Что тут сказать? Отлично понимаю калмыков. Почему калмыки не любят русских? Калмыки в чеченской войне

Форма вопроса «Почему калмыки не любят русских?» не оставляет возможности для сомнений в его содержании и заставляет сразу искать обязательно существующие причины нелюбви калмыков к русским.

Почему именно к русским, а не к чеченцам, скажем, или французам? А кого ещё можно не любить и как вообще к русским можно относиться по — другому в свете последних событий, связанных с Украиной. Крымом, Сирией, тридцать первыми летними олимпийским и паралимпийским играми?..

В капкан такой безапелляционной формулировки, предлагаемой СМИ, не попасться просто невозможно и невозможно поэтому не обратиться к прошлому в поисках причин.

История появления калмыков как народа, нации относится к 17 веку. Именно тогда часть ойратов, так называли западных монголов, покинула Джунгарию, т. е. Ойратское ханство, располагавшееся на территории Западного Китая, и пересекло южные границы Руси.

В чём причины такого исхода

Они типичны для этого времени: междоусобная борьба, проблема нехватки пастбищ, что, наверное, и стало определяющим — ойраты по преимуществу были скотоводами. Но есть и ещё одна версия их исхода из Ойратского ханства – нежелание части ойратов принимать ислам, они хотели остаться буддистами.

Таким образом, на территории Руси они появились самовольно, и ненавидеть русских им пока было не за что. Первые десятилетия пребывания ойратов на территории русичей не были приятными во всех отношениях: между Доном и Волгой позволено было жить, пасти скот и казахам, и ногайцам, и башкирам.

Вот они — то и воспротивились вторжению ойратов. Их — то и должны были начать ненавидеть будущие калмыки! Хальмги, так калмыки иногда называют себя, обратились за помощью к русскому царю.

Учитывая сложную ситуацию на Руси: бунты, притязания со стороны крымских татар, турок, непростые отношения с Украиной, — русский царь разрешает калмыкам кочевать между Доном и Волгой, а заодно, ценя то, что калмыки всегда были отличными конниками и храбрыми воинами, возлагает на них обязанности охранять южные рубежи Отечества от внешних врагов. Калмыки добровольно берутся служить русскому царю.

И в этот период истории повода для ненависти не возникло. А вот русский царь должен был бы насторожиться.

Несмотря на договор «о вечном послушании» и на запрет совершать набеги на русские города со всеми вытекающими отсюда последствиями, калмыки, сражаясь с общим теперь врагом, позволяли себе и брать в плен русичей, и грабить их во время кочевья.

И теперь у калмыков, создавших на юге России своё Калмыцкое ханство, повода для ненависти появиться не могло. Благополучная жизнь калмыков в своём ханстве подверглась испытанию в тридцатые годы 18 века.

Среди представителей верхушки бывших ойратов начались междоусобные войны. Русское правительство не могло не вмешаться в эти события. Кроме того, началась колонизация русскими помещиками и крестьянами земель, по которым кочевали калмыки.

В результате уменьшились калмыцкие пастбища. Вдобавок ко всему на юг пришли холода. Начался падёж скота, голод. Часть влиятельных калмыков, следует заметить, без всякого нажима со стороны русских, приняла решение вернуться в Джунгарию, которая к тому времени была завоёвана династией Цин.

Это решение стало причиной трагедии, постигшей калмыков. Во время похода на историческую родину погибло около ста тысяч калмыков, пал почти весь скот.

Что сделала правящая в этот период Екатерина Вторая? Она ликвидировала Калмыцкое ханство. Оставшиеся калмыки были приписаны к казачьим войскам Урала и Дона.

Да, наверное, можно возненавидеть русских за обрушившиеся на калмыков беды. Но ненависть эта какая — то унизительная, неумная, ненависть забывших о добре, закрывающих глаза на собственную вину…

В современной истории, в истории 20 века, есть факт, который, пожалуй, мог бы вызвать ненависть к русским. В 1943-1944 годах калмыки, в основном старики, женщины и дети, т.к. почти всё дееспособное мужское население, около тридцати тысяч, воевало с фашистами, было депортировано с территории их компактного проживания.

Причина – сотрудничество калмыков с фашистской Германией: оккупантами был создан Калмыцкий кавалерийский полк. В его состав входило около трёх с половиной тысяч калмыков.

И всё-таки русских не любить за что? Решение о депортации принималось правительством (интересно, какой процент русских был в его составе?) и касалось не только нерусских народов: поволжских немцев, чеченцев, крымских татар, – но и русских.

Вспомним историю нашей страны

30-ых годов 20 века, период коллективизации, массового раскулачивания и выселения в необжитые края Севера и Сибири зажиточных крестьян целыми семьями. Может ли один народ ненавидеть другой народ за то, что их постигла одинаковая трагедия?

Можно было бы, наверное, обратиться к физиологии, психологии, этике, эстетике в поисках причин нелюбви калмыков к русским. Но результаты были бы тоже «нулевыми».

Вряд ли удалось бы кому-либо из ищущих обнаружить не то что причины, но и факты проявления ненависти одного народа к другому, потому что непонятно, как «выглядят» эти проявления.

Как один народ (по определению, исторически сложившаяся общность людей, возникшая на основе общего языка, территории, экономики, психики, культуры) может не любить другой народ? Как все, до единого, калмыки не любят всех, до единого, русских?!

Нелюбовь, ненависть – это чувство. А чувство – явление индивидуальное. Оно может возникать у конкретного человека по отношению к конкретному человеку. Да, среди калмыков, как и среди русских, украинцев, немцев, американцев есть националисты.

Отдельные факты проявления национальной ненависти калмыков к русским известны. Но национализм – это явление политическое, рациональное в своей основе, связанное с убеждениями. Оно может стать достаточно массовым при определённых условиях, но и оно никогда не будет всеобщим.

