Что показывает плотность вещества. Плотность вещества: формула, расчет Где применяется плотность в жизни

Цель урока:

  • закрепить знания учащихся о плотности
  • показать как определять массу и объем тела по его плотности
  • решать расчетные задачи

Структура урока:

  1. Орг. момент
  2. Повторение материала
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление материала
  5. Домашнее задание

Ход урока
  1. Орг. момент
  2. Повторение материала

На уроке используется презентация (Приложение 1)

  • все ли тела одинакового объёма, иметь одинаковую массу? (слайд 2)
  • почему?
  • Все ли тела одинаковой массы имеют одинаковый объём? (слайд 2)
  • почему?
  • отчего это зависит?
  • Что называется плотностью вещества? (слайд 3)
  • плотностью называется физическая величина равная отношению массы тела к его объёму.
  • запишите формулу плотности. (слайд 4)
  • получите наименование плотности в СИ (слайд 4)

Сегодня на уроке мы будем рассчитывать массу и объем тел по плотности, запишите тему урока в тетрадь.

Тема урока: определение массы и объема тела по плотности вещества. (слайд 8)

Запишите формулу расчета плотности в тетрадь

чему будет равна масса тела, если знаем плотность тела и его объём?, кто запишет?

– для вычисления массы по его плотности и объёму, нужно плотность умножить на его объём. (слайд 9)

№1- задачу каждый решает сам

Проверяем:
Задача
Ответ: m=2825г. (слайд 12)

Внимание! Чему будет равен объём тела, если знаем массу и плотность вещества?

; - для вычисления объёма тела по его плотности надо массу тела разделить на его плотность (слайд 13)

Задача решается на доске и остается в качестве образца решения.

№ 2- задачу каждый решает сам

1. Стальная деталь машины имеет массу 7890 г. Определите её объём, если плотность стали 7,8 .(Приложение 3)

Проверяем:
Задача
Ответ: V=1023,077см 3 (слайд 16)

  • Домашнее задание §22 упр. № 8 (слайд 17)
  • Откройте задание 3 (слайд 18)

№ 3 - задачи каждый решает сам

Бланк отчета задания № 3 (слайд 19) – обратите внимание на то, что обязательно нужно заполнить сроку с фамилией

Фамилия имя уч-ся_____________________________________________

заполнить рассчитанную физическую величину с её единицами измерения в соответствующих ячейках (слайд19)

V m Сколько ведер воды потребуется налить в аквариум?
Задача № 1
Задача № 2
Задача № 3
Задача № 4
Задача № 5
Задача № 6

Дата заполнения______________________________________

  • У каждого на парте есть такой бланк, вы заполняете соответствующие ячейки, в которых пишите только числовые значения.
  • Закрыть Excel. Сохранить изменение в документе. (слайд 21)

Урок окончен спасибо! (слайд 22)

Используемая литература:

  1. Учебник физика 7, автор – А.В.Перышкин – Москва – “Прсвещение”
  2. Методические материалы 7,- Л.А.Кирик – Москва – “ИЛЕКСА”
  3. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы 7,- Л.А.Кирик – Москва – “ИЛЕКСА”
  4. Сборник задач по физике- В.И.Лукашик - Москва – “Прсвещение”

Министерство образования Российской Федерации

ГБОУ «ВСОШ г. ТВЕРИ»

Физика 7класс

« Плотность вещества»

Урок разработан:

Учитель физики: Арефьев А.С.

Октябрь 2013

Используемые технологии : урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.

Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

    Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

    Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.

Воспитательные:

    Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

    Развивать умение выражать свои мысли в слух.

Развивающие :

    Продолжить формировать умение анализировать увиденное;

    Развивать способности выдвигать гипотезы;

    Вырабатывать умение работать с табличным материалом;

    Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

    Формировать умение решать качественные задачи.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint ; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.

План урока:

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала.

    Изучение нового материала.

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание, подведение итогов.

Ход урока:

    Приветствие учащихся и отмечание отсутствующих в журнале. (2 мин)

    К доске вызываются трое учащихся для решения экспериментальных задач, результаты которых будут нужны при изучении нового материала.

Оборудование: весы, гири, тела различной массы.

Задание 1: Определите массы двух деревянных цилиндров разного размера с точностью до 1г.

