Какое лучше оборудования ставить на крейсер диана. И никто кроме нас (45 стр.)

Вскоре после ввода в строй Диана была переведена в Тихоокеанскую эскадру Балтийского флота. Отряд, в составе которого также были «Паллада», «Ретвизан» и 7 миноносцев, 17 октября 1902 года вышел из Кронштадта, направившись на Дальний Восток через Суэцкий канал. Путь продолжался несколько месяцев, и 24 апреля 1903 года «Диана» прибыла в Порт-Артур.

В ночь на 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года «Диана» и «Паллада» были дежурными крейсерами на рейде Порт-Артура. Они же были первыми русскими кораблями, вступившими в войну, открыв огонь по внезапно атаковавшим эскадру японским миноносцам. Паллада получила тяжёлые повреждения от торпеды, выпущенной японскими эсминцами.

«Диана» участвовала и в знаменитом бою в Жёлтом море, где получила тяжёлые повреждения. Затем «Диана» предприняла попытку в одиночку прорваться во Владивосток, но после того, как стало понятно, что повреждения в пути не заделать и имеются проблемы с запасом угля, командир крейсера, князь Александр Александрович Ливен, принял решение идти в Сайгон. Это решение было вызвано двумя факторами:

1)согласно французской декларации о нейтралитете, корабль мог находиться там неограниченное время и вести полноценный ремонт;

2) «Диана», уходившая от боя на юг, могла идти всё время с экономичным ходом, не опасаясь столкновения с противником.

12 августа «Диана» прибыла в Сайгон, но поставить в док корабль сразу не получилось, французские власти тянули с решением. Япония смогла оказать давление на французские власти, и 21 августа корабль решили интернировать. Одновременно командир корабля получил приказ о разоружении из Петербурга. 29 августа на «Диане» спустили Андреевский флаг, и 16 сентября она встала в док на ремонт. Крейсер больше не мог участвовать в войне. Только через год, 11 октября 1905 года, «Диана» снова подняла Андреевский флаг, а 8 января 1906 года пришла в порт Либава.

«Аврора», сестра «Дианы», возвращается в Санкт-Петербург

В межвоенный период «Диана» была модернизирована - с корабля сняли малокалиберную артиллерию, показавшую свою неэффективность во время Русско-японской, и усилили главный калибр. По её итогам вооружение составило 10 152-мм и 20 75-мм орудий. Также был проведён капитальный ремонт машин, а котлы заменили на новые, системы Бельвиля-Доголенко.

Уже после начала Первой Мировой Войны, в мае-июне 1915 года «Диана» прошла последнюю крупную модернизацию - вместо старых 152-мм орудий она получила новые 130-мм орудия образца 1913 года. Была установлена система управления огнём.

17 июня 1916 года «Диана» вместе с броненосным крейсером «Громобой» и пятью эсминцами приняла участие в ночном бою у берегов Швеции. Их противниками были восемь немецких эсминцев, а затем - подводная лодка. Всего крейсер выпустил более двух сотен снарядов.

С июля по октябрь 1916 года «Диана» участвовала в обороне Рижского залива. 23 октября 1916 года «Диана» вернулась в Гельсингфорс (ныне - Хельсинки) для зимовки.

Последним походом «Дианы» стал знаменитый Ледовый поход Балтийского флота - спасение кораблей от захвата немецкими войсками.

После возвращения в Кронштадт с корабля сняли орудия и законсервировали. В 1922 году - разрезали на металл. Но на этом история кораблей типа «Диана» не закончилась. «Аврора» участвовала в обороне Ленинграда, а её орудия и моряки занимались артиллерийской поддержкой советских войск в 1941 году.

«Аврору» и сейчас можно увидеть в Санкт-Петербурге: теперь это музей. А увидеть «Диану» и даже почувствовать себя в роли её командира можно в проекте World Of Warships. В мире боевых кораблей она представлена в своём состоянии во время Русско-японской войны, в оливковом боевом камуфляже. Кроме «Дианы», в игре можно увидеть и другие корабли Российского Императорского и Советского флотов, в, частности, знаменитые крейсера проектов 26 («Киров») и 68-К («Чапаев»), эсминцы проекта 7 - «Гневный», а на высшем, 10-м уровне находятся советские крейсера проектов 66 - «Москва» и 82 «Сталинград».

