Компания «Новация» предлагает купить оборудование кабинета технологии для девочек. В нашем каталоге представлен широкий ассортимент подобных изделий. Вы без труда подберете все необходимое для школы. Вся продукция соответствует требованиям ФГОС и отличается долгим сроком службы. Оформить заказ могут как жители Тюмени, так и представители других городов России.
Что мы предлагаем?
Школьные уроки технологии для девочек – отличная возможность приобщить маленьких женщин к кулинарии, пошиву одежды, рукоделию. Отрабатывая полученные знания на практике, девочка приобретает навыки, которые обязательно пригодятся ей в быту и даже при выборе будущей профессии. И чтобы занятия проходили в понятной и увлекательной форме, кабинет оснащают большим количеством инструментов и специальных принадлежностей.
Чтобы оборудовать кабинет технологии для девочек в школе вам понадобятся:
- красивая и удобная мебель;
- демонстрационные плакаты и стенды;
- ТСО (технические средства обучения) и ПО;
- принадлежности для занятий.
Почему стоит выбрать нас?
- Большой выбор
Мы собрали в каталоге все, что может потребоваться для школьного кабинета технологии. Вам остается лишь выбрать понравившуюся продукцию или доверить эту задачу специалистам. - Низкие цены
Мы всегда готовы подготовить 3-5 коммерческих предложений на выбор, чтобы вы получили самые выгодные условия сотрудничества. - Быстрая доставка
Мы сотрудничаем с ведущими транспортными компаниями. Гарантируем сохранность изделий и соблюдение оговоренных сроков доставки.
Уже выбрали оснащение для кабинета технологии? Оставьте онлайн-заявку или позвоните по телефону
ТОНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПАСПОРТ КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ
Кабинет №1
Зав. КабинетомКорсаков А. Е.
Паспорт учебного кабинета технологии
Техническая характеристика
- Общая площадь – 83кв. м.
- Высота- 4 метра
- Один вход со спортзала
- Пол деревянный, покрыт масляной краской.
- Стены побелены и до половины окрашены масляной краской.
- Рабочие столы имеют цвет светлой древесины.
- 4 окна
- Потолок побелен.
- Освещение. Плафон расположен посреди кабинета.
- Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 22оС.
- Относительная влажность воздуха 31%.
- В кабинете имеется2 рабочих зоны и 1 рабочее место учителя.
- Расстановка верстака – параллельная.
План работы кабинета технологии на 2015– 2016 учебный год
Виды работ |
Срок исполнения |
Ответственный |
|
1. |
Образцы изделий из древесины:
|
В течение года |
Корсаков А. Е. |
2.
3. |
Приемыобработки изделий из древесины
– выпиливание лобзиком; – отделка изделий из древесины: тонирование, лакирование; – выжигание по дереву. Приемы обработки изделий из металла – правка заготовок из тонколистового металла и проволоки; Разметка заготовок из тонколистового металла; Резание заготовок из тонколистового металла и проволоки; Зачистка заготовок; Гибка заготовок; Получение отверстий в металлических заготовках; Отделка изделий из тонколистового металла: зачистка напильником, обработка шлифовальной шкуркой, окраска. |
По расписанию |
Корсаков А. Е. |
4. |
Технологические карты:
Правка, разметка, резание сгибание тонколистового металла; Способы обработки различных поверхностей напильником; Отделка изделий из металлов. |
В течение года |
Корсаков А. Е. |
5. |
Оформление кабинета:
|
В течение года |
Корсаков А. Е. |
Перечень |
Примерные сроки |
Выполнение |
|
Кабинет технологии |
|||
Приобретение метл. линеек |
2014–2015 гг. |
Выполнено |
|
Приобретение ручных лобзиков |
2014–2015 гг. |
Выполнено |
|
Приобретение электролобзиков |
2014–2015 гг.. |
Выполнено |
|
Приобретение ножовок. |
2014–2015 гг.. |
Выполнено |
|
Приобретение надфилей. |
Выполнено |
||
Приобретение рубанков. |
Выполнено |
||
Приобретение стамесок. |
Выполнено |
График влажной уборки и проветривания
Влажная уборка |
Время проветривания |
Длительность проветривания |
|
в малые перемены |
в большие перемены |
||
18.00 |
5–6 мин |
Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки кабинета
(Аптечка находится в учительской)
- Жгут – 2шт. (применяется для временной остановки кровотечения).
- Раствор водорода перекиси – 1шт.
- Аммиак – 1шт.
- Зеленка – 1шт.
- Йод – 1шт.
- Активированный уголь – 2шт.
- Кальций глюконат – 1шт.
- Вата – 1 уп.
- Бинт – 1шт.
- Бактерицидный унипласт – 2 шт.
- Напальчник – 5 шт.
Перечень методических материалов
1. Методические папки:
- Паспорт кабинета технологии МБОУ Тонкинской СОШ
- Тематическое планирование по технологии;
- Документы по технике безопасности кабинета технологии.
