Кто такой кирилл гундяев. Откуда ноги растут: патриарх кирилл - галахический еврей! А какие хобби у самого г-на Гундяева

Открытая Россия напоминает о «скромной» жизни патриарха Кирилла, который на днях призвал священнослужителей стремиться к аскетическому идеалу

На встрече игуменов и игумений Русской православной церкви 22 сентября в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл (в миру Владимир Гундяев)раскритиковал руководителей монастырей за стремление к комфорту и роскоши. Он запретил им украшать жезлы «ювелирными побрякушками» и поручил всем по возвращении домой заказать себе простые деревянные посохи.

Кроме того, глава РПЦ сказал, что хотя служителям в монастырях и надо иметь карманные деньги, но формальной зарплаты там быть не должно. Призыв к такой скромности он объяснил тем, что настоятелям и наместникам монастырей следует «больше думать об аскетическом подвиге».

Чтобы увещевания патриарха в адрес церковных служителей об отказе от роскоши и мирских благ звучали убедительнее, Открытая Россия напоминает, как «аскетично» живет сам святейший владыка.


Недвижимость

Достоверно известно о зарегистрированной на имя Владимира Гундяева 5-комнатной квартире площадью 144,8 квадратных метров в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. В 2012 году патриарх винтервью журналисту Владимиру Соловьеву говорил, что это жилье ему выделил президент Борис Ельцин. При этом на тот момент Гундяев проживал в деревянной служебной резиденции в Серебряном Бору и в новой жилплощади не нуждался. Но в окружении Ельцина посчитали, что патриарх живет в «развалюхе», и дали ему квартиру в центре столицы.

Как утверждал Гундяев, в «Доме на набережной» он никогда толком не жил, но перевез туда «многотысячную раритетную библиотеку отца, который всю зарплату тратил на приобретение редких книг». По версии журнала The New Times, патриарший пентхаус был куплен в 2002 году и является единственной зарегистрированной на его настоящее имя собственностью.

Впрочем, со временем патриарх обзавелся внушительным списком недвижимости, предоставленной ему государством или церковью: рабочая резиденция в Чистом переулке, покои в Троице-Сергиевой лавре (в отдельном корпусе), резиденция в Даниловом монастыре, дворец под Геленджиком, резиденция на Валааме, дома в Троице-Лыково, на Соловках и на Рублевке рядом с дачей Дмитрия Медведева.

Постоянной резиденцией Гундяева считается усадьба Колычевых-Боде в Переделкино. Для ее строительства пришлось снести несколько домов местных жителей. Фасад здания похож на Теремной дворец в Кремле. Но эта усадьба, как рассказывают СМИ, патриарху не нравится: слишком близко к железной дороге, а добираться сюда неудобно и долго. Не по нраву ему жить и в центре Москвы, где плохо с экологией. А в Серебряном Бору слишком тесно: площадь участка — всего 7723 квадратных метра.

Патриарху нравится жить в заново отделанном дворце в Даниловом монастыре. Или в резиденции под Геленджиком, неподалеку от «дворца Путина» в Прасковеевке. Для строительства этого патриаршего дворца, который официально именуют «духовно-просветительским центром», пришлось вырубить часть заповедника с деревьями, внесенными в Красную книгу, а также сильно расширить территорию, «захватив» кусок прибрежной зоны и отрезав от местных жителей дорогу к кладбищу.

Через различные компании (в том числе пользующиеся предоставленными церковью льготами) и посредников патриарх Кирилл в разное время пытался попасть и на другие рынки. Например, на нефтяной во второй половине 1990-х. Считается, что этот бизнес принес ему самые крупные доходы, какие — точно не известно.

В 2000 году Владимир Гундяев начал заниматься морепродуктами — икрой, камчатскими крабами, креветками. На этом он заработал около $17 млн.

Также он был причастен к добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости.

Еще один его бизнес был связан с автомобилями. Но об этом известно лишь, что он как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области участвовал в автомобильном совместном предприятии в Калининграде. В его бизнес-команде были в том числе архиепископ Климент (Капалин) и протоиерей Владимир Верига. Они же получили известность как фигуранты «табачного» скандала.

Многие знают, что Патриарх РПЦ МП Кирилл Гундяев – личность, мягко говоря, необычная, связанная с массой загадочных историй. Казалось бы, вся его жизнь на виду у миллионов людей, почти о каждой его поездке пишут официальные СМИ, все его встречи запротоколированы и зачастую отсняты на видео. Однако мало кто представляет себе реальную (не на показ) жизнь предстоятеля РПЦ МП. За шумными скандалами с часами Брегет и судебным процессом вокруг квартиры в Доме на набережной, как-то совершенно упущен чисто духовный аспект жизни предстоятеля РПЦ МП – а именно: его политика в церкви, отношение к святоотеческому преданию, позиция по актуальным богословским вопросам, решения, принимаемые им по этим вопросам. Да и сама жизнь его, история рукоположения и служения - остаются в тени, как будто бы не существует вовсе.

Мы, дабы не вводить никого во грех, будем говорить не только и не столько о Патриархе РПЦ МП, а о личности Владимира Михайловича Гундяева (под этим именем он выступает в качестве фигуранта судебных дел с многомиллионными исками). Конечно, не наше дело считать доходы этого человека, вытаскивать подробности его семейных отношений с Лидией Леоновой (по версии

Легойды – «двоюродной сестры», по версии немецких журналистов – жены), перечислять объекты собственности – от швейцарских Альп до черноморского побережья , принадлежащие ему. К владельцу банка «Пересвет» и олигарху , сделавшему состояние на поставках табака в 90е годы (по оценкам экспертов – около 4 млрд. долл. ) у нас особых вопросов нет. Олигархи на то и олигархи что бы жить по своим законам. Вопросы у нас – к тому, кого называют «Великим Господином и Отцом нашим Патриархом Кириллом». Ведь мы люди православные – и судим не о людях (плохи они или хороши), а о том, что происходит вокруг нас, стараясь разобраться в ситуации и не ошибиться с выбором в деле спасения своей души.

Поэтому наше дело – говорить, прежде всего о духовной стороне вопроса, и не ради человеческого осуждения, а ради понимания – является ли «Патриарх Московский и всея Руси» Кирилл Гундяев законным предстоятелем Церкви, исповедует ли он какие-то соборно осужденные ереси, участвует ли он в гонениях на православных христиан или нет. И может ли он судить о духовных вопросах и в одиночку решать их – отказавшись уже даже на официальном уровне от каких-либо «Поместных Соборов» (даже в том явно псевдо-соборном виде как они были)?