«Диана», крейсер.

В один из дней 1918 года в Кремле, на куполе здания Сената, в котором разместилось Советское правительство, появилось несколько человек.

Государственный флаг поднять! - взволнованно произнес комендант Кремля Павел Мальков, бывший матрос крейсера «Диана».

Сотни стойких борцов за революцию получили политическую закалку на балтийском крейсере «Диана». «Мы буржуев и капиталистов никогда не признаем, а посему вся власть Советов должна перейти в руки народа» - такую резолюцию вынес экипаж корабля в мае 1917 года. Матрос Алексей Долгушин был делегатом VI съезда партии. Большевик Павел Мальков был избран делегатом II Всероссийского съезда Советов.

В октябрьские дни моряки «Дианы» приняли активное участие в занятии важнейших пунктов Ревеля. Группа матросов выехала в Петроград, участвовала в штурме Зимнего. Павел Мальков был назначен комендантом Смольного.

В гражданскую войну весь экипаж «Дианы» ушел на сухопутные фронты. Орудия крейсера были переданы кораблям и батареям Волго-Каспийской военной флотилии.

Вступил в строй в 1902 г. Водоизмещение - 6731 т, длина - 123,7 м, ширина - 16,8 м, углубление - 6,4 м. Мощность машин - 11 610 л. с. Скорость - 20 узлов. Дальность плавания - 4000 миль. Вооружение: 8 - 152-мм, 24 - 75-мм, 8 - 37-мм орудий, 2 десантных пушки, 3 торпедных аппарата. Экипаж - 570 чел.

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

Крейсер «Дойчланд» под огнем После восстановления германской армии мы часто посещали заводы Круппа в Эссене. Гитлер здесь выслушивал доклады и осматривал новые образцы вооружения. Обычно после этого Гитлер ехал в отель «Дрезен» в Годесберге. Накануне описываемых здесь

Из книги На взмахе крыла автора Ставров Перикл Ставрович

Диана Не зная страсти и сомнений, От скучных далей далека, Вы в платье сладостной сирени Следите в небе облака. Духов струятся ароматы, И Вы глядите в ночи дым, Качая веер розоватый, Расшитый шелком золотым. Я опьянен последним знаком. - О, страсть безумна и строга - И в

Из книги Виктор Конецкий: Ненаписанная автобиография автора Конецкий Виктор

Крейсер «Аврора» взяли на пушку (Реплика на статьи Натальи Т. и Льва Л.) Ну и статейку вы опубликовали, братцы! Даже я, потерявший зубы, захотел покусать вас. Бабу - первую.Вот Т. пишет: «…выдраенный до светло-желтого блеска деревянный пол…» Полов на кораблях не бывает -

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Глава 6. Принцесса Диана. Диана Спенсер Случай в Анголе. «Английская роза». Камилла де Боузе. Мужеложство, или Запретная страсть. Ошибка экспертов совершена намеренно? Цель - Додди Аль-Файед? За что убили Диану Спенсер? Я просмотрел несколько фотографий, размещенных к

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Диана и аль-Файед Диана, принцесса Уэльская, урожденная Диана Фрэнсис Спенсер, родилась в 1961 году в Сандрингемек. Ее предки по отцовской линии были носителями королевской крови через незаконнорожденных сыновей короля Карла II и незаконнорожденную дочь его брата и

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Странствия автора Менухин Иегуди

ГЛАВА 10 Диана Прошло уже почти пятьдесят лет, а Диана до сих пор полусочувственно, полунасмешливо ворчит на меня, вспоминая мой унылый вид на нашей свадьбе. Будьте уверены: я сомневался не в Диане, а в собственной зрелости. Как муж я действительно показал себя человеком

Из книги На румбе - Полярная звезда автора Волков Михаил Дмитриевич

КРЕЙСЕР ШВАРТУЕТСЯ К КАТЕРУ И был день, который запомнился Стрелкову особо. На утреннем построении дивизиона был зачитан приказ о допуске молодых лейтенантов к самостоятельному управлению катером во всех условиях плавания.- Поздравляю, Сергей Иванович, - пожал ему

