения. Провинции были освоены римлянами далеко не равномерно. Если средиземноморские районы Галлии и Испании мало чем отличались от Италии, то, например, Арморика, тем более Британия или Кантабрия, были романизированы сравнительно слабо, так что германцы застали там не столько рабовладельческие виллы, сколько деревни и хутора древнего автохтонного населения, мало в чем превосходящего их самих по уровню культуры. Да и сами германские племена находились на достаточно разных ступенях развития. Так, вестготы к моменту своего закрепления в Испании уже около ста лет проживали на территории империи. Предки франков были непосредственными соседями римлян фактически с самого начала новой эры. Другое дело лангобарды, переселившиеся с низовий удаленной от лимеса Эльбы в уже утратившую следы римского владычества Паннонию и оттуда вторгшиеся в Италию. Лангобарды оказались в целом не готовы к восприятию достижений античной цивилизации в области сельского хозяйства и ремесла, тем более права и политических институтов. Понадобилось около полутора веков их пребывания в Италии, чтобы феодальный синтез пошел полным ходом.

Скорость этого процесса зависела и от других факторов, в том числе религиозных и правовых. То что франки сразу же, в 496 г., приняли христианство в католической форме, несомненно облегчало им контакты с римлянами, тогда как приверженность вестготов и лангобардов арианству (соответственно до конца VI и начала VII в.) эти контакты сильно затрудняла. Не говоря уже об определенном антагонизме, существовавшем между арианами и католиками, законы вестготов и лангобардов категорически запрещали им браки с римлянами. На конкретные формы феодализации в том или ином районе заметное влияние оказывали также природ-но-географические и внешнеполитические условия. Так, замедленность темпов феодализации в Скандинавии и яркое своеобразие скандинавского феодализма (в частности, высокий удельный вес свободного крестьянства) помимо всего прочего связаны с бедностью здешних почв, ориентацией на скотоводство и рыболовство и с обусловленными особенностями ландшафта трудностями организации крупного хозяйства.

Поселение варваров на территории империи создало лишь предпосылки феодального синтеза, автоматически качественного скачка не произошло. Для того чтобы действительно произошло взаимодействие двух систем, потребовалось минимум полтора-два столетия, в первые же десятилетия феодализация проходила у каждого из двух народов по-своему, продолжая прежнюю линию развития, но уже в принципиально новых условиях. Поначалу эволюция к феодализму обозначилась с наибольшей силой в римской части общества, преимущественно в крупных поместьях, где прото-феодальные явления были налицо по крайней мере с IV в. Резкое ослабление государственного вмешательства, открывшее дорогу росту частной власти, стоящий перед глазами пример общества мелких сельских хозяев, дальнейшее сокращение рыночных связей, распространение под влиянием варварской стихии нового, более уважительного отношения к физическому труду - все это несомненно способствовало развитию феодальных тенденций в поместьях галльской, испанской и италийской знати. Продолжается начавшаяся еще в позднеантичный период трансформация социально-экономической структуры и права классической древности. Рабство распространено еще очень широко, но статус раба уже существенно иной: закон все чаще рассматривает его как обладателя имущества, в том числе земли, и предполагает в какой-то мере его правовую ответственность. Вольноотпущенники понемногу утрачивают признаки свободы и опускаются до положения зависимых людей, держателей земли своих патронов. Мелкая аренда также все больше становится формой зависимости. Медленно, но неуклонно римское поместье превращается в феодальную вотчину.

В еще большей степени испытывают на себе влияние новой среды варвары. Они знакомятся с римской агротехникой и организацией римских поместий, с римским правом, проводящим более жесткие различия между свободой и рабством, чем их собственные обычаи, с развитой торговлей, допускающей куплю-продажу всякого имущества, не исключая земли, с мощной государственностью, приучающей к дисциплине и четкому делению на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. В общественном строе варваров еще очень много первобытного. Сохраняются пережитки родовых связей, в первую очередь кровная месть, но этими связями начинают тяготиться, и «Салическая правда» даже предусматривает специальную процедуру отказа от родства. Еще сильны догосударст-венные институты власти и правосудия, но в целом государство все больше отдаляется от народа. Этому очень содействовало знакомство германцев с римскими политическими институтами. Армия по-прежнему представляет собой народное ополчение с дружиной конунга во главе, и римлян в нее решительно не пускают. Но в некоторых отношениях свободные германцы уже приравнены к законопослушным римлянам, в первую очередь в том, что касается уплаты налогов. Возникнув как нечто чуждое социальной природе завоеванного римского общества, как продолжение еще первобытной в своей основе власти, варварское государство к концу рассматриваемого периода оказывается вполне в гармонии с этим обществом. Эта трансформация стала возможной в результате перерождения варварской знати, превращения ее в слой” крупных землевладельцев, сплотившихся вокруг теперь уже настоящего монарха. Германская по происхождению знать идет на установление родственных связей со знатью римской, начинает подражать ее образу жизни, участвовать в ее политических интригах и к началу VIII в. постепенно смыкается с ней. Этнические и социальные различия в среде господствующего класса если не исчезают полностью (в Галлии и Италии на это понадобилось еще два столетия), то ощутимо сглаживаются.

