Сценарий мероприятия в объединении «Волшебная кисть», посвящённый юбилею великого художника И. Сценарий мероприятия, посвященный юбилею великого художника И.И

День изобразительного искусства
День, посвящен Ивану Ивановичу Шишкину - великому русскому художнику .

С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Е.Баратынский

Воспитательная цель дня:


  • познакомить с величайшим художником XIX века, Шишкиным И.И. и его творчеством;

  • формировать чувство неразрывной связи человека с природой, развивать творческое воображение, восприятие мира;

  • воспитание патриотизма, любознательности, цельности характера.

План на день:

1 Просмотр компьютерной презентации

« Картины Шишкина И.И.»

2 выставка репродукций картин, портрета художника

3 КВН-игра учащихся 5-6 классов

4 викторина по творчеству И.И.Шишкина работы

5 выставка работ учащихся с уроков изобразительного

искусства, анкетирование учащихся

6. Домашнее задание.

Нарисуйте дома пейзаж, работы принимаются

Итоги будут подведены на общешкольной линейке

Любовь Шишкина к родной земле, к родной природе, любовь которую он пронес через всю свою жизнь, дала силу его искусству и прославила его родину, город Елабугу.

Итоги дня изобразительного искусства:

В ИГРе-КВН по изобразительному искусству победу одержала команда 6 класса «Гвозди» одержав убедительную победу во многих конкурсах.

Команда 5 класса «Акварель» признана победителем в номинации «Художественная разминка».

В викторине по творчеству И.И.Шишкина наибольшее количество баллов набрали Сысоева Наталья 6 класс, Жабина Оксана 6 класс, Коваленко Настя 6 класс.

Отмечены Пяткова Анастасия и Семенова Екатерина за составленные интересные и содержательные вопросы командам противника по изобразительному искусству.

Рассказ учителя в сопровождении с компьютерной презентации.

Эти картины написал великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. Иван Иванович родился в 1832 году в городе Елабуга. Природа Прикамья, нетронутая и величественная, сыграла огромную роль в формировании Шишкина - пейзажиста. Елабугу обступали дремучие леса. Говорили, что где-то в глубине лесов разбойники спрятали сказочные клады. Разбойников Шишкин не боялся. Мальчиком он целые дни бродил один по лесу. Деревья стали его друзьями, он много о них знал. Древних кладов он не отыскал, зато нашел в лесу богатство дороже - навсегда понял и полюбил природу.

В 1852 году Шишкин поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь очень скоро обнаружилось его увлечение пейзажем. Все свободное время он проводил в Сокольниках и рисовал то, что никто до него не рисовал – просто поле, лес, реку.

В Академии художеств, куда Шишкин поступил в 1856 году, он обратил на себя внимание профессоров мастерством рисунка. Академию художеств он закончил с золотой медалью.

Одна из ранних работ Шишкина - «Сосновый бор». Здесь художнику удалось передать величавость соснового бора, объятого тишиной.

Шишкин был первым из русских пейзажистов, придававших огромное значение этюду с натуры. Его многочисленные этюды изображают иногда целый пейзажный мотив, а иногда отдельную деталь.

Самые знаменитые его картины: «Лесные дали » , «Дубы » , «Рожь », « Сосновый бор», «Утро в сосновом бору».


ВИКТОРИНА

1 К какому произведению И.И.Шишкина вы бы отнесли эти строки стихотворений?
Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по солнечным палатам.

И.А.Бунин.
На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

М.Ю.Лермонтов.

 В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина?


 Какого русского художника называли «певцом русской природы»?
 Кого написал художник К.А. Савицкий на известной картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»?
 Какой пейзаж, роднее которого и представить нельзя, запечатлели на одноимённых полотнах Иван Шишкин, Исаак Левитан и Архип Куинджи?

ИГРА-КВН по изобразительному искусству


Учитель:

И в 10 лет, и в 7, и в 5


Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует
Всё вызывает интерес
Далёкий космос, ближний лес
Цветы, машины, сказки, пляски.

Всё нарисуем – были б краски


Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле!

Поэтому мы собрались на игру КВН.

Прошу команды представиться (название, девиз, приветствие команде соперников)

1 художественная разминка

 В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина?

(Пейзаж.)

 Какого русского художника называли «певцом русской природы»?

(И. Шишкина.)

 Кого написал художник К.А. Савицкий на известной картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»?

(Четырёх медведей.)

 Какой пейзаж, роднее которого и представить нельзя, запечатлели на одноимённых полотнах Иван Шишкин, Исаак Левитан и Архип Куинджи?

