Древняя Персия – от племени до империи. Религия древней персии Персидская система управления

Древняя религия Ирана имеет отличия от других религий этого региона. Ее называют маздизмом по имени главного бога Агура-Мазды, зороастризмом по имени легендарного основателя этого учения Зороастра (Созерцатель Звезд, по-гречески), авестизмом по названию главной священной книги Авесты, парсизмом по названию современной группы последователей; сторонников этой религии зовут также огнепоклонниками.

Одно из направлений этой религии - митраизм.

Главный бог Агура-Мазда (в греческом написании Ормузда) - бог света, ему противостоит бог тьмы (зла) Ангра-Манью (греческий Ариман). У этих богов имеется свита из духов света и добра агуров и духов зла и тьмы дэвов. Такое разделение на светлое и темное представляет весьма необычное явление для древних религий.

Учение содержит идею о приходе пред концом света либо сына, либо воплощения бога Ормузды. Он должен родиться от девы. Именно он должен поставить последнюю точку в борьбе добра и зла, после чего ад и находящиеся в нем души грешников будут уничтожены.

Интересно, что основатель религии Зороастр (в ином написании Заратустра или Заратуштра), так же, как и Будда в Индии, со временем стал восприниматься верующими как сам Бог.

Но насколько стар зороастризм?

Самый древний известный текст религии относится к XIII веку н.э. (крестоносцы уже сто лет, как «исчезли» в Ираке и, надо думать, проникли в Иран). Почему же нет более ранних документов? Историки полагают, что они, конечно, были, но Александр Македонский и арабы уничтожили их. Очень удобное мнение, его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Обратите внимание, все (все!) древние документы почему-либо пропали. Александрийская библиотека, папские архивы, работы античных авторов, древние тексты Библии; тексты буддизма, индуизма, зороастризма; китайские и прочие древние летописи. Сгорели, утонули, мыши съели, Александр Македонский изничтожил, арабы ликвидировали, инквизиция сожгла, император велел по ветру пустить. Но подобные заявления - не более, чем домыслы, потому что нет никаких доказательств повышенной прожорливости древних мышей или ненависти А. Ф. Македонского к письменным текстам.

Из пяти священных книг зороастризма четыре написаны на языке, близком санскриту, одна на среднеперсидском языке пехлеви. Одна из книг называется Зенда-Веста, что означает Благая Весть, Евангелие по-гречески.

Знание того, откуда и куда реально шло развитие, позволяет по-новому взглянуть на особенности зороастризма. Он предстает чем-то вроде николаитства Византийской империи.

Традиционно считается, что пришедший из Индии в Иран пантеон богов претерпел в Иране такие изменения: остались только боги жрецов, а боги-покровители военных и крестьян перестали быть богами, перейдя в ранг Дэвов, демонов. Это, полагают историки, результат реформы, проведенной пророком Зороастром, основавшим систему, подобную монотеизму. Агура-Мазда - Господин Мудрость - не просто отделился от других богов, но стал несоизмерим с ними. Сохранились все индо-иранские божества, но появился единственный Бог-хозяин. Вместо многих богов, склонных к эксцессам и соперничеству, теперь все вместе они были сведены к одному Создателю, причем в основном сохранились функции и иерархия святых.

В зороастризме обычная индоиранская и индоевропейская схема трехфункционального пантеона превратилась в набор неких существ Амеша Спента (бессмертные святые). Это Спента Майнно (дух святости), Воху Мана (благая весть, аналог Митры), Аша Вахишта (истина, аналог Варуны), Хшатра Ваирья (власть), Армайти (благочестие), Аурват (целостность), Амартат (бессмертие), ставшие носителями определенных качеств. Такой переход не есть что-то необычное. Очень многие боги, например у индийцев, были ранее просто эпитетами к имени основного бога, но со временем отделились от него и приобрели самостоятельное существование, - так, Ашвины Арьяман и Бхага относятся к Митре (его эпитеты), а Ашвины Дакша и Анша - к Варуне, это его эпитеты.

