Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха у детей старшей группы с использованием театрализованной деятельностиТема: «Путешествие с колобком. Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха и звуко-буквенного анализа "занимател

Аннотация. Данная статья адресована родителям, логопедам, воспитателям. В ней говорится о важности развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с любым уровнем речевого развития, даётся определение данных терминов в доступной для широкого круга читателей форме, также приведена система поэтапной работы по формированию фонематических умений и навыков у детей с помощью специальных игр и упражнений.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток;
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д.

Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.

Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;
  3. различение близких по звуковому составу слов;
  4. различение слогов;
  5. различение фонем.

В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа.

I. Узнавание неречевых звуков.

1. Игра «Что звучало?»

На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

II. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.

1. Игра «Узнай по голосу».

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

2. Игра «Эхо».

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

3. Игра «Скажи, как я».

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III. Различение близких по звуковому составу слов.

1. Игра «Светофорик».

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, например, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

2. Игра «Хлопни – топни».

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка

Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка

3. Игра «Исправь ошибку».

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

Много снега во дворе –
Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

4. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

5. Игра «Доскажи словечко».

Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (ЛИСУ).

Двор в снегу, белы дома.
В гости к нам пришла… (ЗИМА).

Би – би – би – гудит машина
- Не поеду без… (БЕНЗИНА)!

IV. Различение слогов.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

2. Игра «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

3. Упражнение «Простукай слово».

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V. Различение фонем.

Нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть.

1. Игра «Поймай звук».

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).

2. Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

3. Упражнение «Повторялки».

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.

Анна Анисимова
Конспект занятия по развитию фонематического слуха «Путешествие к звуковику»

Цели :

1. Познакомить детей с термином "звук "

2. Воспитывать у детей речевое внимание

3. Развивать фонематический слух

4. Формировать умение детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные

5. Развивать умение произносить слова с интонационным выделением звуков "с" и "сь"

Демонстрационный материал :

Фланелеграф

- предметные картинки : слон, собака, лиса, оса, автобус, стол, сено, синица

Два кружка синего и зеленого цвета

Карточки со звуками

Ход занятия:

Дети сидят за столами. Воспитатель говорит :

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес, в котором живет добрый и очень умный волшебник Звуковик . Он прислал нам письмо и пригласил нас в гости. Давайте с вами сейчас встанем в паровозик и отправимся в путешествие .

Дети встают паровозиком и идут на ковер в центр группы. На ковре дети садятся полукругом. На ковре Воспитатель заранее разложил карточки со звуками .

Ребята, вот мы с вами и приехали в сказочный лес. А сказочный он потому, что в этом лесу живут звуки . Посмотрите, как их много! Давайте назовем их!

Каждый ребенок берет карточку и называет звук .

Ребята, давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу и мы слышим, как летит оса. С-С-С-С! Это песенка осы. Она может быть тихая, если она далеко, а может быть громкая, если она близко.

Воспитатель выставляет фланелеграф с картинками, в которых есть звук "с" или "сь". Дети называют то, что изображено на картинках.

Ребята, в каждом слове есть песенка осы. Давайте каждый назовет слово по очереди.

Дети по одному выходят к фланелеграфу и называют предмет, изображений на картинке, затем произносит слово и выделением звука "с" или "сь".

Ребята, а теперь давайте отдохнем.

Дети встают полукругом перед воспитателем.

Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе зеленый и синий кружки.

Ребята, давайте с вами вспомним, как мы обозначаем твёрдые и мягкие звуки . Синим цветом - твёрдые, зеленым - мягкие.

Дети подходят к фланелеграфу и называют любой предмет, находящийся на картинке. Затем ребенок ставит картинку либо под синий, либо под зеленый кружок.

А теперь, ребята, давайте девочки назовут слова, в которых есть звук "с" (девочки называют слова, а мальчики назовут слова, в которых есть звук "сь".

За каждое названное слово дети получают фишку. В конце занятия все вместе подсчитывает фишки.