Задание 2: Определите массы деревянного и алюминиевого бруска одинакового объема с точностью до 1 г.

Задание 3: Определите массы двух тел из различных веществ (тела равной массы) с точностью до 1 г.

Результаты записываются на доске.

Одновременно класс отвечает на вопросы теста с целью повторения пройденного материала и проверки знаний. (5 мин)(Приложение 1) Затем учащиеся меняются с соседом по парте работами и проверяют работу (пишут на листочке другим цветом работу проверил… и ставят оценку). Разбаловка показана на экране.(3 мин). Если группа учащихся еще не закончила измерение масс, то тест можно проверить уже вместе с учащимися.

    Изучение нового материала начинается с постановки проблемы. (26 мин.)

Какими способами можно экспериментально определить массу тела? Можно ли рассчитать массу тела теоретически?

Предлагается задача: как определить массу кирпича лежащего на столе с помощью линейки? (ребята дать ответ, возможно, не смогут, тогда подводится итог, что мы сегодня на уроке это обязательно сделаем).

Теперь мы можем посмотреть на работу экспертной группы: m 1 m 2

    Как узнать, у какого из двух деревянных цилиндров масса больше?

m 1 < m 2

    Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (деревянный и алюминиевый)

1 2 V 1 = V 2 m 2 > m 1

    Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества.

V 2 >V 1 ; m 1 = m 2

m 1 m 2

Тела одинаковой массы стальное тело и кусок хлеба массой 125г. (Можно внести информацию о битве под Москвой, о том что с 20.11. по 25.12.1941г. на неработающего человека давали 125г хлеба,а на работающего - 250г.; слайд №5)

Анализируя задания выполненные экспертами, ребята делают вывод.

Масса тела зависит от объема тела и вещества.

Как же зависит от вещества масса и объем тела? Чтобы дать ответ на этот вопрос введем новое для нас понятие – плотность.

Дается обозначение плотности и выстраивается математическая зависимость плотности, объема и массы. m - масса V - объем, ρ - плотность


Единица измерения плотности в СИ: 1 кг/ м 3 , 1 г/см 3.

Давайте переведем единицы из г/см 3 в кг/м 3 .

1 г/см 3 = 0,001кг/ 0,000001м 3 = 10 -3 кг/10 -6 м 3 = 10 3 кг/м 3

Плотности многих веществ известны. Открываем стр. 50 учебника. Рассмотрим таблицы плотностей для трех состояний вещества, выясним, что же значат эти цифры в таблице?

Начнем с золота: плотность золота показывает, что золото объемом 1м 3 имеет массу 19300 кг.

Несколько значений на выбор комментируют учащие

Как плотность связана с внутренним строением вещества?

Давайте вспомним 3 положения МКТ. (ребята называю 3 положения)

Самый удобный способ разобраться с понятием плотности это рассмотреть три состояния вещества.

m =Vρ

а= V =abc

b = m =ρ·abc

ρ =1800 кг/м 3 Ответ: m =

    Закрепление изученного материала. (7 мин.)

Ребята отвечают на вопросы для закрепления пройденного материала:

    С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?

    Как можно определить плотность вещества?

    Зависит ли плотность от массы и объема тела?

    Зачем нужно знать плотность вещества?

    Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?

Если останется время можно решить несколько качественных задач. Например:

    Какая из трех ложек одинаковой массы – стальная, алюминиевая или серебряная – имеют больший объем?

    Уменьшается или увеличивается плотность твердых тел при нагревании?

    Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро с морской водой?

5. Ребятам, хорошо отвечающим на уроке, объявляются оценки, на экране высвечивается домашнее задание.(2 мин)

Цель урока: изучить новую физическую величину “плотность вещества”.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Анализ текста учебника, выявление доминирующих элементов знаний, письменные ответы на вопросы.
  4. Проверка усвоения ДЭЗ в порядке их логического следования.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Как сравнивают массы покоящихся до взаимодействия тел по приобретенным скоростям?

Что принято за единицу массы?

Как определяют массу тела?

3. Самостоятельное изучение материала с применением ДЭЗ.

Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника, дают письменные ответы на вопросы в своих тетрадях.

