Источник никиты бесогона. В чём отличие великомученика Никиты Готфского от Никиты Бесогона? в Православном разделе

В православной церковной истории есть несколько святых, имевших имя Никита: Никита-бесогон и Никита-мученик (Никита Готский) ― первые христиане, подвергшиеся пыткам и смерти за Христа в Константинополе, а также Никита-столпник (который жил в 18 веке в России на верхушке столба). До 1666 года самым известным и почитаемым из них был Никита-бесогон. В больших количествах находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты. Как узнать Никиту-бесогона? Он изображается с палкой или кандалами, зажатыми в руке, «побивающий беса». Этот сюжет иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития святого Никиты, сына некоего царя Максимиана. Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца-язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик. Бес начал уговаривать Никиту поклониться языческим идолам и тем самым избежать новых мучений. Никита усомнился в ангельской сущности гостя, помолился Господу!, после чего к нему сошёл с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него и побил своими железными кандалами, вынудив его признаться в своей дьявольской природе. Когда царь снова вызвал его на допрос, святой за руку привёл беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов. Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге. В житии его сказано, что он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола. С именем святого Никиты связаны две заклинательные молитвы, в которых проявилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Одна из них читается перед сном, другая приписывается самому Никите перед смертью. Именно по причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция «Никита, побивающий беса» была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними её воплощениями являются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.), куда по пророчествам сам Серафим Саровский приведёт грядущего русского православного царя для помазывания, и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображениями Николая Чудотворца и Никиты с бесом, предположительно новгородского происхождения (Николаева Т.В., 1983, табл. 14, 2, кат. № 68). Как принято считать в настоящее время, наибольшее распространение, этот сюжет имел в XIV-XVI вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах-энколпионах, наперсных и нательных крестах и амулетах-змеевиках. Краткий обзор вещественных источников и их осмысление можно найти в ряде специальных работ, изданных начиная с 1890-х гг. (Четыркин И.Д, Добрыкин Н.Г.) и до настоящего времени (Ткаченко В.А., Хухарев В.В.). На произведениях металлопластики святой Никита Бесогон почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара. Избивает беса он то оковами, то палкой или палицей, то вервием. Никита изображен то в короткой опоясанной одежде туникообразного покроя и плаще, то в длинной одежде, напоминающей рясу, то в воинском доспехе. Внешность Никиты тоже оказывается различной: он может быть изображен и безбородым юношей, и зрелым бородатым мужем. Различна и внешность беса: чаще всего он имеет антропоморфные черты, изредка ― зооморфные или даже орнитоморфные. Иногда в композицию включены архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой заточен святой Никита. До 90-х г. 14 в. на иконах и крестах преподобный Никита лупил беса в его обличии (с рогами хвостом и т. д.). Но что удивительно, согласно последним археологическим раскопкам, проводимым в Рязанской области, были найдены нательники, где вместо беса для битья был изображен треугольник ― пирамида! Напрашивается вывод, что православные в конце 14, начале 15 в.в. четко представляли, откуда исходит зло для русского народа и посредством культовой пластики (нательные кресты и образки) пытались оградить себя от этого зла. В Затверечьи (старый ремесленный район г.Твери, находящийся на р.Тверца) сохранился один из древнейших храмов в честь Никиты. Небезызвестный Афанасий Никитин отправился в путь за три моря от Никитского храма. По преданию, наперсный крест с двумя изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии). Память Никиты Бесогона праздновалась 15 / 28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.), поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. После введения в 1720 г. государственного управления русской православной церковью (через Синод) при Петре I все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты (бесогона), сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Пришло время восстановить его имя. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX в. Молитва первая. О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веком. Аминь. Молитва вторая . О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веком. Личное прошение . О великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никите! Услыши нас, молящихся тебе со слезами (имена), и умоли Христа Бога, да помилует нас и подаст (содержание прошения), да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веком. Аминь.

В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и . Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего Иисуса Христа так сильно переплелись, что мы, покупая икону или образок, порой не знаем, кто на ней изображен, тот ли Никита, о котором мы думаем и которому молимся.