(«Берёзовая роща».)

 Не только часть руки, но и инструмент художника.

(Кисть.)

 Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте.

(Грунт.)

 Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень, Солнце.)

 Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек.)

 Каким соцветием художники рисуют?

(Кистью. Кисть - соцветие с удлинённой главной осью и цветками развивающимися от основания к вершине, например у ландыша, у черёмухи.)

 Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

(Краска.)

 Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

(Кисть.)

 Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину.)

 Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?

А. Точит карандаши. В. Моет кисти.

Б. Сгущает краски. Г. Ломает палитру.

 Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?

А. Карандаш. В. Кисточка.

Б. Тюбик . Г. Мольбертик.

 Автопортрет - это:

А. Изображение любимого автомобиля.

В. Портрет человека в автомобиле.

Б. Портрет, часто переезжающий с выставки на

выставку.

Г. Портрет художника, выполненный им

самим.

 Как называется картина Ильи Репина?

А. «Бурлаки на «Жигулях».

Б. «Бурлаки на «Волге» .

В. «Бурлаки на «Запорожце».

Г. «Запорожцы на «Оке».

(Только нужно убрать лишние кавычки.)

 Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?

А. Три богатыря . В. Три мушкетёра.

Б. Три поросёнка. Г. Три толстяка.

 Назовите фамилию таможенника из фильма «Белое солнце пустыни»?

А. Репин. В. Шишкин.

Б. Верещагин . Г. Айвазовский.
2 КОНКУРС «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Учитель : 1. Я чёрный, красный, жёлтый, синий.
С начинкой твёрдой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу изображу.

2. Палочка волшебная есть у меня, друзья.


Палочкой этой могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход.

3. Я становлюсь волшебником, когда они со мной


Хочу и дождь из облака прольётся проливной.
Хочу, и волны синие заплещутся в реке.
И взять могу я радугу и подержать в руке.

4 Для меня резинка, братцы страшный враг


Не могу я подружиться с ней ни как
Сделал я кота и кошку – красота!
А она прошлась немножко нет кота!
С ней хорошую картину не создашь!
Так вовсю ругал резинку … (карандаш).

Учитель: Итак ответом на наши загадки является слово “ карандаш” .

Вот о карандашах, таких привычных, без которых не обходится ни один ученик, о них простых и цветных тружениках мы сегодня поговорим.

Выступление ребят: Интересно, кто придумал карандаши – эти волшебные палочки, приносящие столько радости? До появления карандашей люди рисовали углём на стенах пещер. Позже чертили острой палочкой на глиняных дощечках. Древние китайцы и японцы выводили иероглифы кисточками из верблюжьей шерсти, которые макали в тушь. На Руси были в ходу гусиные перья. Ими писали на берёзовой коре, а позже на бумаге. Карандаши появились не так давно. Современным карандашам около 200 лет. Само слово “ карандаш” в переводе с тюрского языка означает “ чёрный камень” Почему? Он состоит из тонкого графитового стержня и деревянной трубочки, которая нужна для того, чтобы не ломался графитовый камень, не пачкались руки, а карандаш было удобно держать. А как делают цветные карандаши? В состав стержня добавляется краситель нужного цвета. знаете ли вы, что одного карандаша хватит на то, чтобы провести линию длиной 60 метров. Карандаши верно служат и надёжно людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости, поэтому он верно служит космонавту. На полярных станциях и ледниках, там где очень низкая температура воздуха, шариковые ручки могут замёрзнуть, а карандаш – нет.

Учитель: А теперь хотелось бы услышать ваши высказывания (продолжи предложение).


  1. Я хочу сказать спасибо карандашам за то, что…

  2. Если бы не было карандашей…

  3. К карандашам нужно относиться бережно…

  4. Карандаши – хороший подарок, потому что …

  5. Когда мне становится скучно, я беру карандаши, и тогда…
3 Практическая работа: изобразить радугу

Краски сегодня ужасно устали


Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой как в сказке.
Вся разноцветная вот красота!
Ты полюбуйся какие цвета.

(Выбирается 2 участника команды, которые рисуют пейзаж с радугой)

4 Домашнее задание «Художественная самодеятельность»

Учитель: На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин на жанры.

(номера художественной самодеятельности от команд)

Песня о жанрах

Если видишь на картине нарисована река


Живописные долины и дремучие леса
Белокурые берёзки, или старый крепкий дуб
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк
Нарисованным быть может, или север илди юг
И любое время года, мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем, называется пейзажем.

