Духовное искание пьера. Духовные искания Пьера Безухова (по роману Л.Н

Занятия № 16-17

Духовные искания Пьера Безухова

Цели:

    воспитательная:

    воспитание чувства уважения к людям с богатым внутренним миром и нетерпимого отношения к людям безнравственным, духовно нищим;

    воспитание патриотического отношения к истории своего народа;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по образу Пьера Безухова;

    осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа ;

    раскрытие психологического процесса становления человеческой личности и её совершенствования;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

    Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

Этим сравнением Толстой подчёркивает многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни.

    Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?

Ни всё семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди, безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.

    А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование - единственный путь к справедливости, правде”.

    Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках ”простоты, добра и правды”. На предыдущем уроке мы с сопереживанием следили за судьбой Андрея Болконского. Четыре взлета испытал в своей жизни А.Болконский в поисках правды и смысла жизни. Открылась вдруг Андрею истина: нужно "жертвовать собою ради любви", а не мечтать о ней; не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве.

Его друг и близкий по душе человек Пьер Безухов всегда искал ответа на вопрос: в чем смысл жизни человека? Каково его предназначение на земле? Как же нужно жить, чтобы «быть вполне хорошим?» Пьер на наших глазах проделает огромную духовную работу, пройдет через соблазны, страдания, лишения, пока не найдет своей путеводной звезды.

Давайте и мы погрузимся в сложный мир душевных переживаний Пьера, совершим путешествие по жизненному пути героя.

    Анализ образа Пьера Безухова.

    Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Нарисуйте устный портрет нашего героя.

В начале романа перед нами предстает «толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке», «с умным, робким и наблюдательным взглядом». Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

    Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?

Анна Павловна приветствовала его «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне». Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера.

    На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?

Дружба героев строится на общности интересов. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной, неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

    Как относится Пьер к войне?

«Теперь война против Наполеона. Ежели б это война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо».

    Почему Пьер женился на Элен?

С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.

    Расскажите о дуэли Пьера с Долоховым.

Он впервые стрелял в человека. Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. После дуэли Пьер испытывает духовный кризис. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.

    Что привело Пьера в масонство?

Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.

    Почему Пьер разочаровался в масонстве?

Убеждается, что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.

    Слово преподавателя.

Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством. Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах.

    Слово преподавателя.

1812 год п робуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Он ощущает счастье от единства с людьми в общей беде, от ожидания времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

    Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

    Просмотр эпизода из фильма «Война и мир» в постановке С. Бондарчука. Бородинское сражение.

Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.

    Почему Пьер остался в Москве?

«Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Это уже не прежний Пьер, способный на необдуманные поступки. А каким он стал? Главное, он ушел от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.

Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами.

    Беседа по вопросам.

    Какой увидел Пьер Москву, когда его вели на допрос к Даву?

«...Вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри, с печами и трубами, и изредка обгорелые стены каменных домов... Русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал другой, но твердый французский порядок».

    Как вел себя Пьер на допросе у Даву?

Даву подействовал на Пьера так, как всегда действовали на него более волевые, чем он, люди (масон Баздеев, князь Андрей). Пьер сказал все, чего говорить не хотел. Но благодаря этому он сразу перестал быть в глазах Даву преступником. Детская непосредственность Пьера подействовала даже на известного своей жестокостью маршала. «В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья». Люди - братья. Но они и винтики в механизме государственности. В этом механизме каждый человек, как колесико или винтик, исполняет свою, часто бессмысленную и жестокую функцию. Пьер понял, что люди - орудие какой-то системы.

    Чтение эпизода «Расстрел русских пленных».

    Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом?

«Они торопились, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело».

    Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя?

«Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке»; «...Пятый казался спокоен. Он запахивал кафтан и почесывал одною босою ногою другую»; они «смотрели вокруг себя, как смотрит побитый зверь на подходящего охотника». Братская связь между людьми разорвана. Одни люди превратились в «побитых зверей», а другие - в охотников.

    Как же чувствуют себя эти «охотники»?

Пьер «на всех лицах... французских солдат, офицеров, всех без исключения... читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце»; «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть...» И казнившие, и казнимые одинаково, причем «все без исключения», чувствовали, что совершается преступление. «С той минуты как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора». Вся сцена расстрела страшнее даже, чем сцены Бородинского сражения: «Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело».

    С кем в плену встречается Пьер?

С Платоном Каратаевым.

    Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?

Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы. Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья. Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.

«Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, Платоном Каратаевым.

Наташа о Пьере скажет: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий: точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани".

    Что новое зародилось в душе Пьера после плена?

Вера в Бога. "Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни... он много попростел".

    Пьер и Наташа .

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.

    Просмотр эпизода «Встреча Наташи и Пьера после плена».

Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.

Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

    Какова же дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге?

Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста.

    Вывод.

Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- «Мысль семейная» в романе.

2. Сообщение. Ростовы - родители.

3. Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Именины Наташи».

4. Сообщение. Николай Андреевич Болконский.

5. Сообщение. Семья Курагиных.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Вариант 1 (План)

I. Происхождение. Детство и юность.

II. Портрет. Его значение для понимания характера героя.

III. Искания Пьера, его заблуждения и разочарования. Своеобразие его натуры.

1. Свободомыслие, независимость суждений Пьера; противоречие его взглядов взглядам представителей света:

а) душевное богатство Пьера, его эмоциональность (добродушие, сердечность, естественность, искренность, простота, щедрость),

б) рассеянность, склонность к "мечтательному философствованию".

2. Жизненные ошибки Пьера в молодости (кутежи, женитьба на Элен):

а) безволие,

б) неудовлетворенность собой, стремление к нравственному равновесию. Внутренний монолог как средство реалистического изображения чувств героя.

3. Увлечение масонством, попытки реорганизовать деятельность масонского ордена. Антикрепостнические преобразования в имениях:

а) стремление к полезной для народа деятельности;

б) непрактичность.

4. Разочарование, моральный кризис. Отзывы действующих лиц как средство характеристики героя.

5. Деятельность Пьера во время нашествия Наполеона на Россию. Сближение с простым народом; сила воли, спокойствие, уверенность в самом себе.

6. Организация тайного общества — итог деятельности Пьера как представителя передового дворянства.

Вариант 2 (Тезисный план с цитатами)

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

I. Мсье Пьер - незаконнорожденный сын графа Безухова.

1) Пьер в салоне Анны Павловны Шерер (наивен, робок, естественен; он не “вписывается” в светский салон и вызывает у хозяйки “беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту”, но Пьеру здесь интересно!).

2) Дружба с князем Болконским.

3) В компании Долохова и Курагина (дань увлечению чувственными наслаждениями, борьба с самим собой, недовольство собой).

4) Высылка в Петербург “за буйство”.

II. Богач и граф Пьер Безухов.

1) Изменившееся отношение к Пьеру родственников и знакомых. Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера: “Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!”).

2) Женитьба на Элен Курагиной - первое искушение, которое не выдержал Пьер; он изменил самому себе и горько за это расплатится.

3) Ссора Безухова с Долоховым. Дуэль. Разрыв с женой, отъезд в Петербург.(Пьер обвиняет в своих несчастьях не других, а себя, мучительно ищет свою вину: “Но в чем же я виноват?). Тяжелый душевный кризис: “… в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”

III. В ложе масонов.

1) Встреча на станции в Торжке с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Он открыл Пьеру идею внутреннего очищения и самоусовершенствования: “Очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость”. Пьер почувствовал себя новым человеком. “В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели”.

2) Первые сомнения в масонах во время обряда посвящения в масоны (остро чувствует неестественность).

3) Активный член ложи масонов (стремиться встать на путь обновления и деятельно-добродетельной жизни…, противоборствовать злу).

4) Попытки Пьера улучшить жизнь своих крепостных в киевских имениях, но “Пьер не знал, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла… придел уже строился богачами-мужиками села, а что девять десятых этого села были в величайшем разорении…” (наивно верит в то, что “можно сделать так много добра”, прикладывая так мало усилий).

5) Разочарование в русском масонстве, поездка за границу с целью знакомства с деятельностью масонов там (причины разочарования Пьера: видит в ложе масонов ту же ложь и то же лицемерие, что и в свете; корысть и личная выгода правят и здесь, “желание делать добро” остается только на словах.

6) Неудачная попытка Пьера придать новый характер работе русской ложи после возвращения из-за границы; выход Пьера из ложи масонов.

IV. Умный чудак, отставной камергер Пьер в блестящем светском салоне своей жены Элен Курагиной.

1) Примирение с женой; поиски забвения и успокоения.

2) Любовь к Наташе Ростовой, которая сильнее гордости и самолюбия. Отъезд в Москву.

3) Окончательный разрыв со всеми Курагиными.

