Особенности школьной лекции. Школьная лекция

Тема: ________________________________ Класс: ______________

№ урока в изучаемой теме: __________________________________

Вид лекции (обзорная вводная, тематическая, обобщающая) ______

Цели: _____________________________________________________

Опережающие задания: _____________________________________

План – конспект лабораторного занятия.

Тема: ___________________________________ Класс _________

Учебник (источник) ______________________________________

Дополнительные средства обучения _________________________

Цели лабораторного занятия: _______________________________

Формы учебной работы (фронтальная, групповая, индивидуальная) _________________________________________

    Характеристика источника.

    Система заданий по учебнику (источнику)

    Карточка инструкция для учащихся по работе с источником (документом)

    Образец письменного оформления лабораторной работы или ее отдельных заданий (таблица, схема, план, карта и т.д.)

    Фронтальная обобщающая беседа (план коллективного обсуждения результатов лабораторной работы, порядок выступлений по отдельным вопросам, дополнительные задания).

    Критерии оценивания письменных и устных ответов.

С еминары отличаются:

большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;

изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;

изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.

Примерные вопросы к анализу семинарского занятия:

    место семинарского занятия среди других уроков, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся.

    Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.

    Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса:

    своевременность информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;

    система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультаций, работа консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);

    разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

    Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся:

Четкость определения темы и цели семинара;

Психологическая подготовка учащихся к обсуждению вопросов;

Формы стимулирования их активности и познавательного интереса;

Соотношение деятельности учителя и учащихся; краткость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.

План-конспект школьного семинара.

Тема: _______________________________ Класс: _____________

Цели семинарского занятия: _______________________________

Вид семинара: (тематический, обобщение с элементами изучения нового материала, обобщение с систематизаций исторических знаний): _________________________________________________

Вопросы семинара, предлагающиеся школьникам для предварительной подготовки (с рекомендациями по работе с источниками и оформлению ответов): _______________________

Литература по теме занятия:

Основная ______________________________________________

Дополнительная __________________________________________

Индивидуальные задания (опережающие) ____________________

Вводное слово (актуальность темы, основные проблемы, специфика источников, оригинальность подходов к освещению вопросов, познавательные задания, формы отчетности об участии в семинаре, организация работы на семинаре, распределение ролей докладчиков и содокладчиков, аналитиков, экспертов, консультантов и т.д.).

Заключительное слово (формулирование обобщающих выводов, подведение итогов).

Вопросы для самопроверки

    Цели школьного исторического образования.

    Классификация типов уроков: по ведущему методу, по характеру деятельности учащихся, по соотношению структурных звеньев обучения.

    Учебный план и структура школьного исторического образования. Разноуровневое обучение. Линейная и концентрическая система в обучении истории.

    Школьная программа по истории. Структура и анализ.

    Урок изучения нового материала. Методика и различные формы проведения.

    Комбинированный урок и его структура.

    Структура и особенности повторительно-обобщающего урока.

    Методика изучения нового материала. Приемы устного изложения новой темы.

    Формы и виды проверки знаний учащихся. Содержание, характер и методика использования вопросов.

    Общеклассная, групповая и индивидуальная формы проверки знаний и умений учащихся. “Уплотненный опрос”, его положительные и отрицательные стороны.

    Формы взаимопроверки, самопроверки и самооценки знаний. Рецензирование.

    Подготовка учителя к уроку истории. Структурно-функциональный анализ учебного материала.

    Цель урока и педагогический замысел как совокупность образовательно-развивающих задач.

    Конспект урока – как модель, отражающая совместную деятельность учителя и учащихся.

    Научно-методический аппарат учебника. Методические приемы работы с учебником.

    Методы обучения: классификация и их особенности.

    Виды карт. Методика использования картографического материала на уроках истории.

    Методика подготовки докладов, рефератов и их защита.

    Разнообразие форм домашнего задания и закрепления нового материала на уроках истории.

    Классификация бед. Их значения. Методика использования на уроках истории.

    Блочная система обучения и ее особенности.

    Виды наглядных средств обучения и их классификация.

    Анализ урока истории. Специфика анализа разных типов уроков.

    Формы самостоятельной работы на уроках истории.

