Усиление королевской власти во Франции в начале XIV в. Усиление королевской власти Вопросы в начале параграфа

Усиление королевской
власти в XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе

ПЛАН УРОКА

Абсолютизм
Один король – одна страна
Ограничение роли органов сословного представительства
Централизация государства

1. Образование централизованных государств

В начале Нового времени на территории Европы возникают крупные государства.
В чем отличие от Средневековья?
Англия
Франция
Испания
Речь Посполитая
Русское государство

1. Абсолютизм

«Рожденный подданным должен повиноваться» - смысл абсолютизма. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.
Абсолютизм складывался в конце XV – XVI вв.

Создание общегосударственного аппарата управления, постоянной профессиональной армии, государственной налоговой системы, единого государственного законодательства и административного устройства, единой государственной экономической политики и т.д.

2. Один король – одна страна

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

2. Один король – одна страна

После завершения Столетней войны во Франции были ликвидированы старые права провинций (Нормандия, Бургундия и др.), они потеряли свою независимость и перешли под власть короля. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).

Для предотвращения начала новых феодальных усобиц у старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушали замки, распускались отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись и городов, отстаивавших свои старинные права.

2. Один король – одна страна

В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавится от их влияния.

За 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли не могли избавиться от парламента совсем, но значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.

3. Ограничение роли органов сословного представительства

Вступивший на английский трон после Елизаветы Яков I Стюарт (1603-1625) в течение всего своего правления боролся с парламентом, всячески ограничивая его роль.

Яков I считал, что парламент вредит делам управления государством. В своей речи обращенной к парламенту в 1604 г. король заявил, что он является полновластным хозяином всей страны: «я – глава, а остров мое тело, я – пастырь, а остров – мое стадо».

Яков I Стюарт

Слайд №10

3. Ограничение роли органов сословного представительства

Во Франции абсолютная монархия начала складываться к XVI веку. Король Франциск I Валуа (1515-1547) единолично принимал все важнейшие решения, на своих указах он писал: «Ибо нам так угодно». Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган, а собирались только в случае большой необходимости по решению короля. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.

Франциск I Валуа

Слайд №11

4. Централизация государства

В Англии центральным административным и исполнительным органом был Тайный совет, члены которого назначались королем. Во Франции при короле существовал совет, считавшийся правительством, но его члены также назначались королем и выполняли его волю. Членами этого правительства были принцы крови, высокие духовные чины, финансисты, юристы, но в стране было личное правление короля.

Французские
Генеральные штаты
в 1614 г.

Слайд №12

4. Централизация государства

В Англии большая часть судебных дел велась двумя королевскими судами. За правосудием и мятежной знатью наблюдала Звездная палата. На местах существовали выборные мировые судьи (из старой аристократии и нового дворянства), но они избирались под контролем правительства и Тайного совета.

Английский юрист 16 в.

Слайд №13

4. Централизация государства

Во Франции ограничением королевской власти являлись высшие судебные органы в провинциях – парламенты. Они могли обжаловать судебные и правительственные решения. Короли остро конфликтовали с парламентами. Король Людовик XIV в споре с Парижским парламентом заявил: «Государство – это я!»

Людовик XIV

Слайд №14

4. Централизация государства

Управление страной и в Англии и во Франции осуществляли чиновники. Должности чиновников передавались по наследству, покупались. Личные достоинства не играли роли – важно было наличие денег. Большинство чиновников не получало платы от государства, а жило за счет населения (подарки, подношения, взятки).

Слайд №15

2. Монархия и дворянство

В возникающих централизованных государствах этот принцип не устраивает монархов. Они стремятся к полному подчинению себе всех сословий общества.

С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)

Старая аристократия – феодалы (герцоги, графы, бароны, маркизы, баронеты) всячески противостоят этим попыткам.

Слайд №16

3. Абсолютизм

Монархи стремятся к максимально возможной централизации управления, сосредоточения всех рычагов власти в своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.

Слайд №17

3. Абсолютизм

Для обоснования притязаний короля выдвигается теория КОРОЛЕВСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА король ни с кем не делится своими полномочиями и властью.

