«В дороге» Н. Некрасов

Ты мою неотвязную скуку!..»

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов - певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которую бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» отразились основные черты поэзии Некрасова, позже обретшие характерные особенности его творчества: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком.

«Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку...»

«Самому мне невесело, барин...»

И полилась горькая речь бедняка, рассказывающего знакомую до слез историю...

Сокрушила злодейка-жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаеш-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и штукам.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, эта ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг.

Вышла замуж господская дочь

Да и в Питер... Ее «благодетель» -

Захворал, и на Троицу в ночь

Отдал Богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу...

Через месяц приехал зятек...

В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: «сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями.

Воротил он ее на село -

Знай-де место свое ты, мужичка!..

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись... посадили

На тягло - да на ней и женили...

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов - много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого в своих произведениях. А пока складывается стиль, неповторимый язык его некрасовских произведений. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена, в общем-то ни в чем не виноватая, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед «барином» и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна,-

Чай, свалим через месяц в могилу...

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока только он слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

«Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..»

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию.

Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного

Права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ.

Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении “В дороге”: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью.

Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с медом).

К ней даже сватался учитель, “да, знать, счастья ей Бог не судил”. После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь ее, а также ее мужа, стала невыносимой. Муж не считает ее ленивой, но делать она ничего не умеет, “ни косить, ни ходить за коровой”. Женщине тяжело выполнять любую физическую работу.

Муж-ямщик жалеет ее и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки ее не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживет на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у нее есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил.

Его беспокоит еще и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: “Погубили ее господа, А была бы бабенка лихая”. Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку.

Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения – несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознает всю безнадежность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия.

Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трехстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передает чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрестная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чем его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать.

Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе “Разогнал Ты мою неотвязную скуку” чувствуется сарказм: было грустно, а стало еще грустнее и безнадежней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревет, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет – высшая крестьянская похвала бабенка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчеркивает его горечь от услышанного.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В дороге Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смеш­ную небылицу. Далее по контрасту с этой […]...
  2. Стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге” – первое из произведений о тяжелой доле русской женщины в России. Высокую оценку стихотворению дал В. Г. Белинский. В первой же строфе рисуется образ лирического героя, скучающего в дороге. Чтобы как-то скоротать тяжесть пути, он начинает просить ямщика рассказать какую-нибудь смешную небылицу. Далее по контрасту с этой установкой начинается […]...
  3. В Этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для Творчества Некрасова, – жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика. В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику […]...
  4. АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА. В дороге “Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен”. – Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме […]...
  5. Тема этого стихотворения – жизнь и страдания крестьян, простого народа. Стихотворение написано в форме “монолога в монологе”. Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль – повествование. Следует обратить внимание на начальные слова стихотворения: “Скучно! скучно!..” Это не только дорожная скука, но “скучно” в значении “печально”, “грустно”, “безнадежно”, что относится к рассказу […]...
  6. Стихотворение “В дороге” было написано в 1845 году. Когда Белинский его прочитал, он отметил, что “самые интересные стихи принадлежат перу господина Некрасова, потому что они проникнуты мыслью; это не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного” когда Некрасов прочитал “В дороге” Белинскому критик обнял его и сказал чуть не со […]...
  7. Тема этого стихотворения традиционна для творчества Некрасова, – это жизнь и страдания крестьян, простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки, которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика. Стихотворение открывается обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает […]...
  8. -Скучно! скучно!…Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Этими строками начинается стихотворение Н. А. Некрасова “В дороге”,написанное в 1845 году в сборнике “Мечты и звуки”.Восторженно приветствовал это произведение великий русский литературный критик В. Г. Белинский, назвав Некрасова “истинным поэтом”.Действительно, втор стихотворения не только разогнал скуку читателей, привыкших к слащавой лирике, но и всколыхнул гражданские чувства диалогом […]...
  9. В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке, за генерала, но анекдотичность бытового случая перерастает в социальное обличение. Бешено летящая тройка с ревущим зверем в санях наводит на встречных страх, словно и вправду едет не медведь, а генерал. Не диво, что ошибся и […]...
  10. История создания Стихотворение “Забытая деревня” написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось “Барин”. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в “Современнике” № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе […]...
  11. Стихотворение Тургенева “В дороге” воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о своих душевных переживаниях, о мыслях сопровождающих его в пути. Он вспоминает грустные и счастливые моменты из своей жизни, которые с трепетом хранит у себя в […]...
  12. Знакомство Ахматовой с Михаилом Леонидовичем Лозинским состоялось в 1911 году. Тогда он появился на одном из петербургских заседаний литературного объединения “Цех поэтов”, возглавляемого Городецким и Гумилевым. Отношениями с ним Анна Андреевна гордилась. Согласно ее воспоминаниям, Лозинский был изумительным человеком, отличавшимся “сказочной выносливостью”, “изящным остроумием”, благородством, неутомимостью в труде, преданностью дружбе. До Великой Октябрьской революции он […]...
  13. Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого “Воскресение”. Говоря о сюжете: это достаточно печальная картина. Жизнь молодой девушки, которая надеялась на счастье в жизни. Но обрела лишь смерть. Создается впечатление, что лирический […]...
  14. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается большинством читателей как автор произведений крупной формы – повестей “Ася”, “Первая любовь”, романов “Рудин”, “Дворянское гнездо” и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название “Стихотворений в прозе”. Тургенев […]...
  15. Творчество Николая Некрасова выдержано в духе критического реализма, и в этом нет ничего удивительного. Рожденный в дворянской семье, будущий поэт с самого детства видел две стороны медали помещичьей жизни. Он был обеспечен всем необходимым, но суровый отец часто бил не только крепостных крестьян, но и домочадцев. От побоев Некрасов часто спасался в людской – помещении, […]...
  16. Анна Ахматова с определенной долей мистики относилась к своему жизненному предназначению, считая, что ее судьба была определена еще в детстве. Однажды, гуляя с няней к киевском городском саду, будущая поэтесса нашла брошь в виде лиры и услышала пророческие слова своей воспитательницы о том, что ей суждено стать литератором. Прошли годы, пророчество сбылось и вера в […]...
  17. В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название – “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В. И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”. У бурмистра Власа бабушка […]...
  18. В основе стихотворения А. С. Пушкина “Бесы” – диалог с ямщиком, хотя это сложно назвать диалогом, так как от лирического героя исходит только одна, причем стереотипная для путников, реплика: “Эй, пошел ямщик!..” Скорее это монолог ямщика, причем фактически без признаков стилизации простонародной речи. Общее впечатление от монолога – это, конечно, речь простого человека, но это […]...
  19. Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) “Тройка” было написано в 1846 году в жанре “гражданского лиризма”, близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с другом – писателем Панаевым – боролся за право возглавить журнал “Современник”, основанный А. С. Пушкиным, где позже оно было опубликовано. Основная тема стихотворения “Тройка” – […]...
  20. Стихотворение написал Николай Алексеевич Некрасов в 1846 году. В стихотворении описывается то, что видел сам автор, он просто оглянулся и увидел то, что другие в то время считали нормой. Образ Родины в стихотворении поэта подразумевает под собой его отчий домой, где он провел детство. Это скорее ироничное название, потому как в стихотворении описываются все ужасные […]...
