Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании. Вербально-коммуникативные методы: интервью К вербально коммуникативным методам не относится

Общие сведения

Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора.

Результативность вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет ораторским искусством, а также его личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая человека.

В практике Паблик рилейшнз нельзя забывать, что как раз содержательная часть сообщений имеет важнейшее значение для формирования атмосферы доверия, выстраивания позитивных для организации общественных отношении. Именно поэтому PR-специалисты уделяют массу времени подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Необходимо видеть различие между текстом и вербальной коммуникацией. Текст обладает своей собственной структурой, отличающейся от других. Вербальная же коммуникация воздействует на аудиторию не только содержательной частью сообщения, но и в иных плоскостях (тембр, громкость, тональность, физические особенности и т.д.). Помимо голосовых особенностей в формировании вербальной коммуникации огромное значение имеет соотнесённость позиций слушателей и говорящего, дистанция между ними. Специалистами по коммуникациям выделяются четыре дистанции общения, изменение которых ведет к изменению норм общения, включая и нормы устной речи: – интимная (15–45 см); – личная – близкая (45–75 см), – личная – дальняя (75–120 см); – социальная (120–360 см); – публичная (360 см и далее).

Знание таких деталей, бесспорно, является важным при построении вербальной коммуникации. Еще важнее – выбор стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Стратегия включает в себя совокупность личностных качеств коммуникатора, его знания основ психологии аудитории, умение определить близкие ей ценности, а также руководствоваться необходимыми правилами составления и передачи информации. Сообщение выстраивается в соответствии с определенными требованиями: – речь должна быть простой и доступной; – обращение к аудитории следует основывать на простых и понятных человеческих ценностях; – желательно избегать частого употребления новых, малоизвестных и иностранных слов.

В рамках психотерапии разработаны интересные правила формирования доверия в отношениях между коммуникатором и аудиторией. Вот одно из них: «Для начала – установить контакт, связь, встретить пациента в его собственной модели мира. Сделайте ваше поведение – словесное и несловесное – таким же, как у пациента, Депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач» . Среди качеств предпочтительных для положительного восприятия лидера, называются терпимость к собеседникам и соперникам, умение выглядеть компетентным, соблюдать меру в плане самоподачи, не увлекаться собственной персоной. Вербальное воздействие на аудиторию начинается со звукового восприятия. Поэтому специалисты-фоносемантики определили различные значения звуков, исходя из ассоциаций носителей данного языка с тем или иным цветом. Например, вот так определяет шкалу гласных звуков и цветов А. Журавлев в работе «Звук и смысл» :

А – ярко-красный; О – яркий светло-желтый или белый; И – светло-синий; Е – светло-желтый; У – темно-сине-зеленый; Ы – тусклый темно-коричневый или черный.

Подобные шкалы разработаны не только для звуков (гласных и согласных), но и для слов в целом, а также отдельных словосочетании:

Взрыв – большой, грубый, сильный, страшный, громкий. Вопль – сильный. Гром – грубый, сильный, злой. Лепет – хороший, маленький, нежный, слабый, тихий. Рык – грубый, сильный, страшный. Свирель – светлый. Треск – шероховатый, угловатый. Шепот – тихий.

Реакция человека, слушающего новости, здорово разнится в зависимости от того, в каком контексте он слышит сообщение. О том же самом в книге «Лингвистика лжи» писал X. Вайнрих: «Существует привилегированная область литературной лжи. Любовь, война, морское путешествие и охота имеют свой язык – как и все опасные занятия, поскольку это важно для их успеха» .

Итак, вербальная коммуникация формирует основные характеристики стратегии Паблик рилейшнз. Она помогает создавать сообщения, воспринимаемые и понимаемые широкой целевой аудиторией, существенно влияет на реакцию последней.

Виды вербально-коммуникативных методов

  • Метод беседы
    • Интервью
      • Клиническое интервью
  • Личностные тесты
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

Метод беседы - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный аппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъективно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации. Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ. Психологи не являются исключением. Во времена Радищева «беседа» интерпретировалась бы как «чтение». Если принять соответствующие условности, то у М.Фасмера находим:"…Беседа «разговор, поучение»…(М.Фасмер,М.,1986, с.160). Рефлексивное слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, то есть отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия. Решение вопроса: соответствует ли твоя модель того, что хочет от тебя говорящий, тому, что этой модели ты ставишь в соответствие, видимо, можно считать рефлексивным слушанием.

Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога - получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Метод опроса - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.


Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам
Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно – психологической экспертизы. Судебная психология в качестве предмета включает изучение психологических фактов, закономерностей и механизмов, влияющих на осуществление судебного процесса и соответственн...

Задачи специальной психологии
1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; 2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. Разработка средств психологической коррекции недос...

Личностные конструкты: модели для действительности
Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт – это сам термин конструкт. Келли определил «понятийные системы, или модели» как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт – это идея мысль, которую человек использует, чтобы...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

это группа способов получения и применения психологической информации на основе речевого (устного или письменного) общения (Никандров В.В.). предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации (Коновалова М.)

3 слайд

Описание слайда:

По характеру взаимосвязи Очные Заочные По частоте проведения Одноразовые Многоразовые По степени формализации Стандартизированные -проводятся по заранее подготовленному плану Нестандартизированные, или свободные - имеют только общую цель, в них не предусмотрен детально проработанный план

4 слайд

Описание слайда:

Исследователь Исследуемый Корреспондент Ведущий Опрашивающий Слушающий Интервьюер Анкетер Респондент Ведомый Отвечающий Говорящий Интервьюруемый Анкетируемый

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Целенаправленность цель общения в процессе опроса задается задачами исследования Асимметричность одна из сторон берет на себя преимущественно функции воздействия, т. е. субъекта, а другая – объекта Опосредованность в качестве посредника может выступать третье лицо (интервьюер), письменный текст (анкета), техническое средство (телевидение); утрачивается контакт исследователя с респондентом, затрудняется или задерживается во времени обратная связь

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Отношение исследователя к опросу. Предположения исследователя об уровне сознания респондентов. Проблема «языка». Отношение исследователя к респонденту. Отношение к анкете, вопроснику.

9 слайд

Описание слайда:

Отношение респондентов к опросу Мотивация респондентов для участия в опросе Эмоциональное отношение к участию в опросе Установки респондентов Восприятие цели исследования Восприятие интервьюера, анкетера Проблема доверия Восприятие «трудного вопроса».

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

БЕСЕДА метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора

12 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА в ходе диалога с исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. «+» и «-» ??? ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ОПРОС интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле

13 слайд

Описание слайда:

ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ Сформулировать цель беседы Составить план Подготовить «поддерживающие» вопросы Определить способы регистрации ПРИ ПРОВЕДЕНИИ Создать благоприятную обстановку Обеспечить наличие контакта, атмосферу доверия Уметь владеть собой Следить за поведением, собеседника, его мимикой, эмоциональными реакциями и особенностями речи Фиксировать результаты беседы

14 слайд

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ ЙОЗЕФ ШВАНЦАРА надо создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку; ребенка следует принимать таким, каков он есть; дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительностии благожелательности, чтобы он мог свободно проявлятьсвои чувства; нельзя ничего осуждать или оправдывать в позициях ребенка, но надо понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Опрос Характеристика опроса как ВКМ Классификация вопросов Виды анкетирования Интервью Требования к оформлению анкеты

18 слайд

Описание слайда:

это группа способов получения и применения психологической информации на основе речевого (устного или письменного) общения (Никандров В.В.). предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации (Коновалова М.) Виды: беседа, опрос (анкета, интервью) Вербально-коммуникативные методы –

19 слайд

Описание слайда:

Опрос это специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы

20 слайд

Описание слайда:

Специфика Опосредованность Ассимитричность Возможность использования в групповых формах исследования Формальный характер: условные ситуации, отсутствие последствий благодаря анонимности Результаты зависят от качества вопросов (упор на технологию)

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Логика построения вопросника Ответы респондентов должны помочь решить поставленные в исследовании задачи. Программные (исследовательские) вопросы, точно отражающие существо исследовательской задачи, часто трудно воспринимаемы и понимаемы респондентами. Формулируют «АНКЕТНЫЕ» вопросы

23 слайд

Описание слайда:

Надежность получаемой информации Понятность вопросов – выбор типа вопроса, правила формулировки вопросов, технология предъявления вопросов Откровенность респондентов -

24 слайд

Описание слайда:

Виды вопросов 1) открытые – закрытые; 2) прямые – косвенные; 3) личные – безличные; 4) субъективные – проективные; 5) основные – контрольные; 6) трудные – легкие; 7) тенденциозные – нетенденциозные; 8) деликатные – обычные; 9) простые – сложные; 10) общие – частные; 11) информационные – вопросы на отношение; 12) основные и дополнительные.

25 слайд

Описание слайда:

Способы замены прямого вопроса на косвенный??? Перевод вопроса из личной формы в безличную Формулировка вопроса применительно к третьему лицу Вам нравится курс «Экспериментальная психология»??? ??? Какие суждения, по вашему мнению, наиболее распространены? Как ты относишься к классному руководителю??? ??? Как относятся твои одноклассники к вашему классному руководителю?

26 слайд

Описание слайда:

Тенденциозный вопрос Следует ли мужчине уступать в транспорте место женщине? Как, по-вашему, поступил бы хороший специалист, если бы начальник обвинил его в некомпетентности? Как вы относитесь к нелепым высказываниям такого-то? Не правда ли ваш класс является дружным?

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

письменный опрос наиболее распространенный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования специально оформленный список вопросов, обращенных к определенной категории респондентов

29 слайд

Описание слайда:

По числу респондентов Индивидуальное анкетирование Групповое анкетирование Аудиторное анкетирование Массовое анкетирование По полноте охвата Сплошное - опрос всех представителей выборки; Выборочное - опрос части представителей выборки. По типу контактов с респондентом Очное - проводится в присутствии исследователя-анкетёра; Заочное - анкетёр отсутствует (рассылка анкет по почте; публикация анкет в прессе; публикация анкет в интернете; вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.)

30 слайд

Описание слайда:

Вводный, включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса. Вступление должно быть лаконичным и вежливым. Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов. Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

31 слайд

Описание слайда:

Необходимо подчеркнуть цель опроса «Ваши ответы существенно повлияют на решение проблемы…». Необходимо тщательно продумать обращение к респонденту. Оно может быть официальным: «Уважаемый господин…» или обезличенным: «Просим Вас помочь в проведении исследования…». Недопустимо фамильярное обращение к респонденту, например, «Дорогой друг!». Не рекомендуется давать название анкеты и указывать фамилии авторов. Необходимо гарантировать анонимность ее заполнения.

32 слайд

Описание слайда:

Вступительные вопросы. Задача вступительных вопросов – обеспечить максимальную заинтересованность респондента и облегчение его включенности в работу. Заключительные вопросы. По содержанию они должны быть относительно нетрудными. Здесь уместны закрытые вопросы (использование шкалы оценок, ранжирования и т. п.). Открытые вопросы, требующие пространственных ответов, целесообразно задавать ближе к середине анкетного опроса. Социально-демографический блок. Это завершение вопросов. Даже если респондент устал от ответов на вопросы анкеты, на последний блок ему будет отвечать не трудно, так как эти вопросы не нуждаются в обдумывании. Для простоты заполнения и обработки к вопросам социально-демографического блока нужно формулировать варианты ответа. Например, вместо открытого вопроса «Сколько Вам лет?», нужно попросить респондента отнести себя к одной из возрастных категорий: до 20 лет; от 20 до 25 лет; от 26 до 30 лет; от 31 до 35 лет и т. д.

«Вербально-коммуникативные методы психологического исследования»

Вербально-коммуникативные методы - это группа способов получения и применения психологической информации на основе речевого (устного или письменного) общения.

Методы могут выступать как самостоятельные приемы диагностической, исследовательской, консультационной и психокоррекционной работы, так и входить в структуру других методов в качестве их естественных компонентов.

Основные виды данного типа методов: беседа и опрос.

Опрос реализуется двумя главными способами: интервью и анкетированием.

Спецификой методов рассматриваемой группы является их неотъемлемость от процесса интенсивного общения исследователя с исследуемым. При этом по задаче исследования обычно требуется лишь их плодотворное взаимодействие. Но последнее, как правило, невозможно осуществить без установления между ними благоприятных взаимоотношений. Таким образом, применение вербально-коммуникативных методов наглядно демонстрирует, что общение - это единство взаимодействий и взаимоотношений.

Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Беседа как эмпирический метод подразумевает устное общение. Причем это общение исследуемого человека, во-первых, не с любым другим человеком, а с исследователем и, во-вторых, это общение в момент исследования, т.е. актуальное общение, а не отставленное во времени.

Беседа широко применяется в социальной, медицинской, возрастной (особенно детской), юридической, политической психологиях. Как самостоятельный метод беседа особенно интенсивно применяется в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе.

В деятельности практического психолога беседа часто играет роль не только профессионального метода сбора психологических данных, но и средства информирования, убеждения, воспитания.

Перцептивная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и обильна, чем информация коммуникативная. Связь беседы с наблюдением - одна из ее специфических особенностей. При этом психологическая беседа, т.е. беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, пожалуй, может быть отнесена к наиболее специфичным для психологии методам.

Исследователь обычно старается вести беседу в свободной, непринужденной манере, стремясь «раскрыть» собеседника, раскрепостив его, расположив к себе. Тогда вероятность искренности собеседника значительно повышается. А чем он искреннее, тем выше адекватность получаемых в беседе и опросах данных исследуемой проблеме.

Наиболее частыми причинами неискренности могут быть: опасение показать себя с дурной или смешной стороны; нежелание упоминать о других лицах и тем более давать им характеристики; отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются (правильно или ошибочно) интимными; опасения, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; «несимпатичность» проводящего беседу; непонимание цели беседы.

Обычно очень важное значение для успешного развития беседы имеет самое начало разговора. Его первые фразы могут вызвать либо интерес и желание вступить в диалог с исследователем, либо, наоборот, стремление уклониться от него. Для поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, к его проблемам, к его мнениям. Но от открытого согласия, а тем более несогласия с мнением респондента следует воздерживаться. Свое живое участие в беседе, интерес к ней исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными вопросами, специфическими замечаниями типа «это очень интересно!».

Беседа всегда в той или иной мере сопровождается наблюдением за обликом и поведением исследуемого. Это наблюдение дает дополнительную, а подчас и основную информацию о собеседнике, о его отношении к предмету разговора, к исследователю и сопутствующей обстановке, о его ответственности и искренности.

Специфика психологической беседы в отличие от житейской состоит в неравенстве позиций собеседников. Психолог здесь выступает, как правило, инициативной стороной, именно он направляет тематику разговора и задает вопросы. Его партнер обычно выступает в роли отвечающего на эти вопросы.

Асимметрия функций в процессе психологической беседы чревата снижением доверительности. А акцентирование этих различий и вовсе может разрушить баланс во взаимодействии исследователя с исследуемым. Последний начинает «закрываться», намеренно искажать сообщаемые им сведения, упрощать и схематизировать ответы вплоть до односложных высказываний типа «да-нет», а то и вовсе уклоняться от контакта. «Поэтому очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку это делает ее эффективность равной нулю».

Еще одна важная особенность психологической беседы обусловлена тем, что в обществе выработано отношение к психологу как специалисту по человеческой душе и человеческим отношениям. Его партнеры по беседе зачастую настроены на получение сиюминутного разрешения их проблем, ожидают советов по поведению в повседневной жизни и однозначных ответов на вопросы духовной жизни, в том числе на вопросы из категории «вечных».

И психолог, ведущий беседу, должен соответствовать этой системе ожиданий.

Он должен быть коммуникабелен, тактичен, толерантен, эмоционально чувствителен и отзывчив, наблюдателен и рефлексивен, хорошо эрудирован по широкому кругу вопросов и, безусловно, должен обладать глубокими психологическими знаниями.

Управляемая беседа т.е. беседа, в которой инициатива - на стороне исследователя не всегда эффективна. Иногда более продуктивной является неуправляемая форма беседы. Здесь инициатива переходит к респонденту, и беседа принимает характер исповеди. Такой вариант беседы типичен для психотерапевтической практики, когда человеку необходимо «выговориться». Тогда особое значение приобретает такое специфическое качество психолога, как умение слушать. Это качество вообще является одним из базовых для плодотворного и приятного общения, но в данном случае оно выступает как необходимый и важнейший элемент профессиональной деятельности психолога. Недаром психологи время от времени вспоминают изречение основателя стоицизма Зенона из Китиона:

«Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить».

Слушать в беседе - это не значит просто не говорить или ждать своей очереди высказаться. Это активный процесс, требующий повышенного внимания к тому, о чем идет речь, и к тому, с кем разговаривают. Умение слушать имеет два аспекта.

Первый - это внешний, организационный.

Речь идет о способности сосредоточиться на теме разговора, активно участвовать в нем, поддерживая интерес к беседе со стороны партнера.

Чтобы слушать, необходимо желание. Этот уровень слушания обеспечивает правильное восприятие и интеллектуальное понимание речи собеседника, но недостаточен для эмоционального понимания самого собеседника.

Второй аспект слушания - внутренний, сопереживательный. Даже самое страстное желание говорить с другим человеком еще не гарантирует того, что он до нас «достучится», а мы его «услышим», т.е. вникнем в его проблемы, прочувствуем его боль или обиду, действительно порадуемся его успеху. Такое сопереживание может варьировать от легкого сочувствия до сильнейшей эмпатии и даже идентификации себя с партнером по общению.

В этом случае, пожалуй, «слышать - больше, чем слушать». Мы, внимательно слушая собеседника, слышим его внутренний мир.

Таким образом, соотношение понятий «слушать» и «слышать» не однозначно и динамично.

Какова бы ни была форма беседы, она всегда есть обмен репликами. Эти реплики могут быть и повествовательного, и вопросительного характера. Реплики исследователя направляют разговор, определяют его стратегию, а реплики респондента поставляют искомую информацию.

Анализ магнитофонных записей разговоров позволил установить существенные различия в поведении мужчин и женщин. Когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто. Но когда разговаривают мужчина и женщина, то мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить то направление разговора, которое было в момент, когда ее перебили.

Мужчины склонны сосредоточиваться больше на содержании разговора, тогда как женщины больше уделяют внимания самому процессу общения.

Мужчина обычно слушает внимательно только 10-15 секунд. Затем он начинает слушать самого себя и искать, что бы добавить к предмету беседы.

