Что значит любить себя? (Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил). Митрополит Даниил: «Я вас всех призываю к миру Митрополит даниил архангельский

Димитрий Троицкий родился 6 (18) октября 1887 года в семье священноцерковнослужителя села Липицы Липицкой волости Каширского уезда Тульской губернии (ныне центр Сельского поселения Липицкое Серпуховского района Московской области).

Окончил Тульское Духовное Училище и, в 1909 году, Тульскую духовную семинарию.

В 1913 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В том же году окончил Императорский Санкт-Петербургский археологический институт.

С 16 (29) августа 1913 года - преподаватель Холмской духовной семинарии (город Холм Холмской губернии).

28 сентября 1913 пострижен в монашество, с 29 сентября 1913 иеродиакон; 1 октября 1913 рукоположен во иеромонаха.

С 26 августа (8 сентября) 1914 года - преподаватель по кафедре Священного Писания Тульской духовной семинарии.

С 28 октября (10 ноября) 1917 года - настоятель Болховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии. Одновременно являлся председателем Болховского Макарьевского отделения Орловского Церковного историко-археологического общества.

Лучшие дня

Архиерей

17 (30) апреля 1921, в Великую Субботу, архимандрит Даниил был хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии.

Во время проповедей критиковал новую власть: «Все забыли праведное учение и стали верить в какую-то кучку людей, не понимающих самих себя…». Был арестован 2 ноября 1921 года в Болхове за антисоветскую агитацию и председательствование в нелегально существующем с 1918 по 1921 г. в г. Орле церковном историко-археологическом обществе. 8 апреля 1922 года освобождён под подписку о невыезде из пределов Болховского и Мценского уездов.

17 мая 1922 года, ввиду ареста Епископа Серафима, духовенство Орловской епархии обратилось к епископу Даниилу с прошением принять управление епархией. Епископ борося с обновленчеством.

28 октября 1922 года был вновь арестован в Болхове за контрреволюционную агитацию и нелегальное существование церковного историко-археологического общества. Президиум Орловского ОГПУ СССР 15 ноября 1922 года приговорил к 2 годам высылки в Хиву. Отбывал ссылку в городе Пенджикенте.

Будучи ссыльным, вместе с епископом Василием (Зуммером) участвовал в тайной архиерейской хиротонии владыки Луки (Войно-Ясенецкого).

Подписал письмо 25 архиереев от 2 апреля 1926 года в поддержку канонических мер прещений, предпринятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Митрополитом Сергия против организаторов григорианского раскола.

С апреля по сентябрь 1926 года был заключён в Бутырской тюрьме в Москве, после чего выслан в Кинешму.

С декабря 1927 года - епископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. В должность, видимо, не вступил.

«За агитацию против колхозов» был арестован и выслан в Архангельскую губернию.

С августа 1931 года - епископ Орловский.

С декабря 1931 года - епископ Брянский и Севский.

Запомнился жителям Брянска своими пламенными проповедями, а также тем, что при нём были обретены и вновь погребены под алтарем Введенского храма мощи святого князя Олега Романовича Брянского. Сделано это было «во избежание поругания от безбожных властей».

Скончался 17 марта 1934 года от тифа - сказалось подорванное в последней, северной ссылке здоровье.

Архиепископ Даниил был погребён на небольшом кладбище в Володарском районе города Брянска. В 1950-х годах кладбище было ликвидировано, на его месте устроили двор жилого дома. Перезахоронить останки Даниила никто в то время не решился.

Вопрос о канонизации

В 2005 году в Брянской епархии завершила свою работу комиссия по канонизации архиепископа Даниила. После изучения архивных документов церковные власти признали, что архиепископ пострадал за веру, то есть имеется возможность для его причисления к лику святых как исповедника. Решение этого вопроса остаётся за Священным Синодом.

Семья

Отец - Алексей Петрович Троицкий, сын священника и сам сельский священник;

Брат - Владимир, в монашестве Иларион, архиепископ, причислен к лику святях;

Брат - Алексей, священник в родном селе Липицы, погиб в лагере;

Сёстры - Ольга и София.

«Нельзя поддаваться искушению современного мира, завлекающего в поле, где люди играют по законам зла. Нужно держать удар, чтобы не опуститься на уровень злобы, не начать мстить. Следует послушать Господа, говорящего: "Мне отмщение, и Я воздам". Когда человек начинает мстить, от него отходит благодать Божия. Человек как бы говорит: "Боженька, отойди в сторону!" Несчастный мститель творит страшные поступки. Да не будет сего с нами! Обратимся от всего сердца к Божией Матери, попросим Ее о помощи, и тогда ничто не сможет отлучить нас от любви Божией».

Биография:

Митрополит Даниил (в миру Александр Григорьевич Доровских) родился 27 декабря 1960 г. в Воронеже в верующей семье. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1984 г. окончил Одесскую духовную семинарию.

20 июня 1985 г. был пострижен в монашество в Свято Троице-Сергиевой лавре с именем Даниил - в честь преподобного Даниила Московского. 3 июля 1985 г. рукоположен во иеродиакона, 28 августа 1986 - во иеромонаха. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 26 мapтa 1988 г. возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 г. - в сан архимандрита. С 19 июля 1988 г. нес послушание благочинного Троице-Сергиевой лавры. 11 ноября 2001 г. в Москве в Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.

За годы архиерейского служения епископа Даниила на Сахалине были открыты несколько десятков православных приходов и молодежные лагеря, а также православный лекторий, куда регулярно приезжали известные священники и религиоведы из Москвы. По благословению владыки Даниила были построены храм на острове Шикотан и часовня в Тятине на острове Кунашир - территориях, на которые претендует Япония. В 2004 г. на Сахалине был открыт филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в 2010 г. - Духовно-просветительский центр при Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 120) владыка Даниил избран епископом Архангельским и Холмогорским.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 150) назначен главой Архангельской митрополии. Также Синод поручил временное управление новообразованной Котласской епархией.

8 января 2012 г. в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля на малом входе Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Даниила в сан митрополита.

На прошлой неделе с руководства приходом Сретенского храма в селе Заостровье был снят и переведен на служение в Свято-Ильинский собор Архангельска священник Иоанн Привалов. Привалов является последователем известного московского священника Георгия Кочеткова, еще в 1990-х годах попытавшегося реформировать православное богослужение.

11 января на Епархиальном совете, специально собравшимся обсудить ситуацию в Сретенском храме, было подчеркнуто, что ломка всего строя приходской жизни проводилась отцом Иоанном вопреки прямым запретам архиереев епархии – епископа Пантелеимона (Долганова), епископа Тихона (Степанова) и митрополита Даниила (Доровских). Совет также призвал священника к исправлению церковной жизни и принесению покаяния. Участники заседания просили митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила назначить отца Иоанна клириком Свято-Ильинского кафедрального собора и благословить настоятеля собора, духовника епархии протоиерея Владимира Кузива взять священника под свое особое пастырское попечение.

По мнению Митрополита Даниила, в Заостровском приходе, действительно, проявились «некоторые нездоровые тенденции, которые связаны с тем, что ее члены являются прямыми последователями учения отца Георгия Кочеткова». Как подчеркнул митрополит, с жесткой критикой учения и деятельности Георгия Кочеткова выступал еще Патриарх Алексий: «...псевдомиссионерская деятельность в этом приходе (в Успенском храме в Печатниках, - ред.) ориентирована на привлечение духовно ищущих людей не ко Христу и в Церковь, а непременно в собственную приходскую общину.В этом приходе сложился совершенно нетерпимый в Церкви культ настоятеля, авторитет которого ставился выше авторитета Священноначалия. Тем самым попирались сами основы канонического строя; в общине грубо пренебрегали богослужебными церковными традициями. Эта община противопоставляла себя другим приходам Русской Православной Церкви, являясь, по сути дела, сектантски ориентированным сообществом…», с мнением Патриарха были солидарны и многие другие иерарахи и священнослужители.

Говоря об общине отца Иоанна Привалова, можно привести самый очевидный пример. По предложению Епархиального собрания, вторым священником в Заостровье был назначен иерей Петр Кузнецов - интеллигентный священнослужитель, оставивший Петербург, благополучную комфортную жизнь ради служения на Севере. Его отправили в далекое пинежское село, а он за год создал там приход, построил храм, не испугался ехать в глушь на неопределенный срок. Затем митрополит Даниил перевёл его в Архангельск, а потом и в Заостровье. И вот через некоторое время, когда митрополит Даниил выходил из Ильинского собора после воскресной Литургии, к нему подошли прихожане отца Иоанна Привалова, которые за этой же Литургией причащались Святых Христовых Тайн; они буквально преградили дорогу и стали требовать убрать из их храма отца Петра и вернуть отца Павла Бибина, который служил там раньше… Митрополит Даниил рассказывает, как он попытался пройти, но его схватили за рясу, так что с трудом устоял на ногах, да еще держали прямо перед ним телефоны и вели видеозапись. Пройти удалось лишь с большим трудом. Позже митрополит Даниил вызвал к себе отца Иоанна и рассказал ему об этом инциденте, и предложил представить такую картину: идет по Лавре наместник архиепископ Феогност, и вдруг ему преграждает дорогу какой-нибудь послушник, хватает за рясу и предлагает поговорить начистоту прямо сейчас… «Такой поступок многое бы сказал об этом послушнике – его смирении, уважении к наместнику, любви… Так и здесь», - говорит митрополит Даниил.

В Епархии о нововведениях Заостровского прихода знали, причем, архиереи епархии неоднократно просили отца Иоанна отказаться от них. По словам Митрополита Даниила, «на какое-то время он даже возвращался к церковному уставу, а затем все начиналось сначала».

«Говоря о Заостровском приходе, следует напомнить, что на протяжении многих лет он жил нормальной церковной жизнью, в том числе, несколько десятилетий после Великой Отечественной войны, пока в начале девяностых туда не был назначен новый священник, иерей Иоанн Привалов. С его появлением начались многочисленные изменения, которые вызвали непонимание и негодование местных жителей. Они не могли смириться с тем, как стало совершаться богослужение, искажаться устав, и в конце концов оказались вынуждены ездить в другие храмы. С отрицания вертикали иерархии начинались все ереси и расколы. Священник является авторитетом для прихожан, если находится в правильном русле; для священника таким авторитетом является епископ, для епископа – Патриарх и Архиерейский Собор. Выйти из послушания Церкви человек может только в том случае, если она исповедует ересь. Со стороны отца Иоанна мы видим именно измену церковной присяге», - считает Митрополит Даниил.

В этой связи он полагает в корне ошибочным мнение, о том, что, несмотря на эксперименты, жизнь общины в Заостровском селе вполне налажена, нововведения отца Иоанна принесли ему известность, в село приезжает много интеллигенции, поэтому спорить и подгонять деятельность священника под какие-то стандарты не нужно, поскльку разномыслие в Церкви может приносить пользу.

Разоблачает митрополит Даниил и миф том, что перевод отца Иоанна в другой храм мог быть вызван исключительно финансовыми причинами, поскольку на реставрацию Сретенского храма, якобы, выделялись значительные средства, и храм был богатым. «Тот, кто утверждает подобное, оскорбляет не только священников, но и самого отца Иоанна. Ведь на протяжении нескольких лет он самостоятельно подписывал акты-приемки работ по реставрационным работам без всякого контроля со стороны епархии. Кроме того, в беседе со мной отец Иоанн признался, что храм находится в тяжелом финансовом положении: нет новых облачений, необходимых книг, не хватает средств для закупки литературы в церковную лавку. Даже нет средств на содержание второго священника», - отмечает Митрополит Даниил.

Что касается Епархиального совета, то он прошел в доброжелательной атмосфере, все его участники имели возможность свободно высказать свое мнение. Причем, как отмечает Митрополит Даниил, Епархиальный совет обычно собирается по инициативе архиерея. Но нынешняя ситуация оказалась необычной – Совет собрался по просьбе священнослужителей и даже мирян. «Вообще следует отметить единодушие участников собрания. Ни один из них не предложил запретить отца Иоанна в священнослужении, хотя другие священники, я знаю, об этом говорили. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кто счел принятое решение излишне мягким: перевод отца Иоанна был продиктован общим мнением участников. Судя по всему, это единственный шанс уврачевать этот недуг», - сказал Митрополит Даниил.

Вообще Митрополит призывает всех к миру, пытаясь с достоинством и даже с радостью воспринимать тот поток клеветы, оскорблений и даже угроз, которые в последнее время обрушились на священнослужителей епархии: «Я больше всего подвергся клевете за последние полгода, и именно со стороны последователей учения священника Георгия Кочеткова. Об этом знает вся епархия, говорить об этом можно открыто. Перестаньте осуждать, клеветать, поносить друг друга, и все сразу станет ясно. Я всех вас призываю к миру, который Христос принёс на землю. Несть человек, иже жив будет и не согрешит, грехи есть у каждого. Клевета и поношения лучше всего помогают их очищать. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, если это правда, исправься, а если клевета – не обращай внимания и радуйся».

Владыка отметил, что на протяжении многих лет приход жил нормальной церковной жизнью, в том числе несколько десятилетий после Великой Отечественной войны, пока в начале девяностых туда не был назначен новый священник, иерей Иоанн Привалов . «С его появлением начались многочисленные изменения, которые вызвали непонимание и негодование местных жителей. Они не могли смириться с тем, как стало совершаться богослужение, искажаться устав, и, в конце концов, оказались вынуждены ездить в другие храмы. Тогда же они стали обращаться к другим приходским священникам и в епархию, с вопросом, кто разрешил отцу Иоанну так служить. Священнослужители, которые присутствовали на заседании Епархиального совета от 11 января 2013 года, рассказывали о том, как трудно было отвечать этим людям. Очень переживал настоятель Ильинского собора, протоиерей Владимир Кузив - с ним, епархиальным духовником, отец Иоанн даже не посоветовался. Священники на Совете рассказывали, как эти люди плакали, говорили, что их выгоняют с Литургии, не дают крестить и причащать детей», - отмечает владыка Даниил.

Причем владыка Пантелеимон, а затем владыка Тихон не раз говорили отцу Иоанну прекратить свои новшества и самочиния. Он на какое-то время возвращался к церковному уставу, а затем все начиналось сначала.

«А между тем в Церкви человек приносит присягу, как в армии; как пишет Симеон Новый Богослов и другие Святые Отцы, через Крещение мы вступаем в воинство Христово. Тем более это касается священнослужителя, который перед рукоположением подписывает специальный документ, обязуясь оказывать полное послушание Матери-Церкви и ничего не предпринимать по своей воле. “...обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом в том, что… Богослужения буду совершать с усердием и благоговением, по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя” (из текста присяги). “Клянусь перед Всемогущим Богом” - это страшные слова», - отмечает архиерей.

При этом, отмечает владыка, некоторые люди рассуждаю так: какая разница, как служит отец Иоанн, как оглашает, как меняет Устав, какие проводит эксперименты, главное - что у него налажена общинная жизнь, что к нему в это маленькое село ездит столько интеллигенции, приезжают знаменитости со всей России… В Церкви, мол, должно быть разномыслие, так пусть он служит как хочет, зачем подгонять его под какие-то общие стандарты, если он такой замечательный миссионер и духовник? «Так могут говорить только люди, не знающие церковной жизни, - подчеркивает митрополит Даниил. - С отрицания вертикали иерархии начинались все ереси и расколы. Священник является авторитетом для прихожан, если находится в правильном русле; для священника таким авторитетом является епископ, для епископа - Патриарх и Архиерейский Собор. Выйти из послушания Церкви человек может только в том случае, если она исповедует ересь. Со стороны отца Иоанна мы видим именно измену церковной присяге . Здесь бы я хотел привести слова приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия , сказанные им еще в 1997 году: “Не видя истинной причины современных нестроений, некоторые пастыри и их пасомые полагают, что все можно исправить внешним, формальным изменением порядка церковной жизни. Например, совершать богослужение на русском языке, всем приходом обязательно причащаться каждое воскресенье или за каждой Литургией, отменить традиционную в нашей Церкви обязательную исповедь перед Причастием и т.д. <...> В некоторых общинах начинают без благословения правящего епископа вводить всевозможные новшества и реформы, нередко уподобляясь в этом обновленцам 1920-1930-х годов прошлого столетия и протестантам. И возникают доморощенные переводы богослужения на русский язык, поражающие своей безвкусицей и бездарностью, отдающие сектантским душком пародии на древние “Агапы”, отмена исповеди в общем порядке и даже местные самостийные “канонизации” без какой-либо санкции церковной власти”».

«Разумеется, - продолжает владыка, - ни один священник не может сказать, что в своем служении свободен от ошибок. Все мы нуждаемся в исповеди, и если священник намеренно отдаляется от епархиального духовника, которому некогда исповедовался за всю жизнь, с которым его связала Церковь, это не лучший признак. А если говорить о размерах общины, то у нас есть немало крепких общин (и более многочисленных, чем община отца Иоанна), где настоятели не нарушают церковного устава. Так что называть заостровский приход лучшим миссионерским приходом не совсем корректно. И тех, кто говорит об этом, хочется спросить: а вы были в других храмах, встречались с другими священниками?»

Как отмечает владыка, за все время его архиерейского служения он первый раз столкнулся с ситуацией, когда епархиальный совет собирается не по инициативе архиерея, а по просьбам священнослужителей и даже мирян. «Это было действительно выражение соборного мнения, общего желания разобраться и исправить сложившееся положение», - подчеркивает он.

«Беседа прошла миролюбиво, все участники Совета говорили абсолютно свободно, - свидетельствует митрополит Даниил. - В конце концов я обратился к священнослужителям, многие из которых служат здесь значительно дольше меня, и спросил их совета. Отец Владимир Кузив, духовник епархии, старейший по хиротонии священник (он служит в нашем крае уже 35 лет), предложил дать отцу Иоанну возможность послужить в кафедральном соборе, и территориально, и духовно ближе к архиерею и другим пастырям. Это предложение было одобрено с полным единодушием».

Перевод же о.Иоанна Привалова на новое место служения вовсе не означает разрушения церковной общины, считает архиерей: «Во-первых, действительно крепкую общину это разрушить не может, а во-вторых, теперь отец Иоанн станет гораздо доступнее для большинства ее членов, которые живут в Архангельске. А приход, как известно, не в стенах, а в людях. Вместе с тем именно в этой общине можно видеть некоторые нездоровые тенденции, которые связаны с тем, что ее члены являются прямыми последователями учения отца Георгия Кочеткова . Вот что говорил Святейший Патриарх Алексий о служении о.Георгия в Успенском храме в Печатниках: “...псевдомиссионерская деятельность в этом приходе ориентирована на привлечение духовно ищущих людей не ко Христу и в Церковь, а непременно в собственную приходскую общину. В этом приходе сложился совершенно нетерпимый в Церкви культ настоятеля, авторитет которого ставился выше авторитета Священноначалия. Тем самым попирались сами основы канонического строя; в общине грубо пренебрегали богослужебными церковными традициями. Эта община противопоставляла себя другим приходам Русской Православной Церкви, являясь, по сути дела, сектантски ориентированным сообществом…”. С не менее жесткой критикой учения и деятельности отца Георгия Кочеткова выступали митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) († 2006), архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Димитрий Смирнов, протоиерей Валентин Асмус, иерей Олег Давыденков, иерей Даниил Сысоев († 2009), протодиакон Андрей Кураев, Дворкин Александр Леонидович, Петрушко Владислав Игоревич и многие другие иерархи, священнослужители и миряне Русской Церкви».

«Что касается общины отца Иоанна Привалова, то я приведу самый очевидный пример. По предложению Епархиального собрания вторым священником в Заостровье был назначен иерей Петр Кузнецов. Замечательный интеллигентный священнослужитель, оставивший Петербург, благополучную комфортную жизнь, о которой многие мечтают, ради служения на Севере. Тогда я отправил его в далекое пинежское село, а он за год создал там приход, построил храм; не испугался ехать в глушь на неопределенный срок. Затем я перевёл его в Архангельск, а потом и в Заостровье. И вот через некоторое время, когда я выходил из Ильинского собора после воскресной Литургии, ко мне подошли прихожане отца Иоанна Привалова, которые за этой же Литургией причащались Святых Христовых Таин; они буквально преградили дорогу и стали требовать убрать из их храма отца Петра и вернуть отца Павла Бибина, который служил там раньше… Я попытался пройти, но меня схватили за рясу, так что я с трудом устоял на ногах, да еще держали прямо перед мной телефоны и вели видеозапись. С большим трудом мне удалось пройти. Позже я вызвал к себе отца Иоанна и рассказал ему об этом инциденте. И предложил представить такую картину: идет по Лавре, где я долго жил, наместник архиепископ Феогност, и вдруг ему преграждает дорогу какой-нибудь послушник, хватает за рясу и предлагает поговорить начистоту прямо сейчас… Такой поступок многое бы сказал об этом послушнике - его смирении, уважении к наместнику, любви… Так и здесь. С другой стороны, преподобный Серафим Саровский, причастившись, старался ни с кем не разговаривать, а здесь в таком возбужденном состоянии, с такой агрессией, так вести себя с архиереем - и это после Причастия. Мне очень жаль этих людей, ведь это говорит о их внутренней духовной поврежденности. Отец Иоанн и сам признал, что это ненормально, и добавил, что не давал на это благословения. Хотя до сих пор никто из его чад не принес покаяния за свой поступок», - рассказывает владыка Даниил.

«Отец Иоанн как-то спросил меня, почему бы не устроить на базе его храма “экспериментальную площадку”, - свидетельствует владыка. - Но на нашем Севере сильны традиции, поэтому ни батюшки, ни миряне не приемлют таких “экспериментов”. Как не приемлют они отрицания бессмертия души и посмертных мук, не приемлют деления христиан на “полных” и “неполных” и других новшеств, которые насаждают у нас последователи учения отца Георгия Кочеткова. На мой взгляд, “эксперименты” в церковной жизни в таком плане неуместны совсем. Мой духовник, отец Кирилл (Павлов), с которым мы через стеночку прожили много лет в Троицкой Лавре, всегда говорил, что нужно с трепетом и любовью относиться к уставу, богослужениям церковным и быть в послушании Матери-Церкви. И святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда владыка Вениамин (Федченков) спросил, откуда он черпает такие силы, ответил: из нашего богослужения. Наконец, все мы знаем, к чему привели подобные эксперименты в церковной истории XX века».

Что же касается информации, появившейся в интернете, что якобы просьба 20 священников о переводе о.Иоанна Привалова в кафедральный собор вызвана исключительно тем, что Сретенский храм очень богатый, и на его реставрацию выделяются средства, то, отмечает владыка Даниил, «тот, кто утверждает подобное, оскорбляет не только священников, но и самого отца Иоанна. Ведь на протяжении нескольких лет он самостоятельно подписывал акты-приемки работ по реставрационным работам без всякого контроля со стороны епархии, - сказал архиерей. - Кроме того, в беседе со мной отец Иоанн признался, что храм находится в тяжелом финансовом положении: нет новых облачений, необходимых книг, не хватает средств для закупки литературы в церковную лавку. Даже нет средств на содержание второго священника. Поэтому в конце Епархиального совета я и предложил подумать о том, как исправить это положение. Отцы сами вызвались выделять по 1 тысяче рублей со своих приходов на содержание священнослужителя».

«Вообще следует отметить единодушие участников собрания. Ни один из них не предложил запретить отца Иоанна в священнослужении, хотя другие священники, я знаю, об этом говорили. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кто счел принятое решение излишне мягким: перевод отца Иоанна был продиктован общим мнением участников. Судя по всему, это единственный шанс уврачевать этот недуг», - считает митрополит Даниил.


Биография

Митрополит Даниил (в миру Александр Григорьевич Доровских) родился 27 декабря 1960 г. в Воронеже в рабочей семье, мать была верующей. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1984 г. окончил Одесскую духовную семинарию.

20 июня 1985 г. был пострижен в монашество в Свято Троице-Сергиевой лавре с именем Даниил - в честь преподобного Даниила Московского. 3 июля 1985 г. рукоположен во иеродиакона, 28 августа 1986 - во иеромонаха. В 1988 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 26 мapтa 1988 г. возведен в сан игумена, 29 декабря 1989 г. - в сан архимандрита. С 19 июля 1988 г. нес послушание благочинного Троице-Сергиевой лавры. 11 ноября 2001 г. в Москве в Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.

За годы архиерейского служения епископа Даниила на Сахалине были открыты несколько десятков православных приходов и молодежные лагеря, а также православный лекторий, куда регулярно приезжали известные священники и религиоведы из Москвы. По благословению владыки Даниила были построены храм на острове Шикотан и часовня в Тятине на острове Кунашир - территориях, на которые претендует Япония. В 2004 г. на Сахалине был открыт филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в 2010 г. - Духовно-просветительский центр при Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 120) владыка Даниил избран епископом Архангельским и Холмогорским.