Презентация на тему подготовки к огэ. ОГЭ по русскому языку.9 класс (Презентация)

1 из 16

Презентация - Особенности подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

1,422
просмотра

Текст этой презентации

ОГЭ – 20169 класср у с с к и й я з ы к

Экзаменационная работа поРУССКОМУ ЯЗЫКУ состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1. Задание 1. Сжатое изложение
Это - небольшая письменная работа по прослушанному тексту. Выполняется на отдельном листе. Исходный текст прослушивается 2 раза. ЦЕЛЬ - передача главного содержания как каждой микротемы (их 3), так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Конспектирование основных моментов текста (черновые записи) допускается уже при 1-м прослушивании! Пользоваться орфографическими словарями также разрешается с самого начала проведения экзамена.

Типичные ошибки:
Не умеют выделять тему, идею текста, микротемы. Не соблюдают причинно- следственные отношения при изложении текста. Не соблюдают речевые нормы. Не умеют отделять важную информацию от второстепенной (по данным экспертов это могут сделать не более 20% выпускников). Не запоминают информацию, воспринятую на слух.

Критерии оценивания задания 1
№ Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения 2 – 1 - 0
ИК2 Сжатие исходного текста 3 – 2 – 1 - 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 – 1 - 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 7

Часть 2. Задания на основе прочитанного текста
Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в банке ответов № 1 без пробелов или других символов.

Типичные ошибки:
Невнимательно читают текст. Не различают выразительно- изобразительные языковые средства (эпитеты, метафоры и т.д.). Не сформированы орфографические навыки. Небольшой активный словарный запас, затрудняются в объяснении лексического значения слова, подборе синонима. Не знают способы связи слов в словосочетании. Не умеют определять грамматическую основу предложения.

Оценивание части 2:
Автоматическая обработка, а значит - предельно аккуратное заполнение бланка ответов! Максимальное количество баллов – 13. (по баллу за каждый правильный ответ). За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Часть 3 Сочинение-рассуждение
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который выпускники читали, работая над заданиями части 2. Используя прочитанный текст из части 2, необходимо выполнить на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Это письменный аргументированный ответ! Перед написанием сочинения необходимо записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком.

Типичные ошибки:
Не умеют делить текст на абзацы. Не могут сформулировать вывод. Не знают структуру построения сочинения- рассуждения. Не умеют использовать средства связи между предложениями. Не умеют интерпретировать. Не умеют подбирать аргументы (либо на бытовом уровне).

Критерии оценивания задания 15 (сочинение-рассуждение)
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос 2 – 1 - 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0
С1К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9

Оценивание грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм 2 – 1 - 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм 2 – 1 - 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм 2 – 1 - 0
ГК4 Соблюдение речевых норм 2 – 1 - 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи 2 – 1 - 0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10

И наконец…
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов!

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2016 году основного государственного экзамена (ОГЭ)
РУССКИЙ ЯЗЫК Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по 5-балльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0-14 15-24 25 – 33, 34 – 39,

Уважаемые родители!
Учите детей надеяться только на собственные знания (не рассчитывать на «списать»). Контролируйте посещаемость учебных занятий, выполнение домашнего задания. Оказывайте психологическую поддержку – это важный фактор, определяющий успешность ребенка. Создайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать». Не допускайте перегрузок, приучайте ориентироваться во времени и умении его распределять.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание»:
для выпускников; для учителей; для родителей. Успешная сдача ОГЭ- это наша общая с вами задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть свои зоны ответственности. Удачи всем нам!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задание 13 ОГЭ Русский язык 9 класс

Грамматическая разминка Выполним несколько тестовых заданий, алгоритм выполнения которых нам уже известен

1. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия". (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.

1. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия". (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка. Прихрамывая

2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль)

2. Замените словосочетание КИСТИ РЯБИНЫ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, напишите получившееся словосочетание. Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины. (Ю.Коваль) Рябиновые кисти

3. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения. Сердца наши слишком были утомлены.

3. Выпишите грамматическую основу приведенного ниже предложения. Сердца наши слишком были утомлены. Сердца были утомлены

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это, (2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось, (4) припал к воде губами, (5) пьёт, (6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это, (2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось, (4) припал к воде губами, (5) пьёт, (6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. 3, 4

5. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой. Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны.

5. Укажите количество грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой. Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны. 4

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер)

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень. (Ф. Искандер) 1

ОГЭ Русский язык. 9 класс Задание 13

Задание 13.