Вопросы к ДЭЗ

Источник знаний

1. Что можно сказать о массах тел, изготовленных из разных веществ при равном объеме? А.В. Перышкин, Н.А.Родина. Учебник физики для 7-го класса. с. 48 Тела, имеющие равные объемы и изготовленные из разных веществ, имеют одинаковые массы.
2. Чем объясняется, что тела, изготовленные из разных веществ, при равном объеме имеют разные массы? с. 48 Объясняется тем, что разные тела имеют разную плотность.
3. Формула плотности. с. 49
4. Что называется плотностью вещества? с. 49 Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
5. Каков физический смысл плотности вещества? с. 49 Плотность показывает, какая масса содержится в единице объема.
6. Что принято за единицу плотности? с. 49 За единицу плотности принята такая плотность, при которой в единице объема содержится единица массы вещества.
7. Что принято за единицу плотности в СИ? с. 49 За единицу плотности в СИ принята такая плотность, когда в одном кубическом метре вещества содержится один килограмм массы.
8. Получите наименование единицы плотности. с. 49
9. Получите обозначение единицы плотности.
10. Выведите из формулы плотности вещества формулу для вычисления массы тела. с. 52
11. Выведите из формулы плотности вещества формулу для вычисления объема тела. с. 53
12. Для чего нужно знать плотность вещества? с. 52 Плотность вещества нужно знать для различных практических целей. Инженер, создавая машину, заранее по плотности и объему материала может рассчитать массу деталей будущей машины. Строитель может определить, какова будет масса строящегося здания и т. д.

4. Проверка усвоения ДЭЗ в порядке их логического следования.

Учитель вызывает ученика к доске, берет его тетрадь с вопросами, проверяет наличие ответов, по порядку задает вопросы из тетради.

5. Подведение итогов урока.

Учитель задает несколько наиболее важных вопросов из тетради ДЭЗ по теме.

Тема:

Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела

Цель: научить определять плотность вещества

Класс находится на втором этапе развития УУД

Способ деятельности: наблюдение эксперимент

Деятельность ученика

На уроке (25 минут)

Самостоятельно проводят эксперимент, делают расчеты и пользуясь таблицей плотности определяют вещества. Обсуждают и делают выводы: Экспериментальным путем определили плотность металического цилиндра и выяснили, что он изготовлен из алюминия. Камень –кварц. Результаты измерений показали, что брусок выполнен из сосны.

Подтверждает гипотезу.

20 минут Дома

Выдается моток провода.

Деятельность учителя

Готовит заранее лист наблюдения в котором указывает цель: научить определять плотность вещества,

Проводит групповые и индивидуальные консультации

Брусок имеет форму параллелепипеда и не помещается в отливной стакан как можно найти объем?

Проводит Online консультацию, если кто-то не успел доделать

(10 минут) Наводящими вопросами вспоминаем материал лабораторной работы.

Помогает спланировать план работы.

Наблюдает за выполнением работы и помогает наводящими вопросами.

Какое дополнительное оборудование вам понадобится, в случае, когда камень не входит в мензурку?

(10 минут) С помощью наводящих вопросов проводит рефлексию

Плана урока в 7 классе

Лабораторная работа «Определение плотности твердого тела»

Актуализация знаний по теме (задача: представьте себе, что вы, гуляя, нашли красивый камешек и хотите узнать, что это за минерал, а спросить не у кого. Как вам надо поступить?)

Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.

Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы. Значит, мы должны научиться определять экспериментальным путем плотность тела.

Цель:
научить определять плотность вещества,

Гипотеза : каждое вещество обладает своей плотностью, соответствующей справочным данным.

Используется:

Весы с разновесами, измерительный цилиндр (мензурка), твердые тела, плотность которых надо определить, нитка, отливной сосуд и стакан, таблица плотности стр.63 учебника таблица №3, линейка.

План работы:

  1. После того как дети познакомились с условиями задачи, учитель предлагает им ответить на вопрос.

Ответ: надо узнать плотность камня и по таблице плотностей определить название минерала.

Вопрос:

Запишите формулу, которая позволяет определить плотность тела.

Ответ:

Вопрос:

Какие физические величины необходимо измерить для того, чтобы определить плотность?

Ответ:

Массу и объем.

Вопрос:

Какие измерительные приборы необходимы для этого?

Ответ:

Весы и мензурка.

Вопрос:

В какой последовательности необходимо провести измерения?

Ответ:

Неважно

Вопрос:

Как оформить результат

Ответ:

В таблице.