    Приемы работы с документами и художественной литературой.

    Приемы формирования хронологических знаний и умений учащихся.

    Оборудование урока. Записи на доске.

    Групповая деятельность на уроках истории. Методика ее применения.

    Эврестические формы занятий.

    Интегрированные уроки, конкурсы.

    Зачетная система обучения.

    Опорные конспекты для проведения уроков истории.

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – , включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3» . В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки ») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.


Рассказ - это повествовательная форма изложе-
Основное ния темы Рассказ имеет сюжет, изображает требование „ л
к рассказу. деиствие, развертывающееся во времени. Рассказ широко применяется при преподавании таких предметов, как история, литература, география.
Основные требования к педагогическому рассказу следующие:
а) Достоверность содержания, идейная выдержанность, освещение вопроса с марксистско-ленинских позиций.
б) Умелый подбор фактического материала: факты следует подбирать соответственно содержанию программы - типичные, наиболее показательные, наиболее отчётливо вскрывающие суть освещаемого вопроса; при этом нельзя загромождать рассказ чрезмерным обилием материала; там, где этого требует содержание темы, нужно обращаться к современному материалу, к новым фактам.
в) Чёткость и расчленённость построения рассказа; учитель должен ясно выделить и закрепить основные мысли отдельных частей рассказа и главную мысль всего рассказа в целом, чтобы учащиеся могли легко воспроизводить эти мысли, их обосновывать, доказывать; рассказ должен убеждать учащихся и фактами, и выводами,
г) Логическая последовательность в изложении всего материала: факты должны следовать друг за другом в таком порядке, чтобы учащиеся получили стройное, законченное представление об излагаемом материале в целом и о тех выводах и обобщениях, которые логически вытекают из данного рассказа.
д) Наглядность и образность изложения. Ведя рассказ, учитель должен вызывать у учащихся живые, яркие представления об обстановке действия, о событиях и явлениях, о действующих лицах; он должен добиваться того, чтобы учащиеся, слушая его изложение, как бы непосредственно воспринимали зрением то, о чём рассказывается словами,
е) Эмоциональность содержания и изложения. Своим рассказом учитель должен воздействовать не только на ум учащихся, но и на их чувства, воображение и. волю, вызывая у них любовь или ненависть, гнев или сострадание, - в соответствии со стоящими перед ним воспитательными задачамиГ Эмоциональность рассказа достигается подбором яркого, художественного, жизненно правдивого материала, доступного пониманию детей и близкого их интересам. Эмоционально действует на учащихся не только содержание, но и форма изложения, интонация, мимика, жест. Но наиболее важное значение имеет внутреннее отношение самого педагога к излагаемому материалу, его соб-ственная воодушевлённость, которая непосредственно передаётся учащимся.
выражения.
Элементы описания и рассуждения в рассказе.
ж) Ясность и правильность речи, доступность её пониманию учащихся, простота и лёгкость её построения, определённость
В рассказе обычно преобладает повествовательный материал. Но иногда вводятся в него и элементы описания и рассуждения, подводящие учащихся к\дужным обобщениям и выводам. Опи-сания и рассуждения воспринимаются учащимися значительно труднее, чем простое повествование, так как здесь от учащихся требуется более аналитическое и более отвлечённое мышление.
Существуют, однако, определённые приемы, облегчающие восприятие учащимися описаний и рассуждений. Так, описание можно несколько оживить и приблизить к повествовательной форме, излагая его, например, от имени очевидца или участника событий, от имени путешественника и т. д. Можно описывать предмет, последовательно рассказывая о том, как он производится, возникает. Часто можно использовать тексты художественных описаний, имеющихся в литературных произведениях.
Рассуждения учащимися воспринимаются легче, когда обсуждаемая тема поставлена перед ними в виде определенной
проблемы или задачи, которую интересно разрешить; учащиеся тогда внимательно следят за ходом рассуждения.
Школьная лекция, в отличие от рассказа, со- Школьнал держит в себе значительно больше элементов
лекция. описаний и рассуждений и соответственно меньше повествовательного материала.
Школьная лекция применяется в старших классах средней школы; она требует от учащихся длительного внимания, раз-витого мышления, памяти, большого запаса слов. Применение лекций в средней школе должно подготовить учащихся к тому, чтобы они могли с большим вниманием слушать лекции в выс-шей школе.
Изложенные выше требования к педагогическому рассказу - идейная направленность всего содержания, типичность и показательность излагаемых фактов, логическая последовательность, расчленённость построения, образность, эмоциональность - относятся также к школьной лекции.