Занятие 1

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. У каждого ребенка бабочка из гуммированной бумаги (диаметр - 3см) на нитке длиной в 8см; картинка, в названии которой есть звук «с» или «сь»; фланелеграф; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Подуем на бабочку»

Воспитатель дает каждому ребенку по одной бабочке. Предлагает взять нитку в руки, приблизить бабочку к губам и подуть: «Ф-у-у-у». Упражнение повторить с перерывом 4-5раз.

Игра «Насос» (в кругу)

Воспитатель. Большой насос надувает большой мяч: «С-с-с»; маленький насос надувает маленький мяч: «Сь-сь-сь». Давайте надувать большой мяч (дети имитируют работу насоса, произносят:«С-с-с» и делают большой круг), маленький мяч (произносят: «Сь-сь-сь» и уменьшают круг).

Упражнение «Какой звук в слове?»

Воспитатель. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: «с» - большой братец, «сь» - маленький братец.

Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц…).

Воспитатель. В названии ваших предметов есть звуки «с» или «сь». Послушайте, как я назову предметы: «Ссссоба-ка - звук «с», «сссиничка» - звук «сь».

Теперь вы будете называть свои предметы и говорить, какой звук есть в этом слове.

Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, определяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук «с») или после зеленого (звук «сь») кружка.

Затем один ребенок называет все слова со звуком «с», другой - со звуком «сь».

Занятие 3

Программное содержание. Развивать речевое внимание и фонематический слух детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф исиний и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зебру, зеркало, зонт.

Ход занятия

Игра «Колокольчики»

Дети делятся на две группы - большие и маленькие колокольчики. Онвстают друг против друга.

Воспитатель. Большие колокольчики звенят: «Дзззынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания). Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький - запоют маленькие колокольчики.

Воспитатель в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Какой колокольчик звенит?»

Воспитатель. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук «з» - «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук «зь» - «дззззинь». Звуки «з» и «зь» - братцы. «3» - большой братец, а «зь» - маленький братец.

У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, чтобы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка. Какой звук я в слове долго тянула? («3».) Это большой или маленький братец? (Большой.) Я поставлю картинку после синего кружка (дети повторяют слово с выделением звука). Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула? («Зь»; дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)

Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их - большой или маленький братец, ставят после соответствующих кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «з», другой - со звуком «зь».

Занятие 5

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал . Мяч; фланелеграф и картинка (по одной на каждого ребенка), в названии которых есть звуки «л» и «ль»; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Сделай желобок»

Порядок выполнения упражнения указан в конспекте занятия 20 (для средней группы).

Упражнение нужно повторить с перерывами 5-6 раз.

«Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» - большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет),теперь со звуком «ль» (проверяет).

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой - со звуком «ль».

Занятие 7

Программное содержание . Развивать фонематический слух и речевое дыхание, речевой аппарат детей.

Материал . Фланелеграф и картинки: мышка, самолет, матрешка, ромашка, дом, мячик, змея, помидор зеленый и синий кружки; фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Прокати снежный ком»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 6.

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 10.

Упражнение «Найди братия»

Воспитатель (выставляя на фланелеграфе картинки). В названии этих предметов есть звуки-братки «м» и «мь».

По очереди дети называют предмет, произнося слово с выделением одного из заданных звуков, и ставят картинку после синего («м») или зеленого («мь») кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «м», другой - со звуком «мь». Картинки убираются.

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «мь», затем со звуком «м» (за каждое слово дается фишка-игрушка). В конце игры определяется победитель.

Занятие 9

Программное содержание . Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Упражнение «Маятник»

Упражнение дано в занятии 18 (младшая группа). Его следует выполнить 4-5 раз, а после короткого отдыха еще 4-5 раз.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово в каждое предложение.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый…(пирог),

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не… (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек… (откусил).

Потом придвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не… (нашли).

Игра «Назови братца» (в кругу с мячам),

Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца - звука «р» - маленький братец - звук «рь», у большого братца - звука «б» - маленький братец - звук «бь». Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие вес дети.

Занятие 11

Программное содержание . Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой аппарат и дикцию детей.

Материал. Мяч; фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Оближем губы»

Упражнение выполняется с приоткрытым и достаточно широко раскрытым ртом. Повторить по 5-6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на одном выдохе.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Воспитатель говорит, что сегодня скороговорку про Лену будут читать на одном выдохе.

