Древнеегипетская боевая колесница. История колесниц на ближнем востоке

Боевые колесницы… Их использовали в большом количестве в странах Древнего мира, в частности, Древнего Востока – в Египте, Ассирии, Персии, Риме, Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которые выступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.


По мнению современных историков, первые колесницы были построены в 2300 году до нашей эры на территории Месопотамии, однако никаких документальных подтверждений этим догадкам не существует. К тому же, если внимательно рассмотреть сохранившиеся барельефы, то складывается впечатление, что в первых повозках были запряжены вовсе не лошади, а скорее ослы. Такое предположение вполне имеет право на жизнь, поскольку первые лошади, которые были похожи на современных, появились только во втором тысячелетии до нашей эры. Уже ассирийские и египетские воины использовали в своих колесницах лошадей, рост которых составлял около 160 сантиметров, а вес – около 500 килограммов.

Тяжелые ассирийские колесницы

Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.

Что касается технологии постройки колесниц, то она постоянно развивалась. И если первые колесницы, которые появились в Месопотамии, были очень громоздкими и тяжелыми платформами, на которых размещались лучники или метатели дротиков, то в Египте, к примеру, уже использовались легкие повозки, обладающие большой маневренностью, которые использовались не только для стрелков, но и сами по себе были серьезным .

В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.

К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.

Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.

Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.

Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.

К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.

Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми – по 20 тысяч воинов и порядка две с половиной тысячи колесниц у каждой стороны. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Совершенствование повозок заключалось в том, что в колесах использовалось уже по 8 спиц, а длина оси, которая выступала по краям колес, была значительно увеличена, и представляла собой длинные острые ножи, которые были грозным оружием, особенно применительно к пехоте противника. Подобные ножи крепились и спереди колесницы. Правил колесницей возница, возле него – воин из знатного рода.

Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.

И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.

Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.

Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.

В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.

Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными.

Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.

Использованы материалы:
http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2687
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E5%F1%ED%E8%F6%E0

08.05.2013

До того момента, когда человек впервые посмел оседлать коня верхом, он ездил в колесницах - легких повозках, запряженных двумя, четырьмя или шестью лошадьми. , которые появились в третьем тысячелетии до нашей эры были очень неповоротливыми и медлительными. В правдивости этих данных сомневаться не приходится, потому что до нас дошли древние шумерские изображения четырехколесных колесниц. Колеса у них крепились на осях, которые были абсолютно неподвижными по отношению к самому корпусу повозки. А теперь представьте, как сложно было такой зафиксированной колеснице повернуть или развернуться!

Боевые колесницы в древних войнах.

Огромное влияние на ход древних войн долгое время оказывали колесницы, созданные ассирийцами, египтянами и мудрыми хеттами. Эти усовершенствованные сооружения распространились в 17-15 веках до нашей эры и критично отличались от первобытных шумерских колесниц. Во-первых у них было не четыре колеса, а всего два больших колеса, которые крепились сзади повозки. Во-вторых, сама эта повозка стала значительно меньше и имела щит впереди и соединялась с конями с помощью дышла. Эти колесницы использовали как на охоте, так и на войне. Они были более маневренными и быстроходными. Боевые же колесницы дополнительно оснащались. К их колесам крепились специально выкованные, длинные и очень острые ножи, которые больше походили на сабли или косы. Это хитрое приспособление работало безотказно: крушило пехоту с двух сторон от колесницы, к тому же расчищало дорогу перед колесницей. Эти ужасные и дико опасные орудия приводили воинов противника в ужас и нагоняли страх.

С появлением этих новых колесниц, в войсках древних государств очень многое изменилось. Больше не делалось упора на пехоте, теперь акцент делался на новом роде войск - на коннице. Весь исход сражения теперь зависел от слаженности действий конницы. Вплоть до первого века нашей эры, колесницы значились самым передовым и опасным оружием, но это вовсе не говорит, что к тому времени боевые колесницы были такие же, что и полторы тысячи лет назад. Колесницы совершенствовались очень быстро. Новые модели колесниц призваны были стать более эффективными, а египетские и ассирийские воины полагали, что для военных целей будет намного выгоднее, если кроме возницы и двух лучников там будет находиться больше стрелков. Для того, чтобы перевозить шестерых воинов вместо двоих, было нужно создать более прочную конструкцию самой телеги-колесницы, которую должны были тянуть большее количество лошадей.