Итак, начнем по порядку.

Был ли Гундяев Владимир Михайлович (монах Кирилл) канонично поставлен во священство?

Каноны Св. Апостол полагают рукополагать дьякона – в 30 лет, а пресвитера – в 33 года, не говоря уже о том, чтобы молодой человек в 24 года становился архимандритом (фактически минуя все предыдущие ступени), а в 28 – ректором Духовной семинарии. Да ещё и будучи сразу же поставленным в сан – прямо с семинарской скамьи, по аналогии с военной службой – из рядовых сразу же в младший офицерский чин, а через год – в полковника.

Впрочем, и это было бы не так важно, не будь он ставленником известнейшего экумениста и филокатолика – Митрополита Никодима (Ротова), скончавшегося у ног папы римского (в самом прямом, а не переносном смысле). Более того – его личным секретарем и правой рукой, на протяжении многих лет. Да и семейные отношения с госпожой Леоновой тоже противоречат святоотеческому преданию. Оно бы ничего – дело личное, не будь г-н Гундяев монахом. Но о его семейных отношениях с Лидией Леоновой («В беседе с журналистом В.Соловьёвым патриарх пояснил, что он не имеет отношения к иску, который подан его троюродной сестрой Леоновой, зарегистрированной в квартире патриарха» ) знают многие – и те, кто охранял ещё митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского, и те кто читал материалы судебного иска о его собственности в доме на набережной, да и просто – случайные порой люди, знающие о том, что их знакомство произошло ещё в Ленинграде на рубеже 60-70х годов.

При этом все заверения о том, что госпожа Леонова – сестра Патриарха (которую он сам называет троюродной, Легойда – двоюродной, а журналисты – женой) выглядят крайне не

убедительно притом, что у Владимира Михайловича Гундяева есть только одна сестра, и зовут её Елена Михайловна – она директор православной гимназии, известный в православном обществе человек. Да и факт их совместного жития известен – это единственный человек («монахиня в миру», по словам того же Легойды), прописанный в принадлежащей Гундяеву квартире в Доме на набережной (именно она подала в суд иск).

Так что здесь мы находим как минимум два полных несоответствия правилам Св. апостол и никакого законного канонического основания для рукоположения и тем более – постановки в архимандриты практически с семинарской скамьи не видим. Да и с нарушением монашеских обетов нестяжания и целомудрия так же всё очевидно.

Известно ли что-то об участии г-на Гундяева в мирских попечениях?

Весьма многое. Не говоря даже о его активной экономической деятельности на посту митрополита Смоленского и Калининградского (табачный бизнес, банк Пересвет, участие в многочисленных СП, АО и пр.), стоит обратить на такое обстоятельство. Согласно парламентскому расследованию 1992 года, г-н Гундяев - с давних пор не кто иной, как агент Михайлов, т.е. сотрудник всем известной организации, сменившей массу названий (ВЧК-ГПУ-КГБ). Да и зная советские реалии трудно представить себе, что бы человек, совершивший столь головокружительный рывок в карьере, да ещё и отправившийся сразу же за рубеж (в Швейцарию), мог не быть «сексотом» (т.е. секретным сотрудником КГБ).

Более того – известен он и как многолетний вначале представитель РПЦ МП во Всемирном Совете Церквей, а затем и как член ЦК (С 1975 по 1998 гг. согласно официальной биографии) этой экуменической организации, фактически занимающейся созданием т.н. «единой церкви» или «церкви антихриста». И тоже – с самой студенческой скамьи в этой организации «засветившийся». Впрочем – об этом разговор отдельный.

Соблюдает ли г-н Гундяев данные им в молодости монашеские обеты?

Мы уже говорили о его личной жизни, которая никак не вписывается в представления православных о монашеском целомудрии (двоюродно-троюродная сестра, не являющаяся на деле никакой родственницей, под одной крышей с монахом жить просто не может), но во многом повторяет историю «митрополита» … - лидера обновленческого движения. Однако обладает г-н Гундяев и солидным состоянием (нестяжание).

«Между тем, как замечает "Новая газета", именно в 1990-е годы нынешний глава РПЦ, а тогда председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл "завоевал положение и сколотил состояние", которое, по утверждению "Новой газеты", позволило ему "в конце концов, занять патриарший престол". До вступления на этот престол личное состояние Кирилла оценивалось некоторыми экспертами в 4 млрд. долларов, утверждает издание.

Рассказывая о "бизнесе" Владимира Михайловича Гундяева (таково светское имя Патриарха), начало которому было положено в 1992-1994 годах, газета ссылается на "обширное досье", которое составил доктор исторических наук Сергей Бычков, опубликовавший не один десяток статей, в основном о табачном бизнесе будущего патриарха. Ни одна из его публикаций не была официально опровергнута, во многом Кирилл признал, что факты, собранные Бычковым, соответствуют действительности, отмечает "Новая газета".

Одним из источников получения доходов стал "сигаретный бизнес". В 1993 году при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа "Ника", вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига - коммерческий директор ОВЦС МП, которым руководил митрополит Кирилл. Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две "параллельные" комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая - ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам.

По данным правительственной комиссии по гуманитарной помощи, которые приводит "Новая газета", только в 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 8 миллиардов сигарет . Это нанесло серьезный ущерб "табачным королям" того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП. Считается, что они-то и "заказали" информационную кампанию по разоблачению бизнеса председателя ОВЦС МП.

Как отмечает "Новая газета", пикантность табачному бизнесу Кирилла придает тот факт, что в православии курение считается грехом, губительным для здоровья и жизни человека. Сам Кирилл так попытался оправдать свое участие в этом бизнесе: "Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать". Между тем представители правительства эту информацию категорически опровергли, после чего Патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).

Как утверждает "Новая газета", помимо фонда "Ника", ОВЦС МП в 1990-е годы выступил учредителем коммерческого банка "Пересвет", АО "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС), АО "Свободное народное телевидение" (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом главы ОВЦС МП после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Митрополита Кирилла в МЭС представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около 2 млрд. долларов, говорится в публикации, при этом издание подчеркивает, что "ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе". Однако говорится в статье, есть один весьма красноречивый факт: за несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).