Вот некоторые аналогии индийских и иранских религиозных категорий:

И н д и я И р а н
Сома Хаома
Агни Атару
Варуна Агура-Мазда
Митра Мифра
Индра демон Индра

Насатьи демон Нанхайтья

Девы (божества) Дэвы (злые духи, демоны)

Асуры (злые духи, демоны) Агуры (благие духи)

Как видим, некоторые божества стали демонами, а некоторые демоны - богами. Такой переход можно проиллюстрировать примером из истории России. Так, доевангельский христианский праздник Ивана Купалы (Иоанна Крестителя) в одно прекрасное время объявили языческим, дьявольским. И очень скоро лешие, домовые, водяные и прочие добрые ребята «поменяли знак» с плюса на минус, из богов природы превратились в нечистую силу. Легко понять, что локальные боги оставались в своем ранге там, где победили их почитатели, и переходили в ранг демонов там, где их почитатели проиграли. У иранцев Агуры одержали чисто военную победу над дэвами, а в индийской мифологии, наоборот, побежденными оказались могучие, но неразумные асуры.

Так что подобная реформа могла произойти в Иране лишь в случае коренных изменений в социальной структуре общества, или придти извне, со стороны. Полагаем, реформа Зороастра есть результат крестовых походов, то есть она принесена извне . На это указывает, например, известная надпись Ксеркса анти-дэвовского содержания. Он уничтожил святилища поклонников дэва и насадил культ Агура-Мазды. Так были уничтожены старые верования и насаждены новые, и только так можно понять переход богов в разряд демонов, а демонов - в ранг богов. А Индия крестоносцам оказалась не по зубам. То есть и в Индию, и в Иран одновременно пришла из Европы некая система верований, но в Иране она позже была реформирована новыми пришельцами из той же Европы, практически точно также, как и в России.

Поэтому зороастризм не есть самостоятельная эволюция индуизма в Иране. Индоевропейские боги пришли из Европы и в Индию, и в Иран независимо, вместе с расселявшимися народами и их жрецами. Зороастризм - местная трансформация религии, пришедшей с Запада и подвергшейся позже ревизии при крестоносцах, носителях новой западной религиозной системы. То, что первоначальной «родиной» местных богов была Европа, следует хотя бы из того, что в германско-скандинавской мифологии тоже имеются асы; это они превратились в Индии в асуров, а в Иране в агуров.

Небольшая группа последователей зороастризма существует сейчас в Индии, они называются парсами. А тех, кто остался в Иране, мусульмане называют гебрами. Этимология названия гебр точно не определена; в частности, его пытались выводить из арабского кафир (неверный), но может быть и так, что слово это произошло из греческого hebraios, еврей. Не есть ли это остатки первичной волны переселенцев из Италии времен похода Моисея? У этой религии особое отношение к огню, что становится понятным, если принять во внимание их исход от подножия Везувия.

Главное занятие парсов - торговля. Из их среды вышли самые крупные капиталисты Индии. В книге «ЗОРОАСТРИЙЦЫ. Верования и обычаи» Мэри Бойс пишет о парсах: «Они играли важную роль в жизни двух государств [Пакистана и Индии], так как из их числа вышло поразительное (соразмерно величине общины) число общественных деятелей, военных, летчиков, ученых, промышленников, издателей газет». Последователи Зороастра переселялись из Ирана в Индию и Пакистан, а не наоборот.

В мифологии тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Западной Сибири, Поволжья, гагаузов дэвы (с разным произношением: дэв, дев, део, дяу, дэу, деу, дию, тив и т.д.) - злые духи. Это показывает, что и сюда эти представления пришли напрямую из Ирана, а не из Индии.

О важнейшем направлении иранской религии, митраизме, мы уже писали и не станем повторяться. Напомним, что, по нашему мнению, появился он в начале нашей эры в Европе и распространился на Восток. Традиционные историки полагают, что эта религия шла с Востока на Запад, причем до нашей эры; но интересно и мнение апологетов христианства, считавших, что сам сатана внушил митраистам мысль подражать обрядам христиан, дабы дискредитировать последних. Получается, христиане признают, что митраизм вовсе не так древен. Ведь не могли же митраисты древности подражать тому, что появилось в Европе лишь с Рождеством Христовым.

Головной убор митраистского верховного жреца - тиара, или митра. Это название имеет и головной убор папы Римского; как и жрецы Митры, обувается папа Римский в красную обувь и так же заведует ключами «бога-скалы» Петра.

Древние иранские племена как богов почитали асуров или ахуров ("владык"), в число которых входили боги Митра, Варуна, Вэрэтрагна и другие божества. Высший ахура имел имя Ахура-Мазда , что означало "Владыка-Мудрость", "Мудрый Господь"* .
Ахура-Мазда и ахуры были связаны с одним из основных религиозных понятий - "арта" или "аша" - справедливым правопорядком, божественной справедливостью, и в этом смысле они полностью соответствовали индийским адитьям .
Наряду с ахурами у древних иранских племен почитались дайвы , а позднее - дэвы - божества, остававшиеся объектом поклонения части арийских племен, ушедших в Индию, и некоторых иранских племен. Но у других иранских племен дэвы попали "в лагерь зла".

Противоборство светлых сил добра, возглавляемых Ахура-Маздой и сил тьмы под началом Анхра-Манью (Ахримана)

Для древней религии этих иранских племен был характерен дуализм: противопоставление светлых сил темным, добра - злу. Эти представления получили дальнейшее развитие в системе зороастризма с ярко выраженным противоборством двух начал: сил добра, возглавляемых Ахура-Маздой, и сил зла и тьмы, под началом Анхра-Майнью (позже - Ахриман). К воинству лагеря Анхра-Майнью принадлежали дэвы - бывшие боги , ставшие колдунами , которые вредили огню, земле, воде (загрязняли ее), не почитали богов, вызывали распри между людьми, губительные войны и внедряли в жизнь людей алчность и зависть .



Кроме дэвов, появились и демонические существа женского пола - паирики - чародейки в образах то старух, то красавиц. На окраинах Ирана их почитание, под именем "пери ", вместе с дэвами продолжалось довольно долго.
Дэвы и пери были связаны с другим основополагающим религиозным понятием - "друг" или "друх" - лжи и искажения истины и божественного порядка . В ответ на создание Ахура-Маздой мира, жизни, света, тепла Анхра-Майнью создал смерть, зиму, холод, потоп, от которого людей спас Ахура-Мазда, построив для них специальное убежище.


Появление дэвов и паирик на Земле

Разбив небесную сферу, Анхра-Майнью ворвался в наш мир, а за ним хлынули полчища дэвов и паирик. Созданные им кометы, метеоры и планеты внесли всеобщий хаос, нарушая упорядоченность движения звезд. А затем на Землю хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и т.д.). Мир спас Ахура-Мазда. После этого дэвы и их повелитель укрылись в подземельях.

Особое место в иранских преданиях занимает очень древняя жреческая каста Магов, хотя и принявших зороастрийское учение, но все время остававшихся его тайными противниками.

Ахуры и дэвы - человекоподобные боги и демоны гигантского телосложения

Большинство индоиранских божеств представлялись в человекоческом облике , но отличительной особенностью Вэрэтрагны - бога Победы, обладателя постоянного эпитета "созданный ахурами", "ахуроданный" - было его воплощение в дикого кабана, вепря, прославившегося у иранцев своей неистовой отвагой. Это сближает его с третьей аватарой Вишну, во время которой он спас Землю от потопа.
Дэвы нередко представлялись в виде гигантов (и ), в совершенстве владеющих черной магией.

По данным М.Бойс ("Зороастрийцы. Верования и обычаи", 1987), в древней Индии бог победы Вэрэтрагна был замещен Индрой , который имел своим прототипом индоиранского воина героической эпохи. Индра был аморальным и требовал от своих почитателей обильных приношений, за которые он щедро вознаграждал их материальными благами. Разница между Индрой и нравственными ахурами особенно хорошо видна в одном из гимнов Ригведы (Ригведа 4, 42), в котором он и Варуна по очереди высказывают свои претензии на величие.
Основатель зароастрийской религии Заратуштра (Зороастр) применял по отношению к Индре титул "дэв" и противопоставлял его ахурам. Это является дополнительным аргументом в пользу того, что адитьи, дайтьи и данавы практически ничем не отличались друг от друга

Как можно видеть, древнеиранские асуры или ахуры во многом отвечали древнеиндийским адитьям, а дайвы или дэвы - дайтьям и данавам . Однако, как и в индийских преданиях, четких различий между ними не было. Наоборот, почитавшиеся одними иранскими племенами и ушедшими в Индию ариями как боги, дэвы, относились другими иранскими племенами - последователями зороастрийского учения как враждебные богам демоны.