Никита Бесогон и Никита Готфский! — воскликнет кто-то, — так это одно и то же лицо! Ему возразят: ну что ты, это два абсолютно разных человека. Но как же так, — скажет первый, — у меня дома икона есть, на ней так и написано «святой мученик Никита». Да нет, — ответит второй, — надо, чтобы было написано «святой великомученик Никита» и желательно с прозванием — Готфский. Но позвольте, — начнет волноваться тот, кто начал этот диалог, — он же изгоняет бесов, и на иконе это запечатлено. И услышит в ответ: Нет брат, он может и изгоняет бесов, но на иконах этого не изображено…

Никита Бесогон — сын царя Максимиана, пострадал за веру в Константинополе. Брошенный в темницу отцом-язычником святой подвижник не отступился от Христа. В заточении к нему явился бес, жалеющий соблазнить юношу, но тот с Божьей помощью смог изгнать незваного гостя. Умер сей подвижник в преклонных годах, предварительно подняв народ на восстание против отца-безбожника.

Поиски Максимиана, у которого был столь благочестивый сын, ни к чему не привели. Кроме императора Максимиана Геркулия автор не нашел иных правителей с таким именем и титулом. Но Геркулий не тот персонаж, от которого следует отталкиваться в поисках Никиты. У императора было две дочери и сын Максенций, отличавшийся большим распутством и жестокостью. Следовательно, царь Максимиан, отец Никиты вымышленный персонаж или неизвестный нам царек небольшой римской провинции в Малой Азии.

Подвиг Никиты Бесогона известен нам по апокрифам — произведениям, не вошедших в число книг утверждённых церковными соборами. Святой Никита почитался в старообрядческой церкви вплоть до конца XIX века. Дни почитания до церковной реформы — 15/28 сентября.

Вывод: личность Никиты Бесогона малореальная, скорее выдуманная.

Никита Готфский — полководец живший на берегах Дуная, крещен был в Тавриде (Крым) епископом Феофилом, всю свою жизнь воевал против готского короля Атанариха (церк. написание — Афанарих), бывшего язычником и яростным гонителем христианской веры. Будучи разбит, Атанарих смог оправиться и разгромить христиан. Вернув себе трон, он воздвиг великие гонения на веру Христову. Многие были замучены, в том числе и воин Никита. После жестоких мучений и требований отречься от веры, святой был брошен в огонь, где и почил (372 г.). Душа отошла к Господу, но тело не сгорело. Впоследствии благочестивые люди перенесли тело святого великомученика в Константинополь.

Деяния Никиты Готфского, епископа Феофила и его последователя Урфилы (Вульфила) отражены в исторических документами. Так, в частности, о Феофиле сообщает Евсевий Кесарийский в книге и Сократ Схоластик в книге , Урфила является создателем готского алфавита, а Атанарих — король вестготов, правил в 363—381 годах.

Выводы: личность Никиты Готфского вполне реальная и документально подтвержденная. Подвиг вмч. Никиты Готфского запечатлен в книге «Жития святых» и почитается в церкви 15/28 сентября.

И тут начинается самое главное. В умах людей произошло слияние образов, смешение их подвига и дат почитания. Вроде два разных человека, две разных судьбы, но их деяния настолько переплелись, что и по сей день вызывают некую путаницу в восприятии образов, в отношении к самим святым и к их иконографии.

Еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников - Никиты Готфского и Никиты Бесогона, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. И в первую очередь этому слиянию поспособствовало изображение обоих святых, не дающее четкого разделения: кто есть кто?

Так в чем же проблема?

Даты почитания: Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха.

Образ: Оба с бородой, оба одних лет, чуть удлинённая форма лица, волосы темные, иногда русые.

Текст на иконе: Когда изображен Никита Бесогон то пишут: Святой мученик Никита или Святой мученик Никита, побивающий беса. Если на иконе образ Никиты Готфского то всегда пишут: Святой великомученик Никита, Христов воин Никита или Святой Никита воин.


