Ф и тютчев предопределение. Анализ Стихотворения Тютчева « Предопределение

Комментарий:
Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 4.

Список - Муран. альбом с опиской в последней строке: «Она» вместо «Оно».

Первая публикация - Совр. 1854. Т. XLIV. С. 40. Вошло в Изд. 1854. С. 40; Изд. 1868. С. 150; Изд. СПб., 1886. С. 201. А. А. Флоридов, вероятно, видел автограф, ибо 5-я строка в Изд. 1900. С. 184 напечатана так, как в рукописи, т. е. с многоточием после союза «и», чем придается, разумеется, особая интонация выражению «поединок роковой». Однако Флоридов, подобно своим предшественникам по редактированию Тютчева, не разбил пьесу на строфы, а между тем в подлиннике стихотворение разделено на две строфы.

Печатается по автографу с учетом текстологических коррективов, внесенных Г. И. Чулковым, К. В. Пигаревым и А. А. Николаевым, но с сохранением авторского знака (тире) в конце первой строфы. Если все остальные замены (тире на запятые) все же оправданны, то здесь замена тире многоточием представляется неверной. Многоточие ведет стихотворение к интонационному спаду, а Тютчев своим тире как раз противодействовал этому. Кроме того, тире - это способ художественного скрепления строф.

Автограф беловой. Поправок в тексте нет. Это характерно для психологии тютчевского творчества: пережитое и выстраданное в глубинах творческого духа через импровизацию тут же воплощается в художественный текст. Заглавие стихотворения сверху и снизу выделено подчеркиванием («завиток», переходящий в прямую линию).

Датируется началом 1850-х гг.

Входит в состав «денисьевского» цикла, образуя его смысловое ядро. В его психологическом сюжете выразился весь драматизм любовного «поединка» Тютчева и Е. А. Денисьевой, о котором впоследствии расскажет сам Тютчев в письме А. И. Георгиевскому от 13/25 декабря 1864 г.: «За этим последовала одна из тех сцен, слишком вам известных, которые все более и более подтачивали ее жизнь и довели нас - ее до Волкова поля, а меня - до чего-то такого, чему и имени нет ни на каком человеческом языке... О, как она была права в своих крайних требованиях, как она верно предчувствовала, что должно было неизбежно случиться при моем тупом непонимании того, что составляло жизненное для нее условие». Из письма ясно и то, что вторая строфа оказалась пророческой: «сердце» Денисьевой «изныло» раньше, чем это случилось с Тютчевым. «И в стихах Тютчева вместе с этою любовью возникло что-то новое, открылась новая глубина, - писал Чулков, - какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти».

Тем не менее Тютчев смог вырваться из стихии личных переживаний, превратив стихотворение в философскую манифестацию на тему любви. В истоках ее - шеллинговская концепция «борьбы» противоположностей, которой пронизано человеческое «самосознание». Ф. В. И. Шеллинг особо подчеркивал, что в «самосознании разыграется бесконечная распря». По Тютчеву, даже любовь оказывается захваченной этой «распрей». Отсюда его философское видение любви как «поединка рокового», а это предопределяет появление трагического гротеска («союз» - «поединок») в тютчевской художественной философии любви. В виде именно философской аллюзии этот гротеск отразится во фрагменте трактата В. С. Соловьева «Смысл любви»: «Чувство требует такой полноты соединения, внутреннего и окончательного, но дальше этого субъективного требования и стремления дело обыкновенно не идет, да и то оказывается лишь преходящим. На деле вместо поэзии вечного и центрального соединения происходит лишь более или менее продолжительное, но все-таки временное, более или менее тесное, но все-таки внешнее, поверхностное сближение двух ограниченных существ в узких рамках житейской прозы».

Ю. Айхенвальд, раскрывая содержание тютчевского гротескного образа любви в «Предопределении», отметил: «В самой любви таится уже будущая вражда, разлука или измена, смерть или утомление» (А. А.).

Любовь стара, как мирозданье;

Но кто пришел и кто придет на свет,

Приходит обновить ее завет...