Дети хором вместе с воспитателем читают скороговорку два раза, затем ее индивидуально читают 5-6 детей.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 детей-победителей.

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Занятие 13

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, речевой аппарат и дикцию ребенка.

Материал . Фланелеграф и картинки: барабан, белка, волк, вилка, гитара, гриб, дом, девочка, зонт, зеркало, кукла, кит.

Ход занятия

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы). Упражнение выполнить 3-6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха - по две строчки на выдох.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Упражнение «Назови первый звук слова»

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» - «б»; «Кукла» - «к»; «Гитара» - «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Занятие 15

Программное содержание.

Материал. По одной картинке на ребенка: картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; столько же картинок, названия которых начинаются с мягкого согласного.

Ход занятия

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок - вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5-6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок - ах!»

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдоха (по две строки на выдох).

Чок, чок, каблучок

Наступил на сучок,

Оторвался, поломался,

Чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного - мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне(показывает на ковер). Найдите их.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает

Занятие 17

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал . Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Дети выучивают скороговорки и затем читают их на два выдоха.

Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет согласный звук (твердый или мягкий), ребенок называет его пару и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

Звуки-товарищи «Г» и «К» (рассказ «Как кукушка голос потеряла»)

Воспитатель читает детям рассказ «Как кукушка голос потеряла»:

«Пошел Ваня в лес послушать, как поет кукушка. Идет по лесу, слушает, а кукушка все не поет.

«На высоком на суку, где ты прячешься?» - спрашивает мальчик. Кукушка отвечает издалека: «Ку-ку, ку-ку».

Ваня спрашивает: «Кукушка, кукушка, ты что так тихо поешь?» Кукушка подлетела поближе и запела громче: «Ку-ку, ку-ку».

А Ваня шутит: «Все равно не слышу». Тогда кукушка как запоет звонко, громко: «Гу-гу, гу-гу».

Услыхал такую песенку мальчик и засмеялся».

Воспитатель. Почему он засмеялся? (Дети отвечают, что кукушка пела не свою песенку.) Кукушка перепутала в песенках звуки «к» и «г». «Г» произносится с голосом, звонко (дети проверяют); «к» произносится без голоса, не звонко (дети проверяют). Звуки «г» и «к» - товарищи. Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» и «ш».)

Занятие 19

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . Картинки, подобранные так, чтобы можно было составить пару предметов, которые начинаются с одинаковых звуков (сумка - солнце, бегемот - белка, вилка - вишня, воробей - волк, груша - гриб, лебедь - лиса).

Ход занятия

Игра «Найди пару»

Одну из пары картинок воспитатель дает ребенку, другую кладет на стол или ковер.

Воспитатель. Вы должны найти предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово.

По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, отмечает победителей - тех, кто быстрее выполнил задание.

«Что случилось с погремушкой?» (звуки-товарищи «3» и «О»)

Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Играла девочка в погремушку. «З-з-з», - пела погремушка (дети повторяют). Но вдруг она упала и разбилась. Девочка начала в нее играть, а погремушка поет: «С-с-с» - потеряла голос.

Когда погремушка была целой, она пела звонкую песенку. Проверьте.

Когда она разбилась, то как она пела? Звонко? Проверьте.

Звуки «з» и «с» - звуки-товарищи. «3» произносится звонко, с голосом, а «с» - не звонко, без голоса.

Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» - «ш»; «г» - «к»).

Занятие 21

Программное содержание. Развивать фонематический слух детей, работать над темпом речи.

Ход занятия

Игра «Карусель» (в кругу)

Воспитатель произносит текст, дети совершают указанные в нем действия.

«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (дети бегут по кругу).

А потом быстрей, быстрей, все быстрей, быстрей, быстрей (темп ускоряется).

Тише. Тише, тише, тише (темп замедляется).

Карусель остановите (дети останавливаются).

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра (дети качают руками вниз-вверх и опускают их)».

Игра повторяется 2 раза.

Звуки-товарищи «В» и «Ф» (рассказ «Валя-Валюша»)

«У Вали рос фикус. Она ухаживала за ним, поливала водой. Но однажды она забыла полить фикус, и ей приснился сон, что фикус завял и говорит ей: «Фалечка, Фалечка, полей меня фодичкой». Проснулась Валюта, подошла к окну и полила фикус. Больше она не забывала его поливать».

