Картотека заданий по дифференциации звуков. Интерактивная игра «Дифференциация звуков З-С-Ц Картотека игр по дифференциации звуков с ш

С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

2. «Запомни, повтори»


4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

2. «Запомни, повтори»


4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

1. Проговаривать

С – Ш 3


2. «Добавь слог СА или ША»


3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок

4. придумай предложения со словами:

- пшенный суп

- сладкие плюшки.



1. «Запомни, повтори»

С – Ш 4


3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- с уш ить дедуш кины с апоги

4. «Запомни, повтори»

Саша – шелест – слушать

спешка – страшно – шесть

сушка – стёклышко - шоссе

1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:

С – Ш 5


2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка

3. «Путаница» - составить из слов предложения:

  1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
  2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
  3. школа, утро, Соня, спешить, в - …
  4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
  5. машина, шоссе, нестись, по - …

4. Выучить

С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.

Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.

1. - Послушай рассказ.

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».

Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

Дифференциация звуков [ж] – [з] в словах

1. Повтори слова.

1.1. Жал – зал,

жалей – залей,

вяжу – везу,

разок – рожок,

лизать – лежать,

жевать – зевать,

кожа – коза,

наживать – называть.

1.2. Заграждение, жалюзи, жезл, железнодорожный, завизжать, зажим, зажать, железяка, зажмурить, заворожить, заждаться, загруженный, зажаренный, зарубежный, визажист залежалый, обезжиренный, заезжий, заряженное, безжизненный, железа, заржаветь, заржать, залежи, зажигать.

  1. Рассмотри картинки.

Назови сначала слова, в которых есть звук [ж], а затем слова, в которых есть звук [з].

Назови слова, в которых звук [ж] находится в начале и в середине слова.

Назови слова, в которых звук [з] находится в начале и в середине слова.

Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.

Образец. Крыжовник, ежевика – ягоды.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Жаба – зонт – железо.

Жора – Зоя – жук.

Зубы – желудь – замок.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Жаба – зонт – ужи (2-1-2).

Мимоза – железо – жук (3-3-1).

ажигалка – зубы – жара (4-2-2).

  1. Продолжи по образцу.

5.1. Образец. Кружить – закружить.

Бежать – (забежать),

визжать – (завизжать),

жать – (зажать),

ржать – (заржать),

ржаветь – (заржаветь),

ворожить – (заворожить),

жмуриться – (зажмуриться),

журчать – (зажурчать),

жечь – (зажечь),

жужжать – (зажужжать).

5.2. Образец. Жать – разжать.

Жевать – (разжевать),

жечь – (разжечь),

жаловать – (разжаловать),

нежиться – (разнежиться).

  1. Игра «Скажи одним словом».

Предметы, лежащие в нужном порядке, – (разложенные).

Механизмы, выведенные из рабочего состояния, – (разлаженные).

Человек, чей сон нарушили, – (разбуженный).

  1. Игра «Чей предмет?».

Глаза Жени – (Женины глаза).

Жилетка Зои – (Зоина жилетка).

Ружье Захара – (Захарово ружье).

Зонт Жанны – (Жаннин зонт).

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Жал – зал,

рожок – разок,

лежать – лизать.

  1. Рассмотри картинки и скажи, о чем (о ком) мы так говорим.

Жизнерадостный – (человек),

заряженное – (ружьё),

заложенный – (фундамент),

зажаренная – (рыба),

заснеженная – (дорога),

замороженные – (ягоды).

10. Сосчитай до пяти.

Одна зажигалка (две, три, четыре зажигалки, пять зажигалок).

Один жезл (два, три, четыре жезла, пять жезлов).

11. Игра «Хитрые слова».

11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [ж]? Печь – (жечь),

вил – (жил),

зал – (жал),

руки – (жуки),

Сеня – (Женя),

пора – (жара).

11.2. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [з]? Бал – (зал),

шубы – (зубы),

соя – (Зоя),

комок – (замок),

накат – (закат),

греть – (зреть),

майка – (зайка),

рвать – (звать),

лайка – (зайка).

11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого звука?

Лежи – (ежи),

газон – (озон),

лужи – (ужи),

грозы – (розы),

дрожать – (рожать),

глаза – (лоза).

11.4. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Пожар – (жар),

лизал – (зал),

визжал – (жал),

дружил – (жил),

При поступлении в школу иногда дети меняют местами звуки или заменяют их другими. Это отражается на качестве письменной речи. Поэтому воспитатель, совместно с учителем-логопедом проводит работу по автоматизации и дифференциации звуков. Педагог может использовать разные карточки, звуковые часы, разучивать с детьми стихи и речёвки, а так же использовать интерактивные игры. Интерактивная игра «Дифференциация звуков З-С-Ц» направлена на закрепление умения детей чётко произносить эти звуки, развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слове и т.д.

Интерактивная игра «Дифференциация звуков З-С-Ц» — развивающие задания для детей

Работая с подгруппой детей и интерактивной доской можно предложить следующие задания: произнести слова, чётко проговаривая заданный звук, сложить на полку только те предметы, в названии которых есть звук «З», подобрать пары к словам, в которых встречаются звуки «С, Ц», придумать как можно больше слов, в которых определить место необходимых звуков.


Так же в игре есть задания типа повтори скороговорки и отгадай загадки. Интерактивная игра «Дифференциация звуков З-С-Ц» может сделать процесс речевого развития интересным и лёгким, а использование игр в образовательной деятельности позволяет добиться более высоких результатов.

Чистоговорки для закрепления звуков «З, С, Ц»

Ас-ас-ас — продаётся квас.
Ас-ас-ас — мама нам купила квас.
Аc-ac-ac — у нас дома квас.
Ас-ас-ас — вкусный очень этот квас.
Ас-ас-ас — у нас ананас.
Ас-ас-ас — у нас свет погас.
Ас-ас-ас — свет в окне погас.

Ес-ес-ес — мы пошли в лес.
Ис-ис-ис — я играл на бис.
Ис-ис-ис — цветок любимый мой ирис.
Иска-иска — на столе миска.

Ос-ос-ос — в саду много ос.
Ос-ос-ос — на палубе матрос.
Ось-ось-ось — в лесу лось.

Ус-ус-ус — на ёлке много бус.
Ус-ус-ус — у Лены много бус.
Ус-ус-ус — у Сони кактус.
Ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс.
Ась-ась-ась — уплыл карась.
Ись-ись-ись — ты играть учись.
Усь-усь-усь — я играть учусь.

Са-са-са — у сосны стоит лиса.
Са-са-са — вот летит оса.
Са-са-са — у норы оса.
Са-са-са — у Сони длинная коса.

Се-се-се — прищемили хвост лисе.
Сё-сё-сё — вот и лето всё.

Си-си-си — в тине караси.
Си-си-си — мы едем мимо на такси.

Со-со-со — у Вовы колесо.
Со-со-со — покатилось колесо.
Со-со-со — прокололи колесо.

Су-су-су — сумку новую несу.
Су-су-су — сова кричит в лесу.

Сы-сы-сы — у осы усы.
Сы-сы-сы — у папы усы.
Ся-ся-ся — вот морковка вся.

Язык книзу: са-са-са,
Укусила нос оса.
Язык книзу: сы-сы-сы,
У сома усы — усы.

Сы-со-са — на бумаге поло… (са).
Су-са-сы — у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со — покатилось коле… (со).
Са-со-су — маме я цветы не… (су).
Са-са-са — вот опять идёт… (лиса).
Сы-сы-сы — прибежали две… (лисы).
Су-су-су — дети видели… (лису).
Сой-сой-сой — волк погнался за… (лисой).
Се-се-се — много сказок о… (лисе).
Ис-ис-ис — в лесу есть много… (лис).

Са-са-са — кто это?
Са-са-са — это лиса.
Са-са-са — что же делает лиса?
Са-са-са — гуляет по лесу лиса.
Са-са-са — кого встретила лиса?
Са-са-са — волка встретила лиса.

За-за-за — начинается гроза.
За-за-за — на лугу стоит коза.
Зе-зе-зе — дай воды козе.
Зе-зе-зе — травку дали мы козе.
Зи-зи-зи — к дому подвези.
Зу-зу-зу — мы увидели козу.
Зу-зу-зу — ручеёк течёт внизу.
Зы-зы-зы — вымыли тазы.
Зя-зя-зя — нам болеть нельзя.
Зой-зой-зой — бежит козленок за козой.
Зон-зон-зон — в зоопарке есть безон.

Ац-ац-ац — вот какой матрац.
Ец-ец-ец — вот какой ты молодец.
Иц-иц-иц — для уколов нужен шприц.
Ца-ца-ца — это наша курица.
Це-це-це — много зёрен в огурце.
Цо-цо-цо — мы выходим на крыльцо.
Цу-цу-цу — мы похлопали певцу.

Игры на дифференциацию звуков Л – Р

1. «Самолет»

Цель:

Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.

2. «Перетягивание каната»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.

3. «Договори словечко»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).

4. «Садовники»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).

5. «Измени слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).

6. «Закончи слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).

7. «Ловишки из круга»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Оборудование: фанты у детей.

Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).

8. «Найди себе пару»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.

9. «Звериная лечебница»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.



Екатерина Сулейманова
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения

Дифференциация звуков [с]-[ш] .

Правильная артикуляция звука [с] . Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, Боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Правильная артикуляция звука [ш] . Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает «чашечку» .

Отличия звуков [с]-[ш] .

Губы в улыбке Губы округлены

Язык внизу Язык наверху

Воздух холодный Воздух теплый

Характеристика звука [с]- согласный , твердый, глухой.

Характеристика звука [ш]- согласный , всегда твердый, глухой.

Игра «Насос- ветер» .

Спойте песенку змеи-шшшшшшшшшш

Спойте песенку ветра- ссссссссссссссссс.

Произносите звуки чередуя с –ш- с- ш- с- ш….

Игра «Палочки» .

1. Взрослый произносит звуки [с]-[ш] , ребенок рисует палочки.

- звук [ш]- потому , что язык наверху,

- звук [с]- потому , что язык внизу.

2. Прочитайте по палочкам :

Игра «Договори словечко» .

Взрослый произносит начало слово, ребенок договаривает последний звук [с] или [ш] ,

Каранда….(ш, фини…. (ш, глобу….(с, ланды…. (ш, какту….(с, анана….(с, малы (ш, шала (ш, пару….(с, абрико (с….

Игра «Повтори за мной» .

СА- ша, со- шо, ша- са, шо- со, су- шу, сы- шы, шу- су, шы- сы…

Са- ша- са, са- са- ша. Ша- са- са

Со- шо- со со- шо- шо шо- шо- со

Су- су- шу шу- су- су су- шу- су

Сы- ши- ши ши- сы- ши ши- ши- сы

Са- со- шу

Шо- шу- са

Сы- ша- со

Ша- са- шу

Су- сы- шу

Со- шу- ша

Чистоговорки.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Игра «Повтори за мной» .

Ас- аш, ос- ош, аш- ас, ош- ос, ус- уш, ыс- ыш, уш- ус, ыш- ыс…

Ас- аш- ас, ас- ас- аш. ас- аш- аш

ос- ош- ос ос- ош- ош ош- ош- ос

ус- ус- уш уш- ус- ус ус- уш- ус

ыс- ыш- ыш шы- сы- шы шы- шы- сы

Ас- ос- уш

ош- уш- ас

ыс- аш- ос

аш- ас- ус

ус- ыс- уш

ос- уш- аш

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Игра «Замени звук » .

Замените в словах звук [с] на [ш] и наоборот. Ребенок повторяет оба слова.

Сутки- шутки споры- шторы

Суметь- шуметь сытый- шитый

Спит- шипит усы- уши

Усат- ушат мишка- миска

Басня- башня маска- Машка

Маша- масса каска- кашка

Ириска- Иришка просить- прошить

Нас- ваш ваш- вас

Саша, сушу, суша, сошел, сушить, шелест, шоссе, сушка, скошу, стишок, шесток, спешить, смешная, спешка, шанс, сшить, сушенный, сынишка, душистый, пушистый, машинист, сушки, спешу, смешу, слышу, слишком, соловушка, сушеный, стеклышко, смешно, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, послушный, шахматист, пастушок, пустышка, старушка, солнышко, послушный, распушил, шествие, расшумелся, путешествие.

Словосочетания.

Следите за правильным произношением.

Сосновая шишка.

Сонная кошка.

Сонина шуба.

Яшины санки.

Душистый куст.

Пышное тесто.

Душистое сено.

Шелковая косынка.

Пушистая кошка.

Высокая башня.

Сухие штанишки.

Бабушкин сундук.

Мышиный писк.

Квашеная капуста.

Косолапый мишка.

Острый шип.

Смешная шутка.

Шахматная доска.

Сытый мишка.

Вишневый сок.

Смешная маска.

Пустой мешок.

Школьная доска.

Смешные потешки.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой стишок, моя суша…

Соловушка, насмешка, шоссе, сынишка, машинист.

Чистоговорки.

Ребенок повторят чистоговорку полностью.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Укусила в нос оса- са- ша- са.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Гулять нам хорошо- шо- со- шо.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Любят песни малыши- ши- сы- ши.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

У нас большой шалаш- аш- ас- аш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Над кустами много ос- ос- ош- ос

Над вишней много ос- ош- ош- ос

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

На елке много бус- ус- уш- ус.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Предложения.

У Миши- санки.

Наш дедушка- машинист.

Наш насос шумит.

У Наташи сын- Саша.

Саша спешит к бабушке.

Посуда стоит в шкафу.

В саду кукует кукушка.

Соня пишет без ошибок.

Мишка ест из миски.

У кошки пушистая шуба.

На высокой сосне- шишки.

На окошке стоит кактус.

Стас насыпал пшено в мешок.

У высокой сосны- пушистые ветви.

Даша стоит под высоким мостом.

Кошка ест большую, вкусную сосиску.

Соня и Саша едут в путешествие.

На сонного мишку упала сосновая шишка.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

На лесной опушке стоит сосновая избушка.

Игра «Путаница» .

Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее, говорит полным ответом.

Суп ест Наташу.

Стакан моет Мишу.

Ананасовый сок пьет дедушку.

Пуховые подушки сушат Соню.

Миска ест из мишки.

Кокос отнес сына бабушке.

Стадо пасет пастушка Сашку.

Выставка спешит на Сашу.

Окошко сидит на пушистой кошке.

Скороговорки.

У Сони- шишки,

А у Саши- штанишки.

Скушай Саша шесть сушек.

Надо суметь, тут не шуметь.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Шишки на сосне,

Шашки на столе.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

У кошки- шесть котят,

У мышки –шесть мышат.

Стихи. (выучить) .

Любит сушки наша Даша,

Сушки- это вам не каша.

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа, дает им кашу,

Вот смешная Наташа.

Собака Пушок.

У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок- шалун.