Николай шилов биография. Шилов николай

Николай Петрович Шилов - заведующий кафедрой праздников в Челябинском институте культуры и искусства - необычайно обаятельный, умный, веселый и добрый человек, детский поэт, член Союза писателей России.
Шилов Николай Петрович - довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес - девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких.
Каждый день по утрам он ест овсяную кашу и говорит:
- Спасибо! После такой вкуснятины очень хочется, поработать.
После этого Шилов Николай Петрович садится на трамвай, показывает контролеру свой проездной билет и едет в институт, а сам по сторонам смотрит. Увидит, скажем, суматошную муху на окне, капризного мальчика на маминых коленях или грустного барбоса под сиденьем и сразу их в стихи вставляет.
На работе Шилов Николай Петрович учит студентов. Рассказывает, как надо праздновать Новый год, 8-е Марта и день рождения. Потому что студенты учатся в институте искусства и культуры.
У Шилова Николая Петровича в этом институте очень много друзей. Одни танцуют, другие на медных трубах с тремя кнопочками играют, а третьи всякие книжки с предисловиями, пишут. Правда, все друзьяприятели взрослые и с ними можно разговаривать только серьезно.
Вечером Шилов Николай Петрович говорит:
- До свиданья!
И снова садится на трамвай.
Дома Шилов Николай Петрович сперва пьет кофе, а потом садится писать книжки для детей. И старается назвать их посмешнее. Например, «Доктор Муха-горло-нос».
Вот какая жизнь у детского поэта Шилова Николая Петровича.

СОБАКА И КОШКА

Солнышко.
Птички.
Цветочки.
Дорожка.
На ней повстречались
Собака и Кошка.

«Приличная киска,
К тому же не бяка,
Не стоит
С ней драться, -
Решила Собака,
Которую только что с
Сняли с цепочки, -

Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».

«Не пёсик,
А душка, -
Подумала Кошка.
Ему бы культуры
Общенья
Немножко.
Пожалуй, упрятать
Пора коготочки,
Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».

Так и прошли они
Мимо друг друга,
Никто не скулил,
Не шипел от испуга.
Хвостами вильнули
И сели в тенёчке…
Да здравствуют
Солнышко,
Птички,
Цветочки!

КИТ

В океане
Мелкота
Жить не может
Без кита.
Мамы Кильки
День-деньской
Разговор ведут
Такой:
- Дети!
Если ураган
Взбаламутит
Океан,
Встреча
После урагана
Возле
Главного фонтана.

ВСЕ НЕ

Воробей,
Воробей,
Ты из лужицы
НЕ пей,
Из подсолнуха
НЕ клюй,
Во все стороны
НЕ плюй,
На дороге
НЕ скачи,
Клювом в окна
НЕ стучи,
Возле кошек
НЕ садись,
Со скворцами
НЕ дерись.
Если выполнишь
Все НЕ,
Будешь правильным
Вполне.
Только правильных
Зануд
Воробьями
НЕ зовут.

МУХА В КЕФИРЕ

Раз, два,
Три, четыре -
Муха
Плавает в кефире.
Я согласен, что бокал
Не Ока
И не Байкал,
Но и муха
Не карась -
Еле вы-ка-раб-ка-лась.
- Извините, -
Говорит, -
Если очень
Кислый вид.

ХРЮШКА

- Есть, -
Сказала Хрюшка, -
У меня
Подружка.
Мне давно
Охота
Подарить ей
Фото.
Уберите
Крышку,
Наведите
Вспышку.
И скажите Мужу,
Пусть подыщет
Лужу.

Шилов Николай Петрович
(12.04.1947- 18.03.2010)