Отличие ахуров и дэвов - в их отношении к божественному порядку

Пожалуй, единственным принципиальным отличием ахуров и дэвов, также как и в древней Индии, было их отношение к божественному порядку . Причем, под божественным порядком в зороастрийской литературе, и, в первую очередь, Авесте, подразумевались движение планет, продолжительность года и чередование времен года*. Дэвов рассматривали не только как "еретиков", но и как разрушителей установленного божественного порядка, насылающих на Землю мрак, холод и потоп (не усматриваете ли вы в этом связь дэвов с глобальными катастрофами?) и как силы, вызывающие губительные войны и несущие в мир насилие и смерть. По крайне мере, однажды им удалось разрушить мир, за что Ахура-Мазда изгнал их… под землю (в подземные убежища?).



© А.В. Колтыпин, 2009

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт http://dopotopa.com

Идеология и культура Древней Персии

В первой половине I тысячелетия до н. э. в Средней Азии возник зороастризм - религиозное учение, основателем которого был Зороастр (Заратуштра).

В Персии народные массы поклонялись древним божествам природы Митре (бог Солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и т. д., т.е. почитали свет, солнце, луну, ветер и т.д. Зороастризм начал распространяться в Персии лишь на рубеже VI - V вв., т.е. в период царствования Дария I. Персидские цари, оценив преимущества учения Зороастра как своей новой официальной религии, тем не менее не отказались от культов древних богов, олицетворявших стихийные силы природы, которым поклонялись иранские племена. В VI - IV вв. зороастризм еще не стал догматичsеской религией с твердо зафиксированными нормами, и поэтому возникали различные модификации нового религиозного учения; и одной из таких форм раннего зороастризма была персидская религия, начиная со времени Дария I.

Именно отсутствием догматической религии объясняется исключительная веротерпимость персидских царей. Например, Кир II всячески покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах и велел восстановить разрушенные при его предшественниках храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее и т.д. Захватив Вавилонию, он принес жертвы верховному богу вавилонян Мардуку и другим местным богам и поклонялся им. После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в г. Саис, поклонялся и другим египетским богам и приносил им жертвы. Дарий I объявил себя сыном богини Нейт, строил храмы Амону и другим египетским богам и жертвовал им ценные дары. Подобным же образом в Иерусалиме персидские цари почитали Яхве, в Малой Азии - греческих богов, и в других завоеванных странах они поклонялись местным богам. В храмах этих богов приносились жертвы от имени персидских царей, которые стремились добиться благожелательного к себе отношения со стороны местных богов.

Одним из замечательных достижений древнеиранской культуры является ахеменидское искусство. Оно известно преимущественно по памятникам Пасаргад, Персеполя, Суз, рельефам Бехистунской скалы и гробниц персидских царей в современном Накш-и Рустаме (недалеко от Персеполя), многочисленным памятникам торевтики и глиптики.

Величественными памятниками персидской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах.

Пасаргады расположены на высоте 1900 м над уровнем моря на обширной равнине. Здания города - древнейшие памятники персидской материальной культуры - сооружены на высокой террасе. Они облицованы светлым песчаником, красиво гранулированным и напоминающим мрамор. Царские дворцы были расположены среди парков и садов. Пожалуй, самым замечательным памятником Пасаргад, поражающим своей благородной красотой, является сохранившаяся до сих пор гробница, в которой был погребен Кир II. Семь широких ступеней ведут в погребальную камеру шириной 2 м и длиной 3 м. К этой гробнице прямо или косвенно восходят многие аналогичные памятники, в том числе и галикарнасский мавзолей сатрапа Карий Мавсола, считавшийся в древности одним из семи чудес мира.