Король соединяет в своих руках все ветви власти ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ АДМИНИСТРАТИВНУЮ СУДЕБНУЮ решал все основные вопросы внутренней и внешней политики

Король-солнце

Слайд №18

3. «Бюрократическая» монархия

Откройте стр.79 и прочитайте раздел «Бюрократическая» монархия»

1. Что такое бюрократия? Какие функции она выполняет?

2. Почему короли вынуждены были терпеть упрямство и волокиту государственных чиновников?

3. К какому результату привело усиление бюрократического аппарата во Франции?

Слайд №19

4. Аристократическая оппозиция

Генрих Наваррский

Образцом абсолютизма стала Франция. Генрих IV восстановил религиозный мир, выступая в роли верховного судьи.
В 1610 г. он был убит религиозным фанатиком. Власть перешла в руки Марии Медичи. Католики-аристократы потребовали восстановить все свои привилегии. Началась «Смута», которая продолжалась 10 лет.

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? Какие причины способствовали их созданию? Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств, на положение сословий?

Сословно-представительские учреждения сформировались в Англии во второй половине XIII в. (в 1265 г. Симон де Монфор созвал первый однопалатный парламент, а c 1295 Эдуард I начал регулярно созывать парламент), а во Франции в начале XIV в. (в 1302 г. созваны Генеральные штаты). Причиной в Англии стала борьба короля и баронов, последние боролись за сохранение своих вольностей, а королю требовался орган, который бы одобрял введение новых налогов. Во Франции королю также требовались дополнительные деньги, на сбор которых королю требовалось согласие сословий. Эти органы в определенной степени ограничивали власть короля, заставляли его прислушиваться к мнению сословий, прежде всего высших.

Вопросы в параграфе

Вопрос. Найдите на гравюре и назовите атрибуты королевской власти.

Корона, скипетр, держава, меч

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Выпишите термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти.

А) Абсолютизм – форма правления, при которой неограниченная власть принадлежит монарху. Меркантилизм – экономическая политика

Б) Парламент, генеральные штаты, Кортесы - представительные органы власти; Совет Севера, Совет Уэльса – территориальные органы государственной власти, управлявшие отдельными территориями; Тайный совет – центральный административный и исполнительный орган власти, определявший внутреннюю и внешнюю политику; Звездная палата - судебный орган

Вопрос 2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти.

Крупные феодалы потеряли самостоятельность (распущены рыцарские отряды, срыты замки аристократии);

Ограничены вольности крупных городов;

Отдельные территории королевства лишились самостоятельности (например: герцогства Нормандия и Бургундия во Франции, северные графства в Англии);

Король управляет всей территорией страны с помощью чиновников и назначением территориальных органов власти (Например Совет Севера в Англии);

Снизилась роль представительных органов (Парламента, Ген.штатов собираются реже, например Елизавет I лишь 13 раз собирала парламент за 45 лет своего правления);

Распространялась идея, что власть короля идет от Бога, поэтому она ничем не может быть ограничена: монарх считался наместником Христа на земле;

Судебная власть была сосредоточена в королевских судах.

Вопрос 3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?

Армия. Короли, стремившиеся к неограниченной власти, распускали феодальные отряды рыцарей и создавали регулярную наемную армию.

Налоги. Налоги делились на два вида: прямые (налог на землю и имущество и подушная подать) и косвенные (на соль). Налоги платили все, кроме высших сословий.

Экономика. В новое время в экономике господствовало учение меркантилизма, которое исходило из того, что основой богатства является обилие ценных металлов, поэтому государство всячески старалось поддержать торговлю по принципу: вывозить товаров больше, чем ввозить

Задания к параграфу

Вопрос 1. Подготовьте устный рассказ «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

Парламенты возникли еще в эпоху Высокого средневековья. Парламенты выражали мнение всех сословий по самым важным вопросам королевства, прежде всего по вопросам налогов. Например, в Англии король не мог вводить новых налогов без ободрения парламента. Короли гарантировали права и привилегии парламентов. Но по мере усиления королевской власти монархи стали тяготиться сословными представительствами. Короли, которые все больше сосредотачивали власть в своих руках, стремились избавиться от парламентов или снизить их роль в жизни королевства. Но короли не могли сразу прекратить многовековую традицию. Поэтому в Англии Тюдоры в XVI проявляли дипломатию и продолжали созывать Парламент, но все реже и реже. В XVII в. новая династия Стюартов попыталась в значительной мере освободиться от влияния Парламента: короли даже не скрывали своего мнения относительно прав парламента, которые не могли ограничивать божественное право короля в управлении страной. Во Франции королям удалось прекратить регулярный созыв Генеральных штатов с 1614 по 1789 г.