Если видишь на картине, чудо – вазу на столе


В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем
Стоит множество посуды, и стеклянной и простой
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А еще и так бывает нарисована там дичь.
В завершении положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт
А поэтому картина назовётся натюрморт.

Если видим на картине, чей-то профиль иль анфас.


Или, может быть задорный и весёлый, чей-то глаз.
Может грустный или смелый, может добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, папа или мама, может дедушка и я.
Нарисованы в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет.
Что красивая картина называется портрет.

частушки

1. Рисовал картину Вася


Он художник спору нет
Но зачем он нос раскрасил
В красный, жёлтый, синий цвет.

2. На платке для красоты


Рисовал Антон цветы
А телёнок посмотрел,
И цветы чуть – чуть не съел.

3. Краски Саша в руки взял


Зоопарк нарисовал
Но никто не разберёт
Где здесь слон. где бегемот.

4. На уроках рисованья


Ты лентяя не найдёшь
Прилагаем все старанья.
Чтоб рисунок был похож.

5 Конкурс «Песенная перепалка»

Учитель: Ребята, сейчас у нас песенная перепалка, пропойте песни, в которых встречаются цвета.

6 конкурс «Кроссворд»

Учитель: Где работает художник? Сейчас мы решим кроссворд и узнаем. Я показываю предметы, а вы их называете. По выделенным буквам прочитаем слово.

1 – Бумага

3 – Кисть

4 – палитра

5 – мел


6 – карандаш

7 – краски

8 – картина

9 – стакан

Учитель: Правильно, это слово “ Мастерская”. Дайте развернутый ответ для чего художнику мастерская?

7 Конкурс капитанов «Ты мне я тебе»

вопросы, загадки друг другу. (3 вопроса) Можно посовещаться с командой 1мин, но тогда у команды снимается бал.


Подведение итогов. Награждение.



В.Л.Боровиковский В 18 веке эту болезнь лечить не умели. Мария в скором времени умерла, ее жизнь была очень короткой и несчастливой. Портретом восхищались не только современники. К примеру, спустя сто лет, поэтом Я. Полонским написаны эти замечательные строки, посвященные ей: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали. Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. О какой картине идет речь и о какой болезни говорит автор




Художник-самоучка, всегда шел в искусстве своим путем ища новые методы в технике изобразительного искусства. Почти каждая его картина разжигала нешуточные сплетни и страсти: его обвиняли в стремлении к дешевым эффектом, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен, использовании светящихся красок. О каком художнике идет речь.


Архип Иванович Куинджи ()


Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Долго стоял у окошка, смотрел на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. В сапогах мерзли ноги. Надел валенки- за первый же час промокли насквозь. -Весна близко, -сказала хозяйка, помогая художнику переобуться. Она печально вздохнула. -Далеко еще до весны, Дарья Петровна. Ой далеконько… Но весна пришла, как приходит всегда,- неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул за окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось! О создании какой картины идет речь, назовите автора картины?


Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели» Саврасов ()




Архип Иванович Куинджи () «Березовая роща»


До глубокой старости дожил художник и до последнего дня не выпускал кисти из рук. Ни возраст, ни болезни не могли заставить его отказаться от любимой работы. Когда ему было за пятьдесят, у него стала сохнуть правая рука он был в расцвете своего дарования, не мог бросить живопись, не выполнив своих замыслов. Пришлось писать левой рукой, для чего он сделал привесную палитру: прикрепляя ее к поясу на ремнях. Назовите имя художника?


Иван Иванович Шишкин ()


Виктор Михайлович Васнецов () Как художник называл свою картину «Три богатыря» ?



Викторина 2

2. Как называется картина?



  • «Рожь»
  • На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево - символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно - с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
  • Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем - очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!

Н. А. Некрасов


  • Унылая пора! Очей очарованье!
  • Приятна мне твоя прощальная краса –
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса…

  • "Золотая осень" стала одной из лучших картин посвященных самой живописной поре года. Пространство картины делит на две неравные части река. Это не бурная, горная река с шумом и белыми барашками волн, нет, это тихая, спокойная река, каких много на Среднерусской равнине. "Речка движется и не движется", как поется в песне. С возвышенного берега к ней сбегает толпа березок в праздничном, золотом убранстве.
  • На таком берегу хорошо отдохнуть, посмотреть на неспешное течение реки.


  • Утро в сосновом бору
  • Пейзаж с озером
  • Сокольники

  • Утро в сосновом бору Шишкин
  • Пейзаж с озером Шишкин
  • Сокольники Левитан




  • 1 2

  • 1 2

«ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

180-летие со дня рождения И.И. Шишкина

Оформление сцены: «Гостиная купеческого дома»

Медленно звучит музыка.