Площадь Персеполя составляет 135 000 кв. м. У подножия горы была сооружена искусственная платформа. Построенный на этой платформе город был окружен с трех сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к неприступной скале. В Персеполь можно было пройти по широкой парадной лестнице из 110 ступеней. Парадный дворец (ападана) Дария I состоял из большого переднего зала площадью 3600 кв. м. Этот зал был окружен портиками. Потолок зала и портиков поддерживали 72 тонкие изящные колонны из камня. Высота этих колонн более 20 м. Ападана символизировала мощь и величие царя и державы и служила для больших государственных приемов. Она была связана с личными дворцами Дария I и Ксеркса. В ападану вели две лестницы, на которых до сих пор сохранились рельефы с изображениями придворных, личной гвардии царя, конницы и колесниц. На одной стороне лестницы тянется длинная процессия представителей 33 народов державы, несущих подарки и подать персидскому царю. Это настоящий этнографический музей с изображением всех характерных особенностей различных племен и народов, включая их одежду и черты лица. В Персеполе были расположены также и дворцы других персидских царей, помещения для прислуги и казармы для войска.

При Дарии I большое строительство велось и в Сузах. Материалы для сооружения дворцов были доставлены из 12 стран, и ремесленники из многих стран были заняты на строительных и декоративных работах.

Поскольку дворцы персидских царей сооружали и украшали многонациональные строители, древнеперсидское искусство возникло в результате органического синтеза иранских художественных традиций и технических приемов с эламскими, ассирийскими, египетскими, греческими и другими чужеземными традициями. Но, несмотря на эклектизм, древнеперсидскому искусству присущи внутреннее единство и своеобразие, так как это искусство в целом - результат специфических исторических условий, самобытной идеологии и социальной жизни, давших заимствованным формам новые функции и значения.

Для древнеперсидского искусства характерна виртуозная отделка изолированного предмета. Чаще всего это металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, предметы ювелирного искусства, скульптура из ляпис-лазури и т.д. Большой популярностью у персов пользовалось художественное ремесло, на памятниках которого реалистично изображены домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и т.д.). Среди таких произведений значительный интерес представляют вырезанные из агата, халцедона, яшмы и т.д. цилиндрические печати. Эти печати, на которых изображены цари, герои, фантастические и реальные существа, до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжета.

Крупным достижением культуры древнего Ирана является создание древнеперсидской клинописи, которая употреблялась для составления торжественных царских надписей. Самой знаменитой из них является Бехистунская наскальная надпись, вырезанная на высоте 105 м и рассказывающая об исторических событиях конца правления Камбиза и первых лет царствования Дария I. Как и почти все ахеменидские надписи, она составлена на древнеперсидском, аккадском и эламском языках.

Среди культурных достижений ахеменидского времени можно упомянуть также древнеперсидский лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней, составлявших 354 дня. Таким образом, по древнеперсидскому календарю год был на 11 дней короче солнечного года. Каждые три года разница между лунным и солнечным календарем достигала 30-33 дней, и, чтобы устранить эту разницу, к году добавляли дополнительный (високосный) тринадцатый месяц. Названия месяцев были связаны с сельскохозяйственными работами (например, месяц чистки оросительных каналов, сбора чеснока, лютого мороза) или с религиозными праздниками (месяц поклонения огню и т.д.).

В Иране существовал также зороастрийский календарь, в котором названия месяцев и дней образованы от имен зороастрийских божеств (Ахура-Мазды, Митры, Анахиты и др.). Год этого календаря состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, к которым добавляли еще 5 дней (всего 365 дней). По-видимому, зороастрийский календарь возник в Восточном Иране еще в ахеменидский период. В это время он употреблялся только в религиозных целях, однако позднее (во всяком случае, при Сасанидах) был признан в качестве официального государственного календаря.

Персидские завоевания и объединение десятков народов в единую державу способствовали расширению интеллектуального и географического горизонта ее подданных. Иран, с незапамятных времен являвшийся посредником в передаче культурных ценностей с Востока на Запад и наоборот, не только продолжал эту свою историческую роль при Ахеменидах, но также создал самобытную и высокоразвитую цивилизацию.


