Презентация - морфологические нормы. Морфология

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э. .

Великие о речи… Для интеллигентного Неправильное человека дурно употребление слов говорить должно бы ведет за собой ошибки считаться таким же в области мысли и неприличием, как не потом в практике уметь читать и жизни. писать. Д. И. Писарев А. П. Чехов

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Нормалитературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: Неправильно: их слезай красивее ихний слазь красивше или более красивее трое студенток три студентки

существительных опасность представляют вариантные формы. 6 В форме И. п. мн. ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова, купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры, договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄, шоферы. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др. ;

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен. р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср. р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных 9 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов, хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген Акров, байтов, граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров, саперов, мичманов. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И. п. мн. ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Существительные среднего рода без ударения -ье Р. п. мн. ч. -ья 11 -ИЙ Р. п. мн. ч. Побережье - побережий, соленье - солений - ИЙ Оладья - оладий Плясунья- плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев Существительные среднего рода под ударением -ье Р. п. мн. ч. Ружье - ру΄жей -ья - ЕЙ Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий. слайд № 1 12. 02. 2018

Сущ. ср. р. в И. п. на –ЦЕ в Р. п. мн. ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце 12 полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р. п. мн. ч. у ряда сущ. ж. р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная окончание мягкое: богинябогинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое: баснябасен слайд № 1 12. 02. 2018

Способы образования сравнительной степени прилагательных Простая форма Сложная (составная) форма Образуется путём - при помощи суффикса –ЕЕ (- прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. ЕЙ): красивее – красивей; - при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; - при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше.

Превосходная степень Простая форма Сложная (составная) форма Образуется - при помощи суффиксов – - прибавлением к ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; - при помощи суффикса –Ш: высший, низший; - иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; - от других основ: хороший – лучший прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; - прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее

Обратите внимание! НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более умнее, наименее красивее. МОЖНО самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

Запомни! Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше.

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные Порядковые -обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; -различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р. п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т. п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И. , В. – полтора (м. , ср. р.), полторы (ж. р.) полтораста Р. , Д. , Т. , П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И. , В. – сорок, девяносто, сто Р. , Д. , Т. , П. – окончание –а.

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И. , В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем. . . 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

Следует запомнить обе оба обоих, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

Особенности употребления глаголов Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Инфинитив Ед. число Множ. число глядеть глядите ехать поезжайте лазать лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь лягте трогать трогайте класть кладите Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите

Особенности употребления местоимений Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму. НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас после простых предлогов типа в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н: к нему, у неё, за ней, около них. После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется: навстречу ему, вопреки ей.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) клади портфель 2) более семиста студентов 3) до две тысячи пятого года 4) её диплом Ответ: 2) более сем. Исот студентов 1) полутораста книгам 2) трое жеребят 3) ихний кабинет 4) наименее удобный. Ответ: 3) ИХ кабинет

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с шестьюдесятью миллионами 2) более трехсот заданий 3) положи на полку 4) скучаю по вам Ответ: 4) скучаю по ВАС 1) обеим старушкам 2) семеро нас 3) свойственен им 4) более модный. Ответ: 3) свойств. ЕН им

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте на пол 2) более мудрый старец 1) о ста странах 3) до одна тысяча 2) три аспирантки девятьсот семнадцатого года 4) шире реки Ответ: 1) ля. Гте на пол 3) к семидесяти двум 4) прибавить к девяностам трем. Ответ: 4) прибавить к девяност. А трем

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) самый скучный день 2) едь быстрее 1) о полтора тоннах 3) клади на стол 2) обоих друзей 4) грущу по вас 3) мокла под дождем Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее 4) легче всего. Ответ: 1) о пол. Утора тоннах

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) обеими руками 2) четверо ножниц 1) о трех поросятах 3) не лазейте по 2) наиболее деревьям 4) к их мнению Ответ: 3) не лаз. Айте по деревьям. ответственный пост 3) положи ручку 4) чудю на уроке. Ответ: 4) нельзя образовать!