Из книги Океан. Выпуск тринадцатый автора Баранов Юрий Александрович

«Аврора», крейсер. Матросы «Авроры» вместе с питерскими рабочими в феврале 1917 года принимали участие в свержении самодержавия. В апреле встречали В. И. Ленина на Финляндском вокзале.В ночь на 25 октября 1917 года «Аврора» заняла боевую позицию у Николаевского моста (ныне

Из книги Три кругосветных путешествия автора Лазарев Михаил Петрович

«Алмаз», крейсер. Единственный из крейсеров, прорвавшийся в мае 1905 года после Цусимского сражения во Владивосток. Позже плавал на Балтике и Черном море. На корабле активно действовала революционная подпольная организация.В 1917 году матросы «Алмаза», находившегося в

Из книги Диана. Жизнь, любовь, судьба автора Брэдфорд Сара

«Аскольд», крейсер. В 1904 году стойко защищал Порт-Артур. В октябре 1907 года экипаж крейсера поддержал вооруженное восстание владивостокских рабочих и солдат. Царское правительство свирепо расправлялось с революционерами «Аскольда». Не проходило года, чтобы с корабля не

Из книги автора

«Олег», крейсер. «С вами хочет говорить Ленин от имени революционного правительства» - появились слова на телеграфной ленте. Исполнявший обязанности председателя Центробалта водолаз матрос Николай Измайлов, находившийся в Гельсингфорсе, продиктовал телеграфисту:

Из книги автора

«Россия», крейсер. С этим кораблем связано имя известного революционера матроса Тимофея Ульянцева. В 1913-1914 годах он руководил здесь подпольной организацией РСДРП(б). В ее ряды вступали наиболее политически сознательные моряки. В апреле 1917 года на нем было 50 большевиков.

Из книги автора

«Рюрик», крейсер. Экипаж активно участвовал в революционных событиях 1917 года.«Мы шлем тебе, Керенский, проклятие, - писали моряки 2 октября 1917 года. - Требуем от ЦИК немедленного созыва Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который


КОНСТРУКЦИЯ КРЕЙСЕРОВ ТИПА «ДИАНА»

Крейсеры «Диана», «Паллада» и «Аврора» архитектурой, размещением оборудования, компоновкой помещений, конструкцией корпуса существенно не отпичапись от других 6000-тонных бронепалубных крейсеров того времени. Корабли имели традиционную баковую надстройку и три палубы - верхнюю, батарейную и броневую карапасную. По периметру броневой палубы, над ее скосами, шла платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях ее горизонтальные участки. Еще две платформы (по одной в оконечности) находились в трюме. Внутреннее пространство трюма делилось на отделения 13 поперечными переборками. Объем в пространстве от броневой до батарейной палуб делился на четыре главных отсека: носовой, протяженностью от форштевня до 35 шп., отсек котельных отделений - до 75 шп., отсек машинных отделений - до 98 шп., далее до ахтерштевня - кормовой.

Наружная обшивка корпуса состояла из стальных листов длиной до 6.4 м. Горизонтальный киль имел два слоя: внутренний толщиной 13 мм в средней части и 10 мм в оконечностях; наружный - соответственно 16 и 14мм. Остальные листы обшивки имели толщину от 10 до 13 мм.

В подводной части корпус был обшит 102-мм тиковыми досками и поверх них - 1-мм медными листами. Штевни отлили из бронзы. Внешние кили протянулись вдоль скул на 39.2 м. Вертикальный киль состоял из листов высотой 1.0 м и толщиной 11 мм. Толщина днищевых стрингеров (по три на борт) равнялась 10 мм.

Поперечный набор расставили со шпацией 914.4 мм (3 фута). Его листовые детали (кницы, бракеты, полосы) имели толщину от 6 до 10 мм. Второе дно простиралось по длине oт 22 до 98 шп., а по ширине - между вторыми днищевыми стрингерами.

Настилы палуб и платформ имели толщину (включая толщину палубных стрингеров) от 5 до 19 мм, во внутренних помещениях поверх стального настила лежал линолеум. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм, палубы бака - 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм, а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм дубовые доски.

Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм в горизонтальной части, на скосах 50,8 мм и 63,5 мм на скосах непосредственно у борта, гласисы машинных люков - 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперек верхней палубы, установили защитный траверз из 16-мм стальных листов.

