Кулагина возрастная психология полный жизненный цикл. Как размножаются комары

Свободноживущие представители типа плоских червей живут по всему миру в водах морей, пресноводных водоёмах, влажных почвенных слоях, мхах. В основном это ресничные черви. Чаще всего хищники. Пищей им служат простейшие микроорганизмы, насекомые. К этому классу относятся планарии.

Заражению подвергаются позвоночные и беспозвоночные животные. В основном инвазии подвергаются млекопитающие (в том числе человек) и рыбы, являющиеся основными или промежуточными хозяевами для гельминтов.

Значение в эволюции

Значение плоских червей в развитии жизни на планете очень существенно. В процессе эволюции они были первыми во многих отношениях:

  • Симметрия тела. Из многоклеточных животных, они были первыми, у кого тело было симметрично относительно одной плоскости. Такую симметрию называют двусторонней.
  • Трёхслойность. Означает, что тело состоит из трёх типов тканей. Они развиваются из 3 лепестков зародыша, а не двух, как у живых организмов до этого.
  • Настоящие органы. Каждый из трёх видов тканей образует органы, выполняющие разные функции.

Строение

Какие из признаков отличают представителей этого типа живых существ? Отличительные признаки, показанные на схеме:

  • уплощённое тело, что и дало всему типу такое название;
  • голова и хвост чётко выражены;
  • тело симметричное. Правая и левая стороны подобны;
  • полости внутри тела нет, органы находятся в слое рыхлой мезодермы (паренхиме);
  • тело заключено в кожно-мускульный мешок.

Туловище покрыто оболочкой из слоя покровных клеток, под которым находятся три слоя мышечной ткани: кольцевой, продольной и диагональной. Эти слои называют кожно-мускульным мешком.

Центральная нервная система представляет собой пару узлов (ганглий) в головной части и парные стволы, проходящие через тело и соединяющиеся между собой множественными перемычками. Многочисленные окончания периферической нервной системы расходятся от стволов и ганглий. Они связывают ЦНС со всеми органами гельминта.

Для выведения продуктов жизнедеятельности из организма служат особые органы ‒ протонефридии. Вещества выводятся в межклеточное пространство - паренхимы, откуда выталкиваются через особые клетки при помощи движений ресничек. Такие клетки образуют один или два канала. Они выводят продукты распада с жидкостью через выделительную пору, находящуюся на поверхности тела.

У некоторых видов, ядовитые вещества накапливаются в специальных клетках ‒ атроцитах, являющихся своеобразными накопительными почками.

В основной массе, плоские черви ‒ гермафродиты. Оплодотворение происходит внутри тела одного гельминта. Лишь некоторые из сосальщиков имеют разделение на мужские и женские особи. Строение и расположение репродуктивных органов разнообразно и является одним из факторов классификации. Общим в строении репродуктивной системы у всех плоских червей, является наличие семенников, яичников, а также сложной системы канальцев, обслуживающих процессы оплодотворения и формирования яиц.

Жизненный цикл

Половозрелые плоские черви из класса сосальщиков обитают в организмах позвоночных, а выделяющимся с экскрементами яйцам, чтобы развиваться дальше, требуется водная среда. Когда выйдет готовая личинка, то она самостоятельно ищет промежуточного хозяина (определённый вид моллюска). Проникнув в его тело, переходит в стадию материнской спорацисты, которая сама способна к размножению. В результате появляется множество личинок другого уровня, способных найти следующего промежуточного ‒ травоядных, рыбу, улиток ‒ или окончательного хозяина ‒ человека.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

ISBN 5-89144-162-4

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (пси­хологии развития) отражен полный жизненный цикл, ко­торый проходит человек. Рассматриваются возрастные за­кономерности развития в младенчестве, раннем и дошколь­ном детстве, младшем школьном и подростковом возрас­тах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Про­слежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факуль­тетов педагогических институтов и университетов, но мо­жет быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующей­ся психологией.

ISBN 5-89144-162-4 ООО «ТЦ Сфера», 2001

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета време­ни. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, вир­туальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечнос­ти. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и пре­одоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались пода­рить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о простран­ства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке при­сутствует и внутренний избыток времени, даже, возмож­но, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгно­вении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсив­ности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами време­ни». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будуще­го не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда ос­танется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Цикл развития представлен в таблице. Начало своего половозрелого развития черви начинают в моллюсках,

преимущественно в улитках и ракушках. Таблица указывает на два вида ленточных червя: печёночный сосальщик и бычий цепень.

В процессе приспособления ленточные черви научились выживать в стадии церкарии довольно длительное время, плавая в водоёмах или ожидая носителя на листьях растений. Строение церкарии включает в себя хвост, с помощью которого способны преодолевать значительные расстояния, и присоски. Последние помогают личинкам инцистироваться на траве, образуя инвазионные состояния - цисты. Домашний скот поедает эту траву вдоль водоёмов, озёр, прудов и заражается ленточными червями. Заражение происходит, в стадии развития называемой адолескария. Попадая в организм носителя, проникает в кровяные сосуды и по протокам блуждает по всему телу. Задерживается в печени и там закрепляется на стенках при помощи присоски. Начинается созревание до взрослой особи.

По своему строению ленточный червь является гермафродитом. Взрослая особь начинает метать до миллиона яиц, которые выводятся с фекалиями хозяина. Они попадают в воду и раскрываются, выходят наружу личинки, называемые мирацидий. В этой стадии личинка блуждает по водным просторам в поисках моллюска, проникая в его тело. Внутри моллюска мирацидий созревает до стадии церкария и проходит несколько состояний: спороцисты - редии - церкарии. Частым носителем червей является малый прудовик.

Строение печёночного сосальщика

На передней стороне в строении имеются шипики. На брюшной полости расположена присоска. Передняя часть также содержит ротовую присоску. Червь имеет кишечник с двумя ответвлениями, каждый из которых имеет множество отростков.

Боковые части содержат желтопчики, а мочевая система состоят из множества ветвей. В средней части расположены семенники и одни яичник.

Тело червя вытянутое и имеет продолговатую форму. Заканчивается оно выделительным отверстием.

Можно выделить основные пути заражения:

  • поедание заражённых растений;
  • водопой в озёрах и прудах с церкариями.

Пути заражения человеком

плодиться. Негативное действие от его жизнедеятельности человек ощущает сразу.

Возможные причины заражения:

Симптомы печёночного сосальщика

Симптомы описторхоза:

  • Периодическое повышение температуры.
  • Наблюдается ломка в теле.
  • Человеку становится тяжело дышать.
  • Различные расстройства в пищеварительном тракте от запоров до диареи.
  • Проявления аллергических реакций.
  • Наблюдается увеличение печени.
  • Боли в правом подреберьи.

работе, нарастает психологическая неустойчивость, проявляется ежедневная головная боль.

Проявления фасциоллёза:

иммунологические способы и серологическое тестирование. Применяется метод реакции иммунофлюоресценции и реакцию связывания комплемента. Используют метод реакции энзим-меченых антител.

Для профилактики и лечения применяют противогельминтозные препараты такие как: пракзиквантел и хлоксил. Лекарства, повышающие ток желчи: аллохол и холензим. А также ферменты, способствующие пищеварению: фестал и панкреатит.

Описание и жизненный цикл сосальщика печеночного

  • Описание
  • Жизненный цикл

Описание

Сам сосальщик печеночный имеет листовидное тело слегка уплощенное, а его задний конец заострен. На переднем же конце тела у гельминта имеется узкий выступ с ротовой присоской. Достигая половозрелого развития, сосальщик имеет хорошо функционирующую присоску, пищеварительную и половую системы. Взрослые особи гельминта откладывают свои яйца в протоки печени, вместе с током желчи они попадают в кишечник, откуда выходят во внешнюю среду с экскрементами.

Жизненный цикл

Жизненный цикл развития печеночного сосальщика начинается в том случае, если яйца гельминта попадают в простойную воду: лужу, ручей или пруд. В таких условиях недели через две – три из яиц выходит мирацидий. Мирацидий является личинкой сосальщика. Размеры мирацидий довольно маленькие и составляют приблизительно 0,02-0,3 миллиметра. Когда она обитает в воде, то ведет свободноживущий образ жизни. Мирацидий имеет тело, покрытое ресничками, при помощи которых мирацидий и способен двигаться. В секунду личинка может проходить расстояние, равное двум миллиметрам.

Когда сосальщик находится на этой стадии, он не питается. Его образ жизни зависит от питательных веществ, накопленных в яйце. Ведя такой образ жизни, личинка преследует одну единственную цель – поиск организма, который станет хозяином для ее дальнейшего развития.

Промежуточным хозяином сосальщика должен стать моллюск. Промежуточный хозяин часто является пресноводным прудовиком или малым прудовиком. Промежуточный хозяин «принимая» в свой организм личинку, позволяет ей продолжить цикл своего развития.

Когда промежуточный хозяин найден, мирацидий (а) внедряется в его организм. Прикрепляясь к телу моллюска, она начинает выделять секрет железы, при помощи которого ткани существа расщепляются, а личинка попадает внутрь. В это же время личинка превращается в спороцисту (б) и продолжает жизненный цикл уже в таком виде.

Спороциста заполнена зародышевыми клетками, когда их число значительно увеличивается, из тела спороцисты выходят редии (в). Они мигрируют в печень моллюска. Размножение редий проходит без оплодотворения. Также зародышевые клетки образуют личинки взрослых особей гельминта – церкариям (г).

Образ жизни церкариев отличается от того, какой образ ведут редии. Церкарии практически не отличаются от полностью развитых особей. У них уже есть присоски, глаза, а органы чувств воспринимают раздражения механического и химического типа. Церкарий свободно плавает, живет за счет запасов питательных веществ. Через некоторое время он выбирается на траву и почву около водоема, отбрасывает задний хвост, после чего покрывается толстой оболочкой. Данная стадия имеет название адолескарии.

Чтобы из этой стадии вышел взрослый сосальщик, адолескария должна выбрать новый организм (окончательный хозяин), тогда она продолжит цикл своего развития. Окончательный хозяин заглатывает личинку вместе с прибрежной травой. Следует отметить, что окончательный хозяин может быть крупным и рогатым скотом. В кишечнике у животных оболочка растворяется, а молодой сосальщик попадает в желчные проходы печени, где продолжает цикл своего развития и достигает половозрелого состояния. Здесь же происходит его размножение, и он откладывает яйца. Далее цикл начинается заново, вплоть до того момента, как произойдет следующее размножение.

Также окончательный хозяин может быть человеком. Человек может заразиться гельминтом, если выпил сырую воду из пруда или помыл ей фрукты и овощи.

Начнем с определения этого биологического понятия. Спорофит — это бесполое поколение растений. Оно не просто размножается без участия гамет. В этом процессе участвуют специализированные клетки спорофита — споры.

Жизненный цикл

Для высших споровых растений характерен сложный жизненный цикл с чередованием поколений. Рассмотрим его на примере мха кукушкиного льна. В виде зеленого ковра он растет на влажном субстрате: лесной подстилке, крышах, подвалах и даже асфальте. Эта структура имеет листостебельное строение. Функцию корней у мха выполняют ризоиды, которые не имеют настоящих тканей. Они закрепляют растение в субстрате, обеспечивая дополнительное питание.

Зеленое листостебельное растение мха — это его половое поколение. Оно называется гаметофит. На нем формируются органы полового размножения, в которых содержатся половые клетки — гаметы. Их слияние происходит только при помощи воды, поэтому моховидные всегда растут только во влажных местах.

В результате оплодотворения на гаметофите развивается бесполое поколение растения. Оно представляет собой коробочку на сухой ножке. В ней развиваются споры. Попадая в почву, они прорастают и образуют зеленый листостебельный ковер. Такое чередование поколений и называют жизненным циклом: спорофит сменяется половым поколением и наоборот.


«>

Спора и семя: черты отличия

Среди высших растений различают еще одну систематическую группу — семенных растений. В процессе эволюции они произошли от споровых и значительно превзошли их в видовом разнообразии. Благодаря чему это произошло. Дело в том, что семена имеют запас питательных веществ, которые позволяют зародышу развиваться независимо от условий окружающей среды. А у группы цветковых они формируются внутри плодов, что создает дополнительную защиту.

Спорофит развивается иначе. Клетки бесполого размножения лишены запаса питательных веществ и зародыша, а внутреннее содержимое защищено лишь оболочкой. А прорастают споры только при наличии влаги.

Споровые растения

Какие организмы в природе размножаются при помощи спор? Прежде всего, это мхи, плауны, хвощи и папоротники. Их объединяют в группу высших споровых растений. У мхов в жизненном цикле преобладает гаметофит. А у остальных представителей — бесполое поколение. Их спорофит состоит из корней и побегов. А вот в строении этих вегетативных органов существуют значительные отличия.


Папоротники имеют подземное видоизменение побега — корневище. На поверхности видны только пышные и раскидистые листья растения. На их нижней стороне невооруженным глазом можно рассмотреть небольшие бугорки. Это группы спорангиев, в которых созревают клетки бесполого размножения.

Что такое спорофит у плаунов? Это многолетнее травянистое растение с ползучими стеблями, на которых спирально расположены мелкие листья. Под землю от него отрастают придаточные корни. Некоторые листья, находящиеся на верхушке побегов, видоизменяются в чешуйки. На их верхней стороне формируются спорангии.

Спорофит хвоща также представляет травянистый побег, состоящий из корневища и листьев. Он бывает двух видов: весенний и летний. Первый является спороносным. Он лишен хлорофилла и имеет бледно-розовый цвет. Летний побег зеленого цвета с клиновидными листьями. Функцию фотосинтеза у него выполняет стебель.

Гаметофиты плаунов, хвощей и папоротников развиваются отдельно от растений бесполого поколения. Они имеют вид плоских зеленых пластинок. В этом заключается их основное отличие от мхов, спорофит которых анатомически связан с особями полового поколения.

Какие организмы размножаются спорами

У грибов клетки бесполого размножения со временем формируются на плодовых телах в спорангиях. В их жизненном цикле также наблюдается чередование способов размножения. При этом спорообразование чаще всего происходит при наступлении неблагоприятных условий. Дело в том, что эти клетки продолжительное время могут сохранять жизнеспособность, несмотря на низкие и высокие показатели температуры, давления, солености и т. п.

То же самое можно сказать и о спорах бактерий. У некоторых видов они развиваются даже после длительного кипячения или обезвоживания. Когда условия становятся благоприятными, споры выходят из плотных оболочек, начинают питаться и размножаться.

Для водорослей бесполый способ размножения является основным. Одноклеточная хламидомонада при этом теряет жгутики, после чего делится на 4, а иногда и 8 спор. Каждая из них выходит из оболочки в воду и быстро растет. Уже через сутки молодые хламидомонады способны к спорообразованию. Такая особенность обеспечивает стабильность данного вида.

Итак, из нашей статьи вы узнали, что такое спорофит. Это бесполое поколение растений, которое размножается при помощи специализированных клеток.

В жизнен цикле кажд раст-я, имеющего половое размнож-е, существ смена ядерных фаз гаплоидной и диплоидной. Переход от гаплоидн сост-я к диплоидн происход в рез-те полов пр-са при образ-и зиготы; от диплоидн к гаплоидн - в рез-те мейоза обычно при спорообраз-и. Оплодотворение и мейоз взаимосвязаны, это две стороны жизнен пр-са, поддерживающие постоянство числа хромосом.


Соотнош гаплоидн и диплоидн фаз варьирует у разных групп. У всех грибов и ряда водорослей зигота - единствен диплоидная к-ка; она сразу же делится мейотически, восстанавливая гаплоидн сост-е организма.

У высш раст-й и ряда водорослей происх чередован поколений - бесполого (спорофита) и полового (геметофита). На диплоидн спорофите за счет мейотич деления образ гаплоидн споры. Из споры развив гаплоидн гаметофит, производящий гаметы. При их слиянии в зиготе восстанавливается диплоидн набор хромосом. Из зиготы развив диплоидн спорофит.

Если спорофит и гаметофит морфологически одинаковы, то происх изоморфное чередование поколений, если различны - гетероморфное. У водорослей существ обе формы, у высш раст-й - только гетероморфное.

Гаметофит - гаплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из спор и производящая половые к-ки, или гаметы.

Развив из гаплоидн спор. На гаметофите в спец-х органах гаметангиях развив половые к-ки, или гаметы. Гаметангии, производящие мужск гаметы, наз антеридии, а гаметангии, производящие женск гаметы - архегонии. Оплодотворение женск гамет (яйцеклеток)у наземн раст-й, как правило, происходит в архегонии, после чего из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы, развив диплоидн спорофит, котор первое время завис от гаметофита. В разных группах раст-й и водорослей гаметофит развит в различн степени.


Спорофит - диплоидн многоклеточн фаза в жизнен цикле раст-й и водорослей, развивающаяся из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы и производящая споры.

В отличие от мхов, практически все тело цветкового растения, за исключением пыльцы и семяпочки, явл спорофитом.

Развив из оплодотворен яйцеклетки, или зиготы. На спорофите в спец-х органах – спорангиях — в рез-те мейоза развив гаплоидн споры. У многих раст-й (разноспоровые плауны и разноспоровые папоротники, а также голосеменные и цветковые) спорангии делятся на два типа: макро- и микроспорангии. Макроспорангии производят макроспоры, а микроспорангии - микроспоры. Из макроспор развив женск гаметофиты, а из микроспор - мужские.

В разн группах раст-й и водорослей развит в различн степени. У цветков раст-й, голосеменных и сосудистых споровых (плауны, хвощи и папоротники) спорофит значит-но крупнее гаметофита. Собственно, все, что мы обычно называем раст-ем, и есть его спорофит. Гаметофиты семенных раст-й большую часть жизни проводят в оболочке споры (микроспоры - это пыльца, а макроспоры нах в семязачатках), а у сосудистых споровых гаметофит - маленькое, но самостоят-е многоклеточн раст-е. У мхов, напротив, в жизненном цикле доминирует гаметофит. Спорофит быстро усыхает и состоит только из ножки и колпачка-спорангия со спорами.

Циклы солнечной активности , их значение для жизни человека и человечества были рассмотрены российским ученым-энциклопедистом Александром Леонидовичем Чижевским (1897-1964). А. Л. Чижевский был человеком большой личной храбрости (во время Первой мировой войны стал Георгиевским кавалером), обладал разносторонними талантами в различных научных областях (известен как биофизик, естествоиспытатель, историк, являясь действительным членом многих академий мира и почетным профессором зарубежных университетов), а также в сфере искусства: занимался живописью и писал стихи, в которых звучали мотивы Космоса и беспредельности творческих возможностей человека.

Интересно!

В стихотворении «Гиппократу», начатом в 1915 г. (Калуга), продолженном в 1943 г. (Челябинск) и оконченном в 1952 г. (Караганда) , А. Л. Чижевский говорил о тайнах мироздания:

Мы дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитыми в одном,

Что в каждой точке мир - весь мир сосредоточен...

И жизнь - повсюду жизнь в материи самой,

В глубинах вещества - от края и до края Покрытая для нас еще великой тьмой,

Страдает и горит, нигде нс умолкая...

Судьба А. Л. Чижевского сложилась драматически, но даже необоснованные репрессии, которым он подвергся в годы культа личности Сталина, не сломили его творческую натуру.

Огромное влияние на мировоззрение А. Л. Чижевского оказало знакомство с основоположником теоретической космонавтики Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935). Идеи тесной взаимозависимости человека и ритмов Вселенной нашли отражение в трудах А. Л. Чижевского. В его книге «Физические факторы исторического процесса» (Калуга, 1924) речь идет о том, что внутренняя жизнь Солнца постоянно испытывает ритмические колебания, связанные с изменением его активности. Полный цикл этих колебаний охватывает от 7 до 16 лет (чаще от 9 до 13). По мнению ученого, электрические процессы на Солнце оказывают воздействие на неорганическую и органическую природу земли: «Люди всегда чувствовали свою зависимость от Солнца, они угадывали, что судьбы Земли тесно связаны с судьбами Солнца» . Чижевский утверждал, что зависимость человечества от судеб Вселенной является не поэтической мыслью, а неоспоримой истиной, которая базируется на достижениях точной науки .