Перед сценой плакат

«Я люблю по-настоящему лес и только его и пишу»

И.И. Шишкин

В истории каждой страны, каждого города есть замечательные имена, имеющие мировое значение. Судьбы многих выдающихся людей России связаны с Елабугой. Здесь же родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. В январе 2007 года Елабуга, в частности, Мемориальный дом-музей Шишкина, отметили 175-летие со дня рождения знаменитого художника. И мы в свою очередь отдаем дань уважения великому художнику и посвящаем ему этот вечер.

С именем Ивана Шишкина неразрывно связано представление о русском пейзаже, о лесах, о бескрайних полях. Он принадлежит к числу тех выдающихся мастеров кисти, чьи гениальные творения составляют гордость отечественной живописи. Живописные окрестности Елабуги нашли свое отражение на полотнах известного художника-пейзажиста И.И. Шишкина.

Суровая величественная природа, вековые леса, раскинувшиеся по берегам Камы, с детства были для нашего героя источником постоянного интереса и вдохновения. Девять своих лучших полотен посвятил Иван Иванович Шишкин своей малой родине. Среди них - «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «Святой ключ близ Елабуги», «Утро в сосновом бору».

Портрет Шишкина. Автопортрет

Иван Иванович Шишкин родился 26 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии в многодетной небогатой семье. Отец будущего художника, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом. Это был человек широкого круга интересов. Он желал дать сыну хорошее образование, поэтому после окончания уездного училища в 1844 году отвез его в Казань, где определил в первую городскую гимназию. В этом учебном заведении Ваня Шишкин получил первые уроки рисования карандашом, тушью, красками.

Первый ученик.

«Мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны самыми замысловатыми фигурами... Бывало и так, что в жаркие дни у ворот собирались няни, хвастались скромностью и кротостью детей купеческих. В разговорах никто не

замечал, что пятилетний непоседа нарисовал на воротах соседнего дома целую галерею: то человеческий глаз, то руку, то дерево. В таких случаях хозяева дома шли обычно жаловаться родителям Вани. Няня и соседи прозвали его «мазилкой».

Из воспоминаний двоюродной сестры художника Е.В. Шишкиной.

Второй ученик.

Иван еще ребенком увлекался резьбой по дереву и камню, помогаю отцу в различных поделках. На токарном станке он выточил из камня-песчаника модель Александровской колонны с памятником Петру I , для чего долго собирал изображения монумента на всевозможных ярлычках и спичечных коробках.

Дом Шишкиных стоял на высоком берегу Тоймы. Из окна было видно, как петляет по заливным лугам река и у «Чертова городища» впадает в Каму. А вокруг - озёра с густотравьем, дубравы, сосновые боры и таинственные хвойные леса.

Вся внешняя обстановка детства Вани Шишкина сильно действовала на воображение. Поэтическое настроение преобладало в нем с ранних лет. В большой гостиной часто встречались люди разных интересов и взглядов. Купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И. Осокин, К. Гун, братья Верещагины, прославленная «кавалерист-девица» Н.А. Дурова. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он являлся душой литературно-музыкальных вечеров, на которые порой съезжалось избранное городское общество.

Звучит музыка

Отец, замечая тягу сына к рисованию, принялся выписывать книги по искусству и биографии знаменитых художников. В 1851 году в городе появились московские художники, приглашенные для расписывания иконостаса соборной церкви. С одним из них - Осокиным, Иван вскоре познакомился. Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи и в меру своих сил он принялся помогать Ивану. Своими рассказами о белокаменной Москве, о знакомых художниках Осокин способствовал утверждению молодого человека в мысли о возможности поездки в Москву и поступлении в Училище живописи и ваяния.

В августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище живописи и ваяния. За внешний вид и молчаливость новые друзья прозвали его Монахом. Своих сотоварищей он поразил редкой работоспособностью. «Образование, труд, любовь к знаниям» - таков был девиз Шишкина в ту пору.

Работал он без устали, многие диву давались. За день нарабатывал столько, сколько иные за неделю едва могли осилить. Рисовал и дома до глубокой ночи, по памяти.

Успехи Шишкина к концу учебы в Москве были неоспоримы, и в 1855 году он отправился в Санкт-Петербург в Академию Художеств.

Первый ученик.