Надписи на иконе: Контрактура (лат. стягивание) — самое сложное место в иконографии. Главное правильно прочитать сокращение, обычно написанное на старорусском, церковнославянском или на греческом языке. Отсутствие знаний порой не дает нам представление или вообще оставляет нас без понимания — кто перед нами и, что написано на иконе. На иконах Никиты Бесогона используется только древнерусское написание, но встречаются и надписи на церковнославянском — списки со старообрядческих икон XIX века. На иконах Никиты Готфского надписи могут быть на греческом, сербском и на церковнославянском. В отличие от общепринятых сокращений (сты., свт., влмч., вмч.) над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло. Ниже даны примеры контрактур слова «святой» и «мученик».

Святой. Русь XVII в. Святой. Греция XVI в. Святой. Сербия XIV в. Мученик. Русь XVI в.

Место смерти и погребения: Как сын царя — Никита Бесогон жил в Константинополе. За свою веру был брошен в темницу, где подвергся пыткам и искушениям. Выйдя из темницы крестил множество человек и в последствии почил в Константинополе. Никита Готфский был казнён в 372 году через сожжение в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь, а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны (где и находятся по настоящее время).

Место действия: В случае с Никитой Бесогоном это всегда темница, арочные своды, крепостные стены, ворота и башни по бокам. Никита Готфский всегда изображается на золотом или голубом фоне, иногда на поле битвы.


Одежда: В иконографии Никита Готфский — прежде всего воин, который всегда изображается в доспехах, с мечом или копьем. Полководцу положен плащ (сагум) алого цвета — символ военачальника, командира. Одежды же Никиты Бесогона различны: то это короткая туника, то плащ, то кафтан, а иногда и воинские доспехи с красной накидкой через плечо.

Оружие: В руках у Никиты Готфского всегда боевое оружие: будь то копье, меч, лук или щит. И даже если одна рука держит крест, то вторая всегда покоится на мече. В руках Никиты Бесогона встречаем кнут, палку, кандалы (как символ темницы и заточения), и святой при этом всегда гонит беса. Меч на поясе и в ножнах, как атрибут власти.


Совпадения: текст на иконах, типаж, доспехи, меч, алый плащ и место последнего упокоения.

Вот эти вольные или невольные совпадения путают людей, не вникающих в суть иконографии и не знающих, что Никита Бесогон не упоминается в христианской литературе с начала XVIII века.

До начала церковного раскола (1666 г.), из двух святых — Никита, изгоняющий беса был самым известным и почитаемым в народе. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готфского.

При Петре I, после учреждения Святейшего правительствующего Синода, ставшего высшим органом церковно-государственного управления Русской православной церковью, все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, и имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского. Два образа как бы слились в один, и дела одного святого мы непроизвольно приписываем второму святому.

В вопросах почитания надо быть очень внимательным и осторожным. Посещая Никитский монастырь или одноименный храм, лучше спросить во имя какого святого он освящен, скорее всего, во имя Никиты Готфского, но может быть и во имя Никиты Столпника или Никиты Исповедника, но никак не во имя Никиты Бесогона.

Приходя в храм, освященный во имя вмч. Никиты Готфского, не ищите икон, на которых святой изгоняет бесов — не тот образ. Ищите святого заступника с оружием в руках: и не важно, что это будет — крест или меч. Святой Никита Готфский всегда придет вам на помощь, только помолитесь ему с верой и надеждой, чтобы не оставил, услышал и помог, особенно тем, кто проходит службу в вооруженных силах, и тем, кто на поле боя.

«…Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози» ().

Владимир Шеменев

Чудотворные слова: молитва святого никиты бесогона в полном описании из всех найденных нами источников.

Молитва 1, святому великомученику Никите

Молитва 2, святому великомученику Никите

Молитва 3, святому великомученику Никите

Молитва 4, святому великомученику Никите

К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани.

Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди.

