Объединение кастилии и арагона. История королевства арагон Рождение Изабеллы Кастильской

В пиренейских государствах раньше, чем в других странах Западной Европы, появились сословно-представительные учреждения. Это объясняется высокой политической активностью привилегированных сословий и городов, вызванной реконкистой. В ходе освободительной борьбы возникли местные законы и обычаи, возросла политическая роль дворянства и горожан, приобрела привилегии знать. Королевская власть нуждалась в поддержке всех этих влиятельных сил и вынуждена была считаться с их правами и привилегиями. Нередко она оказывалась в полной зависимости от сословно-представительных учреждений.

Раньше всего возникли кортесы в Леоне, объединенном в одно королевство с Кастилией. Это произошло в 1188 г., в правление короля Альфонса IX, когда наряду со светскими и духовными феодалами в королевской курии стали заседать и представители городов. С 1250 г. начали регулярно собираться кортесы и в Кастилии. В Каталонии кортесы с участием представителей городов функционировали с 1218 г., в Арагоне - со второй половины XIII в. В это же время оформились кортесы в Португалии и Наварре. В состав кортесов обычно входили представители трех сословий - духовенства, дворянства и горожан. В Арагоне в кортесах были представлены четыре сословия - феодальная знать, дворяне, духовенство и представители некоторых городских муниципалитетов. В состав городской курии кастильских кортесов первое время входили и представители свободных крестьянских общин - бегетрий.

Кортесы обладали более широкими правами, чем сословно-представительные органы в других западноевропейских странах. Они имели не только финансовые функции, но участвовали в законодательстве и вмешивались в вопросы престолонаследия. Арагонские кортесы принимали присягу от короля в том, что он будет уважать обычаи (фуэрос) страны. Кастильские кортесы устанавливали бюджет королевского двора. Члены кортесов пользовались здесь «парламентской неприкосновенностью».

Два наиболее крупных государства Пиренейского полуострова - Кастилия и Арагон объединились в 1479 г. в единое Испанское королевство в результате династического брака Фердинанда Арагонского с Изабеллой Кастильской. Это объединение отвечало интересам кастильских и арагонских феодалов, так как предстояла общая борьба против арабов, удерживавших еще область Гранады. В то же время кастильское дворянство и города были заинтересованы во внешних рынках, которыми владел Арагон в бассейне Средиземноморья. Династическая уния оказалась прочной и привела к созданию единого государства, потому что население обоих королевств, несмотря на местные различия, составляло в основном уже единую этническую общность - испанскую народность.

К концу XV в. королевская власть в Испании значительно окрепла. Хотя каждое из королевств продолжало первое время сохранять свою автономию (отдельный король и отдельные кортесы), привилегии феодальной знати как в Кастилии, так и в Арагоне были нарушены. Ей было запрещено вести частные войны, чеканить монету. Земли мятежных феодалов были конфискованы в пользу короля. В борьбе со знатью королевская власть опиралась на города и их военную силу.

Католические короли (так называли Фердинанда и Изабеллу) подчинили церковь и использовали ее в качестве орудия абсолютизма. Фердинанд получил от папы магистерство над всеми духовно-рыцарскими орденами и конфисковал их богатые земельные владения. В 1480 г. в Испании была введена инквизиция, всецело служившая интересам государственной власти. Под ее неусыпным надзором находилось все население страны, но больше всего обращенные в христианство мавры и евреи. Суду инквизиции мог быть подвергнут по тайному доносу любой испанец, подозреваемый в инаковерии или инакомыслии. С помощью инквизиции подавлялась всякая политическая оппозиция.

Укрепив власть внутри страны, испанские короли начали войну против Гранадского эмирата. В 1492 г. после длительной осады Гранада пала и юг страны был присоединен к Испанскому королевству. Маврам обещали сохранить их вероисповедание, однако эти обещания были сразу же нарушены. Начались религиозные преследования мусульман и евреев, что вызывало восстания с их стороны. Многие покидали Испанию и переселялись в Африку. Это привело к хозяйственному упадку некогда цветущего юга страны.