Артиллерийское вооружение каждого корабля состояло из восьми 152-мм орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров, 20 75-мм орудий, также системы Канэ, с длиною ствола 50 калибров, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Техническая скорострельность (без затрат времени на наводку орудия) 152-мм орудий равнялась 5 выстр./мин при механизированной подаче боезапаса и 2 - при ручном приводе элеваторов; для 75-мм орудий эти значения равнялись соответственно 10 и 4 выстр./мин.

Общий боезапас 152-мм орудий рассчитывался на выполнение 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах. Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг), общим количеством 6240 штук, хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов. Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм орудиям и беседки с патронами к 75-мм орудиям при помощи лебедок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейные палубы и по системе монорельсовых направляющих развозились к орудиям.

Системы управления артиллерийским огнем, регулировавшие как стрельбу отдельных орудий или плутонгов, так и корабля в целом изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н.К. Гейслер и К°».

Вооружили крейсеры и торпедными аппаратами; по одному надводному в форштевне и по два, установленных побортно, подводных, Боезапас составлял восемь 381-мм самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: тридцать пять хранившихся в трюме мин предназначались для установки с плотиков или шлюпок и катеров корабля.

Каждый крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л.с. При давлении пара за входным детандером (понижающим редуктором) 12,9 атм и частоте вращения валов 135 об/мин они должны были обеспечить скорость хода 20 уз. Конденсация отработанного пара по выходе из машин осуществлялась тремя конденсаторами (холодильниками), по одному на каждую машину, с общей охлаждающей поверхностью 1887,5 м2. Для прокачки забортной воды через полость конденсаторов в каждом из машинных отделений стояло по одному циркуляционному насосу с приводом от двухцилиндровых паровых машин. В состав энергетической установки входил конденсатор пара вспомогательных машин и механизмов с охлаждающей поверхностью 377,6 м2 и собственным циркуляционным насосом. Движителями являлись три трехлопастных бронзовых винта диаметром 4,09 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый - влево; левый - вправо.

Паровые котлы системы Бельвиля размещались в трех котельных отделениях: по восемь котлов - в носовом и кормовом; шесть - в среднем. Общая площадь колосниковых решеток составляла 108 м2, общая нагревательная поверхность котлов - 3355 м2, рабочее давление равнялось 17,2 атм. Над каждым из котельных отделений стояла дымовая труба диаметром 2,7 м и высотою от уровня колосниковых решеток 27,4 м.

Корабельные цистерны вмещали 332 т пресной воды для котлов и 135 т для бытовых нужд. Запас воды восполнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т воды в сутки. Вода в котлы подавалась 1 2 установленными побортно донками (погружными насосами) системы Бельвиля производительностью 17 м3/ч. Наддув воздуха в котлы осуществлялся шестью (по два на каждое котельное отделение) паровыми воздуходувными насосами Тирона общей производительностью 3000 м3/ч. Вдувная принудительная вентиляция котельных отделений обеспечивалась 1 2 вентиляторами с паровым приводом общей производительностью 360 000 м3/ч.

Уголь размещался в находящихся в межбортовом пространстве у котельных отделений 24 ямах (12 нижних и над ними 12 верхних) и в расположенных в пространстве между броневой и батарейной палубами на протяжении машинных отделений восьми угольных ям запасного топлива. Нормальный запас угля составлял 800т, полный - 972 т, которого в соответствии с проектом должно было хватать на 4000 миль плавания ходом 10 уз. Однако фактическая вместимость угольных ям была иной и на каждом крейсере несколько отличной. В частности, на «Диану» грузилось до 1070 т топлива; из них 810 т находилось в основных ямах и 260 т - в запасных. Для расходования топлива из запасных ям уголь из них грузили в мешки или корзины и через узкие шахты, проходящие сквозь межпалубное пространство, поднимали из-под батарейной палубы на верхнюю, затем сквозь люковые отверстия палубы ссыпали вниз в расходные ямы кочегарных отделений; выделяемые на эту работу кочегары перегружали за день не более 30 т угля.

Корабли типа «Диана» оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт, вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были: шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебедки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожектора, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка.