Вопрос 2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями.

Контроль за местной и судебной властями осуществлялся за счет передачи функций королевским судам и чиновникам. Это подрывало и ослабляло власть местных феодалов. Для борьбы с мятежной знатью создавались центральные органы, как например Звездная палата в Англии, которая следила за осуществлением правосудия.

Вопрос 3. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия?

Религия позволяла обосновать божественное происхождение власти монарха, внушить идею, что король – помазанник божий. Церковь играла важную роль в жизни человека того времени, поэтому монархи использовали церковный авторитет для укрепления своей власти. К примеру, во время церковных служб священники молились за здоровье и благополучие монарха.

Вопрос 4. Придумайте и изобразите эмблему абсолютной королевской власти. Подготовьте электронную презентацию своих работ.

Можно взять изображение льва, который символизирует силу и величие. Не случайно лев считается царем среди зверей.

Основу централизованного государства в Англии положило Нор-мандское завоевание. Вильгельм Завоеватель конфисковал земли у значительной части англо-саксонской знати и передал её в каче-стве феодов своим сподвижникам. Но их земли не представляли компактных владений, а были разбросаны по стране. Кроме того, все феодалы, как крупные, так и мелкие, были объявлены прямы-ми вассалами короля и должны были принести ему оммаж. Король сохранил за собой огромные домениальные владения, которые со-ставили около седьмой части всех обрабатываемых земель в стра-не. Вся территория государства контролировалась королём через шерифов , королевских чиновников, имевших главным образом ад-министративные и фискальные полномочия (полномочия по сбо-ру налогов).

Дальнейшее усиление королевской власти в Англии было связано с реформами короля Генриха II. Вследствие военной реформы обя-зательная служба вассалов короля за свой феод заменялась «щитовы-ми деньгами», что дало возможность королю содержать наёмные от-ряды, повинующиеся ему беспрекословно. Судебная реформа рас-ширила полномочия королевского суда: разъездные судьи короля могли вести дела по уголовным преступлениям, а дела, связанные с землевладением, за определённую плату могли быть рассмотрены в королевском суде с участием присяжных заседателей. Согласно лесной реформе все леса в Англии были объявлены собственностью короля.

Таким образом, уже к концу XII в. в Англии были сформиро-ваны основные черты централизованного государства.

Королевская власть при династии Капетингов

Во Франции королевская власть в X в. была крайне слабой. По-сле гибели в 987 г. последнего представителя династии Каролингов Людовика V Ленивого французская знать избрала новым королём Франции графа Парижского Гуго Капета, ставшего основателем но-вой французской королевской династии — Капетингов . Однако фактически ему подчинялся лишь королевский домен, расположен-ный между Парижем и Орлеаном (Иль-де-Франс). Но даже на тер-ритории домена существовали владения мелких вассалов короля, которые вели себя очень независимо и часто выказывали королю своё неповиновение.

Однако по сравнению со своими вассалами, даже самыми могу-щественными, король имел ряд существенных преимуществ. Он был сюзереном, в силу чего имел право конфисковать феод при не-выполнении держателем своих вассальных обязательств, преиму-щественное право купить феодальное владение, а также право при-соединить к своему домену феоды, оставшиеся без наследников. Для расширения своих домениальных земель Капетинги активно использовали и брачную политику: они стремились женить своих сыновей на наследницах крупных феодальных владений. Король, пройдя обряд коронации, становился сувереном, то есть правите-лем, возвышавшимся над всей феодальной системой, поскольку его власть была освящена Божественной волей.