Родился Николай Петрович в городе Щучье Курганской области. Вырос в рабочей семье. Отец Петр Михайлович и мать Антонина Михайловна родом из деревень Шумихинского района Курганской области. Вырастили троих сыновей. Двое стали рабочими, а один - ученым и поэтом.
С малых лет у Коли был интерес к литературе. Когда он был еще в восьмом классе, его стихи были впервые опубликованы в местной газете. Позже он писал и прозу, и пьесы, и стихи для взрослых. Но чаще всего стихи для взрослых оставались ненапечатанными.
После окончания восьмого класса Николай поехал в Челябинск поступать в техническое училище. Его не приняли по зрению. Тогда он поступил в культпросветучилище. В 1966 году Николай с отличием закончил учебу и был направлен в Ленинградский институт культуры имени Н.К.Крупской. В Ленинграде он не мог пропустить те возможности, который давал этот город: библиотеки, театры, музеи... Продолжал и в студенческие годы писать стихи, печатался в молодежных газетах и журналах. После первого курса со студенческим отрядом он оказался на строительстве газовой компрессорной станции в Южном Казахстане. После второго курса с небольшим студенческим отрядом побывал в Восточной Германии. Там его даже наградили за хорошую работу. Но главной наградой было знакомство со знаменитыми немецкими городами: Дрезденом, Лейпцигом, Веймаром, Берлином, их музеями, театрами.
Время учебы в институте было для Николая Шилова очень результативным. В то время в институте преподавали очень хорошие специалисты, такие, как писатель Игорь Смольников и другие. Николай Петрович приобретал театральный опыт. Вместе с однокурсниками он организовал на курсе свой театр. Поставил пьесу Мережковского «Павел I», что получило неодобрение парткома и деканата. Для того чтобы поставить «Павла I», ощутить дух той эпохи, Шилов побывал в Михайловском замке, где закончилась жизнь царя.
Николай Петрович был постоянным читателем институтской и театральной библиотек. С тех пор у него особое отношение к профессии библиотекаря. Он открыл для себя поэзию Серебряного века. Особое увлечение Шилова - стихи Блока. Почти весь третий том поэта он знал наизусть.
После окончания института Николай Петрович вернулся в Челябинск на преподавательскую работу в то самое училище, которое заканчивал сам. Но сначала год прослужил в армии, где работал библиотекарем! В училище Николай Петрович организовал «Ночной театр» (репетировали по ночам). Играли в спектаклях и преподаватели, и студенты. Николай Петрович не только режиссировал, но и писал сценарии, готовил концерты.
С 1970 года Шилов стал заниматься в литературном объединении «Экспресс» (Дворец железнодорожников). Там он познакомился с руководителем объединения и детским поэтом Львом Рахлисом. Несмотря на разницу в возрасте в десять лет, началась дружба на долгие годы, которая сыграла в судьбе Николая Петровича очень большую роль. В 1982 году Николай Петрович перешел на работу в Челябинский институт культуры, стал работать вместе с Рахлисом. Лев Яковлевич уже заявил себя как детский поэт, был автором книги «Шишел-Мышел», публикаций в газетах. Рахлис - человек широких интересов, большой культуры, богатого языка. Николай Петрович много получил, общаясь с другом. Объединял их интерес к поэзии, к детям, к театру, культуре.
Параллельно в Челябинском университете Шилов создает очень интересный студенческий театр «Софит», который за десять лет существования не раз был победителем в различных смотрах и конкурсах.
Николай Петрович вместе с Львом Яковлевичем написали первую совместную книжку для воспитателей детских садов и учителей начальных классов «Цветик-семицветик» (1992). Потом появились «Здравствуй, бабушкин сундук!», «Школа Винни-Пуха» и другие Все, кто работает с детьми, сразу оценили достоинства сценариев игр, конкурсов, шоу, придуманных авторами - выдумщиками, фантазерами. Позже эти книги вошли в их сборник «Кит по имени «Н», Кит по имени «В», Кит по имени «Ф».
Так случилось, что Лев Рахлис по настоянию родных в 1993 году уехал в Америку. Но связь поэтов не прерывалась. Он передал Николаю Петровичу «эстафетную палочку» - кафедру в институте. 10 лет Николай Петрович возглавлял в институте (теперь Академия культуры и искусства - ЧГАКИ) кафедру режиссуры театрализованных представлений и праздников. Не случайно одна из статей, посвященных Шилову, называется «Профессор кафедры праздников». Студенты называют кафедру «кайфедрой», настолько интересно там учиться.
Когда в городе проходят большие праздники: «День города», «Человек года», Бажовский фестиваль, «Светлое прошлое», «Хрустальная капель»..., мало кто знает, что сценарии этих праздников разработаны Николаем Петровичем. Несколько лет Николай Петрович был руководителем команды КВН «Формула-1» ЧЕЛГУ.
Первые стихи для детей у Николая Петровича появились на детской страничке газеты «Хроника» (1992 -1996). И сразу же стало понятно, что появился в Челябинске настоящий детский поэт:

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Хочу познакомиться
С девочкой Людой,
Желательно плаксой
И страшной занудой.
Номер такой - то,
Звоните в обед

ЛЮДОед


Стихи Николая Шилова, как всякие хорошие стихи, интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам и дедушкам. Поэт пишет книги для дружных взрослых и детей. Их хорошо читать вслух в семье. Стихи легко читаются, легко запоминаются. Строчки поэта заставляют детей думать нестандартно, фантазировать, радоваться неожиданным поворотам, юмору, разнообразию возможностей языка. А как неожиданны и интересны названия его книг!
Не случайно, в одном из интервью Николай Петрович сказал: «Смысл детской поэзии не в морализаторстве, а в том, чтобы пройти языковую школу. Почувствовать язык - образный и вкусный». Книги Николая Петровича и есть эта самая языковая школа, школа словотворчества.
В 1996 - 2000 годах в Челябинске издавался детский журнал «Тропинка», где главным редактором была Северина Школьникова. Заместителем ее и ведущим рубрики для самых маленьких - «Детский сад» был Николай Петрович. В «Тропинке» публиковались стихи Шилова и много произведений других авторов, с которыми Николай Петрович знакомил маленьких читателей. К сожалению, «Тропинка» перестала издаваться в связи с отъездом из страны главного редактора и организатора журнала.
Стихотворения Николая Петровича печатались в минском журнале «Кважды-Ква», в американской газете «Русский Дом», которую издает в Атланте Лев Рахлис. Поэт печатался в екатеринбургских журналах «Воздушный корабль» (для чтения в самолетах), в компьютерном журнале «Лэп-Топ», в челябинских журналах «Наполеон», «Луч».
Первый сборник стихов Шилова «Доктор Муха - Горло-Нос» вышел в Челябинске в 1997 году. Редактором сборника была наша землячка - детская поэтесса Нина Пикулева. Через два года Николай Петрович выпустил второй свой сборник - «Самсусам». В него вошло сорок стихотворений. Это целое поэтическое богатство: есть стихи, написанные с юмором, но заставляющие задуматься над серьезными вещами («Думы», «Лето», «Заботы»...)