Третье направление бизнес-деятельности Кирилла - морепродукты, пишет газета. Ссылаясь на информацию "Портала-Credo.ru", издание сообщает, что в 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты). Соответствующие правительственные структуры выделили АО "Регион" - фирме, якобы учрежденной Кириллом, квоты на отлов камчатского краба и креветок общим объемом более 4 тысяч тонн.

Кроме того, по сведениям калининградских журналистов, которые приводит "Новая газета", митрополит Кирилл, как правящий архиерей Калининградской епархии РПЦ, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру , оставив ее под своим прямым управлением, отмечает издание.

По данным научного сотрудника Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николая Митрохина, в 2004 году стоимость активов, которые контролировались тогдашним председателем ОВЦС МП, составляли 1,5 млрд. долларов. Спустя два года журналисты "Московских новостей" "пересчитали" эти капиталы и вышли уже на цифру 4 млрд. долларов .

А что же с третьим монашеским обетом – послушанием? Здесь всё в полном порядке. Вот только кого послушается личный секретарь и наследник митрополита-экумениста Никодима Ротова?

Какова позиция г-на Гундяева по вопросам экуменизма?

На протяжении всей своей весьма бурной карьеры, сей муж постоянно участвовал во всевозможных экуменических собраниях, совместных молениях, комиссиях, симпозиумах и т.п. с еретиками. Известны его слова о том, что «ВЦС – это наш общий дом» (общий с шаманами и папуасами, язычниками и антихристианами, с еретиками и раскольниками). Для чего же мы так подробно говорим об этом? Почему мы не «смиряемся» и не молчим, как делает это большинство священства сегодня? Ответ на это мы найдем у Св. отцов, сталкивавшихся не раз с подобными ситуациями в ходе извечной борьбы Церкви Христовой с её врагами.

Преподобный Максим Исповедник:

"...Не называю любовью, но человеконенавистничеством, отпадением от Божественной любви, когда кто помогает еретическому заблуждению на ещё большую гибель тех, кто держится этого заблуждения". Поэтому – будем говорить прямо, как есть, не взирая на, то что для кого то эта информация, которую он просто не может в себя вместить...

Об экуменической деятельности г-на Гундяева известно многое. Так ещё в 1992 году в Канберре (Австралия) тогдашний митр. Смоленский и Калининградский Кирилл открыто молился вместе с еретиками (шаманами и папуасами в т.ч.). Было это сделано на виду у всего мира, на что тут же обратили внимание многие наши эмигранты старого поколения, жившие в Австралии. Не удержались от некоторых весьма точных комментариев даже лютеране (!!), отнюдь, не представляющие истинного учения Христова. Но даже они заметили, что цель ВЦС вовсе не объединение в Истине (которой был, есть и будет только Господь наш Иисус Христос) а нечто совсем другое.

«Когда гости и делегаты 7-й Ассамблеи ВСЦ собрались под большим шатром для молитвы вечером в день открытия, их приветствовали мужчины-аборигены танцем "корроборэ" (праздничным танцем, исполняющимся при праздновании племенных побед и подобных событий). Они танцевали вокруг костра, из которого исходило большое облако дыма, сквозь которое прошли молящиеся (т.е. христиане). Им (собравшимся молящимся) было сказано, что, таким образом, проходя сквозь это очищающее облако дыма, духовность аборигенов соединилась с христианской духовностью … Это смешение нехристианской религиозной практики с христианством является типичным направлением и настроением ВСЦ, согласно его повестке дня 90-х годов». Джон Миллхэйм, "Кристиан ньюс" (1-8 апреля 1991 г.) .

«Таким образом, представители современного экуменистического движения не только не способствуют единству, но усугубляют разделение христианского мира. Они зовут идти не узким путем спасения в исповедании единой истины, а широким путем объединения с исповедающими

разнообразные заблуждения, о которых св. Апостол Петр сказал, что через них путь истины будет в поношении (2 Петр. 2: 1-2).

До встречи в Австралии ВСЦ призывал к единству христиан всего мира. Теперь эта организация призывает к единству с язычниками. В этом смысле Всемирный Совет Церквей всё больше приближается к позициям религиозного синкретизма. Эта позиция ведёт к стиранию различий между религиозными исповеданиями с целью создания единой универсальной мировой религии, которая содержала бы в себе что-нибудь из каждой религии. Универсальная мировая религия подразумевает и универсальное мировое государство с единым экономическим порядком и единой мировой нацией – смесью всех существующих наций, с единым лидером. Если это произойдёт, то будет реально подготовлена почва для воцарения антихриста» .

А ведь именно это собрание в Канберре запомнилось многим именно по участию в нем тогда ещё митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Впрочем, не о нем одном речь (вспомним совместные моления с католиками патриарха Алексия II в Нотр-Дам де Пари в 2007 году и другие случаи открытого экуменизма).

Неудивительно после этого вспомнить о том, как сразу же после того, как Алексий II стал Патриархом, во время прославления святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, под всеми собравшимися на набережной реки Карповки архиереями буквально рухнул деревянный помост, словно показывая грядущее падение многих иерархов.

Участвовал ли Гундяев В.М. в гонениях на православных христиан и стоящих в истине пастырей?

Ответ однозначен. Ещё в ноябре 1975 года на экуменической ассамблее в Найроби г-н Гундяев осудил письмо о. Глеба Якунина о гонениях на верующих в СССР и отрицал факты нарушения прав верующих (а отца Глеба в свою очередь осудили «недремлющие органы» – на долгий лагерный срок) . И это лишь один из подобных случаев. Число изгнанных из РПЦ МП клириков, не сошедшихся в чем-то с г-ном Гундяевым, известно одному Богу. Однако всех их отличает именно то что пострадали они именно как православные христиане в исповедании истины. Да и отнюдь не последней была его роль в незаконном и не действительном лишении сана и поста Патриарха Иерусалимского Иринея в 2005 году. Кирилл активно содействовал этому как глава ОВЦС. Неудивительно, что именно он в 2005 году принимал участие в интронизации лжепатриарха Феофила , в качестве главы делегации РПЦ. Интересней всего при этом звучит фраза этого же г-на «Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Церковь не стремится к диктатуре» . Однако чем, как не церковной диктатурой, можно назвать полную отмену Поместных Соборов в РПЦ МП – т.е. удалению всякой соборности из жизни церкви?

Является ли этот позиция г-на Гундяева патриотической?

Почетный профессор военной Академии (Университета) ПВО Сухопутных войск (г. Смоленск) и обладатель медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» г-н Гундяев никогда в патриотической деятельности не был замечен (если понимать патриотизм именно как жертвенную любовь к своей Родине, а не славословия в её честь).

