Задания на дифференциацию свистящих и шипящих. Стихи для дифференциации свистящих и шипящих звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука С.......................................................... 1

Автоматизация звука СЬ........................................................ 5

Автоматизация звука 3.......................................................... 10

Автоматизация звука ЗЬ....................................................... 13

Автоматизация звука Ц......................................................... 15

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков С - СЬ........................................... 19

Дифференциация звуков 3 - ЗЬ............................................. 25

Дифференциация звуков С - 3.............................................. 28

Дифференциация звуков СЬ - ЗЬ.......................................... 31

Дифференциация звуков С - Ц............................................ 33

Москва 2007

ЗВУКИ

С,Сь,3,Зь,Ц

Речевой материал

Для автоматизации и дифференциации

Звуков у детей 5-7 лет


АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ
ЗВУКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.

3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.

4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

аса-асо-асу-асы оса-осо-осу-осы

уса-усо-усу-усы ыса-ысо-ысу-ысы

ста-сто-сту-сты ска-ско-ску-скы

спа-спо-спу-спы сна-сно-сну-сны

сма-смо-ему-смы сва-сво-сву-свы

аст-ост-уст-ыст-ист-ест-ёст-юст-яст

аск-оск-уск-ыск-иск-еск-ёск-юск-яск

асп-осп-усп-ысп-исп-есп-ёсп-юсп-ясп

асм-осм-усм-ысм-исм-есм-ёсм-юсм-ясм

асв-осв-усв-ысв-исв-есв-ёсв-юсв-ясв

7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.

Са: сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок, Савва; событие, совёнок, совок, со­вет, сова, софа.

Со: сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный.

Су: суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета, сутки, сухой, суматоха, субботник.

Сы: сын, сыт, сынок, сыпать.

Стечение согласных: сваи, свобода, свой, свод, скамейка, ска­кать, скат, скоба, скобка, скука, смотать, снова, сноп, сны,


кот, - «Да отнесу своим котятам. Пусть она им песни поёт, а то никак не хотят спать без песен».

А птица Цап-цапу: «Нет, не буду я одним твоим котятам петь песни. Я пою на свободе всем».

Как гусеница овцу хотела обмануть

Несёт овца зайцу гостинец - капусту. «Какой вкусный у овцы гостинец, вот бы и мне такой, - думает гусеница.

Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.

Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.

18. Повтори скороговорки*.

У сосны птица пьёт водицу.

Весной посадим цветы и акации кусты.

Купец Сысой идёт с косой.

Птицам и птенцам на акации не спится.

Под навес овёс отец Сани унёс.

Цветут весной Акация с сосной.
На суку сухом Птица с птенцом. Весна в цветах, Птица в кустах.

Под акацией водица, Пьёт водицу там синица.

Пусть метёт метелица. По лесу снегом стелится.

Цветут цветы, цветут цветы В цветах сады,

в садах цветы.


дит синица. Овца ест цветы в цветнике. Заяц сидит под

кустом акации. Наступит весна - будут цвести цветы.

Сегодня целый день светит солнце.

Шесть слов. Собака сидит на цепи у будки. На Сониной

косынке цветы и птицы. Весь день в небе сияет солнце.

Синица склевала гусеницу на сосновом суку.

Семь слов. Высоко на ветке сосны спит птенец совы. Саня

видит стаю птиц высоко в небе. Саня и Соня на сцене

поют песни.

Повтори пословицы и поговорки.

И месяц светит, когда солнца нет.

Не цвести цветам на снегу.

Весной цветы, а осенью снопы.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Повтори и отгадай загадки.

Нос как спица, а не птица. (Комар)

На всех садится, никого не боится. (Снег)

Сидит девица в темнице, На цветке - цветок,

А коса на улице. Пьёт вкусный сок.

(Морковь) (Бабочка)

Повтори стихи и чистоговорки.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, По ночам сове не спится.

Видит гусениц птенец. Ведь сова -

Ец-ец-ец, ец-ец-ец, Ночная птица.

Поёт песенки птенец. В. Шулъжик

Ца-ца-ца, ца-ца-ца,

У воды стоит овца.

А. Хмелёва

17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С - Ц. Перескажи сказки.

Кот и птица

Сидит на акации птица и поёт: «цив, цив, цив». А кот Цап-цап тут как тут. «Дай-ка поймаю эту птицу, - думает

спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступенька, ступа, студить, студент, стынуть.

8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.

Са: оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса.

Ас: паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно.

Со: песок, кусок, осока, носок, босой, высокий, поясок.

Ос: пост, воск, мост, киоск, хвост.

Су: несу, пасу, посуда.

Ус: куст, пусто, капуста, август, фокусник.

Ис: писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист.

Сы: косынка, посыпать, весы, бусы, гусыня.

Ыс: выступ, выставка.

Ее: место, тесто, тесно, теснота, весна.

Яс: ясный.

9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.

Ас: квас, бас, нас, погас, ананас.

Ос: нос, покос, поднос, кокос.

Ус: вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус.

Ыс: мыс, кумыс.

Ис: Денис.

Ёс: пёс, овёс, утёс, унёс.

Ее: навес.

10. Повтори слова с двумя звуками С.

Стае, соска, сосна, уксус, насос, соус, Сусанна, Самсон, космос, саксофон, сосуд, стамеска.

11. Повтори словосочетания.

вкусный суп усатый сом высокая сосна

навесной мост сосновый сук сухая косынка

мамины бусы мягкий воск высокий утёс

сонная киска медовые соты ясный день

искусный фокусник опасный выступ сдобное тесто

сафьяновые сапоги пустая миска густой сок

тенистый сад ананасовый сок сатиновый пояс

пустой автобус сытный студень мясной соус

автобусная остановка тонкое сукно пустая комната

Повтори предложения.

Три слова: В саду осы. У сома усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьёт кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду.

Четыре слова: В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт вкусный сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест ку­сок мяса. Савва готовит суп киске. У сада высокий мост. Скамейка стоит в саду. Дениска сам надевает сапоги.

Пять слов: В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса. Соня ставит сум­ку на скамейку. У Сани санки едут сами. На сосновом суку два совёнка. Стае и Соня идут в сад. У высокой со­сны навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Ан­фиса сама готовит вкусный обед.

цветная капуста вкусный цукат куцый хвост высокая оценка детский костюм песцовая шапка

Шесть слоя: В субботу Стае идёт в сад. Мама готовит вкус­ный суп с капустой.

Семь слов: У Сани в сумке ананас и капуста. У Саввы фи­кус, а у Сони кактус. Соня и Саня идут на выставку со­бак. Денис ставит свой самокат у скамейки.

Семь слов: У Сани в банке сом с усами.

Восемь слов: У нас в саду кусты и высокие сосны.

Повтори и отгадай загадки.

Куда нос, туда и хвост. (Иголка)

Мету, мету - не вымету, Идут, идут,

Несу, несу - не вынесу. (Тень) А с места не сойдут. (Часы)

8. Повтори слова со звуками С- Ц в начале слова.

сок - цок светик - цветик степной - цепной

цели - сели сабля - цапля свет - цвет

9. Повтори слова со звуками С - Ц в середине слова.

осенить - оценить лиса - лица кольцо - колесо

присел - прицел рассвет - расцвет

10. Повтори слова со звуками С - Ц в конце слова.

бас - бац матрос - матрац

11. Повтори слова со звуками С- Ц в одном слове.