Известный калмыцкий блогер Лари Илишкин продолжает отвечать на популярные вопросы о двух родственных народах. Он историк по образованию и поэтому знает, как много общего между нашими народами.

Предыдущие интервью читайте на нашем сайте: 1 часть , 2 часть , 3 часть .

Лари, в начале XIX века академик И.И. Лепехин писал о калмыках: «они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев». Что имел в виду академик?

Лепехин писал о волжских ойратах (калмыках). До прихода Хо Орлюка в этих степях кочевали лишь ногайцы. И то лишь на части Ставропольского плато. Обширные безводные полупустынные территории. В то время здесь не было ни Волгограда, ни Ростова, ни других современных городов. Даже деревень не было никаких, и оседлая жизнь теплилась лишь в небольшой округе близ Астрахани. Места были действительно непригодны для проживания для многих народов. Но не для калмыков. Именно с продвижением калмыков на юг вслед за ними двинулись и землепашцы из российских, а затем и украинских губерний. При Аюке хане по договору с русским правительством между ханством и русскими землями существовала 10-верстная нейтральная зона, где не могли кочевать калмыки и не имели права селиться крестьяне. По сути, это была межгосударственная граница. Когда русские нарушали договор, калмыки сжигали поселения и уводили в неволю их обитателей.

Кстати, Лепехин также писал, что от калмыков Россия получает наилучший убойный и рабочий скот. Судя по тому, как калмыцкая порода крупнорогатого скота через Бурятию распространяется далее на восток огромной страны, выводы академика актуальны и по сей день. А о том, как военный потенциал калмыков обеспечил безопасность южных рубежей государства, известно всем и подробно останавливаться на этой теме, наверное, нет смысла.

- Как на калмыцком называются соседние народы и правда ли, что название «чечен» монгольского корня?

Среди чеченцев гуляет версия монгольского происхождения их самоназвания «нохчо». Но я не вижу ничего монгольского в этом слове. Кстати, калмыки всех кавказцев именовали «черкес» вне зависимости от их реальной принадлежности к тому или иному этносу. Татар до сих пор называют «мангуд», казахов - «хасыг». Очень интересно на калмыцком именуются евреи - «хар гуйр». В дословном переводе «черная мука». Откуда взялось это название, история умалчивает. Но из всех монголов только калмыки так именуют иудеев. Значит, название родилось здесь, на Волге.

- Какие у вас отношения с ногайцами? Они действительно имеют монголоидную внешность?

Ногайцы - ближайшие родственники казахов, и естественно, что они имеют азиатскую внешность. Сегодня отношения ровные. Но наверняка у ногайцев сохранились исторические обиды, хотя они их и не озвучивают в общении с нами. Ведь именно калмыки обескровили Ногайскую орду. Однако если быть до конца справедливыми, то необходимо вспомнить, что поводом для столь радикального отношения калмыков к ногайской элите (она больше всего и пострадала) стало предательство последних. Изначально калмыки и ногайцы выступали чуть ли не единым фронтом в отношениях с кавказскими горцами. Но когда Хо Орлюк решил покорить Кабарду, то «союзники» фактически ударили в спину. Калмыки в горах попали в засаду, потеряв много своих людей, в том числе и своего предводителя. Между прочим, Хо Орлюк погиб в бою, когда ему было 92 года. Победители обезглавили его труп. Такого унижения калмыки не могли простить и в двух карательных походах уничтожили практически всю ногайскую аристократию. Как видим, и у нас есть причины для обид. Только калмыки тем и отличаются от многих, что обидами особо не мучаются.

- Какие отношения с крымскими татарами?

В прошлом крымские татары были для калмыков главными конкурентами в борьбе за влияние на территории между Черным и Каспийским морями. Сегодня мы не имеем возможности соприкасаться с ними и потому говорить о каких-либо взаимоотношениях нельзя.

- Ваше отношение к знаменитому Амурсане и подробнее расскажите историю его захоронения в Бурятии.

Амурсана - личность противоречивая. Для большинства в монгольском мире он является символом борьбы ойратов за независимость. И таковым он был долгое время. Мой отец журналист Наран Илишкин первым (по крайней мере, в Калмыкии) признал негативную роль Амурсаны в ойратской истории. Тем не менее его личность заслуживает внимания. Амурсана родился в Калмыцком ханстве. Позже его семья перекочевала в пределы Джунгарии. Захоронен в Бурятии. Так получилось, что Пекин хотел воочию убедиться в смерти своего самого опасного на тот момент врага и потребовал у российских властей предъявить доказательства. Тело Амурсаны было доставлено ближе к границе, где и продемонстрировано представителям Поднебесной. Маньчжуры потребовали выдать тело, но получили отказ. Амурсана был перезахоронен в Бурятии. Я рассматриваю это как знак. Родился в калмыцких степях, захоронен в Бурятии. Своей судьбой показывает нам, во что обходится раскол и личные амбиции. Вот почему имя Амурсаны нельзя предавать забвению.

- Откуда версия о калмыцких корнях химика Менделеева и Ленина?

По Менделееву скажу, что, когда у меня есть сомнения, я особо не вникаю в тему. А о том, что у вождя мирового пролетариата бабушка была калмычка, написала Мариэтта Шагинян. Говорухин также упоминал об этом на страницах, кажется, газеты «Аргументы и факты».

- Ваше видение личности Джа-ламы?