В конце XV в. в Испании в основных чертах уже сложилась абсолютная монархия. Могущественная феодальная знать была усмирена и превратилась в придворную аристократию. Кортесы лишились прежнего влияния и созывались редко. Управление государством осуществлялось с помощью бюрократического аппарата. Однако в отличие от других абсолютистских западноевропейских государств Испания не превратилась в строго централизованное национальное государство. Сохранялась сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность.

Вконтакте

Они оба происходили из династии Трастамара и были троюродными братом и сестрой, оба происходили от Хуана I Кастильского; в связи с этим они получали разрешение на брак у папы Сикста IV.

Титул католических королей они получили в 1496 г. от римского папы Александра VI, уроженца Испании.

Свадьба состоялась 19 октября 1469 г. в Вальядолиде; Изабелле было 18 лет, Фердинанд был на год младше.

Благодаря их браку в одной семье объединились две короны - Арагонская и Кастильская.

Несмотря на то, что многие историки, например Джон Эллиот, считают, что объединение Испании началось с заключения брака Фердинанда и Изабеллы, нет никаких исторических обоснований, что при их правлении Испания уже стала единой монархией.

Кастилия и Арагон ещё долгое время оставались независимыми государственными образованиями.

Двор Фердинанда и Изабеллы постоянно переезжал, чтобы пользоваться поддержкой со стороны отдельных феодалов.

Наследственные права

Изабелла унаследовала трон Кастилии от своего сводного брата Энрике IV по Договору у Быков Гисандо.

Она стала королевой Кастилии в 1474 г. Её племянница, Хуана Кастильская, предприняла попытку захватить трон с помощью португальского короля Афонсу V, начав войну за кастильское наследство.

Если вопрос о легитимности притязаний Хуаны на трон был спорным, то Изабелла смогла доказать свои права.

Сторонники Изабеллы смогли найти выход из положения благодаря поддержке со стороны Фердинанда Арагонского, и война официально закончилась в 1479 г. Алкасовашским договором.

Фердинанд стал королём Арагона в 1479 г.

Благодаря этому браку оба королевства объединились под правлением одной семьи, что положило начало созданию современной Испании, однако они правили в своих королевствах самостоятельно, оба королевства имели собственные законы и правительства ещё несколько столетий.

Внутренняя политика

Католические короли предпринимали все усилия для укрепления королевской власти в Испании. Для достижения этой цели они создали Святую Эрмандаду.

Это были отряды городской милиции, содержавшиеся за общественный счет и созданные для охраны порядка. Кроме того, с их помощью Католические короли пытались контролировать дворянство.

Была проведена судебная реформа, создан Королевский совет и назначены магистраты (судьи) для управления городами. Это укрепление королевской власти стало одним из важнейших шагов на пути к созданию одного из первых в Европе сильных национальных государств.

Изабелла также предпринимала различные меры для уменьшения влияния Генеральных кортесов в Кастилии, однако Фердинанд уважал каталонские обычаи и сам был каталонцем, и не проводил аналогичных мероприятий в Арагонском королевстве.

Даже после его смерти и при объединении корон под правлением одного монарха Арагонские, Каталанские и Валенсианские кортесы (кат. corts ) сохраняли значительное влияние в своих регионах.

В дальнейшем правление монархов продолжалось в форме средневекового контрактуализма, который имел два характерных проявления.

Первое - Католические короли постоянно переезжали по своей стране из города в город, что, несомненно, повышало лояльность их подданных, а не осуществляли руководство страной из одного-единственного административного центра.

Второе проявление было в том, что каждая община или провинция могла связываться с ними напрямую, минуя бюрократические преграды.

Фердинанд и Изабелла известны как монархи, объединившие Испанию и открыли новую главу её истории.

Католические короли стремились к достижению своей цели - завершению на и завоеванию мусульманского Гранадского эмирата.

Серия военных кампаний, известная как Гранадская война, началась с нападения на Альхама-де-Гранаду. Этим нападением руководили два андалузских дворянина, Родриго Понсе де Леон и Диего де Мерло.

Город пал под натиском андалузских войск в 1482 г.

Помощь в Гранадской войне оказал папа Сикст IV, передавший десятину и введший крестовый налог для финансирования военных расходов.