Подобный процесс наблюдался и в нижних слоях общества, но протекал он медленнее. Для того чтобы сравняться с зависимым людом римского происхождения, германцам нужно было растерять ряд прочно укоренившихся в варварском обществе прав и обязанностей. Германец должен был перестать быть воином, членом сотенного собрания, наконец, собственником своей земли, а этому препятствовали многие обстоятельства, в том числе необходимость контролировать отнюдь не всегда дружественное римское население, представления о праве как о сумме древних и единственно возможных установлений, архаическое отношение к земле как к продолжению своего «я». В соответствии с темпами развития и несомненно под римским влиянием у разных германских племен постепенно совершается переход к свободной от родовых и общинных ограничений земельной собственности - аллоду. Это еще не вполне свободная частная собственность наподобие римской, но распоряжение ею ограничено уже заметно слабее, менее сильно выражена и наследственная связь с нею ее обладателя. Кроме того, понемногу исчезает связь между обладанием земельной собственностью и свободой. Все это постепенно привело к превращению германских общинников в зависимых крестьян, держащих землю от феодальных господ.

То, что в рамках доиндустриальной цивилизации возникали и дли-тельно существовали отношения, традиционно и небезосновательно называемые феодальными, ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Для начала определимся в понятиях на самом абстрактном теоретическом уровне.

Феодализм - это такая социально-экономическая система, которая базируется:

На условном землевладении;

Иерархической системе сюзеренства и вассалитета, экономической основой которой являются рентные отношения;

Прикреплении непосредственных производителей - крестьян-общинников или отдельных крестьянских семей к земле или личности землевладельцев;

Законодательном оформлении феодальной зависимости в нормах крепостного права;

Преимущественно натуральном типе феодального хозяйства на микроуровне;

Крайне медленном развитии производительных сил и, соответственно, низкой эффективности труда непосредственных производителей.

Естественно, что феодальная система гораздо более сложная и многомерная, чем можно вместить в скудный набор «кратких определений». Для относительной полноты картины упомянем еще, что:

Политическому устройству феодального общества соответствует сословная монархия или, реже, олигархическая республика;

При феодализме широко распространяются отношения корпоративного типа-соседские общины, городские коммуны, ремесленные цехи, купеческие гильдии, монашеские и рыцарские ордена;

В этом обществе огромную роль играла традиция и господствовало религиозное мировоззрение.

Мы уже показали, что в III и IV вв. европейское рабовладельческое хозяйство претерпевает системный кризис. Великое переселение народов, начавшееся в V в., привело к тому, что «варварские» соседи Рима не только совершали военные набеги на территорию империи, но и осуществляли своеобразную «обратную колонизацию» окраинных провинций. В V-VI вв. масса свободных «варваров», прежде всего германских, оседала на землях Галлии. Германские племена, среди которых выделяются франки, возродили в Галлии общинный строй. Германцы владели землями не лично, а через посредство семейных союзов - genealogiae (родственный союз), cosanguinei (единокровные). Но кровно-родственные союзы находятся к этому периоду в состоянии разложения: в письменных источниках уже упоминаются «товарищи» (socii) и «соседи» (vicini). Между прочим, свободные франки-общинники называются в источниках конца V в. до боли знакомым термином «leudes» - «люди»!

Окончательное падение Западной Римской империи в 476 г. привело к быстрой аграризации хозяйственной жизни. Германские завоеватели не интересовались городской жизнью римлян. С точки зрения развития производительных сил период «варварских» завоеваний можно назвать временем упадка, некоторого цивилизаци-онного отката. Развитые формы товарно-денежных отношений, характерные для античной экономики, заменялись натурализацией хозяйственной жизни, преимущественно сельской. Но одновременно - это период великого исторического синтеза римской экономической культуры и привнесенного извне общинного строя.


В истории ничего не пропадает бесследно. Германские (и славянские) завоеватели раннего средневековья (конец V - середина XI вв.) оказались весьма восприимчивы к культуре покоренных народов. Рисовать этот период темными тонами разрушений цивилизации и культуры - исторически несправедливо. Такого рода отношение к периодам покорения иноплеменниками - это традиция завоеванных народов. Германцы и славяне в действительности привнесли в Западную Европу «свежую кровь», энергию свободы и своеобразную общинную демократию.

Но будет и крайним преувеличением описание этого периода как времени некоего культурного обновления. Нет, на территорию бывшей Римской империи пришли завоеватели, присвоившие землю и накопленные материальные ценности римлян. Завоеватели превратились в новую земельную аристократию, их предводители стали королями новых государств и империй, а жители завоеванных территорий - подневольными, зависимыми, а зачастую и бесправными членами новых сообществ. Так было и в королевстве франков на территории Галлии, так было и в Британии, завоеванной в середине V b. германскими племенами англов и саксов. Новое господствующее сословие, таким образом, было преимущественно иностранного происхождения. «Лучшие семьи» будущей Франции - это потомки германских завоевателей, говорящие на основательно испорченной латыни, что не помешало их языку превратиться позже в великолепный и богатый французский язык. Между прочим, «лучшие семьи» аристократической Англии - это потомки уже французских и нормандских завоевателей, которые пришли сюда вместе с Вильгельмом, герцогом Нормандским, в 1066 г., конфисковали земли англосаксонских владетелей, присвоили их, а заодно ввели в обычай и в британскую культуру французский язык.