Очень неоднозначная личность. Фамилия его Санаев. Он уроженец Малодербетовского улуса Калмыкии. Во время революции в Китае оказался в Западной Монголии, где живут ойраты. Назвал себя Амурсаной. Дело в том, что среди монголов в то время было популярным предсказание о перерождении Амурсаны в России и возвращении в Монголию, где он должен был вырезать всех китайцев. И он вернулся. И, действительно, сумел организовать сопротивление и выбил китайцев из Западной Монголии. По требованию Пекина все-таки его вывезли на территорию России. Известно, что Джа-лама появлялся среди калмыцкой интеллигенции в Астрахани. Но когда в России грянула революция, он исчез и появился в Монголии, где стал фактически диктатором. По моему мнению, Джа-лама был агентом царской секретной службы. Об этом говорят некоторые факты. До революции был управляем. После революции 1917 года действовал уже сам и исключительно в собственных интересах. Был уничтожен, кстати, командированными в Монголию калмыками.

Понятно, что из-за огромных расстояний и 400 лет проживания вдали от монгольского мира калмыцкий язык неизбежно обрел отличия. Хотя понять основной смысл можно. Вам понятен бурятский язык? Какие у нас основные отличия в языках?

По мнению ученых, калмыцкий язык наиболее сохранил в себе идиомы древнего языка монголов именно благодаря многовековой изолированности. Поэтому скорее отличия появились не у нас. Сейчас основная задача - сохранить язык. Мы обязаны это сделать. И чтобы отличий было меньше, нам необходимо больше общаться внутри монгольского мира. Человек, хорошо владеющий бурятским, поймет калмыцкий, и наоборот. Один бурят в 2012 году рассказывал, что, когда был маленьким, не знал русского. К ним приезжали калмыки с детьми, и дети как-то понимали друг друга и, как сейчас бы сказали, вообще не парились.

Ваш великий просветитель Зая Пандита создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо». Им был определен и установлен литературный язык ойратов. Чей это диалект и почему лег в основу литературного калмыцкого языка?

Зая Пандита был из племени хошут. Тодо бичиг нельзя отнести к какому-либо диалекту. В этом его уникальность. А вот когда в советское время перешли на кириллицу, литературным стал торгудский диалект. Наверное, потому что исторически торгудов на Волге было подавляющее большинство и их диалект преобладал. После ухода большей части торгудов в 1771 году их численность здесь уменьшилась. Сегодня, наверное, торгудов и дервюдов в Калмыкии примерно равная численность. Но по традиции диалект торгудов стал литературным. Повторюсь, сегодня стоит проблема сохранения языка и совсем не важно, в каком диалекте.

Оригинальной архитектуры просторное здание Национального музея Калмыкии явилось бы пределом мечтаний для доброй половины подобных учреждений Москвы. Оно открылось в 2009 году, в рамках празднования 400-летия добровольного вхождения калмыков в состав России.

Заслугой строительства здания музея, как и других украшающих калмыцкую столицу достопримечательностей, явилась бурная преобразовательная деятельность прежнего президента Кирсана Илюмжинова. Не вдаваясь в вопрос, какие деньги были затрачены и откуда они брались, все же нужно признать, что за период правления Илюмжинова Элиста из богом забытого провинциального захолустья стала красивым и оригинальным туристическим центром, посмотреть который приезжают не только приверженцы буддизма, но и простые обыватели из других регионов России. Из Волгограда, Астрахани и Ставрополя много людей едет в «мировую столицу шахмат» отдохнуть на выходные.

Возвращаясь к музею, надо сказать, что извечная беда – нехватка выставочных площадей, для калмыцкого «храма истории и культуры» теперь явно неактуальна. Как я убедился впоследствии, продуманная внутренняя планировка, просторные залы, профессионально поставленное освещение и образцово сделанные экспозиции – делают элистинское учреждение одним из лучших (если не самым лучшим) из многочисленных провинциальных музеев России, виденных автором.

К сожалению, до закрытия оставалось уже немного времени, но нам показать экспозицию в ускоренном темпе взялась одна из научных сотрудниц музея. Из-за нехватки времени осмотром отдела природы и еще кое-чем пришлось пожертвовать.

Подробно описывать экспозицию музея нет возможности, но надо признать, что сделана она на очень высоком научно-методологическом уровне. История, этнография, современные события, связанные с превращением Элисты в мировую «шахматную столицу», - все показано доходчиво, комплексно и связно, без китча и эклектики.

Калмыки (этноним восходит к тюркскому слову «отделившиеся») были некогда частью обширного западномонгольского этноса ойратов, частично проживающих и сейчас в Монголии и Западном Китае. Ойраты к началу XVII века образовали Джунгарское ханство, последнюю крупную кочевую империю в истории. Часть ойратов - джунгар постепенно перекочевала в начале-середине XVII века на Северный Кавказ и приняла российское подданство. В 1771 году калмыки в большей части откочевали с Кавказа обратно в Западный Китай и Западную Монголию, оставшиеся стали предками современного этноса.

В экспозиции музея история была подробно отражена. А на одном из стендов с копией золотой пайцзы (знака власти) Чингиз-хана в центре была показана структура старейших калмыцких субэтнических групп: дербетов, торгутов, хошоутов, зюнгаров (бузавы образовались уже из них в XIX веке).

Деление на эти, и более мелкие родоплеменные группы до сих пор очень важную роль играет в жизни калмыков. «Мы все хорошо знаем свое происхождение, к какому из ойратских племен принадлежали наши предки», - пояснила схему научная сотрудница.

Подробно рассказывалось в музейной экспозиции о деятельности выдающегося ойратского религиозного и политического деятеля Зая-Пандита Намкхай Гьямпцо, при котором буддизм школы гелуг стал общеойратской религией. Зая-Пандита особо знаменит тем, что создал в 1648 году новый алфавит «ясное письмо», благодаря чему у ойратомонголов возникла общедоступная письменная культура.