V. Война 1812 года в судьбе Пьера Безухова.

1) Дворянский патриотизм москвичей и настроение Пьера, растворившегося в массовом патриотизме. Пьер чувствовал в себе силы, способные принести пользу России.

2) Отъезд Пьера к войскам под Бородино. На батарее Раевского Пьер понял весь смысл и значение Бородинской битвы; восхищен мужеством простых солдат, прочувствовал “скрытую теплоту патриотизма”, понял, что война - это безумие, противоестественное состояние для человека.

3) На постоялом дворе в Можайске. Мысль о возможности человеческих отношений между ним и солдатами. “Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

4) Пьер в Москве после Бородинского сражения. Возвращается к решению убить Наполеона, “с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”.

5) В доме Баздеева. Порыв откровенности в разговоре с французским офицером Рамбалем.

6) На улицах горящей Москвы. Спасение девочки; защита женщины-армянки, с которой срывают ожерелье. Здесь Пьер “почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей”. Заключение Пьера под стражу.

7) Пьер в плену:

а) допрос у маршала Даву (Пьер понял, что “человек - это щепка, попавшая в колесо неизвестной ему, но правильно действующей машины”

б) расстрел пятерых пленных на глазах Пьера (потрясение привело к тяжелому кризису: почувствовал, что разрушилась его вера в благоустройство мира;

в) 4 недели в бараке для военнопленных: никогда еще Пьер не был так несвободен;

г) встреча с Платоном Каратаевым ; Пьера привлекает в нем доброта, умение переносить жизненные трудности, естественность, правдивость, простота, но Платон смирился с окружающим злом - и зло убило его;

д) открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

е) освобождение Пьера из плена партизанами.

VI. Новая духовная жизнь Пьера после плена.

1) “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере); но после нравственного подъема Пьер пережил и почувствовал духовную опустошенность, почувствовал, что не может понять радостей и горестей других людей.

2) Внутренняя работа, совершенная в плену, принесла новое ощущение: “улыбка радости жизни”, которую Пьер оценил теперь; “в глазах его светилось участие к людям…”, он “испытывал чувство радости, свободы, жизни”.

3) Любовь и женитьба на Наташе Ростовой. Для Пьера “весь мир, весь смысл жизни заключался в любви”

4) Член тайного общества. “… возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро…”.

Вариант 3

Путь нравственных исканий Пьера Безухова

Побочный сын знаменитого екатерининского вельможи, Пьер Безухов с первых страниц романа привлекает внимание читателей. Детство и юность (с 9 до 20 лет) он провел за границей. Затем возвратился в Россию и жил в Петербурге, выбирая карьеру. Он вращается в кругу светских людей, но резко выделяется среди них.

Это был «толстый молодой человек со стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» (т.I, ч.I, гл. II). Пьер был «неуклюж», выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками» (т.I, ч.I, гл.V).

В нем покоряет выражение «добродушия, простоты и скромности», искренности и отсутствие позы. Его добродушная широкая улыбка как бы говорила: «видите, какой я добрый и славный малый. В нем есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

От всех в гостиной Шерер Пьера отличал «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный» взгляд. Он не умеет войти в салон и выйти из него, допускает ряд неучтивостей с точки зрения светского этикета: не слушает тетушку, задерживает хозяйку, когда ей нужно пойти к другому гостю, держит в руах чужую шляпу по своей рассеянности. Но не это самое главное.

Он не разделяет взглядов гостей салона Шерер. Для Пьера характерны свободомыслие и независимость суждений., его взгляды резко противоположны взглядам представителей света. Человек неподкупной честности, он смело высказывает восхищение французской революцией и в конной гвардии он не хочет служить потому, что не желает воевать против Франции «Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу» (т.I, ч.I, гл.V)- говорит он.

Безвольный, рассеянный, непрактичный, склонный к «мечтательному философствованию», он не может сделать правильный выбор и часто легко поддается соблазнам великосветской жизни, совершая тяжелые жизненные ошибки. Он кутит с золотой молодежью, несмотря на свое обещание князю Андрею не посещать более Анатоля Курагина и не принимать участие в его кутежах.

Доверчивый и простодушный, Пьер не знает жизни и не умеет применять свои силы. Он становится жертвой хитрых, жадных и льстивых людей. Его добротой и незнанием жизни пользуются и князь Василий, и управляющий, и многие светские люди, лесть которых он принимает за искреннее выражение любви и восхищения.

Пьер женится на Элен Курагиной. Этот брак вызвал глубокий нравственный кризис. Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его — безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время поединка, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… — твердил он, морщась». Глупо и ложь — это опять относится только к нему самому. В светском кругу Пьер чувствует себя несчастным и одиноким. Замкнувшись в себе, он много рассуждает на отвлеченные философские темы о добре и зле, о сущности и цели жизни, но не находит ответа на мучившие его вопросы.

Эти мучительные раздумья Пьера, тайные движения души и мысли, которые герой не может высказать вслух, Толстой раскрывает средствами внутреннего монолога: «Что дурно? Что хорошо? Что нужно любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (т.II, ч.II, гл.I).

Пытаясь найти выход из этих противоречий, Пьер оказался под влиянием масонства. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, масон Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. Пьера привлекает не мистическая, а нравственная сторона масонства, возможность «исправлять род человеческий» и «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». В «наслаждении делать добро» искал он удовлетворения.

Эти настроения писатель раскрывает в эпизодах антикрепостнических преобразований в деревне. Толстой показывает отвлеченный гуманизм, незнание жизни и оторванность Пьра от народа. Пьеру не удалось облегчить жизнь крестьян.

Щедрый и бескорыстный Пьер занялся благотворительной деятельностью и задумал широкий план антикрепостнических преобразований в имениях. Он решил освободить крестьян в южных имениях от крепостной зависимости, освободить женщин с детьми от работы, организовать медицинскую помощь крестьянам, отменить телесные наказания и учредить в каждом селении больницы, приюты и школы.

Но его добрые начинания не осуществились. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки. А Пьру он устраивает спектакль восторженного приема со стороны крестьян. проезжая по имениям Пьер видел повсюду здания школ, больниц и приютов. Его встречали женщины с грудными детьми на руках, благодарившие за избавление от тяжелых работ, и дети, которых священники обучали грамоте, ему подносили хлеб-соль. Но он не знал, что здания стояли пустыми, и крестьяне продолжали давать деньгами и работой все то, что они давали раньше, и вследствие этого участь их стала еще тяжелее: «женщины-ребятницы» выполняли непосильную работу, детей за деньги выкупали у священников, потому что нужно было работать, крестьяне находились в величайшем разорении, постройка зданий только увеличивала барщину, уменьшенную лишь на бумаге.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни». Презирая и ненавидя свою жизнь, он живет в Москве как «богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и побранить слегка правительство…» (т.II, ч.V, гл.I).

Из этого жизненного тупика Пьера выводят любовь к Наташе и грозные события венной войны 1812 года. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями». после расстрела пяти пленных, а Пьер стоял по счету шестым, в душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем… уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству.

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, …ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».

В плену Пьер научился находить радость и счастье в жизни, несмотря на превратности судьбы. «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой . Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни. В Каратаеве Пьера восхищала независимость его нравственного состояния от внешних условий жизни, умение сохранять радостное восприятие жизни, любовь к миру, спокойствие духа, несмотря ни на какие удары судьбы. Открытие, которое Пьер вынес из плена: человек может стать сильнее окружающей жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был унижен и оскорблен внешними обстоятельствами (“Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого? Меня? Меня - мою бессмертную душу!”);

По мнению Толстого, влияние Каратаева на Пьера было настолько велико, что Каратаев «остался навсегда в душе Пьера самым дорогим и сильным воспоминанием», «олицетворением духа простоты и правды» (т.IV, ч. I, гл.XIII).

Освобожденный из плена, он сохранил в своем нравственном облике те черты, которые приобрел под влиянием близости к народу и лишений жизни. Он стал более внимательным к людям, терпимо относился к мыслям и чувствам других людей. “Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани; - морально из бани” (Наташа о Пьере).

Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, знав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Необходимо объединение честных людей. И путь исканий начинается снова:

Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять на-чинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная под-лость» — эти слова Л.Н. Толстого объясняют и мировосприятие, и судьбу, и жизненные принципы его любимых героев.

Роман "Война и мир" создается Толстым в 1860-е годы, а окончательная редакция появляется в 1870-е годы, когда в русском обществе идут споры о дальнейших путях развития России.

Эпическую основу произведения составляет ощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. По Толстому, жизнь конкретна в национальном и социально-историческом содержании, она представлена в многообразии своих форм и противоречий.

Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека.

Образ Пьера представлен в произведении в процессе постоянного развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, а также малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, но абсолютную истину, смысл жизни в целом. Поиски этой правды - поиски всей судьбою.