Электрический рулевой привод для «Дианы» изготовила фирма «Унион», для «Паллады» - Балтийский за-воя для «Авроры» - фирма «Симменс и Гальске». Причиной такой разнотипности стала идея проведения сравнительных испытаний рулевых приводов в условиях реальной эксплуатации для выбора для кораблей флота наилучшего. Вращение баллера могло осуществляться также паровой машиной либо вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищенным поверх медью.

Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабли адмиралтейскими якорями массой 4,6 т, но 1898 году принимается решение использовать более современные якоря Холла. Однако к моменту окончания строительства «Дианы» и «Паллады» на Ижорских заводах только налаживалось производство новых якорей, и два крейсера, в отличие от «Авроры», оснастили якорями системы Мартина.

В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18- и 16-весельному барказу, по одному 14- и 12-весельному катеру, по два 6-весельных вельбота и яла.

В водоотливной системе автономно использовались: по одной турбине производительностью 250 т/ч в оконечностях, в машинных отделениях - циркуляционные помпы главных холодильников, в котельных - шесть турбин (по две в каждом) производительностью по 400 т/ч. На каждом из кораблей магистральная труба осушительной системы (изготовленная из красной меди) тянулось от таранной переборки до дейдвудного отделения поверх настила второго дна. Ее длина была 116м при диаметре 102 мм. На трубе имелись 31 приемный отросток и 21 разобщительный вентиль. Осушение осуществлялось размещенными в машинных отделениях тремя паровыми двухцилиндровыми насосами Вортингтона суммарной производительностью 90 т/ч. Труба пожарной магистрали (также изготовленная из красной меди и имевшая длину 97,5 м и диаметр 127 мм) проходила под броневой палубой по правому борту на протяжении от носовых до кормовых отделений динамо-машин. Для подачи в систему воды применялись два паровых насоса Вортингтона. Отводы от магистральной трубы уходили на верхнюю палубу, где заканчивались медными поворотными рожками для присоединения пожарных шлангов. Кингстоны системы затопления располагались по одному э отсеках оконечностей, по два в средних водонепроницаемых отсеках и управлялись с батарейной палубы.

Помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на размещение флагмана соединения и офицеров его штаба.

По уровню механизации и электрификации оборудования крейсеры типа «Диана» превосходили ранее построенные в России крейсеры, причем их постройка стала первым опытом отечественного судостроения в серийном создании кораблей такого класса. И все же в историю Русско-японской войны они вошли как самые ненадежные и малопригодные для боевого использования крейсеры «первой линии». Действительно, недостаточно высокое качество работ, инженерная непродуманность многих устройств, систем, механизмов, конструкций в худшую сторону отличали их от вводившихся в тот же период в состав российского флота кораблей иностранной постройки. Но нельзя говорить о том, что недостатки такого рода были свойственны лишь крейсерам типа «Диана». Как отмечал в своем рапорте руководивший испытаниями «Паллады» и «Дианы» адмирал А.П.Кашеренинов: «...все замеченные... недостатки... уже повторялись на других наших судах, особенно на тех, которые построены на казенных верфях»8.

Более серьезными были ошибки, допущенные на стадии разработки проекта: несогласованность обводов, водоизмещения и мощности машин, не позволившие достичь 20-узловой проектной скорости; избыточность парообразования относительно потребностей машин и механизмов, а следовательно, избыточное количество котлов, большие габариты и масса котельной установки; неправильная продольная центровка с допущенным дифферентом на нос, ухудшившая и без того невысокие мореходные качества; размещение оборудования энергетических установок в ущерб размещению артиллерии и ее боезапаса (последнее, в частности, привело к установке явно малого числа 152-мм орудий); нелепый по величине экономии массы, но губительный для артиллерийской прислуги отказ от монтажа броневой защиты орудий; отказ от размещения в артиллерийских погребах боезапаса на два 75-мм орудия при сохранившейся, несмотря на принятую меру, излишней стесненности погребов и недопустимо высокой температуре в них во время работы корабельной энергетической установки.

Но главным оказался фактор значительного морального устаревания относительно крейсеров того же назначения, вступавших в строй в тот же временной интервал, но построенных в ходе реализации судостроительной программы 1898 года.