Поскольку германские племена пришли в Западную Европу как завоеватели, то и экономические отношения формировались в со-, ответствии со своеобразным оккупационным режимом, не столь жестоким как в XX в., но не менее тяжким. Дело в том, что германцы, прежде всего в Галлии, создавали новые поселения не столько как сельские соседские общины, сколько как военные дружины. Земля завоевателям нужна была не для" того, чтобы ее обрабатывать, а чтобы получать от нее доход преимущественно в натуральной форме. А работа на земле - это удел людей, которые жили здесь и до прихода франков: бывших граждан империи, зависимых колонов, бывших рабов и потомков осевших на этой территории племен, пришедших сюда раньше франков и завоеванных ими.

Социальное неравенство и классовые различия появлялись и развивались во Франкском королевстве не потому, что сами франки уже продвинулись по пути классового расслоения, а потому, что они завоевали и покорили другие народы и племена, у которых классовые противоречия были уже историческим обычаем.

Но и здесь не следует впадать в преувеличения и думать, что все франки стали земельными аристократами и вовсе не трудились на земле. Дело в том, что германская община - марка - уже достаточно расслоилась к моменту завоевания Римской империи. Но это еще не было классовым расслоением. Более удачливые и авторитетные воины были более состоятельны и могущественны, только и всего. Они становились правителями завоеванных территорий, военачальниками и гражданскими администраторами. Здесь-то им и пригодился опыт империи, с которым они были знакомы, издавна находясь на ее землях в качестве колонистов-пограничников. Становиться новой аристократией было несложно хотя бы из-за того, что франки составляли всего 2-3% населения завоеванных территорий. Так что и простой воин мог стать крупным землевладельцем. Но не всем завоевателям это удавалось. Менее удачливые и знатные «садились на землю», становились земледельцами и скотоводами. Процесс классового расслоения ускорился после создания Франкского королевства. Франкское общество было заражено вирусом классовых антагонизмов, характерных для завоеванных территорий.

Франкское государство образовалось и оформилось как королевство на территории Галлии в 481 г. Король франков Хлодвиг Меровинг, правивший с 481 по 511 г., сразу стал крупным землевладельцем, так как к нему перешел весь императорский домен. Часть завоеванных земель пришлось отдать церкви, так как в 496 т. франки приняли христианство в католической форме.

Формы землевладения и социальную структуру франкского общества отражает один из первых германских судебников - «Салическая правда» (Lex Salica), датируемая исследователями началом VI в. и, следовательно, отражающая отношения более раннего периода. Судя по этому документу, дополненному франкскими королями в VI-IX вв., общество всего этого периода трудно назвать феодальным в буквальном смысле этого слова. В лучшем случае это раннефеодальное общество, а более корректно - переходное к феодальному. Основная масса франкского населения - свободные общинники с общинной формой землевладения. Частная собственность - аллод - распространяется на дом, усадьбу, огород, но не на основной массив пахотной земли. Сила общинных традиций проявляется в том, что наследование аллода осуществляется только по мужской линии, дабы родовое имущество не переходило к другому роду. Женское потомство исключалось из наследования земли; в случае отсутствия сыновей земля переходила в распоряжение соседей. О том, как складывалась судьба незамужних дочерей общинника, документ умалчивает. Правда, пахотная земля находилась в индивидуальном пользовании семей, но считалась общинным достоянием. Во всяком случае, все пахотные наделы после снятия урожая превращались в общее пастбище, «открытое поле» до следующего сезона весенних полевых работ. В общине существовали не только отношения взаимопомощи в экстремальных ситуациях, но и - оборотная сторона медали - отношения круговой поруки, когда более зажиточным общинникам приходилось участвовать в уплате штрафа (вергельда), наложенного судом на более бедного сородича. Понятно, что последнее обстоятельство тяготило разбогатевших общинников, и те могли по суду отказаться от родства (рискуя не получить помощи при возможных экстраординарных ситуациях в будущем). Лишь во второй половине VI в. во Франкском королевстве фиксируется аллод как частная земельная собственность: земля становится объектом купли-продажи, залога, дарения и наследования.

В V в. Меровинги жаловали земли за службу, но эти пожалования неопределенны и беспорядочны, юридически не оформлены, что приводило к торжеству римских понятий о полной безусловной частной собственности на землю. Крупные земельные пожалования тоже именовались аллодами, но это - не мелкие формы собственности рядовых общинников, а территории, населенные несколькими деревнями, а порой и соразмерные некоторым современным малым государствам Европы.