2. Тематические карточки с заданием и раздаточным материалом:
- Карта «Оборудование рабочего места для ручной обработки» ;
- Карта«Соединение деталей из древесины»;
- Карта «Виды разметок рабочего места»;
- Карта«Пиломатериалы и способ их получения»;
- Карта«Сверла ручные и сверлильные инструменты»;
- Карта «Выдалбливание проушин »;
- Карта«Выпрямление и разрезание проволоки»;
- Карта«Способы обработки различных поверхностей напильником»;
- Карта«Отделка изделий из металла»;
Перечень методической и учебной литературы
Наименование литературы |
Издательство |
Примечание |
|
Методическая литература |
|||
Технология. 5 кл. (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко. |
Издательство «Учитель» 2007 г. |
||
Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5-7 кл. |
Волгоград«Учитель» 2007г |
||
Учебные задания по труду для программированного обучения: 5 кл. |
Москва «Просвещение» 1991г |
||
Технология. 7 кл. (мальчики):поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко. |
Издательство «Учитель», 2008г |
||
«Методика обучения учащихся технологию) книга для учителя. |
Под редакцией В.Д. Симоненко |
||
Технология. 8 класс (юноши): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко. |
|||
Технология:поурочные планы по разделу «Технология обработки металлов» по программе В.Д Симоненко 5-7 кл. |
Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г. |
||
Технология:6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д Симоненко. |
Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г |
||
Учебная литература |
|||
Программа «Технология» 5–11 кл. |
Москва.: Просвещение2005 г. |
||
Технологический труд: 5 кл: Учебник для учащихся общ. уч.А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. –М.: Вентана-Граф, 2011.-167с. |
Издательский центр «Вентана-Граф»,2010 |
||
Технология. Технологический труд: 6 кл: Учебник для учащихся общ. уч. -4-е изд., перераб. Под ред. В. Д. Симоненко. : |
|||
Технология. Технический труд: 7 кл. Учебник для общ. уч. – 3-е изд., перера. Под ред. В.Д Симоненко.- |
Москва. Издательский центр «Вента-Граф» 2008 |
||
Технология: 8 кл.: учебник для учащихся общ. уч. – 2-е изд., перераб. Б. А. Гончаров, Е. В. Елесеева, А А. Электов,; под ред. В. Д. Симоненко. |
Москва. Издательский центр «Вента-Граф» 2012 |
||
Перечень оборудования кабинета технологии.
№п/п |
Наименование оборудования |
Модель оборудования |
Количество |
Столярный верстак. |
|||
Электролобзик. |
Bosch |
||
Ручной лобзик. |
|||
Столярнаяножовка. |
|||
Линейка металлическая |
|||
Отвертка |
|||
Ключ накидной. |
|||
Набор стамесок |
|||
Молоток столярный |
|||
Рубанок столярный |
|||
Напильник |
|||
Пассатижи |
|||
Бокорезы |
|||
Штангельциркуль |
|||
Ножницы по железу |
|||
Набор сверил по железу |
|||
Набор сверил по дереву |
|||
Защитные очки |
В общеобразовательной школе создаются комбинированные учебные мастерские:
По обработке металла и древесины для мальчиков, учащихся 5-9-х классов;
По обработке тканей и для работ с пищевыми продуктами для девочек.
Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией.
Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда и оформляется соответствующими актами.
В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования и рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских и размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать возможность контроля за действиями каждого учащегося.
Рабочее место учащегося для индивидуального пользования -верстак или специальный стол с откидным приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.
Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов.
Рабочее место учителя в мастерской должно располагаться на возвышении-подиуме.
Оно оборудуется:
· столом;
· классной доской с комплект классных инструментов;
· устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся.
Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.
Каждая учебная мастерская должна оснащаться умывальниками с щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электросушилками для рук либо полотенцами (допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации).
В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.
Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе по безопасности труда, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие соответствующих противопоказаний. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Пользование спецодеждой должно быть строго индивидуальным.
К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда.
Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и
оформляется актом.
Учителя трудового обучения обязаны один раз в пять лет пройти курсовую переподготовку по охране труда и аттестации, по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже 3-й.
Мастерские по обработке тканей и кулинарии Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20-25% площади).
Рабочими местами индивидуального пользования данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкций и укладками с инструментами.
Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них швейными машинами.
Рабочими местами коллективного пользования являются оверлоки, гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается стол или съемный щит для раскроя ткани.
Места для влажно-тепловой обработки следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя.
К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода.
Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
Оборудование блока «Обработка тканей».
Образцы тканей разной фактуры и цвета:
¨ хлопок;
¨ шерсть;
¨ смесовые ткани.
Инструменты, приборы, приспособления:
¨ ножницы - 10-15 шт.;
¨ зигзагообразные ножницы - 2 шт.;
¨ длинномерные линейки (75-100 см) - 5-10 шт.;
¨ гибкий сантиметр-5-10 шт.;
¨ лекало - 5-10 шт.;
¨ утюги - 3 шт.;
¨ гладильные доски - 2 шт.:
¨ булавки для скалывания ткани -1 коробка;
¨ масштабная бумага - 1 рулон.
Блок «Домашняя экономика» должен иметь:
¨ инструкцию по технике безопасности и охране труда;
¨ 2 электрические плиты;
¨ холодильник;
¨ бак для отходов с педалью и крышкой;
¨ ведро эмалированное;
¨ таз эмалированный - 3 шт.;
¨ сушилка для посуды-2 шт.;
¨ 3-4 чайника;
¨ сито-2 шт.;
¨ скалка - 6 шт.;
¨ скатерть матерчатая с салфетками - 2 шт.;
¨ щетка для мытья раковины - 2 шт.;
¨ набор кастрюль;
¨ набор сковород;
¨ 3 чайных сервиза;
Рассмотрено на заседании
районного методического совета
29.11.2012 Протокол № 3
УТВЕРЖДЕНО
приказом начальника управления
образования от 16.01.2013 № 12
Требования к кабинету технологии
1. Санитарно-гигиенические требования
1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии с требованием СанПиН 2.4.2.2821-10 к естественному и искусственному освещению.
1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2.2 м от пола
1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
1.5. Уровень освещенности кабинета должен соответствовать норме от 300 до 500 ЛК.
1.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок. Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской
1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0.6, потолка-0,7-0,8, пола-0, 3-0,5.
1.10. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
1.11. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
Для образовательной области «Технология» необходимо выделить следующие помещения:
- кабинет художественного труда (1-IV классы);
- мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по обработке ткани;
- мастерская по обработке пищевых продуктов;
- кабинет технической графики.
При наличии площади допускается создание кабинета «Электрорадиотехнология». Допускается организация комбинированных мастерских «мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов», а также «мастерской по обработке конструкционных материалов», в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.
2. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»
2.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом «Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ».
2.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 м² на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 м² - для комбинированной мастерской и 4,5 м² для мастерских по обработке ткани и 4,5 м² для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования». Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области «Технология» должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.
2.3. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 м³ Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.
2.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.
2.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.
2.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода" один -в коридоре, другой - в мастерскую.
2.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 м², а кладовая для хранения сырья и готовой продукции - от 12 до 16 м² в зависимости от вместимости классов-комплектов.
2.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.
2.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
2.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.
2.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: «кухня-лаборатория» и зона для теоретической подготовки.
2.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.
2.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.
2.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 м²
2.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.
2.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 м² в зависимости от типа школы.
2.17. При площади кабинета технической графики менее 60 м² должно быть и лаборантское помещение.
2.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.
2.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.
2.20. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.
2.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
2.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа «Кульман».
2.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.
2.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.
3. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области «Технология»
3.1. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.
3.2. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология» должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся - для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):
- столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области «Технология»;
- столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;
- одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;
- универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;
- стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);
- верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);
- подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),
- шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);
- доски классные (ГОСТ 20064-86);
- гладильные столы или доски.
3.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.
3.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.
В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели - NN 4,5.
3.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.
3.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.
3.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.
4. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся
4.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.
4.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.
4.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.
4.4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
4.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.
4.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.
4.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.
4.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.
4.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.
4.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.
4.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.
4.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.
4.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.
4.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.
4.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.
4.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина - 2400) и стол учителя со стулом.
4.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.
4.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.
4.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 - 6 шт., N 5 - 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.
4.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.
5. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области «Технология» аппаратурой и приспособлениями
5.1. В кабинете должны быть постоянно размещены компьютер с колонками и мультимедийный проектор.
5.2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в классе должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене, третья - на стене противоположной окнам.
5.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран.
5.4. Для подключения аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.
5.5.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.
6. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области «Технология» учебным, оборудованием, и необходимой документацией
6.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области «Технология» рекомендуется определять по действующими «Перечням учебного оборудования по образовательной области „Технология“ для общеобразовательных учреждений России», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.
6.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.
6.3. Оборудование, не предусмотренное «Перечнями», в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.
6.4. В кабинете и мастерских образовательной области «Технология» должны быть инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).
6.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
6.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.
7. Требования к размещению и хранению оборудования
7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
7.2. Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.
7.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние - с остекленными, антресольные верхние - с глухими дверками.
7.4. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.
7.5. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.
7.6. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.
7.7. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.
7.8. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.
8. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских
8.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.
8.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.
8.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.
8.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.
8.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.
8.6. В кабинетах и мастерских должны быть постоянно действующие выставки изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.
9. Правила пожарной безопасности
9.1 . Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения, наличие инструкции по пожарной безопасности.
9.2. Не допускается устанавливать на окнах несъемные металлические решетки, загромождать и закладывать кирпичом оконные проемы.
Запрещается:
9 .3. Применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
9.4. Использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);
9.5.Оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, персональные компьютеры, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.
10. При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:
10. 1..Закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки.
11. При эксплуатации электроустановок запрещается:
11.1. Пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
11.2. Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
11.3. Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
11.4. Применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
11.5. Оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
11.6. Использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология"
1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).
В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.
3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.
4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.
5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.
8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.
9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.
10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.
11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.
12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.
13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.
14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.
15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).
16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.
17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.
18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.
19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.
20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.
21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).
23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.
25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.
26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.
27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".
28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.
29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.
30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.
31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.
32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.
33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.
34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.
35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок" (ПТЭ).
36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.
37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.
38. Пайка должна осуществляться с применением бескислотных флюсов.