Воспитатель. Почему фикус называл девочку Фалечкой и попросил полить его фодичкой? (Если дети не смогут ответить, что фикус потерял силу, перепутал звуки, это объясняет воспитатель).

У него не было сил, голоса, поэтому он вместо звонкого звука «в» говорил не звонкое «ф» (дети проверяют). Звуки «в» и «ф» - товарищи, «в» - звонкий звук, произносится с голосом, а «ф» - не звонкий звук, произносится без голоса.

варищи. («Ж» - «ш»; «з» - «с»; «г» - «к».)

Занятие 23

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Ход занятия

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 12 (для средней группы). Повторить 5-6 раз.

Чтение считалочки

Смотри предыдущее занятие.

Звуки-товарищи «Б» и «П» (сказка «Ягненок и котенок»)

Воспитатель рассказывает детям историю:

«Пошел ягненок гулять, звонко поет свою песенку: “Бе-бе-бе-бе…”. Встретил он маленького котенка. Очень котенку понравилась песенка ягненка. Захотел он так же спеть, но у него получалось: “Пе-пе-пе”.

Добро пожаловать!
Логопедический сайт «Болтунишка» -
сайт для логопедов и заботливых родителей!



КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Занятие по развитию фонематического слуха
для детей подготовительной логопедической группы


автор : Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед
МДОУ № 4 «Сказка» г. Заозерск, Мурманская область

тема : Звук [с] . Буква «с»

дата : 28.04.2012

цели :

  • закрепить навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, фразах;
  • выделять звук [с] в начале, середине, конце слова;
  • деление слов на слоги;
  • звуковой анализ слов;
  • подсчет предложений в тексте;
  • составление схемы предложения;
  • составление предложений по предметным картинкам;
  • упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных существительных;
  • знакомство с буквой «с» ;
  • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, связной речи;
оборудование :
  • кукла Соня;
  • сова;
  • предметные картинки со звуком [с] ;
  • игрушки со звуком [с] ;
  • цифровые линейки;
  • схемы предложения;
  • наборы для звукового анализа слов;
  • буква «с» ;
  • веревочки и палочки;
организационный момент

Логопед:
К нам сегодня в гости пришла Соня. Она еще маленькая, о звуках, словах и предложениях ничего не знает. Давайте покажем Соне свои знания. Садись, Сонечка и послушай наших ребят.
Я говорю слово, а вы называете все звуки по порядку: сок, суп, сам, сын, сом, нос.


2-ой этап занятия

Логопед:
Послушайте внимательно, я вам буду говорить слова, выделяя тот звук, который мы сегодня будем изучать: скамейка, миска, сова, насос, капуста, сумка, посылка, пылесос.


3-ий этап занятия

Артикуляция звука.
Характеристика звука.


4-ый этап занятия

Речевая зарядка

Са-су-сы
Ас-ос-ус
Ска-ско-ску

Сма-сму-смы
Сто-сты-сту
Слы-сла-сло

Са-са-са - самокат, сова, лиса
Сы-сы-сы - волосы, усы, весы
Ос-ос-ос - нос, колос, абрикос


5-ый этап занятия

Выделение на слух звука [с].

Логопед:
Закрываем глазки. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши на звук [с].
Послушайте слова: сом, щетка, зайка, собака, шум, самолет, зубы, цапля, шуба, квас, сон.


6-ой этап занятия

Логопед:
Сейчас мы поиграем в игру «Чудесная сумочка»:

  • достаем из сумочки картинку и говорим, где находится звук [с] (в начале, середине или конце слова);
  • достаем из сумочки предмет и делим слово на слоги;
физкультминутка

звуковой анализ слова «сова»

Логопед:
Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
Да, конечно, это Сова.
Какой первый звук в слове «сова»?
Это мудрая Сова, она учит зверей в лесной школе.
Давайте расскажем Сове о её имени. Сделаем звуковой анализ.


подсчет предложений в тексте

Логопед:
Я прочитаю текст, послушайте его внимательно.