Итак, Иван Иванович в Петербурге. Первое время его не покидало чувство одиночества. Работа, и еще раз работа, до полного изнеможения. Преподаватели обратили внимание на прилежание и талант Шишкина, ему было предложено рисовать с натуры. Годы учения в Академии (1856-1860) сыграли важную роль в формировании мировоззрения художника. «Это было удивительное время, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко...»

Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи. В 1860 он окончил курс обучения в Академии с высшей наградой - большой золотой медалью и правом на заграничную командировку.

В то время талантливых выпускников отправляли на стажировку за границу лет на пять. Но Иван Шишкин не спешил в чужие края. Его манили родные места, где он отсутствовал несколько лет. Поэтому сначала он направился на родину, где два года с упоением рисовал родные леса и просторы. И лишь в 1862 году уехал в Европу, где также много и плодотворно работал. Бывал на выставках и в мастерских художников, знакомился с их взглядами на современное искусство. Шишкин посетил Швейцарию, Чехословакию, Германию. В 1865 году он выставил в Дюссельдорфе три своих рисунка. Успех был полным. Иван Иванович получил приглашение показать свои работы в Бонне, Аахене, Кельне.

За границей Шишкин остро почувствовал свою связь с Россией. Среди чужих ландшафтов художник томился, не находя привычного размаха и раздолья. Всем сердцем он рвался домой.

К 1865 году, когда Иван Шишкин вернулся в Россию, о нем уже гремела слава как о талантливом рисовальщике. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей как в России, так и за ее пределами. Две его работы были приобретены Дюссельдорфским музеем. А полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.

По возвращении на родину Шишкин сблизился с И.Н. Крамским, не только выдающимся художником, но и человеком беспримерной честности. Дружба с Крамским стала важным этапом в развитии Шишкина как художника и гражданина. Портрет работы Крамского считается одним из лучших изображений Ивана Шишкина.

Портрет Шишкина работы Крамского

В 1870 году Шишкин, вместе с художниками Крамским и Куинджи, выступил одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Здесь наш герой нашел истинных друзей-единомышленников, а его работы - отзывчивого зрителя.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Первый ученик. В 1870 году Шишкин уже занял ведущее положение среди художников-пейзажистов. На первой же передвижной выставке появилась его известная картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Она ознаменовала наступление творческой зрелости мастера. Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве, выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушает ни медведи у дерева с ульем, ни летящая птица.

«Среди долины ровныя».

В 1883 году Шишкин написал одну из наиболее впечатляющих своих картин «Среди долины ровныя», избрав сюжетом литературный образ, содержащийся в первой строфе стихотворения Ф. Мерзлякова, ставшего народной песней.

«Рожь».

Второй ученик. На одном из эскизов художника можно найти такую запись: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Благодать. Русское богатство». В этой более поздней авторской ремарке выражена сущность образа, созданного в замечательном полотне «Рожь». Оно было выставлено в 1878 году на Четвертой передвижной выставке и принесло художнику мировую славу.

«Лесные дали».

Большое значение имеют пространственные планы для содержания картины «Лесные дали» (1884 год). Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком озере, - вот то поэтическое начало, которое покоряет ум и сердце зрителя.

«Утро в сосновом бору».

Создавая большие картины, Шишкин продолжал интенсивно работать с натуры, изучая природу, рисуя каждую травинку, каждый цветочек. Все более настойчиво разрабатывал проблему цвета, света и воздуха. Итогом плодотворной работы стала в 1889 году картина «Утро в сосновом бору», получившая наиболее широкую известность. Соавтором в написании этого большого полотна был К.А. Савицкий, кисти которого принадлежат фигуры медведей.

Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой лес, а утро с его еще не рассеявшимся туманом, слегка порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чаще. Мастерски передана глубина оврага, на краю которого расположилось медвежье семейство.

В 1890 году Шишкин обратился к сравнительно редкому для него сюжету и написал большую картину «Зима». Он поставил в ней трудную задачу выражения едва уловимых рефлексов в почти монохромной живописи. Тогда же он вновь обратился к литературным образам, на этот раз как иллюстратор произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она...

И опять работа, работа... Заканчивая одну картину, Иван Иванович натягивает холст на подрамник для следующей. Он немало трудился в технике офорта. Офорт это гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой. Шишкин создает подлинные шедевры - «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник».

Рисунки углем, предоставленные на выставке Академии художеств, привели в восхищение всех, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи до И.И Шишкина не показывал никто.

Графика занимает в творчестве Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, 68 литографий, 39 цинографий. Около полусотни офортов хранятся в Елабуге.