Таким образом, аллод у франков - частная земельная собственность. Формировалось крупное землевладение за счет королевских земельных пожалований и за счет разорения крестьян-аллодистов, вынужденных отдаваться под покровительство крупных землевладельцев-сеньоров (этот процесс добровольной зависимости назывался коммендациями и был известен еще со времен Римской империи). Понятно, что коммендации приводили к поземельной зависимости и уже ограничивали свободу общинников.

Крупным землевладельцем во Франкском государстве становилась церковь. Церковные учреждения получали землю различными способами: как пожалование от короля, путем купли, в результате расчистки территории от леса силами монахов и прихожан и - главное - путем вкладов, которые были латентной формой продажи или залога земли. Именно на церковных землях раньше, чем на землях светских собственников, появились различные формы условного землевладения, т.е. сущностные формы феодальных отношений.

Католические церковные учреждения, прежде всего монастыри, отдавали принадлежащие им земли прекаристам. Прекарий - временное и условное владение церковной землей. Прекариотом могли быть: лица церковного клира, получавшие землю вместо жалованья; лица, вложившие свою землю в церковное учреждение и получившие ее обратно в виде прекария, за что платили оброк преимущественно в натуральной форме; лица, продавшие землю церкви и оставшиеся на ней в качестве оброчника; наконец, по приказу короля, что часто оспаривалось церковью. Прекарист обладал определенными правами, закрепленными в законах, он мог оспорить в суде свои права, если собственник нарушал договор. Например, в 567 г. церковный собор в Лионе запретил епископам отнимать прекарий, данные их предшественниками членам церковного клира.

В результате именно католическая церковь начала формировать в Европе собственно феодальные отношения, основанные на условном землевладении.

Повсеместное утверждение феодальных отношений произошло позже, в VIII и IX вв. В VIII в. в государстве франков реальными властителями становились так называемые майордомы. Раздачи земель Хлодвигом и его преемниками и бесконечные распри между наследниками и их соперниками ослабили королевскую власть. Воспользовались этим крупные дворцовые чиновники, maiordomus - управляющие дворцовым хозяйством и одновременно крупные землевладельцы и военачальники. Один из этих майордомов из дома Пипинидов, Карл Мартелл («Молот»), правивший в 715-741 гг., совершил подлинную революцию в поземельных отношениях.

Суть этой революции состояла в том, что главной формой землевладения стал бенефиций - условное земельное держание. Дело в том, что королю (точнее, майордому) надо было достаточно быстро решить несколько жизненно важных задач:

Создать слой служилых людей, противопоставив их крупной земельной аристократии, владельцам аллодов, на фоне исчерпания «свободного» земельного фонда;

Разрешить на этой базе проблему профессиональных военных и чиновников, способных с большей эффективностью защищать интересы верховной власти;

Освободить скудную казну короля от денежных выплат служивому люду; обеспечить пополнение армии вооруженными за счет бенефициариев людьми;

Переложить на условных держателей заботу о сборе налогов с населения и исполнении крестьянами различных трудовых повинностей.

Отдадим должное изобретательности Карла Мартелла: задача была решена блестяще. Карл практически прекратил раздачу аллодов. Теперь земли жаловались в виде beneficium (благодеяния) на условиях пожизненного пользования за службу в армии, государственном аппарате, в судебной системе. Понятно, что сами бене-фициарии не занимались хозяйством, они служили. Они получали с земли, населенной крестьянами самого разного происхождения и различной степени зависимости, земельную ренту, натуральную и денежную. Да и их собственная служба была своеобразной рентой жалователю земельного владения. Ни в коем случае нельзя считать бенефиций частной собственностью - это всего лишь частное пользование землей сюзерена. Бенефициарий владел землей, пока служил. В случае прекращения службы земля возвращалась собственнику. Бенефиций в отличие от аллода нельзя продать, заложить или передать в наследство без наследования служебных функций. Лишь со временем, в IX-X вв., военные и гражданские бенефициарий получили возможность передавать в наследство свои должности, а вместе с ними и земельные владения. Такие наследуемые условные владения стали называться феодами (во Франции), илиленами (в Германии). Наследуемость феода, или лена, нельзя понимать таким образом, что сын феодала обязательно занимает должность отца, хотя часто так и было. Нет, наследник мог занимать и равноценную или даже низшую должность, но это становилось основанием для того, чтобы сюзерен оставлял феод новому вассалу.

Период расцвета собственно феодального (ленного) землевладения пришелся на XI-XII вв. Как же формировался земельный фонд, предназначенный для бенефициев и феодов?