Наступила зима. Выпал пушистый снег. Соня и Саня вышли гулять. Они взяли с собой совок и санки. Соня с Саней катались на санках, а потом лепили снеговика. Им было весело.

Давайте посчитаем, сколько предложений в тексте.


составление схемы предложения

Логопед:
Ребята, давайте составим схему предложения «Выпал пушистый снег».


составление предложений по предметным картинкам

игра с мячом «назови ласково»

Абрикос - абрикосик.
Ананас - ананасик.
Нос - носик.

Пёс - песик.
Хвост - хвостик.
Колесо - колесико.


знакомство с буквой «с»

- показ буквы;
- выкладывание из веревочки и палочек;
- рисование буквы на столе и в воздухе;


итог занятия

Логопед:
Соне очень понравилось, как вы отвечали. Она узнала много нового и тоже хочет учиться. Соня говорит вам большое спасибо.

Ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

Разделы: Логопедия , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Система коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимание его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детскими церебральными параличами (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети. Учащиеся-логопаты имеют речевые диагнозы – общее недоразвитие речи II-III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи, дисграфия, в сочетании с дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием. Отсюда, основной педагогической идеей моей работы является – помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым, обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Для меня, как учителя-логопеда спецшколы, главной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика, страдающего тем или иным нарушением речи. В процессе своей работы я предусматриваю развитие сенсорных функций, развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимание; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а так же коррекцией социальных отношений. При коррекции речевых расстройств у детей я опираюсь на учение о взаимодействии речи и мышления, на теоретическое положение о соотношении общих и специфических закономерностей в развитии аномального ребенка, связи развития речи с деятельностью, о взаимодействии внешних и внутренних факторов в процессе психического и речевого развития, о движущих силах психического развития.

Я стремлюсь сделать основной задачей обучения и воспитания моих учеников - интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучение. Систематическую логопедическую работу я направляю на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития я строю так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний.

Я провожу глубокое обследование устной речи и психических функций учащихся. Углубленное обследование имеет цель - распознавание, качественный анализ дифференциация отклонений в речевом развитии. Логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию ребенка с нарушениями речи, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений, чем раньше и точнее мной будут выявлены индивидуальные проблемы в речевом развитии, тем больше времени будет для их коррекции.

Для того, чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, мне необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

На основании имеющихся фактов логопедического обследования и их осмысления, я определяю прогноз дальнейшего развития ребенка, выявляю основные направления коррекционной работы с ним, решаю вопрос о его индивидуальном образовательно - коррекционном маршруте, я реализую в различных формах:

Индивидуальные занятия;

Групповые занятия;

Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями.

Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка.

Я, в своей работе, систематически провожу совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим направлениям:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;

Коррекция дефектов произношения;

Развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

Формирование и расширение лексической стороны речи;

Практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

Формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.). Задания, упражнения, которые я предлагаю, должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентированна на добровольное включение ученика в деятельность. Создаются такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, непосильные задания.

Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

С каждым годом число детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи в нашей школе увеличивается. Развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия имеет большое значение для успешного овладения языком и обучения ребенка в школе.

Д.Б. Эльконин отмечает, что “от того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующие усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии”.

При обучении школьников звуковому анализу, как предпосылке обучения чтению и письму, начинается сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями. Исходя из этого следует, что успех обучения ребенка в начальных классах во многом определяется тем, как он овладевает звуко – буквенным анализом, базирующимся на четких, устойчивых, достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Недостаточная ориентировка в “звуковой действительности языка”, несформированность представлений о звуковом составе слова часто приводит к специфическим и стойким затруднениям в овладении грамотным письмом и правильным чтением. Это наблюдается при недоразвитии устной речи у детей.

В этих случаях коррекция произношения, достигается при помощи одной лишь выработки артикуляционных навыков и обладает минимальным развивающим действием. Коррекция произношения не создает готовности к усвоению грамоты: для этого необходимо одновременно с выработкой нормальной артикуляции звука, работать над звуковым составов слова, учить производить наблюдения над речью, формировать фонематические и морфологические обобщения. В результате такого подхода дети приобретают не только навыки правильного произношения, но и способность к успешному усвоению грамоты и правописания.