  21. Николай Алексеевич Некрасов главной темой своего творчества считал тему народную. Вопрос о народе был актуальным для общества некрасовской эпохи. Некрасов же имел необыкновенную черту – он относился к чужим страданиям как к собственным, горячо сопереживал униженному, бесправному народу и постоянно думал о его судьбе. Родившись в дворянской семье, поэт впитал в себя народный дух. Несчастная […]...
  22. История создания Стихотворение “Несжатая полоса” было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в “Современнике” № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней “Полоса ль моя, да полосонька”. Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв. Литературное направление и жанр […]...
  23. Образ метели В вопросе авторов учебника содержится утверждение, что “через колдовское кружение метели создается ощущение нера­зумности происходящего и смятения души”. Если с ощущением душевного смятения можно согласиться, то с ощущением “нера­зумности происходящего” вряд ли стоит согласиться. Пушкин создает образ метели через ритмичное кружение, ко­торое выражено с помощью динамичного четырехстопного хо­рея, и через повторы: Повторы в […]...
  24. Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и […]...
  25. Анализ стихотворения Крестьянские дети Мир, изображенный Некрасовым в стихотворении “Крестьянские дети”, полон света, тепла и доброты. Автор любит, понимает и хорошо знает крестьянскую жизнь. Быт народа всегда находится в гармонии с природой, которую автор рисует бережно и с любовью. В начале стихотворения перед нами предстает спокойная и счастливая жизнь, которая может быть у поэта только […]...
  26. Николай Некрасов довольно пренебрежительно отзывался о пейзажной лирике, считая, что подобные стихи являются уделом слабых романтических натур, которые способные закрывать глаза на социальное неравенство людей и наслаждаться красотой окружающей природы. Тем не менее, сам поэт неоднократно обращался к этой теме в своих произведениях, используя пейзажные зарисовки для создания либо, наоборот, сглаживания контраста. Есть у Некрасова […]...
  27. История создания Стихотворение “Школьник” было написано в 1856 г. и напечатано в журнале “Библиотека для чтения” № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г. В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский ученый Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла. Литературное направление, жанр Стихотворение […]...
  28. История создания Стихотворение “Прости” было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый “панаевский цикл” стихов о любви. Было напечатано в “Библиотеке для чтения” № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра […]...
  29. Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название “мрачного семилетия”. Это время отмечено настоящим цензурным террором. Николай I и его приближенные были настолько напуганы революционными событиями во Франции, что стали с утроенной энергией преследовать либеральную литературу и журналистику. Трудно пришлось Некрасову, пытавшемуся всеми силами сохранить репутацию “Современника”, которым он руководил. Сильнейшим […]...
  30. Стихотворение Н. А. Некрасова “Тройка” посвящено теме тяжелой судьбы русской женщины. В 1847 году оно опубли­ковано в журнале “Современник”. Им же открывался неболь­шой поэтический сборник Н. А. Некрасова. Все это свидетель­ствует о том, что поэт придавал произведению большое значение. Тема нелегкой судьбы русской женщины звучит в поэмах “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, […]...
  31. История создания Стихотворение “Рыцарь на час” было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 “Современника” за 1863 г. Первоначально называлось “Бессонница”. В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова. Достоевский считал, что “Рыцарь на час” – шедевр творчества Некрасова. Сам […]...
  32. Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но […]...
  33. В центре стихотворения Н. А. Некрасова “Огородник” проблема “любовь и социальное неравенство”. Оно начинается как поэтическая история о любви молодого огородника и дворянской дочери. Н. А. Некрасов не жалеет изобразительно-выразительных средств для того, чтобы история выглядела как сказка, а ее герои – как идеальная пара. Девица-краса “черноброва, статна, словно сахар бела!..”. У нее “ясны очи”, […]...
  34. Позднее стихотворение “Элегия” (А. Н. Еу) (1874) кажется нарочито старомодным, подчеркнуто традиционалистским. Оно написано александрийским стихом (6-стопные ямбы с парной рифмовкой), выдержано в высоком, торжественном стиле, дидактически-назидательно, насыщено мотивами, восходящими к поэзии прошлых времен. Некрасов отказался от мысли начать его следующим остроумным двустишием: “Старо, не правда ли, печь хлебы из муки? / Однако ж из […]...
  35. В 1868 году Николай Алексеевич Некрасов становится редактором журнала “Отечественные записки”. В этом же году из-под его отточенного писательского пера, выпорхнуло, как смелая птица, стихотворение “Душно! Без счастья и воли…” Включено в собрание сочинений писателя в 1869 году. Положено на музыку разными композиторами. Строчки стихотворения по сути своей являлись призывом к революционным действиям. В стихотворении […]...
  36. Николай Некрасов в своих стихотворениях пытался изобразить суровую реальность, без каких-либо преувеличений, в его творчестве нет ярких эпитетов и метафор, в стихотворениях можно найти только прямой смысл. На выбор такого пути повлиял жизненный опыт автора, те моменты, когда в молодости он ушел из дома научили его воспринимать реальность, какой бы она не была. В своем […]...
  37. История создания Стихотворение “Прощанье” было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К. И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н. Г. Чернышевский числил его среди своих любимых, о чем в […]...
  38. В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами “Н. Н.”, выпустил свой первый сборник, получивший название “Мечты и звуки”. В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. Николай Алексеевич вдохновлялся творчеством разных авторов, в их числе – Лермонтов, Жуковский, Пушкин, Бенедиктов. Нельзя сказать, что книга была разгромлена критиками, – рецензии встречались как […]...
  39. В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать ее рабом. С самого начала стихотворения влюбленный описывает свое состояние, говорит о чувствах. Они настолько сильны, что он ощущает себя прикованным к этой девушке. Он готов […]...
  40. История создания Стихотворение “В полном разгаре страда деревенская” написано в 1862 г. и опубликовано в “Современнике” № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжелой доле русской женщины-крестьянки. Ее труд не стал легче после отмены крепостного права. Некрасов не понаслышке […]...