Первоначально-, еще при Карле Мартелле, раздавались земли, конфискуемые у политических противников, мятежных аристократов и частично за счет секуляризации церковных земель. Но далее, в период Каролингов (751-843), и особенно при империи Карла Великого (768-814), сложилась несколько иная система формирования земельного фонда для условных пожалований. Эта система возникла в связи со сложной иерархической структурой сюзерен-ства и вассалитета. Теперь не только король мог раздавать земли, принадлежащие государству или лично королю в качестве его домена. Крупные королевские вассалы из своего феода жаловали земли своим вассалам, а те в свою очередь своим. В результате создавалась пирамидообразная система вассальной зависимости. С известной долей условности ее можно изобразить в виде иерархии: король - герцоги - графы - маркизы - бароны - шевалье. При этом нижестоящий вассал получал вместе с землей значительный, а иногда и полный иммунитет от вмешательства королевских должностных лиц в дела земельной аристократии. Судебные, административные, полицейские и фискальные функции передавались крупным вассалам и их администрациям. Иерархия закрепилась довольно быстро и превратилась в обычай. При Карле и его сыне Людовике Благочестивом были введены даже запреты на обращения к королю, минуя низшие власти и непосредственного сюзерена. Сыграв первоначально положительную роль в решении прежде всего военных задач, иммунные права способствовали усилению независимости от центральной власти и привели в последующем к распаду Каролингской империи. Так сложилась система, афористичную характеристику которой мы помним со школьной скамьи: «вассал моего вассала - не мой вассал».

Вообще-то феодальные отношения были не столь просты, как это выглядит в пирамидальном построении. Скажем, каждый субъект иерархии помимо условного держания, бенефиция или феода, мог иметь и собственный аллод. За особые заслуги сюзерен мог даровать землю не только в условное, но и в безусловное владение. Таким образом, военный или чиновник мог иметь аллод, а мог и не иметь его, а бенефиций или феод, как правило, имел. Иначе он не мог бы служить, ведь денежные вознаграждения за службу были скорее премиями, чем регулярными платежами.

Многие дворяне имели несколько бенефициев и являлись вассалами более чем одного сеньора. Могло быть и так, что два сеньора являлись вассалами друг друга применительно к отдельным владениям. Столь запутанные отношения часто приводили к конфликтам и столкновениям, поэтому не зря феодальная эпоха считается периодом беззакония и жестокости.

Ясно, что на самом нижнем этаже иерархического здания находились те, кто непосредственно производил общественное богатство, содержал феодалов всех мастей, королевский двор и самого императора, церковь и монастыри.

Несмотря на определенную сложность социальных отношений, все общественные функции в феодальных королевствах оказываются довольно четко разграниченными: светские феодалы (дворяне) сражаются, священники молятся, а крестьяне работают. Хотя категории работников тоже многообразны и усложнены, но и среди крестьян легко различить две макрокатегории - свободных и зависимых. В огромный период с VI по XII в. в государстве франков (и во Франции) различаются три вида наделов (мансов) непосредственных сельских производителей: рабские, литские (литы - зависимые свободные, потомки преимущественно галло-римско-го населения) и свободных держателей с различными по тяжести повинностями. Свободных держателей по старой памяти назвали колонами. В VI-X вв. колонов было, по некоторым экспертным оценкам, раз в десять больше, чем несвободных. Несвободные - сервы, анциллы, манципии - уже в этот период были самыми настоящими крепостными на надельных землях, не имеющих свободы передвижения. Некоторых из них в документах той эпохи прямо называют servi casati - испомещенные рабы. Правда, сервы уже значительно отличались от рабов Римской империи. Сервы имели право иметь семью; разлучать семьи при продаже было нельзя; убийство каралось отлучением от церкви. Множество сервов освобождалось по завещаниям. Фактически сервы - это уже крепостные. Смягчение положения рабов и уменьшение их количества сопровождались ростом числа полусвободных колонов и вольноотпущенников.

Личная зависимость производителей оформлялась законодательно. В VIII-IX вв. король прямо участвует в установлении крепостной зависимости своими капитуляриями (указами), устанавливая развитую систему штрафов и наказаний за невыполнение феодальных повинностей. Карл Великий постановил: каждый свободный обязан искать покровителей и заступников. Но отношения коммендата и патрона могли быть прерваны в случаях насилия второго или по смерти одной из сторон. Именно при Карле за патроном утвердилось название сеньора, а за коммендатом - вассала. Об этом свидетельствует важнейший документ эпохи - «Капитулярий о виллах», описывающий хозяйственную жизнь в земельных владениях самого Карла.

Феодальная система, отношения зависимости и подчинения сказывались и на фискальных отношениях. Так, Карл Великий освободил свободных людей от прямых налогов (косвенные налоги, «спрятанные» в цене товаров, платили все), все фискальные повинности возлагались на феодально-зависимое население. Но ответственными за их исполнение были землевладельцы.

Франкское королевство и империя являются классическим примером того обстоятельства, что феодальные отношения основаны наличной зависимости не только крестьян от феодалов, но и феодальных вассалов от своих сеньоров-сюзеренов. Если феодалы были условными земельными держателями, в большей или меньшей степени подчиненными своему сеньору, то и крестьяне были условными держателями надельных земель, обязанными рентными платежами в виде барщины, оброка и иных традиционных и чрезвычайных повинностей и выплат.

