Лексическая тема космос в старшей группе. Конспект нод по развитию речи в старшей группе на день космонавтики

Тема : « Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»

Вид: фронтальное занятие.

Количество детей : 10 человек.

Дата : 11.04.16г.

Этапы НОД:

1.Организационный момент.

2.Проблемная ситуация.

3.Основная часть:

Творческие и интеллектуальные задания;

Физминутка «Мышки-крошки»;

Знакомство с мнемотаблицами;

Рассказ по мнемотаблице.

4. Рефлексия.

Образовательная область : «Речевое развитие».

Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;

2. упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

3. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.

Развивающие задачи:

1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

4. закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

1. пробуждать интерес к космосу у детей;

2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь.

Коррекционные задачи:

1. Расширение словаря названий планет.

2. Развитие словесно-логического мышления у детей.

3. Активизация внимания памяти.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.

Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

Игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».

Игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».

Практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.

Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).

Предварительная работа:

Экскурсия в планетарий, беседы о космосе;

Чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;

Рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;

Рисование по теме «Космос»;

Ход проведения:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?

Ответы детей : На ней письмо, послание.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?

Ответы детей : Давайте!

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»

Проблемная ситуация.

Воспитатель - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?

Ответы детей : мы можем помочь починить станцию.

Мы выполним задание космонавтов.

-Воспитатель -Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.

Воспитатель - Ребята, а как называется наша планета?

Дети: Земля!

Воспитатель - А система, в которой находится Земля?

Дети : Солнечная система!

Воспитатель -Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?

Дети : на космической станции.

Воспитатель -Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?

Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.

Воспитатель -назовите самую большую звезду?

Дети: солнце.

Воспитатель -Какие планеты вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?

Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.

Воспитатель -Как называется естественный спутник Земли?

Дети: Луна.

Воспитатель -Какая планета самая большая?

Дети: Сатурн.

Воспитатель -А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).

Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».

Воспитатель : Молодцы, отлично справились с заданием!

Физминутка «Мышки- крошки»:

Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)

Мы летали, не боялись,

Высота-красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)

Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)

И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)

В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)

Воспитатель -Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?

Дети: в космос, в путешествие.

Воспитатель -Ну, что ж, полетели!?

Воспитатель -Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)

Воспитатель -Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).

Воспитатель -Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так

(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

Воспитатель -Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.

Пример рассказа:

Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Воспитатель -А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно

(ответы детей).

Воспитатель -Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!

Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).

Рефлексия

Воспитатель -Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?

Дети: в космосе, на МКС.

Воспитатель -А что нового вы сегодня узнали?

Дети : мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.

Воспитатель -А какие новые слова вы услышали сегодня?

Дети : галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.

Воспитатель -А вам понравилось путешествовать в космосе?

Дети : да!

Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в логопедической

(подготовительной к школе) группе.

по лексической теме «Космос».

Тема : « Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»

Вид: фронтальное занятие.

Количество детей : 10 человек.

Дата : 11.04.16г.

Этапы НОД:

1.Организационный момент.

2.Проблемная ситуация.

3.Основная часть:

Беседа;

Творческие и интеллектуальные задания;

Физминутка «Мышки-крошки»;

Знакомство с мнемотаблицами;

Рассказ по мнемотаблице.

4. Рефлексия.

Образовательная область : «Речевое развитие».

Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;
  2. упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  3. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  4. закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

  1. пробуждать интерес к космосу у детей;
  2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь.

Коррекционные задачи:

  1. Расширение словаря названий планет.
  2. Развитие словесно-логического мышления у детей.
  3. Активизация внимания памяти.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.

Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

Игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».

Игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».

Практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.


Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).

Предварительная работа:

Экскурсия в планетарий, беседы о космосе;

Чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;

Рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;

Рисование по теме «Космос»;

Ход проведения:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?

Ответы детей : На ней письмо, послание.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?

Ответы детей : Давайте!

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»

Проблемная ситуация.

Воспитатель - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?

Ответы детей : мы можем помочь починить станцию.

Мы выполним задание космонавтов.

Воспитатель -Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.

Воспитатель - Ребята, а как называется наша планета?

Дети: Земля!

Воспитатель - А система, в которой находится Земля?

Дети : Солнечная система!

Воспитатель -Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?

Дети : на космической станции.

Воспитатель -Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?

Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.

Воспитатель -назовите самую большую звезду?

Дети: солнце.

Воспитатель -Какие планеты вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?

Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.

Воспитатель -Как называется естественный спутник Земли?

Дети: Луна.

Воспитатель -Какая планета самая большая?