Если речку
Не беречь,
Перестанет
Речка течь.
Зарастет высокою
Острою осокою.


А есть не просто стихотворения, а стихи-загадки, стихи-игры, стихи -считалки... Много стихотворений Николая Петровича посвящено природе, погоде, деревьям, насекомым. Может быть потому, что он сам замечательный садовод, в его стихах такие тонкие и точные наблюдения за всем, что растет и живет на земле: «Божья коровка», «Букашки», «Мухи», «Рыбка по имени Карась»...
В 2004 году в Академии культуры и искусства вышел сборник Николая Петровича «Поросенок, который был собакой», где впервые для ребят он поместил и прозаическое произведение, название которого стало названием сборника. Впервые в сборнике помещена большая серьезная статья о творчестве поэта.
Особенно хорошо изданы две книги Николая Петровича: «Посвящение в лягушки. Стихи для детей и взрослых» и «Лето в банках. Стихи для детей» (издательство «АвтоГраф») с яркими рисунками художника Юрия Попова, в твердом переплете. «Посвящение в лягушки» (2001) открывается словами: «В этой книге - собственные произведения автора, а также переводы с мушиного, лягушачьего, сорочьего, кошачьего, собачьего, лошадиного и прочих языков»... Поэт заставляет детей удивляться красоте и многообразию мира. И книга «Лето в банках» (2006) написана в лучших традициях автора. Не случайно программа летнего чтения екатеринбургских библиотек открывается одноименным стихотворением Николая Петровича и созвучна по названию «Лето в рифмах».
Появление этих книг стало еще одним доказательством роста мастерства поэта. И тем, как качественно меняются издания книг Николая Петровича. Такие книги не стыдно послать на столичные и международные книжные выставки. Много его стихов стали песнями. Очень хорошую музыку на слова поэта сочинила челябинский композитор Елена Поплянова. Композитор Анатолий Кривошей написал музыку к песням Николая Шилова к спектаклям «Синяя птица» и «Гарри Поттер». Шилов - частый гость в детской аудитории. Он прекрасно общается с детьми. Встречи с ним для детей - праздники.
В день рождения Николая Петровича (12 апреля 2000 года) его приняли в Союз писателей России
Николай Петрович - дипломант Всероссийской литературной премии имени Льва Толстого (2002), лауреат премии имени Максима Клайна (2001), лауреат городской премии «Золотая лира» (2007). С 1995 года Николай Шилов - Заслуженный работник культуры России. При всем при этом - Николай Петрович удивительно скромный человек, добрый, простой в обращении. Он не умеет «пробивать» свои книги, но благодаря его помощи выходят книги его друга - Рахлиса: «Подарили рыбке зонтик», «На зеленом острове Борнео»...

Книги Н.П.Шилова


Доктор Муха - Горло-Нос. Челябинск: 1997
Самсусам. Челябинск, издательство Т.Лурье, 1999
Страшный зверь. Челябинск, издательство Т.Лурье, 2000
Безусый Самсусам. Челябинск, издательство Т.Лурье, 2001
Посвящение в лягушки. Челябинск, «АвтоГраф», 2001, 2004
Поросенок, который был собакой. Челябинск: ЧГАКИ, 2004
Три дождя тому назад. Челябинск, издательство «Татьяна Лурье», 2006
Лето в банках: Стихи для детей. Челябинск, «АвтоГраф», 2006
Диалоги Петрова. Челябинск, издательство «Татьяна Лурье», 2007
Если падаешь с Луны. Челябинск, издательство Марины Волковой, 2008