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. "Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе". В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с "мечтательным философствованием", а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Элен Курагина - неотъемлемая часть мира, где роль личности определяется ее общественным положением, материальным благосостоянием, а не высотой моральных качеств. Пьер не успел узнать это общество, где "нет ничего правдивого, простого и естественного. Все пропитано насквозь ложью, фальшью, бездушием и лицемерием". Не успел он понять и сути Элен.

С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. "Предаваясь разврату и лени", Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: "Глупо... глупо! Смерть... ложь..." Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое..." Здесь Пьер встречает масона Еаздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло. В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев в свои южные имения, пытаясь осчастливить крестьян, насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы.

Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от "масонского" периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис. Пьер вступает в тот этап развития, когда прежнее мировоззрение утрачено, а новое еще не сложилось.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были ОНИ. "ОНИ в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону". Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника-масона и благодаря его проповеди познает новую истину: "Не соединять все это, а сопрягать надо". Во сне благодетель говорит: "Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают". Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь "в состоянии раздражения, близком к помешательству". Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. "Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья", другое же было "то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному... ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира".

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта.ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает "то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде". Здесь он узнал "не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей". Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: "Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его". И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.

Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком.

К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения

декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года.

Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером-декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.

Толстой думал над написанием произведения о декабристах. Поэтому эта тема находит отражение и в «Войне и мире». Толстой хотел проследить каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической среды в эпоху войн 1805-1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и полному разрыву с ней. Задачу раскрытия облика такого человека Толстой решает образами Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но только Пьеру автор позволяет остаться в живых после войны. Болконский в романе погибает.
Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа. Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх. Несмотря на то что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени. Это неудивительно, Пьер - незаконнорожденный сын старого графа Безухова. В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой. Забегая наперед, скажу, что Пьер в будущим станет законным наследником старого графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу изменится. Он станет желанным гостем всех салонов и домов. А пока вернемся в салон Анны Шерер. Пьер здесь отличается не только своим внешним видом. Он нарушает заведенный порядок. В соответствии с правилами гости должны подойти к старой тетушке и поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а потому, что так принято. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы. Пьер же нарушает слаженный ритм «разговорной машины», разразившись сумбурной речью в ответ на приветственные слова чопорной тетушки. Он пытается отстоять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским. Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя самую что ни на есть разгульную жизнь в кругу печально прославленной в этом отношении столичной аристократической молодежи. Борьба духовного с чувственным - одна из составляющих процесса внутреннего развития Пьера. Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во взглядах на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались почти нормой жизни. Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, «вельможу в случае», который нажил свое богатство и титул, прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами.
Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красота - это красота статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер понимает это, но теряет голову. Большую роль в заключении брака сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть заранее для него написанную роль. Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними противоречиями. Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу. Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству. Поначалу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масонов, но прежде всего он ищет ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...» На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею помощи ближнему в практической жизни. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой». Вот как описывает Толстой то, что получилось из нововведений Пьера: «...он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц - женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге... И потому Пьер был восхищен своим путешествием по имениям и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга». Вскоре Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в организации лишь выгодных знакомств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность, поиски своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни войны 1812 года. Пьер не военный, но он не может стоять в стороне, когда родине угрожает опасность. Он продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя народов». Пьер хочет убить Наполеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми москвичами. Здесь раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию, патриотизм. Он защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.
Пройдя через огонь, кровь, слезы, прикоснувшись к людскому горю, увидев войну такой, какая она есть на самом деле, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних умозаключений. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Богатый граф, который вместе со всеми ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги, он научился ценить и понимать жизнь. В плену Пьер знакомится с солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учителем. У Каратаева Пьер воспринял способность подчиняться естественному ходу событий и почерпнул те народные истины, которым потом следовал. Толстой описывает, как после возвращения из плена Пьер встречается с солдатами, которые расположились на привал. Он пьет с ними чай, а после думает, что прежде он заплатил бы солдатам за угощение, теперь же этого не сделает. Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы быть понятым народом. Для этого необходимо бороться вместе с ним за общие интересы.
Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной.
В столице умирает его жена, и он женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер - видный общественный деятель, отец семейства. Они с Наташей любят друг друга и счастливы вместе. Однажды, когда они остались вдвоем, Наташа сказала: «Ты знаешь, о чем я думаю? - о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Период становлений и исканий Пьера закончился. Наступило время истинной духовной зрелости.

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника - масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.