красавица

лестница

сестрица

салатница

садовые цветы синяя пуговица ситцевая косынка садовый цветок весенний цветок пёстрая курица

стая птиц, сонный птенец высокая акация, степные цветы, цветная косынка свежая водица

13. Повтори предложения.

Три слова. На сцене цветы. Цветам опасны гусеницы. Вес­ной цветет акация.

Четыре слова. У овцы куцый хвост. Заяц ест цветную капусту. Много цветов цветёт весной. Поезд подходит к станции. В году двенадцать месяцев. Весной птицы вьют гнёзда. В кустах свистят синицы. В саду много птиц. В саду цветёт акация. Соня и Саня смеются. Пти­ца сидит на ветке. В саду много цветов. Соня покупает цветные пуговицы. Солнце светит в оконце. На сцене выступают певцы.

Пять слов. Птицы поют песни в саду. На ветке акации си- 34

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ц

1. Повтори изолированные звуки С - Ц.

Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски: Сыта киска - пуста миска.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С - Ц, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, Ц - девочка просит не шуметь.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - Ц.

са - ца со - цо су - цу

ца - са цо - со цу - су

3. Повтори обратные слоги со звуками С - Ц.

ас - ац ос - оц ус - уц ыс - ыц

ис - иц. ёс - ёц юс - юц яс - яц

ац - ас оц - ос уц - ус ыц - ыс

иц - ис ёц - ёс юц - юс яц - яс

4. Повтори слоги, где звуки С - Ц находятся между глас­ными.

аса - аца асо - ацо асу - ацу асы - ацы

оса - оца осо - оцо осу - оцу осы - оцы

уса-уца усо-уцо усу-уцу усы-уцы

ыса - ыца ысо - ыцо ысу - ыцу ысы - ыцы

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

ста - цта сто - цто сту - цту сты - цты

цта - ста цто - сто цту - сту цты - сты

сва - цва сво - цво сву - цву свы - цвы

цва - сва цво - сво цву - сву цвы - свы

сма - цма смо - цмо ему - цму смы - цмы

цма - сма цмо - смо цму - ему цмы - смы

сна - цна сно - цно сну - цну сны - цны

цна - сна цно - сно цну - сну цны - сны

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст - ацт ост - оцт уст - уцт ыст - ыцт

ацт - аст оцт - ост уцт - уст ыцт - ыст

асв - ацв осв - оцв уев - уцв ысв - ыцв

ацв - асв оцв - осв уцв - уев ыцв - ысв

7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С - Ц.

сца - сцо - сцу - сцы - сце

15. Повтори стихи и чистоговорки. Я несу суп-суп! А кому? Псу-псу! А. Шибаев

В саду сани Стаса, Вани.

На санях Стае Катает нас. А.Хмелева

Вот носы, носы,

Вот усы, усы,

Вот хвосты, хвосты,

Вот и сами коты.

Е. Спивак

Су-су-су, су-су-су,

Гусака в тени пасу.

Су-су-су, су-су-су,

Гусаку овёс несу.

Са-са-са, са-са-са,

Пуста миска - нет овса.

Су-су-су, су-су-су,

Сумку я домой несу.

Су-су-су, су-су-су,

Стасу сок домой несу. А. Хмелёва

16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Переска­жи рассказ.

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на само­кат, самокат и покаТит меня. На то он и самокат!» Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.

Едет мимо Сани Денис на своём самокате. «Ага, вот как надо ехать!» - думает Саня. И понёсся Саня на своём самока­те в тенистый сад.

Повтори скороговорки.

Без пастуха не стадо: У Сысоя усы до пояса. 4

Сани у Сани едут сами.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ

1. Спой «песенку водички». Произнеси звук Съ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь...

2. Повтори прямые слоги: си-се-сё-сю-ся.

3. Повтори обратные слоги: ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.

4. Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.

аси-асе-асе-асю-ася оси-осе-осё-осю-ося

уси-усе-усе-усю-уся ыси-ысе-ысё-ысю-ыся

иси-исе-исё-исю-ися

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сти-сте-стё-стю-стя ски-ске-скё-скю-скя

спи-спе-спё-спю-спя сни-сне-снё-сню-сня

сми-сме-смё-смю-смя сви-све-свё-свю-свя

6. Повтори слова, где звук Съ находится в начале слова.

Си: Сима, Симона, синий, сидит, сито, сифон, синька, си­няк, сияние, сидение, симфония, сиять, синева, синеть.

Се: сено, семь, семья, семя, сев, Сеня, Сева, сеть, сети, сеют, сени, сетка, семена, седой, сегодня, секунда, се­ять, семейка.

Сё: Сёма, сёмга.

Сю: сюита, сюда.

Ся: сядь, там-сям.

Стечение согласных: стихи, спина, спит, снимок, свинья, свинка, свинина, свиновод, свита, стена, стенка, сте­кать, Степан, степь, снег, снеговик, снегопад, смех, сме­на, сметана, свет, Света, светить, схема, снять.

7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.

Ась: Васька.

Ось: авоська, моська, восьмой.

Си: такси, осина, осинка, оси, носик, носить, гуси, ко­сить, Максим, подосиновик, пёсик, усики, босиком, Осип, бусина, бусинка.

Си-си-си, зи-зи-зи,

На зимовье отвези.

Зя-зя-зя, ся-ся-ся,

На зимовье вся семья.

Си-си-си, зи-зи-зи, Тазики сюда вези. Зе-зе-зе, се-се-се, Тазики везём не все. Зю-зю-зю, сю-сю-сю, Тазик Сене отдаю.

Си-си-си, зи-зи-зи,

Кузе гвозди отвези.

Зе-зе-зе, се-се-се,

Отвезём мы гвозди все.

Сём-сём-сём, зём-зём-зём,

Гвозди мы везём, поём!

9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь - Зь. пе­рескажи сказку.

Добрый Тузик

Е. Спивак

Зябко зимой. Метёт позёмка. Всё в снегу. Сидит Тузик в будке, не зябнет. Идёт мимо будки котёнок.

Мяу-мяу! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

Иди, вместе зимовать будем.
Идёт мимо будки петух.

Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.

Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.

Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.

Иди, вместе зимовать будем.

Так и зимуют они все вместе и не зябнут!

10. Повтори скороговорки*.

Зимой на сене Купи, Кузя, Зине

Не зябко Сене. Сито в магазине.

Кузьма, гвозди купи.

Зина и Сёма, Сидите дома!

Да Степану отвези.

У хозяйки восемь гусей,

Да восемь свиней.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ - ЗЬ

/. Повтори изолированные звуки Сь - Зь.

Дифференцируя изолированные звуки Сь - Зь, рекомен­дуется использовать картинки-символы: Сь - струйка воды льётся из-под крана, Зь - комарик звенит.

2. Повтори прямые слоги со звуками Сь - Зь.

си - зи се - зе сё - зё сю - зю ся - зя

зи - си зе - се зё - сё зю - сю зя - ся

3. Повтори слоги, где звуки Сь - Зь находятся между глас-

ными.

аси - ази оси - ози уси - узи иси - изи

асе - азе осе - озе усе - узе исе - изе

асе - азё осё - озё усё - узё исё - изё

асю - азю осю - озю усю - узю исю - изю

ася - азя ося - озя уся - узя ися - изя

сни - зни сне - зне снё - знё сню - зню сня - зня сми - зми сме - зме смё - змё смю - змю смя - змя сви - зви све - зве свё - звё свю - звю свя - звя

5. Повтори слова со звуками Сь - Зь.

Сима - зима семья - змея синеть - звенеть

севок - зевок сядь - зять

6. Повтори словосочетания.

синий тазик Кузина семья восемь гвоздик

седой Кузьма зимняя степь Зинины гуси

синяя звезда смятая газета Светин изюм

Кузины гусята Васина обезьянка Асина газета

Кузино письмо Сёмина гвоздика Зинины бусинки

7. Повтори и отгадай загадку.

Зимой - звезда, весенним днем - вода. (Снежинка)

8. Повтори стихи и чистоговорки*.

Везёт Кузя Свету и Зину к магазину.

Ись: письмо.

Се: осень, восемь, ясень, песенка, песенник, Васенька, насекомое, беседка, наседка, кассета, непоседа, кисея, кисет, бассейн, висеть.

Есь: тесьма.

Сё: всё, тесёмка.

Сю: всюду.

Ся: Ася, Вася, гусята, Тося, косяк, овсянка, десять, деду­ся, бабуся, десяток, носят, косят, месят.

8. Повтори слова, где звук Сь находится в конце слова.
Ось: ось, авось.

Усь : гусь.

Ысь: высь.

Ись: надпись, подпись, нагнись.

Есь: весь.

Юсь: боюсь, моюсь, умываюсь, одеваюсь, поднимаюсь.

9. Повтори слова с двумя звуками Сь.

Сесть, семьдесят, сюсюкать, снести, смесь, смеюсь, свистеть.

10. Повтори словосочетания.

гусиная семья синий кисет осенний день

восьмой дом тонкая осинка весенний сев

синяя тесёмка седой дедуся степные гуси

смятая ткань осиновая беседка семь вагонов

новый костюм синяя бусина гусиный косяк

11. Повтори пословицу.

Кабы этот смех - да на всех.

12. Повтори предложения.

Три слова. Ася моет сито. Максим сеет семена. Пёсик ест сосиски. У гуся гусята. Вася пасёт гусей. Сеня не­сёт письмо. У осины подосиновик. Сева поёт песенку. Свинки едят овсянку. Максим ходит босиком.

Четыре слова: Сеня свистит в свисток. Вася едет в ав­тобусе. Свинка спит на сене. У бабуси десять гусей.


У Аси мамины кассеты. Гусята сидят на сене. На Ва­синой кассете надпись. Света светит на стену. Котик Васенька катает бусинки. Сито висит на стене. У Сениного котика усики. У дедуси синий кисет. Моська сидит на снегу. В пакете семь сосисок. Бабуся сидит под осиной.

Пять слов. На осине сидит кот Васька. Сегодня Сева идёт в гости. У Асиного окна тонкая осинка. Кот Вася идёт по снегу. Ася несёт домой осенний букет. Моя семья си­дит в беседке.

Шесть слов. В сетях у Семёна много сёмги. Ася и Тося едут в такси. Наседка сидит в сенях у стены. У седого деда Семёна много семян.

Семь слов. Сосед Вася ходит в гости к Максиму.

Повтори и отгадай загадки.

Висит сито, да не нами свито. (Паутина)

Всех оденет, а себя - никогда. (Игла)

Кто на себе дом носит? (Улитка)

У кого дом на спине? (Улитка)

Кто ходит в костяном костюме? (Черепаха)

Не пух, не мех, а оденет всех. (Хлопок)

Идут, идут, а всё тут да тут. (Часы)

Зайка и коза

По Л. Успенской, М. Успенскому (адаптированный текст)

У Зои зайка и заводная коза. Заведут козу - она забегает по доске. Забавная такая! Зоя сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла.

Повтори скороговорки.

Запустим спутник в космос. Сане незнакомо название сказки.

Стоит воз овса, На возу везу, везу

Возле воза коза. Фикус в Зоином тазу.

Л.Ульяницкая А. Хмелёва

Повтори словосочетания.

косой зайка забавная собака забытая сумка

Сонина азбука заводной автобус знакомый садовник

сухой зонтик сосновый возок зыбкий песок

запасной насос пустое здание сатиновая занавеска

сосновая изба измятый поясок субботний закат

аистиное гнездо зубная паста сонный зайка

знойный август запасной выход Зоины бусы

Повтори предложения.

Три слова. Зоя пьёт кумыс. Под кустом зайка. У Зои бусы. Коза ест капусту. Зоин папа - пастух.

Четыре слова. У Сони забавный зайка. В избе стоит сун­дук. Саня загадывает Стасу загадки. Софья звонит в звонок. Коза ест из таза. Зоя пьёт ананасовый сок. Зай­ка не ест сайку. Стае знает много сказок. Зоина мама моет посуду. У Зои новые сапоги. На заводе много стан­ков. Ваза стоит на подоконнике. У нас новые тазы. На возу везут капусту. У завода высокий мост. Соня поку­пает зубную пасту.

Пять слов. Соня моет зайку в тазу. У здания сосны и кус­ты. У Зои коса до пояса. Зоя ставит мимозы в вазу. Са­довник посадит у здания незабудки. На окне тонкая са­тиновая занавеска. Соня катает зайку на санках. Соня и Зоя пьют квас. Мама купает Саню в тазу. Денис пока­зывает свой самокат Зое.

Шесть слов. Ваза с мимозами стоит на подоконнике. В те­нистом саду мимозы и незабудки. В Зоиной сумке аз­бука и зайка.

Семь слов. В ясный день Зоя оставит зонт дома. Зоя ставит на поднос стакан с соком.

Повтори и отгадай загадки.

Зубастые, а не кусают. (Грабли)

Зубов много, а ничего не ест. (Пила)

29
Васенька

Разговор Гуси, гуси, Га-га-га! Пить хотите? Да-да-да. - Гуси, гуси, Вот вода. - Га-га-га! - Га-га-га!

Непоседа Васенька

Не сидит на месте,

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

Л. Успенская, М. Успенский

- Гуси, гуси! - - Га-га-га. - Есть у вас еда, вода? А в ответ мне гуси: -Да! Есть у нас еда, вода, Есть у нас гусята. - Много их? - Десяток!

Си-си-си, си-си-си,

Сено в сени к нам неси.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся,

У осинки два гуся.

Усь-усь-усь, усь-усь-усь,

Два гусёнка, один гусь.

Есь-есь-есь, есь-есь-есь,

Тает снег весною весь

Юсь-юсь-юсь, юсь-юсь-юсь, Темноты я не боюсь.

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуком Сь. Пере­скажи рассказ.

Е.Спивак Гусь и гусята сидят в сенях. Ася несёт им сено.

Сидите, гуси, на сене!

А. Хмелёва

У моей бабуси гусыня и десять гусят. Гусятам всего во­семь дней. А они такие непоседы! Не сидят в сенях на сене. То увидят какое-то насекомое и бегут туда. То бегут в будку к пёсику, то к свинке.

А сегодня один гусёнок посидит, посидит на спине у мамы-гу­сыни, съедет вниз, побегает, побегает и опять к маме на спину. Вот такие у бабуси гусята!

Пёсик-хвастун

А. Хмелёва Сидят под осиною пёсик и гусёнок. Пёсик гусёнку:

У меня есть носик, как пуговка. А у тебя?

У меня не носик, а клюв.

А у тебя есть усики?

Нет у меня усиков.

А у меня и усики, и хвостик, и спинка в сединках. И бегаю я босиком по воде.

А гусёнок - в воду и уплыл от хвастуна.

сна - зна зна - сна сма - зма зма - сма сва - зва зва - сва

Повтори скороговорки.

Не все песни о степи спеты.

Всем бы вместе сесть и поесть. Осенью у Сени сени в сене.

Побеседуй с соседом - Сено Сене Костя косит,

Седым домоседом. В сени сено Сеня носит.

Седой Семён Семёнов Сегодня днём письмо несём,

Семёну даёт сена тонну. Я и Сеня от деда Сени.

А. Хмелёва Е. Спивак

Осень, осень, осень Купит дедуся бабусе

У осин и сосен, Гусыню и гуся.

У осин и сосен А. Хмелёва

Осень, осень, осень.

А. Хмелёва

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - 3

1. Повтори изолированные звуки С - 3.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С - 3, рекомендуется использовать картинки-символы: С - насос, 3 - большой комар с колокольчиком.

2. Повтори прямые слоги со звуками С - 3.

за - са зо - со зу - су зы - сы

са - за со - зо су - зу сы - зы

Паук

А. Хмелёва

Идут мимо бузины Зоя и мама. Видят, как паук ткёт пау­тину. А ниток-то у него нет! «Вот так паук!» - думает Зоя. -И как паук ткёт паутину без ниток?» А мама Зое: «Возьми книгу и узнай!»

12. Повтори скороговорки*.

Кузе и Зине покупают обновки в магазине. Купит Кузя Зине гвоздики в магазине.

Звонок звонко звенит: Зинаиде не везёт:

Дзинь-дзинь-дзинь! Зину поезд не везёт.

Зинаиду зовут Зиной, У Зины - мозаика,

А Кузьму зовут Кузей. У Зои - зайка.

Кузьма, гвозди купи. Кузьма, гвозди вези Кузьме Кузьмину. Да Кузьме Фомину.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА 3

1. Спой «песенку комара». Произнеси звук 3 длительно на одном выдохе: з-з-з...

2. Повтори прямые слоги: за-зо-зу-зы.

3. Повтори обратные слоги: аз-оз-уз-ыз-из-ез-ёз-юз-яз*.

Повтори словосочетания.

новый зонт знойный день заводная коза

забавный зайка звонкий звонок Зоина затея

новые тазы званый обед тёмный закуток

знакомая музыка забавный котёнок зубная нить
знакомый музыкант

Повтори предложения.

Три слова. У Зои коза. У Зои зонт. Зоя покупает азбуку. Зоя загадывает загадки. Зоин папа - музыкант.

Четыре слова. Зоя знает много загадок. Зоя опаздывает на занятия. Зоя показывает азбуку зайке. Зонного зай­ку зовут Зазнайка. Мама даёт Зое новый зонтик.

Пять слов. Фазаны пьют воду из таза. Тётя Зоя звонит в звонок. Зоя под зонтом пасёт козу. На возу везут много замко"в. У тёти Зои нет зонта. Зоин зайка забияка и за­знайка. В вазах мимозы и незабудки.

Шесть слов. У замка много незабудок и мимоз. Мама за­гадывает Зое загадку о зайке.

Повтори и отгадай загадки.

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (Дверь)

По сеням ходит, а в избу не идёт. (Дверь)

Ты за ней - она от тебя,

Ты от неё - она за тобой. (Тень)

Языка не имеет, а у кого побывает -Тот много знает. (Газета)

11
Четыре слова. Зина звенит в звонок. Мама завязывает Зине бант. Зина загадывает загадки Зое. У Зины завод­ной зайка. У Зинаиды коза-егоза. Зоя покупает козий пух. У хозяйки дубовая изба. У Зои зелёные глаза. В зоопарке забавные обезьянки.

Пять слов. Кузя и Зина покупают змея. Зоя зимует в уют­ном зимовье. У Зины звонок звенит звонко. У Тузика в зубах газета. Зина заходит домой за Зоей. Зина едет в зоологический музей.

Шесть слов. Зоя и Зина едут на поезде. Зоя и Зина зна­ют много загадок. Тётя Зоя в магазине покупает тазик. Мама на зиму заготовит много компотов.

Семь слов. В знойный день Зина идёт под зонтом. В вазе у Зои мимозы и гвоздики.

Восемь слов. Мама и Зоя идут в магазин за покупками.

10. Повтори стихи.

Зое азбука дана, Мама Лизы, мама Зины

Знает буковки она. Побывали в магазине.

Зина буковок не знает, Лизе купили зайку,

На занятиях зевает. А Зине-мозаику.

А. Хмелёва Е. Алифанова, Н. Егорова

11. Послушай рассказы. Назови слова со звуками 3 - Зъ.
Перескажи рассказы.

Звенит звонок

Е. Спивак

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Кузю, Зину и Зою на за­нятия. У детей новые азбуки.

Зоя и Зина

Е.Спивак

Зоя и Зина знают много загадок. Зина их загадывает Зое, а Зоя - Зине. Зина отгадывает Зоины загадки, а Зоя Зинины.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ 3 - ЗЬ

/. Повтори изолированные звуки 3 - Зъ.

Дифференцируя изолированные звуки 3 - Зь, рекоменду­ется использовать картинки-символы: 3 - большой комар с колокольчиком, Зь - маленький комарик с колокольчиком.

2. Повтори прямые слоги со звуками 3 - Зь.

за - зя зо - зё зу - зю зы - зи

зя - за зё - зо зю - зу зи - зы

3. Повтори слоги, где звуки 3 - Зь находятся между глас­
ными.

аза - азя оза - озя уза - узя ыза - ызя

азо - азё озо - озё узо - узё ызо - ызё

азу - азю озу - озю узу - узю ызу - ызю

азы - ази озы - ози узы - узи ызы - ызи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

зна - зня зно - знё v зну - зню зны - зни

зма - змя змо - змё зму - змю змы - зми

зва - звя зво - звё зву - звю звы - зви

зда - здя здо - здё зду - здю зды - зди

5. Повтори слова со звуками 3 - Зь в начале слова.

6. Повтори слова со звуками 3 – Зь в середине слова.

коза - Кузя возы - вози.

7. Повтори слова со звуками 3 - Зъ в одном слове.

Зазвенеть, звезда, звёзды, завозить, звёздный, зазевать­ся, зазимовать, занозить, звездопад, зигзаг, звездолёт, звез­дочёт, зазеленеть, заморозить, загрузить.

8. Повтори словосочетания.

зимний закат забавная обезьянка забытая газета

звёздное небо зоологический музей зелёные глаза

9. Повтори предложения.

Три слова. Кузьма забивает гвозди. Кузин папа-музыкант. Под бузиной заика.

12.Повтори стихи и чистоговорки:

Две козы и два бизона В избе зайка-

Потоптали все газоны. Забияка и зазнайка.

Е. Алифанова, Н. Егорова

Идет коза, коза-егоза, За-за-за, за-за-за,

За-за-за, за-за-за. Идет Зоина коза.

Зайка идет вместе с козой, Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Завиток у той козы.

Зоя. ведет зайку, козу, Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Зу-зу-зу, зу-зу-зу. Напою водой козу.

А. Хмелёва За-за-за, за-за-за,

У избы в тени коза.


14. Повтори скороговорки*.

В загоне бизоны, У избы мимоза,

И козы в загоне. У избы козы.

Не забудет тётя Зоя Даёт тётя Зоя

Загадать загадку Зое. Зое зонт от зноя.

На возах тазы, Под мимозами козы

У возов две козы. Едят мимозы.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ЗЬ

1. Спой «песенку комарика». Произнеси звук Зъ с улыбкой,

длительно, на одном выдохе: зь-зь-зь...

2. Повтори прямые слоги: зи-зе-зё-зю-зя.

3. Повтори слоги, где звук Зъ находится между гласными.

ази-азе-азё-азю-азя ози-озе-озё-озю-озя

узи-узе-узё-узю-узя ызи-ызе-ызё-ызю-ызя

изи-изе-изё-изю-изя

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

зми-зме-змё-змю-змя зви-зве-звё-звю-звя

5. Повтори слова, где звук Зъ находится в начале слова.

Зи: зима, Зина, зимовье, зимовать, зимовка.

Зе: зевать, зенит, зевака.

Зя: зябко, зябнуть.

Стечение согласных: змея, змей, змейка, звенеть, звено, звякать.

6. Повтори слова, где звук Зъ находится в середине слова.

Зи: магазин, бензин, бузина, возить, Тузик, тазик, Азия, визит, гимназия, дивизия.

Зе: музей, газета.

Езь: обезьяна, обезьянник, обезьянка.

Зё: везёт, позёмка.

Зю: изюм, изюминка.

Зя: хозяин, хозяйка, козявка, озябнуть, Кузя.

Узь: Кузьма.

Стечение согласных: гвозди, гвоздика, взять, вездеход.

7. Повтори словосочетания.

зимний день уютное зимовье умная обезьяна

козий пух подземный ход ядовитая змея

тонкий гвоздь новая газета зимняя погода

зимний отдых худой Тузик новый магазин

Водное такси

А. Хмелёва На воде гусыня и семь гусят. Один гусёнок сидит на спине гусыни. Дети стоят у воды и думают:

Гусёнок боится воды?

Да нет, этот гусёнок какой-то особенный, поэтому его мама-гусыня катает на своей спине. Спина у гусыни - будто водное такси.

Повтори скороговорки.

У осы не усы, а усики.

Сене всё бы спать на сене.

Десять совят на сосне сидят.

Сюда сядут семь совят.

Аист с аистятами на ясене сидят.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Босой Сысой сено косит косой

На скамейке семь котят, Все котята есть хотят.

Под снегом - сноп сена, И стог сена под снегом.

Семь совят, семь совят На суку сосны сидят. А. Хмелёва

Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.

Вовсе не восемь на утёсе сосен Совсем не восемь, а семь.

Саня с Соней сено косят,

Ася с Настей в сени носят,

Носят, носят сено в сени,

Спать на сене будет Сеня.


Вкусный сок у Сени, За окном темным-темно,

Вкусный суп у Сони. Дети спят давным-давно,

Сеня ест у Сони суп, Ну а совы всё не спят,

Соня пьёт у Сени сок. На суках в саду сидят.

А. Хмелёва А. Хмелёва

Денис и Соня

Е.Спивак

У Сони есть снегокат, а у Дениса - сани. Соня и Денис идут в сад по мосту. Весь сад в снегу: и сосны, и кусты, и скамей­ки. Всё спит под снегом! Соня катает Дениса на снегокате, а Денис катает Соню на санках.

Именины у бабуси

Е. Спивак Сегодня у бабуси именины. Она готовит вкусные сайки.

Сима и Вася ей помогают.

Из теста бабуся и внуки готовят сайки. Дети сами ставят их

в духовку. Сайки готовы. Бабуся угостит сайками всю семью.

В гостях у тёти Сони

Е. Спивак У мамы сын Савва. Савве пять лет. Он сам надевает кос­тюм, носки и ботинки. Сегодня сын и мама едут в гости к тёте Соне на автобусе. Дом тёти Сони у тенистого сада.

Тётя Соня и мама готовят под навесом вкусный суп и мясо. Тётина киска и Савва сидят в саду на скамейке под вы­сокой сосной. Савва поёт киске песни, а мама и тётя Соня подпевают.

Письмо

А. Хмелёва У Сони письмо от Сени. Сеня отдыхает у деда Семёна. У

деда Семёна есть гуси, свинка и пёс. Сеня помогает деду пасти гусей. А сегодня Сеня и дед пойдут на сенокос. Дед будет нести

косу, а Сеня авоську с едой. Много сена накосит дед Семён.

23
8. Повтори предложения.

Три слова. У Кузи газета. У хозяйки изюм. У Кузьмы обе­зьянка. Зимой метёт позёмка. Зинаида наденет зипун. Хозяин везёт бензин.

Четыре слова. Зина зимует в зимовье. Кузьма идёт в му­зей. У дома Зины бузина. Тузик зевает у магазина.

Пять слов. Кузя подаёт гвозди деду Зиновию. Зина ведёт Тузика на оводке. Кузя купит изюм в магазине.

Шесть слов. Мама и Кузя едут в музей.

9. Повтори стихи и чистоговорки*.

В магазин везёт меня Конь копытами звеня.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи,

Кузе гвозди отвези,

Зю-зю-зю, зю-зю-зю,

Я изюминку возьму.

Метёт позёмка зимой,

Не озябнет хозяин мой.

У хозяина дом дубовый,

У хозяина дом новый.

10. Повтори скороговорки.

В вазе не гвоздики, в вазе гвоздики.

Везёт Кузя Зину к новому магазину.

На поезде еду я к Зине и деду.

У Кузьмы Кузьмина у дома одна бузина.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ц

1. Подражай девочке, которая просит не шуметь. Произнес-

ти звук Ц чётко, отрывисто, на одном выдохе: ц-ц-ц...

2. Повтори обратные слоги: ац-оц-уц-ыц-иц-ец-ёц-юц-яц.

3. Повтори слова, где звук Ц находится в конце слова. Ац: бац.

Ец: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизи­нец, кузнец, китаец, немец, купец, гонец.

Яц: паяц, заяц.

4. Повтори слова, где звук Ц находится в середине слова.

Ца: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, ум­ница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.

Цо: яйцо, пунцовый.

Цы: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, не­мцы, зубцы, куцый.

Ци: акация, авиация.

Це: зацепка, зацепить, оценка.

5. Повтори прямые слоги: ца-цо-цу-цы-це.

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

са-ша
ша-са
са-ша-ша
сы-ши
ши-сы
СЫ-ши-ШИ
сэ-ше
ше-сэ
сэ-ше-ше
со-шо
шо-со
со-шо-шо
су-шу
шу-су
су-шу-шу
са-ша-са
ша-са-ша
сы-ши-сы
ши-сы-ши
сэ-ше-сэ
ше-сэ-ше
со-шо-со
шо-со-шо
су-шу-су
шу-су-шу

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

  • Дидактические:
отработка правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков и их автоматизация, учить дифференцировать свистящие ишипящие звуки.
  • Развивающие:
  • развитие артикуляторной моторики и фонематического слуха, слухового внимания и памяти, формирование речевого дыхания.
  • Воспитательные:
  • выработать положительную мотивацию к выполнению задания и навыки самоконтроля.
  • Практические:
  • правильно использовать в своей устной речи звуки и фонемы русского языка, соблюдая правильное звукопроизношение.

    Оборудование: зеркало, карточки с образами артикуляционных упражнений и образами звуков, карточка с Язычком, игра «Веселый маршрут».

    Ход занятия

    Организационный момент

    – Представьте, что наш Язычок отправился на прогулку. Давайте посмотрим, кого он там встретил. Ребенок и логопед садятся перед зеркалом.

    1. Артикуляционная разминка.

    Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З – С и шипящие Ж – Ш.

    Посмотри на картинки – образы этих звуков и объясни сходство и различие в их артикуляции. (Ребенок вспоминает, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняет артикуляционные упражнения .)