Напротив, известна его позиция, выраженная через организованный и направляемый им ВРНС, по сути – позиция только высказывания красивых слов, и проведения в жизнь противоположных им действий. Да и может ли быть патриотизм у почетного профессора военной Академии, в стенах которой он появлялся разве что с официальным визитом, и обладателя памятной медали, посвященной войне, после окончания которой он родился? Впрочем, конечно не занятие богослова, учить военных и ходить в атаку, но, живя во времена, схожие со временами Патриарха Гермогена, г-н Гундяев вовсе ничем похожим себя не проявил. В свое время – был участником комитета по празднованию «60-летия Победы в ВОВ», благословил в 1995 году роту морских пехотинцев Балтийского флота, отправлявшуюся в командировку Чечню, но всё это – в рамках полного согласия с позицией существующего режима. Одним словом, ничего, что бы выходило за рамки сугубо официальной «сергианской» позиции РПЦ МП.

Более того, истинное отношение г-на Гундяева к соотечественникам, выяснилось в ходе его интервью телеканалу Россия в 2010 году. «В сентябре 2010 года, отвечая на вопросы корреспондента телеканала "Россия", патриарх Кирилл явно увлекся и открыл свое истинное лицо - лицо космополита, чуждого и России, и всему славянскому миру…

На вопрос о коренных народах севера патриарх ответил:

«Православная Церковь хранит в своей истории, в своем Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле, мы - Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира, и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери (Заметим, что «словене» или «словяне» это дословно – люди Слова, то есть люди говорящие на одном языке, имеющим колоссальное значение, и весьма близким к праязыку человечества – санскриту - такого Кирилл не говорил . И не знает?). И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное - они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие."

Любопытно, что патриарх РПЦ не только, как выяснилось, проповедует откровенно нацистскую идеологию , но и плохо разбирается в истории собственной церкви.

Кирилл и Мефодий не были ни греками, ни римлянами. Они происходили из византийского города Салоники. Из "Краткого жития Климента Охридского" известно, что Кирилл и Мефодий были болгарами. Салоники, в которых родились братья, в то время входил в состав славянской территории и являлся культурным центром Македонии» .

Впрочем, дело касается не только защиты народа и отечества, но и Церкви. «8 марта 2009 года, в Неделю Православия, в своём слове после богослужения в частности сказал: «<…> когда мы слышим такой возглас и такой лозунг: „Православие или смерть!“ - нужно опасаться этих проповедников. <…> Сейчас у нас появляются, время от времени, лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать Православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг : „Православие или смерть“». То есть, по мнению г-на Гундяева, умирать за православие никому не надо было – ни мученикам недавнего ХХ века, ни древним христианам, ни даже Самому Господу, которого даже на Кресте искушали словами: «сойди с креста и уверуем в тебя». Мы же никакого логического противоречия в этом известном словосочетании не видим – напротив, оно отражает известную истину «не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убити».

«Святейший Патриарх Кирилл: «Духовная жизнь - это не хобби, на которое может хватать или не хватать времени». Предпасхальное интервью журналу «Фома» (http://www.patriarchia.ru/db/text/2939399.html)

А какие хобби у самого г-на Гундяева?

Из «официальных» – только одно – горные лыжи. Предпочтительней – в Швейцарии (где он даже сломал руку, в 20.. году). Нормальное хобби для крупного чиновника и бизнесмена, вот только сложно вспомнить кого-то из отцов церкви, спускающегося на лыжах по трассе в горах. Припоминается, пожалуй, только герой известного сериала «Семнадцать мгновений весны» пастор Шлаг, да и тот как-то не имеет никакого отношения к православию (зато коллега агента Михайлова по лыжам и сотрудничеству с ведомством чекиста-Штрилица).

В августе 2012 года стало известно, что впервые стал реальным пользователем социальной сети Facebook с учётной записью PatriarhKirill. Кирилл ответил на вопрос одного из посетителей своей странички о понимании патриархом сути искупления. Однако ещё в мае 2012 года заместитель руководителя пресс-службы Московской Патриархии диакон Александр Волков отмечал, что «это не личная страница патриарха Кирилла. Это один из официальных информационных ресурсов Московского патриархата, который поддерживается Синодальным информационным отделом» и предполагалось, что «ресурс не будет являться источником прямой связи со Святейшим патриархом»

Кирилл - единственный в мире патриарх-лётчик и потенциальный космонавт. В декабре 2010 года он заявил на чаепитии, организованном Роскосмосом в Звёздном городке о своем желании полететь в космос . По словам главы Роскосмоса Перминова, в прошлом Патриарх выполнил 19 тренировок на самолёте «МиГ» и осуществлял все фигуры высшего пилотажа. Источник финансирования этих полётов и их точные даты не уточняются.

Слетать в космос. Для Патриарха весьма странно (вспоминается хрущевская компания о том, как космонавты летали да Бога не видели). Впрочем – ничего удивительного, коль скоро хочется «дотянуться до звезд», а Бога по-прежнему не видно. Да и для олигарха вполне понятное желание («если очень захотеть - можно в космос полететь»).

Сколько ни рассматривай биографию «Патриарха Кирилла», не найдешь ни соответствия канонам, ни следования святоотеческому преданию, ни верности монашеским обетам. В прошлом подобного исторического деятеля назвали бы откровенно монахом-расстригой, но теперь – иные времена. «Черный снег на белом поле» - как сказал в свое время известный православный писатель-исследователь Ю. Воробьевский. Впрочем – ещё не вечер.

Вступите в группу , и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Начало бизнесу В.М. Гундяева было положено в 1992—1994 гг. Наиболее обширное досье на этот бизнес составил доктор исторических наук Сергей Бычков, опубликовавший не один десяток статей, в основном о табачном бизнесе будущего патриарха. Ни одна из его публикаций не была официально опровергнута, во многом Кирилл признал, что факты, собранные Бычковым, соответствуют действительности.

Кроме виллы в Швейцарии, у Табачного Лыжнега-Патриарха - дворцы в Переделкино, в Даниловом монастыре, в Геленджике, рядом с дворцом Путина, и пентхауз с террасой в Доме на набережной - с видом на храм Христа Спасителя:

О том, как Верховный жрец путинского рейха патриарх Кирилл (он уже агент КГБ Михайлов) сколотил свои миллиардные капиталы на спекуляциях табаком, алкоголем и нефтью (освобожденным от налогов и акцизов) в лихие 90-е, как он, глава бандитской империи РПЦ, устранял и ликвидировал своих конкурентов, писали уже многие.