Вспомним теорию! В C ПП может быть несколько придаточных частей. Такие СПП называются многочленными. Соподчинение Однородное подчинение Неоднородное подчинение Последовательное подчинение

Однородное соподчинение При ОДНОРОДНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду). [ Она знала ] , (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) , (что чувствуют они себя связанно) . [ – = ] , (что – =) , (что = –) .

Запомни! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится: [ Она знала ] , (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и (что чувствуют они себя связанно) . [ – = ] , (что – =) и (что = –) .

Запомни! Чаще всего придаточные присоединяются ОДИНАКОВЫМИ союзами или союзными словами. Но могут присоединяться и РАЗНЫМИ, но вопрос при этом один и тот же: [ В своих письмах я не пытаюсь объяснить ] , (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив) .

Неоднородное (параллельное) подчинение При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному, но отвечают на разные вопросы Когда мы встали, то нельзя было понять, который час. (Когда – =), [то = ], (который –).

Последовательное подчинение При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. [ = – ], (которые =), (когда – =).

Запомни! Придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [ = – ], (= –), (= –). Но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [– = ], (что,(когда – =), – =).

Алгоритм выполнения задания Внимательно прочитай задание. Найди грамматические основы во всех предложениях, которые предлагаются в задании. (ОГЭ – Задание 8) Исключаем простые предложения (одна грамматическая основа); Исключаем СПП с одним придаточным, потому что ИСКОМОЕ предложение будет состоять как минимум из трех частей! Исключаем все ССП и БСП (ОГЭ – задание 11, ОГЭ – Задание 12)).

6. Выделяем все средства связи (союзы и союзные слова), не забывая о составных или употребленных рядом союзах. 7. Устанавливаем смысловые связи между частями: для этого сначала находим главную, затем задаем от нее вопросы к придаточным.

Вспоминаем теоретический материал по теме «СПП с несколькими придаточными: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. 9. Обращаем внимание! Существуют предложения с комбинированные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно. 10. Записываем правильный ответ!!!

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.

Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 1. Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.

Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.

Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал: –– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..





Шаг 1 С чего начать? Обязательное знание нормативной и правовой документации по сдаче ОГЭ: dokumenty Кодификаторы, демоверсии, спецификация: kodifikatory


Шаг 1 Важно знать каждому: на выполнение заданий отводится 235 минут; КИМы состоят из 15 заданий (1 - изложение, 2-14 тестовые задания,15 -альтернативное сочинение С1, С2 или С3); на экзамене нельзя пользоваться аудио-, видео и т.п. аппаратурой, справочными материалами; на экзамене можно пользоваться орфографическим словарем; всю правовую информацию вы найдете на сайте ФИПИ.






Нормы оценок Шкала перевода баллов в отметку:




Шаг 2 Диагностика Что ждет на экзамене? Познакомься с демоверсией экзамена: попробуй выполнить все задания самостоятельно и проверь себя по ответам, содержащимся в конце демоверсии. kodifikatory






Шаг 3 Тренируйся! Если на сайтах для тренировки по ОГЭ структура экзаменационной работы по старому разбита на части А, В и С, то воспользуйтесь следующим материалом для соотнесения заданий: Новое-СТАРОЕ.doc То же самое нужно делать, если у вас есть пособия по подготовке к ГИА 2014 года и ранее.


Шаг 3 Тренируйся! Тесты! Начни тренировку с работы на сайтах, где есть комментарии и ответы к заданиям:


Шаг 3. Тренируйся! Практическая грамотность! Помни, что за грамотность можно получить 10 баллов. При этом именно эти баллы являются значимыми при переводе баллов в отметку 4 и 5! Повторяй правила и учись работать со словарем!


Шаг 3. Тренируйся! Изложение! Скачай с сайта по этой ссылке презентацию «Способы сжатия текста» и посмотри её: E%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F- %D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%81%D1 %82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B 3%D0%B8%D0%B0- %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0 %B8%D0%B9- %D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA/ E%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F- %D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%81%D1 %82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B 3%D0%B8%D0%B0- %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0 %B8%D0%B9- %D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA/ (Презентация составлена И.Перовой)


Шаг 3. Тренируйся! Изложения! По этой ссылке вы можете прослушивать экзаменационные изложения. Помните, что в каждом тексте изложения три микротемы!


Шаг 3. Тренируйся! Сочинение! Здесь вы найдете тексты, по которым предстоит написать сочинение и формулировки тем сочинения С1 (Раздел «Информационная обработка текстов разных стилей и жанров»): 9/topics/11?page=2


Шаг 3. Готовимся к сочинению Для подготовки к сочинению С1 и С2 используй сайт:




Шаг 3 Тренируйся! Восполнить пробелы в знаниях помогут сайты и пособия: E%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F- %D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%81%D1 %82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B 3%D0%B8%D0%B0- %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0 %B8%D0%B9- %D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA/ E%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F- %D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%81%D1 %82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B 3%D0%B8%D0%B0- %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0 %B8%D0%B9- %D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA/

Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью) Костюкова Людмила Тихоновна учитель русского языка и литературы

Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью)

Цель урока:

повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными», «Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» - умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Разминка. Задание ОГЭ 3. Игра-конкурс «Фразеологическая дуэль»
  • Продолжите как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите: «Дальше».
  • Два сапога…….
  • буря в…….
  • топтаться на…..
  • кусать…..
  • зарубить себе ….
  • как две капли…..
  • крокодиловы…..
  • от корки…..
  • ждать у моря….
  • принять за чистую…..
  • овчинка…..
  • проще пареной….
  • .обвести вокруг……
  • .как бельмо……
  • не в бровь……..
  • сулить золотые…..
  • кисейная…..
  • свежо предание…..
  • рог……
  • на сон……
  • голод не……

Объясните фразеологизмы

Сесть в калошу

Совать нос.

Сматывать удочки

Как снег на голову.

В час по чайной ложке.

Как кошка с собакой.

Надуться как мышь на крупу

Кот наплакал.

Путаться под ногами

ОГЭ задание 3

2.«Кто быстрее и правильнее?» Задание (с комментарием) ОГЭ 12.

Карточки. Работа в группах. Задание ОГЭ 8,11 Карточка1. Укажите количество грамматических основ.

1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки - слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.

6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.

10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

ОТВЕТЫ:

  • ОТВЕТЫ:
Карточка 2. Выпишите грамматическую основу предложений

1. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая, подернутая серебристой паутиной .

2. В корчме не было ни одной женщины.

3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения .

4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи .

5. .

6. .

7. Фродо тяжко клевал носом.

8. .

9. .

10. Вверху .

ОТВЕТ

. Наконец из мглы неожиданно выступила Городьба, высокая, подернутая серебристой паутиной.

2. В корчме не было ни одной женщины.

3. Они то и дело судорожно оборачивались и вскидывали головы, точно опасаясь внезапного нападения.

4. Солнце не успело подняться высоко, но уже слало вниз приветливые лучи.

5. Хоббитские легенды о них были еще пострашнее, чем россказни о Лесе.

6. Разлившийся ручей уверенно забурлил и потоком хлынул под откос.

7. Фродо тяжко клевал носом.

8. Его необъятный корявый ствол был иссечен черными трещинами, тихо скрипевшими под перешептывание вялой листвы.

9. Мерри с Пином еле-еле дотащились до могучего ствола.

10. Вверху плавно покачивалась сплошная завеса желто-серой листвы.

III. Повторение задания III. Повторение задания ОГЭ 13

ОГЭ 13.Типы СПП по структуре

  • Последовательное подчинение – каждая последующая часть зависит от предыдущей;
  • параллельное подчинение – придаточные относятся к разным словам одной главной части;
  • Однородное подчинение – придаточные относятся к одному и тому же слову в составе главной части или поясняют всю главную часть, отвечают на один и тот же вопрос;
  • Неоднородное подчинение – придаточные относятся к одному и тому же слову в составе главной части, но отвечают на разные вопросы;
  • Комбинированное подчинение может объединять разные типы подчинения.

Алгоритм определения типа подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными

Выделить грамматические основы

Указать предикативные части

Указать средства связи. Указать характер связи частей сложного предложения

Определить характер отношений между частями СПП (что поясняет придаточное, на какой вопрос отвечает)

Определить вид придаточной части. Сделать вывод о типе подчинения.

ОГЭ задание 13

Анализ предложений 1. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы ты смог увидеть красоту, которая тебя окружает. 2. Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья. (Когда…), , (которые…).

, (чтобы…), (которая…).

1) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Яковлев Ю.)
2)Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (Гайдар А.)

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону - и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (Зверев М.)

1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.

  • 1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
  • 2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
  • 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
  • 4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
  • 5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.

