Характеристика моста топография. Условные знаки

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.

Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.

. Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-

стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе ), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).

Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).

Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).

. Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).

Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

. Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.


Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,

разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).

Планы и топографические карты имеют единую систему условных знаков. В основе этой системы лежат следующие положения:

  • каждому графическому знаку всегда соответствует определенный тип объекта или явления;
  • каждый условный знак имеет свой четкий рисунок;
  • на и на планах, которые имеют разный, но близкий масштаб, условные знаки одних и тех же объектов отличаются, как правило, только размерами;
  • в рисунках условных знаков используются приемы и средства, обеспечивающие воспроизведение профиля или внешнего вида соответствующих объектов на земной поверхности, способствующие установлению ассоциативной связи знака и объекта. Обычно выделяют 10 способов формирования композиций знаков.

1. Способ значков .

Он применяется для указания местоположения объектов, не выражающихся в (значки отдельно стоящих деревьев, зданий, месторождений , населенных пунктов, туристических объектов). По своей форме они могут быть геометрическими, буквенными, картинными. В любом случае эти знаки указывают местоположение данного объекта, взаимное расположение различных объектов.

2. Способ линейных знаков .

Он используется для передачи объектов и явлений линейного протяжения, не выражающихся по своей ширине в масштабах карты. Таким способом на топографических картах или планах показывают реки, границы, пути сообщения.

3. Способ изолиний (от греч. «изос» - равный, одинаковый).

Этот способ предназначен для характеристики явлений сплошного распространения на Земле, имеющих числовое выражение, - , и др. Изолиниями при этом называют кривые, соединяющие точки с одинаковым количественным значением. В зависимости от того, какое явление они характеризуют, изолинии будут называться по-разному:

  • - линии, соединяющие точки с одинаковой температурой;
  • изогисты - линии, соединяющие точки с одинаковым количеством осадков;
  • изобары - линии, соединяющие точки с одинаковым давлением;
  • изогипсы - линии, соединяющие точки с одинаковой высотой;
  • изотахи - линии, соединяющие точки с одинаковой скоростью .

4. Способ качественного фона .

Он применяется для выделения однородных в качественном отношении участков земной поверхности по природным, социально-экономическим, политико-административным признакам. Этим способом, например, показывают государства на или районы на картах административного деления областей, возраст на тектонических картах, типы растительности на почвенных картах или на картах размещения растительного мира.

5. Способ диаграмм .

Его используют для отображения каких-либо количественных характеристик явлений сплошного распространения в конкретных точках, например, годовой ход температуры, количество осадков по месяцам или по метеорологическим станциям.

6. Точечный способ .

Он применяется для показа массовых явлений, рассредоточенных по территории. Например, этим способом показывают размещение населения, посевных или орошаемых площадей, поголовье скота и т.д.

7. Способ ареалов .

Его применяют для отображения области распространения какого-либо явления (не сплошного по полю ), например, растений, животных. Графическое оформление границы и площади контура ареала может быть самым разнообразным, что дает возможность многогранной характеристики явления.

8. Способ знаков движения .

Он предназначен для показа различных пространственных перемещений (перелетов птиц, маршрутов путешествий, и других). В качестве графических знаков движения используются стрелки и полосы. С помощью них можно показать путь, способ, направление и скорость перемещения явления, а также некоторые другие характеристики. На планах и топографических картах этим способом показывают и направление течения .

9. Способ картодиаграммы .

Он обычно используется для показа в виде диаграмм количественных характеристик явлений в пределах отдельных территориальных единиц. Способ широко применяется при анализе и обработке статистических и экономических показателей, таких, например, как объем производства, структура , запас древесины и другие.

10. Способ картограммы применяют, как правило, для сравнения относительных показателей какого-либо явления, характеризующих какую-либо территорию в целом. Таким способом, например, показывают среднюю плотность населения на 1 км2 по административным единицам, среднюю областей и т.д. Этот способ, как и способ картодиаграмм, широко используется при анализе статистических показателей.

В самих способах изображения условных знаков заключены сведения о том, для каких объектов и явлений они могут применяться, каковы их возможные и наилучшие сочетания при выражении того или иного содержания карт. Некоторые, условные знаки вообще не могут комбинироваться на одной карте: например, точечный способ не сочетается на карте со способом значков и картограмм. С картограммой хорошо сочетаются способы значков. Это очень важно знать для использования условных знаков.

Перед созданием карты любого масштаба идет отбор явлений или объектов, которые необходимо в виде условных знаков отобразить на ней.