Сигареты

В 1993 году при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига — коммерческий директор Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), которым руководил Кирилл. Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две «параллельные» комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая — ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам. По этому каналу только в 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи).

Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП, — считается, что они и «заказали» информационную кампанию по разоблачению бизнеса Кирилла. По утверждению Бычкова, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень.

А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул — «Табачный» (впрочем, сейчас его так уже не титулуют). Теперь его принято называть «Лыжнег» — с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Пикантность табачному бизнесу Кирилла придает тот факт, что в православии курение считается грехом: оно и на самом деле губительно для здоровья и жизни человека. Сам Кирилл так попытался оправдать свое участие в этом бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).

Нефть

Но вернемся в «лихие годы», когда возникла «кривизна нашей истории». Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил тогда учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около $2 млрд.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).

Морепродукты

По сообщениям «Портала-Credo.Ru», в 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) — соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем — более 4 тысяч тонн). По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.

Роскошь

В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в $ 1,5 млрд. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $ 4 млрд.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, — часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза — это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапаркомпользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема — дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем — наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога. Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, рядом с легендарным «дворцом Путина» в Прасковеевке. Как и в случае с Путиным, дворец патриарха вызвал в первую очередь негодование местных экологов: он построен на территории заповедника, во время строительства было вырублено множество деревьев, занесенных в Красную книгу, а территория дворца перекрыла для местных жителей выход к морю. Патриаршие резиденции есть и во всех более или менее крупных монастырях России.

Вывоз капитала благословляется

Но вернемся в Данилов монастырь. После того как глава путинского штаба Говорухин произнес замечательные высокодуховные слова о том, что при Путине коррупция в России приобрела наконец цивилизованные формы, уже не кажется странным, что патриарх Кирилл приветствует отток капиталов из России (ведь и его собственные сбережения хранятся отнюдь не на родине). «Тот факт, — сказал Кирилл Путину, — что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продается недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, — очень хороший сигнал всему миру. Страна, которая бедная, которая в кризисе, не может позволить себе то, что сегодня не позволяют богатые страны».

Фраза хоть и путаная, но понятно, что, с христианской точки зрения, мы должны отождествлять «красивую жизнь» нуворишей за границей со славой и богатством нашей страны.

Как пророчествует Кирилл, «сергианство» (политика полного подчинения Церкви власти), о котором так тепло отозвался в своей речи чекист Путин, вновь демонстрирует свои преимущества над христианским исповедничеством и мученичеством. К которым вряд ли может так уж сильно стремиться патриарх, чью земную жизнь оберегают сотрудники ФСО.






За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»
Чем занимался в «лихие 90-е» предстоятель РПЦ

С 1990-х годов и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул - «Табачный». Кроме того, православные блогеры обратили внимание на огромное значение в жизни Кирилла его увлечения горными лыжами: это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего...

Патриарх Кирилл (Гундяев), следуя «законам жанра», привычно ругает 90-е. Хотя именно тогда он завоевал положение и сколотил состояние, позволившие ему в конце концов занять патриарший престол. До вступления на этот престол личное состояние Кирилла оценивалось некоторыми экспертами в 4 млрд долларов.

Празднуя 1 февраля третью годовщину своей интронизации, патриарх РПЦ Московского патриархата Кирилл предложил навестившему его Владимиру Путину провести в более спокойной обстановке обстоятельный разговор с лидерами «традиционных» конфессий России. Путин согласился, и встреча состоялась уже 8 февраля. Главным спикером на ней был, разумеется, Кирилл, хотя нескольким муфтиям, раввину с помощником, ламе, протестантским пасторам и католическому священнику было позволено кратко пропеть свои хвальбы национальному лидеру. Смолчал лишь старообрядческий митрополит Корнилий - но не потому, что ему слишком претят подобные «осанны», а из природной скромности. От РПЦ МП еще выступили митрополиты Иларион и Ювеналий, протоиерей Всеволод Чаплин и главный пиарщик, а также цензор патриархии Владимир Легойда.

Патриарх сказал Путину, что он думает о «будущем нашем президенте». Разумеется, зал замер, когда Кирилл предупредил: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты…» Вот он, «долг патриаршего печалования», упомянутый в уставе РПЦ МП, то есть долг предстоятеля церкви заступаться перед сильными мира сего о гонимых, неправедно притесняемых, узниках совести. «Неужели скажет о политзаключенных?» - мелькнуло в голове. Но ничего неожиданного не произошло, «патриаршее печалование» вновь не состоялось. С предельной прямотой патриарх сказал «о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории лихих 90-х сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, - с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача».

Ну что ж, присмотримся повнимательнее к этой «кривизне нашей истории» и к тому, какие плоды эта кривизна принесла лично гражданину РФ Гундяеву Владимиру Михайловичу, нареченному в монашестве Кириллом.

Начало бизнесу В.М. Гундяева было положено в 1992-1994 гг. Наиболее обширное досье на этот бизнес составил доктор исторических наук Сергей Бычков, опубликовавший не один десяток статей, в основном о табачном бизнесе будущего патриарха. Ни одна из его публикаций не была официально опровергнута, во многом Кирилл признал, что факты, собранные Бычковым, соответствуют действительности.

Сигареты

В 1993 году при участии Московской патриархии возникла финансово-торговая группа «Ника», вице-президентом которой стал протоиерей Владимир Верига - коммерческий директор Отдела внешних церковных связей (ОВЦС МП), которым руководил Кирилл. Через год при Правительстве РФ и при ОВЦС МП появились две «параллельные» комиссии по гуманитарной помощи: первая решала, какую помощь можно освободить от налогов и акцизов, а вторая - ввозила эту помощь по церковной линии и продавала коммерческим структурам. Таким образом, большая часть помощи, освобожденной от налогов, распространялась через обычную торговую сеть, по обычным рыночным ценам. По этому каналу только в 1996 году ОВЦС МП ввез в страну около 8 миллиардов сигарет (данные правительственной комиссии по гуманитарной помощи). Это нанесло серьезный ущерб «табачным королям» того времени, которые вынуждены были платить пошлины и акцизы и потому проигрывали в конкурентной борьбе ОВЦС МП, - считается, что они и «заказали» информационную кампанию по разоблачению бизнеса Кирилла. По утверждению Бычкова, когда Кирилл решил выйти из этого бизнеса, на таможенных складах оставалось «церковных» сигарет более чем на 50 млн долларов. В ходе криминальной войны за эти сигареты был убит, в частности, помощник депутата Жириновского некто Дзень. А вот письмо Государственного таможенного комитета РФ в адрес Московского таможенного управления от 8 февраля 1997 года, касающееся «церковных» сигарет: «В связи с обращением Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ и решением председателя правительства от 29.01.1997 за № ВЧ-П22/38 разрешаю производство таможенного оформления табачных изделий в установленном порядке с уплатой только акцизного сбора, поступивших на таможенную территорию до 01.01.97, согласно решению вышеназванной Комиссии».

