Дж. Свифт

Ответы к школьным учебникам

Свифт рассказал о приключениях Гулливера в стране лилипутов Лилипутии. Эта страна незнакома была герою, это можно понять по тому, как он был удивлен, увидев маленьких человечков, суетившихся возле него.

Гулливер был великаном для жителей Лилипутии, потому что веревки, опутавшие героя, были слишком тонки; каждый его волос был намотан на колышек; человечки, окружавшие его, были величиной с три его пальца; чтобы взобраться на Гулливера, человечкам нужны были длинные лестницы.

3. Как герой отнёсся к лилипутам? Какие его поступки свидетельствуют об этом?

Гулливер доброжелательно и почтительно отнесся к лилипутам, об этом свидетельствуют слова: «Гулливер ничего не понял, но на всякий случай кивнул головой и приложил к сердцу свободную руку».

4. Что ты думаешь о Гулливере? Каким был герой: добрым, мстительным, способным к состраданию? Объясни свою точку зрения.

Гулливер был добрым, способным к состраданию, потому что был вежлив с пленившими его лилипутами, а потом помог им в их борьбе против злейшего для них врага.

5. Какие слова в отрывке пропущены? На какую деталь обращает внимание автор, повторяя несколько раз одни и те же слова? Зачем он это делает?

Пропущены слова: веревочки, веревочной сеткой, веревочки, веревочками, в сеть.

6 .Какие слова позволяют судить о том, что лилипуты опасались Гулливера? Были ли у них причины для этого?

Автор обращает внимание на такую деталь, как тоненькие веревочки, опутавшие Гулливера, которые, конечно, он мог легко порвать, но не сделал этого из уважения к жителям страны, куда его забросило волей провидения.

7. Как ты думаешь, человечки были трусами? Объясни.

О том, что лилипуты боялись Гулливера, свидетельствуют такие выражения: « От удивления Гулливер громко вскрикнул. Человечки заметались и бросились врассыпную». «Минуты две-три никто больше не подходил к Гулливеру», «они нарочно подсыпали в бочки с вином сонного порошка, чтобы усыпить своего огромного гостя».

8. Если бы тебя попросили озаглавить текст, какое название ты бы предложил? Предложи свои варианты названий. Сравни с вариантами, которые придумали твои одноклассники.

Название отрывка - «Гулливер в плену у лилипутов».

9. Подумай, как бы рассказал о своём приключении сам Гулливер. Составь план и перескажи текст от лица героя.

Пересказ от лица Гулливера
План
1) Наконец сознание мое прояснилось, я, к своему ужасу, ощутил, что привязан тоненькими веревочками, а каждый волос на моей голове прикреплен к колышкам так, что я с трудом мог повернуть голову.
2) Мне удалось скосить глаза и увидеть тех, кто меня захватил в плен.
3) Я все же решил освободиться от пут, за что был обстрелян малюсеньким стрелами, и потому решил подождать ночи.
4) Меня посетил важный человечек в длинном плаще, после чего опутавшие меня веревочки обрезали.
5) Я попросил накормить и напоить меня, мне дали вина и хлеба и маленькие окорочка.
6) После выпитого вина мне страшно захотелось спать, я хотел сбросить с себя маленьких человечков, но пожалел их, и вскоре я заснул.

Гулливер в стране лилипутов

Герой романа — Лемюэль Гулливер, хирург и путешественник, сна чала судовой врач, а потом и «капитан нескольких кораблей». Первой удивительной страной, куда он попадает, стала Лилипутия.

После кораблекрушения путешественник оказывается на берегу. Его связали крошечные человечки, размером не больше мизинца.

Убедившись в том, что Человек-Гора (или Куинбус Флестрин — так называют малютки Гулливера) настроен миролюбиво, ему находят жилье, принимают специальные законы безопасности, обеспечивают его питанием. Попробуйте прокормить великана! Гость в день съедает столько, сколько 1728 лилипутов!

С гостем приветливо беседует сам император. Выясняется, что лили путы ведут войну с соседним государством Блефуску, населенным тоже крошечными человечками. Видя угрозу гостеприимным хозяевам, Гулливер выходит в залив и притягивает на веревке весь флот Блефуску. За этот подвиг ему жалуют титул нардака (самый высокий титул в государстве).