- «Грамотность у калмыков была всеобщей. Каждый отец по закону обязан был обучить сыновей грамоте. Если выяснялось, что взрослый сын неграмотен, то отец должен был заплатить хану специальный штраф «три тройки»: три верблюда, три коня и три быка. Это для простых людей было неподъемно, легче было сыновей выучить», - комментировала наша спутница стенд, посвященный просветительской деятельности Зая-Пандита.

Само собой много в экспозиции музея рассказывалось о службе калмыков России, особенно об их участии в Отечественной войне 1812 года. Есть в экспозиции копия древнего, когда-то привезенного из Монголии калмыцкого желтого знамени, с которым калмыцкие полки в 1814 году вошли в Париж.

Надо отметить, что и в XVIII веке калмыки очень помогали России в борьбе за Кавказ. Так в народной памяти и калмыков, и кавказцев осталась кровопролитная битва в районе нынешних Ессентуков (на калмыцком «ессен тук» - «девять знамен»), когда объединенное лучшее войско кавказских народов было разбито представителями девяти родов калмыков. «После этой битвы, - как рассказывала мне сотрудница музея, - было достигнуто соглашение о взаимном нейтралитете, о котором помнят до сих пор, как «притчу о калмыцком чае».

В этнографическом отделе запомнилась выставленная традиционная калмыцкая плеть. В свое время меня интересовало, почему калмыки, переняв часть традиционной кавказской одежды: носимый под черкесской «бешмет», - по калмыки «бешмюд», - не переняли обычая носить кинжал. Причину я понял, когда увидел калмыцкую плеть: полуметровая оплетенная кожей рукоять, со здоровенным, грамм под 300, серебряным набалдашником переходила в метровую, если не больше, плетеную из кожи «рабочую часть», сантиметра четыре толщиной у основания. На конце плети было утолщение, скорее всего со свинцовой гирькой. С такой плетью в качестве «личного оружия» умелому бойцу был не страшен не только поясной кавказский кинжал «кама», но и винтовка со штыком.

Заметив мой интерес к данному предмету калмыцкого бытового обихода, научная сотрудница пояснила: «Плеть была обязательной принадлежностью нашего костюма. Все калмыки имели плети, взрослый мужчина без нее на людях не появлялся. У женщин и детей были свои особые плоские плети. По виду, форме и отделке плети можно было безошибочно определить родовую принадлежность калмыка и его социальное положение. К сожалению, в 1912году царские власти запретили калмыкам носить плети в общественных местах».

Вскоре мы прошли в зал, посвященный Отечественной Войне и послевоенной калмыцкой истории. В центре зала была экспозиция оружия, с нечасто встречающимся наших музеях английским пулеметом «Брен», у стен в стеклянных шкафах были показаны образцы формы кавалерийских казачьих частей Красной армии, где служило много калмыков. Но главным центрирующим экспозицию элементом оформления зала был портрет Басана Бадьминовича Городовикова, героя Советского Союза, видного военного и политического деятеля, впоследствии многолетнего руководителя Калмыцкой АССР.

Тут надо вспомнить, что калмыки, как и некоторые северокавказские народы были депортированы в 1943 году. А вернуться на родину они смогли только во второй половине 50-годов. (1.) КАССР была восстановлена в 1958 году. Но судя по оформлению музейного зала, советский период истории для калмыков является «хорошим временем», а коммунистический глава республики Басан Городовиков сохранил о себе добрую память.

В зале Отечественной Войны беседа с сотрудницей музея постепенно перешла на тему войн недавних. Калмыки всегда были хорошими воинами, показали они это и во время военных действий в Чечне. Это признавалось и противостоящей российским войскам стороной, к калмыкам было особое уважительное отношение. Сотрудница музея рассказывала: «Калмыков, если те ранеными в плен к чеченцам попадали, часто отпускали. Кавказцы нас калмыков очень сильно уважают. Даже к русским из Калмыкии у них другое отношение. Вот был в девяностые годы такой случай. Два грузина возили девушек в Чечню»… Заметив мой недоуменный взгляд, сотрудница музея совершенно спокойно, словно речь шла о чем-то для всех очевидном, уточнила: «Они возили девушек в Чечню на заказ. Кололи шприцом снотворное. Так вот у нас стояла русская девушка ловила попутную машину, чтобы уехать домой, они ее в машину посадили, потом усыпили и привезли заказчику в Чечню. А он узнал, что она из Калмыкии и отказался ее брать. Сказал, чтобы ее «отвезли туда, где взяли». Грузины доставили «добычу» к ставропольской границе и высадили. Девушка пешком дошла до российского блокпоста, милиционеры посадили ее в попутную машину до Калмыкии, и она вернулась домой».

Послесловие.

На этом рассказе я решил закончить повествовательную часть своих записок. Конечно, можно было бы и дальше описывать последующие прогулки по Элисте, рассказать о втором посещении Казанского собора и беседах с русскими элистинцами, но я посчитал, что это слишком затянет повествование.

Но необходимо сделать некоторые выводы и изложить некоторые аналитические размышления. Калмыкию я посетил впервые, но нельзя сказать, что все было для меня новым. С калмыками мне приходилось много общаться во время учебы в Ростове-на-Дону, среди них у меня много друзей и хороших приятелей. Близкая моя студенческая подруга, русская, родилась и выросла в Элисте. Так что о степной республике и населяющих ее людях я имел уже кое-какое представление. Но все же только личное посещение Элисты дало возможность понять многие ранее неясные моменты.