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) около пятиста снимков 2) в течение тридцати семи минут 3) выложи на парту 4) самый яркий Ответ: 2) около пяти. СОТ снимков 1) семьюдесятью процентами 2) ехай вперёд 3) высох быстро 4) быстрейший спортсмен. Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ вперед

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) разрежь батон 2) попробуем 1) на обоих берегах 3) красивше всех 2) лягте на кушетку 4) более резкий крик 3) ответ медлен Ответ: 3) краси. ВЕЕ всех 4) более выше. Ответ: 4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ

Д. С. Лихачев Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э..

2 слайд

Описание слайда:

Великие о речи… Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев

3 слайд

Описание слайда:

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

4 слайд

Описание слайда:

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: их слезай красивее три студентки Неправильно: ихний слазь красивше или более красивее трое студенток

6 слайд

Описание слайда:

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

7 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

8 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

9 слайд

Описание слайда:

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов.

10 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

11 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Существительные среднего родабез ударения -ье -ья Р.п. мн.ч.-ИЙ Р.п. мн.ч.- ИЙ Побережье - побережий, соленье - солений Оладья- оладий Плясунья-плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья-хлопьев Существительныесреднего рода под ударением -ье -ья Р.п. мн.ч. - ЕЙ Ружье -ру΄жей Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий.

12 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯ стоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое:басня-басен

13 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

14 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

15 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

16 слайд

Описание слайда:

НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Обратите внимание! Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

17 слайд

Описание слайда:

Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше. Запомни!

18 слайд

Описание слайда:

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

19 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

20 слайд

Описание слайда:

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён числительных

21 слайд

Описание слайда:

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

22 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.

23 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

24 слайд

Описание слайда:

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

25 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

26 слайд

Описание слайда:

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

27 слайд

Описание слайда:

оба обе обоих, обоим, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеим, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам Следует запомнить

28 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

29 слайд

Описание слайда:

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Особенности употребления глаголов Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите Инфинитив Ед.число Множ.число глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазай лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте класть клади кладите

Слайд 1

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

Готовимся к ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

Слайд 2

Образование падежных форм числительных:

Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

Слайд 3

У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

Слайд 4

1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

Слайд 5

Употребление собирательных числительных:

Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Слайд 6

Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

Слайд 7

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Слайд 8

Слайд 9

Образование некоторых форм имен существительных:

При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Слайд 10

Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Слайд 11

В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Слайд 12

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:

Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

Слайд 14

Образование степеней сравнения наречий:

При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

Слайд 15

Образование некоторых глагольных форм:

В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

Слайд 16

Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

Слайд 17

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

Слайд 18

Образование и употребление форм местоимений:

Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

Слайд 19

Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

Слайд 20

Слайд 21

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами

Слайд 2

Что такое грамматика

Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Слайд 3

Ответьте на вопросы:

Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Слайд 5

Имя существительное.

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Слайд 6

Род имен существительных

Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Слайд 7

Существительные общего рода

Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Слайд 8

Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Слайд 9

Род сущ., обозначающих профессии

Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Слайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Слайд 11

Род несклоняемых существительных

М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Слайд 12

Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК,Онтарио, МИД

Слайд 13

Число имен существительных

Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Слайд 14

Запомните!!!

Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Слайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч.

Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Слайд 17

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени прилагательного

Слайд 18

Степени сравнения имен прилагательных

Вспомните, как образуются степени сравнения имен прилагательных. Образуйте от данных ниже прилагательных все возможные формы степеней сравнения: сильный, красивый, деловой, твердый, ловкий, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, хромой

Слайд 19

Запомните:

соединение в одной конструкции простой и составной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения: более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д. Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

Слайд 20

Употребление краткой и полной формы имени прилагательного.

Зависимые слова могут быть только при краткой форме имен прилагательных: В течение месяца сестра была больна (чем?) гриппом. Нельзя: «больная гриппом». Полная и краткая форма не употребляются одновременно в качестве однородных членов предложения. Нельзя говорить и писать: Молодой человек солидный и весьма умен. Исправьте ошибку.

Слайд 21

Краткая форма на –ен (а не –енен)!!!

Бессмысленный – бессмыслен Бездейственный – бездействен Бесчисленный – бесчислен Величественный – величествен Двусмысленный – двусмыслен Злокачественный – злокачествен Искусственный – искусствен Мужественный – мужествен Невежественный – невежествен и др.