От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление: се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

О, великое светило, осиявающее всего мира концы, страстотерпче Христов Никите! Днесь умиленно предстояще честней твоей иконе и припадающе и лобызающе сию, усердно молим тя: испроси нам у Христа Бога нашего оставление грехов, исправление жития, и вся благая ко временной и вечней жизни потребная. О, пречестный и преславный страстотерпче Христов! Не презри моления нашего и не остави нас к тебе прибегающих, но милостивно воззри на ны и на земную юдоль нашу; помяни нас странствующих и пришельствующих, и дарованною тебе от Бога силою руководи нас к Небесному Отечеству; укрепи нашу немощь, огради нас от грехопадений, возгрей в нас святую любовь ко Господу, и ревность о спасении нашем подаждь нам; насади в сердцах наших страх Божественный, и направи стопы наша к деланию заповедей Христовых. Испроси же предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, людем в вере единомудрие, суемудрия же и расколов истребление и в делех благих утверждение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Наипаче же молитвою твоею соделай всем нам, еже жити целомудренно и праведно и благочестиво в нынешнем веце, присно же час смертный и страшное второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа памятовати, да благодатию и человеколюбием Его соблюдаеми и спасаеми, мытарств горьких от бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавимся, и в Небеснем Царствии поклонитися Престолу Божию да сподобимся, благодарно и всерадостно прославляюще Пресвятую и Пребожественную Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, во веки веков. Аминь.

О, великомучениче Христов, Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша.

О, великий поборниче наш Никито! Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь святому великомученику Никите

Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси, отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никите, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со ангелы славне радуешися, Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Акафист святому великомученику Никите Икона Святому великомученнике Никите

Популярные молитвы:

Молитва святителю Никите, епископу Новгородскому

Молитва Святому великомученику Артемию

Молитва святой мученице Агреппине

Молитва Преподобному Роману Чудотворцу

Молитвы святому Андрею, Христа ради юродивому

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Молитва мученику Фалалею

Молитвы святому Иоанну Воину

Молитва мученикам Александру и Антонине

Молитвы Святому Архангелу Гавриилу

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

Молитвы к Пресвятой Богородице Феодоровская

Молитвы Преподобному Алипию Печерскому, иконописцу

Молитва священномученику Уаpy

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

Икона святого мученика Никиты Бесогона

Стоимость и сроки

Деревянная доска 28х22 см, левкас, темпера, золочение.

Празднование памяти святого мученика Никиты Бесогона совершается 15 сентября (28 августа н. cт.).

Молитвенная традиция: К святому мученику Никите обращаются при разных семейных обстоятельствах, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца».

О святом мученике Никите Бесогоне

Святой Никита, побивающий беса, – раннехристианский мученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе. Память Никиты Бесогона – побивающего беса, праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.). Поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готского и Никиты “бесогона”, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.

С именем Никиты «Бесогона» связывают также биографию сына царя Максимиана, но имя его исчезло из церковного календаря, а дата его почитания была перенесена на 15/28 сентября, то есть, – на день памяти великомученика Никиты Готского.

Иконография святого мученика Никиты Бесогона: С соединением в одном лице святых разных эпох скорее всего и связана различная иконография мученика Никиты: он почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара, но избивает беса то цепью, то – палкой или палицей, то – веревкой.

Различно также одеяние святого Никиты: то это короткая туника и плащ, то – длинная, напоминающая рясу одежда, а иногда – воинские доспехи. Разнообразна и внешность святого: Никита изображается то как молодой юноша – без бороды, то как зрелый муж – с бородой. Иногда в композицию входят архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой был заточен святой Никита.

Надо отметить, что со временем иконография великомученика Никиты претерпевала существенные изменения. В X – XI веках он часто изображается как юный мученик с русыми волосами средней длины и иногда с небольшими усами. На фреске монастыря Осиос Лукас в Фокиде (1030 – 1040-е гг.) великомученик Никита изображен юным и без бороды, он одет в хламиду и плащ, в руке держит крест – знак мученической кончины. Позднее получают распространение образы святого как молодого воина с темными волосами и небольшой бородой, в Ерминии (руководстве для иконописцев) сказано, что Никита был «видом подобен Христу». В древнерусском искусстве одно из ранних изображений великомученика Никиты сохранилось на окладе Богоматери Одигитрии XII века из Софийского собора в Новгороде, где святой представлен в плаще и хитоне, с крестом в правой руке. В иконописи XV – XVI веков сложились два иконографических типа святого – как воина в полном воинском облачении и как мученика в хитоне и плаще. На иконе-таблетке «Свв. Прокопий, Никита и Евстафий Плакида» конца XV века из Софийского собора в Новгороде (ныне в собрании Русского музея), он изображен как мученик. На иконе конца XVI века из Ипатьевского монастыря святой представлен в воинских доспехах. Часто образ святого присутствует в числе избранных святых, например, на иконе «Святой Николай с избранными святыми» конца XV – начала XVI века из Владимиро-Суздальского историко-культурного и художественного музея-заповедника.