Все перечисленное и давало повод офицерам тихоокеанских эскадр, осведомленных о лучших боевых возможностях крейсеров иностранной постройки, свысока относится к кораблям типа «Диана» и иронически называть их «богинями отечественного изобретения»9.

Тактико-технические элементы российских бронепалубных крейсеров

Наименования элементов

«Аскольд»

«Богатырь»

Завод-строитель, страна

Адмиралтейский, Россия

«Германиаверфт», Германия

«Вулкан», Германия

«В.Крамп энд Сандс», США

Длительность постройки*

7 лет 5 месяцев

3 года 1 месяц

2 года 5 месяцев

Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм

показатель артиллерийской вооруженности**

на дистанции до 42 кб

но дистанции от 42 до 53 кб

Торпедное: количество аппаратов — калибр, мм

карапасная палуба/скосы палубы

башни артиллерийских установок

щиты артиллерийских установок

боевая рубка

нормальное проектное

на ходовых испытаниях

6722 «Паллада»,
6657 «Диана»,
6897 «Аврора»

длина наибольшая

длина по ватерлинии

ширина наибольшая

осадка на миделе

количество паровых машин

проектная

на ходовых испытаниях

13100 «Паллада»,
12200 «Диана»,
11971 «Аврора»

энерговооруженность (число л.с. на 1 т водоизмещения)

количество паровых котлов, система

24 Бельвиля

9 двойных Шульца

16 Нормана

30 Никлоса

проектная

на ходовых испытаниях

19,17 «Паллада»,
19,00 «Диана»,
19,2 «Аврора»

нормальный

ВООРУЖЕНИЕ

масса выпускаемых за 1 мин 152- и 75-мм снарядов при стрельбе по траверзу, кг***:

БРОНИРОВАНИЕ, мм.

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Водоизмещение, т:

Главные размерения, м:

Главная энергетическая установка:

суммарная мощность, л. с.:

Наибольшая скорость, уз:

Запас угля, т:

* Время, прошедшее от согласования заводом проекта с МТК до окончания испытаний корабля; для крейсеров типа «Диана» — до окончания испытаний «Авроры».

** Вычислен по формуле: nd 3 /D, где n — число орудий, d — калибр орудий от 75 мм и выше в дюймах, D — водоизмещение.

*** Из расчета практической скорострельности 2 выстр./мин 152-мм орудиями (дальность стрельбы до 53 кб) и 4 выстр./мин 75-мм орудиями (дальность стрельбы до 42 кб)

Проектировалась как "истребитель торговли", будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии "Рюрик".

Проектировалась как "истребитель торговли", будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии "Рюрик". Слабое вооружение при столь большом водоизмещении, полное отсутствие защиты артиллерии, недостаточная скорость хода из-за неоптимальных обводов корпуса и долгая постройка сделали устаревшей еще до ввода в строй. Подводная часть обшита деревом и медью для длительных действий в океане. После боя 28 июля (10 убитых, 17 раненых) была интернирована в Сайгоне. После войны служила на Балтике. В 1912-13 гг. прошла ремонт (10 152- и 20 75-мм орудий), а в 1915-16 гг. перевооружение (10 130-мм орудий).Участвовала в првой мировой войне, революции, Ледовом походе. С мая 1918 г. находилась на хранении в Кронштадтском порту, а в 1922 г. разобрана на металл.

Теперь контр-адмирал Дэва был мертв, и унес в свою морскую могилу, все свои мысли и догадки. Вообще из личного состава третьего боевого отряда этот день не пережил ни один человек. А события продолжали катиться дальше, как катится с горы горная лавина.


Окрестности Порт-Артура, 20 миль юго-восточнее Ляотешаня.

Боевая рубка БПК "Адмирал Трибуц"

Капитан первого ранга Карпенко Сергей Сергеевич.

Ну, с Богом, Андрей Александрович, держите кулаки. - я вдруг неожиданно перекрестился, - Чтоб, как говорится, "в сторону не вильнула"! Через остекление рубки было видно, как тянутся к японским броненосцам кавитационные следы шести "Шквалов". Четырех от "Трибуца" и двух от "Быстрого". Промахнуться "Шквалом" с такой дистанции и по такой цели было принципиально невозможно, а все волнение было только от нервов. Слишком много всего было вложено именно в этот момент. Кажется, у коллег товарища Одинцова эта фаза операции называется "момент истины". Вон он стоит, снимает на видеокамеру исторический момент. Тем временем в рубке мерно щелкает секундомер в руке капитана третьего ранга Шурыгина. Все замерли в напряжении.