В Калмыкии для меня интересовал прежде всего «русский вопрос»: как живется русским рядом с кавказскими потомками Чингиз-хана. Первых русских элистинцев,- двух веселых молодых людей на скутере, - я увидел сразу после того, как вышел из привезшего меня из Ставрополя автобуса. Впоследствии русские лица встречались постоянно, с частотой примерно «один на десять». И из наблюдений со стороны и из непосредственного общения с людьми я сделал для себя вывод: особых проблем в совместном проживании русских и калмыков нет. Не только в плане наблюдающегося на Кавказе «конфликта цивилизаций», но и в обыденно-бытовом отношении.

Но русских в Калмыкии становится все меньше, они массово уезжают, прежде всего молодежь. Причины эмиграции экономические. В полностью дотационной республике, - где с советских времен практически не было промышленного производства, лишь сельское хозяйство и переработка его продукции, - там как-то реализовать себя русским очень трудно. Особенно если учесть родовую и клановую солидарность калмыков. Калмыки народ по гумилевски пассионарный: жесткий, прагматичный, целеустремленный и напористый. «Бабского, - по определению Бердяева, - начала русской души», - то есть слезливой сентиментальности, попыток оправдывать и жалеть даже лютых врагов, - у калмыков нет и в помине. В душе калмык, как и казак-славянин это, прежде всего, воин. С соответствующим отношением к жизни, в том числе в бытовых и профессиональных делах. Калмыцкое спокойствие и невозмутимость в любой момент могут смениться яростью и агрессией. И горе тому, на кого эта агрессия будет направлена. За невозмутимым лицом буддиста в любой момент можно увидеть атакующего воина Чингиз-хана.

Однако русские с калмыками все же уживаются не одну сотню лет. Причем достаточно неплохо уживаются. Элиста основывалась в середине 19-го века как селение русских крестьян-переселенцев. Все 150 лет своего существования никаких серьезных межнациональных конфликтов она не знала. Во время Революции и Гражданской войны русские крестьяне-земледельцы и калмыки-скотоводы не только не конфликтовали, но даже организовывали совместные органы власти, как красной, так и белой ориентации. (2.)

Но сейчас русским в Калмыкии жить трудно. В отличие от кавказских республик у них даже «социально-экономической ниши» в виде профессий требующих хорошего уровня образования. Специалистов высокой квалификации хватает и среди «титульной национальности».

В национальном характере калмыков существует своеобразный «культ образованности». Причем не формальной: «Чтобы в галстуке ходить и с красной папкой», - а реальной, с целью получить в итоге хорошую профессиональную подготовку. Как рассказывала мне пожилая русская элистинка: «Здесь настоящий культ образованности. Еще в школе калмыки начинают готовить детей к поступлению в ВУЗ. Самая бедная семья не жалеет денег на репетиторов, и делает все чтобы дети пришли в институт с хорошим объемом знаний, а потом получили полноценные для будущей профессии знания».

Однако «культ образованности» порождает и специфические проблемы. Не только русская, но и калмыцкая молодежь уезжает из родной республики. Найти приличную работу и полноценно реализовать себя на родине очень трудно, особенно образованным молодым специалистам. Калмыки-врачи, учителя инженеры, агрономы, ветеринары все чаще и чаще работают в Астрахани, Ставрополе, Волгограде или, само собой, в Москве.

Среди калмыков существует большой слой довольно рафинированной «старого образца» интеллигенции, с сильной ориентацией на «классическую» русскую культуру. Калмыки вне русского культурного пространства себя не мыслят. У них нет и в помине никаких попыток в этом плане, в отличии от республик Северного Кавказа, противопоставить себя России. Между собой на улицах Элисты калмыки, даже подростки говорят на очень хорошем, почти литературном русском языке с легки акцентом, скорее даже выговором. Старая русско-языковая культура (кстати, подобное я наблюдал у русских Львова и лезгин Дербента) присуща всем калмыкам, не только интеллигенции.

В небольшой стотысячной Элисте есть и государственный русский драмтеатр, спектакли его хорошо посещаются. Работает небольшой, но хорошего уровня университет, в котором есть философская династия Биткеевых, их работы по буддологии очень уважаемы в мировом научном сообществе.

Довольно высокий уровень образования населения с ориентацией на « высокую культуру» порождает и ряд своеобразных проблем. Разрушается традиционный жизненный уклад. Все меньше калмыков желает жить так, как жили предыдущие поколения. Вдали от сел и городов, изо дня в день, созерцая степь и пасущихся стада. Люди хотят и что бы их дети ходили в хорошие, со спортзалами школы, чтобы бы дома был интернет. Но где все это брать в степи?

Сейчас идет явный отток населения из отдаленных районов Калмыкии в места, где есть «цивилизация»: столицу Элисту, более-менее крупные населенные пункты, или просто в села прилегающие к федеральным автотрассам. А в покидаемые калмыками отдаленные степные районы идет наплыв мигрантов из предгорных республик Кавказа. «Пришельцам с Юга», чабанам-скотоводам интеллигентские «экзистенциальная тоска» и «скука провинциального бытия» незнакомы. Не нужны им библиотеки, хорошие школы и интернет. Нередки среди новопришедших и такие, кто не считает важным давать своим детям даже навыки письма и чтения… «Что нужно, и когда нужно, прочитает мулла».

Что бы как-то исправить такое положение власти Калмыкии уже хотят звать на ПМЖ ойратов-кочевников из Китая и заселять ими степные районы. Для российских калмыков это более приемлемый вариант, нежели ползучая аннексия их степей «южными россиянами».

Хотя в отличии от Восточного Ставрополья и Северного Дагестана, правовая ситуация в Калмыкии пока еще контролируется. В республике нет проблемы терроризма, нет со стороны «гостей» проявлений «старинных горских обычаев», почему-то принимаемых в нетолерантной России за «беспредел». Правда, был случай в соседней Астраханской области, в селении Яндыки. Там южные гости немного порезвились на православном кладбище, на нанесенную русским обиду отреагировали калмыки .