Уже к XI в. практически во всей Западной Европе действовал принцип «нет земли без сеньора». Община-марка не исчезла, а превратилась в общину закрепощенных крестьян. Правда, отождествлять французского зависимого крестьянина с русским крепостным, скажем, второй половины XVI или XVIII в. не следует. При всей тяжести феодальной эксплуатации, зачастую приводящей к крестьянским выступлениям, серв XI-XII вв. был менее принижен, имел больше хозяйственной самостоятельности, по крайней мере в семейных делах свои проблемы разрешал сам. Вообще представлять европейскую феодальную эпоху как череду бесконечной классовой борьбы не вполне корректно. Система вассалитета и сюзеренства предполагала, что субъекты отношений имели взаимные обязательства. И если крестьянин обязан был работать на землевладельца, то сеньор обязан защищать вассала от притязаний других сеньоров и даже от слишком алчных притязаний королевского фиска.

Эти взаимные обязательства становились важной составляющей феодальных отношений в XII-XIII вв., когда большинство французских феодалов вовсе отказывались от земель барского домена и раздавали эти земли в пользование крестьянам. Получая натуральную, а позже денежную ренту, сеньор был вынужден проявлять заботу об определенном уровне благосостояния крестьянина, способного воспроизводить свое хозяйство - главный источник доходов сеньора.

Такая система просуществовала во Франции в течение всего периода раздробленности (с конца X по середину XII в.). Политическая раздробленность есть и результат, и причина феодальной самостоятельности землевладельцев. Свою роль в процессе раздробления страны сыграла и католическая церковь, добившаяся в конце X в. полной независимости монастырей - крупных земельных собственников - от светской власти и епископов и подчиненных только папе. Уже в XI в. крупные аббатства и монастыри превращаются в самостоятельных земельных владельцев. Начинается формирование духовно-феодальной иерархии.

С конца XI в. в экономических отношениях Франции подспудно начинаются новые явления. Во-первых, натуральные оброки постепенно превращаются в денежные платежи. Это важный симптом ограниченности натурального хозяйства хотя бы потому, что росли потребности аристократии, а социальный статус предполагал рост престижного потребления, сеньорам все больше хотелось приобретать предметы роскоши, в том числе иностранного происхождения. Для этого нужны были деньги. Но для того чтобы крестьяне могли платить денежную ренту, они тоже должны получать определенную экономическую свободу, по крайней мере свободу рыночной реализации своей продукции. И в самом деле, XII в. стал периодом, когда сословная система, основанная на личной связи, все больше превращалась в систему, основанную на поземельной связи. Крестьяне начинают выкупаться на волю, скапливая средства на рыночной торговле. Денежная рента, выплачиваемая крестьянином, стала называться цензом, земельный надел - цензивой, а сам крестьянин - цензитарием. К личной свободе, положению вольного виллана, могло привести и участие в начавшихся в 1096 г. крестовых походах «во славу Божию». Уже здесь обратим внимание на то, что период собственно крепостнического строя, во всяком случае во Франции, был весьма непродолжительным. Поэтому представлять все Средневековье как период непрерывных мучений крестьянства не вполне справедливо. Исторически достоверно, что в XIII в. вилланы уже количественно преобладают над сервами, а личное прикрепление окончательно сменилось поземельной зависимостью. В XIV столетии серваж активно идет на убыль, имеются примеры освобождения крестьян целыми деревнями. Но прикрепление к земле еще несколько веков было объективно необходимо. «Маленький замкнутый товарно-хозяйственный мирок, - писал

Н. Рожков, - мог бы погибнуть, если бы земледелию в нем не был обеспечен определенный постоянный состав рабочих, - отсюда и вытекало прикрепление к земле».

Впрочем, неверно было бы рисовать положение французских крестьян в розовом свете. Историки насчитывают в XI-XII вв. более двадцати «волн голода». Но вот вопрос: являлись ли действительной причиной неурожаев и голода социальные отношения или природные катаклизмы, периодически случавшиеся в Европе и в более поздние времена?

Крестьяне, имея личную свободу, еще более интенсивно расслаивались социально. В XIV и XV вв. во Франции появилась возможность продавать или закладывать цензиву, что приводило к возникновению прослойки обедневших крестьян - сельских наемных работников. А у богатых крестьян появился новый вид крестьянского держания - издольная аренда у своих соседей и даже у феодалов.

Политические проблемы и бесконечные войны (чего стоит только Столетняя война 1337-1453 гг.), эпидемии (например, чума 1348- 1350 гг.) приводили к попыткам возврата к личному прикреплению крестьян к феодалам. Сопротивление крестьян выливалось в мощные социальные движения, народные выступления, самым крупным из которых была Жакерия (1358). В результате уже к концу XIV столетия 2 /з крестьян стали лично свободными держателями, преимущественно на правах наследственной аренды с фиксированной платой за землю. И такое положение сохранялось вплоть до Великой революции XVIII столетия.