В школьных условиях целесообразно перед началом лекции сообщать учащимся, а на первых порах даже кратко записывать на классной доске, план лекции. Ученикам будет легче сладить за ходом мысли преподавателя, за последовательностью рас* крытия темы.
После каждой лекции следует предоставлять школьникам достаточно времени для того, чтобы они могли задавать преподавателю вопросы. Иногда учитель сам задаёт им ряд вопросов, с целью побудить учащихся к более напряжённому мышлению или же для проверки понимания изложенного.
Много внимания учителю надо уделить записи лекций слушателям и. Вначале учащимся трудно записывать прослушанное, для этого требуется приобретение соответствующего навыка. Поэтому на первых лекциях, проводимых учителем, необходимо давать учащимся указания о том, что и как им записывать Хорошо провести специальные упражнения по записи лекций. Такого рода упражнения целесообразно проводить уже в первой четверти со школьниками VII!-IX классов, в первую очередь преподавателю литературы.
Приведём пример таких специальных упражнении в записывании лекции.
Учитель, читая лекцию на тему «Три памятника», говорил значительно медленнее обычного. Учащимся предлагалось со-кращённо записать всё содержание лекции, сохранив пропор-циональность её частей. Учитель построил лекцию так, что «Памятника» Горация коснулся вскользь, подробнее сказал о «Памятнике» Державина, А Б основном уделил внимание «Памятнику» Пушкина. Классную запись лекции учащиеся, как и в последующих пяти упражнениях, обрабатывали дома и после этого сдавали учителю для проверки.
Во втором упражнении учащиеся должны были, конспек
ті тируя лекцию, сразу отбросить то, что не имело непосредственного отношения к теме лекции. В этой лекции учитель говорил о стихотворении Лермонтова «Из Гёте» и нарочно сделал отступление с проблеме художественного перевода вообще.
Лекция на тему «Печорин» продолжалась два урока. Записи, сделанные на обоих уроках, учащиеся должны были свести в один цельный конспект. Учитель предложил своим юным слушателям обратить особое внимание на план лекции и выделить в конспекте отдельные часі и лекции абзацами.
Следующее упражнение преследовало цель научить учащихся воспринимать отдельные части лекции без записи и затем уже через некоторый промежуток времени делать весьма краткую запись о слышанном. Например, в лекции шла речь о стихотворении Лермонтова «Пророк». Учащиеся ничего не за-писывали. Но, закончив эту часть лекции, учитель выдержал значительную паузу, и во время нее учащиеся сделали свои заметки.
Пятое упражнение (тема «Чичиков») состояло в том, что учащиеся должны были очень кратко записать только ход рас-суждения. Для этого им были даны маленькие листочки бумаги. Сразу же после урока эти листочки просматривались учителем и возвращались учащимся для обработки на долгу.
Шестое упражнение (тема «Белинский и Пушкин») имело целью записать лекцию на память. Лекция продолжалась 25 минут, после этого учащиеся в классе записывали слышанное, а дома обработали конспект.
Таким образом учащиеся научились делать сокращённые записи излагаемого, отбирая существенное и опуская побочное, не имеющее ближайшего отношения к теме, научились отражать в абзацах своей записи план лекции, делать сокращённую запись хода рассуждения. 1
Чтобы облегчить учащимся запись, преподавателю надо позаботиться о чётком расчленении лекции на части; основные её положения -нужно произносить громче и медленнее и повторять. Очень полезно в подходящих случаях притенять при чтении лекции схематическую её запись на доске в графическом оформлении, например, располагать сопоставляемый материал рядом в двух колонках, обозначать соединительными линиями под* чииение и соподчинение понятий и т. д.
Надо предупреждать учащихся о нецелесообразности записывать как можно полнее и подробнее. Записывать нужно лишь существенное: основные положения, их доказательства, важнейшие факты п примеры, приводимые для обоснования положений, выводы, формулы, названия произведений, рекомендуемых для самостоятельного чтения.
Выводы и формулировки надо стараться записывать дословно. " Так же точно следует записывать даты, названия, имена. Чтобы предупредить искажения в записях, учитель пишет новые назва- ЙЙЯ и термины на классной доске. Основные выводы следует под-чёркивать
Нужно добиваться, чтобы учащиеся вносили исправления в свои записи в тот же день и систематически пользовались имй, выполняя домашние задания. Хорошо выполненные учащимися записи лекций служат дополнительным пособием к учебнику, помогают более углублённому изучению предмета.
Подмечая недостатки в записях лекций (например, искажение мыслей, смешение положений, данных для критики, с основным материалом, неуменье выделить основные мысли), учитель заботится о том, чтобы учащиеся исправляли ошибки и точнее записывали в дальнейшем.