Шилов Николай Петрович (р. 12.04.1947, г. Щучье Курганской обл.), поэт, режиссер, педагог, член СПР (1999), заслуженный работник культуры РФ (1995). По окончании Ленингр. ин-та культуры им. Н. К. Крупской (1970) преподаватель режиссуры в Чел. КПУ. С 1982 в ЧГИИК (ЧГАКИ): преподаватель, с 1984 зав. кафедрой режиссуры театрализ. представлений и праздников, с 1992 доцент. В период его рук-ва кафедра стала методич. центром для организаторов праздников в Чел. и области. Методич. разработки специалистов кафедры используются сотрудниками центров нар. творчества мн. регионов России. Область науч. интересов Ш.— сценарное мастерство, режиссура, сценарные основы игровых и развлекат. программ. Ш. провел мастер-классы для сценаристов и режиссеров театрализ. представлений и праздников в гг. Екатеринбург, Курган, Москва, Пермь, Тюмень, Южно-Сахалинск и др. Рук. творч. лабораторий, в к-рых проходят обучение воспитатели детских садов в Чел. и др. городах обл.; на занятиях используются оригин. авторские методики Ш. Совм. с Л. Я. Рахлисом выпустил сборники дидактич. мат-лов (игры, сценарии, стих, и др.): «Цветик-семицветик — кругоцветное путешествие», «Здравствуй, бабушкин сундук», «Школа Винни-Пуха: Уроки словотворчества и веселого сочинительства», «Кого аист в клюве принес? (Праздник дня рождения)», «Мир чудес: Игровая марафон-программа». Рук. агиттеатра «Софит» (ЧелГУ), чел. команды КВН «Формула 1». Сценарист и режиссер игр «Телефон удачи» и «Пир на весь эфир» на Чел. ТВ; программ фестиваля детского художеств. творчества «Хрустальная капель», Бажовского фестиваля, праздника «Президентские игры» и др. В 1997—2002 зам. гл. редактора детского ж. «Тропинка», ведущий рубрики «Детский сад». Автор сборников стих. для детей: «Доктор Муха-Горло-Нос» (1997), «Страшный зверь» (2000), «Безусый Самсусам», «Посвящение в лягушки» (2001), «Поросенок, который был собакой» (2004), «Три дождя тому назад» (2006), «Лето в банках» (2006), «Диалоги Петрова» (2007), вышедших в Чел. Комп. Е. М. Попляновой написаны песни на стих. Ш., вошедшие в сб. «Праздник Пам-парам» (1999). Ш. чл. правления Чел. отделения СПР (с 2004). Дипломант лит. конкурса им. Л. Н. Толстого в номинации «Детская литература» (Москва). Лауреат пр. гор. администрации Чел. «Золотая лира» (2007). Жена Ш.— педагог В. В. Шилова, сын — историк Д. Н. Шилов.

Место работы И.М.У. / МГУ / 1-й МГУ
М.К.И. / МИНХ им. Г. В. Плеханова
И.М.Т.У. / МВТУ им. Н. Э. Баумана
и др.

Никола́й Алекса́ндрович Ши́лов (28 июня (10 июля) 1872 года , Москва - 17 августа 1930 года , Гагра) - русский и советский физик о-химик , специалист в области теории адсорбции и реакций окисления . Магистр химии (), профессор ИМТУ (с 1911 года), МКИ (с 1912 года), Московского Университета (с 1917 года). В годы Первой мировой войны совместно с Н. Д. Зелинским и другими химиками работал над созданием средств противохимической защиты . В -1916 годах внёс огромный вклад в создание системы противогазовой защиты армии и гражданской обороны, разработав первую теорию действия противогаза и заложив основы специального обучения и противохимической защиты войск.

Ранние годы

Николай Александрович Шилов, коренной москвич, родился 28 июня (10 июля) 1872 года в купеческой семье . Ещё в период учёбы в реальном училище увлёкся химией, в 1891 году поступил на физмат Императорского Московского Университета , который закончил с отличием четыре года спустя. По получении диплома Шилов был «оставлен при кафедре химии для подготовки к профессорскому званию». В рамках своей научной работы в -1897 году несколько раз ездил в Германию, где работал в лейпцигской физико-химической лаборатории Вильгельма Оствальда . Весной 1898 года успешно сдал магистерские экзамены, получив право на зарубежную стажировку. Следующие три года провёл в Германии, в основном - в Лейпциге, а также в Гейдельберге , где располагалась физико-химическая лаборатория Юлиуса Лотара Мейера . Работал главным образом над реакциями окисления. В 1901 году Шилов вернулся в Россию и защитил в Московском Университете магистерскую диссертацию «О сопряженных реакциях окисления».

Начало XX века

Получив звание магистра химии, Николай Александрович Шилов начал преподавательскую карьеру в Императорском Московском Университете. В и 1904 годах отправлялся в длительные (по несколько месяцев) научные командировки в Германию. С сентября 1902 года - титулярный советник . С по 1907 год Шилов, будучи приват-доцентом , состоял в ИМУ лекционным ассистентом по органической химии . В 1907 году Николай Александрович также начал преподавательскую деятельность по совместительству в Московском инженерном училище , где проработал два года . 1 января 1908 года Николаю Александровичу был пожалован орден Св. Станистава III степени .

Первая мировая война; она оказалась и

первой масштабной химической. Последнее, однако, не было вполне неожиданным. Политические и дипломатические средства защиты от применения варварского оружия были предложены Россией ещё на Гаагской мирной конференции 1899 года.

Однако, надежные индивидуальные средства защиты, тем более для массового использования, сделаны ещё не были. Не явилось ещё само слово - противогаз. Военная необходимость принудила к ускоренным действиям по их разработке, созданию, производству и внедрению.