Учитель:

Шапку таблицы составьте сами.

Вопрос:

В каких единицах измеряется плотность?

В каких единицах вы измерили плотность? Как перевести в Си ваши измерения?

Учитель:

Мы составили план выполнения работы по определению плотности вещества твердого тела. Оформите лабораторную работу в рабочих листах.

План:

  1. Определите вещество, из которого сделан металлический цилиндр. и спользуя формулу для расчета плотности, вычислите плотность твердого тела.
  2. Полученное на основе опыта значение плотности тела сравните с табличным значением плотности и запишите в таблицу название вещества, из которого изготовлено тело.

5. Определите название минерала данного вам камня. (Примечание: камень подбирается таким образом, чтобы он не помещался в мензурку)

Вопрос:

Какое дополнительное оборудование вам понадобится?

Ответ:

Отливной сосуд и стакан.

Выполните необходимые измерения, заполните таблицу.

6. Выполните необходимые измерения, определите плотность деревянного бруска. (Брусок имеет форму параллелепипеда и не помещается в отливной стакан).

Вопрос:

Какие затруднения вы испытываете? Подумайте, знания, по какому предмету могут вас выручить в данном случае.

Ответ:

Объем бруска можно определить с помощью математической формулы V=abc .

7. Измерения и расчеты занесите в таблицу, выполните перевод из г/см3 в кг/м3.

Рабочий лист ученика

Рабочий лист заполняется по ходу лабораторной работы .

Цель: научить определять плотность вещества,
с помощью учителя составить план решения поставленной задачи,
развить логическое мышление и умения применять полученные знания на практике.

Гипотеза
Плотность тела можно определить экспериментальным путем

Исследуемое тело или жидкость

Масса

m, г

Объем

V, см3

Плотность ρ

Вещество

г/см3

кг/м3

металлический цилиндр

камень

Брусок

Плотность минералов

8. Сформулируйте общий вывод по результатам трех экспериментальных опытов.

Вывод: Экспериментальным путем определили плотность металического цилиндра и выяснили, что он изготовлен из алюминия. Камень –кварц. Результаты измерений показали, что брусок выполнен из сосны.

Делает вывод о верности гипотезы.

8. Рефлексия .

  • вспомнить этапы деятельности на уроках,
  • назовите алгоритм применения методов наблюдение, эксперимент,
  • какие есть ограничения и/или особенности применения этих методов?
  • насколько точно вы смогли определить плотность тел?

9. Домашняя работа (выдается моток провода)
Определить массу мотка медного провода используя только линейку.


Тема урока: Плотность вещества

Тип урока: Изучение нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, практический.

Цели урока:

познакомиться с физической величиной - плотность, выяснить физический смысл плотности (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

Задачи урока:

Сформировать представление о плотности вещества как о величине, численно равной отношению единицы массы к единице объёма,

формирование ключевых компетенций учащихся: анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы,

развивать интерес к физике как к науке о природе, рассмотреть применение плотности в жизни человека.

Оборудование: демонстрационные рычажные весы, тела равного объема (шарики или цилиндры металлический, деревянный, пластмассовый) но различной плотности, карточки с тестовым заданием, таблицы плотностей веществ; на каждой парте: весы ученические лабораторные, два тела равного объёма, два тела равной массы, карточки с заданиями, ЭОР

Демонстрация: взвешивание тел равного объема, но различной массы, равой массы но различного объема.

План урока

  1. Актуализация знаний
  2. Демонстрация опыта (постановка проблемы)
  3. Формулирование темы и целей урока
  4. Изучение нового материала
  5. Первичное закрепление
  6. Подведение итогов и домашнее задание

Ход урока

1. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке.

«Корзина вопросов»

1. Из чего состоят все вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
3.Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?
4. Как определить объем тела правильной формы; неправильной формы?
5.Какими способами можно определить массу тела?
6. Что тяжелее атом или молекула?

7. «Что тяжелее, килограмм ваты или килограмм золота?» (золото) А если эти вещества взять одинакового объёма? Что тогда покажут весы? А вы задумывались почему?