Турищева Людмила Васильевна

Харьковский национальный педагогический университет

им. Г.С.Сковороды

УРОК-ЛЕКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Слово «лекция» имеет в основе латинское слово lectio – чтение. Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Исторически лекцию рассматривают как одну из основных форм обучения в вузе, однако, в психолого-педагогической литературе уже доказана целесообразность использования урока-лекции уже в школьном обучении. В силу возрастных особенностей развития познавательных процессов такая форма обучения является достаточно приемлемой для старших школьников.

В.С.Герасимова считает, что вид лекции зависит от ряда факторов: содержания дисциплины и ее места в учебном процессе (вводная, текущая, заключительная, обзорная); соотношения различных видов и уровней познавательной деятельности школьников (описательно-иллюстративная, объяснительная, проблемная).

Описательная лекция – это лекция, в которой преобладающим познавательным процессом для учащихся является восприятие материала, его запись и запоминание.

Объяснительная лекция содержит не только описание учебного материала, но и раскрывает причинно-следственные связи излагаемых явлений, понятий, законов, т.е. наряду с процессами восприятия и памяти учащихся включаются в процесс осмысливания и понимания сообщаемых знаний.

Проблемная лекция предполагает использование проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, решаемые затем в групповой дискуссии.

В.И.Валовик, в свою очередь выделил информационную, визуальную, лекцию-диалог, лекцию-провокацию, лекцию-конференцию, лекцию консультацию, и, также, проблемную лекцию. Однако проблемная лекция рассматривалась автором как метод познания через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т.д.

Информационная лекция предполагает использование объяснительно-иллюстративного метода изложения (считается традиционным типом лекции).

Визуальная лекция связана с визуальной подачей материала техническими средствами обучения, аудио- и видеотехники, мультимедийных технологий с кратким комментированием демонстрируемых материалов.

Лекция-диалог (иначе называют бинарная лекция ) предусматривает изложение учебного материала в форме диалога двух преподавателей разных предметов, которые используют в своем выступлении знания и достижения науки, которую они преподают.

Лекция-провокация – форма подачи школьникам материала с запланированными заранее ошибками. Это делается для того, чтобы стимулировать учащихся к постоянному контролю предлагаемойим информации и поиску неточностей в ней. Учителю следует помнить, что в конце такой лекции обязательно необходимо осуществить диагностику знаний обучаемых и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция, представляет собой научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В конце занятия учитель подводит итога, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Лекция-консультация – форма лекции, в которой материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий.

Б.Ц.Бадмаев выделяет информационную, ориентирующую, объясняющую, убеждающую и увлекающую функции.

Ориентирующая функция. Лекция призвана помочь ученикам сориентироваться в огромном количестве научных и учебных источников. Учителю необходимо в сжатом виде представить основные положения по изучаемому вопросу. Также полезно бывает на лекции рекомендовать старшим школьникам последовательность прочтения источников для облегчения процесса усвоения материала.

Разъясняющая, объясняющая функция. Как известно, основная задача лекции – помочь учащимся сформировать систему понятий изучаемой дисциплины, преподаваемой темы. Важно донести по школьников содержание понятий без искажений, вызванных собственной субъективной трактовкой преподавателем или представлениями самих учащихся. В то же время следует учитывать, чтообращаться в лекции к сложной процедуре формирования понятия часто не хватает времени, поэтому эту работу целесообразноотносить к обычным урокам: ведь полноценное формирование понятия обычно требует активных действий самих школьников, а не только разъяснения учителя. Следует отметить, что в лекции в целях доходчивого объяснения теоретических положений нельзя обойтись без разъяснения дефиниций; разъяснять дефиницию – это значит объяснить смысл каждого слова, входящего в него.