Как и положено, первыми, дошли "Шквалы" выпущенные "Быстрым" по двум головным японским броненосцам. Сначала, через одну минуту тридцать семь секунд, "Микаса" буквально подпрыгнул вверх сначала от взрыва "Шквала" под носовой башней ГК, а потом и взрыва боекомплекта. Массивная туша с полуоторванным носом легла на левый борт, перевернулась кверху килем и, сверкнув в воздухе бешено вращающимися винтами, камнем затонула. Жирное черное облако шимозного и угольного дыма траурной пеленой накрыло место последнего упокоения вице-адмирала Того и почти тысячи японских моряков. Старший флагман эскадры пережил младшего меньше чем на пять минут.

"Асахи" получил свое через восемь секунд после "Микасы". Вода столбом встала с обеих сторон корпуса прямо под второй трубой. Секунду спустя броненосец окутался паром - от сотрясения лопнули соединения паропроводов и трубки котлов. А затем холодная морская вода ворвалась в топки, и взрыв котлов довершил работу боевой части торпеды. Высоко вверх взлетели обломки машин и механизмов, фрагменты палубы и раструбы котельных вентиляторов. А потом море расступилось и поглотило японский броненосец, как будто его и не было.

Еще пару секунд и рвануло почти так же под котельным отделением броненосца "Фудзи" третьего в колонне. Над японским кораблем поднялось черно-белое облако дыма и пара. Первоначально повреждения затронули только дно котельное отделение, и поэтому команде, отчаянно боровшейся со все нарастающим левым креном, казалось что все еще обойдется…. Но, несколько секунд спустя, каким-то образом, вода проникла и в носовую кочегарку, грохнул еще один взрыв и, кренясь все быстрее и быстрее, броненосец перевернулся кверху днищем, показав всем огромную дыру, в которую свободно мог въехать поезд.

Через восемь секунд после "Фудзи" и со страшным грохотом взорвался броненосец "Ясима", четвертый в колонне. "Шквал" поразил его под кормовую башню ГК.

Броненосец "Сикисима", был поражен в район кормы, за башней ГК. Я представлял себе тяжесть повреждений, уничтожены рулевые машинки, оторваны или перекручены лопасти винтов, выгнуты гребные валы и рассыпались подшипники. И кроме того, пробоина, через которую строем и не нагибаясь промарширует рота солдат. Кажется, сегодня его судьба стать русским трофеем.

Вот и из под кормы замыкающего броненосца поднялась разъяренная взрывом вода. "Хацусе", а это был он, теряя ход и садясь поврежденной кормой, повалился теперь уже в неконтролируемую левую циркуляцию. Судя по всему его руль был заклинен в положение левого поворота, а действовала только правая машина. Такое впечатление, что на "Шквале" была неправильно установлена глубина хода, и он взорвался у борта, а не под днищем. Но, все равно, броненосец был обречен. Все что он мог делать это бессмысленно кружить на месте. Крен с десять градусов на левый борт, хоть и не был критическим, но совершенно исключал артиллерийскую стрельбу. Но с этим геморроем разбираться уже Макарову, а я пас, свою работу мы уже сделали.

Кстати, в этом бою на "Микасе" погиб некий лейтенант Ямамото. За все время боя, японская эскадра не произвела ни одного выстрела главным или хотя бы средним калибром.

Ну вот и все товарищи, - я пригладил волосы и снова одел многострадальную фуражку, которую мял в руках "всю дорогу", - адмирала Того больше нет, и его флота тоже. - кто то подал мне микрофон. - Товарищи, офицеры, мичмана, старшины, матросы… Сегодня вы выполнили свою задачу, сегодня вы молодцы! Слышите, вы все молодцы! Объявляю всей команде благодарность перед строем.


Мостик бронепалубного крейсера 1-го ранга РИФ "Аскольд".