Но все же в общении с жителями Элисты, и русскими и калмыками чувствовалась тревога по поводу «южной проблемы». Правовое положение в соседнем восточном Ставрополье становится все более неопределенным, там все постепенно сползает к хаосу. Поэтому калмыки обоснованно боятся за свое будущее. Не раз доводилось слышать, причем в совершенно будничном ключе, фразы типа «мы скоро станем границей России».

Примечание.

1. В отличии от других обвиненных в сотрудничестве с гитлеровцами и выселенных народов, калмыки не используют тему депортации в качестве «пропагандистской дубинки», позволяющей «бить по глазам» Россию и русских. Выселение народов 1943-1944 годов в плане пропаганды очень удобно: любые современные зверства в отношении русских, этнические чистки и даже практику рабовладения всегда можно объяснить «кровоточащей раной в сердце народа пережившего страшное злодеяние 1944 года». Зарубежные политики и исследовали, такие как Анатоль Ливен, совершенно спокойно оправдывают «кровоточащей раной памяти» все зверства совершенные и совершаемые над русскими в некоторых кавказских республиках. Однако побывавшие в депортации, но не педалирующие эту тему калмыки явно «портят картину». Они не озлоблены на русский народ и Россию, и даже являются, может по своим прагматическим соображениям, но явными российскими патриотами.

2. 14 мая 1918 года состоялся «Съезд объединенного русско-калмыцкого населения Астраханского и Черноярского уездов» председателем которого был избран врач Эренжен Хара-Даван. Сын нищих калмыков батрачивших у феодала-соплеменника, Хаара-Даван окончил Малодербетовскую начальную улусную школу, за способности был направлен за казенный счет в Астраханскую гимназию, по окончании которой, опять же за казенный счет в Петербургскую Военно-Медицинскую академию. Получив диплом врача, вернулся на родину и работал по специальности. Во время Гражданской войны поддержал Белое движение и ушел в эмиграцию. В 1928 году в Белграде вышла его насквозь евразийская книга «Чингиз-хан».

"Кажется, начинается", - вот единое мнение тех, кто знаком с ситуацией, которая складывается в последние годы в самой южной из русских областей, Астраханской. История этих мест полна войны и взаимного истребления. Когда-то в этих местах стояла столица Золотой Орды, Сарай-бату. Кочевые народы в Волжской дельте часто сменялись. Аланы, гунны, савиры, болгары и хазары приходили на эти земли, тесня друг друга и принося новые верования, культуру, язык.

С XVI в., времени Иоанна Грозного, низовья Волги вошли в состав Руси. Наряду с покорением Казани, данный шаг явился частью проекта единого русского дома, крепко стоящего на берегах морей и включающего в себя основные торговые пути, по тем временам, главным образом, пути водные. С тех пор Астраханские земли последовательно и кропотливо утверждались в роли русских земель: на них закладывались новые крепости и станицы, обустраивались дорожные тракты и почтовые станции. Большое участие в освоении края приняло казачество. Взаимоотношения с местными племенами, которые русские именовали единым словом "татары", складывались не всегда гладко, но в конце концов "межнациональные мир и стабильность" в границах Русского государства к общему удовлетворению восторжествовали.

В 1630 г. вблизи дельты Волги появились переселенцы из Восточной Сибири - калмыки (тогда их называли монголами). Дважды, в 1642 г. безуспешно попытавшись взять укрепленную Астрахань, они в конце концов отступили в степи к западу от Волги. Де-факто населяя земли, относящиеся к ведению Русских царей, они были приведены к присяге на верность Российскому престолу в XVIII в. Однако, во все это время не вызывает сомнений, что Астраханский край принадлежит России и осваивается русскими. Особый южно-русский этнос, сложившийся из переселенцев разных веков - солдат, беглых крепостных, вольных работников, казаков - стал характеризовать Нижнюю Волгу, заложил основание местных традиций.

Большую роль для края играла православная миссия. Татары, калмыки, киргизы (нынешние казахи), в значительной мере воспринимали русских как поклонников "русского Бога". Проповедь же Евангелия раскрывала для них Христа как Бога милостивого и совестного, обещающего покровительство всем народам. К началу ХХ в. заметная часть калмыков и татар принимает крещение - нынешнее убеждение в том, что в этих народах имеет исключительное хождение буддизм и ислам является вредным и ложным.

С 1917 г. основы межнациональной политики в регионе претерпели резкие изменения. Навязчивый интернационализм, возведенный в ранг государственной политики, делает русских "одними из" народностей, населяющих край. Как и во многих других местах, насильственной перекройке подверглись административные границы. В частности, получила в свое распоряжение широкий коридор с выходом к Волге в районе Цаган-Амана Калмыцкая автономная республика. Как и повсюду, систематически нарушалась пропорция между городским и сельским населением, в русскоязычных семьях снижалась рождаемость. К началу 1990-х годов, время распада СССР и возникновения северокавказских локальных конфликтов, Астраханская область уже представляла собою типичный депрессивный регион, хотя природно-климатические факторы, запасы недр и история вполне могли сделать и всегда делали ее территорией выдающихся перспектив и особенного изобилия.

Первая и вторая чеченские кампании, обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе привели к тому, что в Астрахань и окрестности хлынул поток легальных и нелегальных переселенцев. Под шумок разговоров о демократии коренное русское население стало выдавливаться из сел и степных стоянок. Естественная убыль русских начала с лихвой восполняться за счет приезжих чеченцев, даргинцев, казахов. При этом последние не скрывают своих претензий на астраханские земли. В условиях экономической разрухи и хаоса сложилась характерная в целом для Юга страны ситуация: активными предпринимателями, хозяевами местных сельскохозяйственных и промышленных производств, торговых предприятий являются "лица кавказской национальности"; их интересы отстаивают милиция и органы власти, в то время как рядовые русские оказываются на положении, хотя и большинства, но большинства бесправного и безжалостно эксплуатируемого.