Убеждающая функция лекции осуществляется, прежде всего, через доказательность утверждений лектора. Доказательность речи может быть обеспечена разными способами: описанием реальных фактов; приведением доказательства выдвинутого утверждения и т.д.

Увлекающая или воодушевляющая функция. Лекция, помимо сообщения важной и нужной для школьников научной информации, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой. Лекция должна быть интересной и увлекательной, но это не означает, что она будет развлекательной, хотя не исключаются занимательность, юмор.Лекция обязательно должна эмоциональной, затрагивать учеников, при этом основной переживаемой эмоцией должен быть интерес. Интерес актуализируется, если обнаруживается и узнается что-то новое, поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать в учениках этот познавательный интерес. Для этого рекомендуется использовать самые разнообразные приемы. Сформулируем приемы, способствующие активизации познавательной активности учащихся на уроке-лекции:

1. Использование наглядности. Любая наглядность должна быть использована педагогом в разумных пределах с ясно осознаваемой целью.

2. Включение в лекцию проблемных вопросов и ситуаций.

3. Использование суждений учащихся по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущем уроке проводится небольшая письменная работа (целесообразнее дать домашнее задание) с целью выяснения мнения школьников по проблеме, которая будет рассматриваться на лекции. Безусловно, что эта проблема в каких-то аспектах должна быть знакома учащимся.Приведенные в домашнем задании мысли и суждения школьников вставляются в содержание лекции. Слушают старшие школьники лекцию совсем по-другому, поскольку становятся ее соавторами.

4. Актуализация имеющихся знаний учащихся в период чтения лекции с помощью вопросов, анализа конкретных ситуаций.

5. Использование приема намеренной ошибки или неточностей, которые должны быть обнаружены школьниками.

6. Использование опорных схем, тезисов лекций.

7. Организация обратной связи на лекции.Может выражаться в вопросах учащихся, задаваемых по ходу лекции или после нее, в интересе к рекомендуемой литературе, в активном приеме информации и т.д.

Таким образом, успех лекции в значительной степени зависит от двух основных факторов. Во-первых, от учета преподавателем психологических факторовпри подготовке к лекции: составление модели урока-лекции, продумывание ее плана и подбор материала с таким расчетом, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать у них определенные чувства, эмоции, убедить в чем-либо и т.д.Во-вторых,при ее чтении: учет особенностей класса, использование приемов поддержания внимания и др.

Лекция только в 10-11 классах, ее элементы в 9.

Лекция (от лектио - чтение) - одна из основных форм занятий в вузах, которая представляет собой систематичное краткое изложение учебного материала на научной основе. Такая форма передачи знаний появилась еще в средневековых университетах и слово лекция тогда точно отражала характер деятелности преподавателя. До 15в, пока не появилось книгопечатание, работы ученых переписывались от руки и не могли существовать во многих экземплярах. Чтобы довести свои мысли до студентов, преподаватели читали свои или чужие трактаты, иногда комментируя их. На протяжении веков много изменилось, книга перестала быть раритетом, широкое распространение получили компьютерные формы передачи знаний. Но лекция сохранилась.

Лекция может применяться в т.ч. в рамках классно-урочной системы в старшей школе. В педагогической лит-ре она рассматривается как специфическая форма и метод обучения. Есть различия между школьной и вузовской лекциями.

Школьная лекция - это систематическое, последовательное изложение учителем учебного материала. Часто можно встретить ошибочное мнение, что лекцию отличает от обычного урока то, что на ней учитель все 45 минут говорит сам, излагает новую тему. Между тем, лекция характеризуется не только длительностью повествования учителя, а актуальностью изучаемой проблемы, глубиной и последовательностью и аргументированностью ее раскрытия. К тому же, лекционный процесс может сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии и даже самостоятельной работы учащихся. Однако не стоит злоупотреблять такой формой подачи данных. В школе лекции обычно практикуются при подаче нового, объемного и достаточно сложного материала с использованием приемов активизации учебной деятельности учащихся, в т.ч. приучения их к конспектированию излагаемого материала. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Это позволяет осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени усвоения знаний.