И вот, в I тысячелетии до нашей эры появилась тяжёлая конница - боевая колесница, запряженная четырьмя, а то и шестью лошадьми. Тогда еще не умели запрягать лошадей друг за другом, поэтому все кони запрягались в один ряд.
Все больше и больше боевых колесниц создавали правители и фараоны тех далеких лет. И в итоге столкнулись с проблемой, на поле боя им стало тесно. Безусловно, на широких равнинах и полях боевой колеснице не было равных, но на узких лесных тропах и в ущельях эта боевая машина оставалась беспомощной.
И только когда человек смог оседлать коня верхом - боевые колесницы начали уходить в прошлое.

Просматривая архив своих публикаций по истории доспехов и оружия, вышедших в ВО, обнаружил, что среди них нет ни одной по истории вооружений Древнего Египта. А ведь это колыбель европейской культуры, давшая человечеству очень много. Что касается периодизации его истории, то она традиционно делится на Древнее царство (XXXII в. — XXIV в. до н. э.), Среднее царство (XXI в. — XVIII в. до н. э.) и Новое царство (XVII в. — XI в. до н. э.) До Древнего царства в Египте был Додинастический период и затем Раннее царство. После Нового царства был еще и Поздний период, а затем Эллинистический период, а между Древним, Средним и Новым царствами, как правило, имели место еще и переходные периоды, наполненные смутой и мятежами. Нередко в это время Египет подвергался ударам кочевых племен и воинственных соседей, так что история его мирной отнюдь не была и военное дело в Египте, а значит и наступательное и оборонительное оружие всегда были в почете!


Уже в эпоху Древнего царства - эпоху царей-строителей пирамид в Египте была армия, набранная из свободных крестьян, отдельные отряды которой были вооружены единообразным оружием. То есть армия состояла из воинов с копьями и щитами, воинов с булавами, небольшими топориками и кинжалами из меди и бронзы, и отрядов лучников с большими луками, стрелы которых имели наконечники из кремня. Задачей войска была защита границ и торговых путей от нападений ливийцев - наиболее значимых среди племен «Девяти луков» - традиционных врагов Древнего Египта, нубийцев на юге и кочевников-бедуинов на Востоке. В период правления фараона Снофру войско царя захватило 70000 пленников, что косвенным образом говорит и о численности египетских войск, о совершенстве их тактики, и - об их превосходстве в вооружении!

Поскольку в Египте очень жарко какой-то особой «военной формы» или защитной одежды древние воины не имели. Вся их одежда состояла из традиционной юбки, парика из овечьей шерсти, игравшего роль шлема, защищающего голову от оглушающего удара булавы и щита. Последний делался из бычьей шкуры шерстью наружу, которая, видимо, соединялась в несколько слоев и натягивалась на деревянную раму. Щиты были большими, закрывавшими человека до самой шеи и заостренными сверху, а также несколько меньшего размера, сверху закругленные, которые воины удерживали за ремни, крепившиеся с обратной стороны.

Воины строились в фалангу и двигались на врага, прикрываясь щитами и выставив копья, а лучники находились позади пехотинцев и стреляли через их головы. Подобная тактика и примерно одинаковое вооружение у народов, с которыми в то время сражались египтяне, не требовали какого-то большего совершенства вооружения - побеждали более дисциплинированные и обученные воины и понятно, что это были, конечно, египтяне.

В конце Среднего царства египетская пехота, как и раньше традиционно подразделялась на лучников, воинов с ударным оружием ближнего действия (палицы, дубинки, топоры, секиры, дротики, копья), у которых не было щитов, воинов с секирами и щитами, и копейщиков. Этот «род войск» имел щиты длиной 60-80 см и шириной около 40-50 см, как, например, у фигурок воинов, обнаруженных в гробнице номарха Месехти. То есть в эпоху Среднего царства египтянам было известно глубокое построение из копейщиков, прикрывающихся щитами и построенных в несколько рядов!

Интересно, что войска египтян в это время состояли исключительно из пехоты. Первый случай использования лошадей в Египте засвидетельствован в ходе раскопок города Бухен - крепости на границе с Нубией. Находка относится к эпохе Среднего царства, но хотя лошади в это время уже и были известны, широкого распространения именно в Египте они не имели. Можно предположить, что некий состоятельный египтянин приобрел ее где-то на Востоке и привез в Нубию, но вряд ли использовал ее как тягловое средство.

Что касается лучников-пехотинцев, то они вооружались самыми простыми луками, то есть сделанными из одного куска дерева. Сложный лук (то есть собранный из разных пород дерева и оклеенный кожей) был бы для них слишком сложен в изготовлении, да и дорог, чтобы снабжать таким оружием рядовых пехотинцев. Но не надо думать, что эти луки были слабыми, ведь они имели длину 1,5 м, и более, и в искусных руках представляли собой очень мощное и дальнобойное оружие. Английские луки эпохи Средних веков из тиса или клена, и длиной от 1,5 до 2 м тоже были простыми, но пробивали на расстоянии в 100 м стальные доспехи, причем английский лучник презирал всякого, кто не мог за минуту выпустить 10 - 12 стрел. Правда, тут есть одна тонкость. Прямо в латников они не стреляли, или стреляли лишь на очень близком расстоянии: практически в упор! На дальнюю дистанцию стреляли вверх залпами по команде, так что стрела обрушивалась на рыцаря сверху и поражала не столько его самого, сколько его коня. Отсюда и латы на шее у рыцарских коней сверху! Так что в возможностях египетских лучников, вооруженных луками такого размера сомневаться не приходится, и они вполне могли поражать противников, не защищенных металлическими доспехами, на расстоянии в 75 - 100 м и до 150 м при благоприятных условиях.

Древний Египет: оружие и доспехи воинов на колесницах

За свою тысячелетнюю историю Египет испытывал не только взлеты, но и падения. Вот и эпоха Среднего царства закончилась вторжением кочевников-гиксосов, его разгромом и периодом упадка. Справиться с египтянами им помогло то, что они вели бой на двухколесных быстроходных колесницах, запряженных парой лошадей, что придавало их войскам небывалую маневренность и мобильностью. Но вскоре египтяне и сами научились разводить и обучать лошадей, делать колесницы и воевать на них. Гиксосы были изгнаны, Египет испытал новый подъем, а его фараоны, уже не довольствуясь защитой своих рубежей и экспедициями за золотом в Нубию, начали войны с соседями в Азии, а также попытались проникнуть на территорию современных Сирии и Ливана.
Особенно воинственными фараонами эпохи наступившего Нового царства были представители династии Рамсесов. Вооружение воинов в это время стало еще более смертоносным, так как технология обработки металла была усовершенствована, а кроме колесниц египтяне узнали еще и усиленный лук, который повышал дальность полета стрелы и точность ее попадания. Сила таких луков была поистине велика: известно, что такие фараоны, как Тутмос III и Аменхотеп II выпущенными из них стрелами пробивали насквозь медные мишени.

Уже на расстоянии в 50 - 100 м стрелой с металлическим листовидным наконечником, по-видимому, можно было пробить панцирь воина на колеснице противника. Луки хранились в специальных футлярах на бортах колесниц - по одному на каждом (один запасной) или один у того борта, ближе к которому стоял стрелок. Однако и пользоваться ими теперь стало намного сложнее, особенно стоя на колеснице и к тому же в движении.

Вот почему военная организация египетской армии в это время также претерпела серьезные изменения. Кроме традиционной пехоты - «меша» появились колесничие - «нетхетер». Они представляли теперь элиту армии, всю жизнь обучались военному ремеслу, которое для них стало наследственным и передавалось от отца к сыну.

Первые же войны в Азии принесли египтянам богатую добычу. Так, после взятия города Мегиддо им досталось: «340 пленных, 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 племенных коней, 2 боевых колесницы, украшенных золотом, 922 обычных боевых колесниц, 1 панцирь из бронзы, 200 кожаных панцирей, 502 боевых лука, 7 шатровых столбов, украшенных серебром и принадлежавших царю Кадеша, 1929 голов скота, 2000 коз, 20 500 овец и 207 300 мешков муки». Побежденные признали над собой власть правителя Египта, дали клятву верности и обязались платить дань.

Интересно, что в списке трофейных панцирей только один бронзовый и 200 кожаных, что говорит о том, что наличие колесниц требовало и повышенной защищенности тех, кто на них сражался, поскольку это были очень ценные воины-профессионалы, которых было жалко потерять. Но то, что металлический панцирь всего один, говорит об исключительно высокой стоимости тогдашнего защитного вооружения, которым обладали только князья и фараоны Египта.

Множество взятых в качестве трофеев колесниц однозначно говорит об их широком распространении, причем не только у азиатов, но и у самих египтян. Египетские колесницы, судя по дошедшим до нас изображениям и артефактам, это легкие повозки на двух человек, один из которых правил лошадьми, а другой обстреливал противника из лука. Колеса имели деревянные обода и шесть спиц, дно было плетеным, при самом минимуме деревянных ограждений. Это позволяло им развивать большую скорость, а запас стрел в двух колчанах позволял вести длительный бой.

В битве при Кадеше - крупнейшем сражение между войсками Египта и Хеттского царства в 1274 году до н.э. - с обеих сторон участвовали тысячи колесниц, и хотя окончилось оно фактически в ничью, несомненно, что именно колесницы сыграли в нем очень важную роль. Зато кроме новых луков, у египтян появились и два новых вида длинных кинжалов - с массивным клинком листовидной формы с ребром посредине, и закругленным на конце лезвием и колюще-рубящие - с изящными, длинными клинками с параллельными лезвиями, которые плавно переходили в острие, и также с выпуклым ребром. Рукоять у обоих была очень удобной, с двумя конусовидными раструбами - вверх - навершием и вниз - перекрестием.

Серповидное (изредка обоюдоострое) клинковое оружие, заимствованное египтянами у своих врагов в Палестине и претерпевшее в Египте ряд модификаций - «хопеш» («хепеш»), также широко использовалось, как и булавы, топоры с узким лезвием и лунообразные секиры.

Вот так могла выглядеть пехота Древнего Египта, включая Древнее и Среднее царства. На первом плане два воина-копейщика в головных платках, с набивными защитными передниками в форме сердца поверх обычного передника возможно в стеганых куртках, с серповидными короткими мечами из бронзы, а дальше воины с боевой палицей, совмещенной с топором и с секирой с лунообразным лезвием. Метатель дротиков защитного вооружения не имеет вообще. Два чернокожих воина с луками в руках - наемники из Нубии. Доспехи на теле имеет только лишь один фараон, рядом с которым стоит сигнальщик с барабаном. Коробка набора солдатиков фирмы «Звезда». Эх, чего только сейчас для мальчишек нет! И какие у меня были в детстве солдатики - небо и земля!


Палетка Нармера. Изображает фараона Нармера с булавой в руках. (Каирский музей)


Навершие булавы фараона Нермера. (Британский музей, Лондон)


Дротики и щит. Древний Египет. Среднее царство. Современная реконструкция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Раскрашенные фигурки воинов из гробницы номарха Месехти. (Каирский музей)


Навершие булавы египетского воина. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Топор их гробницы Аххотепа. Новое царство. 18-я династия, XVI в. до н.э. (Египетский музей, Каир)


Древнеегипетский боевой топор. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Реконструкция колесницы Нового царства. (Музей Ремера-Пелицеуса. Нижняя Саксония, Хильдесхайм, Германия)


Удивительно, но древние египтяне знали и применяли бумеранги очень похожие на те, что употребляли и употребляют коренные жители Австралии. Вот и эти два бумеранга из гробницы фараона Тутанхамона очень похожи на австралийские и отличаются от них разве что только своей отделкой! (Египетский музей, Каир)


Фараон на колеснице. Настенная роспись в храме Абу-Симбел.


Рельеф из заупокойного храма царицы Хатшепсут с изображением египетских солдат XVIII династии, 1475 год до н. э. Известняк, роспись. (Египетский музей Берлина)

Как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.