    Упражнения:

    • со звуком [с] – “ Насос”(выполняя характерные движения и произносить звук [с]);
    • со звуком[з] – “ Комар” (песенка комарика – звук [з]);
    • со звуком [ж] – “ Жук” (песенка жука – звук [ж]);
    • со звуком [ш] – “Змея” (как шипит змея – звук [ш]).

    Следим за правильной артикуляцией звуков.

    2. Чистоговорка на дифференциацию звуков: [ш], [с], [з]

    Про мышей

    В тишине шептали мышки,
    Что мышата меньше шишки,
    Что пушистой кошке Мушке
    Лучше спать бы на подушке,
    A не бегать за мышами,
    Не шуршать бы камышами.
    Но от шёпота мышей
    Вся у кошки встала шерсть.
    Шевелит она ушами:
    «Не пора ли за мышами?»
    Если слышит мышек кто-то,
    Начинается охота.
    Лучше б мыши-глупыши
    Не шептали бы в тиши.

    – Следим за правильной артикуляцией звуков.

    3. Игра «Веселый маршрут»

    – А теперь нам пора отправиться в веселое путешествие. Логопед переходит с ребенком к игре. Берем карточку Язычка. И даем речевую инструкцию: «Наш Язычок отправляется в путешествие на машине, ему нужно попасть в домик звуков. Но он находится очень далеко! Нас будут поджидать опасности и испытания на пути. Ты готов?» Ребенок отвечает: «Конечно»

    Начинаем игру.

    Промежуточные задания – игры.

    «Спустило колесо»

    Язычок ехал на машине, вдруг он наехал на гвозди и осколки стекла, и колесо прокололось. Послушай, как колесо шипит, когда идет воздух: Ш..ш..ш..шшш. Давай вместе повторим, посмотри, губы немного вытянуты, широкий язычок поднят к верхним зубам, произносим долго: Ш..ш..ш..шшш – воздушная струя теплая. Попробуй сам.

    «Семья ежей»
    После прокола колеса Язычок не знает, что делать. Он встретил семью ежей. Давайте спросим у ежей, где можно починить колесо. Еж, ежиха и ежонок помогут нам. Для этого они просят правильно сказать звук Жжжжжж….

    «Насосик»
    Необходимо накачать колесо, для этого заедем на заправку и подкачаем шины. Нажимаем на насос и произносим долго звук Сссссс.

    «Свисток»
    Язычок превысил скорость и его останавливает свисток регулировщика! Ребенок произносит звук Сссссс или Ззззз.

    «Змея»
    На пути нам встретилась змея, она шипит и предупреждает об опасности – ее нельзя трогать!Шшшшш…

    «Оса»
    После змеи мы встречаем осу. Чтобы она подсказала нам дорогу, нам надо правильно рассказать чистоговорки:

    «са-са-са – вот летит оса»;
    «сы-сы-сы – не боюсь я злой осы».

    «Зоопарк»
    На пути нам встретился зоопарк. Кто живет в зоопарке? (Слон, носорог, обезьяна, змея, лиса, жираф.)

    Спасибо, что помог нашему герою преодолеть все препятствия.

    * Игру можно использовать и для неречевых детей на этапе постановки речевого выдоха и для вызывания звукоподражаний.

    4. Оценка речевой деятельности

    – Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил все звуки. Молодец!

    Источники: Интернет-источник – http://www.chadochki.ru

    Тема:

    Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

    Цель:

    Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

    Задачи:

    Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

    Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие – звонкие.

    Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

    Уметь дифференцировать звуки в словах.

    Развивать связную речь.

    Оборудование

    Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

    Оргмомент

    Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

    Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

    Основная часть

    Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

    1. Артикуляционные упражнения

    1. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – змея шипит – Ш-Ш-Ш.

    2. – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер» – жук жужжит – Ж-Ж-Ж.

    2. Речевая дыхательная гимнастика.

    Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

    жа жо жу жи

    жа жо жу жи же

    ша шо шу ши

    ша шо шу ши ше

    3. Дифференциация звуков в слогах.

    Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

    Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

    Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

    Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

    Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

    Вот летит жук-рогач –

    Самый первый силач,

    Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

    У него, у жука

    На головушке – рога.

    Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

    Игра «Хлопни – топни» На слог ЖА – хлопнуть в ладоши, на слог ША – топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

    4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

    Учить дифференцировать звуки в словах.

    Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш – Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж – в другую.

    5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

    Жили-были на сосне

    Две большие шишки.

    Жили-были под сосной

    Две смешные мышки.

    И шипели мышки:

    – Эй, вы там на вышке,

    Вниз спускайтесь, шишки!

    Удивились шишки:

    – Подождите, мышки!

    Вас на вышку позовем

    И, как в сказке, заживем.

    6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

    Шить – жить Житье – шитье

    Шаль – жаль Жито – шито

    Шалить – жалить Лежа – Леша

    Шутка – жутко Мажут – машут

    Уши – ужи Наживка – нашивка

    7. Физкультминутка. « Ветер»

    Ветер дует нам в лицо!

    (Подули и помахали руками перед собой)

    Закачалось деревцо

    (Подняли руки над головой и покачались)

    Деревцо все выше, выше.

    (Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

    Ветерок все тише, тише.

    (Медленно опустить руки и присесть)

    8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

    9. Рассказы цепной структуры.

    Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

    1) Около леса раскинулась лужайка.

    На лужайке гулял Женя.

    Женя увидел жука.

    Жук сидел на ежевике.

    Ежевику Женя положил в жбан.

    В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

    Жука пожалел Женя.

    Женя посадил жука на ежевику.

    2) Шура пошел в цирк Шапито.

    В Шапито шутил и смешил людей шут.

    Шут рассказывал смешные шутки.

    Шутки шута рассмешили Шуру.

    10. Подведение итогов занятия.

    прислала

    Ващенко Натлья
    учитель-логопед

    ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ Ш - Ж И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Ш - С - Ж - 3

    Жихарева-Норкина Ю.Б.

    Жук

    Однажды Женя поймал жука. Жук был большой и зелёный. Женя положил жука в кармашек, но жук вылетел.

    Жук стал кружиться и жужжать: жу-жу-жу! Женя испугался и убежал.

    ВОПРОСЫ:

    1) Кого поймал Женя?

    2) Какой был жук?

    3) Куда Женя положил жука?

    4) Что сделал жук?

    5) Почему убежал Женя?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Кто ещё может жужжать?

    2) Каких жуков ты знаешь?

    Кошка Машка

    У Наташи жила кошка Машка. У кошки родилось шесть котят.

    Однажды в окошко влетел петушок. Кошка Машка зашипела и бросилась на петушка. Она решила, что петушок может навредить котятам.

    Наташа услышала шипение и петушиный крик, прибежала и выгнала петушка из дома. Потом подошла, погладила и успокоила кошку Машку и котят.

    ВОПРОСЫ:

    1) У кого жила кошка Машка?

    2) Сколько котят родилось у кошки?

    3) Кто однажды влетел в окошко?

    4) Почему кошка Машка зашипела и бросилась на петушка?

    5) Что услышала Наташа?

    6) Что она сделала?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Чем кошка кормит маленьких котят?

    2) К каким животным относится кошка?

    3) Какую пользу человеку приносит кошка?

    В саду

    Жанна гуляла в саду. В саду было много ос.

    Вот летит и жужжит одна оса. Она покружилась над ромашкой и села на неё. Жанна подошла поближе и стала разглядывать осу. На полосатом брюшке осы она увидела жало.