Дж. Байрон

Стихи о любви - как страницы одной большой книги. Каждый, кто испытал это чувство, может дописать к ней новую главу. Как сказал Хафиз, «любовь - как море. Ширь ее не знает берегов». Читая стихи о любви, мы каждый раз открываем новые грани этого чувства. Но не многие возьмут на себя смелость дать точное и исчерпывающее определение его.

Ф. И. Тютчев оставил нам своеобразную «формулу любви» в пяти строчках:

Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой...

«Союз души с душой родной», по мнению Тютчева, предполагает не только единенье и сочетанье любящих сердец, но и «поединок роковой». С судьбой ли или друг с дру­гом, но борьба неизбежна, и исход ее предопределен: «В борьбе неравной двух сердец» неизбежна гибель того, чье сердце нежнее. «Любя, страдая, грустно млея, оно изноет наконец...», растворившись в любви без остатка.

Это стихотворение Тютчева интересно еще и тем, что написано оно в самом начале романа поэта с Еленой Александровной Денисьевой, «между июлем 1850 и серединой 1851», как указал сам автор. Они познакомились в июле 1850 года. Елене Денисьевой было двадцать четыре года, Тютчеву - сорок семь. И в самом начале их отношений поэт почувствовал их «роковую неизбежность» и предвидел трагический исход этого «рокового поединка». Связь их длилась четырнадцать лет, вплоть до смерти Денисьевой.

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

День смерти Денисьевой остался в памяти Тютчева как день невосполнимой утраты и скорби. С самого начала их отношений поэта не покидало предчувствие трагедии и чувство вины перед возлюбленной:

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..

Эти строки написаныв 1851 году, за тринадцать лет до смерти Денисьевой.

Стихи «денисьевского» цикла интересны тем, что поэт чаще пишет не о себе, не о своем чувстве. «Жизнь, обнаженная до дна», открывалась ему в глазах любимой жен­щины:

Я очи знал, - о эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!

В своих стихах Тютчев не раз признавал «первенство» своей возлюбленной. Ее чувство глубже, полнее, богаче:

Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей». Пускай мое она созданье, Но как я беден перед ней.

Строки тютчевской лирики рисуют любовь как подлинно «роковую» силу, которой невозможно противостоять. Ее следует принять со всеми восторгами и страданиями, как принял и понял ее сам поэт:

Перед любовию твоею Мне больно вспомнить о себе - Стою, молчу, благоговею И поклоняюся тебе.

Тютчев, не раз любивший в своей жизни, рассказал нам в своих стихах и о том, что с годами «не скудеет нежность»:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Тютчевские строки о любви - это целая «энциклопедия». Любовь в его стихах - чувство сложное и противоречивое. В нем и восторг, и боль, и вечная борьба, и вечная вина, «блаженство и безнадежность», но это и «очарованье», с которым всегда жаль расставаться.