Вопрос

Генезис феодализма в Западной Европе. Экономическое развитие Франкского государства

Генезис феодализма в Западной Европе

Период феодализма - это большая и важная веха в истории человеческого общества. Переход к феодализму произошел не сразу. Прошло несколько столетий, прежде чем новый, феодальный способ производства доказал свое преимущество перед старым рабовладельческим производством. В Западной Европе феодализм возник на почве распада римского рабовладельческого общества, с одной стороны, и разложения родового строя у племен завоевателей - с другой; он сложился в результате взаимодействия (синтеза) этих двух процессов.
Феодальное общество в своем развитии прошло три основных этапа, в соответствии с которыми история средневековья делится на такие периоды:

1. Раннее средневековье (V-X вв.) - эпоха установления феодального способа производства, т. е. создания феодального землевладения и постепенного закрепления феодалами свободного общинного производства. Характерными чертами этого периода являются низкий уровень развития производственных сил, полное господство натурального хозяйства, слабое развитие общественного разделения труда и, как следствие, отсутствие городов.
2. Развитой феодализм (XI-XV вв.) - характеризуется общим ростом производительных сил, приведшим к отделению ремесла от земледелия. Следствием этого явилось образование феодальных городов, развитие внутреннего рынка, значительное обострение классовой борьбы, вызвавшие усиление феодальных государств.
3. Позднее средневековье (конец XV-середина XVII вв.) - эпоха разложения феодального общества, в недрах которого начинает складываться новый капиталистический способ производства. Феодальные производственные отношения характеризуются частной феодальной собственностью на землю и эксплуатацией феодалами зависимых от них крестьян. Цель феодального производства - получить прибавочный продукт в форме феодальной ренты путем эксплуатации крестьянства.

Основные особенности феодальных производственных отношений:

1. Господство натурального хозяйства. Товарные отношения были очень слабыми и стали играть более или менее заметную роль в период расцвета и разложения феодализма.
2. Непосредственный производитель (крестьянин) был наделен землей и имел в своем распоряжении некоторые орудия труда. Благодаря этому достигалась известная заинтересованность крестьянина в результатах своего труда и совершенствовании орудий и методов сельскохозяйственного производства.
3. Для феодального строя характерны та или иная степень и форма внеэкономического принуждения.
4. Низкое, рутинное состояние техники.



Феодалы и зависимые от них крестьяне являлись основными классами феодального общества. Ремесленники, купцы и все городское население были также в той или иной мере зависимы от феодалов.

Экономическое господство феодалов основывалось на их фактической собственности на землю, хотя эта земля давалась им за военную службу и номинально принадлежала государству в лице короля или иного верховного правителя. Крупная земельная собственность феодалов создавалась в период раннего феодализма путем не только пожалований короля своим вассалам, но и путем прямых захватов земель крестьян. По мере усиления феодального строя отдельные феодалы становились иногда экономически могущественнее своих королей. Условный характер их земельной собственности сходил таким образом на нет.

Находившиеся на земле крестьяне превращались в крепостных или зависимых в той или иной форме и обязаны были платить своему хозяину отработочную (барщину), натуральную (оброк) или денежную ренту.

Феодальные производственные отношения создавали относительно больший, чем рабовладельческие, простор развитию производительных сил, ибо крепостной крестьянин, имевший свое хозяйство, отдавал феодалу лишь часть своего продукта труда и, следовательно, был заинтересован в расширении производства и улучшении орудий труда. Поэтому уже в ранний период развития феодального общества после некоторого регресса, связанного с полосой разорительных варварских войн, производительные силы стали развиваться интенсивнее, чем в рабовладельческом обществе в период его наибольшего расцвета. Гораздо шире, чем в период Римской империи, стал применяться тяжелый плуг, были усовершенствованы водяная мельница, пресс для выжимания виноградного сока, шире стала использоваться тягловая сила рабочего скота.



Феодальный строй возник в разных странах различными путями. В странах Южной Европы и Франции он являлся прямым результатом синтеза колоната и разложения родового строя завоевателей варваров. В Германии, Англии, славянских государствах он возник в ходе разложения первобытнообщинного строя: эти страны не прошли стадии рабовладельческого общества, ибо в период формирования у них классов и государства рабство уже исторически себя изжило.

6 вопрос ЭКОНОМИКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Развитие аграрной экономики происходило преимущественно экстенсивным путем. Прирост сельскохозяйственной продукции обеспечивался в основном за счет увеличения площади обрабатываемой земли. Главной отраслью хозяйства было земледелие, в котором в X в. к традиционным зерновым культурам прибавились бобовые, богатые протеином. Их использование повысило качество питания, способствовало росту физической активности населения. Несмотря на преобладание экстенсивных способов обработки земли, развитие аграрной экономики характеризовалось определенным прогрессом, поскольку увеличивались площади обрабатываемых земель, повышалась урожайность. Результатом подъема аграрной экономики был демографический рост. Наблюдалось медленное, но неуклонное движение от натурального к товарно-денежному хозяйству, переход от отработочной к натуральной, а затем к денежной ренте, что в конечном итоге привело к эволюции социально-экономических отношений.