Обряд коронации

Капетинги, начиная со второго представителя этой династии Роберта II Благочестивого (996-1081 гг.), разработали сложный, до деталей продуманный обряд коронации, направленный на под-чёркивание священного характера их власти. Они короновались только в Реймсе, городе, где принял крещение Хлодвиг, а священ-ное масло — миро — для коронации бралось из особой склянки, при-несённой, по легенде, с небес голубкой во время крещения Хлодви-га. Поэтому обряд помазания на царство давал коро-лю в глазах народа особые качества, отличающие его от простых смертных. Так, по легенде, король нало-жением своих рук мог исцелять опасные болезни, на-пример золотуху.

Усиление королевской власти в XII-XV веках

Умело используя все свои преимущества, француз-ские короли, начиная с Людовика VI Толстого (1108-1137 гг.), неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели её на совершенно новый уро-вень.

При Филиппе II (1180-1223 гг.) была введена должность судьи (бальи), обладавшего следственными полномочиями на территории королевского домена.

При Людовике IX Святом (1226-1270 гг.) террито-рия домена, резко расширившаяся в предыдущие го-ды за счёт конфискации ряда английских владений и земель Тулузского графства, была разделена на административные округа — бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени ко-роля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Людовик IX Святой ввёл на территории домена единую денежную систему. Материал с сайта

К моменту правления Филиппа IV Кра-сивого (1285-1314 гг.) территория домена составляла три четвёртых королевства. В это время советники короля выдвинули идею, что ко-роль является императором в своём королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями , а его воля имеет силу закона.

Победа в Столетней войне ещё более укрепила власть короля во Франции: все отнятые у английского короля земли вошли в коро-левский домен, а национальное самосознание , зародившееся во Франции именно в годы векового противоборства с Англией, сдела-ло короля символом национального единства.

При Людовике XI (1461-1483 гг.) и Карле VIII (1483-1498 гг.) объединение Франции завершилось.

Особенности ленной системы, обусловленное завоеванием военно-политическое доминирование центральной власти определили становление новых полномочий короны, значительное усиление государственной позиции королевской власти .

Помимо перешедших от англосаксонской древней монархии полномочий на земельные пожалования (теперь уже свободных от согласия уитанов) и на законодательство, нормандские короли в течение XI – XII вв. закрепили за собой значительные новые права. Король стал носителем высшей военной власти: ленная милиция-ополчение находилась на положении дружины короля, он единолично определял время созыва и количество ополченцев; в этом отношении также возродились на новой основе древние права военачальника англосаксонских королей. Установилось судебное верховенство короля – не только в виде прав на собственный королевский суд, но и на определение вообще всех судей в королевстве, на пересмотр решений низовых судов, даже связанных с общинными традициями. Особенно значительным стало административно-полицейское верховенство короны: власть проводила обязательные переписи-ревизии земель и населения, запрещала или ограничивала передвижение населения в этих целях, от имени короны правонарушители брались на поруки, что освобождало их временно или навсегда от ответственности, представители короля стали принимать обязательное участие в расследовании преступлений на местах, а с XIII в. действовали следственные комиссии под началом вице-графа (назначаемого королем уполномоченного) . Появились финансовые права короны уже как организатора государственного обложения: норманны ввели прямые налоги, король имел право на особые сборы со своих вассалов, право на выкуп от воинской повинности, на таможенные сборы; дополнительные доходы короне обеспечивали поступления с королевских доменов и с общегосударственных лесов (это также было признано королевской прерогативой), от чеканки монеты. Наконец, сложилось доминирование над церковью (на место прежнего патроната англосаксонских времен): короли утверждали церковные постановления, землевладения церкви передавались только как королевские пожалования, с которых духовенство обязано было нести военную службу и иные повинности.