Каждый художник в зрелые годы создает произведение, через которое он как бы высказывает свое отношение к жизни и которое принято образно называть завещанием. Таковым у Шишкина является полотно «Корабельная роща».

«Корабельная роща»

На картине реальная Афанасьевская роща близ Елабуги и одновременно символ родины, ее спокойствия, величавости, незыблемости. «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены: браво!», писал К.Савицкий. Эта работа - торжественная ода во славу родной природы. Созданная в год кончины художника, она стала его лебединой песней.

21 марта 1898 года смерть застала Ивана Ивановича за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», - писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.

Ретроспективный показ картин художника под музыку Свиридова или Лунная соната.

Произведения И.И. Шишкина входят в сокровищницу российской культуры. Они украшают коллекции картинных галерей и музеев более 30 городов России, находятся в частных собраниях российских, французских, американских, немецких ценителей живописи. Крупнейшие коллекции работ художника хранятся в Третьяковской галерее города Москвы и Государственном Русском музее С.-Петербурга. Довольно представительным собранием картин Шишкина может похвастаться Государственный музей изобразительного искусства РТ. Здесь насчитывается порядка сорока произведений живописи, 25 рисунков, 400 офортов и литографий.

Звучит «Лунная соната» Бетховена

Картины «Лесная поляна», «На даче» экспонировались в 1898 году на выставке в Казанской художественной школе в числе произведений русских художников того времени. Пейзажи Шишкина, пронизанные воздухом и светом, имели столь большой успех у казанской публики, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины в Казани. Шишкин ответил согласием. Эта телеграмма была последней весточкой художника в родные места.

А на картине живет яркий солнечный день раннего лета - трава сочна и пушиста, небо сияет светлой лазурью, оттеняемой белыми облаками.

«Шишкин - человек-школа», сказал о нем Крамской и оказался прав. А вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства», изданном в Париже: Роль Шишкина «в истории развития глаза» русских пейзажистов огромна и совершенно исключительна. Он очень крупный и оригинальный ум, он создал целую школу, заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Он первый вдумался в глубину пейзажа, для него каждое дерево и даже каждый лист стали целым миром. Шишкин был первым анатомом природы...»

«С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина». Л. Бродская.

Дети, занимающиеся в изостудии ЦДТ, тоже очень любят рисовать пейзажи. Свои работы они посвятили И.И. Шишкину. Давайте послушаем наших ребят, посмотрим их работы.

Автор: Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан
Описание материала: Нетрадиционное внеклассное мероприятие направлено на формирование социальной компетентности школьников средствами музейной педагогики; рассчитано на совместную деятельность учащихся 8-11 классов. Учащиеся проектируют, моделируют и презентуют свою картинную галерею в соответствии с музейными законами и атрибутами.
Цели мероприятия:
1) приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
2) развитие умений и навыков составления устной монологической речи, публичного выступления;
3) воспитание любви к родному краю, эстетического вкуса учащихся
Дидактико-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная система, подготовленный группой видеосюжет «В музее Шишкина»; видеопрезентация
Подготовительная работа . Актив класса проектирует, моделирует воображаемую картинную галерею и в кабинете создаёт свою модель, придумывает её интерьер. (Для учащихся сельских школ всё ново и незнакомо, нет возможности посещать известные залы картинной галереи, музеи. До проведения данного мероприятия на одном из классных часов пройдёт урок этикета «Как вести себя в общественных местах»)
1 группа – творческая группа учащихся готовит презентацию (слайд-шоу) репродукций картин художника, собирает картины по разным источникам Интернета, предлагает принести репродукции картин Шишкина из домашней коллекции. Гости рассматривают репродукции картин как по презентации, так и по «живым» картинам (показать детям, как оформляются картины в музее, картинных галереях; знакомство с паспарту)
2 группа – группа экскурсоводов: собирает материал для описания данных репродукций.
3 группа – исследовательская группа находит портреты Шишкина и их описания; биографические сведения о художнике; составляет вопросы для проведения викторины.
4 группа – проектно-издательская группа, создает и готовит проект буклета-путеводителя для каждого посетителя выставки.
Третья и четвертая группы формируются из учащихся старших классов.

Лесной бог из Елабуги…
Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В. Стасов.