Гулливера радушно знакомят с обычаями страны. Ему демонстрируют упражнения канатных плясунов. Самый ловкий плясун может получить освободившуюся должность при дворе. Лилипуты устраивают церемониальный марш между широко расставленных ног Гулливера. Человек-Гора приносит присягу на верность государству Лилипутия. Насмешкой звучат ее слова, перечисляющие титулы малютки-императора, который именуется «отрадой и ужасом Вселенной».

Гулливера посвящают в политическую систему страны. В Лилипутии существуют две враждующие партии. Что же служит причиной серь-раной вражды? Сторонники одной являются приверженцами низких каблуков, а приверженцы другой — только высоких.

Лилипутия и Блефуску в своей войне решают не менее «важный» «опрос: с какой стороны разбивать яйца — с тупого или же с острого.

Став неожиданно жертвой императорского гнева, Гулливер убегает в Блефуску, но и там все рады от него поскорей избавиться.

Гулливер сооружает лодку и отплывает. Случайно встретив английское купеческое судно, он благополучно возвращается на родину.

Гулливер в стране великанов

Неугомонный судовой врач вновь отправляется в плавание и попадает в Бробдингнег — государство великанов. Теперь он сам чувствует себя лилипутом. В этой стране Гулливер тоже попадает к королевскому двору. Король Бробдингнега, мудрый, великодушный монарх, «презирает Всякую тайну, утонченность и интригу как у государей, так и у министров» . Он издает простые и ясные законы, заботится не о пышности своего двора, а благополучии подданных. Этот великан не возвышает себя над другими, как король Лилипутии. Великану незачем возвышаться искусственно! Жители Великании кажутся Гулливеру людьми достойными и почтенными, хотя и не слишком умными. «Знания этого народа очень недостаточны: они ограничиваются моралью, историей, поэзией и математикой».

Гулливер, волей морских волн превращенный в лилипута, становится любимой игрушкой Глюмдальклич — королевской дочки. Эта великанша обладает нежной душой, она заботится о своем маленьком человечке, заказывает для него специальный домик.

Лица великанов долгое время кажутся герою отталкивающими: норы — как ямы, волоски — как бревна. Но потом он привыкает. Умение привыкать и приспосабливаться, быть терпимым — одно из психологических качеств героя.

Королевский карлик оскорблен: у него появился соперник! Из ревности подлый карлик подстраивает Гулливеру множество гадостей, так, например, засовывает его в клетку гигантской мартышки, которая едва не уморила путешественника, нянча и запихивая в него еду. Приняла за своего детеныша!

Гулливер простодушно рассказывает королю об английских обычаях того времени. Король не менее простодушно объявляет, что вся эта история — скопление «заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, злобы и честолюбия».

Герой рвется домой, к своим родным.

Случай помогает ему: гигантский орел подхватывает его игрушечный домик и относит в море, где Лемюэля вновь подбирает корабль.

Сувениры из страны великанов: обрезок ногтя, толстый волос...

Долго еще доктор не может вновь привыкнуть к жизни среди нормальных людей. Они кажутся ему слишком маленькими...

Гулливер в стране ученых

В третьей части Гулливер попадает на летающий остров Лапуту. (острова, парящего в небе, герой спускается на землю и попадет в столицу — город Лагадо. Остров принадлежит тому же фантастическому государству. Невероятное разорение и нищета просто бросаются в глаза.

Существуют и немногочисленные оазисы порядка и благополучия, Это все, что осталось от прошлой нормальной жизни. Реформаторы увлеклись переменами — и забыли о насущных нуждах.

Академики Лагадо далеки от реальности настолько, что некоторых из них приходится периодически хлопать по носу, чтобы они очнулись от своих мыслей и не упали в канаву. Они «изобретают новые методы земледелия и архитектуры и новые орудия и инструменты для всякого рода ремесел и производств, с помощью которых, как они уверяют, один человек будет исполнять работу за десятерых; в течение недели можно будет воздвигнуть дворец из такого прочного материала, что он простоит вечно, не требуя никакого ремонта; все земные плоды будут созревать во всякое время года по желанию потребителей...»

Проекты остаются только проектами, а страна «приведена в запустение, дома в развалинах, а население голодает и ходит в лохмотьях».

Изобретения «улучшателей жизни» просто смехотворны. Один во семь лет разрабатывает проект извлечения солнечной энергии из... огурцов. Потом можно будет пользоваться ею для согревания воздуха в случае холодного и дождливого лета. Другой придумал новый способ постройки домов, начиная с крыши и кончая фундаментом. Разработан и «серьезный» проект по превращению человеческих экскрементов вновь в питательные вещества.