Сюжет иконы святого Никиты, изгоняющего беса, иногда приобретал неожиданные “изводы”: в археологических раскопках в Рязанской области были обнаружены нательники с изображением святого Никиты, но побивает он не беса, а треугольную пирамиду. Таким образом, название и сюжет иконы предполагают, что к помощи святого молитвенно обращаются в особых случаях, когда необходимость избавиться от обуревания злыми напастями становится актуальной.

Почитание святого мученика Никиты Бесогона в России

В России при Петре Первом было введено государственное управление Российской православной церковью (РПЦ) – через Синод, и все святые подверглись цензуре. Тогда же в список запрещенной для чтения христианской литературы попало апокрифическое житие Никиты, иконографически преимущественно изображавшегося с палкой или кандалами, зажатыми в руке, – «побивающего беса».

До 1666-го года – старообрядческого раскола, самым известным и почитаемым из двух образов святого Никиты был Никита – «бесогон». Иконографический сюжет с побиением беса вплоть до девятнадцатого века изредка воспроизводился старообрядцами по старым образцам.

В больших количествах археологи находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты, сюжет которых иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития, согласно которому став христианином, Никита вызвал ярость отца-язычника и после истязаний был скинут в темницу. Там к мученику явился бес – в ангельском облике, который уговаривал его поклониться языческим идолам и обещал, что тем самым святой избежит новых истязаний.

Но мученик усомнился в ангельской сущности этого “гостя”, и по молитве Господу святого Никиты с небес сошел архангел Михаил, который испытал этого – ложного – ангела. Святой Никита наступил на беса, побил своими железными кандалами, и бес был вынужден признать свою дьявольскую сущность, а на допросе у царя мученик “предъявил” беса, показав того, кто над ними – царем и язычниками – властвует.

Иконография «Никита, побивающий беса» была популярна на Руси. одно из ранних воплощений сюжета – это рельеф двенадцатого века: на Дмитровском соборе во Владимире (западный фасад); раритетом является также новгородская двухсторонняя каменная иконка тринадцатого века с образом святого Николая Чудотворца с одной стороны и с Никитой – “бесогоном” – с другой.

В Твери – в старом ремесленном районе на берегу реки Тверцы находится древнейший храм в честь мученика Никиты: от этого храма, согласно легенде, отправлялся в путь за три моря Афанасий Никитин.

Как принято считать, наибольшее распространение сюжет с Никитой Бесогоном имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.

Страдание святого мученика Никиты Готского

Никита Бесогон - раннехристианский святой, апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе; вымышленный сын римского императора Максимиана. Широко известен в христианской иконографии в мотиве побивания им беса-дьявола, соблазнявшего его принять язычество.

На 15 (28) сентября приходилось поминание двух святых великомучеников по имени Никита - Бесогона и Готского. Во времена Петра I[уточнить] апокриф о житии Никиты сына Максимиана был отвергнут, но не по причине истинности другого, а из-за меньшей популярности. Почитать в этот день стали только Никиту Готского, хотя тот с бесом физически не сражался. Впоследствии в иконографии сюжеты о них иногда сливались.

Житие

Житие о мученике Никите восходит к Новозаветному апокрифу «Сказание о Никитиных мучениях». По мнению исследователей, он является переработкой текста жития одного из раннехристианских мучеников по имени Никита, который праздновался в один день с Никитой Готским. Упоминание о нём встречается в индексе отреченных книг XI века, оно вошло в «Правило 59 Лаодикийского собора» наряду с «Обиходами апостольскими», «Георгиевым мучением» и другими так называемыми богомильскими апокрифами. О раннем бытовании апокрифического жития на Руси известно из литературных памятников, в частности из «Сказания о Борисе и Глебе» середины XI века, где упоминается, что в своей предсмертной молитве святой князь Борис вспоминал страдания и мучения святых Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от рук своих родственников. По мнению Н. С. Тихонравова и В. М. Истрина, перевод был сделан в Южной Руси уже к XII веку. Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках, которые датируются ХII-ХIII веками.