Ход мероприятия

1 экскурсовод: Ребята! Сегодня мы с вами совершим необычную интерактивную экскурсию в картинную галерею известного художника-пейзажиста, нашего земляка Ивана Ивановича Шишкина. Мы организовали выставку живописца, которая позволит увидеть многое из того, что сделано было художником, и каким был путь к вершинам искусства уроженца Елабуги.
I этап – знакомство с портретами и биографией художника
2 экскурсовод: Портреты И.И.Шишкина (показывает портреты- слайд-шоу)
В течение своей жизни Иван Крамской несколько раз рисовал и писал своего товарища по передвижным художественным выставкам И.И.Шишкина. В большом портрете Крамской создал образ преуспевающего художника, который находится в зените славы и известности. Но портрет свободен от парадности. Ясная лаконичная композиция подчеркивает значительность, основательность модели. Темный компактный силуэт плотной фигуры четко читается на светлом фоне холста. Выразительны не только взгляд чуть прищуренных глаз, свободно раскиданные волосы, густая борода, но и естественная поза, руки, непринужденно засунутые в карманы. Целостность натуры, спокойная уверенность в себе, в своей деятельности – эти черты, присущие личности художника, запечатлены на полотне. (портреты)


Ивану Ивановичу Шишкину словно самой судьбой было предначертано стать певцом русской природы. Друзья шутили, что у него не только «лесная» фамилия, но еще и внешность настоящего лешего: бородатый, косматый, такому в самый раз жить в лесу…
В поисках вдохновлявшей его натуры художник ездил и ходил по российским проселкам, по лесным дорогам и тропам. Таким «легким на ногу», в высоких сапогах изобразил живописца на одном из полотен художник Крамской. Стоит на лоне величественной русской природы и внимательно наблюдает за происходящим, любуясь широким раздольем России, лесными далями.
3 экскурсовод: Биографическая справка
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в городе Елабуге в семье купца. Он с детства мечтал стать художником. После уездного училища окончил четыре класса казанской гимназии №2. С 1852 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окончил училище с золотой медалью. 1856-1861 годы- годы, проведенные в Петербуржской академии художеств, которую он закончил с тремя серебряными и двумя золотыми медалями. И.Шишкин стал убежденным передвижником, профессором академии, участником всех выставок передвижников и нескольких европейских выставок.
Справка. В городе Елабуге находится Дом-музей И.Шишкина, который открыт с 1946 года, где собраны личные вещи, его картины, их более 50. Побывав в Елабуге, вы обязательно посетите этот музей. Не пожалеете!
Презентация видеосюжета «В музее Шишкина» (Учащиеся нашей школы посетили музей и сняли видео)

II этап – демонстрация (слайд-шоу) и описание картин И.И.Шишкина
4 экскурсовод: «Утро в сосновом лесу» (1889)


«Утро в сосновом лесу» - одно из самых широко известных произведений русской живописи. Художник как бы приоткрывает зрителю глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Седой туман окутал лесную глушь. Бурелом. Тишина. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотая верхушки деревьев. Это глухой лес, следов человека не видно. Медвежата играют на сломанном дереве, а медведица внимательно следит за ними. Медвежата и медведица добавлены на картину Константином Аполлоновичем Савицким и оживляют образ дремучего леса.
5 экскурсовод: Несколько картин Шишкин посвящает дубу.
1) «Среди долины ровныя…» (1883) Какой дуб! Ему, наверное, тысяча лет! Именно чувство вечности, прочности видишь в этой картине. И какой простор!
2) «Дубовая роща» (1887) Богатырская сила родной земли проступает на этом полотне, на котором исполинские дубы похожи на умудренных жизнью крепких стариков рядом с подступающей к ним древесной молодью.
3) «Дождь в дубовом лесу» (1891) В этой картине какой-то неожиданный Шишкин. Здесь схвачено мимолетное состояние природы, очень трудно передаваемое в живописи, - летний дождик с туманом, со спешащими по дороге в дубраве людьми.

1 экскурсовод: «Рожь» (1878)
Это одно из лучших произведений художника, ставшее хрестоматийной картиной. Магической силой веет от этой картины. Все просто, ясно и убедительно в ней, как в самой жизни. Главное тут – хлебное поле, дорога во ржи с низко летящими ласточками, цветочками на обочине и сама рожь, желтым морем уходящая к горизонту.
Нечто похожее видим и на более ранних полотнах художника. Новые тут – сосны во ржи. Они соединяют небо и землю. Золотая нива под ними словно бы паруса обретает. Вся картина становится символом жизни, от нее исходит надежда, благополучье. Это вершина творения живописца, хотя лес тут представлен лишь частью всего, что нас радует на земле.
Можно на выставке проследить путь живописца к своим шедеврам. Вот, например, небольшое полотно с ржаным полем, написанное в Подмосковье. Удача явная – картину у молодого художника сразу покупает для своей коллекции Третьяков. Но сам живописец видел в этом сюжете что-то более значительное. Еще раз было написано поле созревающей ржи. Но только с третьей попытки художник создал ту «Рожь», которую все мы знаем. Зеленые паруса сосен над полем сделали свое дело. Неизвестным осталось: видел ли Шишкин именно этот пейзаж или, подчиняясь законам искусства, перенес со свойственным ему мастерством к дороге во ржи сосны из иного какого-то места.