Профессор Н. Д. Зелинский, основываясь на общих принципах абсорбции и конкретных свойствах древесного угля, предложил (1915 г.) его использование для индивидуальных противогазовых средств. Сперва в респираторах, затем со специальной маской, конструкция которой была разработана Куммантом. Это и стали именовать, как противогаз Зелинского-Кумманта. Преодоление бюрократических трудностей продолжалось более года. Испытания и внедрение проводились в боевых условиях. Этим заведовал ученик Зелинского, профессор, статский советник Н. А. Шилов. Фронтовая работа, изначально поставленная им на твердую научную основу, приносила полезные рекомендации и практические плоды. Из сотрудников этой лаборатории надо отметить Л. К. Лепинь, Н. И. Гаврилова, Н. А. Церевитинова, М. А. Грановского. Важнейшим достижением школы, руководившейся H. A. Шиловым, надо считать разработку теории послойной работы угольного фильтра, лежащей в основе расчета противогаза. Большую роль при подготовке военных химиков сыграли брошюры Л. А. Чутаева «Химические основы газового и противогазового дела», Н. А. Шилова «Газовая борьба с точки зрения химика» и ряд других брошюр. Разрабатывались системы обучения личного состава и методы привыкания работы в противогазах-палатки окуривания и полевые окуривания. Создан учебный фильм «Полевое окуривание». Будучи хорошим фотографом, Н. А. Шилов составил наборы стереодиапозитивов

Помимо продолжения научно-преподавательской деятельности, Николай Александрович с началом Великой войны активно включился в общественную работу. В частности, неоднократно выступал в Московском коммерческом институте с благотворительными публичными лекциями, сбор с которых шёл в пользу раненых и больных воинов в госпитале института. Также Шилов занимался организацией использования рентгенологической лаборатории Коммерческого института институтским госпиталем, а также другими московскими госпиталями и клиниками Москвы .

В 1915-1917 годах Шилов работал на фронте по части испытаний и внедрений противогаза Зелинского-Кумманта. Под его руководством было организовано до 7 передвижных (на базе железнодорожных составов) лабораторий по проверке противогазов, изучению особенностей их эксплуатации, а также обучению личного состава. Им также была разработана система обучения солдат приёмам противохимической защиты, в том числе метод окуривания в палатках окуривания и полевых условиях.

Работе Н. А. Шилова по противогазному делу предшествовала иная, так сказать противоположная, а именно по созданию аппарата для удобного и равномерного распыления удушающих газов. Такой аппарат создан Н. А. в 1915 году и в том же году проведены два полигонных испытания оного: 1 октября на авиационном поле близ Бронниц (позднее там был аэродром сельхозавиации), и 24 октября за Невой у села Ивановское под Петроградом.

Послереволюционное время

В мае-июле 1918 года Николай Александрович возглавлял первые опыты по промышленному уничтожению взрывчатых веществ и химического оружия на полигоне близ ст. Лианозово МЖД .

Научные работы

Научные работы Николая Александровича Шилова в основном посвящены теории адсорбции и окислительно-восстановительным реакциям , кинетике сопряжённых реакций, изучению взаимодействия веществ, находящихся в реакционной системе. В своей магистерской диссертации «О сопряженных реакциях окисления», защищённой в 1901 году, Шилов систематизировал огромный экспериментальный материал по сопряжённым реакциям, построил основы их теории и разработал терминологию, применяемую до сих пор . Кроме того, на основании теории о «сопряжении» реакций Шилов подошёл к обобщающим представлениям о природе гомогенного катализа .

Наиболее заметные публикации

  • Шилов, Н.А. Записки по объемному анализу. Пособие при первоначальном изучении методов титрования / Сост. Н.А. Шилов, магистр химии, приват-доцент Московского университета и преподаватель Московского инженерного училища. . - М. : Скл. изд. у авт., 1908. - 131 с.
  • Ну кто?
  • Шалуны, вот кто! Тогда углы будут живыми.
  • Молодец, Рита! Хорошо придумала. Пригласим-ка в наш детский сад всяких-превсяких зверей. И получится живой уголок. То-то будет весело. А шалуны пусть шалят себе. А то жить ску-ку-чно будет.

И мы взяли телефонную книжку и наш большой телефон. И позвонили всем че-лябинским поэтам. Попросили помочь нам. И вот что получилось!

Милости просим в наш живой уголок!

От редакции: а какие поэты привели в Живой уголок своих животных, вы можете почитать стихи о них на нашем сайте:

Ирина Ежова - Собачье объявлене, Ася Горская -Стрекозу и уточек, которые перепутали маму с пароходиком, Ефим Ховив - козлёнка с бородой, Нина Пикулева - медвежаток, Лидия Преображенская -ёжика и Олег Юлдашев - пингвинов!

И сам Николай Петрович тоже много писал о зверях, особенно о собаках - вот некоторые его стихи.его стихи.

СОБАЧКА В ТЕЛОГРЕЙКЕ

По аллейке

В телогрейке,

Не кусается,

Не бросается.

Неприлично гавкать,

В безрукавке,

В бесштанинке

На утренней

Разминке.