«Все их боги - планеты страстей» -
Астрология так говорила…
Если знание - сила людей,
То незнание - страшная сила!

Целый месяц пробыл Пифагор в гостях у Заратуштры. За это время многое узнал он о Пророке и о его религии. Не со всеми положениями зороастризма согласился Пифагор, но пантеон богов 3аратуштры во главе с Ахура-Маздой ему пришелся по душе. 3аратуштра обладал сверхъестественной способностью уходить в мир бестелесных сущностей и мог преднамеренно погрузиться во внутренний мир другого человека так, чтобы и тот стал свидетелем и очевидцем реальности мира духовного.

Учение Заратуштры о Божественном непосредственно связано с его мистическим опытом. Его философия - ничто иное, как попытка донести до непосвященных в словесной форме свидетельства о мире бестелесного бытия.

Используя существовавшую до него арийскую мифологию, Заратуштра создал совершенно новое, небывалое до него богословское построение. Имена, которые Заратуштра дал сущностям бестелесного мира, для арийцев не новы, но прежде они обозначали лишь понятия, и изредка второстепенных родоплеменных божеств.

Высшая бестелесная сущность, известная Заратуштре, была названа им арийским нарицательным именем Мазда - «мысль, память, мудрый», производным от сложного глагола «ма(н)з-да» - «устанавливать мысль, направлять свое внимание, разум». Сравните: в Индии слово «манас» обозначает ум. Именем Мазда Пророк обозначил психическую энергию мышления.

Дорогие мои, чтобы сделать имя верховного божества ближе и понятнее непосвященным, Заратуштра добавил к нему слово «ахура» (асура - бог), отнеся его, таким образом, к арийской категории божеств, соответствующих древнегреческим титанам, то есть энергиям и силам небесных тел и светил.

Причисляя Мазду к ахурам, Заратуштра вынужден был определить его место среди прочих ахуров (асуров). Сделал он это, поставив под надзор Мазды Ахуры планету Юпитер, заместив прежнего ее владыку, Гуру - «Просветленного Учителя», соответствующего индуистскому Брахме и титану Иапету в греческой традиции. Сходным образом построена и вся остальная система божественных сущностей у Заратуштры.

Согласно мифам и легендам древних греков, у Иапета были сестра-титанида Фемида. Фемида была женским олицетворением его функции небесного судьи. И у Иапета было четыре сына от океаниды Асии, в которой усматривается лидийская богиня Асви. Асви - это олицетворение интуитивного доопытного знания о прошлом, нынешнем и последующем состояниях мира.

Две двойни сыновей титана Иапета: Прометей-Эпиметей и Атлант-Менойтий, - соответствуют в системе зороастризма двум сыновьям Ахуры: Спента-Манью и Анхра-Манью. Спента-Манью - это греческий Прометей и Атлант в одном лице. А Злой Дух Анхра-Манью - соответствует греческим титанам Эпиметею и Менойтию.

Эзотерическим Зодиакальным домом Ахура-Мазды как и титана Иапета являлось созвездие Водолея, над которым господствует звезда Большая Рыба, или Фомальгаут (Сатавэса). Вот почему Ахура-Мазда-Иапет так тесно связан с мифом о Вселенском потопе и о единственном спасенном родоначальнике современной расы людей. В древнеиндийской традиции это Ману Вайвасвата, а в древнеперсидской традиции - Йима Хшайта, сын Вивахванта. В послепотопную эпоху дождями, наводнениями и дождевыми потоками ведал Тиштрия, яркая и славная тройственная звезда, сотворенная Ахура-Маздой. Эзотерический цвет Ахура-Мазды - зеленый, в чем есть намек на особое благоволение Ахура-Мазды к зеленому цвету растений. Телесными воплощениями Мазды считались мирт и белый жасмин.

Человек и человечество также были телесным воплощением Мазды Ахуры.