В русских списках отречённых книг житие носит название «Никитино мучение, нарицающее его сына Максимьянова царева». Сохранившиеся списки восходят к концу XV века.

Мученика Никиту в народе называли «бесогоном». В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке - богатыре, одолевшем злого дракона.

Известны также древние храмы в честь святого Никиты. В Переславле-Залесском предположительно уже в XII веке существовал Никитский монастырь. Также был построен храм в Плотницком конце Новгорода, впервые упоминаемый в летописи в 1368 году.

Сюжет

По сюжету апокрифа, Никита был сыном царя-язычника Максимиана, который вместе с его соправителем императором Диоклетианом, был известен великим гонением христиан, в частности мучениями святых великомучеников Георгия и Пантелеимона. Надо заметить, что у реального римского императора Максимиана не было сына Никиты, а единственный сын мученичеством за христианство известен не был.

Однажды Никита попытался обратить отца в христианскую веру, но тот отказался и сам попытался обратить Никиту в язычество. В ответ Никита запросил 12 золотых идолов, чтобы в тайне поклониться им, царь, обрадовавшись, дал их, но Никита чудесным образом стёр их в порошок. Увидев останки уничтоженных идолов, правитель вскричал, что не святой ли Георгий подучил его сделать это? На что Никита ответил отрицательно, добавив, что «уповает на Бога». Также Максимиан упомянул, что Георгия «замучил Дадиан», которого Максимиан называет своим «братом», здесь предположительно, речь идёт об императоре Диоклетиане.

Уничтожение идолов так разозлило царя, что он попытался несколькими способами убить своего сына Никиту, но свершились чудеса и казни не удались. Тогда царь бросил Никиту в темницу. Там Никите явился бес в ангельском обличье, и стал соблазнять отречься от христианства. Слыша голос дьявола, Никита помолился о том чтобы увидеть искусителя, тогда ему явился архангел Михаил, сказавший протянуть руку и схватить беса. Никита схватил беса, и повергнув придавил, наступив на шею. А затем, снял кандалы со своих ног и стал избивать ими дьявола, назвавшегося Вельзевулом.

Никита провёл в темнице 3 года. Затем царь вспомнил о нём и приказал привести. Никита привёл с собой беса, и поверг того ниц пред царем, показав кто им управляет. Однако царь был неумолим и снова приказал мученически казнить своего сына, но опять свершились чудо и казни не удались. Также Никита, с помощью вновь явившегося архангела Михаила, показал чудо воскрешения двух людей, похороненных в каменном столпе. Но царь опять не поверил ему. Тогда против царя восстали все люди с царицею, и Никита в этот день крестил 18 400 человек.

МУЧЕНИК НИКИТА, СЫН ЦАРЯ МАКСИМИАНА.

Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца – язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик и ставший уговаривать Никиту поклониться языческим идолам, чтобы избежать новых мучений. Никита усомнился в ангельской сущности гостя, помолился Господу, после чего к нему сошел с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него, а затем снял со своих ног железные оковы и побил ими беса, вынудив его признаться в своей дьявольской природе.

Память Никиты Бесогона в Православной Церкви традиционно праздновалась 15/28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского († 372 г.), военаначальника – христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха . По этой причине еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же святому. В XVII веке апокрифическое житие Никиты Максимианова сына, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а его имя исчезло из церковного календаря. Почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского , а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX века.

С именем святого Никиты связаны две средневековые заклинательные молитвы, в которых явилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Именно по причине своего охранительно – обережного характера иконографическая композиция Никита , побивающий беса была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воспроизведениями считаются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображением Николая Чудотворца и Никиты с бесом.

В медном литье нашел отражение лишь один сюжет посвященный мученику Никите, восходящий к Новозаветному апокрифу: «». Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII-ХIII вв. Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, непризнаваемые священными. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены ) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в число запрещенных книг уже в XVII в. Среди них и «Сказание о Никитиных мучениях ».

Как принято считать, наибольшее распространение этот сюжет имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.