Долгое время критическая ситуация в области замалчивалась. А между тем чеченская, дагестанская, казахская диаспора продолжали усиливаться. Этническое лобби проникло во власть - зятем бывшего, ныне покойного губернатора А.Гужвина стал влиятельный чеченец; под контроль чеченцев перешла торговля в городе, включая исторический Татар-базар, на котором с некоторых пор среди торгующих перестали появляться татары. В окрестностях Астрахани положение становилось и того острее: в некоторых населенных пунктах доля нацменьшинств оказалась сопоставима с русскими; астраханские села поделились на "чеченские", "казахские", "калмыцкие"; в органы власти оказались избраны представители некоренных народов или лица, отстаивающие интересы последних. Противостояние между русским населением и приезжими приобрело хронический характер. В мечетях, которые плодятся в городах и весях подобно грибам после дождя, развернули свою деятельность проповедники ваххабитского толка. Руководители самопровозглашенной Чечни, лидеры боевиков, неоднократно высказывались в том смысле, что рассматривают Астраханскую область обязательной частью пресловутого Кавказского халифата.

Факт постоянного обострения положения, тем не менее, замалчивался. Между тем, стычки между соседями по типу "дробовик против "Калашникова"", как та, что в течении нескольких дней держала в напряжении с. Пришиб Енотаевского района и разрешилась только с прибытием на вертолете подразделения спецназа, эпизодически вспыхивали в разных местах, не предаваясь широкой огласке. Однако, в оперативных сводках МВД и ФСБ стали все чаще фигурировать сообщения об обнаружении крупных партий оружия, вплоть до переносных ракетных зенитных комплектов, на степных дорогах, чабанских становищах и в домах у чеченцев.

Нынешний инцидент в с. Яндыки Лиманского района, где в античеченском погроме приняло участие более 300 человек, только выводит на поверхность комплекс проблем, существующих уже очень давно. Места компактного поселения кавказцев - это территория почти безраздельного и бесконтрольного их хозяйничанья. 17 кладбищенских крестов, в т.ч. и памятник на могиле калмыка, снесенных чеченской молодежью - это наглядная иллюстрация к тому, что творится на землях, некогда целиком и полностью принадлежавшим коренным русским жителям, астраханцам. Неуклонная архаизация отношений, угрозы, произвол и насилие, погружение в почти полный феодализм - вот что ожидает тех, кому выпала нелегкая доля жить по соседству с т.н. "кавказскими беженцами" .

В этой связи примечательно, что организованный отпор чеченском экспансии способны оказать лишь другие этнические диаспоры - те же калмыки. Русское население, как и русская власть, увы, перестают выступать фактором, определяющим обстановку. Наоборот, оно становится заложником "разборок", затеянных новыми хозяевами края. В нерешительности региональных властей прослеживается также и полная их неспособность противодействовать мощному кавказскому лобби. В село Яндыки в настоящий момент введены подразделения МВД численностью в 1500 чел. Похоже, в ближайшее время границы "антитеррористической операции" могут разрастись на соседние регионы, включая и Астраханскую области. Если это случится, никаких военных и полицейских сил не хватит для того, чтобы полностью охватить территорию нестабильности.

Немаловажно и то, как реагируют на происходящее публичные чеченские политики: Алу Алханов, Умар Джабраилов и пр. Они в один голос... отрицают межнациональный характер конфликта. По их мнению, убийство калмыка и последовавшее за этим массовое побоище - это обычная хулиганская выходка. Другими словами, их позиция заключена в том, чтоб при любых обстоятельствах выгораживать соплеменников и не допускать огласки проблем, возникающих в связи с "ползучей экспансией" чеченцев на Юге России .

Житель Калмыкии, обвиняемый в избиении чеченки Табарик Дудаевой, задержан по подозрению в хулиганстве по мотивам национальной вражды, сообщил "Кавказскому узлу" сотрудник правоохранительных органов. Произошедшее в Большом Царыне – единичный случай, заявили представители чеченского землячества в Калмыкии.

Житель Большого Царына Октябрьского района Калмыкии, подозреваемый в избиении Табарик Дудаевой, "сначала был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное по мотивам национальной или религиозной ненависти или вражды, - прим. "Кавказского узла" ), но сегодня (24 августа ) статью переквалифицировали. Теперь ему вменяется совершение преступления, предусмотренного ст. ч. 1б ст. 213 (хулиганство, совершенное по мотивам расовой или национальной ненависти или вражды, – прим. "Кавказского узла" )", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник правоохранительных органов.

"Сейчас задержанный находится в ИВС в Малых Дербетах", - отметил он

В межмуниципальном отделе МВД "Малодербетовский", куда входит отделение полиции Октябрьского района, подтвердили корреспонденту "Кавказского узла", что дело по факту избиения Дудаевой "уже возбуждено", однако от дальнейших комментариев там воздержались. Комментариями от пресс-службы МВД Калмыкии "Кавказский узел" пока не располагает.

Обвинение в хулиганстве, совершенном по мотивам национальной вражды, предъявлено двум калмыкам, которые подозреваются в избиении Табарик Дудаевой, пишет 24 августа "Чечня сегодня" со ссылкой на представителя главы Чечни в Республике Калмыкия Романа Исаева.

По его словам, врачи пришли к выводу, что потерпевшая получила "легкий вред здоровью", однако по завершению исследования будут сделаны дополнительные выводы, так как могут быть скрытые травмы головы.