Экспериментатор в области политики предлагает для примирения враждующих партий разрезать головы противостоящих лидеров, меняя местами их затылки. Это должно привести к доброму согласию.

Гуингнмы и йеху

В четвертой, заключительной части романа в результате заговора на корабле Гулливер попадает на новый остров — в страну гуингнмов. Гуингнмы — это разумные кони. Их наименование — авторский неологизм, передающий ржание лошади.

Постепенно путешественник выясняет моральное превосходство говорящих животных над его соплеменниками: «поведение этих животных отличалось такой последовательностью и целесообразностью, такой обдуманностью и рассудительностью». Гуингнмы наделены человеческим разумом, однако не знают людских пороков.

Лидера гуингнмов Гулливер называет «хозяином». И, как и в предыдущих путешествиях, «гость поневоле» рассказывает хозяину о пороках, существующих в Англии. Собеседник не понимает его, потому что ничего этого нет в «лошадиной» стране.

В услужении у гуингнмов живут злобные и мерзкие существа — йеху. Они внешне совершенно похожи на человека, только... Голые, Грязные, жадные, беспринципные, лишенные гуманных принципов! В большинстве стад йеху бывают своего рода правители. Они всегда являются самыми безобразными и злобными во всем стаде. У каждого такого вожака бывает обыкновенно фаворит (любимчик), обязанность которого заключается в том, что он лижет ноги своего господина и всячески прислуживает ему. В благодарность за это его иногда награждают куском ослиного мяса.

Этого фаворита ненавидит все стадо. Поэтому для безопасности он всегда находится возле своего господина. Обыкновенно он держится у власти, пока не найдется еще худший. Как только он получает отставку, тут же все йеху обступают его и обдают с головы до ног своими испражнениями. Слово «йеху» стало у культурных людей обозначением дикаря, не поддающегося воспитанию.

Гулливер восхищается гуингнмами. Они же относятся к нему настороженно: он слишком похож на йеху. А раз он — йеху, то и жить ему следует рядом с ними.

Напрасно герой подумывал остаток дней своих провести среди гуингнмов — этих справедливых и высокоморальных созданий. Главная идея Свифта — идея толерантности оказалась чуждой даже им. Собрание гуингнмов принимает решение: изгнать Гулливера как принадлежащего к породе йеху. И герой в очередной — и последний! — раз возвращается домой, в свой садик в Редрифе — «наслаждаться размышлениями».


Дорогой читатель! Сегодня ты закрыл книжку, на страницах которой встретился с отважным путешественником Лемюэлем Гулливером, вместе с ним пережил необычайные приключения в фантастической стране крошечных человечков - Лилипутии, где Гулливер чувствовал себя гигантом, и в удивительной стране великанов - Бробдингнеге, в которой он узнал, как плохо обыкновенному человеку, если окружающие его люди ростом с пожарную каланчу, а то и выше!

И удивительную страну Лилипутию, и Бробдингнег открыл более двухсот лет назад замечательный английский писатель Джонатан Свифт. До него эти страны просто не существовали. Страны эти вымышленные, ненастоящие. Почему же тебе кажется, что все события происходили в действительности? Потому, что жизнь в этих сказочных странах очень походит на жизнь европейских государств, какой она была во времена Свифта. В Лилипутии и в Бробдингнеге большинство людей, как и в европейских государствах XVIII века, трудится. Среди лилипутов есть отменные мастера и хлебопашцы. Это они с поразительной выдумкой устраивают переезд Человека-Горы в столицу, это они кормят и одевают свой маленький народ. А в стране великанов бедно и просто одетые батраки и крестьяне были первыми, кого встретил Гулливер. И, как в жизни, здесь встречается богачи бездельники, живущие за счёт крестьян и ремесленников, В обеих странах жители всё покупают за деньги, кощельки имеют и большие и маленькие люди.

И в Лилипутии, и в Бробдингнеге (как и в Англии) есть ограниченные и невежественные учёные, они никогда не слышали о других землях и народах: учёные-лилипуты «думали, что везде живут одни лилипуты», а учёные-великаны решили, что Гулливер вовсе и не человек, а «просто игра природы». В Англии самым главным человеком был король - ив стране великанов самым главным человеком был тоже король, а Лилипутией управляет даже не король, а император. И, как в Англии, в этих странах есть государственные секретари, казначеи, чиновники.