Хорошо изучив условные знаки, можно затем работать с любыми топографическими картами или планами. Правила пользования этими знаками составляют важные разделы грамматики языка карты или плана.

Для изображения различных объектов и процессов, их качественных и количественных характеристик на картах используют особый язык — условные знаки (условные обозначения) .

Условные знаки на географических картах выполняют сразу две функции – определяют пространственное положение объектов и указывают их вид и некоторые характеристики. Различают площадные (или масштабные), линейные, внемасштабные и пояснительные условные знаки. Перечень всех используемых на карте условных знаков и их объяснения содержит легенда к карте. Из чтения легенды можно составить представление о карте, не глядя на неё.

Объектами, изображаемыми на картах, могут быть любые предметы, явления или процессы. Для их изображения применяют самые разнообразные способы. Посмотрим на уже известные нам карты.

Рельеф Земли изображается послойной окраской . Так, низменности, имеющие высоты от 0 до 200 м, закрашиваются зеленым цветом, а возвышенности, имеющие высоты от 200 до 500 м, — светло-коричневым. Какой высоте соответствует каждый цвет, видно из табл., помещенной внизу карты. Она называется шкалой высот. Пользуясь ею, можно быстро определить приблизительную высоту какого-либо участка территории. Так же построена и шкала глубин. Высоты некоторых горных вершин или низменностей, а также глубины океанических впадин показаны на карте и глобусе в метрах.

Полезные ископаемые Земли (уголь, нефть, газ, золото, алмазы и др.) показывают на карте специальными значками . Это международные значки, они понятны каждому.

Изолинии (от греческого isos — равный) — линии на географических картах , проходящие через точки с одинаковыми значениями какого-либо географического явления , например, атмосферного давления — изобары , температуры воздуха — изотермы , высоты земной поверхности — изогипсы (горизонтали ).

Способ ареалов используется на картах растительности, животного мира, карте лесов. С его помощью показываются площади распространения (ареалы) тех или иных видов растений, животных или лесов разного состава: хвойных, смешанных и т.д.

Знаки движения изображают перемещение различных объектов и явлений на карте: морские течения, ветры, воздушные массы, а также транспортные перевозки грузов и пассажиров.

Качественный фон используют, например, для изображения религиозного или национального состава населения.

Картодиаграмма изображает на карте географические объекты или явления диаграммными фигурами, например — промышленность крупных городов на карте промышленности.

Картосхема — схематическая карта, не имеющая градусной сетки, изображает географические объекты и явления просто и наглядно. Например, картосхема погоды, картосхема торговых связей страны, схемы маршрутов и путешествий и т.д.

Избранные условных знаках для топографических планов в масштабах 1:500 и 1:1000:

Наименование с характеристикой топографического объекта Условные топографические знаки на плане местности
1 Пункты государственной геодезической сети
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Строения: Жилые огнестойкие: (каменные, кирпичные, бетонные) 1) одноэтажные; 2) более одного этажа 1) 2)
11 Нежилые строения огнестойкие: (каменные, кирпичные, бетонные) 1) одноэтажные; 2) более одного этажа 1) 2)
12 Жилые строения неогнестойкие: (деревянные, глинобитные и др.) 1) одноэтажные; 2) более одного этажа 1) 2)
13 Нежилые строения неогнестойкие (деревянные, глинобитные и др.) 1) одноэтажные; 2) более одного этажа 1) 2)
14 Строящиеся здания
15 Полуразрушенные и разрушенные здания
16 Отметка высоты пола первого этажа (внутри контура); Отметка земли на углу дома
17 Церковные здания: 1) каменные с разновысотными куполами; 2) деревянные с одним куполом 1) 2)
18 Мечети: 1) каменные; 2) деревянные 1) 2)
19 Небольшие постройки: 1) гаражи индивидуальные; 2) туалеты 1) 2)
20 Откосы: Неукрепленные (цифра 2, 5 – высота откоса в метрах)
21 Откосы неукрепленные (цифра 102, 5 – высота откоса в метрах)
22 Откосы укрепленные (цифра 102, 5 – высота откоса в метрах; надпись – способ укрепления)
23 Открытые разработки твердых полезных ископаемых (карьеры и др.) (цифра – глубина в метрах)
24 Бензоколонки
25 Электроподстанции, трансформаторные будки с их номерами
26 Колодцы и скважины, совмещенные с водонапорными башнями
27 Фонари электрические на столбах
28 Колодцы смотровые (люки) подземных коммуникаций:
1) без назначения;
2) на водопроводных сетях;
3) на канализационных сетях;
4) на теплосетях;
5) на газопроводах
1) 2)
3) 4)
29 ЛЭП (Линии электропередачи) на незастроенной территории (цифры – высоты ферм в метрах, напряжение в кВ, число проводов или кабелей):
1) ЛЭП высокого напряжения на железобетонных фермах;
2) ЛЭП высокого напряжения на металлических фермах;
3) кабельная воздушная ЛЭП высокого напряжения на железобетонных и деревянных столбах;
4) ЛЭП низкого напряжения на металлических и деревянных столбах
1) 2)
3) 4)
30 ЛЭП (Линии электропередачи) на застроенной территории:
1) ЛЭП высокого напряжения на деревянных фермах;
2) ЛЭП высокого напряжения на столбах;
3) кабельная воздушная ЛЭП высокого напряжения на столбах;
4) ЛЭП низкого напряжения на деревянных столбах
1) 2)
3) 4)
31 Трубопроводы: Наземные (Г – газопровод, В – водопровод, К – канализация, Н – нефтепроводы; материал труб — бет ., ст . и др.; цифры – диаметр труб в миллиметрах): 1) наземные на грунте; 2) на опорах (цифры – высота опор в метрах) 1)
2)
32 Трубопроводы подземные: 1) трубопроводы с колодцами смотровыми (цифры – номера и высотные отметки колодцев; гл. 1, 2 — глубина заложения труб); 2) трубопроводы, проложенные рядом в одной траншее (цифры – число прокладок); 3) направление течения жидкости в самотечных прокладках 1)
2)
3)
33 Решетки сточные
34 Трубопроводы надводные на опорах (отмывка зеленым цветом)
35 Трубопроводы на поверхности дна (отмывка зеленым цветом)
36 Линии связи и технические средства управления воздушные проводные (телефон, радио, телевиз. и др.)
37 Мачты, вышки, ретрансляторы радио и телевизионные (цифры – их высоты в метрах) 1:1000 1:500
38 Свалка (штриховые линии коричневым цветом)
40 Пустырь, Площадки строительные
42 Дороги:

1) автомагистрали (материал покрытия – бетон); кюветы зеленым цветом.

2) автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (асфальт); кюветы зеленым цветом.

1)

2)

43 Проезжие части улиц и тротуары:
Отмывка розовым цветом
1) проезжие части улиц при наличие бортового камня;
2) проезжие части улиц без бортового камня;
3) тротуары с твердым покрытием;
4) тротуары без покрытия
44 Дороги без покрытия:

1) улучшенные грунтовые дороги; кюветы зеленым цветом.

2) грунтовые дороги (полевые, лесные, проселочные);

1)
2)
3)
45 Дороги в выемках (цифры – глубины выемок в метрах); кюветы зеленым цветом.
46 Железные дороги
47 Железные дороги узкоколейные (назначение и ширина колеи в миллиметрах)
48 Железные дороги по насыпям (цифры – высота насыпей в метрах)
49 Пути станционные 1:1000 1:500
50 Мосты пешеходные над железными дорогами (буквы – материал моста)
52 Горизонтали (коричневым цветом):

1) утолщенные (через данный интервал высоты сечения);

2) основные;

3) полу-горизонтали (в половину высоты сечения);

4) четверть-горизонтали (в 1/4 высоты сечения)

1)
2)
3)
4)
53 Указатели направления ската (бергштрихи)
54 Отметки высот
55 Обрывы земляные (коричневым цветом): (цифры – глубина в метрах)
56 Ямы (цифры – глубина в метрах)
57 Курганы (цифры – высота в метрах)
59 Водотоки, береговые линии и отметки урезов воды (высота и дата измерения), Граница суши и воды зеленым цветом, отмывка голубым цветом.
60 Ручьи (ширина не выражается в масштабе плана) голубым цветом.
61 Характеристики водотоков: 1) направление и скорость течения в м/ c ; 2) ширина в метрах (числитель), глубина в метрах и грунт дна (знаменатель)
62 Мосты:
1) на общем пролетном строении (мет. – металлические, кам. –каменные, ЖБ – железобетонные, цифры – грузоподъемность в тоннах);
2) малые деревянные;
3) пешие
1) 2)
3)
63 Растительность: Контуры растительности, сельскохозяйственных угодий, грунтов и др.
64 Характеристики лесных древо-стоев по составу: 1) лиственные; 2) хвойные; 3) смешанные; по качественным данным: 4) средняя высота деревьев в метрах (числитель), средняя толщина стволов в метрах (знаменатель), среднее расстоя-ние между деревьями в метрах (цифра справа), порода деревьев 1) 2)
3) 4)
65 Леса естественные высокие
66 Лесопосадки молодые (цифра – средняя высота в метрах)
67 Участки леса вырубленные
68 Кустарники отдельные группы
69 Заросли (с указанием породы и средней высоты)
70 Растительность травяная, луговая
71 Сады фруктовые (цифра – средняя высота в метрах)
72 Газоны, клумбы
73 Пашня
74 Сенокосы с группами кустарников
75 Пастбище с редколесьем
76 Грунты:

1) пески ровные (коричневым цветом);

На топографических картах и планах изображают разные объекты местности: контуры населенных пунктов, сады, огороды, озера, реки, линии дорог, электропередачи. Совокупность этих объектов называется ситуацией . Ситуацию изображают условными знаками .

Стандартные условные знаки, обязательные для всех учреждений и организаций, составляющих топографические карты и планы, устанавливаются Федеральной службой геодезии и картографии РФ и издаются либо отдельно для каждого масштаба, либо для группы масштабов.

Условные знаки делятся на пять групп:

1. Площадные условные знаки (рис. 22) применяют для заполнения площадей объектов (например пашни, леса, озера, луга); они состоят из знака границы объекта (точечный пунктир или тонкая сплошная линия) и заполняющих его изображений или условной окраски; например, на условном знаке 1 показан березовый лес; цифры (20/0,18) *4 характеризуют древостой, (м): числитель - высоту, знаменатель - толщину ствола, 4 - расстояние между деревьями.

Рис. 22. Площадные условные знаки:

1 - лес; 2 - вырубка; 3 - луг; 4 - огород; 5 - пашня; 6 - фруктовый сад.

2. Линейными условными знаками (рис. 23) показывают объекты линейного характера (дороги, реки, линии связи, электропередачи), длина которых выражается в данном масштабе. На условных изображениях приводятся различные характеристики объектов; например, на шоссе 7 (м) показаны: ширина проезжей части - 8 и всей дороги - 12; на однопутной железной дороге 8: +1,800 - высота насыпи, - 2,900 - глубина выемки.

Рис. 23. Линейные условные знаки

7 - шоссе; 8 - железная дорога; 9 - линия связи; 10 - линия электропередачи; 11 - магистральный трубопровод (газ).

3. Внемасштабные условные знаки (рис. 24) служат для изображенияобъектов, размеры которых не выражаются в данном масштабе карты или плана (мосты, километровые столбы, колодцы, геодезические пункты). Как правило, внемасштабные знаки определяют местоположение объектов, но по ним нельзя судить об их размерах. На знаках приводятся различные характеристики, например, длина 17 м и ширина 3 м деревянного моста 12, отметка 393,500 пункта геодезической сети 16.

Рис. 24. Внемасштабные условные знаки

12 - деревянный мост; 13 - ветряная мельница; 14 - завод, фабрика;

15 - километровый столб, 16 - пункт геодезической сети

4. Пояснительные условные знаки представляют собой цифровые и буквенные надписи, характеризующие объекты, например, глубину и скорость течения рек, грузоподъемность и ширину мостов, породу леса, среднюю высоту и толщину деревьев, ширину шоссейных дорог. Эти знаки проставляют на основных площадных, линейных, внемасштабных.


5. Специальные условные знаки (рис. 25) устанавливают соответствующие ведомства отраслей народного хозяйства; их применяют для составления специализированных карт и планов этой отрасли, например, знаки для маркшейдерских планов нефтегазовых месторождений - нефтепромысловые сооружения и установки, скважины, промысловые трубопроводы.

Рис. 25. Специальные условные знаки

17 - трасса; 18 - водопровод; 19 - канализация; 20 - водозаборная колонка; 21 - фонтан

Чтобы придать карте или плану большую наглядность, для изображения различных элементов используют цвета: для рек, озер, каналов, заболоченных участков - синий; лесов и садов - зеленый; шоссейных дорог - красный; улучшенных грунтовых дорог - оранжевы. Всю остальную ситуацию дают черным цветом. На изыскательских планах цветным делают подземные коммуникации (трубопроводы, кабели).

Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах

Рельефом местности называется совокупность неровностей физической поверхности Земли.