Через 10 лет после множества кровопролитных битв Гранадская война закончилась в 1492 г., когда эмир Боабдиль передал ключи от кастильским солдатам.

Изгнание нехристиан и инквизиция

Фердинанд и Изабелла приказали изгнать из Испании всех и евреев.

Переход в католицизм позволял избежать изгнания, однако между 1480 и 1492 г. сотни сменивших религию (марранов и морисков) были обвинены в тайном соблюдении обрядов их прежней религии (крипто-иудаизме) и арестованы, заключены в тюрьмы, подвергнуты пыткам и во многих случаях казни на костре, как в Кастилии, так и в Арагоне.

Инквизиция была создана ещё в XII в. папой Луцием III для борьбы с ересью на юге современной Франции.

Католические короли решили ввести инквизицию в Кастилии и запросили разрешения у папы. 1 ноября 1478 г. папа Сикст IV опубликовал буллу Exigit sinceræ devotionis, которой учредил Инквизицию в королевстве Кастилия; впоследствии её полномочия распространились на всю Испанию.

Буллой монархам было дано исключительное право назначать инквизиторов.

Во время правления Католических королей и в дальнейшем Инквизиция активно преследовала людей за такие преступления как крипто-иудаизм, ересь, протестантизм, богохульство и многожёнство.

Последний процесс по крипто-иудаизму состоялся в 1818 г.

В 1492 г. Фердинанд и Изабелла приказали создавать закрытые кварталы для иноверцев, которые впоследствии получили название «гетто».

Эта сегрегация, обычная для того времени, также способствовала усилению давления на евреев и других нехристиан путём повышения налогов и социальных ограничений.

В итоге в 1492 г. по Альгамбрскому декрету испанские евреи получили от королей четыре месяца для того, чтобы перейти в католицизм или покинуть Испанию.

Десять тысяч евреев было депортировано из Испании в Португалию, Северную Африку, Италию и Османскую империю.

Позже в 1492 г. Фердинанд написал письмо в адрес евреев, покинувших Кастилию и Арагон, в котором он приглашал их вернуться в Испанию в том и только в том случае, если они станут христианами.

Открытие новых земель

Католические короли отправили экспедицию Христофора Колумба, получившего от них титул Адмирала Моря-Океана, который открыл Новый Свет для европейцев.

Первая экспедиция Колумба, в которой он достиг Индий, ознаменовалась высадкой на Багамские острова 12 октября 1492 г.

Он высадился на острове Гуанахани и назвал его Сан-Сальвадор. В дальнейшем он продолжил плавание к Кубе (назвав её Хуана) и открыл остров Гаити, дав ему имя Эспаньола.

Второе путешествие началось в 1493 г., в этот раз он открыл целый ряд островов Карибского архипелага, включая Пуэрто-Рико. Теперь его главной целью была колонизация открытых земель, для чего он взял с собой около 1500 человек.

Колумб вернулся из своей последней экспедиции в 1498 г., открыв Тринидад и побережье современной Венесуэлы.

Эти открытия и последующая колонизация и завоевания на Американском континенте всего через несколько десятилетий принесла огромные богатства Испании, и внесла значительный вклад в превращении Испании в самое могущественное европейское государство.

Смерть

Изабелла умерла в 1504 г. Фердинанд вторично женился на Жермен де Фуа; он умер в 1516 г.

Фотогалерея




Дата окончания: 1516

Полезная информация

Католические короли
исп. Los Reyes Católicos

Дети и брачные альянсы

Изабелла стремилась обеспечить долгосрочную политическую стабильность Испании, заключая политические браки всех своих пятерых детей; политическая безопасность была важна для страны, которая играла всё большую роль на европейской арене.

Её первенец, дочь Изабелла, вышла замуж за португальского принца Афонсу, образовав важную связь между соседними странами, которая дала возможность рассчитывать на мир и будущий альянс между ними.

Хуана, вторая дочь Изабеллы, вышла замуж за Филиппа, сына императора Священной Римской империи Максимилиана I.

Этот удачный альянс с могущественной Священной Римской империей впоследствии значительно расширил территории, подконтрольные испанским монархам и обеспечил политическую безопасность.