При первых нормандских королях возродились феодальные собрания (сходки уитанов), однако они стали нерегулярными и более многочисленными (на одном из собраний XI в. присутствовали все землевладельцы Англии – до 60 тыс. чел.), значениеих для власти было невелико. Несравненно большую роль стал играть королевский двор (curia regis). Здесь был истинный центр военного, судебного, полицейского, финансового и церковного верховенства в стране, при том что его институализация была еще слаба. Двор существовал и как собрание приближенных королю вассалов, как придворные съезды (считалось, что законы страны могут меняться только при согласии представителей страны); с XII в. непериодически действует Общий совет короля в составе 20 – 36 его ближайших слуг и управителей. Двор к середине XII в. стал и административным центральным органом страны. Единственным стабильным учреждением в его составе пока было только казначейство из двух отделений: Счетного и Приемного. Размещалось казначейство в особой зале Вестминстерского дворца. Его возглавлял постоянный казначей, в распоряжении которого были профессиональные чиновники. При дворе действовали особые судебные комиссии, где вершилось королевское правосудие. Наконец, из поручений лицам королевского двора постепенно стали складываться особые функции управления – одновременно и дворцового, и общегосударственного. Среди таких лиц первое место принадлежало генеральному наместнику, или юстициарию всей Англии. Делами двора ведали сенешал и майордом, возникли и другие придворные чины и ранги. Королевским хозяйством управлял лорд 1-й камергер. Командование постоянной частью войска вручалось коннетаблю; помимо этого, был и титул маршала Англии. Дипломатическими и особыми административными делами руководил канцлер – обычно из числа духовных лиц. Периодически возникали и исчезали другие должностные лица или учреждения (например, Палата «шахматной доски» в XII в. для сбора доходов), административные полномочия которых также вытекали главным образом из домениальных прав короля. Многие должности и учреждения вели свое происхождение от Франкской монархии и Нормандского герцогства. Центральной власти было подчинено и местное управление. Должность элдормена (эрла) превратилась в верховное наместничество или военный ранг. Основная тяжесть управления на местах (в графствах) перешла к вице-графу, или шерифу; он был и военным управляющим короля, и председателем местной юстиции, и полицейским должностным лицом, и управляющим домениальными владениями.

Реформы Генриха II.

Росту значения королевской власти, и одновременно централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразования, предпринятые в годы правления короля Генриха II (1154 – 1189) . Целая серия реформ придала ленной монархии особый облик, отличный от аналогичных институтов континентальной Европы.

В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междуусобицы магнатов; были распущены многие отряды крупных землевладельцев, срыты их замки. Король сместил большинство шерифов, принадлежавших местной знати, назначив собственных выдвиженцев. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона (ассизы) «О вооружении» (1181). Основой военной организации становилось ополчение всех свободных людей (а не только ленников-феодалов), обладавших соответствующими земельными владениями. Призывать в ополчение несвободных, а значит и иметь им оружие, категорически запрещалось. Все горожане и свободные держатели земель обязывались иметь специальное, хоть и простое вооружение; обладавшие земельным наделом рыцари или имевшие соответствующий доход и имущество должны были обзавестись вооружением всадника или тяжелым защитным вооружением. Это военное снаряжение запрещалось продавать, оно становилось как бы неотчуждаемым наследственным имуществом. На крупных феодалов возлагалась обязанность выставлять вооруженных воинов соответственно количеству «рыцарских феодов» в его владениях. Нежелавшие лично служить могли откупаться особым налогом – «щитовыми деньгами». Король тем самым получал существенный финансовый источник для формирования постоянного наемного войска. Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей, а количественно главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, уступавшие рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем.

В ходе церковной реформы, закрепленной в «Кларендонских конституциях» (1164 г.), королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов, окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет: они обязывались нести все повинности с владений, отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов, без его согласия епископы впредь не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля. Конституции в немалой степени противоречили догматам церкви. Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет, архиепископ Кентерберийский. И хотя по указанию Генриха того убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

Проведенная Генрихом II судебная реформа сформировала институт королевских судей (см. § 35), область особой королевской юрисдикции и закрепила право обжалования в королевский суд решений местных общинных судов. Это также способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

Во второй половине XII в., в том числе начиная испытывать нужду в свободных земельных владениях, Английское королевство начало медленное, растянувшееся на столетия, завоевание соседней Ирландии. У покоренных кланов отбирались земли, которые затем перераспределялись в частные рыцарские пожалования. Начало захвата Ирландии существенно расширило территорию тогдашнего Английского государства, в которое традиционно входили герцогства северной Франции.