2. Демонстрация опыта (постановка проблемы). Исследование

Проведём небольшое исследование (к демонстрационному столу приглашается один ученик, он проводит небольшое исследование на демонстрационном столе, остальные ребята - самостоятельно, за своими партами): перед вами два шарика (диаметры шариков равные), - определите объёмы тел (т.к. учащиеся ещё не знают формулу нахождения объёма шара, они оценивают объёмы шариков по равенству их диаметров или с помощью нитки определяют длину окружности экватора шариков и говорят, что объемы шариков одинаковые).

При помощи весов сравните массы тел, сделайте вывод. (вывод: так как шарики изготовлены из металла и пластмассы, тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы. Результаты эксперимента записывают в тетрадь V 1 = V 2 ; тела изготовлены из разных веществ: m 1 m, то есть на единицу объема стального шара приходится большая масса, а на единицу объема пластмассового приходится меньшая масса).

Для продолжения нашего исследования проделаем опыт: возьмем два цилиндра (опыт за демонстрационным столом выполняется следующим учащимся, остальные ребята - на своих рабочих местах): перед вами два цилиндра, вы легко узнаёте материалы, из которых они выполнены - дерево и латунь. Сравнивая диаметры (диаметры цилиндров равные) и высоту цилиндров (деревянный выше), они оценивают объёмы тел: V 1 V 2 .

При помощи весов сравните массы цилиндров и, сделайте выводы (вывод: тела, имеющие равные массы, изготовленные из разных веществ, имеют разные объёмы. Результаты эксперимента записывают в тетрадь: m 1 = m 2 ; тела изготовлены из разных веществ: V 1 V 2 )

- Как вы думаете, чем это можно объяснить? (Разные вещества имеют разную плотность)

2. Формулирование темы и целей урока

- Сформулируйте тему урока.

- Какие стоят цели перед нами? Чему нужно научиться?

- Как вы думаете зачем нужно изучать плотность?

Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м3 (или 1 см3). Как же найти плотность вещества?

4. Изучение нового материала (работа с учебником и ЭОР)

Давайте посмотрим. Чему равна масса различных веществ одинакового объёма.

Рассчитаем массу льда для 1 м3 на доске и в тетради.

А если взять тело объемом 2 м3 , чему тогда будет равна масса 1 м3 ? (Разделили массу льда на его объём).

Отношение m/V как своеобразный параметр вещества, или его характеристика. Этой характеристике вещества и дали название «плотность вещества» .

Какие действия вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда? (массу разделить на объем)

И так, чтобы найти плотность вещества , необходимо массу вещества разделить на его объём:

! Физическая величина, численно равная массе вещества в единице объёма, называется плотностью данного вещества. (обучающиеся записывают в тетрадь составляя опорный конспект)

Можно ли измерять плотность кроме в

Чаще применяется . В СИ.

Преобразуем значение плотности, выраженное в в (образец есть в учебнике)

Что означает эта величина?

Что за вещество имеет данную плотность? - учёные экспериментально рассчитали плотности веществ и создали таблицы, которые назвали «Плотности веществ», в нашем учебнике - стр. 50. Таблица плотностей - первая таблица значений физических величин, с которой вы знакомитесь.

Вещество, о котором говорилось выше - медь.

Как практически можно определить плотность? (весы - массу, мензурка - объем жидкости, для определения объема твердых тел правильной формы есть математические формулы, например, V = abc, V=a3)

Сообщение ученика о таблицах плотностей.

Мы уже знаем, что существует тепловое расширение тел - при изменениях температуры объём тела меняется. Например, при 0°С масса 1 м3 воздуха равна 1,3 кг, а при 100°С из-за расширения воздуха в одном кубометре помещается лишь 950 г воздуха. Поэтому в таблицах плотностей всегда указано, что плотности измерены при определённой температуре.

Плотность всех веществ зависит также от внешнего давления. Например, на высоте 10 км атмосферное давление значительно меньше, чем вблизи поверхности Земли, в результате чего масса 1 м3 воздуха составляет там всего около 400 граммов.
Плотность твёрдых веществ и жидкостей в меньшей степени зависит от внешнего давления, чем газов. Тем не менее в 1933 году Д.Бассету удалось сжать метровый столб воды до 65 см. Для этого ему пришлось воспользоваться специальным прессом, чтобы создать давление в 25000 раз больше, чем атмосферное.

В правой колонке таблицы плотностей твёрдых веществ собраны металлы. Как видите, плотность этих металлов составляет несколько тысяч килограммов на кубический метр. Например, свинец - 11300 кг/м3. Это значение будет выглядеть короче, если его выразить в других единицах, например, так - 11,3 г/см3.