Первый и единственный сын Изабеллы Хуан женился на Маргарите Австрийской, укрепив династическую связь с династией Габсбургов, союз с которой его родители считали очень важным.

Четвёртый ребёнок, Мария, вышла замуж за португальского короля Мануэла I, снова создав династическую связь с Португалией после смерти своей старшей сестры Изабеллы, которая была в своём втором браке за Мануэлом.

Пятый ребёнок, Екатерина, сначала вышла замуж за Артура, принца Уэльского, а после его безвременной смерти за Генриха VIII, короля Англии, став матерью будущей английской королевы Марии I.

Девиз и эмблема

Девизом Католических королей был «Tanto monta, monta tanto».

Этот девиз был придуман Антонио де Небрихой и либо был аллюзией на гордиев узел: Tanto monta, monta tanto, cortar como desatar («Результат един, разрубить или развязать»), и (или) говорил о равноправии монархов: Tanto monta, monta tanto, Isabel como Fernando («Всё едино, Изабелла — то же, что и Фердинанд»)

Их символом было el yugo y las flechas, ярмо, возможно с аллюзией на гордиев узел, и фасции из стрел. Y и F инициалы Изабеллы (Ysabel в архаичном написании) и Фердинанда.

Для укрепления порядка в стране Изабелла создала нечто вроде специальной полиции, поддерживаемой каждым городом или деревней. Она хотела очистить страну от захлестнувшей ее преступности, которая всегда растет в кризисных условиях. И она быстро добилась этого, но какой ценой! За малейшую кражу отрубали руку или казнили. И трупы оставались висеть на деревьях в назидание другим. Королева не упускала случая председательствовать на процессах то здесь, то там.

В это время королева Изабелла говорила, что для нее приятнее всего четыре вещи: воин на поле битвы, епископ в соборе, красивая дама в постели и вор на виселице.

Но все это она делала уже одна, так как Фердинанд в это время находился в Барселоне, где 19 января 1479 года скончался его отец - Хуан II Арагонский - и нужно было позаботиться о получении причитавшегося ему трона.

В том же 1479 году Фердинанд стал королем, а Изабелла - королевой Арагона. С этого момента обе короны объединились в двойную монархию.

Историк Кристиан Дюверже дает нам следующие пояснения: «Фердинанд… занял трон Арагона. Две короны соединились. Помимо собственно Арагона с центром в Сарагосе его Короне принадлежали Каталония - бывшее королевство Валенсия, Балеарские острова и Сицилия. Эти территории с миллионным населением присоединились к Кастилии, в которой в 1479 году проживало четыре миллиона человек, не считая жителей Наварры и Гранады. Новое образование на карте Европы, ставшее Испанией Фердинанда и Изабеллы, пока еще мало что представляло по сравнению с Францией с ее тринадцатью или четырнадцатью миллионами жителей. Но Испания могла соперничать с Северной Италией (5,5–6 миллионов человек), Англией (3 миллиона) или Нидерландами (2,5–3 миллиона). Германия того времени демографически была незначительнее Португалии (около одного миллиона жителей).

Но хотя на бумаге Испания 1479 года, ставшая плодом удачного брака, наследства и победы в гражданской войне, обрела свое существование, она все еще была скорее абстракцией, нежели реальностью. И в Арагоне, и в Кастилии сохранялось собственное внутреннее устройство, и в пределах этих „границ“ каждая провинция стремилась подчеркнуть свою самобытность. В Кастилии сосуществовали Галисия, Астурия, Страна Басков, Леон, Эстремадура, Андалусия, Кордова, Хаэн, Мурсия и Толедо, которые составляли вокруг Бургоса, столицы Старой Кастилии, весьма неустойчивое образование. В Арагоне дела обстояли не лучше: каталонцы ревностно культивировали свой партикуляризм, тогда как в Валенсии, отличавшейся сильной концентрацией морисков , витал дух мятежа. К этому надо еще добавить независимую позицию и военную силу дворян, засевших в своих поместьях, экономическую мощь духовно-рыцарских орденов, вольности, дарованные городам, университетские свободы и безнаказанность разбойников с большой дороги… Что же еще осталось от королевской власти?»