Ранее, 21 августа, один из обвиняемых в избиении Табарик Дудаевой заявил, что сильно сожалеет о содеянном, пишут "Кавказ.Реалии". Свое поведение он объяснил тем, что "перебрал, с кем не бывает". При этом он извинился перед Дудаевой и заявил, что "национальной подоплеки" не было, а конфликт произошел на бытовой почве.

Руководство района извинилось перед местными чеченцами

23 августа глава Октябрьского района "официально извинился перед чеченцами, проживающими в Большом Царыне", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель чеченского общественно-культурного объединения "Согласие" (Барт) в Октябрьском районе Хамид Гацаев .

"Вчера у нас было собрание. С чеченцами, проживающими в Большом Царыне, встретились глава Октябрьского района, его заместитель, начальник Малодербетовского отдела полиции. Руководство района принесло извинения за случившиеся. Все собравшиеся выступили за то, чтобы как можно скорее успокоить общественность и решить вопрос в правовом поле", - сказал Гацаев.

"Его задержали после того, как он избил Дудаеву, но в тот же вечер отпустили. Мол, с ним провели беседу, а оснований для содержания в ИВС не имеется. На следующий день он вышел на работу, еще и журналистам дал комментарий. Естественно, в соцсетях люди стали возмущаться – избил женщину и до сих пор на свободе. Тогда его опять задержали и уже отправили в изолятор в Малых Дербетах. Сегодня (24 августа) – третий день, как он сидит в ИВС. Как нам пояснил представитель полиции, со статьей следствие определится после того, как будут получены результаты медэкспертизы", - рассказал Гацаев.

По его словам, в Большом Царыне живет "порядка 20 чеченских семей", в районе – "еще семей десять". При этом в поселке проживают представители 48 национальностей, и конфликтов на почве межнациональной неприязни между ними никогда не было, добавил Гацаев.

"В конце 1970-х годов в Октябрьском районе Калмыкии начали выращивать рис. Это была всесоюзная кампания, сюда приезжали работать люди со всех уголков страны. Я сам здесь живу с 1979 года. В Большом Царыне, конечно, бывают стычки на бытовой почве – молодежь есть молодежь. Но чтобы конфликт произошел из-за межнациональной неприязни – о таком я никогда не слышал. Это первый случай", - заверил Гацаев.

По его словам, муж пострадавшей работает на животноводческой стоянке в Большом Царыне, сама Табарик Дудаева занимается частным извозом.

После избиения ее госпитализировали в волгоградскую больницу, сказал Хамид Гацаев.

"Она в тяжелом состоянии – сломана переносица, выбиты зубы, один глаз затек. Я поговорил с ее мужем, сказал ему, чтобы нашел адвоката и не слушал советчиков в Интернете. Ситуация сейчас находится под контролем. Виновника инцидента задержали. Все должно решаться в правовом поле", - подытожил Гацаев.

Инцидент в Большом Царыне не отражает ситуацию с межнациональными отношениями в республике

23 августа произошла встреча с чеченцами, приехавшими в Элисту из Чечни после избиения Дудаевой, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель чеченского общественно-культурного объединения "Согласие" (Барт) в Калмыкии Умар Эльжуркаев .

"Ажиотаж, конечно, среди чеченской молодежи был. Вчера (23 августа ) около тысячи человек собрались в Шелковском районе, готовы были поехать в Калмыкию. Чеченским властям пришлось перекрыть дорогу. Имам и глава района выступили перед собравшимися, попросили всех успокоиться. Но кое-кто все-таки приехал сюда. С некоторыми я вчера встречался, объяснил им, что все под контролем, уголовное дело возбуждено", - рассказал Эльжуркаев.

Он, так же, как и Гацаев, считает, что инцидент в Большом Царыне не отражает ситуацию с межнациональными отношениями в республике.

"Иногда... происходят конфликты. Но это не значит, что между чеченцами и калмыками существует какое-то напряжение. После резонанса в соцсетях мне звонили знакомые калмыки, говорили, что им стыдно за случившееся", - отметил Эльжуркаев.

По его словам, последний крупный конфликт между чеченцами и калмыками произошел в селе Садовое Сарпинского района Калмыкии в 2016 году.

"В кафе была драка, которая переросла в массовую – в общей сложности человек 10-15 в ней участвовало. ОМОН и СОБР в тот раз перекрывали дорогу, чтобы жители Калмыкии из других районов или чеченцы из соседних регионов не раздули конфликт дальше", - пояснил Эльжуркаев.

Глава "Согласия" посетовал, что негативная информация вызывает больший интерес, из-за чего искажается реальная картина межнациональных отношений в республике.

"Я вожу детей из Элисты в Чечню, они там встречаются со сверстниками. Приезжают домой полные впечатлений. Но никому это неинтересно, никто об этом не пишет. Мне в Чечне рассказали, как калмык-омоновец спас чеченца-подростка в Москве во время беспорядков на Манежной. За этим мальчишкой гнались скинхеды, а парень-калмык упал на него, укрыл своим телом. Оба попали в реанимацию, но выжили. Я – житель Калмыкии – об этом не слышал, потому что никто не писал, не рассказывал. Зато в эти дни телефон у меня не умолкает", - заявил Эльжуркаев.

Напомним, что крупный конфликт между калмыками и чеченцами случился в августе 2005 года в селе Яндыки Лиманского района Астраханской области. В ночь с 15 на 16 августа в селе произошла массовая драка между калмыками и чеченцами (в ней участвовало до 400 человек), в результате которой один из калмыков был убит, еще один получил телесные повреждения средней тяжести. Во время похорон погибшего, 18 августа, толпа (около 500 человек) начала жечь дома и машины, принадлежащие чеченцам, и бить их владельцев. Всего были сожжены восемь домов, разбиты три автомобиля, пять человек получили телесные повреждения.