    Жанна не удержалась и протянула палец к осе. Оса неожиданно взлетела и ужалила Жанну. Жанне было больно, но она постаралась не плакать и побежала домой к маме, чтобы прижечь зелёнкой место укуса.

    ВОПРОСЫ:

    1) Где гуляла Жанна?

    2) Кто летал и жужжал в саду?

    3) Куда села оса?

    4) Что увидела Жанна на полосатом брюшке осы?

    5) Что сделала, не удержавшись, Жанна?

    6) Что неожиданно сделала оса?

    7) Зачем Жанна побежала домой к маме?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Почему может ужалить оса?

    2) Кто ещё может ужалить?

    Миша - медвежонок

    Наступила зима, выпал белый снежок.

    Радуется зиме Миша. Весело зимой: снежки и снежные бабы, санки и коньки.

    Папа купил Мише лыжи. Мама сшила Мише тёплую шубку. Бабушка связала цветные шапку, шарф и варежки.

    Надел всё это Миша и стал похож на смешного медвежонка.

    ВОПРОСЫ:

    1) Когда выпал снежок?

    2) Почему Миша радуется зиме?

    3) Что папа купил Мише?

    4) Что мама сшила Мише?

    5) Что связала бабушка?

    6) На кого похож Миша в одежде?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Какой большой праздник есть зимой?

    2) В чём ты ходишь зимой?

    3) Назови зимние месяцы.

    Рыжуха

    В деревне есть конюшня. Там живёт много лошадей. У лошади Рыжухи родился рыжий жеребёнок. Его назвали Рыжиком.

    Рыжуха ухаживает за своим жеребёнком, кормит молоком, лижет его. Ножки у Рыжика слабые, он даже стоит еле-еле.

    Постепенно Рыжик окреп, стал большим жеребёнком. Теперь он везде бегает за Рыжухой и не отстаёт от мамы.

    ВОПРОСЫ:

    1) Кто живёт в конюшне? 2) Какой жеребёнок родился у лошади Рыжухи?

    3) Как его назвали?

    4) Как ухаживала Рыжуха за жеребёнком?

    5) Почему Рыжик стоял еле-еле?

    6) Что потом было с Рыжиком?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) К каким животным относится лошадь?

    2) Какую пользу человеку она приносит?

    Алёша и жук

    Алёша гулял в саду. Налетел большой жук на Алёшу. Алёша с испуга сел на землю, а жук у него в волосах жужжит и жужжит.

    Алёша заплакал. А жук не может улететь, он запутался в Алёшиных волосах. И такой шум Алёша и жук вдвоём подняли!

    Услышала шум бабушка, подошла к Алёше. Она жука выпутала из волос, жук и улетел. «Стыдно тебе, Алёша, плакать. Эх ты, жука испугался!» - сказала бабушка.

    ВОПРОСЫ:

    1) Где гулял Алёша?

    2) Кто налетел на Алёшу?

    3) Что с испуга сделал Алёша?

    4) Почему жук жужжал в Алёшиных волосах и не улетал?

    5) Кто подошёл к Алёше?

    6) Что сделала бабушка?

    7) Что сказала потом бабушка?

    Ёжик в школе

    Саша принёс в школу ежа. Он положил ежа на пол. Ёжик лежал неподвижно. Когда школьники отошли от него на несколько шагов, ёжик побежал в угол и спрятался под шкаф.

    Прошло шесть дней. Ёжик уже никого не боялся и бегал по классу. Ежа дети хорошо кормили.

    Так жил ёжик в школе шесть недель. Потом ежа выпустили на волю.

    ВОПРОСЫ:

    1) Кто принёс в школу ежа?

    2) Куда Саша положил ежа?

    3) Как лежал ёжик?

    4) Что сделал ёж, когда школьники отошли от него?

    5) За сколько дней ёжик привык к детям?

    6) Сколько недель ёж жил в школе?

    Сторож

    Пошли детишки к дедушке на пасеку за мёдом без разрешенья. Крышку улья подняли, а сами и говорят: «Смешной дедушка, не ставит сторожей мёд сторожить». А пчела тут как тут:

    Жу-жу-жу - кругом гляжу,

    Жу-жу-жу - деду скажу,

    Жу-жу-жу - в нос угожу.

    Аза ней летит другая, третья. Испугались детишки и убежали. Гриша и говорит: «Мёд хороший, да только сторожей много! Летают и жужжат: скажу, скажу, скажу».

    ВОПРОСЫ:

    1) Куда пошли без разрешенья детишки?

    2) Что говорили они, когда подняли крышку улья?

    3) Чего испугались детишки?

    4) Что сказал Гриша о мёде?

    Ужи

    У Андрюши бабушка и дедушка живут в деревне. Летом Анд-рюша жил у них. Андрюша написал домой письмо:

    «Папа и мама! Здесь идёт сенокос. Я каждый день хожу на сенокос. Однажды мы пошли с дедушкой на дальние луга. Я лежал на сене. В кустах стоял наш кувшин с молоком. Лежу я и вижу: ползут ко мне две большие змеи. Мне стало жутко, я лежу тихо, не шевелюсь. Змеи всё ближе и ближе к кувшину. Одна из них уже опустила голову в кувшин. Тут подошёл дедушка. Он сказал: «Что же ты, Андрюша, лежишь и не видишь, как ужи молоко пьют? Эх ты, ужей испугался! Ужи не страшны, у них нет яда».

    ВОПРОСЫ:

    1) Где живут Андрюшины бабушка и дедушка?

    2) Когда Андрюша жил у них?

    3) Куда написал письмо Андрюша?

    4) Куда каждый день ходит Андрюша?

    5) Где лежал Андрюша?

    6) Что стояло в кустах?

    7) Кто приближался к кувшину?

    8) Что сказал дедушка Андрюше?

    После школы

    Пришла Маша из школы. Дома были бабушка и младший братишка.

    Бабушка накормила Машу обедом. После этого Маша нашла книжку со сказками и почитала её бабушке и братишке.

    Сказку бабушка и братишка слушали внимательно. Хорошая была сказка! Да и читала Маша хорошо: быстро и без ошибок.

    ВОПРОСЫ:

    1) Откуда пришла Маша?

    2) Кто был дома?

    3) Что сделала бабушка?

    4) Кому Маша читала книжку со сказками?

    5) Как слушали Машу бабушка и братишка?

    6) Как читала Маша?

    Запасливый ёжик

    Серёжин дедушка работал сторожем. Он сторожил фруктовый сад.

    Однажды дедушка положил на подстилку несколько хороших груш и яблок. В это время Серёжа позвал дедушку ужинать. Пришёл дедушка опять в сад и видит: груш и яблок стало меньше.

    Дедушка решил проследить, кто же таскает груши и яблоки.

    Неожиданно дедушка увидел на дорожке ёжика. Ёжик подошёл к подстилке и лёг спиной прямо на груши и яблоки. Одна груша и одно яблоко накололись ёжику на иголки.

    Ёжик пошёл назад по дорожке, а дедушка - тихонько за ним. Ёжик пришёл к своему гнёздышку и сложил туда грушу и яблоко. Дедушка увидел там много груш и яблок.

    ВОПРОСЫ:

    1) Что сторожил Серёжин дедушка?

    2) Что положил однажды дедушка на подстилку?

    3) Куда Серёжа позвал дедушку?

    4) Что увидел дедушка, когда вернулся?

    5) Что решил сделать дедушка?

    6) Как ёжик таскал фрукты?

    7) Куда складывал ёжик яблоки и груши?

    Шарик

    У Серёжи живёт пёс Шарик. Они живут дружно.