III этап – самостоятельное составление связного текста-описания картин И.И.Шишкина
2 экскурсовод: Обращает внимание на репродукции картин «Лесные дали» (1884 г.), «Лесная глушь» (1872 год), «Первый снег» (1875 год) и предлагает творческое задание: описание представленных картин (ребята выступают в роли экскурсовода).
IV этап – Знакомство с репродукциями картин И.И.Шишкина из Государственного музея изобразительных искусств в Казани
3 экскурсовод: «Корабельная роща» («Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии») (1898)


На 26 передвижной выставке в 1898 году появилось последнее произведение И.И.Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на родине, на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще.
Русский человек, глядя на это полотно, испытывает чувство гордости за величие Родины. Образ Родины донесен до зрителя таким, каким он живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях, в его песнях, сказаниях, былинах. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
Непроходимые дебри уральских лесов. Горит на солнце корабельная роща. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину леса. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Ни души вокруг, ни тропинки. Как на часах, стоят вековые сосны, охраняя лесной покой. Громадные, в несколько охватов, стволы деревьев сообщают полотну особую монументальность.
«Корабельная роща» - лебединая песня художника. В ней он воспел Россию с ее могучими лесами, хрустальными водами, смолистым воздухом, голубым небом, ясным солнцем. Передал любовь и гордость за красоту земли, которые чувствовал на протяжении всей жизни. (выразительное чтение высказывания В.Стасова)
2 экскурсовод: Заключительное слово. Организованная нами юбилейная выставка показывает, как много успел И.И.Шишкин сделать: исходил-избороздил леса чуть ли не всей средней полосы России. Лес он знал и чувствовал не хуже ученого-лесовода, но, кроме этого, художника волновала поэзия и эпическая сила зеленого творенья Природы.
Шишкин знал все тонкости жизни леса в разные времена года и в разное время дня (особенно любил солнечный летний полдень). Главный «герой» его живописи – лес. Это дубравы и хвойное царство красавиц-елей и сосен-великанов, корабельные рощи и редколесье с просеками и прогалинами. Пройдя по выставке, видишь: у Шишкина было два особо любимых дерева – дубы и сосны.
Шишкин хорошо знал и любил лесное свое отечество. «Безмерная любовь к родной земле, к русской природе сообщила силу его искусству и сохранила полотнам художника популярность до наших дней».

Посетители выставки самостоятельно просматривают картинную галерею. Отводится 5 минут. Звучит медленная музыка.
V этап – Викторина «По следам заочной экскурсии»
Вопросы
1. На какой картине изображены люди? («Дождь в дубовом лесу»)
2. Кто рисовал И.Шишкина? (И.Крамской)
3. Какое дерево изображено на картине «Среди долины ровныя…»? (дуб)
4. Какое время суток запечатлено в сосновом бору? (утро)
5. Как называются леса, изображенные на полотнах Шишкина? (бор, роща, лес, чаща)
6. Подберите синонимы к словам «картина», «художник».
(картина- полотно, этюд, произведение живописи, репродукция; художник – живописец, мастер, пейзажист)
7. Сколько медведей изображено на картине «Утро в сосновом бору»? (4)
8. В каких музеях находятся картины художника-пейзажиста?
(Третьяковская галерея (Москва), Дом-музей И.И.Шишкина (Елабуга)
9. Перечислите полотна Шишкина, ключевым словом которых является «роща» («Дубовая роща», «Корабельная роща»)
10. Назовите известных художников-пейзажистов.(И.И.Левитан, К.А.Саврасов …)
11. Последняя картина И.И.Шишкина. (Корабельная роща)

Всем посетителям выставки экскурсоводы раздают буклеты-путеводители, в котором представлены репродукции картин И.Шишкина, высказывания о пейзажисте, указаны адреса нахождения полотен художника, дана другая информация о Шишкине.

VI этап – Обобщение в форме интервью
1. Что дало вам посещение данной выставки?
2. Каково было у вас представление о художнике, и изменилось ли оно после посещения?
3. Как можно узнать картины Шишкина?
4. Какая репродукция вам стала ближе и почему?
5. Каково пожелание организаторам выставки?