Лекция - это метод сообщения новых знаний. Ее отличают высокая целенаправленность и большая информативность. Нередко учителя механически переносят приемы и методы, используемые вузовскими преподавателями, в школу. Однако не стоит забывать механизм восприятия лекции, который затрудняет восприятие оной школьником. Он выглядит так: воспринимается информация, затем анализ ее в сознании, затем информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Следует сформулировать основные особенности изложения лекционного материала в средних учебных заведениях:

Школьная лекция должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учитель тоже должен прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершение нужно закрепить новый материал беседой с учащимися.

Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирая типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда подсказывает краткие, удачные формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.

Школьный учитель ведет лекцию с более медленным темпом, интонацией подчеркивает важные моменты для записи, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы.

Перед началом лекции целесообразно поставить проблемные задания, которые учащиеся должны выполнить в конце урока.

Школьная лекция продолжается не 120 минут, а 40 минут. В старших классах школьная лекция может охватить 2-3 урока, после чего проводится повторительный урок или урок закрепления знаний.

Разновидности (типы) школьных лекций и их методы

Вводная лекция. Дается традиционно в начале изучения предмета. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемых предметов в системе научного знания.

Основной метод изложения - "популярное" чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем познания нового, расширения кругозора и т.д. Задача - заинтересовать, чтобы далее на уроки ученики приходили с желанием и интересом.

Установочная лекция. Дает сжатое, компактное и при этом неполное изложение основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструкция по учебной деятельности на следующих уроках. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на следующих уроках соответствующих знаний и умений.

Метод объяснения с иллюстрацией, демонстративный метод и метод проблемного изложения с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленного вопросов для последующего их решения методами самостоятельной работы.

Лекция-беседа. Подразумевает наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения учащихся с учителем для формирования совместных суждений, совместного поиска ответов на поставленные вопросы. Главная цель этой лекции - это пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться, пусть даже ошибочно.

Рассказ учителя, постановка проблемы с путями ее решения. Такие лекции-беседы высокопродуктивны для небольшого класса, когда каждый имеет возможность высказаться, каждая, пусть даже брошенная с места, реплика будет услышана

Академическая лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи высокий научный уровень, теоретические посылки, высокая научная обоснованность и доказанность, четкое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения. Если лекция планируется для параллели классов, то материал чаще всего приходится излагать монологически, применяя репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы, обращаясь реже к проблемному.

Используя в иных случаях проблемный метод, учитель ставит проблему и показывает пути и способы ее решения. Когда АЛ дается в классе, учитель может использовать метод дискуссии, появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал в таком случае усваивается не на уровне воспроизведения учителем, а более осознанно, на уровне творчества.

Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами или зачетами. На ней освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшие затруднения при изучении или воспроизведении учащимися, анализируются типичные ошибки или недочеты, делаются выводы из результатов изучения темы.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения или изучения большого раздела, части изучаемого предмета. Это итоговый урок после изучения большой темы. Его целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, вопросах, дать видение изученного не изнутри, а сверху, в ряду изученных тем.

В лекции как форме и методе обучения можно выделить 4 основные функции, которые определяют ее возможности и преимущества в учебном процессе:

Обучающую

заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научных задач и проблем. Лекция должна дать самые современные (сегодняшние) представления об учебном предмете, что не способны отразить любые учебные пособия и учебники, т.к. даже только что появившиеся книги отстают от жизни на 2-4 года, необходимые для ее издания. Учащимся, которые впервые знакомятся с областью науки, сложно разобраться с конкурирующими точками зрения. Познавательное значение лекции возрастает, когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью знания, когда тема лекции не нашла отражения в учебниках

Развивающую

выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, дается не как набор фактов, а учит думать, рассуждать, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно, РФ находится в зависимости от методики лекции и артистизма лектора.

Воспитательную

заключена в ее содержании, формировании научного мировоззрения, в развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет учителя, манера общения в пределах лекции и вне ее, проявление уважения к отличающемуся мнению.