Запись в тетрадях:

последовательное –

параллельное –

однородное –

ОГЭ задание 13. Определить вид подчинения

  • Самостоятельная работа Текст для анализа.
  • 1) Кто не/боит...ся дождя и холода пусть идёт в лес ноябр...ским утром. (2) Много не/без...нтересных встреч... ож...дает его в пр...тихш..м но по/прежнему живом лесу.
  • В/начале зимы без особого труда вы от...щ...те зайчишку. (4) Белая шубка зайца пр...дательски выделяет...ся на бурой земле не/покрытой снегом. (5) Не/ во/время без сомнения пр...нарядился косой!
  • Задания:
  • 1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
  • 2.Запишите номер предложения, в котором есть обособленное распространённое согласованное определение.
  • 3.Запишите номер предложения, в котором нет прилагательного.
  • 4.Выпишите грамматическую основу 2-го предложения.
  • 5.Определите количество грамматических основ 1-го предложения
  • 6.Выпишите слово, правописание приставки которого определяется правилом: «неполнота действия»
  • 7.Запишите номер предложения, в котором есть вводное слово.
  • 8.Замените слово «косой» в 5 предложении нейтральным синонимом.
  • 9.Замените словосочетание «ноябрьским утром», созданное на основе согласования, словосочетанием со связью «управление»
Итоги урока
  • Итог урока. Домашнее задание: тесты ОГЭ
  • Что повторили?
  • С каким заданием возникли сложности?
  • На что обратить внимание на следующем занятии?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ГИА) ОГЭ – 2016 9 КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной работы Критерии оценивания

ОГЭ ПРОВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННО РАЗРАБОТАННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО 14 УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКЗАМЕНА МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ПРИЕМЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Экзаменационная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

ЧАСТЬ 1. ЗАДАНИЕ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Это - небольшая письменная работа по прослушанному тексту. Выполняется на отдельном листе. Исходный текст прослушивается 2 раза. ЦЕЛЬ - передача главного содержания как каждой микротемы (их 3), так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Конспектирование основных моментов текста (черновые записи) допускается уже при 1-м прослушивании! Пользоваться орфографическими словарями также разрешается с самого начала проведения экзамена.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 1 № Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК1 Содержание изложения 2 – 1 - 0 ИК2 Сжатие исходного текста 3 – 2 – 1 - 0 ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2 – 1 - 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК3 7

ЧАСТЬ 2. ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в банке ответов № 1 без пробелов или других символов.

КОНКРЕТНЕЕ: ЗАДАНИЯ 2 – 14… № 2 - Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения (в каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос…) – цифра. № 3 - Выразительность русской речи (укажите предложение, в котором средством выразительности речи является…) – цифра. № 4 - Из предложений … выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

№ 5 – Из предложений … выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила… № 6 – Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. № 7 – Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. № 8 – Выпишите грамматическую основу предложения...

№ 9 - Среди предложений … найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения. № 10 - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. № 11 - Укажите количество грамматических основ в предложении … Ответ запишите цифрой. № 12 - В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. № 13 - Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. № 14 - Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

ОЦЕНИВАНИЕ ЧАСТИ 2: Автоматическая обработка, а значит - предельно аккуратное заполнение бланка ответов! Максимальное количество баллов – 13. (по баллу за каждый правильный ответ). За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

ЧАСТЬ 3 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который выпускники читали, работая над заданиями части 2 . Используя прочитанный текст из части 2, необходимо выполнить на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3 . Это письменный аргументированный ответ! Перед написанием сочинения необходимо записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение необходимо писать аккуратно, разборчивым почерком.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос 2 – 1 - 0 С1К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С1К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) Баллы С2К1 Понимание смысла фрагмента текста 2 – 1 - 0 С2К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С2К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1 – С2К4 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 15 (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы С3К1 Толкование значения слова 2 – 1 - 0 С3К2 Наличие примеров-аргументов 3 - 2 – 1 - 0 С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 С3К4 Композиционная стройность работы 2 - 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1 – С2К4 9

ОЦЕНИВАНИЕ ГРАМОТНОСТИ И ФАКТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ РЕЧИ ЭКЗАМЕНУЕМОГО № Критерии оценки грамотности и фактической точности речи Баллы ГК1 Соблюдение орфографических норм 2 – 1 - 0 ГК2 Соблюдение пунктуационных норм 2 – 1 - 0 ГК3 Соблюдение грамматических норм 2 – 1 - 0 ГК4 Соблюдение речевых норм 2 – 1 - 0 ФК1 Фактическая точность письменной речи 2 – 1 - 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 – ГК4 10

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206): «48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за проверку задания 1 и 1 5 экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. ТРЕТИЙ ЭКСПЕРТ назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ ».

И НАКОНЕЦ… Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов! Сравним: ГИА – 2010: 44 ГИА – 2014: 41

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2016 году основного государственного экзамена (ОГЭ) РУССКИЙ ЯЗЫК Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Отметка по 5-балльной шкале «2» «3» «4» «5» Общий балл 0-14 15-24 25 – 33 , из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». 34 – 39 , из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».