ЧТО ДЕЛАЛ БОБИК В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

Вдоль и поперёк

Вприпрыжку

После этого

Пятитонный

Самосвал

Все колёса

А потом ловил,

С тополей

Летящий пух,

Прошло потом,

Стал гоняться

За хвостом,

Собственным,

Правда, безуспешно...

День у Бобика —

Сплошная аэробика.

ЩЕНОК

Хорошо бежать вприпрыжку

За хозяином своим,

Вместе делать передышку

И резвиться вместе с ним.

Догонялки, обгонялки,

Наконец, перегонки,

А потом хватанье палки

С вырываньем из руки.

Я от радости шалею:

Не житьё — а красота!

И хозяина жалею

За отсутствие хвоста. :

ДУМЫ

Возле мусорного

Ходит хмурая

Думает свои:

Даже если

Ты - бродяга,

Беспородная

Дворняга,

Беспородная

Дворняга

Без друзей

И без семьи,

Надо думать

Не о хлебе,

А о звездах

А о звездах

И о небе,
Даже утром
Натощак.
Ну, а если

Жить иначе,

Становится

Собачьей,

Жизнь становится

Собачьей,

И тем паче -

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ

ДЛЯ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ

ХВОСТЫ

В темноте

Зимой и летом

Хвост держите

ПИСТОЛЕТОМ,

Чтоб имели

Бледный вид

И грабитель,

И бандит.

А в трамвайной

Толкотне

Будьте бдительны

Перед остановкой

Не держите

Хвост МОРКОВКОЙ,

Среди трамвайцев

Половина зайцев.

По мостовой

Под оркестр

Веселящийся

Марширует

Вот тогда

Само собой

Задирайте хвост

Мне вчера пролаяла

Дворняга эти правила.

Стихи почитали, тепе рь поиграем

ИГРА 1.

Не зря наша кукушка Рита ску-ку-ксилась. Одному всегда скучно. Поэтому и звери, и птицы, и рыбы, и

насекомые любят собираться вместе. Галки, например, летают стаями. А если идут коровы, много-много, что это? Правильно, стадо.

А если мчатся лошади, это - ...

А если плывут селедки, это - ...

А если летят журавли, это - ...

А если пасутся овцы, это - ...

А если клубятся пчелы, это - ...

2. НОВЫЙ ГОД

  • Рита, - сказал я, - ско-ро Новый год. - Давай ку-пим мороженого. Когда часы будут бить двенад-цать раз, мы его съедим.
  • А кого они будут бить? - подозрительно спросила Рита.
  • Не волнуйся, бить - это значит бомкать. Бом-бом-бом! Чтобы все знали, что Новый год уже наступил.
  • На кого?
  • Что на кого?
  • Наступил на кого?
  • Рита, тебе надо провет-риться. Почаще открывай форточку.

Двадцать четыре раза в сутки открываю, - заворча-ла Рита, - так и ангину по-лучить недолго.

Кукушка Рита - мой луч-ший друг. Она живёт в часах и очень любит беседовать.

  • А если у тебя ангина, вернее, если у меня ангина, то Новый год придётся встречать в мастерской.
  • Это почему?

Потому что часы всё время будут показывать тридцать девять и шесть. И никаких бом-бомов.

Ужасно! - испугал-ся я. - У всех Новый год наступит, а я живи в старом и без подарков. Как же тебя от ангины спасти?

Очень просто, -оживилась Рита, - нуж-но эскимоское лече-ние. Его специально проводят, чтобы не за-хворать.

  • Как это?
  • Слушай внима-тельно. Я выскакиваю из часов, а ты уже дер-жишь лекарство в виде эскимо. Только я проку-кую, ты мне р-раз его в горло - и всё.
  • И так каждый день? -заволновался я.
  • Не-е-е-т! - мечта-тельно протянула Рита. - Полный курс лечения -двадцать четыре раза в сутки.

Вот какие заботы у меня перед праздником. Бегаю каждый день в магазин "Лакомка", покупаю моро-женое и кормлю Риту, чтобы в Но-вый год часы, не дай Бог, тридцать девять и шесть не показали. А в перерывах сказки Маши Мельник читаю. Вслух. Для себя и для Риты.

В этом же номере "Тропинки" Николай Петрович Шилов поместил в первый раз бо-о-льшой кулёк своих стихов. Приводим их все в том порядке, как они были в журнале в подборке "Немного о себе"

СЛАДКОЕЖКИ

По улице без спешки

Гуляли Сладкоежки,

Смеялись Сладкоежки,

Болтали меж собой,

Вдруг видят Сладкоежки — ^

Копейка кверху решкой,
К несчастью, кверху решкой

Лежит на мостовой.

.

Копейку Сладкоежки

Подняли без задержки,

Без всяческой задержки

И сразу же в буфет.

Купили Сладкоежки

Вагон и две тележки,

(А может, три тележки!)

Печенья и конфет

И вот уж по дорожке,

Вздыхая, Сладконожки

Ш атаясь, Сладкоручки

Едва-едва идут,

А рядом Сладкощёчки

В разорванном кулёчке,

Пустом-пустом кулёчке

Лишь фантики несут.