Присутствуют:

Вице-адмирал Степан Осипович Макаров - Командующий Тихоокеанским флотом РИ

Капитан 1-го ранга Николай Карлович Рейценштейн - командующий крейсерским отрядом Порт-Артурской эскадры

Капитан 1-го ранга Константин Александрович Грамматчиков, - командир крейсера

Полковник Александр Петрович Агапеев - начальник военного отдела штаба Тихоокеанского флота РИ

Лейтенант Георгий Владимирович Дукельский - флаг офицер адмирала Макарова

К вице-адмиралу Макарову подошел его флаг-офицер, лейтенант Дукельский, - Ваше Высокопревосходительство, Степан Осипович, разрешите обратиться? Срочная депеша с Наблюдательного поста флота на Золотой горе!

Слушаю, лейтенант? - кивнул Макаров

Сообщают, что, с юго-востока, к Артуру подходит японский флот: отряд из шести броненосцев и двух броненосных крейсеров, за ним в кильватере крейсерский отряд контр-адмирала Дэва из четырех бронепалубных крейсеров.

Поднять сигнал, броненосцам ускорить выход в море - бросил Макаров Дукельскому и повернулся к капитану первого ранга Рейценштейну. - Вот видите, Николай Карлович, ваши крейсера уже на внешнем рейде, а броненосцы едва ползут. Медленно выходит эскадра, медленно!

Вице-адмирал Макаров повел биноклем, осматривая горизонт. - Раз, два, пять, восемь, двенадцать… Господа, адмирал Того вытащил сюда весь свой флот. А у нас, после сегодняшнего конфуза с "Севастополем" и "Пересветом", сил ровно вдвое меньше. На три наших броненосца у Того шесть, на один наш броненосный крейсер, у Того два, на два наших бронепалубных крейсера у Того четыре…

Степан Осипович, огладил бороду Рейценштейн, а разве вы не берете в расчет "Диану"?

А разве Диана крейсер? Она, что может бегать наперегонки с японскими собачками, как "Новик" или "Аскольд"? Потеря "Боярина" и "Варяга" вот это и в самом деле потеря для отряда крейсеров… А две ваших сонных богини, Николай Карлович, даже японских броненосцев не догонят. У тех проектная скорость на полузла больше. И соответственно уже их поймает всякий кому не лень. А это для крейсера смертельно. Так что, Николай Карлович, для ваших "богинь" надо придумывать какой-то новый класс кораблей. А то название "тихоходный крейсер" звучит как "сухая вода", или "жареный лед", такие корабли, в настоящих условиях, годятся только гардемаринам для практики и только…

Неизвестно, что еще хотел сказать адмирал Макаров. Весьма кстати раздраженный сегодняшним происшествием со столкнувшимися броненосцами, медленным выходом эскадры, да еще и не выспавшийся после ночного аврала с отражением набега брандеров. Только вот, в восьмидесяти кабельтовых от "Аскольда", над одним из японских бронепалубных крейсеров внезапно встал столб пламени в несколько десятков саженей высотой.

Константин Александрович, - Макаров повернулся к командиру "Аскольда", - дайте-ка мне ваш бинокль… - минуту он молча наблюдал за японской эскадрой, потом опустил бинокль, - Господа офицеры, кто-нибудь может объяснить, что происходит?

Степан Осипович, - ответил Рейценштейн, не опуская бинокля, - ясно только одно, кто ведет бой с отрядом бронепалубных крейсеров. И они уже уменьшили этот отряд на две единицы… Степан Осипович, гляньте сами - концевой японский крейсер под обстрелом. Такое впечатление, что по нему бьёт целая эскадра, не меньше трех десятков стволов калибром в восемь дюймов. Причем под накрытие японца взяли с первого же залпа и кучность выше всяких похвал. А вот стреляющих почти не видно, они почти на самом горизонте, ясно вижу вспышки выстрелов, но нет никаких дымов. Да и стрельба какая-то странная, скорострельность как у картечницы.

Макаров снова поднял бинокль к глазам, - Пожалуй вы правы, Николай Карлович, скорострельность и кучность удивительная, да и отсутствие дымов приводит в некоторое недоумение… как же тогда они движутся.

Степан Осипович, - обратил на себя внимание Грамматчиков, - эскадра Того последовательно поворачивает на зюйд.