Вот, собственно, с тех пор и закрепился за митрополитом Кириллом новый титул - «Табачный» (впрочем, сейчас его так уже не титулуют). Теперь его принято называть «Лыжнег» - с легкой руки православных блогеров, обративших внимание на огромное значение в жизни и деятельности Кирилла его увлечения горными лыжами (это увлечение обслуживают вилла в Швейцарии и личный самолет, а на Красной Поляне оно помогает закреплять неформальные отношения с сильными мира сего).

Пикантность табачному бизнесу Кирилла придает тот факт, что в православии курение считается грехом: оно и на самом деле губительно для здоровья и жизни человека. Сам Кирилл так попытался оправдать свое участие в этом бизнесе: «Люди, которые этим занимались, не знали, что же делать: сжечь эти сигареты или отправить их обратно? Мы обратились к правительству, и оно вынесло решение: признать это гуманитарным грузом и предоставить возможность его реализовать». Представители правительства категорически опровергли эту информацию, после чего патриарх Алексий II ликвидировал комиссию ОВЦС МП и создал новую Комиссию РПЦ МП по вопросам гуманитарной помощи во главе с епископом Алексием (Фроловым).

Но вернемся в «лихие годы», когда возникла «кривизна нашей истории». Помимо упомянутого фонда «Ника» ОВЦС МП выступил тогда учредителем коммерческого банка «Пересвет», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. Самым доходным бизнесом Кирилла после 1996 года стал экспорт нефти по линии МЭС, освобожденного по просьбе Алексия II от таможенных пошлин. Кирилла в МЭСе представлял епископ Виктор (Пьянков), ныне проживающий как частное лицо в США. Ежегодный оборот компании составил в 1997 году около $2 млрд.

Ввиду закрытости этой информации, сейчас трудно понять, продолжает ли Кирилл участвовать в нефтяном бизнесе, однако есть один весьма красноречивый факт. За несколько дней до начала военной операции США против Саддама Хусейна в Ирак летал заместитель Кирилла епископ Феофан (Ашурков).

Морепродукты

По сообщениям «Портала-Credo.Ru», в 2000 году получили огласку сведения о попытках митрополита Кирилла внедриться на рынок морских биоресурсов (икра, крабы, морепродукты) - соответствующие правительственные структуры выделили учрежденной иерархом фирме (АО «Регион») квоты на отлов камчатского краба и креветок (общий объем - более 4 тысяч тонн). По сведениям калининградских журналистов, митрополит Кирилл, как правящий архиерей епархии РПЦ МП в Калининградской области, участвовал в автомобильном СП в Калининграде. Характерно, что Кирилл, даже став патриархом, не назначил епархиального архиерея на Калининградскую кафедру, оставив ее под своим прямым управлением.

В 2004 году научный сотрудник Центра исследований теневой экономики при РГГУ Николай Митрохин выпустил монографию о теневой экономической деятельности РПЦ МП. Стоимость активов, которые контролировал митрополит Кирилл, оценивалась в этой работе в $ 1,5 млрд. Спустя два года журналисты «Московских новостей» попытались пересчитать активы главы церковного МИДа и пришли к выводу, что они насчитывают уже $ 4 млрд.

А по информации The New Times, в 2002 году митрополит Кирилл купил пентхаус в «Доме на набережной» с видом на храм Христа Спасителя. Это, кстати, «единственная квартира в Москве, зарегистрированная именно на митрополита по его мирской фамилии Гундяев, о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости».

Еще один атрибут этой жизни, ставший предметом широкого обсуждения, - часы Breguet стоимостью около 30 тысяч евро, которые засняли на левой руке патриарха рядом с монашескими четками украинские журналисты. Произошло это на следующий день после того, как Кирилл высокопарно вещал в прямом эфире главных украинских телеканалов: «Очень важно научиться христианской аскезе… Аскеза - это способность регулировать свое потребление… Это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом. И важно, чтобы этим качеством владели и богатые, и бедные».

Притчей во языцех стали и роскошные кортежи патриарха Кирилла, и услуги охраны из ФСО, которыми он пользуется. В Москве, когда едет патриарх, перекрываются все улицы по пути его следования, что, естественно, вызывает массовое негодование автовладельцев. В Украине же полукилометровые кортежи Кирилла совершенно шокировали местных жителей: в соседней стране даже президент ездит намного скромнее.

Надо, правда, отдать должное Кириллу: для официальных визитов он фрахтует самолеты компании «Трансаэро», а личным авиапарком пользуется только в личных целях.

Отдельная и почти неисчерпаемая тема - дворцы и резиденции патриарха. Кирилл стремится и в этом деле не отставать от первых лиц государства. Его постоянной жилой резиденцией считался новопостроенный дворец в Переделкине, ради которого снесли несколько домов местных жителей. Из окон электричек Киевского направления он смотрится как большой русский терем - наподобие Теремного дворца в Кремле. Кириллу там не нравится жить: тревожит проходящая по соседству железная дорога. Посему нынешний патриарх распорядился заново отделать дворец в Даниловом монастыре, который и раньше-то не выглядел бедно. Не обошлось без скандалов и строительство патриаршего дворца в Геленджике, рядом с легендарным «дворцом Путина» в Прасковеевке. Как и в случае с Путиным, дворец патриарха вызвал в первую очередь негодование местных экологов: он построен на территории заповедника, во время строительства было вырублено множество деревьев, занесенных в Красную книгу, а территория дворца перекрыла для местных жителей выход к морю. Патриаршие резиденции есть и во всех более или менее крупных монастырях России.