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «В дороге» было написано Н.А. Некрасовым в 1845 году. Это первое стихотворение, показанное поэтом В.Г. Белинскому. Критик очень высоко оценил это произведение. Когда Некрасов прочитал стихотворение, то Белинский обнял его и воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!» А.И. Герцен также очень любил это стихотворение и называл его «превосходным».

По своей жанровой форме произведение в определенном смысле восходит к ямщицким песням. Однако в нем есть и жанровые черты рассказа. Построено оно в виде диалога седока, русского барина, с ямщиком. Основная тема стихотворения – трагическая судьба женщины из народа.

Начинается стихотворение репликой барина. Полный невеселых раздумий, он обращается к ямщику с просьбой разогнать его скуку. И ямщик рассказывает грустную историю собственной жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако постепенно драматизм в этой истории нарастает: мы узнаем о непростой судьбе Груши. Она выросла в господском доме, вместе с барышней, получила хорошее образование. Ее обучали чтению, музыке (она умеет играть на органе) и «разным наукам». Однако после смерти старого барина Груша была возвращена на село: «Знай де место свое ты, мужичка!» Не спрашивая ее согласия, ее выдали замуж. Но Груша не может привыкнуть к новой жизни:

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Она страдает не столько от непосильной работы, сколько от подневольной жизни, от невозможности самой распоряжаться своей судьбой. Ямщик же не может до конца осознать весь трагизм положения его жены. Он считает, что относился к ней хорошо:

Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…

Последние слова ямщика являются кульминацией в его полном внутреннего драматизма рассказе:

А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Полна горькой иронии и заключительная реплика седока:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – просьба седока. Вторая часть – рассказ ямщика. Третья часть – заключительная реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки, тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифмовка – перекрестная, парная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Отметим наличие в стихотворении крестьянских диалектных выражений: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».

Стихотворение «В дороге» знаменовало собой новый этап в творчестве Некрасова. Оно было написано после выхода его романтического сборника «Мечты и звуки», который не пользовался успехом у публики и критиков. После первой неудачи Некрасов в течение пяти лет не возвращался к творчеству. Он сознавал, что нужно писать иначе, предметом поэзии должна стать жизнь простых людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт». Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни. Затем были созданы такие стихотворения, как «Тройка», «Огородник», «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «Катерина», «Калистрат».

Николай Некрасов – это писатель и поэт, который может считать среди русских поэтов – знатоком человеческой крестьянской души. Ведь именно Некрасов – человек, который на протяжении своей жизни написал много произведений, в которых он описывал все трудности крестьянской жизни, жизни этих людей, так как крестьяне в то время – были очень бедны, и всегда их принуждали работать, как рабов.

Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой. Которая была красива, умна и так далее - а потому и заслуживала доверие и любовь барина. Но эти браки – неравноправны, как считает Некрасов, и не только он так считает.

Кроме того, именно в этом произведении, поэт рассказывает в сюжете о том, как бедная девушка крестьянка была при барышне, почти с самого рождения – и была красивой, умной и образованной, и к тому же ее обеспечивали, так как она была вроде равней молодой барышне. Но, когда сама барышня выросла – потом вышла замуж за равного себе по крови и положению, а потому и уехала в Петербург. На этом жизнь девушки красавицы – хорошая и налаженная – закончилась. Отец барышни – умер, и совсем она осталась одна. Появился новый барин – зять умершего человека. Вот он и сделал жизнь девушки просто невыносимой. Ведь она была крестьянкой, несмотря на то, что росла в богатом доме и с барышней вместе. Знавала она толк и в одежде красивой, и умела говорить хорошо, а также – была очень образованна и умна, но не более того. Кроме того, она ничего не умела, так как этому ее не учили. У нее были белые ручки, очень нежные. А потому, когда ее отправили в деревню, она не знала, как жить. Отправил ее новый барин, так как некуда было ее девать. И потом, чтобы он хоть как-то выжила, ее барин выдал за ямщика замуж. Девушка все равно не могла ни готовить, ни работать в поле. А потому, ямщик когда вез однажды барина одного, и тот попросил рассказать что-то веселое. Тот и рассказал свою историю, да только – грустна она, а не весела.

Некрасов показывает этим произведением, насколько жестоки бывают люди – особенно барины тез времен. Ведь много неизвестных девушек таким образом, поигравшись, выбросили просто – напросто на улицу, сделав ее беспомощной полностью. Дав ей то, что потом отобрали, это веселясь себе.

Анализ стихотворения В дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться

    Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов звучат как ненавязчивое дружеское наставление или поэтическое размышление

  • Анализ стихотворения Смутно-дышащими листьями Мандельштама

    Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.

  • Анализ стихотворения Метель Бунина

    Произведение относится к раннему поэтическому творчеству писателя, написанное в его юношеском возрасте под влиянием сказочных, волшебных преданий.

  • Анализ стихотворения В полном разгаре страда деревенская Некрасова

    Поэтическая работа Николая Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» вышла из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение принадлежит к лирике философского жанра

  • Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

    Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины