Проблема развития человеческих ресурсов. Развитие современных европейских технологий управления человеческими ресурсами: маркетинг персонала организации Маркетинг человеческих ресурсов цель

1

Одним из инструментов повышения эффективности работы и конкурентоспособности образовательной организации высшего профессионального образования является внутриорганизационный маркетинг. К основным категориям участников реализации внутриорганизационного маркетинга образовательной организации относятся непосредственные участники предоставления образовательных услуг, выполняющие функцию увеличения ценности услуги, и опосредованные участники, выполняющие функцию поддержки. Внутриорганизационный маркетинг, ориентированный на профессорско-преподавательский состав, требует решения задач, которые могут осуществляться с помощью методов, заимствованных из внешнего маркетинга, но применяемых к участникам внутреннего рынка. Содержанием внутриорганизационного маркетинга являются следующие составляющие: коммуникации, взаимоотношения, человеческие ресурсы, персонал, рабочие места и должности. Маркетинг коммуникаций составляет основу, на которой строится долгосрочная маркетинговая эффективность организации. Маркетинг взаимоотношений повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций. Основой маркетинга человеческих ресурсов является человеческий капитал. Маркетинг персонала направлен на долговременное обеспечение организации персоналом. Эффективным средством влияния на поведение работника является повышение привлекательности рабочего места. Должность является мощным инструментом воздействия на поведение работника.

эффективность

внутриорганизационный маркетинг

образовательные организации высшего профессионального образования

1. Армстронг Г., Котлер Ф., Сондерс Д., Вонг В. – Основы маркетинга. 2-е европ. изд. – М.; СПб.; Киев: Вильяме, 2002.

2. Ивашкевич Т.В. Особенности внутриорганизационного маркетинга в сфере услуг. Апрельский экономические чтения. – Омск, 2013.

3. Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. – М., 2007.

4. КовалевА.И., ИвашкевичТ.В., КовалевВ.А. Маркетинговые стратегии в высшем образовании; М-во образования и науки РФ, Омский гос. пед. ун-т им. А.М. Горького, Омский гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. – Омск, 2006. – 168 с.

5. МихайловО.З. Внутренниймаркетингкакинструментповышенияэффективностиуправленияорганизациисферыуслуг:Автореф.дис. …канд. экон. наук. – М., 2009. – 17 с.

6. Bowen, D.E. and Lawler, E.E. (1992) "The empowerment of service workers; what, why, how and when", Shane Management Review,33 (Spring), 31-9.

7. Chaston, I., Badger, B. and Sadler-Smith, E. (2000) "Organisational learning style and competencies", European Journal of Marketing,34 (5/6), 625-46.

8. Christopher, M., Payne, A. and Ballantyne, D. (1991). Relationship Marketing. London: Butterworth Hcincmann.

9. Doyle, P. (1995) "Marketing in the new millennium", European Journal of Marketing, 29 (12), 23-41.

10. Gummesson, E. (1991) "Marketing orientation revisited: the crucial role of the part- time", marketers", European Journal of Marketing,25 (2), 60-7.

11. Hogg, G., Carter, S. and Dunne, A. (1998) "Investing in people: internal marketing and corporate culture". Journal of Marketing Management,14. 879-95.

12. Oldham G.R. & Hackman J.R. Work design in organizational context. In B.M. Staw& L.L. Cummings (Eds.), Research in organizational behavior (Vol.2). GreenwichConn.JAIPress,1980.

13. Payne, A. (2000a) "Customer retention" in Cranfield School of Management, Marketing Management: A Relationship Marketing Perspective. Basingstoke: Macmillan, pp. 110-24.

Активное развитие экономики в нашей стране, тесное взаимодействие с остальным миром создает условия, в которых каждая образовательная организация должна участвовать в конкурентной борьбе за потребителя своих услуг. Усиление конкуренции заставляет образовательные организации использовать все более тонкие, адаптированные под особенности отрасли инструменты повышения конкурентоспособности, каким является внутриорганизационный маркетинг. Однако данный инструмент повышения эффективности работы и конкурентоспособности является недостаточно задействованным средством, которое в практической работе используется достаточно редко, порой непрофессионально.

Внутриорганизационный маркетинг — это целенаправленная управленческая деятельность, направленная на повышение ориентации персонала образовательной организации на клиентов, повышению лояльности персонала к самой организации, осуществление сотрудничества всех ее подразделений в достижении поставленных целей.

Для персонала составляющие внутриорганизационного маркетинга — это, прежде всего, их работа, оплата труда, социальные льготы, график работы, ее престижность, перспективы продвижения. Как покупатель исследует товар, который хочет купить, так и персонал, нанимаясь на работу, ищет различные выгоды.

Особенно важен внутриорганизационный маркетинг для деятельности образовательных организаций. Это обусловлено самим характером услуг. Образовательная организация всегда взаимодействует со своими клиентами напрямую. Благодаря этому формирование благоприятных отношений с клиентами в существенной мере зависит от квалификации и мотивированности на эффективную работу персонала организации. Качество услуги и искреннее желание персонала оказать эту услугу клиенту становятся чуть ли не решающими факторами в конкурентной борьбе на рынке услуг. Этим во многом определяется важность внутриорганизационного маркетинга в деятельности организации.

Маркетинговая деятельность любой организации, особенно занимающейся предоставлением услуг, включает внешний маркетинг, направленный из организации на ее клиентов и реализуемый данной организацией в целом, интерактивный маркетинг и внутриорганизационный маркетинг .

Когда идет речь об использовании концепции маркетинга в деятельности какой-то организации, то обычно имеется в виду внешний маркетинг. Реализация внешнего маркетинга предполагает осуществление определенных функций, важнейшими из которых являются следующие :исследование рынка и потребителей; изучение конкурентов; оценка сильных и слабых сторон организации на рынке; оценка благоприятных возможностей и угроз; сегментирование и позиционирование; разработка планов маркетинга, их реализация и контроль.

Интерактивный маркетинг - это вид маркетинга, осуществляемого непосредственно контактным персоналом организации, осознавшим, что лояльность потребителей зависит в значительной мере от качества взаимоотношений между контактным персоналом и клиентом .

Внутриорганизационный маркетинг - маркетинг, осуществляемый внутри организации и направленный на эффективное обучение и мотивацию труда сотрудников, непосредственно осуществляющих контакты с клиентами и обеспечивающих поддержку этих контактов, а также на создание условий, при которых сотрудники работают как единая команда, обеспечивая наиболее полное удовлетворение запросов клиентов. Внутриорганизационный маркетинг, ориентированный на внутренний рынок организации, предшествует внешнему и интерактивному маркетингу. Практически может оказаться бесполезным продвигать на рынок какой-то продукт/услугу, если персонал организации не в состоянии обеспечить его высокое качество.

В реализации внутриорганизационного маркетинга принимают участие две категории сотрудников образовательной организации высшего профессионально образования :

    Непосредственно участвующие в процессе удовлетворения требований внешних клиентов (студентов/слушателей); они выполняют функцию увеличения ценности услуги (профессорско-педагогический состав (ППС));

    Непосредственно не вовлеченные в процесс обслуживания клиентов (студентов/слушателей), но обеспечивающие возможность работы сотрудников первой категории (ППС), т.е. выполняющие функцию поддержки (административно-управленческий и вспомогательнообслуживающий персонал).

Поскольку каждый сотрудник индивидуален и имеет собственное мнение и отношение к тому или иному факту, качество услуг, предоставляемых внешним клиентам, неодинаково, непостоянно и неотделимо от людей, предоставляющих эти услуги. Внутриорганизационный маркетинг как раз и направлен на создание условий предоставления услуг высокого качества.

Внутриорганизационный маркетинг, ориентированный на ППС, требует решения следующих задач: а) сбор информации о работе ППС, в частности о его отношениях с студентами/слушателями; б) четкое определение потребностей ППС; в) осознание и принятие ППС идеи ориентации на клиента; г) обучение ППС управлению ситуациями при взаимодействии со студентами/слушателями; д) создание организационной культуры, способствующей клиентоориентированности; е) создание эффективного взаимодействия ППС, работающего на различных кафедрах; ж) снижение текучести кадров, обеспечение высокой дисциплины труда, инициативности и ответственности, необходимых при оказании услуг клиентам.

Решение этих задач осуществляется с помощью методов, заимствованных из внешнего маркетинга, но применяемых к участникам внутреннего рынка, например, маркетинговых (социологических) исследований, сегментации и позиционирования, маркетинговых коммуникаций, разработки стратегии и тактики по отношению к персоналу и др.

Ориентация организации на персонал (внутренних клиентов) является одним из главных факторов успеха на внешнем рынке. Она вытекает из следующего:

а) качество услуг основано на создании ценности услуги;

б) повышение качества внутриорганизационных взаимоотношений, в конечном счете, положительно влияет на качество отношений с внешними клиентами;

в) объектом ориентации на внутренних клиентов (внутренней ориентации) являются взаимоотношения между отдельными преподавателями/сотрудниками и подразделениями организации в процессе создания ценности услуг;

г)целью внутренней ориентации организации является обеспечение добавочной ценности на каждом этапе ценностной цепочки.

Маркетинг коммуникаций

Организационный климат и культура составляют основу, на которой строится долгосрочная маркетинговая эффективность организации, основу долгосрочной эффективности маркетинга . Эти авторы предлагают следующие определения этих ключевых элементов.

Организационная культура- глубоко укоренившаяся в организации неформальная система общих ценностей и норм (которые, в свою очередь, задают организационный климат).

Организационный климат - политика и практика, характеризующие компанию (и, в свою очередь, отражающие ее культурные воззрения).

Климат и культура организации зависят от того, что думают работники о своей организации, как относятся к ее целям. В частности, климат и культура во многом определяют, как работник понимает свою роль в компании, и то, как она соотносится с деятельностью компании в целом и ее внешней средой . Внутренний маркетинг и укрепление внутренних партнерств включают создание такого организационного климата, в котором работники, участвующие в общих процессах, могут поддерживать и развивать кросс-функциональное совершенствование качества .

Структура внутриорганизационного маркетинга

Маркетинг взаимоотношений

Маркетинг взаимоотношений повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций. Более того, он распределяет ответственность за принятие решений в области маркетинга на весь персонал предприятия, поскольку требует участия в маркетинговой деятельности не только специалистов службы маркетинга, но и работников других предпринимательских единиц, включая менеджеров верхнего звена. Именно аппарат управления предприятием становится ответственным за формирование и развитие долговременных взаимовыгодных отношений в процессе взаимодействия организации с клиентами.

Концепция маркетинга взаимоотношений предполагает :

    Потребности целевой группы могут быть удовлетворены большим числом однотипных продуктов и услуг;

    Успешность организации зависит от числа повторных обращений клиентов и стабильности во взаимоотношениях с партнерами, что снижает трансакционные издержки.

    Клиенты и партнеры заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях при условии учета их индивидуальных потребностей и условий взаимодействия.

Концепция предусматривает, что предложение на рынке очень велико и товары практически не имеют значимых для клиентов различий. Долгосрочные доверительные отношения позволяют снизить трансакционные издержки, и сократить время обслуживания, что ведет к повышению эффективности деятельности и большему удовлетворению клиентов и партнеров.

«Маркетинг отношений- практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибуторами в целях установления длительных привилегированных отношений». Ф. Котлер.

Маркетинг человеческих ресурсов

Ценность клиента (сотрудника) включает индивидуальные характеристики, требования и удовлетворенность клиента (сотрудника), последствия, которые ожидает клиент (сотрудник) после занятия определенной должности, время удобное и необходимое клиенту (сотруднику), а также отношение организации к клиенту (сотруднику).

Нигде так ярко не прослеживается важность человеческого капитала, как в сфере сервиса, причем в большинстве случаев обслуживание все больше стали оценивать не по материальным активам, привлеченным к созданию услуги, а потому, насколько она обогащена «интеллектуальным капиталом». Последний можно подразделить на два типа :

    Индивидуальный и

    Структурный.

Под индивидуальным капиталом понимаются работники и такие их качества, как тип личности, интеллектуальные способности, личностные качества, знания, навыки, мотивированность, ментальность, толерантность и др.

Структурный капитал - это встроенные знания, неотделимые от среды, в которой они применяются и развиваются, и не исчезающие, когда их носители (работники) покидают компанию. Персонал организации и созданные им системы работы воплощают в себе ключевые элементы компетентности, основанные, в свою очередь, на специфических знаниях работников . Вот почему так важно развивать «индивидуальный капитал» - ведь достижения в этой области могут самым непосредственным образом укрепить и приумножить «структурный капитал» компании. Она должна считать своей важной обязанностью создание и развитие специфических «фирменных» навыков и стимулировать работников к активному их использованию, чтобы обеспечивать превосходную ценность обслуживания для своих клиентов .

Маркетинг персонала

Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

По мнению Райхельда, накопленные познания увеличивают ценность работника, основанную на ожидаемой продолжительности его пребывания в компании и, следовательно, роста и совершенствования .

По мнению ряда авторов, чем устойчивее взаимоотношения с клиентами и чем важнее роль, которая отводится им в пакете предоставляемых услуг, тем больше оснований для расширения полномочий работников . Компания должна создать внутриорганизационную среду, в которой работники могут проявлять гибкость и готовы к самостоятельному принятию решений, не обращаясь к руководству по каждому мелкому поводу .

Маркетинг рабочих мест

Достаточно эффективным средством влияния на поведение работника является повышение привлекательности самого труда, в частности путем проектирования рабочего места.

Рабочее место, помимо всего прочего, влияет на статус работника внутри организации. О влиянии рабочего места на человека очень точно выразился Бернард Шоу в «Пигмалионе»: «Различие между леди и цветочницей не в том, как она ведет себя, а в том, как с ней обращаются». Рабочее место определяет ранг работника на служебной лестнице организации, по которой он может либо подняться вверх, либо, при меньшем везении, спуститься вниз. Расположение рабочего места внутри организации фиксирует собой меру его относительной ценности в сравнении с другими, а также является средством для формирования самооценки работников. Проектируя рабочее место, можно влиять на работника.

Сформированная Хакманом и Олдхамом «теория факторов работы» способствует значимости работы, - разнообразие навыков (различные задачи, использующие различные навыки), тождество задач (выполнение целой части работы с заметным результатом) и значение задачи (важность для других людей в организации и вне нее).

Маркетинг должности

Должность может быть описана как совокупность обязанностей и степень ответственности предполагаемого работника, причем эта совокупность может быть существенно различна для каждой должности. Выполнение круга обязанностей и соблюдение меры ответственности каждой должности и есть те средства, с помощью которых обеспечивается вклад каждого работника в достижение целей организации. Но одновременно это и мощный инструмент воздействия на поведение работника.

Рецензенты:

Ковалев А.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Омского филиала Финуниверситета, г. Омск.

Карпов В.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы и кредит» Омского филиала Финуниверситета, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Ивашкевич Т.В. ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕРКЕТИНГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14681 (дата обращения: 11.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

V. Проблема развития человеческих ресурсов (4 ч.)

  1. Сфера действия РЧР. Задачи и основные направления РЧР. Ведущие идеи РЧР. Базовые принципы РЧР. Основные подходы к РЧР.
  2. Методология РЧР. Диагностика и оценка РЧР. Методы оценки РЧР.
  3. Проблема развития управленческих кадров.
  4. Распределение ролей для развития ЧР
  5. Пути РЧР
  6. Перспективы РЧР

1. Проблема развития человеческих ресурсов является областью на теоретическом уровне – недостаточно исследованной, на уровне практики – ей уделяется мало внимания. В профессиональной сфере развитию ЧР недостаёт стратегической ориентации: развитие работников часто не интегрируется должным образом ни с системами отбора, оценки и вознаграждения, ни с системами объективной оценки результатов работы.

Данная проблема рассматривается с точки зрения системного подхода: определяются: ведущие идеи и базовые принципы РЧР, сфера, цели, задачи, пути, стратегия развития ЧР; методология РЧР; даётся описание системы действий, которые можно применить для осуществления развития; рассматриваются перспективные тенденции развития ЧР и их значение.

Развитие человеческих ресурсов в компании можно рассматривать с разных точек зрения: в количественном отношении это предусматривает отбор необходимого количества людей, обладающих нужными качествами, и объединение их в нужное время в нужном месте для выполнения функций организации; в качественном аспекте РЧР – это развитие их способностей. Именно в этом аспекте и рассматривается данная проблема.

Сфера РЧР охватывает различные подходы, в том числе – обучение и самостоятельное приобретение знаний.

Содержание понятие «развитие человеческих ресурсов» – это интегрированный и целостный, сознательный и активный подход к совершенствованию связанных с рабочей деятельностью знаний и поведения с использованием широкого спектра обучающих методов и стратегий . В более широком понимании РЧР можно интерпретировать, как способность интегрировать обучение в поведение .

Цель РЧР – помочь индивидам, группам и компаниям в полной мере реализовать свой потенциал за счёт раскрытия индивидуальных возможностей и повышения эффективности работы в конкретных условиях.

В области РЧР существует несколько направлений :

  • индивидуальное развитие;
  • развитие с учётом потребностей нынешней работы или ситуации;
  • развитие применительно к новым условиям работы или в новых условиях;
  • мероприятия, направленные на переосмысление личных или организационных целей;
  • развитие, направленное на улучшение и наполнение смыслом деятельности индивидов, компаний или более широких сообществ.

Потребности в обучении, которые можно удовлетворить при помощи РЧР, зависят от деловой стратегии и целей деятельности организации. Существуют различные по степени зрелости организационные подходы к РЧР.

Этапы зрелости подходов к РЧР в компаниях

Уровень 1

Отсутствие систематического РЧР

Отсутствие систематического и сознательного РЧР как такового. Развитие персонала осуществляется стихийно

Уровень 2

Эпизодическое, тактическое РЧР

Эпизодические или разовые мероприятия по РЧР, структурированные и основанные на принципах развития, но локальные по своим масштабам и ориентированные лишь на решение отдельных уже возникших проблем

Уровень 3

Интегрированная и скоординированная, структурированная и ориентированная на развитие тактика

Конкретные структурированные и основанные на принципах развития мероприятия по РЧР, в достаточной степени интегрированные и скоординированные

Уровень 4

Стратегия компании реализуется при помощи согласованной с ней политики РЧР

Политика РЧр поддерживает реализацию корпоративной стратегии и служит основой для разработки структурированной и основанной на принципах развития тактики

Уровень 5

Стратегия РЧР является элементом корпоративной стратегии

РЧР определяет характер принимаемых корпоративных решений, управления знаниями и планирования ресурсов

Уровень 6

Корпоративная стратегия основана на принципах РЧР

РЧР процессы определяют и обеспечивают базис для формирования корпоративной стратегии

Начиная с 60-х гг. XX в. в мире появилось несколько влиятельных ведущих идей, которые в разное время оказали воздействие на практику РЧР.

Ведущие идеи РЧР в исторической ретроспективе :

  • 1964 – 70 гг. – системный подход к диагностированию обучения;
  • 1968 – 75 гг. – стандартизация обучения работников ведущих профессий по отраслям промышленности; обязательность базового образования с отрывом от производства для представителей профессий, требующих особой квалификации;
  • 1970 – 75 гг. – систематическое планирование обучения для всех категорий сотрудников;
  • 1974 – 80 гг. – участие компаний в обучении молодёжи и безработных с целью обеспечения общенациональных потребностей;
  • 1979 – 90 гг. – бизнес-ориентированное обучение, направленное на повышение результативности работы компании;
  • 1988 – 98 гг. – персональное развитие по индивидуальным планам, за реализацию которых работник и его руководитель несут совместную ответственность;
  • 1998 г. и до настоящего времени – интеграция стратегий и результатов развития отдельных работников и компаний.

Базовые принципы / идеи РЧР (10):

  1. Управление интеллектуальным потенциалом и развитие лидеров (как процесс);
  2. Связь РЧР со стратегией компании;
  3. Развитие диверсифицированной (разнообразной) рабочей силы (по признакам: пол, раса / национальность, возраст, ориентация);
  4. Индивидуальное развитие тет-а-тет: наставничество и кураторство;
  5. РЧР в режиме бизнес-партнёрства;
  6. Дистанционное обучение и интеграция информационных технологий с человеческими ресурсами; смешанное обучение;
  7. Управление информационным капиталом, управление продуктивностью интеллектуального капитала, обмен передовыми опытом;
  8. Проактивное и гибкое лидерство;
  9. Совершенствование коммуникаций и распространение информации;
  10. Развитие для всех: непрерывное профессиональное развитие.

2. Методология РЧР . Независимо от используемой теории и практики управления в определённый момент менеджеры сталкиваются с проблемой развития своих сотрудников. Менеджеры могут иметь различную функциональную подготовку, которая существенно влияет на формирование их взглядов и в значительной степени определяет используемые методы управления. Можно выделить ряд общих подходов к РЧР :

  • стратегический;
  • индивидуальный;
  • с позиций групп и управления изменениями;
  • организационный;
  • с точки зрения развития бизнеса и др.

В качестве специфических исходных позиций РЧР рассматриваются:

  • управление человеческими ресурсами;
  • управление эффективностью;
  • развитие организации;
  • обучение с помощью инструктора;
  • коммуникации;
  • управление качеством;
  • управление проектами;
  • обучение;
  • творчество.

3. Задачи развития ЧР

Основная задача развития ЧР заключается в том, чтобы все сотрудники занимали такие позиции, которые содержат в себе результат, удовлетворённость и свободу действия. Развитие должно быть направлено на то, чтобы работники стремились к равновесию между обучением, работой и досугом. Кроме того, потребности в развитии работников должны соответствовать потребностям развития компании, её клиентов и общества.

Концепция развития ЧР фокусируется на саморазвитии, которое в идеале осуществляется на трёх уровнях:

1. Индивидуальный уровень , на котором сотрудники развиваются, т. е. качественно изменяются, чтобы стать внутри системы партнёрами или предпринимателями; они ведут себя так, словно эта компания является их собственностью.

2. Групповой уровень – вместо команды звёзд во всех сферах организации развиваются «звёздные команды».

3. Организационный уровень – компания развивается, чтобы превратиться в организацию, которая постоянно учится и умеет вырабатывать своё видение нового состояния компании и окружающей среды.

4. Распределение ролей для развития ЧР

Распределение ролей для развития ЧР должно подчиняться принципу субординации. В первую очередь ответственность за развитие каждого сотрудника возлагается на него самого – это основа саморазвития. Во вторую очередь ответственность несёт непосредственный руководитель работника, который в идеале действует как инструктор .

Руководитель, находящийся на следующем по старшинству уровне, действует как наставник , а директор выступает в роли «промоутера», т. е. покровителя .

Представитель отдела управления развитием ЧР отвечает за согласованность действий всех участников этого процесса, представление, координацию и принципы оценки развития, выступая одновременно в роли внутреннего консультанта .

Многие компании предоставляют возможность для развития только руководящим работникам в форме «развития менеджмента». Однако такой подход не позволяет реализоваться рядовым сотрудникам. По всему миру в сфере промышленного производства идёт «охота за головами/мозгами», свидетельствующая о том, что многим компаниям не удалось обеспечить развитие своих собственных ЧР, что наносит ущерб и работникам, и и организации.

Признание этого факта означает, что всё больше и больше компаний стремятся к тому, чтобы заменить сиюминутный подход («сегодня мы не можем ждать, пока кто-либо дорастёт до необходимого уровня квалификации») на долгосрочную политику 80:20 («наша политика заключается в заполнении имеющихся вакансий за счёт продвижения или ротации мотивированных и квалифицированных работников внутри нашей компании»). Только в исключительных случаях (менее 20 %) для выполнения работ низкого уровня или при вступлении в новую сферу бизнеса, для которого компания не имеет достаточно квалифицированных специалистов, она нанимает персонал извне. Следует подчеркнуть, что такая политика помогает работникам организации на всех уровнях максимально развивать свой потенциал, создавая тем самым условия для полного использования своих возможностей как в своих интересах, так и в интересах компании.

5. Пути развития ЧР

Традиционным показателем развития работника все ещё является карьерный рост (продвижение по службе). Однако практика показывает, что во многих крупных организациях всё большее число руководителей не рассматривает карьерный рост как побудительный: «выше – не всегда лучше!». Когда руководите третьего или четвёртого уровня спрашивают, какая работа была бы лучшей с точки зрения их карьеры, многие из них называют такую должность, как главный менеджер филиала, на которой, по их мнению, они смогут осуществлять управление и влиять на результат. В главном офисе эти же менеджеры чувствуют себя отчуждёнными от клиентов и продукции компании и отделёнными от «действия».

Таким образом, необходимо расширение смыслового содержания понятия «развитие работников»: кроме продвижения по службе компании должна предлагать и другие стратегии развития на работе. Такие способы включают:

Функциональную и/или международную ротацию работы.

Виды деятельности, обогащающие работу.

Участие в работе команд в рамках многонациональных и/или мультикультурных программ.

Продвижение на профессиональном и/или руководящем уровне.

Возвращение (возможность для работника вернуться на прежнюю должность, если он этого желает).

Профилактические меры аутплейсмента – содействие работнику, которого собираются уволить.

Передача вовне нестратегических корпоративных функций.

Превращение «менеджеров палатки» в «менеджера кемпинга».

Все виды деятельности по развитию ЧР должны быть основаны на принципе равных возможностей, без всякой дискриминации по таким не относящимся к делу социальным признакам, как возраст, пол или национальность. Лозунг компании Pepsi-Cola, например, звучит так: «У нас существует дискриминация только по способностям».

Выделяют четыре фазы развития работников :

Вступительная фаза состоит из найма работников, обладающих потенциалом развития, и быстрого ознакомления их с новыми задачами и условиями работы. Эта фаза должна занимать как можно меньше времени.

Фаза роста , напротив, требует большего времени. Роста можно добиться, предлагая работникам задачи, обеспечивающие цель и интерес и предоставляющие свободу деятельности.

Фаза зрелости включает работников, которые демонстрируют высокое качество работы, но низкий потенциал роста.

Фаза насыщения – качество работы начинает снижаться.

Чтобы избежать этого (фазы 3 и особенно 4), работникам можно предложить две возможности: 1) занять новую должность, на которой они смогут переосмыслить своё положение и таким образом вернуться во вступительную фазу, или 2) с помощью консалтинговой фирмы помочь работнику найти подходящую работу вне организации.

Виды деятельности по развитию ЧР:

Вступление в организацию.

Переход от технической работы к руководящей.

Переход из состояния полной увлечённости работой в состояние большей озабоченности семейными проблемами.

Переход из состояния «восхождения наверх» в состояние «нисхождения вниз».

Переход от полного рабочего дня к неполному и выходу на пенсию.

6. Перспективы развития ЧР

Как уже отмечалось, в большинстве организаций развитие работника находится на низком уровне. Однако имеется много возможностей изменить эту ситуацию.

Три примера изменений, которые компания должна осуществить для того, чтобы более полно интегрировать развитие работника в развитие своих подразделений и превратить его мастерство и способности в свой капитал.

А. От оперативного обучения к стратегическому развитию

Обучение и развитие работника бесполезны, если у компании отсутствует чёткое стратегическое видение роли и целей этого развития. Концепция развития работника должна быть также связана с другими инструментами УЧР, таким, например, как отбор, оценка и вознаграждение.

Б. От этноцентрического подхода к геоцентрическому

Политика развития карьеры в многонациональных компаниях может осуществляться на основе одной из четырёх возможностей:

1) этноцентрическая – все ключевые посты за границей занимают представители национальной родной для компании страны;

2) полицентрическая – все ключевые посты занимают представители местных национальностей;

3) регионоцентрическая – все ключевые посты за границей занимают представители национальностей данного региона;

4) геоцентрическая – все ключевые посты за границей занимают самые талантливые люди независимо от национальности.

Геоцентрическая политика – самая передовая. Её преимущества: используются все богатства мировых ЧР; создаётся законченная и гармоничная глобальная культура компании, использующую все сравнительные преимущества других культур; большие возможности для карьерного роста. Этот подход способствует развитию у менеджеров транснациональных способностей – способности осуществлять руководство за пределами национальных границ. Глобальная интеграция достигается без утраты национальной гибкости. Такая политика больше других способствует росту связей между местными операциями и всеми другими и при этом обеспечивает лучшую эффективность местных и центральных потенциальных возможностей.

В. От ориентации на одинокого работника мужского пола к ориентации на дуальную карьеру и семью

Всё больше женщин готовы работать большую часть своей жизни. Семьи с дуальным доходом (и дуальным развитием) в будущем, возможно, станут нормой и вызовут тем самым необходимость создания новых отношений между домом и работой, что потребует изменений в обеих областях.

Изменения традиционной «служебной этики» также включает в себя тенденцию к снижению значения материальных благ как мотивации трудовой деятельности, к возникновению желания сохранять баланс между работой и другими аспектами жизни и к растущей потребности найти интересную работу, приносящую личное удовлетворение.

Если компании хотят мотивировать новое поколение работников-индивидуалистов с независимым складом ума, они должны дополнительно предоставить им:

1) работу, которая обеспечивает цель, радость и свободу действий;

2) руководителей, которые способны быть примерными инструкторами;

3) постоянное познание нового в процессе работы.

Литература по теме «Проблема развития человеческих ресурсов»

1. Джой – Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов // Д. Джой – Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.

2. Хилб М. Развитие человеческих ресурсов // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – С. 128 – 135.

3. Соколова М.И., А.Г. Дементьева. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 76 – 103.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учебное пособие. – М.: Консалбанкир, 2002.

2. Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. – М.: ЮНИТИ, 2003.

3. Джой – Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов // Д. Джой – Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте / Изд.3-е. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.

4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003.

5. Лавлок Кристофер. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия /4-е изд. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 1008 с.

6. Льюис Р.Д. Деловые культуры и в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – М.: Дело, 1999.

7. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров. – М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Соколова М.И., А.Г. Дементьева. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

9. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2002.

Дополнительная литература :

1. Тематические публикации в журналах:

«Управление персоналом»

«Кадровое дело»

«Секрет фирмы»

«Компания»

2. Интернет-ресурсы: www.hrm.ru


Джой – Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов. – М.: Эксмо, 2006. – С. 37.

Консультации не связанные с трудоустройством. Как правило включают набор мер, позволяющих увольняемому легче пережить этот период.

Менеджеры должны применять принципы маркетинга, чтобы привлекать и сохранять хороших служащих. Они должны совершенствовать свое понимание их нужд, так же как исследуют потребности клиентов. Не все служащие одинаковы. Некоторые ищут работу, которая увеличила бы их доходы; другие ищут работу, которая будет их единственным источником дохода. Специалисты по маркетингу могут с помощью методов маркетинга исследовать рынок служащих, выбирая лучших из них для своей фирмы и разрабатывая комплекс маркетинга - маркетинг-микс для воздействия на них.

персонал в сфере услуг выступает не только в качестве объекта управления персоналом, но и объекта маркетингового воздействия. Соответственно, отдел маркетинга должен фокусировать внимание не только на собственно клиенте, но и на коллективе фирмы с целью развивать у каждого сотрудника менталитет, ориентированный на клиента.

Применение маркетинга в работе с наемными сотрудниками, создание условий, при которых поощряется хорошее обслуживание клиентов, называется внутренним маркетингом. Таким образом, внутренний маркетинг - это деятельность по обучению и мотивации работников компании, нацеленная на повышение качества обслуживания клиентов.

Ф. Котлер подчеркивает, что эффективная программа внутреннего маркетинга требует тесного сотрудничества между мар­кетингом и управлением кадрами. Эта деятельность невозможна без соответствующего технологического обеспечения со стороны службы управления персоналом.

1. Люди наделены интеллектом, эмоционально реагируют на воз­действие, вследствие чего характер взаимодействия является двухсто­ронним (мы должны учитывать особенности личности при выстраивании отношений).

2. Люди способны к постоянному самосовершенствованию и развитию, эта способность - наиболее важный и долговременный источ­ник повышения эффективности в условиях экономики, построенной на знаниях. Вот почему успех организации зависит от умения создавать, развивать и внедрять знания.

3. Отношения между человеком и организацией могут носить долговременный характер (продвижение в рамках одной организации в те­чение трудовой жизни в среднем от 30 до 50 лет), однако в последние годы повышается межорганизационная мобильность; карьера рассматривается скорее, как цепь проектов, которые интересны, т.е. сотрудничество продолжается до тех пор, пока оно выгодно обеим сторонам.

4.В большинстве случаев люди приходят в организацию осознан­но, со своими потребностями и интересами и ожидают от организации удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, эффективными могут быть только партнерские отношения между человеком и организацией, признание взаимной ценности.


Происходящие в последние годы изменения, предопределяющие отношения к персоналу как рыночному ресурсу, позволяют говорить о маркетинговом подходе к управлению персоналом в организации. В качестве клиентов фирмы, таким образом, рассматриваются не только потребители (так называемые внешние клиенты), но и сотрудники (внутренние клиенты). Следует признать, что люди так же важны для организации, как и организация для них. Нельзя использовать людей, не предлагая им взамен удовлетворения тех потребностей, которые они считают важными для себя.

Таким образом, цель управления персоналом в сфере услуг можно определить следующим образом: удовлетворение тех потребностей сотрудников, которые способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей внешних клиентов.

Классификация сотрудников сферы услуг. По форме собственности фирмы:

· работники коммерческих организаций;

· работники некоммерческих организаций;

· работники государственных организаций.

По степени занятости:

· сотрудники, занятые полный рабочий день;

· сотрудники, работающие на полставки.

По характеру трудовой деятельности:

· производственные работники;

· работники умственного труда.

По степени квалификации:

· сотрудники, оказывающие профессиональные услуги;

· сотрудники, оказывающие услуги, не требующие профессио­нальных знаний.

Персонал организации сферы обслуживания уместнее всего классифицировать по отношению к процессу оказания услуги. Таким об­разом, можно выделить следующие группы работников:

· производственный персонал (сотрудники, непосредственно участвующие в процессе оказания услуги);

· непроизводственный персонал (сотрудники, создающие условия для нормального протекания процесса оказания услуг);

· административный персонал.

Управление персоналом на различных стадиях развития орга­низации. Содержание деятельности по управлению людьми опреде­ляется стадией развития организации.

1.На стадии формирования, как правило, нет кадровой службы. Организация управляется собственником, управление персоналом формализовано, ориентировано на личное общение. Основные цели деятельности в сфере управления людьми - определение задач, формирование организационной структуры и основных принципов кадровой политики.

2.На стадии роста в большинстве случаев появляется специалист по управлению персоналом, занимающийся привлечением персонала (на что расходуется до 70% его рабочего времени), формированием критериев отбора, разработкой систем адаптации, обучением персонала, формализацией правил и норм поведения, а также деятельностью, связанной с поддержанием (препятствованием размыванию) корпоративной культуры.

3.На стадии зрелости основной задачей становится эффективное использование персонала. Организации чаще всего сталкиваются с проблемой растущего бюджета расходов на персонал и одновременно с повышением текучести квалифицированного персонала. Большее внимание уделяется разработке систем формализованной оценки, мотивационных программ (системы компенсаций, «выращивание» своего персонала, работа с резервом и т.п.).

4.На стадии кризиса большое значение имеют кадровый аудит управление конфликтами и сокращение персонала, а также вовлечение персонала в процесс реорганизации.

1.3. Принципы маркетинга персонала

В конкретной организации маркетинг персонала направлен на определение и покрытие потребности в персонале. В последнее время в работе с кадрами стал преобладать предринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. В определении состава и содержания задач маркетинга персонала сегодня используются два основных принципа.

Первый принцип предполагает понимать под маркетингом персонала рыночную философию, определяющую стратегическое управление человечес­кими ресурсами (широкий смысл). Цель такого маркетинга - опти­мальное использование человеческих ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда; активизация человеческого фактора; развитие в каждом сотруднике "совокупности различных качеств, определяющих их трудоспособность к производству мате­риальных и духовных благ", и партнерского, лояльного отно­шения к фирме. Этот принцип маркетинга персонала в его широком толковании обосновывает философию мышления управления человеческими ресурсами.

Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле – как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах. Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем.

Отсюда маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами. 3

Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле под маркетингом персонала понимают специфическую, обособленную деятельность служб управления персоналом.

Требования к персоналу разрабатываются на основе стратегии развития организации, штатного расписания, текущего и перспек­тивного анализа требований к должностям и рабочим местам.

Ожидаемые затраты на приобретение и использование персо­нала состоят из:

1) внешних затрат

    оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами по подбору и подготовке пер­сонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости;

    затраты на исследовательские и оперативные работы в об­ласти МП (сбор и анализ информации, затраты на рекламу, представительские расходы, командировки сотрудников маркетинговых служб и т. п.);

2) внутренних затрат

    капитальные инвестиции по оборудованию новых рабочих мест и переоснащению существующих, вложение средств в дополнительное строительство и оснащение объектов соци­альной инфраструктуры, учебных подразделений и т. п.;

    затраты по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных вы­плат и т. п.

    Функции маркетинга персонала

2.1. Информационная функция маркетинга персонала.

Информационная функция маркетинга персонала состоит в создании информационного базиса, который предоставляет собой основу планирования в области сегментирования рынка и коммуникаций по целевым группам (сегментам рынка). Она может быть разделена на более частные функции: изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам; исследования внешней и внутренней среды организации; исследование рынка труда; изучение имиджа организации как работодателя.

Маркетинговая информационная система в управлении персоналом представляет собой систему обмена сведениями, позволяющую специалистам по маркетингу персонала анализировать, планировать и реализовывать маркетинговые мероприятия. Основой системы маркетинговой информации по персоналу являются источники этой информации, а именно:

    учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;

    учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда;

    аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться по заявкам организаций);

    информационные сообщения служб занятости (бирж труда);

    беседы специалистов по персоналу-маркетингу с потенциальными сотрудниками организации, с внешними партнерами, с работниками своей организации и т.п.

2.1.1. Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам.

Анализ требований, предъявляемых к рабочим местам, формирует систему требований, которые организация-работодатель предъявляет персоналу, претендующему на определенные вакансии. Требования к персоналу выражаются, как правило, в группах параметров и определяются характером труда в той или иной должности или на том или ином рабочем месте.

Способности: уровень полученного образования; необходимые знания (основные и дополнительные); практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности; опыт работы на определенных должностях; навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Свойства: личностные качества, необходимые для определенного вида деятельности; способность к восприятию профессиональных нагрузок; способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п.

Мотивационные установки: стремление к самовыражению и самореализации; способность к обучаемости; заинтересованность в работе по определенной должности, определенность профессиональных перспектив. 4

Свое конкретное выражение требования к должности должны находить во внутриорганизационных регламентирующих документах:

описание работы или должности (должностная инструкция), включающие в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или рабочего места;

спецификация работы, отражающая личностные характеристики, необходимые для работы;

квалификационная карта, включающая сведения об общем и специальном образовании, навыках работы;

карта компетенции («профиль» идеального сотрудника), описывающая личностные характеристики, способности к выполнению тех или иных функций, типы поведения и социальных ролей и т.п.

2.1.2. Изучение рынка труда.

Предмет изучения рынка труда – весь предназначенный к использованию потенциал рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.

Существенные направления анализа внешнего рынка труда представлены далее: структура рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная; мобильность рабочей силы; источники покрытия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда: стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.

Исследование рынка труда формирует систему современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.

2.1.3 Изучение имиджа организации как работодателя.

Предмет изучения имиджа организации – ее образ на внутреннем и внешнем рынке труда. Это изучение должно обеспечить отправные пункты для мероприятий по улучшению имиджа работодателя, чтобы он представлялся преимущественным перед конкурентами с точки зрения как потенциальных, так и работающих в организации сотрудников.

Имидж организации формируют внешние влияния со стороны предпринимательской среды, а также индивидуальные установки и предпочтения. В основном имидж существует как субъективная картина предпочтений и преимуществ организации, выступающей в качестве работодателя.

К инструментарию исследования имиджа можно отнести:

    проведение опроса мнений работников организации, ее партнеров, потребителей и других групп людей;

    анализ компаний найма, в особенности неудачных мероприятий по подбору кандидатов, а также мероприятий по вербовке персонала из круга близкого окружения сотрудников;

    изучение претензий в высказываемых работниками в процессе деловой оценке, адаптации или в рамках специально организованной системы рассмотрения претензий;

    целенаправленный анализ данных исследования рынка труда. 5

При помощи информационной функции маркетинга персонала можно идентифицировать те области, которые могут затруднить долговременное обеспечение человеческими ресурсами. К этим областям можно отнести, например, напряженное состояние рынка труда, отсталую систематизацию профессий и должностей или негативный имидж организации.

2.2. Коммуникационная функция маркетинга персонала.

Цель всех коммуникационных мероприятий в рамках маркетинга персонала – установление и реализация путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя. Объектами коммуникационной функции являются:

сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда, а также служат носителями имиджа организации;

внешний рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов;

открытость системы управления (в частности, ее информационной составляющей) как основного фактора влияния на формирование суждений об организации.

2.2.1 Сегментирование рынка труда.

Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда. Сегментирование представляет собой процесс разделения спроса на персонал и его предложения. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу.

Основными методами сегментирования рынка труда являются факторный и кластерный анализы . Факторный анализ выделяет критерии формирования целевых групп. Принятыми в мировой практике маркетинга персонала видами критериев сегментирования являются географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий. Кластерный анализ выделяет носителей определенных признаков, отличающихся однородностью (по возрасту, полу, семейному и географическому положению, уровню образования и т.п.). 6

Эффективное сегментирование позволяет более четко определить основной предмет взаимоотношений работодателя с рынком труда – установление и практическое использование источников и путей покрытия потребности в персонале.

2.2.2 Источники и пути покрытия потребности в персонале.

Источники покрытия потребности в персонале могут быть внешними и внутренними по отношению к организации-работодателю

Внешние источники – это объекты профессиональной инфраструктуры, обеспечивающие покрытие потребности в персонале организации. Внутренние источники – это возможности организации в самообеспечении потребности в персонале.

При определении путей покрытия дополнительной потребности в персонале по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников обычно выделяют две разновидности: активные и пассивные.

Активные пути покрытия потребности в персонале:

1. организация набирает персонал непосредственно в учебных заведениях посредством заключения двусторонних соглашений, как с данным учебным заведением, так и с участником обучения;

2. организация представляет заявки по вакансиям в местные или межрегиональные службы занятости (биржи труда);

3. организация использует услуги консультантов по персоналу, и могут также выполнять посреднические функции по подбору кандидатов) и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала;

4. организация вербует новый персонал через своих сотрудников. Это происходит главным образом в трех направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников; вербовка кандидатов в других организациях; вербовка в учебных заведениях;

5. организация заключает лизинговые соглашения с другими работодателями на определенных условиях предоставления кадровых ресурсов.

Пассивные пути покрытия потребности в персонале:

1. организация сообщает о своих вакантных местах через рекламные объявления в средствах массовой информации и специальных изданиях;

2. организация ожидает претендентов после проведения рекламной компании местного характера. 7

Таким образом, сущность маркетинговой работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам:

1. установление источников покрытия потребности;

2. определение путей привлечения персонала;

3. анализ источников и путей с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала.

2.2.3 Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала.

Одним из проявлений коммуникационной функции маркетинга персонала является осуществление внутриорганизационных связей. Главной задачей этих связей становится выделение на первый план неформальных элементов отношений в организации, которые формируются в рамках формальной структуры. Тем самым у сотрудников организации складывается позитивный имидж их работодателя. Этот имидж может воздействовать на закрепление человеческих ресурсов внутри организации, а также может работать на улучшение имиджа работодателя вне организации, так как собственные сотрудники рассматриваются как носитель имиджа. В маркетинге персонала выделяются два главных направления связей: коммуникация в рамках производственного процесса; социальной потребности, независимые от производственного процесса.

Возможные мероприятия по поддержке коммуникаций в рамках выполнения производственных задач:

    формирование стиля управления, который обеспечивал бы сопричастность сотрудников с процессами принятия решений;

    полнота и объективность оценки персонала;

    действенная внутриорганизационная система приема и рассмотрения предложений сотрудников и т.п. 8

Удовлетворение социальных потребностей вне производственного процесса может обеспечиваться, например, через следующие мероприятия:

    консультирование сотрудников по персональным проблемам;

    формирование групп свободного времени;

    организация спортивных мероприятий;

    издание внутрифирменного журнала;

    организация внутрифирменных праздников и т.п.

Заключение

Маркетинг персонала становится одним из важнейших факторов выживания предприятий в условиях рыночных отношений. Порой минимальные вложения и максимальное использование "человеческих ресурсов" позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе.

Цель маркетинга персонала - владеть ситуацией на рынке труда, обеспечивая покры­тие потребности в персонале, формировать идеологию развития ко­личественно-качественных характеристик человеческих ресурсов организации. Маркетинговая деятельность может быть представлена в виде последовательно реализуемых нормативных этапов (плана, программы, проекта маркетинга персонала), где и закладывается технология реализа­ции рыночной идеологии в обучении, воспитании и развитии кадров.

Основные направления маркетинга персонала стратегически взаимосвязаны с общим ("производственным") маркетингом:

Разработка требований к персоналу;

Определение потребности в персонале;

Расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование (воспроизводство) персонала;

Выбор вариантов покрытия потребности в персонале и принятие кадровых решений.

Маркетинг персонала как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия. Развитие производства все в большей степени нуждается в планировании его кадрового обеспечения.

Эффективному использованию "человеческих ресурсов" предшествуют отбор и подбор персонала предприятия. Этому вопросу уделяется обычно наибольшее внимание в работе центров управления персоналом. Ошибка в подборе кадров влечет за собой цепь непредвиденных осложнений в работе фирмы, связанных с возможным перемещением, а иногда и увольнением сотрудника.

Специалисты по управлению "человеческими ресурсами" должны иметь комплексную систему знаний в области социологии, психологии и права. Только в этих условиях менеджер из простого статиста может перейти в разряд управленца в подлинном смысле этого слова.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 248с.

2. Белов В.И. Маркетинг: основы теории и практики.- М.: КРОНУС, 2009. – 672с.

3. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. – М.: Экономика, 1999.

4. Богданова Е.Л. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. М.: Прогресс – Академия, 2003.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Кибанов А.Я. Федорова Н.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2005.

7. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 816 с.

Маркетинга персонала на предприятииРеферат >> Государство и право

Задач фирмы. Таким образом, маркетинг персонала в организации предназначен для привлечения работника, ... Д. Управление персоналом в современных организациях / Д.Коулд. - М.: Вершина, 2004. - 324 с. Мартыненко, О. Маркетинг персонала // Маркетинг .- 2007.- N 3. - ...

Реферат

по дисциплине: Управление человеческими ресурсами

Тема: Управление маркетингом человеческих ресурсов в организации

Челябинск

2013

Введение………………………………………………………… ……………….…3

1 Управление по результатам………………………………………………… ...…6

2 Управление посредством мотивации……...……………………………..….. .…7

3 Рамочное управление…………………………… …………….…………………8

4 Партисипативное управление………… ………………………………….……11

5 Предпринимательское управление………………………………………...…. .12

Заключение…………………………………………………… …………………..13

Список использованной литературы…………………………………………….14

Введение

Осуществляемые в России радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности, а также обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики вызывают глубокий интерес отечественной науки и практики управления к мировому опыту активизации человеческого фактора для достижения эффективности и конкурентоспособности организаций.

Успехи ведущих фирм в развитых странах связаны с созданием высокоэффективных механизмов управления человеческими ресурсами на уровне организации, в основе формирования которых комплексный, стратегический подход к использованию и развитию трудового потенциала.

После экономического кризиса 1970-х г.г. на предприятиях США, Западной Европы и Японии обострилось противоречие между бюрократической системой управления и ускорением научно - технического прогресса. В этот период активизировался пересмотр основных принципов традиционного технократического управления, который в 1980-х гг. завершился формированием научной концепции управления человеческими ресурсами, которая обогатила практику менеджмента прогрессивными методами, технологиями управления людьми в сложной инновационной среде. Приоритетами стали гибкие формы использования рабочей силы, непрерывное повышение качества человеческих ресурсов, новые подходы к организации и стимулированию труда, обращение к культурно-этическим факторам производительности и качества трудовой жизни. Наиболее успешные корпорации сегодня, безотносительно к национальной и отраслевой принадлежности, имеют общие характерные черты. Они обеспечивают гарантированную занятость, перспективные системы продвижения по службе, внутреннее развитие персонала вместо глобальных кампаний найма. Они создают исключительно широкие возможности участия в хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным лицам, а как к членам общей корпоративной сети. Они развивают систему общих ценностей. Исходя из критической важности долгосрочного благосостояния корпорации, их руководители проявляют реальную преданность бизнесу вместо погони только за финансовыми результатами.

В целом тенденции управления человеческими ресурсами имеют глобальный характер и отражают поиски передовых компаний в создании высокоэффективных систем реализации творческого и производительного потенциала. Основополагающим теоретическим положением новой концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. В этом заключается не терминологическое, а принципиальное отличие концепции управления персоналом от концепции управления человеческими ресурсами.

В уходящем веке в теории и практике управления произошла смена концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества. В эволюционном пути развития управленческой мысли можно выделить этап технократического менеджмента, который характеризовался введением рациональных процедур управления кадрами, усилением внешнего контроля, введением равной системы оплаты труда. Конкретный инструментарий реализации технократического управления был предложен школой научного управления, основоположником которой является Ф. Тейлор. Тейлористская концепция полагала, что труд - это, прежде всего индивидуальная деятельность, и потому воздействие коллектива на рабочего носит деструктивный характер и делает труд рабочего менее производительным. От рабочего не требовались ни высокая квалификация, ни проявление инициативы, творчества на рабочем месте. Работники рассматривались как средство достижения организационных целей, подобно машинам, оборудованию, сырью. Поэтому на этом этапе формируется система управления кадрами, при которой вместо человека как личности рассматривается лишь его функция - труд, измеряемый через затраты рабочего времени. Кадровые службы выполняли в основном учетно-контрольные и административно- распорядительные функции.

С 1950-60 гг., когда технократический подход в управлении уступает свои позиции, на смену концепции управления кадрами приходит новая концепция управления персоналом. Внедрение новой техники и технологии потребовали кардинальной перестройки организации и управления трудом: усложняется механизм трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации; создается система непрерывного профессионального образования; развивается социальное партнерство, повышается роль организационной культуры; пересматриваются принципы занятости с акцентом на гибкие и индивидуальные формы трудовой деятельности. В этих условиях система управления персоналом охватывает широкий круг управленческих проблем: подбор и профессиональная адаптация новых работников, разработка социальных программ, вовлечение работников в управление предприятием, разработка системы стимулирования производительного и творческого труда. В данной концепции человек рассматривается не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.

Рассмотрим основные типы управления, получившие широкое распространение в фирмах развитых стран, в которых нашли отражение основополагающие принципы современной концепции управления человеческими ресурсами.

1 Управление по результатам

Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам, и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными результатами.

Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление делает основной упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.

Таким образом, управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором:

  • с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты);
  • настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением;
  • результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий.

2 Управление посредством мотивации

Эта модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, а также на возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия. Кадровая политика при такой модели ориентируется на развитие человеческих ресурсов, укрепление морально-психологического климата, на реализацию социальных программ.

В книге "Концепция менеджмента" Э. М. Коротков определяет мотивационный менеджмент как "тип управления, в котором отдается приоритет мотивации делового поведения, деятельности, отношения над администрированием и жестким контролем", то есть на создание условий заинтересованности в конечных результатах.

Мотивационный менеджмент-это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели.

Как известно, в управленческой науке разработаны различные мотивационные модели, которые нашли широкое практическое применение в преуспевающих фирмах развитых стран. Среди них наиболее традиционными являются:

  • рациональная мотивационная модель, в основе которой использование материальных стимулов, то есть посредством награждения или взысканий по результатам работы;
  • мотивационная модель самореализации, суть которой состоит в активизации внутренних мотивов человека возможности самовыражения, творчество в труде, признание заслуг, расширение самостоятельности и ответственности, перспективы карьеры и профессионального роста;
  • мотивационная модель сопричастности (соучастия) через развитие сотрудничества, партнерства, участие в управлении, собственности, делегирование полномочий.

3 Рамочное управление

Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее установленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью процесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую последовательность действий: определение задания, получение его сотрудником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя.

Рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности работников, повышает уровень организованности и коммуникаций в организации, способствует росту удовлетворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства.

Более совершенной системой управления человеческими ресурсами является управление посредством делегирования, при котором сотрудникам передаются компетенция и ответственность, самостоятельно принимать решения и осуществлять их. Управление на основе делегирования

Делегирование полномочий давно используется в менеджменте, подразумевая передачу подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руководителем, то есть это перевод задач на более низкий уровень. Управление, основанное на делегировании полномочий и ответственности, принципиально отличается от вышеизложенного. Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской моделью (основоположник-профессор Р. Хен, работавший в немецком городе Бад-Гарцбург), суть которой состоит в объединении трех действий:

  • ясная постановка задачи
  • четкое определение рамок принятия решений
  • четкое разграничение ответственности за действия и результат.

По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведение сотрудников через "руководство в единстве с сотрудниками". Разработка згой модели была продиктована убеждением в том, что традиционный авторитарный стиль управления больше не соответствует демократическому общественному устройству, в частности требованиям и способностям современного высококвалифицированного и самостоятельно думающего работника. Гарцбургская модель была призвана активизировать нереализованный потенциал сотрудников и сформировать из простых исполнителей мылящих и действующих как предприниматели. Гарцбургская модель базируется на следующих принципах:

  • производственные решения должны приниматься на тех уровнях, на которых возникает необходимость в них и, где они реализуются;
  • производственные решения должны приниматься не отдельными высшими или средними в должностной иерархии руководителями, многими сотрудниками;
  • вместо отдельных поручений каждому сотруднику следует предоставлять четко очерченное поле деятельности, в рамках которого он может самостоятельно принимать решения,
  • ответственность не должна концентрироваться только у высшего руководства, ее часто должна делегироваться в подразделения, работникам, которые занимаются данными проблемами;
  • распределение задач должно следовать не сверху вниз, а снизу вверх по принципу передачи на высший уровень только тех решений, которые не могут компетентно приниматься на нижнем уровне;
  • принципы взаимоотношений руководителей и сотрудников должны быть четко определены и оформлены в специальном документе по руководству предприятием. Следование этим принципам обязательно для всех.

Главным достоинством гарцбургской модели управления человеческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эффективность функционирования организации нее конкурентные преимущества.

4 Партисипативное управление

Эта модель базируется на предпосылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен в управление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно 6. Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок:

Краткое описание

Осуществляемые в России радикальные экономические преобразования, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности, а также обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики вызывают глубокий интерес отечественной науки и практики управления к мировому опыту активизации человеческого фактора для достижения эффективности и конкурентоспособности организаций.
Успехи ведущих фирм в развитых странах связаны с созданием высокоэффективных механизмов управления человеческими ресурсами на уровне организации, в основе формирования которых комплексный, стратегический подход к использованию и развитию трудового потенциала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1 Управление по результатам…………………………………………………...…6
2 Управление посредством мотивации……...……………………………..…...…7
3 Рамочное управление………………………………………….…………………8
4 Партисипативное управление…………………………………………….……11
5 Предпринимательское управление………………………………………...…..12
Заключение………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………………….14