Звуковой анализ формируется постепенно, как всякое учебное действие. При этом само действие остается одним и тем же – меняется только степень его осознания, степень сокращенности и обобщенности операций, посредством которых оно осуществляется. Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия.

При осуществлении коррекционного обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, я учитываю закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, первым этапом работы является развитие фонематического восприятия. Так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия я начинаю осуществлять с самых первых этапов работы. Вначале на материале неречевых звуков, а затем постепенно охватываются все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с самых первых занятий я провожу работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Очень важно, чтобы ребенок умел опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка необходимо специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладеет. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.Б. Чиркина всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы делят на этапы. Я, в своей работе, опираюсь на данный учебник, использую те же этапы.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, я провожу в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, я перехожу к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ученика максимально ограничить или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала. Проговаривание ученика подключается на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

Для детей с патологией речи требуются специальные методы и способы обучения, предполагающие дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапная автоматизация полученных навыков. Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными, дает возможность управлять учебно – познавательной деятельностью каждого ученика, оперативно вносить соответствующие коррективы. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действия ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью. А это фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.

Логопедические занятия я строю с учетом принципа развития динамичности восприятия, что предполагает построение логопедического занятия таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Я разрабатываю задания, при выполнении которых у школьников возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию логопата, расширению его возможностей и способностей, а кроме того, развитию механизма компенсации различных психических и речевых функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Моя задача, как логопеда, заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.

Данное логопедическое занятие разработано для детей, имеющих недостаточную сформированность фонематических процессов, отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, затруднения в воспроизведении логико-грамматических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением.

Основными задачами занятия является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять прямой и переносный смысл фразеологических выражений, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.

Занятие основано на принципе поэтапного формирования умственных действий: т.е. от наглядно-действенного и наглядно-образного к организации действий во внутреннем плане, программирование речевого высказывания, реализация высказывания. В процессе беседы и упражнений логопед осуществляет контроль за речевыми высказываниями детей, определяя для себя их уровень.

Организационный момент занятия имеет цель - сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на учебную деятельность. Поэтому включаются упражнения на развитие внимания, пространственную ориентацию. При развитии пространственных представлений обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем пространстве.

У наших детей отмечается нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточное развитие ручной моторики, речевой моторики. Недостаточное взаимодействие ручной и речевой моторики - эти логопаты нуждаются в речевой зарядке. Вследствие этого в занятие включена речевая зарядка.

К каждому этапу занятия я даю инструкцию, т.е. конкретное задание учащимся по его восприятию. Инструкции стимулируют учеников к активной работе, нацеливают на анализ воспринимаемого объекта, определяют направление их деятельности, стимулируют познавательные процессы. Логопед должен давать конкретные задания учащимся по его восприятию, определив направление серией вопросов, заданий.

Весь речевой материал подбирался так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Так как, речь младших школьников бедна устойчивыми сочетаниями слов, дети не понимают значений некоторых оборотов, встречающихся в текстах для чтения, - на занятии они знакомятся с новыми фразеологическими оборотами, наблюдают за их особенностями, объясняют их значение. Большое внимание на занятии уделяется совместному поиску – рассуждению, который способствует развитию словесно-логического мышления.

На этапе - итог урока, суммируется учебная деятельность каждого ученика.

Главным условием эффективности является деятельность логопатов. Самостоятельная работа ученика, поиск вариантов ответов, упражнения, осмысление – это делает процесс обучения процессом психического развития ребенка.

Список литературы

  1. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического слуха. Санкт-Петрбург. “Детство - пресс”, 1998 г.
  2. Хватцев М.Е. “Логопедия”. Санкт-Петербург, “Дельта”. Масква, “Аквариум”, 1996 г.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, “Владос”, 1999 г.
  4. Успенская Л.П., Успенский М.В. Учитесь правильно говорить. Москва, “Просвещение”, 1992 г.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  6. Логопедия, под редакцией Волковой Л.С. Москва, “Просвещение”. 1989 г.
  7. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, Организация логопедической работы в школе, “Сфера”, Москва, 2005 г.