В зависимости от характера рельефа местность разделяют на горную, холмистую, равнинную. Все разнообразие форм рельефа местности обычно сводят к следующим основным формам (рис. 26):

Рис. 26. Основные формы рельефа

1. Гора - куполообразная или коническая возвышенность земной поверхности. Основные элементы горы:

а) вершина - самая возвышенная часть, заканчивающаяся или почти горизонтальной площадкой, называемой плато, или острым пиком;

б) скаты или склоны, расходящиеся от вершины во все стороны;

в) подошва - основание возвышенности, где скаты переходят в окружающую равнину.

Небольшая гора называется холмом или сопкой ; искусственный холм называется курганом .

2. Котловина - чашеобразная, вогнутая часть земной поверхности, или неровность, противоположная горе.

В котловине различают:

а) дно - самую низкую часть (обычно горизонтальная площадка);

б) щеки - боковые покатости, расходящиеся от дна во все стороны;

в) окраину - границу щек, где котловина переходит в окружающую равнину. Небольшая котловина называется впадиной или ямой .

3. Хребет - возвышенность, вытянутая в одном направлении и образованная двумя противоположными скатами. Линия встречи скатов называется осью хребта или водораздельной линией . Понижающиеся части хребтовой линии называются перевалами .

4. Лощина - углубление, вытянутое в одном направлении; форма противоположная хребту. В лощине различают: два ската и тальвег, или водосоединительную линию, которая часто служит ложем ручья, или реки.

Большая широкая лощина, с мало наклонным тальвегом, называется долиной ; узкая лощина с крутыми скатами, быстро понижающимися, и прорезывающим хребет тальвегом, называется тесниной или ущельем . Если она расположена в равнине, то называется оврагом . Небольшая лощина с почти отвесными скатами называется балкой, рытвиной или промоиной .

5. Седловина - место встречи двух или нескольких противоположных возвышенностей, или противоположных лощин.

6. Уступ или терраса - почти горизонтальная площадка на скате хребта или горы.

Вершина горы, дно котловины, самая низкая точка седловины являются характерными точками рельефа .

Водораздел и тальвег представляют собой характерные линии рельефа .

В настоящее время для крупномасштабных планов приняты лишь два способа изображения рельефа: подпись отметок и проведение горизонталей.

Горизонталью называется замкнутая кривая линия местности, все точки которой имеют одну и ту же высоту над уровнем моря или над условной уровенной поверхностью.

Горизонтали образуются так (рис. 27). Пусть возвышенность омывается поверхностью моря с отметкой, равной нулю. Кривая, образованная пересечением поверхности воды с возвышенностью, и будет горизонталью с отметкой, равной нулю. Если мысленно рассечем гору, например, двумя уровенными поверхностями с расстоянием между ними h=10 м, то следы сечения возвышенности этими поверхностями дадут горизонтали с отметками 10 и 20 м. Если спроектировать следы сечения этих поверхностей на горизонтальную плоскость в уменьшенном виде, получим план возвышенности в горизонталях.

Рис. 27. Изображение рельефа горизонталями

На плане в горизонталях возвышенности и углубления имеют одинаковый вид. Чтобы отличить возвышенность от углубления, в сторону понижения ската перпендикулярно к горизонталям ставят короткие штрихи - указатели скатов. Эти штрихи называют бергштрихами . Понижение и повышение местности можно установить и подписи отметок горизонталей на плане. Избражение основных форм рельефа представлены на рисунке 28.

В случаях когда элементы ската не отражаются сечением основных горизонталей, на плане проводят полугоризонтали и четвертьгоризонтали на высоте половины и четверти основного сечения.

Например, выступ и подошва ската возвышенности не отражаются основными горизонталями. Проведенная полугоризонталь отражает выступ, а четвертьгоризонталь - подошву ската.

Рис. 28. Изображение основных форм рельефа горизонталями

Основные горизонтали вычерчивают коричневой тушью тонкими сплошными линиями, полугоризонтали - прерывистыми линиями, четверть горизонтали - коротким штрихпунктиром (рис. 27). Для большей наглядности и удобства счета некоторые горизонтали утолщают. При высоте сечения 0,5 и 1 м утолщают каждую горизонталь, кратную 5 м (5, 10, 115, 120 м и т.д.), при сечении рельефа через 2,5 м - горизонтали, кратные 10 м (10, 20, 100 м и т. д.), при сечении 5 м утолщают горизонтали, кратные 25 м.

Для определения высоты рельефа в разрывах утолщенных и некоторых других горизонталей подписывают их отметки. При этом основания цифр отметок горизонталей ставят в сторону понижения ската.

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.