Выберите стихи... 1 декабря 1837 (Так здесь-то суждено...) 11 мая 1869 (Нас всех, собравшихся...) 12-ое апреля 1865 (Все решено...) 1856 (Стоим мы слепо...) 19 февраля 1864 (И тихими...) 29-е января 1837 (Из чьей руки...) Encyclica Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, столько лет сопутствовавший мне... В деревне В душном воздуха молчанье... В небе тают облака... В разлуке есть высокое значенье... В толпе людей, в нескромном шуме дня... В часы, когда бывает... Ватиканская годовщина Веленью высшему покорны... Великий день Кирилловой кончины... Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Весь день она лежала в забытьи... Вечер Видение Вновь твои я вижу очи... Волна и дума Восток белел. Ладья катилась... Вот от моря и до моря... Впросонках слышу я - и не могу... Всё отнял у меня казнящий бог... Все, что сберечь мне удалось... Всесилен я и вместе слаб... Глядел я, стоя над Невой... Гус на костре Да, вы сдержали ваше слово... Два голоса Два единства Две силы есть - две роковые силы... Двум друзьям Декабрьское утро День вечереет, ночь близка... День и ночь День православного Востока... Другу моему Я.П.Полонскому Душа моя - Элизиум теней... Душа хотела б быть звездой... Дым Е. Н. Анненковой Его светлости Князю А. А. Суворову Есть в осени первоначальной... Есть и в моем страдальческом застое... Еще земли печален вид... Еще томлюсь тоской желаний... Здесь, где так вяло свод небесный... Зима недаром злится... И в божьем мире то ж бывает... И гроб опущен уж в могилу... И чувства нет в твоих очах... Играй, покуда над тобою... Из Гете (Радость и горе...) Из края в край, из града в град... Из Микеланджело Иным достался от природы... Итак, опять увиделся я с вами... Итальянская villa К Ганке Как верно здравый смысл народа... Как весел грохот летних бурь... Как дочь родную на закланье.. Как дымный столп светлеет в вышине!.. Как летней иногда порою... Как над горячею золой... Как нас ни угнетай разлука... Как неожиданно и ярко... Как неразгаданная тайна... Как ни бесилося злоречье... Как ни дышит полдень знойный... Как ни тяжел последний час... Как океан объемлет шар земной... Как он любил родные ели... Как птичка, раннею зарей... Как сладко дремлет сад темно-зеленый... Как хорошо ты, о море ночное... Как этого посмертного альбома... Какое дикое ущелье... Кн.Горчакову (Вам выпало призванье роковое...) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот... Когда дряхлеющие силы... Когда на то нет божьего согласья... Когда осьмнадцать лет твои... Колумб Кончен пир, умолкли хоры... Конь морской Кто б ни был ты, но, встретясь с ней... Лебедь Летний вечер Лето 1854 Листья Любезному папеньке! Люблю глаза твои, мой друг.. М.П.Погодину (Стихов моих вот...) Молчит сомнительно Восток... Море и утес Мотив Гейне (Если смерть есть ночь...) Н. И. Кролю Н. Ф. Щербине На возвратном пути На древе человечества высоком... На юбилей Н. М. Карамзина Над виноградными холмами... Над русской Вильной стародавной... Над этой темною толпой... Накануне годовщины 4 августа 1864 Нам не дано предугадать... Наполеон Напрасный труд - нет, их не вразумишь... Наш век Не богу ты служил и не России... Не верь, не верь поэту, дева... Не всё душе болезненное снится... Не говори! Меня он как и прежде... Не дай нам духу празднословья... Не знаешь, что лестней для мудрости людской... Не знаю я, коснется ль благодать... Не остывшая от зною.. Не раз ты слышала признанье... Не рассуждай, не хлопочи!.. Не то, что мните вы, природа... Небо бледно-голубое... Недаром милосердым богом... Неман Неохотно и несмело... Нет дня, чтобы душа не ныла... Нет, моего к тебе пристрастья... Ночное небо так угрюмо... О вещая душа моя!.. О чем ты воешь, ветр ночной?.. О, в эти дни - дни роковые... О, как убийственно мы любим... О, не тревожь меня... О, этот Юг, о, эта Ницца!.. Обвеян вещею дремотой... Одиночество Он, умирая, сомневался... Она сидела на полу... Опять стою я над Невой... Осенней позднею порою... Осенний вечер От жизни той, что бушевала здесь... Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел вечер твой...) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в рядах...) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово...) Певучесть есть в морских волнах... Первый лист Песок сыпучий по колени... Пламя рдеет, пламя пышет... По равнине вод лазурной... Под дыханьем непогоды... Пожары Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток сгустился и тускнеет... Пошли, господь, свою отраду... Поэзия Предопределение Прекрасный день его на Западе исчез... При посылке Нового Завета Природа - сфинкс... Проблеск Пророчество Пускай от зависти сердца зоилов ноют... Рассвет Рим ночью Русской женщине С какою негою, с какой тоской влюбленный... С поляны коршун поднялся... Свершается заслуженная кара... Святая ночь на небосклон взошла... Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... Сижу задумчив и один... Сияет солнце, воды блещут... Славянам (Они кричат, они грозятся...) Славянам (Привет вам задушевный, братья...) Слезы людские, о слезы людские... Смотри, как запад разгорелся... Смотри, как на речном просторе... Смотри, как роща зеленеет... Снежные горы Современное Сон на море Средство и цель Сын царский умирает в Ницце... Так, в жизни есть мгновения... Тени сизые смесились... Теперь тебе не до стихов... Тихо в озере струится... Тихой ночью, поздним летом... Ты долго ль будешь за туманом... Ты, волна моя морская... Увы, что нашего незнанья... Ужасный сон отяготел над нами... Умом Россию не понять... Успокоение Утихла биза... Легче дышит... Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейкою Зимою... Чему бы жизнь нас ни учила... Чему молилась ты с любовью... Черное море Чертог твой, спаситель, я вижу, украшен... Что ты клонишь над водами... Эти бедные селенья... Ю.Ф.Абазе (Так - гармонических орудий...) Я встретил вас - и все былое... Я знал ее еще тогда... Я лютеран люблю богослуженье... Я очи знал,- о, эти очи!.. Я помню время золотое...