Всё, как в Англии! Кроме некоторых различий в уровне техники. Помнишь, как напугал лилипутов пистолет Гулливера, как изумились они тикающей машине - обыкновенным часам? А миролюбивые великаны очень дивились рассказу Гулливера о том, что армии на его родине вооружены пушками, из которых вылетают ядра. Но в городах такие же, как в Лондоне, улицы и площади, великолепные дома и лачуги бедняков, соборы, только в Лилипутии они высотой в человеческий рост, а в Бробдингнеге с версту. И в Лилипутии, и в Бробдингнеге совещаются правительства, есть армии, устраиваются парады войск - на случай войны с соседними государствами и для устрашения собственных подданных, которые могли выйти из повиновения. Словом, всё очень похоже - вплоть до пышных дворцовых церемоний, любви придворных к роскошным одеяниям и всевозможным зрелищам.

Когда современники Свифта читали о приключениях Гулливера в стране лилипутов, им казалось, что всё это написано об Англии. Ты помнишь, какой дурацкий обычай существовал при дворе лилипутского императора? На высшие государственные должности назначались те из лилипутов, которые выше всех прыгали на канате. А награды получали лучшие пролазы. Так и в Англии высшие должности и награды получали не те, кто их заслужил а те, кто мог их получить с помощью подкупа, подхалимства и низкопоклонства. За причудливыми именами лилипутов скрываются то чванливый вельможа, то делец, разбогатевший на обмане, а то и сам король. Английские короли любили превозносить своё величие, хотя сами чаще всего были людьми ничтожными. Вспомни, как смешно лилипутский император, даруя свободу Человеку-Горе, который мог бы раздавить его одним мизинцем, называет себя «отрадой и ужасом Вселенной, самым мудрым, самым сильным и самым высоким из всех царей мира, чьи ноги упираются в сердце земли, а голова достигает солнца, чей взгляд приводит в трепет всех земных царей, прекрасный, как весна, благостный, как лето, щедрый, как осень, и грозный, как зима». Не правда ли, король Гольбасто Момарен Эвлем Гердайло Шефин Молли Олли Гой напоминает тебе лягушку из басни И. А. Крылова «Лягушка и Вол», которая, захотев стать величиной с быка, надулась так, что не выдержала и... лопнула! Как английский король обманывал своих подданных обещаниями, которых никогда не выполнял, так и лилипутский император оказывается нечестным, лицемерным человеком: обещая Гулливеру свободу и уважение, он отдаёт приказание ослепить его, как только узнаёт о том, что тот выступает против порабощения маленького острова Блефуску,

Во времена Свифта многие сильные страны стремились завоевать маленькие и слабые страны, чтобы захватить их земли и богатства, а жителей превратить в своих рабов. И вот между Лилипутией и соседним государством Блефуску «идёт непрерывная война». Когда хотят сказать о каком-либо незначительном деле, то говорят, что оно «яйца выеденного не стоит». Так вот оказывается, что в Лилипутии из-за этого-то и вспыхивают раздоры: правители лилипутов и блефускуанцев никак не могут решить, с какого конца следует разбивать яйца - с тупого или острого.

Всё происходящее было бы очень смешным среди обыкновенных людей. Но если сам император ростом в три пальца, а его министры ещё меньше, то смешное кажется ещё смешнее! Вот для чего Свифт придумал своих лилипутов.

В стране великанов жизнь гораздо лучше, чем в Лилипутии. Король Бробдингнега- мудрый, добрый и просвещённый человек. Он издаёт простые и ясные для подданных законы, заботится об их благополучии. Он не возвеличивает себя над другими. (Вспомни: глава Лилипутии, ростом в три пальца, - император, а глава государства, ростом с пожарную каланчу, - всего-навсего король!)

Тебе понравился славный моряк Лемюэль Гулливер? Это смелый и благородный человек, он всегда на стороне слабых и обиженных. Великодушие не позволяет ему взять с собой на родину кого-нибудь из лилипутов. Он не хочет, чтобы маленькие человечки, подобно ему самому, испытали чувство одиночества и тоски по родине. Гулливера привлекают дальние странствия, и он снова и снова отправляется в путь, несмотря на испытания. Жажда увидеть большой мир побеждает в нём стремление к домашнему покою.

Джонатан Свифт родился в 1667 году в ирландском городе Дублине. Отец его, бедный священник, умер ещё до появления сына на свет. Не имея никаких средств на воспитание маленького Джонатана, мать вынуждена была отдать его в семью богатого родственника, надеясь, что там он встретит любовь и ласку. Ожидания её не оправдались. Мальчик рано узнал одиночество и горечь унижения. Суровый и скупой, дядя во что бы то ни стало решил сделать племянника священником, и Джонатан, окончив школу в возрасте четырнадцати лет, поступил на богословский факультет. Однако Джонатан не имел никакой склонности к церковной службе. Он избрал другой путь. После окончания университета Свифт стал секретарём влиятельного дипломата и царедворца Вильяма Темпля. В его доме Свифт наблюдал жизнь приближённых короля, которую позднее он так точно изобразил в «Путешествиях Гулливера» и других произведениях, В свободное от службы время Джонатан жадно читает книги из огромной библиотеки Темпля. Хозяин дворца был большим любителем и знатоком литературы и искусства, поэтому в его доме часто собирались поэты, писатели, учёные, и Джонатан имел возможность подолгу беседовать с ними.

После смерти Темпля Джонатан Свифт поступил на должность священника в маленьком деревенском приходе в Ирландии, стране, подчинённой Англии. Положение народа здесь было особенно тяжёлым. Свифт становится вождём и защитником обездоленных бедняков - разорённых ирландских крестьян и ремесленников. В своих произведениях Свифт под вымышленными именами высмеивает то чванливого герцога или графа, то лицемерного церковника, а то и самого короля. Неподкупность писателя была хорошо известна английским аристократам, вот почему они так боялись разящего смеха писателя и ненавидели его самого. Зато Свифт был любимцем простого народа. Когда в 1745 году писатель умер, в последний путь его провожали толпы ирландцев.

Книгу о путешествиях Гулливера, которая полностью называется «Путешествия в различные отдалённые страны Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а затем капитана нескольких кораблей», с увлечением читают и взрослые и дети вот уже почти двести пятьдесят лет. А о приключениях Гулливера в стране лилипутов есть фильм «Новый Гулливер», в котором мальчик Петя во сне превращается в Гулливера и испытывает все его приключения.

Неутомимый мореплаватель станет твоим любимым героем, ты не раз будешь к нему возвращаться. Желаем тебе чудесных встреч и путешествий в неведомые страны!

Л. Литвинова

Источники:

  • Свифт Джонатан Путешествия Гулливера. Пересказ для детей Т. Габбе. Переизд. Ил. Ж. Гранвиля. Шмуцтитулы С. Пожарского. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1973. 158 с.
  • Аннотация: Пересказ для детей младшего школьного возраста романа великого английского сатирика XVIII века Джонатана Свифта об удивительных приключениях мореплавателя Гулливера в стране лилипутов и в стране великанов.

    Обновлено: 2011-09-10

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Полезный материал по теме

Сочинение

Особый характер творчества С., его мрачные памфлеты, роман «Путешествие Гулливера», вся его страшная, подчас доводящая до ужаса сатира – свидетельство отнюдь не только своеобразия его личности и его таланта, но и присущим многим его современникам настроений, свидетельство разочарований лучших и честнейших людей Англии в результате бурж революции 17в, разочарования, приводившего иногда к отчаянию и неверию в какой-либо социальный прогресс вообще. Свифт по преимуществу писатель политический. Только недуги общества во всей их совокупности – нелепый институты, предрассудки, жестокость угнетателей, гнет всех окрасок – соц, религ, нац – преследуют его. Пожалуй, он не верит в конечное торжество справедливости, но не складывает оружия.

«Путешествия Гулливера»: Герой совершил 4 путеше-я в необыкновенные страны. Повествование о них ведется в форме делового и скупого отчета путешественника. «Англия с избытком снабжена книгами путешествий», - ворчит Гулливер, недовольный тем, что авторы таких книг, рассказывая о всяких небылицах, стремятся только развлечь читателей, «между тем главная цель путешественника – просвещать людей и делать их лучшими, совершенствовать их умы как дурными, так и хорошими примерами того, что они передают касательно чужих стран». Здесь ключ к книге Свифта: он хочет «совершенствовать умы», а поэтому ищет в его фантазиях философ подтекст. Скромные и скупые записи Гулливера, хирурга, корабельного врача, рядового англичанина нетитулованного и небогатого человека, выдержанные в самых непритязательных выражениях, содержат в себе в своеобразном иносказании потрясающую сатиру на все сложившиеся и бытовавшие формы человеческого общежития и в конце концов на все человечество, не сумевшего построить общест отношения на разумных началах.