Составные части божественного имени Арта-Вахишта, или Аша-Вахишта, - «Наилучшее Суждение, Правосудие, Правда Богатейшая» - были взяты Заратуштрой из древних арийских преданий. До Заратуштры понятие Арта обозначало наиболее общий закон мироздания, законы и закономерности природы телесного мира.

Арта управляет движением Солнца и Луны, восходами и заходами светил, сменой времен года, циклическим умиранием и возрождением всей природы, рождением, ростом и смертью человека, его возрастами жизни, его местом в общественном разделении труда, общественной иерархией, верностью договорами, справедливостью и правосудием.

Вахишта в общеарийской мифологии - один из семи божественных мудрецов. Сравните с древнеиндийским мудрецом по имени Васиштха - переводится «Богатейший». Заратуштра, не говоря о родственных связях Арты Вахишты, тем не менее, поставил его рядом с Ахура-Маздой, чем отвел ему место, которое в греческой мифологии занимала титанида Фемида, сестра Иапета. А Фемида олицетворяла всемирный Закон, закономерности Вселенной. Она считалась матерью трех Ор, трех Времен года и трех Мойр, трех владычиц Кармы, вершащих человеческие судьбы. По ходу рассказа Урвататнара Пифагор сравнивал зороастрийских богов с древнегреческими жителями Олимпа и тотчас получал стройную и знакомую картину небесной иерархии. И это понравилось греческому философу.

В учении Заратуштры нравственные смыслы понятия Арта стали главенствующими, этим именем Заратуштра чаще всего обозначал не столько закономерности природы и общества, сколько посмертное воздаяние за благие дела в человеческой жизни. Для Заратуштры Арта-Вахишта обладал мужской природой и являлся лишь мужским аспектом Ахура-Мазды, а не отдельным божеством.

Эзотерическим созвездием Арта-Вахишты считалось созвездие Льва, как верховного судьи в царстве зверей.

Цветовой спектр, как и у Мазды,- зеленый, растительное воплощение Арта-Вахишты - мышиный горошек.

Спента-Манью, тождественный Воху-Мане, арийский Прометей и Атлант в одном лице, получил от Заратуштры также многозначительное двусоставное имя Воху-Мана - «добрый промысел, или помысел». Сравните с древнегреческим словом «Прометей», которое переводится как - «мыслящий наперед, промыслитель».

Имя Воху-Мана обозначает в богословии Заратуштры добрый аспект мыслительной энергии. Воху-Мана - покровитель благих мыслей, воздающий за них на посмертном суде души.

Теснейшая связь имени Воху-Маны с душой быка так же объясняется при помощи древнегреческого образа Атланта, который был поставлен титанами править Луной. Луна в эзотерических учениях напрямую связана в земной природе с белым тельцом, а в зодиакальном круге - с созвездием Тельца. Вот откуда постоянные эпитеты Воху-Маны и Маха - «Творец Быка», «Душа Быка», «Семя Быка». Маха - это месяц.

Воху-Мана, как и Атлант, имеет смысловую связь с белым цветом. Ведь энергия добрых помыслов символически тесно сопряжена с белым цветовым спектром света. Иногда символом Воху-Маны называли белый жасмин, то есть священное растение самого Ахура-Мазды.

Перемена в богословии, произведенная Пророком, становится более очевидной при сопоставлении с предшествующими общеарийскими аналогами.

Имя Анхра-Манью (Ангромайнью, Ахриман, Арейман) состоит из двух корней: «злой, недобрый» и «дух». Этот образ, созданный Заратуштрой, также вобрал в себя смыслы древнегреческих имен титанидов Менойтия, яростного и гневливого, буйного и беснующегося воителя, низвергнутого в преисподнюю, и Эпиметея, «сильного задним умом», хитрого, недальновидного, через супругу Пандору и дочь Пирру впустившего в мир людей все виды болезней, бедствий, горестей и страданий.

Анхра-Манью теснейшим образом связан с дэвом засухи Апаошей, разрушительным духом смерти и гниения Насу. Апаоша, как следует из арийских преданий о Тиштрии, имел телесное воплощение в виде черного коня с клеймами смерти. В связи с этим нелишне будет напомнить, что низвергнутый с небес Менойтий обретается в царстве вечного мрака и, возможно, сторожит стада черных быков и черных коней Гелиоса в преисподней.