У М. В. Барро в очерке о Торквемаде читаем: «Два самых больших королевства Испании соединились, таким образом, в одно политическое целое, хотя первое время номинально».

Тем не менее оба королевства еще определенное время продолжали сохранять автономию.

Историк Жан Севиллья по этому поводу пишет: «Кастилия и Арагон сохранили свои институты власти, свои деньги и свои языки (кастильский потом возьмет верх), и их короны оставались раздельными до XVIII века. Личная уния Изабеллы и Фердинанда, однако, стала пусковым механизмом для образования Испании. Именно Католические короли - это название было им даровано папой Александром VI - дадут стране усиление государства, внутренний мир, усмирение дворянства и новое социальное равновесие. Это решающие вещи, без которых продолжение испанской истории не могло бы быть написано».

Таким образом, сам по себе брак между Изабеллой и Фердинандом еще не был рождением национального государства Испании. И все же именно с этих пор большая часть Пиренейского полуострова оказалась объединена в двойную монархию с двумя равноправными правителями (в 1474 году Изабелла и Фердинанд стали королевой и королем Кастилии, а с 1479 года - королевой и королем Арагона и Валенсии, а также соответственно графиней и графом Барселонскими).

В этой двойной монархии Кастилия была лидером: в ней проживало намного больше жителей, на Кастилию приходилось 65 процентов совместной территории, да и жила королевская чета почти исключительно в Кастилии (для управления арагонскими делами назначался вице-король или регент, а с 1494 года также особый совет при дворе).

Мориски (исп. moriscos) - так называли принявших крещение мавров.


Реконкиста XI-XIII вв.

Период с середины XI до середины XIII в. был временем решающих военных успехов Реконкисты. Раздробленные мавританские владения явились сравнительно легкой добычей христианских государей. Так, в 1085 г. кастильцы заняли Толедо - крупнейший город Центральной Испании, бывшую столицу вестготов. В начале XII в. арагонцы овладели Сарагосой. В 1147 г. был взят Лиссабон. В руках христиан к концу XII в. находилась большая часть территории полуострова. Тем не менее продвижение их на юг было медленным, Это объясняется рядом обстоятельств. Среди христианских государств не было единства. Объединение Леона и Кастилии было непрочным. Окончательно объединение Кастилии и Леона произошло только в 1230 г. Другим фактором, сдерживавшим продвижение Кастилии и Арагона на юг, было военное вмешательство берберов Северной Африки. Важнейшим обстоятельством, определявшим темпы Реконкисты, была объективная возможность подчинения и колонизации захваченных земель. При дефиците людских ресурсов приобретение земель, которые некем было заселить, не создавало стимулов к новым захватам. Поэтому с XI в. частым явлением становится не завоевание а превращение в данников, ежегодно выплачивавших Кастилии и Арагону огромные суммы. В силу названных обстоятельств Реконкиста в XI-XIII вв. осуществлялась не постепенно и плавно, а как бы скачками. Ее главные победы пришлись на первую половину XIII в. В начале века Кастилии удалось урегулировать свои отношения с соседями, в 1212 г. ее король Альфонс VIII во главе союзного войска наголову разбил берберов при Лас Навас де Толоса.

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV-XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон и Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз - «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия.

Таким образом, во второй половине XIII в. в руках мавров на Пиренейском полуострове осталась лишь Гранада с прилегающей к ней территорией. Она уже не представляла серьезной опасности для христианских государств. Реконкиста приостановилась до конца XV в.

Реконкиста оказала существенное влияние на политическую организацию пиренейских стран. Внешняя опасность, а позже необходимость консолидации господствующего класса для осуществления совместных завоеваний препятствовали развитию феодальной раздробленности. С XI в. в Леоно-Кастильском королевстве монархия окончательно приобретает наследственный характер. В борьбе с мятежными феодалами короли могли использовать финансовые ресурсы вассальных мусульманских территорий, военные формирования городов, помощь многочисленных кабальеров и идальгос. Однако полномочия королевских должностных лиц на территории государства все же существенно ограничивались привилегиями крупных светских сеньоров, церкви и орденов, с одной стороны, и правами сельских и особенно городских общин - с другой.