В нижней таблице приведены плотности газов и сжиженных газов (сжижения газов добиваются, сильно их сжимая и понижая температуру). Обратите внимание, как значительно отличается плотность газа и получающейся из него жидкости: воздух, азот и кислород уплотняются приблизительно в 700 раз, водород и гелий - в 800 раз. Исключение: углекислый газ при охлаждении при атмосферном давлении из газообразного состояния превращается сразу в твёрдое, поэтому в таблице вы видите прочерк.

Образец задачи на расчет плотности записать в тетрадь и прокомментировать.

Теперь вы можете ответить на вопрос зачем нужно изучать плотность веществ?

Сообщение ученика:

В строительстве применяют материалы с малой плотностью (стекловолокно, полиуретан), позволяющие сохранить тепло в домах зимой и оградить их от перегрева летом. В г. Снежинске выпускают пенопласт, обладающий кроме этого звукоизоляционными свойствами. В г. Кыштыме изготавливают пенобетон.

В машиностроении заменяют алюминий и сталь в корпусах самолетов и ракет на более легкий и прочный титан, позволяющий экономить горючее и перевозить больше груза.

В сельском хозяйстве знание плотности почвы необходимо для ее правильного использования.

В экологии при разливе нефти (загрязнение морей и океанов) применяют специальные вещества, плотность которых больше плотности нефти и воды. Они обволакивают пятно и опускают его на дно.

5. Первичное закрепление (раздаточные карточки работа в группах)

1. Что означает запись

2. Чему равна плотность: а) воздуха, если 1м3 его имеет массу 1,29 кг?
б) воды, если 1 л её имеет массу 1 кг?

3. Определите объём: а) 7800 кг стали; б) 19,3 г золота.

4. Лёд, вода, водяной пар - одно и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Одинаковы ли плотности льда, воды, водяного пара? (Ребята работают с таблицей в учебнике «Плотности веществ»). Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны?

5. Вопросы: (обучающиеся сначала выполняют задания в парах, затем проверяют себя совместно с учителем, один комментирует другие слушаю и корректирую ответ, при этом на интерактивной доске появляется правильный ответ).

Какая физическая величина позволяет сравнивать различные вещества по их массе?

Что она показывает?

Размеры брусков, изображенных на рисунке равны. Какой из них имеет наибольшую массу, а какой наименьшую? Что вы сделали, чтобы ответить на этот вопрос?

Как можно определить плотность вещества?

Посмотрите в таблице плотности жидкостей и запишите их массу:

1 м3 ртути -

1 м3 керосина -

1 м3 эфира -

1 м3 нефти -

В одну из мензурок налито машинное масло, а в другую - вода. Массы жидкостей одинаковы. Воспользуйтесь таблицами плотностей и определите какая жидкость налита в мензурке № 2?

В таблице вашего учебника указано, что плотность серебра равна 10 500 кг/м3. На бирке изделия из серебра указано значение 10,5 г/см3. Не ли здесь каких-либо противоречий? Докажите.

Плотность водорода в газообразном состоянии равна 0,09 кг/м3, а в жидком 69 кг/м3, в твердом 80 кг/м3. В чем причина такого изменения плотности?

Главным компонентом орской яшмы (полезное ископаемое нашей Оренбургской области) является тонкозернистый кварц, содержание которого достигает 90 %. Специалисты утверждают, что удивительный камень имеет до 360 разнообразных цветов, тонов и оттенков. Вычислите плотность кварца, если имеется камешек массой 2,6 кг и объемом 0,001 м3.

6. Подведение итогов и домашнее задание

- Прочтите памятку «Интересно знать что …». Что запомнилось вам самого важного из урока?

Интересно знать что...
Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца - 1400 кг/м3, Луны - 3300 кг/м3.
Плотность крови человека 1050 кг/м3.
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?)
Плотность - замечательная характеристика!
Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.

Дети поднимают соответствующий кружок.

Все понял на уроке, настроение отличное

Что-то не понял, настроение нормальное

Много чего не понял, настроение плохое.

Домашнее задание:

  • § 21, упр. 7 (1,2,3).
  • Предлагаю желающим попробовать свои силы в составлении ребусов и кроссвордов по теме «Плотность вещества».