Анхра-Манью пребывает во тьме, он выходит ночью, под покровом темноты вершит свои злые дела в телесном мире. Во мгле преисподней, в мрачном Эребе или Тартаре влачит свои дни поверженный Менойтий.

В традиции зороастризма Анхра-Манью создал вредоносную парику Муш. Муш переводится как «мышь» - это результат народного переосмысления шумерского слова «муш». В Шумере Муш - «Змея, созвездие Змеиного дракона», то есть созвездия Гидра и Рак. Муш стремится затмить Маха и Хвархшэта - Месяц и Солнце. Эзотерически это созвездие Гипериона, где пребывает Менойтий, - Скорпион, символ смерти. Скорпион, как и змея, относится к категории вредных существ храфстра.

Анхра-Манью роднит с древнегреческим титаном Эпиметеем и злополучное вторжение в людской мир болезней, телесных недугов, страданий и других зол.


3аратуштра сочинил молитвы и молился только Бессмертным Святым. В гатах он упоминает свои собственные гимны и славословия в честь Ахура-Мазды и Воху-Маны, свои моления о помощи к Арти-Вахви и небесным светам, то есть звездам. Он неоднократно обещал стать защитником для души Быка и осуждал всякое кровавое жертвоприношение скота.

К достойным почитания и восхваления Заратуштра, прежде всего, относил Семь Бессмертных Святых: Ахура-Мазду, Воху-Ману, Арта-Вахишту, Хшатра-Варью, Спента-Армайти, Харватат и Амэртат, Арти-Вахви и Сраошу.

По Заратуштре творения Ахура-Мазды таковы: Небеса (Асман), Солнце (Хвархшэта), Месяц (Мах) и Звезды (особенно Тиштрия, Сатавэса, Ванант, Хафтаринга, Гвоздь Середины Небес), Вода (Апоахуни), Земля (Зам), Огонь (Атар), Душа Быка (Гэуш Урван), Души Людей (Фраварти). Все они отнесены Заратуштрой к благим сущностям.

Эти божественные сущности Заратуштра предписывал почитать бескровным жертвоприношением, душевным настроем и хвалебным песнопением.

Все творения Анхра-Манью: дэвы и духи - Ака-Мана, Друдж, Айшма, Заурва и другие; дэвы небесных светил - Митра, Урвана Гаочитра, Тира, Ардви-Сура Аннахита, Веретрагва, Зрвад; парики, особенно Муш; дэв Насу - Смерти и Гниения; Суховей Апаоша; Насилие - жертвоприношение быка; злые люди и вредные животные - храфстра, - не достойны почитания и поклонения.

Более того, с обрядами кровавых жертвоприношений этим дэвам Заратуштра призывал бороться самым решительным образом: кумирни и святилища уничтожать, а служащих им колдунов - яту, карапанов и кавиев гнать и истреблять.


Пифагор уезжал на двугорбом верблюде.
Отпуск кончился весь - на работу пора…
Вдоль бульваров стояли, прощаясь с ним, люди
И бросали цветы, и кричали «Ура!»

Целый месяц беседовал Пифагор с Пророком Заратуштрой и его сыном Урвататнарой об их новой вере. Не все принял Пифагор в зороастризме, но зато все понял. И на все свои вопросы о зороастрийской религии получил ответы от самого основателя этой религии - Заратуштры. Пришло время расставания. На прощание Заратуштра обнял Пифагора и сказал: «Знаю, на юге Апеннинского полуострова ты создашь собственную Школу и собственную религию. И тогда ты согласишься с теми положениями моей религии, с которыми не согласился сейчас».

Пифагор уезжал на двугорбом верблюде из ворот царского дворца Вары в Вавилон. Многие жители праведного города вышли на улицы и бульвары, чтобы поприветствовать Посвященного и попрощаться с ним, чтобы бросить ему под ноги белые цветы и отдать дань уважения Сыну Аполлона Гиперборейского. И еще долго за городом толпа босоногих мальчишек провожала необычного гостя, взбивая желтыми пятками придорожную пыль…