Изобретение колесниц

Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.

Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.

Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.

Египетские колесницы

Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва - битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути.

С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.

Серпоносые колесницы

По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск - бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.

Колесницы Древней Греции

Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.

Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.

Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.

Фиванский миф об истреблении людей

Согласно популярному фиванскому мифу об истреблении людей, Ра сначала создал Первый мир, отличный от нашего, и, заселив его созданными им людьми, мирно им правил. Когда он состарился, тело его стало дряблым, а волосы - цвета лазури, силы стали покидать бога и его ум притупился. Тогда люди замыслили против Ра заговор. Они собрали большое войско и двинулись штурмовать дворец бога. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл заговор и вознамерился наказать бунтовщиков (по другой версии, ему сказал о заговоре Тот)...
- Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око (Ра) против оскорбивших тебя!
Воистину! - согласились остальные боги. - Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему, когда оно сходит в образе Хатхор.
- Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда, испепелив землю в стороне от войска. Мятежники продолжали наступать, рассыпавшись на небольшие группы и прячась за скалами и камнями. Ра не смог прожечь скалы, хотя напрягал свое Око до тех пор, пока оно не заслезилось.
Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.
Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сехмет. Полная ярости, она набросилась на людей и принялась безжалостно их уничтожать одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса...
Ра ужаснулся, увидя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл...

Гелиопольский миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра (Оком Уаджет)

Через двадцать семь дней после начала царствования Геб решил обойти свои владения. Он отправился на восток и встретил там людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и о том, как он поместил себе на лоб Глаз или Око Ра.
- Это Око, - сказали люди, - обладает великой силой и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб, оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.
Едва Геб услышал это, он решил во что бы то ни стало заполучить Око. Бог отправился на его поиски и через несколько дней встретил Око у подножия горы. Геб бросился к нему и хотел его схватить, но Око внезапно превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя...

Эти и другие египетские мифы, на мой взгляд, являются хорошим подтверждением того, что Глаз Ра (Око Ра, Око Уаджет) относился к смертоносному оружию богов и несущей его небесной колеснице , пилотами которых являлись богини - апсары . Так, в мифе об истреблении людей Ра, пытаясь наказать мятежников, направил в них испепелящие лучи своего урея. Они сожгли землю в стороне от войска. Однако, люди, которые были готовы к такому ходу событий, успели укрыться за высокой горой и смертоносные лучи не причинили им никакого вреда. Как Ра ни старался, он не мог прожечь скалы. Однако, как только Хатхор-Око или урей полетела на место событий, она произвела там страшное опустошение всего за один вечер. Потому что люди больше не могли укрываться от нее, летящей в боевой колеснице.
По всей вероятности, эта колесница (или, скорее, колесницы) несла ядерное, химическое или какое-то другое аналогичное им по воздействию оружие . Подтверждением этому является приготовление свитой Ра семи тысяч сосудов "пива с толчёным красным порошком диди", который они разлили по всем полям, на которых произвела опустошение Хатхор. Возможно, это было сделано для того, чтобы нейтрализовать остаточную радиацию, химическое заражение или ликвидировать какие-то другие последствия, вызванные применением оружия богов.
В мифе о сотворении Земли Атум направил свое Око в океан на поиски пропавших детей и через некоторое время оно нашло их. Мне трудно объяснить это иначе, чем отправкой Атумом на поиски детей летательного аппарата. Тем более, что за время долгого отсутствия Ока Атум сделал себе другое.
В еще одном сказании о Горе Бендехском он представлен в виде крылатого солнечного диска, взмывшего в небеса и мгновенно уничтожившего своих врагов. В дальнейшем Гор патрулировал на этом диске небо на носу Ладье Вечности, а вместе с ним были два солнечных Око - Нехбет и Уаджет ( по другим данным, Хатхор и Маат или Тефнут), которые бесжалостно испепеляли врагов Ра.
Наконец, миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра или Оком Уаджет, которое выпустило в него "яд", так, что бога Земли охватило пламя, также позволяет отождествить Глаз Ра с оружием богов или летающей колесницей.