Вывоз капитала благословляется

Но вернемся в Данилов монастырь. После того как глава путинского штаба Говорухин произнес замечательные высокодуховные слова о том, что при Путине коррупция в России приобрела наконец цивилизованные формы, уже не кажется странным, что патриарх Кирилл приветствует отток капиталов из России (ведь и его собственные сбережения хранятся отнюдь не на родине). «Тот факт, - сказал Кирилл Путину, - что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продается недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, - очень хороший сигнал всему миру. Страна, которая бедная, которая в кризисе, не может позволить себе то, что сегодня не позволяют богатые страны».

Фраза хоть и путаная, но понятно, что, с христианской точки зрения, мы должны отождествлять «красивую жизнь» нуворишей за границей со славой и богатством нашей страны.

Итак, если Путин вновь президент, как пророчествует Кирилл, то можно считать, что «сергианство» (политика полного подчинения Церкви власти), о котором так тепло отозвался в своей речи чекист Путин, вновь демонстрирует свои преимущества над христианским исповедничеством и мученичеством. К которым вряд ли может так уж сильно стремиться патриарх, чью земную жизнь оберегают сотрудники ФСО.

Дата рождения: 20 ноября 1946 г. Страна: Россия Биография:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 г. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 г. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор , настоятель Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х гг. ХХ в. подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 г.

В должности председателя ОВЦС в составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал и в их поездках за рубеж.

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Польскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.).

Межхристианские отношения и сотрудничество

Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ и в качестве почетного гостя в IX Генеральной Ассамблее ВСЦ (Порту-Алегри, Бразилия, 2006 г.); во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.). Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г.

Был делегатом XI Генеральной Ассамблеи Конференции Европейских Церквей (Стирлинг, Шотландия, 1986 г.) и XII Генеральной Ассамблеи КЕЦ (Прага, 1992 г.), а также одним из главных докладчиков на Европейской Ассамблее КЕЦ «Мир и справедливость» (Базель, 6-21 мая 1989 г.).

Был участником Второй Европейской Ассамблеи КЕЦ в Граце, Австрия (23-29 июня 1997 г.) и Третьей в Сибиу, Румыния (5-9 сентября 2007 г.).

Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами (Ленинград, 1967 г., Бари, Италия, 1969 г., Загорск, 1972 г., Тренто, Италия, 1975 г.).

С 1977 г. — секретарь Международной технической комиссии по подготовке диалога между Православной и Римско-Католической Церквами. С 1980 г. — член Международной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: (Патмос-Родос, Греция, 1980 г.; Мюнхен, ФРГ, 1982 г.; Крит, 1984 г.; Валаам, Финляндия, 1988 г.) и в работе ее Координационного комитета.

Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога (Дебрецен II) в 1976 г. в Ленинграде и участником Евангелических Кирхентагов в Виттенберге (ГДР, 1983 г.) в Дортмунде (1991 г.) в Гамбурге (1995 г.).

Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г.

В должности председателя ОВЦС по поручению Священноначалия Русской Православной Церкви принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.

В 2012 г. состоялось подписание Предстоятелем Русской Православной Церкви и председателем Польской католической епископской конференции .

Участие в Соборах Русской Православной Церкви

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором.

Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989 г.) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г., а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Председательствовал на Архиерейских (2009 г., 2011 г., 2013 г.) и Поместном Соборах (2009 г.), на остальных указанных Соборах Русской Православной Церкви являлся председателем Редакционной комиссии.

Как председатель ОВЦС делал доклады о работе ОВЦС. На Юбилейном Соборе 2000 г. в качестве председателя соответствующих Синодальной Рабочей группы и Синодальной комиссии представил Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Устав Русской Православной Церкви.

На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. выступил также с докладом «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью и старообрядцами».

Управление Смоленско-Калининградской епархией (1984-2009 гг.)

За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов (94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области). Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм.

В 1989 г. было открыто Смоленское духовное училище, преобразованное в 1995 г. в Смоленскую духовную семинарию.

С 1998 г. действует Межъепархиальное духовное училище, готовящее регентов церковных хоров, катехизаторов, иконописцев и сестер милосердия. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады.

С 1992 г. ведется преподавание Основ православной культуры в государственных школах Смоленской и Калининградской области.

Работа в должности председателя ОВЦС (1989-2009 гг.)

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г., Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах.

Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. и октября 1993 г.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.).

В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г.

Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.).

Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. .

В должности председателя ОВЦС посетил Эстонию (многократно), Швейцарию (многократно), Францию (многократно), Испанию (многократно), Италию (многократно), Бельгию (многократно), Голландию (многократно), Германию (многократно), Израиль (многократно), Финляндию (многократно), Украину (многократно), Японию (многократно), Канаду (многократно), Китай (многократно), Венгрию (многократно), Молдову (многократно), Норвегию (многократно), Ливан и Сирию (многократно), Сербию (многократно), США (многократно), Турцию (многократно), Бразилию (многократно), Австралию (1991 г.), Австрию (многократно), Латвию (1992 г.), Чили (1992 г.), Болгарию (1994, 1998, 2005 гг.), Чехию (1996, 2004, 2007 гг.), Словакию (1996 г.), Иран (1996 г.), Литву (1997 г.), Данию (1997 г.), Марокко (1997 г.), Аргентину (1997, 2006 гг.), Мексику (1998 г.), Панаму (1998 г.), Перу (1998 г.), Кубу (1998, 2004, 2008 гг.), Люксембург (1999 г.), Непал (2000 г.), Словению (2001 г.), Мальту (2001 г.), Тунис (2001 г.), Монголию (2001 г.), Хорватию (2001 г.), Вьетнам (2001 г.), Кампучию (2001 г.), Таиланд (2001 г.), Ирландию (2001 г.), Ирак (2002 г.), Лихтенштейн (2002 г.), Филиппины (2002 г.), специальные районы КНР — Гонконг (2001, 2002 гг.), Макао (2002 г.), ЮАР (2003, 2008 гг.), Малайзию (2003 г.), Индонезию (2003 г.), Сингапур (2003 г.), ОАЭ (2004 г.), Польшу (2004 г.), Нидерланды (2004 г), Доминиканскую республику (2004 г.), Йемен (2005 г.), КНДР (2006 г.), Индию (2006 г.), Румынию (2007 г.), Туркмению (2008 г.), Коста-Рику (2008 г.), Венесуэлу (2008 г.), Колумбию (2008 г.), Эквадор (2008 г.), Анголу (2008 г.), Намибию (2008 г.). Венгрию, Монголию, Словению, Иран, Ирак и Йемен посетил с официальными визитами по приглашению правительств этих стран.