Психологи считают, что слушать самого себя - привычка чисто мужская, которая закрепляется путем тренировки в уточнении существа разговора и приобретении навыков решения проблем. Поэтому мужчина прекращает слушать и сосредоточивается на том, как бы прервать разговор. В результате мужчины склонны слишком быстро давать готовые ответы. Они не выслушивают собеседника до конца и не задают вопросов, чтобы получить больше информации перед тем, как сделать выводы.

Женщина, слушая собеседника, скорее увидит его как личность, поймет чувства говорящего. Женщины реже перебивают собеседника, а когда перебивают их самих, то возвращаются к тем вопросам, на которых их остановили. Но это вовсе не означает, что все мужчины невосприимчивые и некорректные слушатели, как и то, что все женщины - слушатели душевные и отзывчивые».

Очень важно как при проведении беседы, так и при ее интерпретации учитывать, что некоторые типы реплик, за которыми, естественно, стоят определенные психические особенности человека и его отношение к собеседнику, могут нарушать ход общения вплоть до его прекращения. Иногда подобные реплики называют барьерами общения.

К ним относятся: 1) приказ, указание (например, «говорите яснее!», «повторите!»); 2) предупреждение, угроза («вы еще пожалеете об этом»); 3) обещание - торговля («успокойтесь, я вас выслушаю»); 4) поучение, нравоучение («это неправильно», «вам следует сделать так-то», «в наше время такие поступали»); 5) совет, рекомендация («я предлагаю вам поступить таким-то образом», «попробуйте сделать так-то»); 6) несогласие, осуждение, обвинение («вы поступили глупо», «вы ошибаетесь», «я больше не могу с вами спорить»); 7) согласие, похвала («думаю, что вы правы», «я горжусь вами»); 8) уничижение («а, все вы одинаковы», «ну что, господин Всезнайка?»); 9) брань («негодяй, вы все испортили!»); 10) интерпретация («да вы и сами не верите в то, что говорите», «теперь понятно, почему вы так поступили»); 11) успокоение, утешение («все ошибаются», «я тоже расстроен этим»); 12) допрос («как вы намерены поступить?», «кто вам это сказал?»); 13) увод от проблемы, отвлечение, отшучива-ние («поговорим о другом», «выкиньте это из головы», «ха-ха, это несерьезно!»).

Негативные реплики часто нарушают ход мысли собеседника, сбивают его с толку, заставляют прибегать к защите, могут вызвать раздражение и даже возмущение. Конечно, реакции на эти«барьеры» ситуативны, и необязательно совет должен вызвать раздражение, а тем более похвала - возмущение.

Основные способы ведения и виды психологической беседы

Нерефлексивное слушание - это «умение внимательно молчать». В нем может быть выражено и одобрение, и понимание, и поддержка, и сочувствие, поскольку и минимумом слов вкупе с невербальной коммуникацией можно сообщить многое. Зачастую эта техника «собеседования» является весьма продуктивной, а в некоторых случаях и единственно возможной для эффективного общения и получения психологической информации, так как, несмотря на открытые еще Зеноном истины, большинство людей предпочитает говорить, нежели слушать.

Атватер приводит следующие типичные ситуации, в которых применение нерефлексивного слушания особенно полезно: собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения; собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы; говорящий испытывает трудности в выражении своих проблем; эмоциональная закрепощенность собеседника.

Остановимся подробнее на этих ситуациях.

1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения. И это следует поощрить в начале психотерапевтической беседы в целях диагностики, при интервьюировании, в ходе собеседования при профотборе.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы. Ему важно «выговориться» самому, что скажут другие ему безразлично. Особенно целесообразна такая разрядка в напряженных ситуациях, что типично для психотерапевтических сеансов.

3. Говорящий испытывает трудности в выражении своих проблем. Невмешательство в его речь облегчает ему самовыражение. В этом случае говорят, что «магнитофон лучше любого собеседника».

4. Эмоциональная закрепощенность собеседника, вызванная превосходством позиции партнера. Это превосходство может проистекать из различий в социальном статусе, из-за проигрыша партнеру по какому-либо доминантному для этого человека качеству, сопровождающегося «эффектом ореола», из осознаваемой асимметрии функции в беседе.

Все эти ситуации связаны со стремлением человека найти себе слушателя, своеобразный «резонатор», а не советчика.

Нерефлексивное слушание - прием тонкий. Им следует пользоваться осторожно, поскольку легко ошибиться и переусердствовать в молчании.

Одной из распространенных ошибок является убеждение, что другие готовы говорить всегда, когда мы их готовы слушать. Чаще происходит обратное: люди хотят нам сказать, когда это удобно им, а не нам. Нерефлексивное слушание чревато еще двумя опасностями для исследователя. Во-первых, если слушатель не разделяет взглядов и мнений говорящего, но демонстрирует ему заинтересованность, то он может быть обвинен в лицемерии. Особенно, если говорящий вначале уверился в общности их позиций, приняв понимание за согласие и сочувствие, а впоследствии осознал свой промах. Поэтому, чтобы не нарушать этику психолога, исследователю, как только он понял, что партнер превратно истолковывает его позицию, следует сразу же объясниться. Даже если это угрожает ухудшением или прекращением общения.

Вторая опасность заключается в возможности скатывания слушателя на позиции «страдальца», терпящего все словоизлияния говорящего. Для одного беседа превращается в пытку, а его участие и понимание перерастают в неприязнь, а для другого эта процедура постепенно переходит в одностороннюю болтовню с высокой вероятностью осознания своего нелепого положения с последующей обидой.

Для предотвращения подобных последствий в неуправляемой беседе, во избежание злоупотребления словоохотливым собеседником вниманием ведущего последний все же должен оптимизировать свое невмешательство. Достигается это как минимальными речевыми вставками, так и средствами невербальной коммуникации. Простейшие нейтральные реплики типа «да?», «неужели?», «это очень интересно!», «понятно», «так-так», «чуть подробнее» способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они стимулируют и вдохновляют говорящего, снимают напряженность, поддерживают его заинтересованность, демонстрируют понимание и доброжелательность слушающего.

Если подобных реплик-суррогатов недостаточно, вводят так называемые «буферные фразы» типа: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Что-то случилось?», «Вы хорошо выглядите», «У вас вид счастливого человека».

Удачно выбранная дистанция между собеседниками способствует разговору, чрезмерная же близость или удаленность друг от друга препятствует его развитию. Положение лицом к лицу - это одно, а вполоборота - это другое. Разговор стоя или сидя может дать различные результаты. Вряд ли беседа будет результативной, если долгое время один партнер сидит, а другой стоит, один расположен выше, другой ниже. Цель беседы и ситуация могут предопределить и оптимальную ее длительность, необходимость в перерывах.

На характер беседы и ее итоги могут оказать сильное влияние и такие пространственно-временные параметры, как теснота - простор, спешка - неторопливость, наличие разъединяющей собеседников мебели, комфортность - неудобство обстановки, опоздание - точность.

Управляемая беседа предполагает более активное речевое вмешательство исследователя в процесс общения с респондентом. И тогда прибегают к рефлексивному слушанию. Оно в дополнение к функциям нерефлексивного слушания выполняет еще и функцию контроля точности восприятия услышанного.

Необходимость в таком контроле может возникнуть по разным причинам. Основные из них следующие: многозначность слов, «закодированность» многих сообщений, трудности открытого самовыражения.

Многозначность слов. Необходимо уточнить, в каком значении слово употребил говорящий. К этому же разряду можно отнести и частое несовпадение значения слова и смысла, вкладываемого в него говорящим или слушающим.

Другая причина кроется в «закодированности» многих сообщений. Эта шифровка может быть обусловлена нежеланием обидеть или стремлением скрыть истинные мотивы.

Еще одна причина - трудности открытого самовыражения, вызванные определенными условностями и традициями. Вспомним хоты бы известную пословицу: «Слово - олово, а молчание - золото».

В большинстве социальных групп не принято прилюдно «изливать душу», особенно в непривычном окружении.

Не меньшие проблемы для эффективности беседы ставят и личностные барьеры общения: застенчивость, боязливость, подавленность, неумение излагать свои мысли, дефекты дикции. Чем меньше уверенность в себе, тем дольше человек в разговоре; ходит «вокруг да около», прежде чем перейти к главному.

Техника рефлексивного слушания включает четыре основных приема раскрытия говорящего и контроля поступающей от него информации. Это: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение - это обращение к респонденту за уточнениями, помогающее сделать сообщение более понятным. В этих обращениях получают дополнительные сведения или уточняют смысл высказанного. Например: «Что вы имеете в виду?»; «Я не понял последней фразы»; «Объясните мне то-то».

Перефразирование - формулировка высказывания говорящего в ином виде. Сообщение говорящего переадресовывается ему, но словами слушающего. Цель - проверка точности понимания собеседника.

Отражение чувств - словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Желательно, чтобы высказывания были не тривиальными, отражающими внимание к собеседнику и сопереживание ему. Тем не менее допустимо и использование стандартных вступлений типа: «Кажется, что вы чувствуете то-то»; «Не чувствуете ли вы себя...».

Резюмирование - это подытоживание мыслей и чувств говорящего. Такие высказывания помогают объединить отдельные фрагменты беседы в единое целое и представить весь разговор в его смысловом и эмоциональном единстве. Слушающий получает уверенность в адекватности восприятия и понимания им разговора, а респондент осознает, насколько ему удалось передать свои мысли и переживания. Часто подобные резюме начинаются типовыми вступлениями вроде следующих: «Итак, главное заключается...», «То, что вы сказали сегодня, может означать...», «Как я понял, основная ваша идея заключается в...». Особенно полезно резюмировать при разрешении в беседе каких-либо проблем или конфликтных ситуаций, при многоплановой беседе.

Не менее чем нерефлексивное и рефлексивное слушание известен прием ведения беседы, именуемый эмпатическим слушанием.

Эмпатия есть способность эмоционально откликаться на чужие переживания. Это чуткость по отношению к другим. Обычно различают две формы эмпатии: сопереживание и сочувствие.

Первое понимается как переживание субъектом тех же чувств и эмоциональных состояний, что и партнер по общению. Второе - сочувствие - это переживание собственных эмоций и чувств по поводу аффективных переживаний другого.

Эмпатическое слушание, таким образом, заключается в улавливании чувств говорящего, сочувствии или сопереживании ему и информировании его о своей эмпатии. Элементы эмоционального соучастия в беседе присущи и нерефлексивному, и рефлексивному слушанию.

Специфика эмпатического слушания не в приемах получения, передачи и контроля информации (в том числе эмоциональной), а в установке и цели. Если целью рефлексивного слушания является точное понимание мыслей и чувств говорящего, улавливание их значения, то целью эмпатического слушания выступает проникновение в его внутренний мир, разделение с ним его системы ценностей.

В рефлексивном слушании акцент делается на интеллектуальном компоненте общения, в эмпатическом - на эмоциональном. Эмпатическое слушание - наиболее интимный вид общения, наиболее сокровенный вид беседы. Именно здесь можно сказать, что я, слушая собеседника, слышу не только то, что он мне говорит, но и его самого.

В качестве специфических видов беседы выделяют:

1) терапевтическая (клиническая) беседа как метод оказания психологической помощи нуждающимся в ней (пациентам, клиентам);

2)«введение в эксперимент» - привлечение к сотрудничеству;

3)экспериментальная беседа, в которой проверяются рабочие гипотезы;

4)автобиографическая беседа, позволяющая выявитьжизненный путь человека (или историю группы);

5) сбор субъективного анамнеза (сведений о личности собеседника);

6) сбор объективного анамнеза (сведений о знакомых собеседника);

7) телефонная беседа («телефон доверия») как экстренная консультационно-психологическая помощь;

8) интервью - метод, переходный между беседой и опросом.

Перечисленные виды беседы выступают ведущими способами реализации соответствующих эмпирических методов - рациональной психотерапии, эксперимента, тестирования, биографического метода.

Опрос - это специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые им вопросы. Опросу в еще большей степени, чем беседе, свойственна асимметрия функций исследователя и исследуемого. Первый (корреспондент) занимает активную позицию задающего вопросы (опрашивающего). Второй (респондент) занимает реактивную позицию дающего ответы (опрашиваемого).

Специфика опроса как вербально-коммуникативного метода заключается в его значительной опосредованности и больших возможностях массового проведения. Опосредованность в первую очередь заключается в наличии между исследователем и респондентом специального «инструмента» общения - совокупности вопросов, обычно заранее подготовленной и оформленной в целостную систему, именуемую вопросником.

Опосредованность опроса является и предпосылкой его использования во всех разновидностях групповой формы исследования: собственно групповой, коллективной и массовой. Особое распространение в социологической и психологической практике нашла массовая форма опроса, когда исследователь получает информацию от сотен и тысяч респондентов.

Важной чертой опроса является его «фиктивный характер» и вытекающая из этого обстоятельства «беспоследственность ответа». Имеется в виду, что реакции (ответы) респондента не ведут ни к каким непосредственным последствиям или санкциям со стороны опрашивающего. Ситуации, обсуждаемые при опросе, это не актуально реальные ситуации, а воспроизводящиеся либо памятью, либо воображением. Это условные ситуации. Соответственно участие в опросе в принципе не приносит респонденту непосредственно ни пользы, ни вреда. И в значительной мере опрос имеет формальный характер.

Возможные опосредованные последствия, т.е. отсроченные во времени и исходящие не от опрашивающего, исключаются обычно анонимностью опроса. И если для интервью соблюсти анонимность удается не всегда, то для анкетирования анонимность - обычная норма.

Опрос, также как и беседу, необходимо рассматривать не просто как метод сбора данных об изучаемом объекте, но и как процесс человеческого общения. В опросе ответы получают «не от некоего среднего респондента, а от реальных живых людей, которые одних вопросов не замечают, других не понимают, на третьи отвечать не хотят». Отсюда вытекают те же требования к квалификации и личностным качествам опрашивающего что и к ведущему беседу: профессионализм, проницательность, контактность, чуткость. Но если эффект беседы зависит главным образом от ведущего, то плодотворность опроса в не меньшей, а зачастую даже в большей степени зависит от используемого инструмента. Таким инструментом является вопрос, задаваемый респонденту. Причем вопрос может быть сформулирован как в вопросительной форме, так и в повествовательной.

Опрос может применяться на любом уровне исследования: предварительное ориентирование в проблеме, разведка; основное исследование, обеспечивающее решение проблемы; контрольное исследование, подтверждающее, опровергающее, уточняющее или дополняющее результаты основного.

Опросные методы обычно сводят к двум основным типам:

1) опрос «лицом к лицу» - интервью и 2) опосредованный опрос - анкетирование.

Строго говоря, этот список следует дополнить третьей группой методов, а именно тестовыми личностными опросниками.

В обоих случаях главной проблемой выступает грамотное построение системы вопросов (вопросника).

Первое требование - логика построения вопросника: через него должна доставляться та информация, которая необходима по гипотезе исследования. Ответы респондентов должны помочь решить поставленные в исследовании задачи. А для получения именно таких ответов требуется задавать и соответствующие по содержанию и форме вопросы.

Второе требование к вопроснику - надежность получаемой с его помощью информации. Это обеспечивается предельной понятностью вопросов респондентам и откровенностью их ответов.

Для выполнения этих условий существует целый арсенал приемов конструирования вопросника в целом и формулировки отдельных вопросов.

1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

2. Нежелательно применение малораспространенных слов (в особенности иностранных), узко специализированных терминов, многозначных слов.

3. Следует стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы затрудняют их восприятие, понимание и запоминание.

4. К вопросам, касающимся малознакомых опрашиваемому тем, допустимо сделать небольшое предисловие в виде пояснения или примера. Но сам вопрос должен оставаться кратким.

5. Вопрос должен быть, насколько это возможно, конкретным. Лучше касаться отдельных случаев, конкретных предметов и ситуаций, чем абстрактных тем и каких-либо обобщений.

6. Если в вопросе содержатся указания или намеки на возможные ответы, то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпывающим. Если этого не добиться, то вопрос следует переформулировать так, чтобы не было никаких подсказок.

7. Вопросы не должны понуждать респондентов к неприемлемым для них ответам. Если с содержательной точки зрения этого избежать трудно, то необходимо так сформулировать вопрос, чтобы у опрашиваемого была возможность ответить без ущерба для себя, «без потери лица».

8. Формулировка вопроса должна предотвращать получение стереотипных ответов. Такие шаблонные, ни к чему не обязывающие ответы обычно очень слабо насыщены полезной для исследователя информацией.

9. Следует избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.

10. Недопустимы вопросы внушающего характера. Совершенно неприемлемы, например, такие формы: «Не согласны ли вы с тем-то?», «Не кажется ли вам, что...?».

К наиболее известным видам вопросов относятся следующие:

1) открытые - закрытые; 2) прямые - косвенные; 3) личные - безличные; 4) субъективные - проективные; 5) основные - контрольные; 6) трудные - легкие; 7) тенденциозные - нетенденциозные; 8) деликатные - обычные; 9) простые - сложные; 10) общие - частные; 11) информационные - вопросы на отношение; 12) основные и дополнительные.

Открытые, или неструктурированные, вопросы не предполагают никаких предписаний ни по форме, ни по содержанию ответов. Респондент отвечает в свободной манере.

Закрытые, или структурированные, вопросы предлагают сделать выбор из перечня приводимых вариантов ответа. Строго говоря, сами-то вопросы ни с содержательной, ни с формальной сторон ничем не отличаются от открытых. Разница лишь в том, что к вопросу «прикладывается» перечень возможных ответов, который и определяет «структурированность» реакции опрашиваемого.

Следовательно, ограничения, выражаемые термином «закрытый», накладываются не на вопросы, а на ответы.

Если перечень ответов к закрытому вопросу ограничен двумя альтернативными вариантами типа «да - нет», «согласен - не, согласен», то вопрос относят к разряду «дихотомических». Если же в перечне содержится больше двух вариантов ответов, то это - «вопрос с множественным выбором».

В первом случае перечень ответов предстает как оценочная шкала, обычно двухполюсная. Тогда следует соблюсти баланс противоположных оценок. Пример рекомендуемой уравновешенности оценок: к вопросу «Как вы относитесь к...?» прикладывается пятибалльная шкала «очень хорошо - хорошо - никак - плохо - очень плохо».

Констатирующий вариант множественного выбора предлагает набор не исключающих друг друга ответов. Например, к вопросу «Какие источники политической информации вы предпочитаете?» прилагается следующий перечень ответов: 1) пресса, 2) телевидение, 3) радио, 4) знакомые и друзья, 5) политические собрания, 6) слухи. Обычно опрашиваемого не ограничивают в числе выборов. В нашем примере количество возможных ответов будет от одного до шести. Здесь тоже есть одна опасность: влияние на выбор ответа его места в ряду. Опрашивающие обнаруживают тенденцию к предпочтению вариантов, стоящих в начале списка. Особенно этот эффект проявляется в письменных формах опроса (анкетировании). Для его нейтрализации в массовых опросах рекомендуется одной половине респондентов давать перечень ответов в прямой последовательности, а второй половине - в обратной.

Преимущества открытых вопросов:

1) создание более естественной обстановки, что располагает опрашиваемых к откровенности;

2) возможность получения более обдуманных ответов;

3) большие возможности и высокая вероятность отражения в ответах доминирующих мотивов, чувств, интересов, мнений.

Главный недостаток - трудности в обработке данных.

Деликатный вопрос - это вопрос, касающийся, по мнению респондента, тех сфер его жизни и его внутреннего мира, которые он не хотел бы раскрывать и освещать, либо считая их сугубо личными, либо полагая, что их обсуждение может нанести ему урон в глазах окружающих или в собственном мнении. Трудно ожидать искренних ответов на такие вопросы. Во многих случаях в силу внутренней неготовности респондента к ответу на этот вопрос он стремится уйти от ответа.

Деление вопросов на простые и сложные производится по критерию напряженности работы с ними респондента. Чем выше степень напряжения психических и физических сил человека при ответе, тем сложнее считается для него вопрос. Выработка ответа на сложный вопрос требует сосредоточенности, повышенных интеллектуальных и эмоциональных усилий, интенсивной волевой регуляции.

Различение общих и частных вопросов производится на основании степени их конкретности. Это может относиться к тематике вопросов, к уровню личной сопричастности респондента к обсуждаемому предмету, к выраженности высказываемых им в ответах оценок, мнений, отношений. Считается, что общие вопросы для респондента легче, поскольку не обязывают его к точным самоопределениям по отношению к предмету суждений, дают больший простор в выборе ответов, не требуют однозначных оценок, лояльнее к формулировкам ответов.

К дополнительным вопросам относятся те, которые направлены не на получение от респондента непосредственно интересующей по задаче исследования информации, а на способствование ее получению. Это как бы обслуживающие компоненты опроса. Без них практически невозможно наладить процесс общения с респондентом, обеспечить его эффективное восприятие и понимание многих основных вопросов, выяснить достоверность его ответов, уточнить отдельные процедурные и содержательные моменты опроса, получить дополнительную информацию, способствующую дальнейшей обработке и интерпретации данных.

Контактные вопросы - это первые обращения опрашивающего к опрашиваемому, налаживающие благоприятную атмосферу общения, заинтересовывающие респондента и располагающие его к исследователю. Как и в беседе, в опросе тоже «хорошее начало - не хуже победы». Обычно рекомендуется, чтобы контактные вопросы были простыми, общими и легкими.

Они вовсе не обязательно должны содержать искомую по задаче исследования информацию. Их главная цель - наладить контакт партнеров по опросу.

Интервью как единство беседы и опроса

Интервью является одновременно и беседой, и опросом. С беседой его сближает активное непосредственное устное речевое общение интервьюера с респондентом. Они ведут между собой интенсивный разговор на определенные темы.

Однако в отличие от истинной беседы интервью характеризуется значительно большей организованностью, целенаправленностью и асимметричностью функций собеседников. Даже если процесс интервьюирования «жестко не регламентирован, он все разно ведется по заранее разработанному четкому плану.

Цель интервью настолько определяет весь характер контакта исследователя с исследуемым, что, как считает А. Л. Свенцицкий, дает право называть его «нормированным» общением и даже «псевдообщением, мотивированным извне».

Специфика же интервью как опросного метода, отделяющая его от анкетирования, заключается в непосредственном характере взаимоотношений интервьюера и респондента, основанном на личном речевом взаимодействии.

Будучи одновременно беседой и опросом, интервью должно удовлетворять всем общим требованиям, предъявляемым к обоим этим методам.

ВКМ - группа психолог-х и, в частности, психодиагностич методов на основе речевого (устного или письмен) общения. К ВКМ относятся беседа, интервью и анкетирование. Интервью и анкетиров-е иногда объединяют общим названием – методы опроса. Делятся: 1)По хар-ру взаимосвязи иссл-ля и респондента различают а)очные и б)заочные методы. 2)По степени формализации: а) стандартиз (опросы) - проводятся по заранее подготовленному плану; б) нестандартиз (свободные), имеют только общую цель, в них не предусмотрен детально проработанный план. Сущ-ет также комбинация этих двух групп – полустандартиз опросы, когда часть вопросов и план точно определены, а другая часть – свободная. 3)По частоте проведения: а)одноразовые и б)многоразовые опросы. Наверно же на индивд-е и групп-е тоже делятся?

Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя чел путем ведения с ним тематически направленного разговора. Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в практич психологии, в частности в консультативной, диагност-й и психокоррекц работе. В деят-ти практич пс-га беседа часто играет роль не только профес-го метода сбора психол-ой инфы, но и средства информирования, убеждения, воспитания. Т.о. беседа наряду с самонаблюден-м явл-ся наиболее специфичным методом психологии. В процессе общения происходит восприятие людьми друг друга, понимание окружающих и своего «Я», поэтому метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего). Невербальная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и значима, чем информация вербальная. Нерасторжимая связь беседы с наблюдением – одна из характерных ее особенностей.

Слушание – активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к чел-ку, с кот беседуют. Умение слушать имеет два уровня. Первый уровень слушания – внешний, организационный, он обеспечивает правильное восприятие и понимание смысла речи собеседника, но недостаточен для эмоц понимания самого собеседника. Второй уровень – внутренний, эмпатийный, это проникновение во внутренний мир др чел, сочувствие, эмпатия. При ведении беседы различают техники рефлексивного и нерефлексивного слушания. Техника рефлексивного слушания заключается в управлении беседой с помощью активного речевого вмешательства исследователя в процесс общения. Рефлексивное слушание применяется для контроля однозначности и точности понимания исследователем услышанного. И. Атватер выделяет следующие основные приемы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Выяснение – это обращение к респонденту за уточнениями, помогающее сделать его высказывание более понятным. В этих обращениях исследователь получает дополнительные сведения или уточняет смысл высказывания. Перефразирование – это формулировка высказывания респондента в ином виде. Цель перефразирования – проверка точности понимания собеседника. Отражение чувств – это словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Подобные высказывания помогают респонденту почувствовать заинтерес-ть иссл-ля и внимание к собеседнику. Резюмирование - это подытоживание слушающим мыслей и чувств говорящего. Оно помогает закончить беседу, свести отдельные высказывания респондента в единое целое. При этом психолог получает уверенность в том, что адекватно понял респондента, а респондент осознает, насколько ему удалось передать свои взгляды иссл-лю. При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью молчания. Здесь значительную роль играют невербальные средства общения – контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение дистанции и т. п. И. Нерефлек-е слушание – достаточно тонкая техника, использовать ее надо осторожно, чтобы излишним молчанием не разрушить процесс общения.

Интервью – это В-К метод, основанный на непосредс-х ответах респондента на вопросы исследователя. По мнению одних авторов, интервью наиболее сходно с беседой, другие сближают интервью с анкетированием, вводя его в общую группу опросных методов. По степени формализации различают следующие типы интервью: свободное, стандартизированное, полустандартиз. Свободное интервью – это длительное собеседование без строгой детализации вопросов по общей программе. Такие интервью могут продолжаться до трех часов. Обычно они практикуются на стадии уточнения проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного вопросника, определена только тема. Получаемая в его ходе информация, как правило, ценна сама по себе и не нуждается в последующей статистической обработке. Группы опрашиваемых при свободном интервью невелики (10–20 человек), их ответы записывают с максимальной точностью.

Анкетирование Анкетирование – это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный вид опроса, в кот общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета – это объединенная одним исслед-ким замыслом система вопросов, направленных на выявление колич-качественных харак-ик объекта и предмета исследования. Для обобщения результатов применяют контент-анализ (анализ содержания).

65. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА. АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОФЕССИОГЕНЕЗА.

Психология труда на настоящий момент – отрасль прикладной пс.. кот. изучает пс-кие особенности ч-ка – профессионала, а так же отношение чел к работе.

Предметом пс труда являются психолог особенности деят-ти чел в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация труд процесса, механизм тр опыта, качество труда, адаптация чел к трудовым условиям.

Объектом является труд как специфич активность чел, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деят-ти.

Объект психологии труда – деятельность индивида в условиях производства.

Понятие работы. Работа – материально вознаграждаемая деят-ть чел, направленная на создание определенных благ. Работа – это труд чел, а под трудом понимается сознательная, целенаправл деят-ть, приложение людьми умственных или физических усилий для создания полезных продуктов либо для достижения положительных результатов производства при условии удовлетвор чел своих материальных и духовных потребностей.

Наличие или отсутствие работы влияет на статусные харак-ки л-ти, возможность реализации потенциала работника. Под работой также может подразумеваться невознаграждаемая финансовая деят-ть, но подкрепленная другими мотивами – желанием добиться известности, благодарности, удобств и т. д. Работой в общем смысле считают деят-ть, направленную на достижение определенного результата, и подразумевающую позитивную направл-ть.

Понятие безработицы. отсутствие работы на протяжении определенного периода времени у людей трудоспособного возраста (от 16 лет) и способных работать по состоянию здоровья. Затяжная безработица во многом влияет на моральное и физическое состояние работника, снижает его запросы и возможности найти достойное рабочее место. Зачастую, безработный ожидает помощи от др людей, полагается на чужие решения, сомневается в своей проф подготовке, уходит от решения проф проблем, и возможны даже подспудное нежелание и боязнь устроиться на работу, адаптация к отсутствию работы и отказ от ее поиска. Возможен другой вариант поведения безработного, кот харак-ся активной позицией, постоянный поиск работы, возможное переобучение и активная адаптация к условиям труда, новому коллективу.

Профпригодность – одновременное соответствие следующим требованиям: соотв –е требованиям профессии, соотв-е треб организации, треб-ям должности, тр руководителя, тр структурного подразделения,тр коллег.

Психол система проф д-ти (Модель шадрикова) : 1. мотивы трудовой д-ти (т.е. побудители – потреб-ти, страхи, убеждения, принципы)2. цели проф-ной д-ти (нормативные и индивид-е)3.компонентный состав действий и представлений о пограмме деят-ти в целом (Как я буду это достигать) А)нормотивный способ деят-ти – это сов-ть проф-х действий, кот должен владеть специалист; Б)Индивид. (норматив усваив-ся и формир-ся индивид) – это сов-ть способов и приемов, благодаря кот челк решает поставленные перед ним проф-ные задачи. Всегда удобен д/субъекта, но не всегда эффективен. (больш роль играет наставник, коллеги; формир-ся осозн и неосозн; компенсация слабых сторон сильными, маскировка- использ чужие ресурсы).4. критерии оценки эффектив-ти собств-х проф-ных действий. (сформиров-ть критериев зависит от: 1. уровень проф компетентности (у сверхкомпет крит оценки как правило выше чем у руковод) 2. Моральные качества.5. информац-я основа д-ти - это вся совокуп-ть инфы, кот ч использует для решения проф задач: *то, что он знает и помнит,* те инф-ные носители, кот чел пользуется, * другие люди. 3 этапа: а)актавное накопление инфы признаков о предмете д-ти; б)выбирает то что нравиться, остальные признаки в латентное состояние в) еще > уменьшение признаков, т к признаки выстраиваются в причин-следствен связи (контексты) (Классные диагносты своей д-ти) 6. принятие решений. А) интеллек-е, б) эмоц, в) волевые. Так же можно разделить на алгоритмические и вероятностные. Каждая проф-сия предполагает свои, а у чел склонность к своим определ-м стратегиям принития реш. 7. профессионально – важные качества - это те особенности чел, благодаря кот он достигает эффективности в своей работе. Уровни ПВК (Мерлин):1. физический 2.нейропсихологический, 3.психофизиологич 4.психологич 5.соц-психолог 6.соц 7.мировоззренческий. Чем > в проф-сии выражен интеллект-ый копмпонент, и < физический, тем сложнее выделить ПВК.