Дети: Сатурн.

Воспитатель -А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).

Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».

Воспитатель : Молодцы, отлично справились с заданием!

Физминутка «Мышки- крошки»:

Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)

Мы летали, не боялись,

Высота-красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)

Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)

И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)

В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)

Воспитатель -Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?

Дети: в космос, в путешествие.

Воспитатель -Ну, что ж, полетели!?

Дети представляют себя в ракете, и «летят» в космос. Выполняются соответствующие движения.

Воспитатель -Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)

Воспитатель -Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).

Воспитатель -Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так проводится игра «Исправь ошибку».

(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

Воспитатель -Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.

Пример рассказа:

Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Воспитатель -А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно

(ответы детей).

Воспитатель -Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!

Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).

Рефлексия

Воспитатель -Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?

Дети: в космосе, на МКС.

Воспитатель -А что нового вы сегодня узнали?

Дети : мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.

Воспитатель -А какие новые слова вы услышали сегодня?

Дети : галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.

Воспитатель -А вам понравилось путешествовать в космосе?

Дети : да!

Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…


Новая лексика

Существительные:

космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета,

планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные:

первый, космический, межпланетный, звёздное.

Игра «Скажи наоборот»

Цель : учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Например:

далёкий - близкий тесный - ...

большой - ... улетать - ...

высокий - ... взлетать - ...

известный - ... включать - ...

тёмный - ... подниматься - ...

яркий - ...

Игра « Сосчитай - ка »

Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Например:

Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа,

слогового анализа, зрительно-пространственные представления.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на

ориентировку.

Например:

Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).

Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово

получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).

Например:

6, 3, 1, 2 -МАРС

2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН

7, 1, 3, 4 -УРАН

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы

под ними и только после этого читает получившееся слово.

Р С А Н Т М У

1 2 3 4 5 6 7

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОСМОНАВТ

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

В. Степанов

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Текст для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё

мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

Да, - сказал кузнечик. - Это больше похоже на правду.

Звёзды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Г. Цыферов

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи ?

Что рассказал о звёздах лягушонок?

Лексическая тема «КОСМОС» в старшей группе

2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
3. Расскажите ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.
4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
6. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.

7. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт)

Лексическая тема: Космос

Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.

Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.

Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.

Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.

Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.

Называть противоположные по смыслу слова.

Далеко – близко. Высоко – ______________ Улететь -______________________

Темно -_______________ c ильный - _____________ белый - _________________

Подбирать признаки.

Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный. Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… Солнце - ________________________________________________

Космос -______________________________________________________________

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз .

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

Выучить стихотворение: В небеса летит ракета

Вся зелененького цвета.

А в ней сидит Гагарин,

Простой российский парень.

ЗАГАДКИ:

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит…(солнце)

Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

Ночью светит нам она,

Белолицая…(Луна)

КОСМОС

Программное содержание:

1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»

2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах.

3) Углублять знания о полете в космос Ю.А.Гагарина.

4) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству.

Оборудование: картины о космосе, фотографии Ю.А.Гагарина, космического корабля «Восток».

Ход НОД

1. Вводная часть:

- Ребята, отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и мал и стар,

Что она большущий шар.

(Земля) Молодцы

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …(ракету) Хорошо, верно.

2. Основная часть.

А знаете ли вы какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Показывая портрет Ю.Гагарина и спрашиваю: «Знаете ли Вы - кто это? Расскажите, что Вы знаете о Ю.Гагарине». Дети отвечают: Ю.А. Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Да, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. Спускаемый аппарат «Востока» приземлился в Саратовской области. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, наш народ.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Затем говорю: «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Ю.А. Гагарин воспитывал у себя с детства.

А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …(телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(астроном)

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

У ракеты есть водитель

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …(космонавт)

Космонавт сидит в ракете

Вспоминая все на свете-

На орбите как назло

Появилось … (НЛО)

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость … (света)

Физкультурная минутка

Вот как солнышко встает, Поднять руки вверх. Потянуться.

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет Присесть на корточки. Руки

Ниже, ниже, ниже. опустить на пол.

Хорошо, хорошо, Хлопать в ладоши. Улыбаться.

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

Составление рассказа по картине

А теперь давайте с вами посмотрим на картины, которые я вам принесла. « Земля ». Например: « Наша Земля похожа на огромный шар. Большую часть земного пространства занимают моря и океаны, и только меньшую часть Земли занимает суша. Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша – пространство, покрытое камнями и почвой. На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги. Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, травами, кустами, деревьями. »

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

А теперь давайте продолжим нашу игру:

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты -…(кометам)

Все комета облетела

Все на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора-

Это черная …(дыра)

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …(звездолет)

Звездолет – стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные …(галактики)

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся … (Вселенная)

3. Заключительная часть.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.