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

УРОК- презентация С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка». Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории слайд №1

Cлайд 2

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов слайд №1

Cлайд 3

Важнейшие качества хорошей речи Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность слайд №2

Cлайд 4

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка слайд №3

Cлайд 5

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка слайд №4

Cлайд 6

Языковые нормы речи Орфоэпические Нормы словообразования Морфологические Синтаксические Лексические Стилистические Орфографические Пунктуационные слайд №5

Cлайд 7

Cлайд 8

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи. формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных; разграничение функциональных омонимов. слайд №7

Cлайд 9

Эпиграфы урока Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев. слайд №9

Cлайд 10

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения. слайд №10 1группа Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями 2группа Пони,шимпанзе, цеце, какаду, иваси 3группа Мисс, фрейлейн, денди, леди,кутюрье 4группа Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби 5группа СНГ,ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ 6группа Луна-парк, плащ-палатка,женщина-посол

Cлайд 11

Группа 1. слайд №11 слова род определение Кашне Средний Шелковое Кимоно Средний Яркое Торнадо Мужской Разрушительный Хинди Мужской Трудный Салями Женский Вкусная

Cлайд 12

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие. слайд №12

Cлайд 13

Группа 2 слайд №13 слова род определение Пони Мужской Ласковый Шимпанзе Мужской Огромный Цеце Женский Редкая Какаду Мужской Яркий Иваси Женский Вкусная

Cлайд 14

2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба). слайд №14

Cлайд 15

Группа 3 слайд №15 слово род определение Мисс Женский Юная Фрейлейн Женский Очаровательная Денди Мужской Чопорный Леди Женский Старая Кутюрье Общего рода Известный

Cлайд 16

3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье. слайд №16

Cлайд 17

Группа 4 слайд №1 слово род определение Онтарио Средний Знаменитое «Таймс» Женский Ежедневная Сухуми Мужской Солнечный Конго Женский Полноводная Гоби Женский Безжизненная

Cлайд 18

4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.) слайд №1

Cлайд 19

Группа 5 слайд №1 слово род Глагол СНГ Средний Образовано ООН Женский Заявила МГУ Мужской Объявил ГЭС Женский Запущена ФСБ Женский Предупредила

Cлайд 20

Группа 6 слайд №1 слово род определение Луна-парк Мужской Интересный Плащ-палатка Женский Брезентовая Женщина-посол Женский Красивая

Cлайд 21

5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам: Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.); Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.). слайд №1

Cлайд 22

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями; б) не прекословьте; в) эта ткань более светлее; г) килограмм помидоров. 2. а) к две тысячи восьмом году; б) положьте на полку; в) много вишен; г) опытные шоферы. 3. а) несколько помидор; б) очень озяб; в) до две тысячи двадцать второго года; г) старые профессора. 4. а) у обоих девушек; б) свыше четырех тысяч метров; в) несколько юношей; г) попробую. 5. а) пара туфель; б)несколько полотенец; в)опытные доктора; г) около пятиста километров. 6. а)сильнейший борец; б)здоровые дёсна; в)сорока рублями; г)несколько цапель. слайд №1

Cлайд 23

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных слайд №1 Образование степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень Превосходная степень простая составная простая составная -Е, -ЕЕ -ЕЙ -ШЕ БОЛЕЕ МЕНЕЕ + исходная форма прилагательного -ЕЙШ- -АЙШ- САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ ВСЕГО ВСЕХ + исходная форма прилагательного

Cлайд 24

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

Cлайд 25

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов. слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение:солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или -ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯстоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯстоит согласная окончание твердое:басня-басен Сочетаемость собирательных числительных слайд №1 Собирательные числительныесочетаются Собирательныечислительныене сочетаются с сущ. м.р. и общего рода,называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот 1. с сущ., обозначающими лиц женского пола:две девушки, но нельзяговорить:двое девушек. 2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток 2. с сущ. м.р., называющих животных:двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат) 3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двоедетей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц. 4. с личными местоимениями:нас двое, их было пятеро. 5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц:вошли двое, трое неизвестных.

Cлайд 30

Использованная литература: А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010г А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009г Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008г Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г слайд №1