Патриаршее служение. Управление Русской Православной Церковью

В 2009 г. предпринята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность , уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые синодальные отделы, разведены функции Русской Православной Церкви и , проведена аналитическая работа по формулированию необходимых изменений в структуре при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность .

В 2012-2013 гг. продолжается образование митрополий, увеличение числа епископов и епархий. Осуществляется контроль за реализацией поручений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 гг. На базе принятых документов о социальной, миссионерской, молодежной работе, религиозно-образовательному и катехизическому служению в Русской Православной Церкви была разработана детализированная база документов, а также частично положения, регламентирующие специальную подготовку служителей в этих областях. Происходит распространение преобразований от центрального аппарата Церкви к уровню епархий. Предмет «Основы православной культуры» включен в программу средних общеобразовательных школ во всех регионах России.

За время Патриаршего служения образованы:

— Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.)

— Органы церковной исполнительной власти:

  • Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви (2011 г.)
  • Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.)
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.)
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.)
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.)
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.)
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.)
  • Синодальный отдел по монастырям и монашеству (2012 г.), преобразован из Синодальной комиссии по делам монастырей (2010 г.)

— Общецерковные коллегиальные органы:

  • Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства (2012 г.), прежнее название — Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства (2011 г.)

— Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.)

— Межведомственная координационная группа по преподаванию теологии в вузах (2012 г.)

— Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (2013 г.), прежнее наименование — Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских (2012 г.)

Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, в 2009-2013 гг. посетил страны: Азербайджан (2009 г., 2010 г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г.), Болгарию (2012 г.), Грецию (2013 г.) Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Китай (2013 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестинскую автономию (2012 г.), Польшу (2012 г.), Сирию (2011 г.), Сербию (2013 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010 г. — 3 раза, 2011 г. — 5 раз, 2012 г., 2013 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.).

К февралю 2014 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил 124 выезда в 67 епархий, 156 выездов в 26 ставропигиальных монастырей, в 21 из них неоднократно. Посетил 7 подворий ставропигиальных монастырей. Совершил 432 выезда в 105 храмов г. Москвы (данные на 31 января 2014 г.).

За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы:

  • 46 митрополий Русской Православной Церкви;
  • 113 епархий, в том числе в России — 95 епархий*;
  • Среднеазиатский митрополичий округ (2011 г.);
  • викариатства в Московской епархии (2011 г.).

Количество епархий Русской Православной Церкви увеличилось со 159 на начало 2009 г. до 273 на начало 2014 г. (в России — с 69 до 164).

На начало 2009 г. в Русской Православной Церкви было 200 архиереев, в начале 2014 г. — 312*.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 109 епископских хиротоний, в том числе: в 2009 г. — 5; в 2010 г. — 9; в 2011 г. — 31; в 2012 г. — 41; в 2013 г. — 22; в 2014 г. — 1*.

Также за 5 лет Патриаршего служения совершил 144 хиротонии во диакона и пресвитера (18 во диакона и 126 во пресвитера)*.

Награды

Награды Русской Православной Церкви

Общецерковные награды

  • 1973 г. — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира (II степени)
  • 1986 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (II степени)
  • 1996 г. — Орден святого благоверного князя Даниила Московского (I степени)
  • 2001 г. — Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (II степени)
  • 2004 г. — Орден преподобного Сергия Радонежского (I степени)
  • 2006 г. — Орден святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (II степени)

Ордена Самоуправляемых и Автономных Церквей Русской Православной Церкви

  • 2006 г. — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских (I степени) (Украинская Православная Церковь)
  • 2006 г. — Орден «Благоверный Воевод Стефан Великий и Святой» (II степени) (Православная Церковь Молдовы)
  • 2009 г. — Орден священномученика Исидора Юрьевского (I степени) (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата)
  • 2009 г. — Орден в честь 450-летия принесения на землю Волынскую Почаевской иконы Божией Матери (Украинская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святителя Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь)

Награды Поместных Православных Церквей

  • 2007 г. — Орден преподобного Саввы Освященного (II степени) (Александрийская Православная Церковь)
  • 2009 г. — Золотая медаль святителя Иннокентия (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Памятная медаль Свято-Владимирской духовной семинарии (Православная Церковь в Америке)
  • 2010 г. — Большой крест ордена святого апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь)
  • 2011 г. — Орден святых апостолов Петра и Павла (I степени) (Антиохийская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святого царя Бориса (Болгарская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Золотой орден апостола Варнавы (Кипрская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (I степени) (Польская Православная Церковь)
  • 2012 г. — Орден Живоносного Гроба Господня «Большой крест Святогробского братства» (Иерусалимская Православная Церковь)

Награды других религиозных организаций и христианских конфессий

  • 2006 г. — Орден святого Григория Парумальского (Маланкарская Церковь, Индия)
  • 2010 г. — Орден святого Григория Просветителя (Армянская Апостольская Церковь)
  • 2011 г. — Орден «Шейх-уль-ислам» (Управление мусульман Кавказа)
  • 2012 г. — Орден за заслуги перед Уммой I степени (Координационный центр мусульман Северного Кавказа)

Государственные награды Российской Федерации

  • 1988 г. — Орден Дружбы Народов
  • 1995 г. — Орден Дружбы
  • 1996 г. — Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
  • 1997 г. — Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • 2001 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени)
  • 2006 г. — Орден «За заслуги перед Отечеством» (II степени)
  • 2011 г. — Орден Александра Невского

Государственные награды иностранных государств

  • 2009 г. — Орден Дружбы народов (Республика Беларусь)
  • 2010 г. — Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика)
  • 2010 г. — Орден «Шараф» (Азербайджанская Республика)
  • 2011 г. — Орден Республики («OrdinulRepublicii») (Республика Молдова)
  • 2011 г. — Орден святого Месропа Маштоца (Республика Армения)
  • 2012 г. — Орден «Звезда Вифлеема» (Палестинская национальная администрация)

Святейший Патриарх Кирилл удостоен также ряда других федеральных, ведомственных и региональных государственных наград; имеет более 120 наград российских и зарубежных общественных организаций; является почетным гражданином городов Смоленск, Калининград, Неман (Калининградская обл.), Муром (Владимирская обл.), Смоленской, Калининградской, Кемеровской областей, Республики Мордовия и других регионов и населенных пунктов Российской Федерации.

Публикации на портале Патриархия.ru

Святейший Патриарх Кирилл: Невозможно прекратить войны в мире нелюбви [Патриарх: Интервью]

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях [Документы]