Лексическая тема «Космос»
Космическое путешествие НА МАРС
Оборудование: предметные картинки(мельница, самолет, ракета, космонавт); музыкальные молоточки-каждому ребенку
***
- 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день Юрий Гагарин соверши первый космический полет. А вы хотите стать космонавтами и побывать в космосе? Мы сегодня отправляемся в космическое путешествие на Марс.
Слушание
(фонограмма праздничного марша в исполнении духовых инструментов)
Мы идем на космодром,Импровизация движений в такт стихотворения
Дружно в ногу мы идем.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Дети образуют замкнутый круг, передвижение по залу продолжается.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
По команде остановка на месте со словами:
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем.
Комплекс упражнений с рифмованными строчкам.
1. «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, 2,3,4 – вот летит ракета ввысь!
1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»;
3-4 – о.с.
2. «Самолет».
Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, 2,3,4, - полетел наш самолет.
1-2 – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1- поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.
3. «Мельница».
Наклоняемся вперед, руки в стороны,
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, 2,3,4 – завертелась, закружилась.
И.п. – наклон вперед, руки в сторону, стойка ноги врозь.
1.- правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону.
2. – смена положения рук.
4. «Насос».
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два. Потекла ручьем вода.
Раз, 2, 3, 4 (3 р.). хорошо мы потрудились.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон влево. Правая рука скользит вверх вдоль туловища; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – и.п.
5. «Помощники».
Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.
Раз, 2,3,4 – потянулись, наклонились (3 раза).
Хорошо мы потрудились.
1-2 – стойка на носках, руки вверх (потянулись).
3-4 – наклон вперед, покачивание руками вправо и влево (наклонились).
6. «Веселые прыжки».
Раз, 2 – стоит ракета (руки вверх).
Три, 4 – самолет (руки в стороны).
Раз, 2 – хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
Раз, 2,3,4 – руки выше плечи шире.
Раз, 2,3,4 (3 раза) и на месте походили.
1 – стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок в ладоши;
2 – стойка руки в стороны.
- Молодцы, ребята! Наш экипаж с учебным заданием справился.
Мы – юные гагаринцы,
Смекалистый народ.
Помогут нам конструкторы
Построить звездолет.Е. Александрова
Ритмическая игра «Молоточки» М. Андреевой
Дети поют попевку, отстукивая музыкальными молоточками.
На заводе слышен стук:
Молоточки – тук, тук, тук.
Каждый что-то мастерит
И по-своему стучит.
Затем музыкальный руководитель играет варианты мелодии с ритмическими изменениями на фортепиано, дети повторяют ритм на молоточках.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс,
Звезды, в гости ждите нас!
Подняться на носки, взявшись за руки, имитировать подъем в ракету по ступенькам. Затем дети садятся на пол (в ракету), а логопед предупреждает:
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Выполняется несколько приседаний (сесть ноги скрестно, сесть ноги врозь и т.п.) по команде «Сели-встали». После выполнения упражнения следует пауза для отдыха и звучит команда:
Кресло займи (сесть на пол)!
Пристегнуть ремни (имитировать закрепление ремней)!
Три, два, один … летим!
Затем дети встают и, повернувшись направо, в колонне по одному передвигается бегом по кругу, руки в стороны. Можно бежать с изменением направления, движения. Переход на ходьбу.
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, на свете
Такой не видел красоты.
Логопедическая гимнастика
Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
Дети расходятся по залу и медленно поднимают руки вверх, в стороны, имитируя движения тела в состоянии невесомости.
Чистоговорка [т-т’]
Та-та-та – не страшна нам высота.Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Ете-ете-ете- - мы летим в ракете.Соединяют руки над головой в замок и качают ими вперед-назад.
Ты-ты-ты – все видно с высоты.Приставляют ладонь к глазам.
Ать-ать-ать – полетим опять.Хлопают в ладоши.
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины!
Дети расходятся по залу:
Путь неровный – рвы, канавы.
Их преодолеть вам надо.
Дети передвигаются через воображаемые рвы и канавы произвольным способом.
Возвращаться нам пора,
Полетели, детвора.
Медленный бег по кругу, руки в стороны, переход на ходьбу со словами:
Мы с полета возвратились,
И на землю приземлились.
В конце занятия подводятся итоги полета на Марс.


Приложенные файлы