Современник Свифта Дефо показал романтику первооткрытий, поэзию освоения европейцами новых земель. Свифт раскрыл прозу этого освоения, жестокую реальность вещей. Свифт обращался ко всем людям мира, и главным образом к так называемым цивилизац народам, с самыми жестокими обвинениями. Беспощаден в своих нападках. Его называли мизантропом, человеконенавистником, его сатиру – злобной. Он заявил себя решительным противникрм завоевательных войн, выступая от имени республики гуманистов. Король великанов, а за ним стоит сам Свифт, пришел в ужас, когда Гулливер рассказал ему о новейших изобретениях военной техники.

Непритязательный, покладистый, терпеливый Гулливер, как и надлежало быть англичанину, воспитанному в духе подобострастия перед сильными мира сего(ирония Свифта), все-таки нашел в себе силы и смелость отказаться служить делу порабощения и угнетения народа. Весь текст свидетельствует о том, что он вообще был против всяких королей. Стоит только ему коснуться этой темы, как весь его сарказм наружу. Он издевается над людьми, над их низкопоклонством перед монархами, над их страстью возводить своих королей в сферу космических гипербол. Крохотного короля лилипутов поданные величаю могущественным императором, отрадой и ужасом вселенной. Гулливер, воспитанный в духе подобострастия перед королями, сохраняет этот страх и в стране лилипутов. Народ, подобно Гулливеру, при всех гигантских своих размерах и силе, с трепетом простираются перед ним, добровольно отдаваясь в рабство. Сознавая это, Гулливер тем не менее позволил приковать себя цепями к стене. Ирония автора ясна.

Презрение Свифта к королям выражается всем строем его повествования, всеми шутками и насмешками (способ тушения пожара в королевском дворце – «простым мочеиспусканием» Гулливера и т. д.)

В другой стране, где пришлось побывать Гулливеру, он по местному обычаю обратился к королю с просьбой «назначить день и час, когда он милостиво соизволит удостоить его чести лизать пыль у подножия его трона».

В первой книге(«Путешествие в Лилипутию ») ирония в том уже, что народ, во всем похожий на др народы, с качествами, свойственными всем народам, с теми же обществ институтами, чтои у всех людей, - народ этот – лилипуты. Поэтому все притязания, все учреждения, весь уклад - лилипутский, то есть до смешного крохотный и жалкий. Во второй книге, где Гулливер показан среди великанов, крохотным и жалким выглядит он сам. Он сражается с мухами, его пугает лягушка. «Понятие великого и малого суть понятия относительные» - философствует автор. Но не ради этой сентенции предпринял он свое сатарич повествование, а с целью избавить весь род человеч от глупых притязаний на какие-то привилегии одних людей перед другими, на какие-то особыми права и преимущества.

Свифт с таким же презрением относится и к знати, как и к королям. Он смеется над пустой и глупой борьбой партий(низкокаблучники и высококаблучники, за которыми просматриваются тори и виги), пустой и глупой сварой тупоконечников и остроконечников, влекущей кровопролитие(намек на религ войны). Смеется над пустыми и глупыми обрядами. ….буржуазия Англии кичится и кичится до сих пор своими парламентскими свободами и законностью. Свифт уже 250 лет назад разоблачил эти мнимые свободы. Запальчивость Свифта объясняется его недовольством тем, что ученые, занятые и увлеченные чисто научными проблемами, не видели более важных соц проблем. Философы свои политич сочинения посвящали оправданию существующего порядка вещей, ученые не заботились, какое применение найдут научные открытия.

В книге Свифта резко разграничены 2 полюса – полож и отриц. К первому относятся гуингнмы(лошади), ко второму – иеху(выродившиеся люди). Иеху – отвратительное племя грязных и злобных существ, живущих в стране лошадей. Исторические прогнозы автора безнадежны. Человечество деградирует. Причины этого – «общие болезни человечества»: внутр распри общества, войны между народами. Гуингнмы(лошади) напротив не знали войн, у них нет королей, нет слов, обознач ложь и обман.

Свифт не разделял веры в разум. Аллегорический смысл притчи о лошадях ясен – писатель зовет к опрощению, к возврату в лоно природы, к отказу от цивилизации.

Свифт – мастер иронического повествования. Все в его книге пронизано иронией. Если он говорит «величайший, всемогущий», значит дело идет о ничтожном и бессильном, если упоминается милосердие, то имеется в виду жестокость, если мудрость, то какая-нибудь нелепость.

Другие сочинения по этому произведению

Основные законы империи "Лилипутия" Старая Англия сквозь уменьшительное стекло (По роману Д. Свифта "Путешествие Гулливера") Сравнение образов Гулливера и Робинзона