«Предопределение» Федор Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье.
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах . Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику . Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.

Будучи уже в солидном возрасте, Ф.И. Тютчев встретил Елену Денисьеву. Поэт был поражен красотой и умом этой женщины. Он понимал, что не устоит перед ее чарами, хоть и жил тогда в браке со второй женой Эрнестиной. Предчувствуя развитие отношений с Денисьевой, в 1850 г. поэт написал стихотворение «Предопределение», которое, подобно зеркалу, отобразило его смешанные чувства.

Тема анализируемого произведения – любовь. Автор утверждает, что любовь может связывать только родные души. Он считает, что их союз – не только соединение, но и борьба.

Система образов «Предопределения» оригинальная. В центре произведения лирический герой, а во втором катрене появляются образы сердец. Учитывая биографию Ф.И. Тютчева, можно утверждать, что лирическое «я» произведения – отражение внутреннего состояния автора. Лирический герой размышляет над вечным вопросом любви. К раздумьям его подтолкнуло предание, согласно которому любовь – союз родных душ. Герой соглашается, что любовь – соединение душ, но в конце первой строфы добавляет, что это роковой поединок. Последний тезис развивается во втором катрене.

Лирический герой уверен, что любовь – борьба двух сердец. То, которое нежнее, неизбежно страдает и млеет от грусти. Вскоре оно вовсе изнывается, любя. О сердце менее нежном автор не говорит ничего, не открывая тайну, триумфирует оно или сокрушается. Заканчивается произведение оборванной синтаксической конструкцией, которая подталкивает читателя обдумать все, что было сказано в «Предопределении».

Стихотворение Ф.И. Тютчева состоит из двух смысловых частей: рассказ о любви, основанный на предании и рассказ о борьбе двух сердец, ее последствий. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение поделено на два катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Чтобы передать чувства и эмоции лирического героя и показать свой взгляд на любовь, Ф.И. Тютчев использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «союз души с душой», «роковое их слиянье» (о душах), «борьба двух сердец». Метафора – основа создания образов любви и двух сердец. Монолог-рассуждение лирического героя дополняется эпитетами: «поединок роковой», «борьба неравная», страдает «неизбежней».

В анализируемом стихотворении заметную роль играет интонация. Ф.И. Тютчев в обоих катренах использует оборванные предложения. При помощи них передается задумчивое состояние лирического героя и автора. Кроме того, этот прием помогает поэту расставить смысловые и эмоциональные акценты.

Мысли, выраженные в «Предопределении» Ф.И. Тютчева подчеркиваются при помощи аллитерации. Например, в описании поединка сердец преобладает согласный «р»: «в борьбе неравной двух сердец». В рассказе о страдании побежденного сердца используются слова с согласными «с», «з».

Проанализированное произведение Ф.И. Тютчева выражает восприятие проблемы любви зрелым мужчиной, который не раз испытывал это чувство.