Поскольку потребности феодалов постоянно возрастали, крестьян-земледельцев стали переводить на натуральную, а затем на денежную ренту. При этом большинство крестьян получало личную свободу. Во Франции в XIV–XV вв. лично-свободные крестьяне составляли большинство населения северной части страны. В Англии переход от натуральных повинностей к денежным, к личной свободе крестьян происходил еще более активно.

Главными причинами роста городов в феодальной Западной Европе были прогресс аграрного производства, возобновление торговли с Востоком и заинтересованность феодалов в дополнительных источниках дохода. Ремесленники, выделявшиеся из массы зависимого крестьянства, стремились уйти из деревни и поселиться в местах с благоприятными условиями для производства и сбыта продукции. Это были территории, которые в период раннего Средневековья играли роль укрепленных административных, военных, религиозных центров. Отделение купеческой деятельности от ремесленной стало новым шагом в общественном разделении труда. Купцы, появившиеся в западно-европейских городах в XI–XII вв., занимались внутренней и внешней торговлей и были наиболее активной и могущественной группой городского населения. Короли, светские и духовные феодалы были заинтересованы в росте городов, которые являлись для них новым источником доходов.

Городские восстания, прокатившиеся по Западной Европе в XI–XIII вв., привели к образованию городов-коммун во Франции и Фландрии, городов-республик в Италии, имперских городов в Германии. Города освободились от феодальных поборов, функционировали на основах самоуправления, самостоятельного судопроизводства, городского права, охранявшего частную собственность, регулировавшего торговлю, деятельность ремесленных сообществ, порядок налогообложения, имели собственные финансы и войско. Все городские жители признавались лично-свободными. Важнейшим феноменом экономического развития Западной Европы в Средние века явился грандиозный размах строительства.

.7вопрос СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ

Становление и развитие феодальной собственности и феодальной зависимости сельского населения на Руси шло по трем направлениям: 1) через обложение общинников данью и формирование государственного («черного») землевладения; 2) посредством выделения безземельных крестьян, попадавших в поземельную зависимость, и свободных земледельцев, становившихся феодалами; 3) через обращение населения в зависимых земледельцев.

В период феодализма в России существовали следующие формы феодальной собственности: 1) земли «черные» под властью монарха; 2) земли дворцовые – собственность семьи монарха; 3) земли светских и духовных феодалов.

Главным источником создания и расширения феодальных владений были «черные» земли. Правом отчуждать (продажа, мена, дарение) «черные» земли обладал князь. К середине XVII в. земли «черных» волостей центральных уездов поглощались феодалами, а крестьяне постепенно превращались в крепостных. В XVIII в. плодородные земли Черноземного центра и Поволжья щедро раздавались представителям феодального класса. С присоединением Новороссии и Крыма в XVIII в. и там стало складываться крупное феодальное землевладение. Не прекращалась практика пожалований и в XIX в. Со второй половины XIV в. монастыри стали превращаться в феодальные хозяйства с большими земельными владениями. Лишь в 1764 г. состоялось государственное изъятие церковной земельной собственности.

По типу феодального владения различались земли вотчинные и поместные. Вотчиной называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Московские правители проводили политику сокращения размеров вотчин. Поместье – неотчуждаемая земельная собственность, обусловленная службой правителю. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. обозначил слияние поместной и вотчинной форм землевладения, превратив земли феодалов в наследственную собственность. Перемещение помещичьего землевладения в плодородный Черноземный центр в XVII в. способствовало развитию товарно-денежных отношений. Помещичий хлеб в эту эпоху стал важнейшим товаром на рынке.

Вопрос

Во второй половине XVIII в. в Англии сформировались предпосылки для промышленного переворота. Первые машины появились в хлопчатобумажной промышленности. Эта отрасль была сравнительно молодой и восприимчивой к прогрессивным начинаниям. В 1733 г. Кей изобрел летучий челнок, позволивший увеличить производительность труда ткача вдвое. В 1765 г. появилась механическая прялка – «Дженни», которая заменяла труд 16–18 прядильщиков. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заменить труд 40 ткачей.

Важнейшим этапом технического прогресса стало создание в 1784 г. парового двигателя, который мог применяться во всех производствах, привел к созданию новых видов транспорта – пароходного и железнодорожного.

Технический прогресс в черной металлургии был достигнут, когда удалось использовать в производстве чугуна и стали каменный уголь. За короткий период (1788–1804) выплавка чугуна возросла в 3 раза. В тот же период были созданы первые металлорежущие станки, стало развиваться машиностроение.

В ходе промышленного переворота произошел переход к фабричной форме организации производства. Использование машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках. С конца XVIII в. на основе паровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях промышленности.

Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально новых видов транспорта, соответствовавших индустриальной структуре промышленного производства. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение и удешевить стоимость перевозок товаров.

В результате промышленного переворота и последовавшего за ним промышленного подъема в 1850–1870 гг. изменилась отраслевая структура экономики Англии. Из аграрной она превратилась в индустриальную державу. В 1870 г. в промышленности и строительстве было сосредоточено около 50 % трудовых ресурсов страны; 86 % населения проживало в городах и рабочих поселках.