Запомнить!

А. Л. Чижевский выдвинул предположение о том, что развитие человечества связано с периодической деятельностью Солнца.

В целях доказательства своих идей ученый проанализировал огромный пласт времени: от 500 в. н.э. по 1914 г. Им было установлено, что насыщенность важными историческими событиями совпадает с моментами наивысшей активности Солнца. По его подсчетам, «в каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз <...> каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен в среднем арифметическом 11 годам <...> Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцеде- ятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

I - период минимальной возбудимости;

II - нарастания;

III - максимальный;

Интересно!

А. Л. Чижевским были составлены историометрические таблицы, подтверждающие его предположения. Так, применительно к определенным периодам развития человечества наблюдалось очевидное соответствие между увеличением «пятнообразовательной» деятельности Солнца и усилением военно-политической активности.

Согласно взглядам Л. Л. Чижевского, историческое время «измеряется при помощи конкретных физических единиц. Темпорализм социально- исторического процесса, являющейся во многом результатом субъективных его разночтений, соотносится со вполне объективной метрической шкалой и приобретает тем самым устойчивость и однозначность. Иначе говоря, всякий цикл мирового социально-исторического процесса представляет собой определенную измерительную единицу течения времени этого процесса, т.е. оказывается мерой времени в социальной жизни человека. Благодаря тому, что солнечные периоды более или менее правильно распределены во времени, следует считать, что исторические события имеют больше всего шансов возникнуть именно в определенные интервалы времени» .

Развитие этноса начинается с пассионарного толчка , связанного с началом становления этноса и появлением небольшого числа пассионариев и субпассионариев. После инкубационного периода этногенеза идет фаза подъема , сопровождающаяся устойчивым увеличением количества пассионариев. Ее сменяет акматическая фаза, число пассионариев достигает максимума, и из разрозненных этносов вырастает новый суперэтнос. Последующая фаза надлома свидетельствует о резком уменьшении пассионарного заряда, влекущим за собой раскол этноса. В ходе инерционной фазы пассионарность снижается постепенно, жизнь этноса обретает спокойный характер, а люди получают возможность наслаждаться материальными и культурными благами. Когда наступает фаза обскурации , субпассионарии стремятся избавиться от пассионариев и гармоничных людей, назревает распад этносоциальной сферы, наблюдаются упадок и деградация, в результате чего происходит либо гибель этноса, либо наступление мемориальной фазы, сохраняющей лишь воспоминания о прошлом. На фазе гомеостаза эта память исчезает и наступает период возвращения человека к природной гармонии. Процесс формирования и угасания этноса длится приблизительно 1200-1500 лет .

По мысли Л. Н. Гумилева, «изменения пассионарности в ходе этногенеза создают исторические события. Таким образом, история идет не вообще, а именно в конкретных этносах и суперэтносах, каждый из которых обладает своим запасом пассионарности, своим стереотипом поведения, собственной системой ценностей - этнической доминантой. И поэтому говорить об истории всего человечества не имеет смысла <...> Поэтому и все разговоры о “приоритете общечеловеческих ценностей” наивны, но не безобидны. Реально для торжества общечеловеческих ценностей необходимо слияние всего человечества в один-единственный гиперэтнос <...> Но даже если представить себе гипотетическое слияние человечества в один гиперэтнос как свершившийся факт, то и тогда восторжествуют отнюдь не “общечеловеческие ценности”, а этническая доминанта какого-то конкретного суперэтноса» (см. также главу 3, параграф 3.5; главу 6, параграф 6.5).

Концепция Л. II. Гумилева стала поводом для научных дискуссий и породила различные точки зрения. В частности, ученого упрекали в произвольном определении содержания и длительности тех или иных фаз развития этноса. Вместе с тем, по мнению отечественных исследователей, Л. Н. Гумилев, как и его предшественники, пришел «к осознанию того факта, что окружающий мир состоит из мириадов переплетающихся друг с другом событий, сущность которых часто скрыта, и необходимо углубленное изучение скрытых смыслов; что не существует какой-либо одной заданной ориентации человечества и одной ярко выраженной перспективы его развития»