Организационную

Нельзя "злоупотреблять", часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она необходима, когда нужно раскрыть закономерности, показать сложные причинно-следственные связи и закономерности. Есть весьма распространенный недостаток…

К школьной лекции прибегают в следующих случаях:

При прохождении нового раздела, темы учебного курса

При прохождении учебного материала мало или совсем не связанного с ранее изученным

При сообщении сведений о практическом применении изученных закономерностей

При изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи

При изучении материала проблемного характера

К лекции выдвигают ряд требований. Основные требования:

Научность

Обширность

Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении. Она должна выходить за рамки любого учебника, даже самого свежего и удачного. Лекция должна учить мыслить, а не прибегать к готовым ответам. Она должна быть грамотной с т.з. языка. Она должна быть яркой и убедительной.

Структура школьной лекции

Она включает элементы беседы и начинается со вводного диалога. В ее ходе учитель не раз прерывает свое изложение, ставит перед классом вопросы, требующие работы мысли. Школьная лекция заканчивается беседой по изложенному материалу. Структура лекции обычно состоит из введения, основного материала и выводов. Каждый из этих элементов имеет свои правила и логику построения.

Начинать лекцию нужно с яркого высказывания, задающего проблему. Основным приемом должны быть размышления и рассуждения с риторической постановкой вопросов. Во введении объявляется тема, план изложения лекции. Может приводиться перечень литературы для самостоятельного, более углубленного изучения темы, отдельных вопросов. Ученика должны ознакомить с целью лекции, ясно сформулированная цель будет стимулировать желание работать. Промежуточные и заключительные беседы строятся на тех же принципах, что и начальная. Основная часть лекции предусматривает использование приемов ораторского искусства.

59.Последовательность составления плана-конспекта урока

Формулировка цели урока, которая после составления план-конспекта будет уточнена и внесена в него

Отбор оборудования урока, а в конспекте указывается состав учебного оборудования

В конспекте должно быть указано нормально-дозированное, не перегруженное сложными учебными задачами домашнее задание.

Единой, строго определенной формы план-конспекта урока нет. Конспекты повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки, если в них нет изучения нового материала. А вот в комбинированном уроке и уроке изучения нового материала колонка делится на 3 части: Ход урока, Работа учителя и Работа ученика. Там даётся отражение и изучение нового материала, и опрос домашнего задания(1 тип), причём в нём желательно отразить процесс опроса домашнего задания, лучше сочетать различные варианты домашнего задания, что позволит опросить больше учеников, в пункте-Подготовка к восприятию нового материала-лучше написать тезисы, тему, план урока и вопросы, связывающие новый материал со старым. Это позволит составить правильно начало урока и поможет не сбиваться с курса. В разделе-Сообщение нового материала-учителю желательно сочетать как краткое изложение материала по плану, так и использовать работу по источникам и отражать это в плане-конспекте, составляя, например, вопросы для анализа источника либо используя поставленные автором учебника вопросы. В пункте-Осмысливание сообщённого/воспринятого на уроке учебного материала следует написать разбор наиболее сложного пункта темы(составить план по нему, вопросы, желательно в плане-конспекте в виде схемы сделать изложение данного пункта), в пункте-Овладение умениями и навыками-желательно в виде таблицы отобразить основное содержание темы, в следующем пункте-Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков-желательно отразить работу учеников со схемой, иллюстрациями, причём в данном учитель по ним ставит вопросы и заносит в план-конспект, в теме-Закрепление материала-учитель отображает беседу с учениками по основным вопросам темы(можно их взять из конца параграфа), а в домашнем задании-учитель записывает так:д/з: §26.

Таков план-конспект комбинированного урока, в плане-конспекте изучения нового материала не надо описывать опрос домашнего задания, овладениями умениями и навыками, применения новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков. В плане-конспекте повторительно-обобщающего урока учитель должен там отразить процесс работы класса над материалов(вопросы к какой-либо теме, составление ими таблиц, схем, работа над контурной картой), подведение итога работы, а в плане-конспекте проверки знаний, умений и навыков и вовсе надо только записать работу, которую они будут выполнять на протяжении большей части урока, и название темы работы.