БЕЗУСЫЙ САМСУСАМ

Сам катает —

Сам летает—

Самосвал — сам валит,

Самовар — сам варит.

А безусый САМСУСАМ

Всё-превсё умеет сам.

Этот шустрый человек —

Самопрыг и самобег,

Самобряк и самотоп,

Самосвист и самохлоп,

Самосброс и самохват,

Самолёт и самокат.

ДРАЧУНЫ

Повстречались как-то

Два драчуна,

Лбы широкие,

Как два кочана.

Оба замерли сперва,

Как столбы,

А потом склонили

Крепкие лбы,

Разбежались хорошенько

Только искры полетели

Вокруг гуляющий люд:

— Это, граждане,

Наверно, салют!

ЛИДОКОРК

На чёрном

Асфальте,

На острове белом

Лидокорк,

Нарисованный

Его лидокорком

Зовут неспроста,

Длиннохвостых

С хвоста.

КАПУСТНЫЙ ПИРОГ

— Я сегодня

Мне не нравится

У-у-у! i

Он недопечённый,

Он переперченный,

И к тому ж

Вот такие пироги,

Если встал не с той ноги.

КАПЕЛЬКА-КАПУШКА

Плачет, плачет

Папа Дождь,

Потерялась где-то

Капелька-Капушка —

Серебряное брюшко.

Дней тому

Примерно пять

Как она пошла

Посидеть

В тенёчке

На сливовом

Листочке,

А к полудню

Скрылась,

Испарилась...

Плачет, плачет

Папа Дождь:

— Где же,

Где же дочь?

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Уважаемый Редактор!

Я — простой железный тракто[

начинающий поэт,

десяти от роду лет.

Вот что я пишу в стихах:

Та-ра-рах

Тах-тах-тах

Поместите строчки эти

С фотографией в газете,

Чтоб на будущей неделе

Все ребята тарахтели.

КОМАРИК

Налетавшийся

Сидит кемарит.

И приснился

Луг зелёный

На ромашке

Он, комар,

Из ромашки

Пьёт нектар.

Ах, какой хороший сон!

Ах, какой хороший он!

А пробудится

Будет пить

Людскую кровь.

ЛЕТО

В поле речка —

Быстротечка,

Плавают ерши,

Превосходное

Местечко

И для глаз,

И для души.

Хочешь —

Плавай и купайся,

Хочешь —

Просто загорай,

В песке копайся,

Или в камушки

Хочешь —

Слушай камышинки

Во все глаза,

Как в прохладе

На кувшинке

Отдыхает стрекоза.

А не хочешь —

Возвращайся,

Опять ложись,

Спи весь день

Или валяйся,

Только больше

Не ершись.

БУКАШКИ

Росли на поляне

Четыре ромашки,

Под ними гуляли

Четыре букашки.

Букашки гуляли,

Ромашки росли,

Ромашки увяли,

Букашки ушли.

ПРАЗДНИК ДЛЯ ЧЕРВЯКОВ

Мочит дождик

Чернозём,

Мы семьёй

Гулять ползём.

Возле мяты

Благоуханную,

Растянувшись

На траве,

Подремать

Минуты две

И померяться

С полусонною

СТРАШИЛКА

В страшном месте

Два скелета

Строят университет.

В центре университета

Будет страшный

Факультет

Привиденьеведенья.

Для сведенья:

В этот университет

Будут брать

С преклонных

Дедушек-прадедушек,

Бабушек-прабабушек.

Будут брать

Всякие страшилки,

Чтоб тряслись

Поджилки.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Рубашка-пятнашка,

Головка и ножки —

Я божью коровку

Держу на ладошке.

Она то по кругу

Бежит, торопясь,

То с пальчика

Хочет на пальчик попасть.

То глянет на север,

То глянет на юг,

То крылья поднимет,

То сложит их вдруг.

Быть может,

У ней потерялся ребёнок,

Такой же оранжевый

Божий телёнок?

А может быть, где-то

Упал на бочок

И просит о помощи

Божий бычок?

А может, она

Удивляется лету,

Хорошей погоде

И Божьему свету.

ГУСАК

Господин Гусак,

Простите,

Вы зачем на всех

Это не годится,

Как никак

Вам гораздо лучше

Чем сердиться

И шипеть!

(Так как это заседание в редакции Николая Петровича с кукушкой Ритой происходило пред Новым годом, мы решили поместить сюда несколько стихотворений, имеющих отношение к зиме. Ред. сайта )

ВАРЕЖКИ

Вышли Варежки

Взяли Варежки:

Раскололи

Разожгли

Запылала

Варежкам

Подремать

Да погреть

ХОРОШИЕ СЛОВА

Тракторист

Иван Петров

Машину дров,

Расколол их,

Просушил

И в поленницу

Целый зоосад:

Кошка с выводком

Да два Щегла -

И всем хочется

Запирает

Двери вечером

Разжигает

Жарко печь

Такую речь:

— Чтоб душа

Была чиста

И до хвоста,

И из шкафа

Поэтический

Сесть поближе

С выводком котят,

На пару с Хомяком

Под потолком.