    Идёт Серёжа в школу, а Шарик за ним бежит. Серёжа занимается в школе, а Шарик во дворе лежит, ждёт Серёжу.

    Идут школьники из школы, и Шарик бежит с ними, весело лает.

    Шарик не отстаёт от Серёжи: даже в футбол с ребятами играет. Хорошо и весело всем: и Шарику, и Серёже, и ребятам.

    ВОПРОСЫ:

    1) Кто живёт у Серёжи?

    2) Как живут Серёжа и Шарик?

    3) Что делает Шарик, когда Серёжа в школе?

    4) Во что играет Шарик с Серёжей и ребятами?

    5) Кому хорошо и весело?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Какое время года на картинке?

    2) Как ты догадался?

    3) Назови осенние месяцы.

    Вот так покатался!

    Пришли дети из школы. Они взяли лыжи и санки и пошли гулять.

    Гоша позвал собаку Дружка, взял вожжи и запряг Дружка в санки. Гоша сел в санки и стал погонять Дружка. Дружок катал Гошу по всему двору.

    Вдруг по дорожке пробежала кошка. Дружок увидел её, рванулся и побежал за ней. Вожжи оборвались, санки опрокинулись, и Гоша упал в снежный сугроб.

    Шапка у Гоши свалилась, а в шубу и варежки набилось много снега.

    Ребятишки смеялись: «Вот так покатался!»

    ВОПРОСЫ:

    1) Откуда пришли дети?

    2) С чем они пошли гулять?

    3) Кого запряг Гоша в санки?

    4) Где катал Гошу Дружок?

    5) За кем побежал Дружок?

    6) Что было с Гошей, с его шапкой, шубой и варежками?

    Кошка и жаворонок

    На крыше сарая, свернувшись клубком и поджав лапки, спала кошка. Возле кошки на крышу сел жаворонок и стал разглаживать перышки.

    Кошка проснулась, но не стала сразу же открывать глаза. Сперва она послушала, где сидит жаворонок и что он делает. Потом немножко приоткрыла глаза и приготовилась к прыжку.

    Кошка бросилась на жаворонка, но он успел взлететь.

    Нельзя птицам сидеть рядом с кошкой, даже если она спит. Кошки - хитрые животные.

    ВОПРОСЫ:

    1) Как кошка спала на крыше сарая?

    2) Что делал жаворонок на крыше?

    3) Что послушала кошка с закрытыми глазами?

    4) Зачем кошка приоткрыла глаза?

    5) Почему кошка не поймала жаворонка?

    6) Почему птицам нельзя сидеть рядом с кошкой?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Назови ещё домашних животных, кроме кошки.

    2) К каким птицам относится жаворонок?

    3) Каких перелётных птиц ты знаешь?

    Санки

    Зимой во дворе много снега. Дети сделали снежную горку. Все катаются, кроме Жени. У Жени нет снегоката.

    Дедушка, купи мне снегокат, пожалуйста. Мы построили снежную горку, а снегоката у меня нет!

    Ну хорошо, - говорит дедушка.

    Назавтра дедушка и Женя пошли в спортивный магазин и выбрали снегокат: жёлтый, с жёстким широким сиденьем.

    Женя тут же побежал с ним во двор и катался с горки целый день.

    ВОПРОСЫ:

    1) Что сделали дети во дворе зимой?

    2) Почему Женя не катался с горки?

    3) Что попросил Женя у дедушки?

    4) Куда дедушка и Женя пошли покупать снегокат?

    5) Какой снегокат купили Жене?

    6) Что делал Женя целый день?

    На лыжах

    Жорику было шесть лет. Папа купил ему лыжи.

    Жорик надел лыжи и пошёл на горку. Но лыжи никак не шли у Жорика вверх. Тогда Жорик снял лыжи, взял их в руки и пошёл на горку пешком.

    С горки на лыжах катались друзья Жорика. Они помогли Жорику надеть лыжи и показали, как надо съезжать вниз.

    Жорик поехал и сразу упал. Второй раз он тоже упал, но не сразу. Потом Жорик съехал с горки хорошо.

    Домой Жорик пришёл довольный: он уже умел кататься с горки на лыжах.

    ВОПРОСЫ:

    1) Сколько было Жорику лет, когда папа купил ему лыжи?

    2) Куда Жорик пошёл на лыжах?

    3) Как Жорик поднялся на горку?

    4) Кто катался с горки?

    5) Как друзья помогли Жорику?

    6) Как Жорик учился съезжать с горки?

    7) Почему Жорик пришёл домой довольный?

    Дедушка Саша

    Дедушка Саша жил в лесу. Он сторожил лес: смотрел, чтобы люди не портили растения, не обижали животных.

    Изба у дедушки Саши была хорошая, большая. Там же летом жила внучка Наташа.

    Наташа готовила деду обеды и ужины, ухаживала за огородом, помогала дедушке Саше в лесу.

    ВОПРОСЫ:

    1) Где жил дедушка Саша?

    2) Что он делал в лесу?

    3) Какая изба была у дедушки Саши?

    4) Кто жил летом у дедушки Саши?

    5) Что делала Наташа?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Кем работал дедушка Саша в лесу?

    2) Какие животные живут в наших лесах?

    3) Что можно вырастить на огороде?

    Зимой

    За школой есть гора. Зимой она вся заснежена.

    Весь день на горе много детишек: и постарше, и помладше.

    Вот Антоша и его собака Пушок сели на санки и покатились вниз. Санки едут быстро с горы. Пушку немножко страшно, а Антоше весело.

    ВОПРОСЫ:

    1) Что есть за школой?

    2) Какая гора зимой?

    3) Кого много на горе зимой целый день?

    4) На что садится Антоша с собакой Пушком?

    5) Почему Пушку немножко страшно, а Антоше весело?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Как можно догадаться, что на картинке зима?

    2) Что можно делать на улице зимой?

    Журка

    Однажды осенью Паша нашёл за садом журавлика. У журавлика было сломано крылышко. Он не мог летать, только неуклюже ходил.

    Паша взял журавлика к себе домой и стал за ним ухаживать.

    Паша назвал журавлика Журкой.

    Журка постепенно поправился. Он привык к Паше и смешно везде ходил за ним.

    Весной подросший и выздоровевший Журка улетел от Паши к своей семье.

    ВОПРОСЫ:

    1) Кого Паша нашёл осенью за садом?

    2) Что было сломано у журавлика?

    3) Что мог делать журавлик?

    4) Что сделал Паша?

    5) Как Паша назвал журавлика?

    6) Что смешно делал Журка?

    7) Что произошло весной?

    Ёлка

    Скоро в школе будет Новый год. Школьники спешат сделать игрушки на ёлку и украшения для зала.

    Вот лежат уже готовые игрушки: мышка, медвежонок и ёжик. Их слепил из глины и покрасил Саша Бушуев. Саша любит лепить. Он может слепить даже жирафа, кошку и мартышку.

    Саша и остальные школьники повесят свои игрушки на ёлку, украсят зал дождиком и шарами. Будет школа - красивая, а Новый год - весёлым!

    ВОПРОСЫ:

    1) Что скоро будет в школе?

    2) Что спешат сделать школьники?

    3) Кого слепил Саша Бушуев из глины?

    4) Кого Саша может слепить?

    5) Как школьники украсят ёлку и зал?

    6) Зачем нужны игрушки, дождик и шары?

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1) Когда наступает Новый год?

    2) Что такое Рождество?

    3) Что нужно для встречи Нового года?