Хорошо горят дрова

Под хорошие слова.

ИГРА 2

Стихи почитали, пора и поиграть. А помогут нам звери, птицы, рыбы и насекомые. Про них столько разных словечек напридумано, как будто все только и мечтают побыть слоном или лягушкой.Играть будем так. Я называю, каким может быть человек, а вы добавляете, на кого из животных он
похож. Например:
Я: голодный... Вы: как волк.
Я: зубастый... Вы: как щука.

А теперь попробуйте сами.

Болтливый_______________ _______

Косолапый_____________ .__

Хитрый__________________

Трусливый_______________

Зоркий__________________

Полосатый_______________

Упрямый________________

Горбатый________________

Бородатый_______________

Пушистый_______________

3. КОШАЧЬЕ-РЕБЯЧЬИ И ПРОЧИЕ СЛОВАРИ

Есть на свете такая страна - Австрия. А в этой стране - город Линц. Так вот, давным-давно, больше, чем сто лет на-зад, жил в этом городе один профессор. Звали его Готфрид Иммануэль Венцель. Он очень любил собак и внимательно-пре-внимательно их слушал. А потом составил словарь собачьих слов.

Паф - просьба угос-тить чем-нибудь вкуснень-ким - сосиской или кол-баской.

Пиф _ возмущение, скажем, тем, что какой-то мальчик размахивает пал-кой.

Баф - приветик! Это для друзей-товарищей.

Бау - важная новость. Например: "Смот-рите, на крыльце появилась кошка!" Вот такие собачьи словечки.

Очень интересная история! - сказала кукушка Рита. - Давайте попросим ребят -пусть они послушают своих хвостатых при-ятелей: телят, попугаев, кошек и составят сло-варик.

Кукушка Рита живёт в часах, которые нам подарили спонсоры, и ужасно любит высту-пать с предложениями.

  • Молодец, Рита! - обрадовался я. - Со-ставят словарики и пришлют нам.
  • И мы в нашем живом уголке создадим библиотеку-ку.
  • Точно! Представляешь, целая полка кра-сивых книжек:

Ребячье-кошачий словарь. Словарь телячьих выражений. Словарь трудностей лошадиного языка. Ребячье-гусиный разговорник.

  • Извините! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!
  • Чего это ты раскуковалась?
  • Час прошёл. Чуть было не проворонила, вернее, не прокукушила. Пора ребят знако-мить с новыми обитателями Живого уголка.
  • Кошка

    — У меня, —

  • Сказала Кошка,

    Есть теперь

    Своя рогожка

    И законная

  • Кто обидит

    Будет сам

    Ловить мышей.

    БОЛОНКА-БАЛКОНКА

    Сидит на балконе

    Болонка-балконка

    И тявкает сверху

    Сердито и звонко.

    А те, кто внизу,—

    Никакого вниманья.

    Старушки уснули,

    Устав от вязанья,

    Мальчишки играют

    В жестяную банку,—

    Никто не желает

    Вступать в перебранку.

    ВОРОНЬЯ ВОРЧАЛКА

    Как тр-рудно

    Стар-рой птице

    Пр-рожить

    И пр-рокор-рмиться.

    Отыщешь, скажем,

    Так не дают

    Наесться.

    То вор-робьи,

    Р-растащат

    Всё до кр-рошки,

    А я опять —

    Вор-рона -

    Без булки,

    Без батона.

    И так обидно,

    Пр-росто жуть...

    Пошлите сыр-pa кто-нибудь!

    НОВОСЕЛЬЕ

    По проспекту

    С ветерком

    Едут плащ

    Со свитерком,

    Две рубашки

    Клетчатых

    На плечиках.

    Едут книжки,

    Едет шкаф,

    Едут кактусы

    В горшках,

    Телевизор,

    В общем, целый воз

    Мы переезжаем

    Вместе с попугаем.

    Я сижу в кабине,

    Он сидит в корзине

    И скрипит, как старый стул:
    - Новоселье!

    Кар-ра-ул!

ПЕТУШОК

Нет у Пети-Петушка

Ни подружки,

Ни дружка,

Потому что

Хоть кого

Повергнет

То буянит,

То прохода

А ведь в детстве

Был, как все

На свете,

И пушистым,

А не петушистым.

    Почитали стихи? Поиграем.

  • ИГРА 3

  • К аждый

    О хотник

    Ж елает

    З нать,

    С идит

    Ф азан

    РАДУГА-ДУГА ИГРА

    • Эту считалку придумали художники, чтобы запомнить порядок красок в раду-ге. На какую букву начинается слово, на ту же букву начинается название краски:
    • Красный,
    • оранжевый,
    • жёлтый,
    • зелёный,
    • голубой,
    • синий,
    • фиолетовый.

    Наша игра называется "Радуга-дуга". Придумайте свою считалку, чтобы по ней тоже можно было бы запоминать порядок красок в радуге.